Научная статья на тему 'Педагогическая технология адаптации курсантов к профессиональнослужебной деятельности в условиях военного вуза'

Педагогическая технология адаптации курсантов к профессиональнослужебной деятельности в условиях военного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
324
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / АДАПТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-СЛУЖЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / ADAPTATION / PROFESSIONALLY-SERVICE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ревков И.В.

Адаптационный процесс курсантов младших годов обучения требует особого внимания вследствие ре- шающего значения успешности данного этапа профессионального становления для эффективности даль- нейшей профессионально-служебной деятельности. Статья посвящена описанию формализованной модели педагогической технологии адаптации курсантов к профессионально-служебной деятельности в условиях во- енного вуза, определению целей, задач, форм и методов ее реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ревков И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EDUCATIONAL ADAPTATIONAL TECHNOLOGY FOR STUDENTS TO THE PROFESSIONAL SERVICE ACTIVITY IN CONDITIONS OF A MILITARY ACADEMY

An adaptation process of cadets requires special attention because of the decisive importance for the success of this stage of professional development, for the effectiveness of the future professional service activities. The article describes the formal model of educational adaptational technology for cadets to professional performance in terms of military high school, the defi nition of goals and objectives of its use in conjunction with the forms and methods of implementation.

Текст научной работы на тему «Педагогическая технология адаптации курсантов к профессиональнослужебной деятельности в условиях военного вуза»

УДК 378.6:355 И.В. РЕВКОВ

соискатель кафедры теории и методики обучения русскому языку и литературе Орловского государственного университета E-mail: revkov_igor@mail.ru

UDC 378.6:355 I.V. REVKOV

applicant of the Department of theory and methodology of teaching Russian language and literature, Orel state

university

E-mail: revkov_igor@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ АДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-СЛУЖЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ВУЗА

THE EDUCATIONAL ADAPTATIONAL TECHNOLOGY FOR STUDENTS TO THE PROFESSIONAL SERVICE

ACTIVITY IN CONDITIONS OF A MILITARY ACADEMY

Адаптационный процесс курсантов младших годов обучения требует особого внимания вследствие решающего значения успешности данного этапа профессионального становления для эффективности дальнейшей профессионально-служебной деятельности. Статья посвящена описанию формализованной модели педагогической технологии адаптации курсантов к профессионально-служебной деятельности в условиях военного вуза, определению целей, задач, форм и методов ее реализации.

Ключевые слова: педагогическая технология, адаптация, профессионально-служебная деятельность.

An adaptation process of cadets requires special attention because of the decisive importance for the success of this stage ofprofessional development, for the effectiveness of the future professional service activities. The article describes the formal model of educational adaptational technology for cadets to professional performance in terms of military high school, the definition of goals and objectives of its use in conjunction with the forms and methods of implementation.

Keywords: pedagogical technology, adaptation, professionally-service activity.

Особую актуальность в рамках технократического стиля научного мышления приобретает необходимость разработки педагогической технологии как инструмента решения педагогических задач, обусловленных успешностью процесса адаптации к профессиональной деятельности. Среди них можно отметить, в частности, обеспечение надежности внешней коррекции дезадаптации, формирование схем управления процессом адаптации в зависимости от сферы адаптации (профессиональной, учебной, межличностной), повышение уровня готовности в профессиональной деятельности, усиление мотивации к обучению и профессиональной деятельности.

Теоретическое и практическое значение проблем профессионализации личности в настоящее время все более возрастает и привлекает внимание специалистов различных областей знания: философии, социологии, психологии, демографии, кибернетики, спорта и т. д. Однако указанные исследования недостаточно полно и точно раскрывают направления и методы комплексного решения проблемы успешной адаптации будущих специалистов к профессионально-служебной деятельности (далее «адаптация»). Это подтверждается результатами проведенной нами в рамках констатирующего этапа исследования диагностики с участием 403 респондентов: только 22 % будущих специалистов характеризуются высоким адаптационным потенциалом и полным отсутствием проблем в профессиональной сфере.

При разработке педагогической технологии адап-

тации мы исходили из того, что она реализуется как систематическая, целенаправленная, сознательно проектируемая педагогическая деятельность. При этом технология должна обладать значительной гибкостью методического инструментария педагогического воздействия.

Стремление алгоритмизировать педагогическое воздействие на процесс профессионализации ограничивается принципом гуманизации современного образования. Концептуальность, как одно из предъявляемых Г.И. Симоновой к педагогической технологии требований, предусматривает наличие научно-педагогического обоснования (общей схемы) и его концептуальной интерпретации с учетом условий реального процесса, представленного многообразием педагогических ситуаций [1, с. 35].

Разработанная педагогическая технология относится к частнометодическому предметному уровню и рассматривается как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания психолого-педагогической работы в сфере адаптации курсантов первых годов обучения к профессионально-служебной деятельности. Ее направленность обусловлена не только индвидуализацией конструктивной психолого-педагогической работы с курсантами, обладающими низким адаптационным потенциалом, но и определением целевой аудитории, под которой может подразумеваться и микросоциальное образование (микрогруппа) в воинском коллективе.

© И.В. Ревков © I.V. Revkov

«Дерево целей» педагогической технологии адаптации представлено на рисунке 1.

Цель технологии адаптации заключается в ускорении данного процесса на начальных этапах профессионализации (в том числе, при освоении специальности в ввузах) за счет улучшения личных психолого-физиологических характеристик будущих специалистов и минимизации факторов дезадаптации посредством формирования конструктивно взаимодействующих микрогрупп внутри коллектива.

Намеченная цель педагогической технологии направлена на реализацию следующих ее функций:

- формирующе-развивающей: педагогическая технология призвана сформировать или развить определенные качественные социально-психологические характеристики личности курсантов;

- мобилизующей: побуждение путем направленного психолого-педагогического воздействия к принятию социально ответственных решений в возникающих в процессе адаптации конфликтных и иных проблемных ситуациях, активным и эффективным действиям по установлению конструктивного социального взаимодействия;

- профилактической: предупреждение средствами

педагогической технологии нежелательных действий и поступков, профилактизацию девиантного поведения и преодоление профессиональной дезадаптации;

- коррекционно-перевоспитывающей: преодоление негативных дезедаптационных мотивационных установок и отрицательных стереотипов, отклонений в поведении, ошибочных взглядов и убеждений;

- побуждения к самовоспитанию и саморазвитию: формирование у курсантов потребности и способностей к самосовершенствованию личности и профессиональному саморазвитию.

В процессе предваряющего разработку педагогической технологии первичного диагностического исследования особенностей адаптационного процесса курсантов нами были последовательно определены проблемные сферы адаптации курсантов к профессионально-служебной деятельности (таблица 1). По каждой проблемной сфере была установлена целевая аудитория направленного педа-готического воздействия, выделен управляемый критерий адаптации к профессионально-служебной деятельности, что обеспечило возможность контроля результативности проводимой педагогической работы в экспериментальных группах и концентрации на динамике интегральных показателей, характеризующих управляемые критерии в каж-

Рис.

1.

«Дерево целей» педагогической технологии адаптации курсантов к профессионально-служебной деятельности.

дом проблемном секторе адаптационного процесса.

Формы и методы педагогического воздействия чрезвычайно разнообразны. Однако, применение всего спектра наработанных общей педагогической практикой инструментария по оптимизации адаптационного процесса ограничивалось в условиях эксперимента по апробации технологии адаптации жесткими требованиями обучения в военном высшем учебном заведении. Выбор соответствующих форм и методов педагогической работы в каждом конкретном случае осуществлялся с учетом характера управляемости факторов. В этой связи были выделены внешние трудности военной службы (новый ритм жизни, строгий распорядок дня, ограничения личной свободы, необходимость подчиняться), объективно не поддающиеся процессу управления со стороны педагога, и внутренние (низкий уровень физической подготовленности, образования, моральная распущенность, несовпадение представлений о курсантской жизни с реальным положением дел, сложившихся и требуемых привычек, норм поведения, нравственных установок и ценностей, потребностей и возможностей), управление которыми может принести ощутимый практический эффект.

Формализация педагогической технологии адаптации предусматривает конструктивные действия в следующих аспектах преобразующей педагогической работы с курсантами младших курсов:

- определение проблемной сферы;

- определение целевой аудитории психолого-педагогической работы;

- выделение управляемого критерия адаптации;

- выбор форм и методов педагогического воздействия;

- составление подпрограммы мероприятий;

- формирование программы мероприятий.

С учетом вышеизложенного была сформирована базовая программа мероприятий педагогической технологии адаптации курсантов младших кур-

Проблемные сферы адаптации курсантов

сов к профессионально-служебной деятельности. Подпрограмма индивидуальной работы с курсантами при реализации педагогической технологии адаптации представлена в таблице 2.

Подпрограмма коллективной работы с курсантами при реализации педагогической технологии адаптации представлена в таблице 3.

При формировании методического содержания педагогической технологии одной из концептуальных основ развития социального интеллекта, под которым мы понимаем способность личности понимать и управлять другими людьми и адаптивно взаимодействовать с социальной средой [2, с. 227], подразумевается развитие таких его составляющих, как понимание мыслей, чувств намерений людей, хорошее взаимодействие с ними, обширные знания правил и норм поведения в условиях обучения в военном вузе, умение понять точку зрения оппонента и аргументировать собственные позиции, высокий адаптационный потенциал, открытость к новым знаниям, ценностям.

Повышение социального интеллекта курсантов в педагогической технологии социально-психологической адаптации базировалось на модели социального научения М. Минского [3], предусматривающей использование механизма импрайминга (трпш^). Он заключается в поощрении или осуждении цели субъекта психолого-педагогического воздействия по каналам обратной связи ролевой модели социальной среды. При этом практика педагогической работы в экспериментальных группах позволила прийти к интересному выводу о том, что похвала или осуждение не всегда усиливают или подавляют цель, но иногда трансформируют ее или формируют новые цели.

Оценка эффективности педагогической технологии проводилась путем сравнения показателей рейтингового коэффициента адаптации курсантов двух контрольных (К1 и К2) и двух экспериментальных (Э1 и Э2) групп. Ее результаты проиллюстрированы рисунком 2.

Таблица 1.

к профессионально-служебной деятельности

Проблемная сфера Ключевые проблемы социально-психологической адаптации к профессионально-служебной деятельности Объект направленного педагогического воздействия

Индивидуальная морально-нравственная - изоляция в коллективе, отрицание в коллективе; - низкое восприятие готовности к воинской службе; - высокая субъективная оценка степени ограничения свободы; Личность курсанта

Индивидуальная физическая - высокие физические нагрузки; - недостаток времени на изучение учебного материала в связи с выполнением обязанностей по несению военной службы;

Индивидуальная познавательная - недостаток информации по интересующим темам; - низкий уровень заинтересованности в результатах усвоения учебной программы;

Межличностные конфликты в микрогруппах - межличностная неприязнь в служебной сфере, в учебной сфере и досуговой сфере Члены микрогруппы и воинский коллектив учебной группы в целом

Взаимоотношения «командир-подчиненный» - предвзятое и несправедливое отношение со стороны старших по званию; - открытое непризнание авторитета старшего по званию;

Взаимоотношения микрогрупп и воинского коллектива - неприятие воинским коллективом членов микрогруппы; - элитарность микрогруппы, - непринятие других курсантов в микрогруппу.

Таблица 2.

Подпрограмма мероприятий педагогической технологии по индивидуальной работе с курсантами

Проблемная сфера/ фактор дезадаптации Целевая аудитория Управляемый критерий адаптации Формы и методы направленного психолого-педагогического воздействия

1 2 3 4

1. Индивидуальная морально-нравственная

1.1. Индивидуальная морально-нравственная / изоляция в коллективе Изолянты: в экспериментальных группах не выявлено Эмоциональная комфортность Принятие других Поручение коллективного выполнения заданий с 1-2 сокурсниками, физические упражнения в парах и микрогруппах, стимулирование участия в ролевых ситуациях и командных спортивных соревнованиях

1.2. Индивидуальная морально-нравственная / отрицание в коллективе Курсанты, получившие отрицательные выборы и отметившие затруднения во взаимоотношениях в коллективе Адаптивность в микрогруппе Принятие других Определение и раскрытие потенциала положительных качеств курсанта, распределение прав и обязанностей, мотивированный периодический акцент внимания коллектива на заслугах и положительных чертах курсанта

1.3. Индивидуальная морально-нравственная / низкое самовосприятие готовности к военной службе Курсанты, получившие отрицательные выборы и отметившие затруднения во взаимоотношениях в коллективе Самовосприятие Эмоциональная комфортность Наставничество, беседы о перспективах и преимуществах военной службы, психологическая поддержка, демонстрация фильмов, положительно мотивирующих курсантов на военную службу, адекватное распределение обязанностей службы по дифференцированным видам служебной деятельности

1.4. Индивидуальная морально-нравственная / высокая субъективная высокая оценка степени ограничения свободы Курсанты, отметившие важность проблемы ограничения личной свободы выше 7 баллов: (Э1(24), Э2(22), Э2(23), Э2(24), Э2(25)) Самовосприятие Интернально сть Углубленное изучение Устава ВС с акцентированием внимания курсанта на методах дисциплинарного воздействия, боевая служба, демонстрация фильмов о геройском поведении молодых русских солдат в суровых военных условиях

2. Индивидуальная физическая

2.1. Индивидуальная физическая / высокие физические нагрузки Курсанты, оценившие важность проблемы выше 7 баллов Самовосприятие Интернально сть Организация регулярных тренировок с нарастающими физическими нагрузками, минимизация дополнительной физической работы, оптимальное планирование учебного дня, наставничество на личном примере

2.2. Индивидуальная физическая и морально-нравственная / недостаток времени на изучение учебного материала в связи с выполнением служебных обязанностей Курсанты, отметившие важность проблемы выше 7 баллов Самовосприятие Интернальность Беседа с курсантами о методах планирования рабочего дня и распределения времени по видам приоритетной деятельности, фиксация индивидуальных учебных и служебных нагрузок и постепенное их увеличение по возможностям курсанта

3. Индивидуальная познавательная

3.1. Индивидуальная познавательная / недостаток информации по интересующим темам Курсанты, отметившие важность проблемы недостатка информации по интересующим темам выше 7 баллов Самовосприятие Эмоциональная комфортность Беседа с курсантами о методах планирования рабочего дня и распределения времени по видам приоритетной деятельности, привлечение курсантов к творческой деятельности, изданию боевых листков, обеспечение информационными материалами

Таблица 3.

Подпрограмма мероприятий педагогической технологии по коллективной работе с курсантами

Проблемная сфера/ фактор дезадаптации Целевая аудитория Управляемый критерий адаптации Формы и методы направленного психолого-педагогического воздействия

1. Микрогруппы / межличностные конфликты

1.1. Линии межличностной неприязни и конфликтности в служебной сфере Курсанты, отрицающие друг друга в служебной сфере Адаптивность в микрогруппе Принятие других Самовосприятие Недопустимость совместного выполнения служебных заданий при высоком уровне конфликтности; педагогическое внушение и психологическая поддержка в конфликтах по принципу справедливости; постепенное участие курсантов в служебной деятельности «разбавленных» микрогрупп с участием курсантов, характеризуемых высоким адаптивным потенциалом; дисциплинарное воздействие по необходимости; конструктивный диалог с участием сторон

1.2. Линии межличностной неприязни и конфликтности в учебной сфере Курсанты, отрицающие друг друга в учебной сфере Адаптивность в микрогруппе Принятие других Самовосприятие Недопустимость совместного выполнения учебных заданий при высоком уровне конфликтности, гибкая педагогическая тактика оценки заслуг оппонентов в присутствии друг друга, педагогическое внушение и психологическая поддержка в конфликтах по принципу справедливости, возможность применения соревновательных межгрупповых методов обучения с отнесением оппонентов к 1 группе

2. Взаимоотношения субординации: «командир - подчиненный»

2.1. Взаимоотношения с командирами/ несправедливое отношение со стороны командиров Курсанты, оценившие важность данной проблемы выше 7 баллов Интернально сть Стремление к доминированию Личная беседа, изучение Устава ВС, стремление командира к повышению своего авторитета, дисциплинарные взыскания при нарушении дисциплины, наставничество

2.2. Взаимоотношения с командирами / внутреннее непризнание авторитета начальника Курсанты, имеющие конфликт с начальником Интернальность Стремление к доминированию Личная беседа, изучение Устава ВС, дисциплинарные взыскания при нарушении дисциплины, наставничество, стремление командира к повышению своего имиджа

3. Взаимоотношения микрогрупп и воинского коллектива

3.1. Взаимоотношения микрогрупп и воинского коллектива / неприятие коллективом членов микрогруппы Курсанты, образующие дезадаптированные микрогруппы Интернальность Принятие других Беседа с личным составом, выявление характера действий и причин объединения курсантов в микрогруппу, выявление причин неприятия коллективов микрогруппы в социум, дисциплинарные взыскания, дезорганизация микрогруппы или формирование альтернативных про-тивовесных микрогрупп в целях снижения социально-психологической напряженности

3.2. Взаимоотношения микрогрупп и воинского коллектива / элитарность микрогруппы, неприятие курсантов в микрогруппу Курсанты с высоким стремлением к доминированию Интернальность Стремление к доминированию Личная беседа, наставничество, дисциплинарные взыскания в особых случаях, формирование альтернативных про-тивовесных микрогрупп в целях снижения социально-психологической напряженности

К1 кг н -1;

■; 1>: г I I Лл I 1 1 ,м''. ■ По тТ ) I Ы 1 (|Ю.1

Рис. 2. Сравнение рейтингового коэффициента адаптации на констатирующем и итоговом диагностических этапах.

За исключением группы К2, индивидуальный адаптационный потенциал курсантов всех групп в течение первого года обучения увеличился. При этом на рисунке прослеживается существенное увеличение данного показателя в экспериментальных группах, что свидетельствует в целом об успешности применения разработанной педагогической технологии адаптации. Максимальное значение темпа роста прослеживается по второй экспериментальной группе, которая на этапе констатирующей диагностики характеризовалась минимальным значением рейтингового коэффициента. Наибольшее увеличение в экспериментальных группах можно отметить по критериям «самовосприятие»

(на 13 %) и «адаптивность в микрогруппе» (на 27 %), что подтверждает успешность примененных в ходе опытно-экспериментальной работе групповых и индивидуальных методов педагогического воздействия. В контрольных группах данные показатели изменились менее значительно, однако также в сторону увеличения в среднем на 7 %.

Таким образом, в рамках технократического стиля мышления необходимость разработки педагогической технологии адаптации личности к профессионально-служебной деятельности очевидна, так как позволяет решать многие задачи успешной профессионализации. Перспективные направления исследования обозначенной темы включают совершенствование и разработку новых методик диагностики адаптационных состояний в процессе профессиональной динамики, обеспечение технологической надежности внешней коррекции дезадаптации, формирование схем управления процессом адаптации обучащихся начальных курсов в зависимости от специфики учебного заведения и будущей профессии. В этом контексте разработанная педагогическая технология предстает как строго научное проектирование, точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий с учетом специфики обучения в высшем военном учебном заведении.

Библиографический список

1. Симонова Г.И. Педагогическое сопровождение социальной адаптации. Педагогика. 2006; № 9: С. 34-39.

2. Lewin K. Group decision and social change. Readings in social psychology. - New York, Henry Holt, 2003.

3. MinskyM. The emotion machine: commonsense thinking, artificial intelligence, and the future of the human mind. - New York, 2006.

References

1. Simonova G.I. Pedagogical support of social adaptation. The Pedagogy. 2006; 9: 34-39.

2. Lewin K. Group decision and social change. Readings in social psychology. - New York, Henry Holt, 2003.

3. MinskyM. The emotion machine: commonsense thinking, artificial intelligence, and the future of the human mind. - New York, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.