Научная статья на тему 'Педагогическая система подготовки специалистов по информационной безопасности в организации среднего профессионального образования'

Педагогическая система подготовки специалистов по информационной безопасности в организации среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PEDAGOGICAL SYSTEM / TRAINING / INFORMATION SECURITY / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Околот Денис Ярославович

Статья посвящена созданию педагогической системы подготовки специалистов по информационной безопасности в организации среднего профессионального образования. Сформулировано определение педагогической системы, рассмотрены и охарактеризованы ее цель, задачи и компоненты. Функционирование педагогической системы основано на компетентностном подходе к организации подготовки специалистов по информационной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Околот Денис Ярославович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PEDAGOGICAL SYSTEM OF TRAINING ON SPECIALISTS IN INFORMATION SECURITY OF THE ORGANIZATION OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION

The article is devoted to the creation of a pedagogical system of training information security specialists in the organization of secondary vocational education. The definition of the pedagogical system is formulated, its purpose, tasks and components are considered and characterized. The functioning of the pedagogical system is based on a competency-based approach to organizing the training of specialists in information security.

Текст научной работы на тему «Педагогическая система подготовки специалистов по информационной безопасности в организации среднего профессионального образования»

УДК 377.5

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО

ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Д.Я. Околот

THE PEDAGOGICAL SYSTEM OF TRAINING ON SPECIALISTS IN INFORMATION SECURITY OF THE ORGANIZATION OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION

D.Y. Okolot

Аннотация. Статья посвящена созданию педагогической системы подготовки специалистов по информационной безопасности в организации среднего профессионального образования. Сформулировано определение педагогической системы, рассмотрены и охарактеризованы ее цель, задачи и компоненты. Функционирование педагогической системы основано на компетентностном подходе к организации подготовки специалистов по информационной безопасности.

Ключевые слова: педагогическая система; подготовка специалистов; информационная безопасность; среднее профессиональное образование.

Abstract. The article is devoted to the creation of a pedagogical system of training information security specialists in the organization of secondary vocational education. The definition of the pedagogical system is formulated, its purpose, tasks and components are considered and characterized. The functioning of the pedagogical system is based on a competency-based approach to organizing the training of specialists in information security.

Key words: pedagogical system; training; information security; secondary vocational education.

Современный этап формирования, становления и развития информационного общества характеризуется повсеместным распространением информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), их массовым использованием практически во всех сферах деятельности человека [1]. Однако масштабное внедрение и эксплуатация средств ИКТ сопровождается непрерывным появлением новых и нестандартных угроз и вызовов, обусловленных массовым распространением технологий несанкционированного доступа к персональной и другой важной информации, ее уничтожению или использованию злоумышленниками в своих целях. Такие угрозы при их реализации могут приводить к утрате критически важных информационных активов, причинению финансового ущерба, ухудшению имиджа компании и ее положения на рынке и т.п. [2].

Соответственно, возрастает актуальность и значимость обеспечения информационной безопасности (ИБ) компаний путем создания, реализации и применения различных способов и механизмов повышения эффективности системы ИБ. В свою очередь, решение этой задачи невозможно без подготовки компетентных и грамотных специалистов этой сферы, способных предотвращать такие угрозы и противостоять им, а также обеспечивать защищенность информационных систем предприятия.

Профессиональная работа ИБ-специалиста в уже функционирующих информационных системах на предприятии не требует от него серьезных умений и навыков разработки математических методов, моделей и алгоритмов, создания новых программных и аппаратных средств защиты информации, построения комплексных систем безопасности и т.п. Основное значение придается профессионализму осуществления различных видов технологической деятельности, состоящей в реализации защищенного исполнения автоматизированных информационных систем и их эксплуатации, защите информации в

автоматизированных системах с использованием программных и программно-аппаратных средств; обеспечении защиты информации с помощью специализированных технических и программных средств. Для успешного осуществления этой профессиональной деятельности в подавляющем большинстве случаях не требуется высшее образование, что позволяет готовить таких специалистов в системе среднего профессионального образования (СПО) [3].

Отдельно следует отметить, что задача подготовки специалистов в области ИБ является чрезвычайно актуальной еще и потому, что в настоящее время свободно распространяются печатные издания и открыт доступ всем желающим к онлайн-ресурсам, в которых достаточно детально описываются технологии совершения компьютерных преступлений и правонарушений.

Соответственно, подготовка специалистов по информационной безопасности становится в настоящее время предметом исследования в сфере профессионального образования, что обусловлено повышением требований работодателей к выпускнику образовательной организации в условиях стремительной информатизации общественной жизни [4]. В первую очередь, это требования к составу и содержанию профессиональной компетентности [5] будущего специалиста, а также к системе его подготовки [6].

В современной педагогической науке понятия «профессиональная деятельность» и «профессиональная готовность» связываются с профессиональным обучением и определяют процесс формирования у будущих специалистов способности применять полученные знания, умения и навыки в стандартных и критических ситуациях профессиональной деятельности [7]. Однако необходимо отметить, что подготовка к профессиональной деятельности будущего специалиста по ИБ не может ограничиваться только овладением техническими знаниями, навыками и умениями организации и сопровождения системы информационной безопасности на предприятии. В процессе подготовки таких специалистов также необходимы целенаправленные усилия по формированию и развитию мотивационно- и личностно-значимых качеств, обеспечивающих эффективность выбранной деятельности. По нашему мнению, в сложившихся условиях для комплексной профессиональной подготовки специалистов по ИБ должна быть создана целостная педагогическая система, направленная на формирование профессиональной компетентности такого специалиста.

В педагогической литературе термин «педагогическая система» не имеет однозначного толкования. Во многих случаях он применяется для обозначения отдельных компонентов педагогического процесса, совокупности определенных организационных форм педагогической деятельности и т.п. [8].

Наше представление о педагогической системе подготовки специалистов по информационной безопасности основано на понимании системы как «совокупности взаимосвязанных компонентов, имеющих общую цель функционирования» [9].

Рассмотрим определения понятия «педагогическая система», приводимые в различных источниках.

М.Л. Фрумкин в публикации [10] указывает, что «педагогическая система - это сложная динамическая система управления, в которой воплощаются воспитательные цели». Такое определение представляется нам недостаточно полным, поскольку педагогическая деятельность преследует не только воспитательные, но и иные цели, направленные на получение образования и развитие обучающегося.

Согласно А.М. Пышкало, «под педагогической системой обычно понимают связь компонентов: цель, задачи, содержание, методы обучения, формы организации занятий и средства обучения» [11]. Достаточно близкое определение в публикации [12] приводит Н.В. Кузьмина: «педагогическая система - это множество взаимосвязанных функциональных и структурных компонентов, подчиняемых цели воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых». На наш взгляд, позиция авторов приведенных формулировок к определению и составу педагогических систем является весьма противоречивой. С одной стороны, это объясняется тем, что набор компонентов, т.е.

подсистем является, в известной мере, отражением интуитивного представления педагога о структуре и содержании доступной ему образовательной среды. С другой стороны, при реализации педагогического процесса в конкретной образовательной организации педагогическая система может исследоваться как в статике, так и в динамике, что тоже находит свое отражение в определениях понятий.

С учетом анализа приведенных и иных определений под педагогической системой подготовки специалистов по информационной безопасности в учреждении среднего профессионального образования будем понимать совокупность взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности, функционирующих в целостном образовательном пространстве учреждения СПО и необходимых для формирования профессиональной компетентности специалиста в области ИБ.

В качестве основных компонентов рассматриваемой педагогической системы выделим:

1) целевой компонент - формируется под воздействием элементов надсистемы (государство, потенциальные работодатели и т.п.) и определяет цели, задачи, ограничения и иные установочные параметры образовательного процесса;

2) содержательный компонент - системообразующий элемент, определяющий содержание обучения в соответствии с квалификационной характеристикой и компетенциями будущего специалиста, установленными в соответствующем ФГОС СПО;

3) организационный компонент - характеризует организационные формы реализации образовательного процесса;

4) процессуальный компонент - отражает педагогические условия, а также образовательные технологии, методы и средства обучения, реализация которых обеспечивает формирование целевой профессиональной компетентности будущих специалистов в области ИБ;

5) оценочно-результативный компонент - отражает технологии, средства, инструменты, критерии и показатели оценивания учебных достижений будущих специалистов в области информационной безопасности, включая оценивание уровней сформированности компетенций.

Цель реализации педагогической системы подготовки специалистов по ИБ в учреждении среднего профессионального образования заключается в формировании у обучающихся профессиональной компетентности, то есть овладение определенным набором универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в области ИБ, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности.

Цель выступает в роли системообразующего фактора педагогической системы, в рамках которой решаются следующие задачи профессиональной подготовки будущих специалистов в области информационной безопасности:

- усвоение теоретических знаний в области информационной безопасности и защиты информации;

- формирование умений выявлять угрозы информационной безопасности, характерные для современных автоматизированных информационных систем, анализировать, оценивать риски их реализации и выбрать средства защиты от возникающих угроз либо их нейтрализации;

- формирование навыков устранения критических ситуаций в профессиональной деятельности с учетом специфики профессиональных проблем, возникающих в процессе обеспечения ИБ автоматизированных систем;

- освоение современных технологий, программных решений и приемов защиты данных и обеспечения информационной безопасности, перспективных для решения профессиональных задач;

http://vestnik-

;-nauki.ru

ISSN 2413-9858

- формирование и повышение профессиональной культуры в целом и культуры информационной безопасности в частности, создание мотивации и личной потребности в непрерывном самосовершенствовании, самообразовании, самовоспитании и саморазвитии.

Содержательный компонент определяет дидактическое содержание подготовки специалистов в области информационной безопасности, а также конкретизирует методическое сопровождение учебно-воспитательного процесса. Содержание процесса подготовки специалистов в области ИБ реализуется в образовательном процессе в двух направлениях: вариативном и инвариантном.

Вариативная составляющая предполагает включение в учебный процесс учреждения среднего профессионального образования комплекса лабораторных практикумов, при выполнении которых у обучающегося формируются основные профессиональные умения с учетом актуального состояния сферы профессиональной деятельности. Инвариантная составляющая охватывает, в первую очередь, дисциплины учебного плана и формы академических занятий, направленных на формирование у обучающихся фундаментальных основ обеспечения информационной безопасности автоматизированных систем.

Организационный компонент предусматривает регламентацию вовлечения обучающихся в различные виды образовательной деятельности, организацию студенческого коллектива и превращение его в инструмент педагогического воздействия на личность. Также этот компонент включает формы организации образовательного процесса, представления учебной информации и взаимодействия обучающихся и преподавателей при реализации этого процесса.

Процессуальный компонент представляет собой педагогические условия подготовки специалистов по информационной безопасности в учреждении среднего профессионального образования, которые фактически, определяют среду решения педагогических задач.

Оценочно-результативный компонент определяет способы и технологии оценивания степени достижения педагогических целей. Завершенность и результативность образовательного процесса обусловлена реализацией целей обучения и достижением соответствующих им результатов. Поэтому любой цикл обучения завершается анализом учебных достижений обучающегося, а следующий цикл начинается оцениванием исходного уровня его обученности [18, 19]. Подведение итогов каждого этапа обучения необходимо не только для оценивания его результативности, но и для развития рефлексии и самоанализа как свойств личности учащегося и самого преподавателя, а также для формирования потребности в самосовершенствовании, продвижении вперед. Соответственно, завершающий этап процесса обучения включает в себя: а) анализ и оценивание учебных достижений обучающихся; б) анализ и оценивание результативности образовательной деятельности преподавателя.

Мотивационный компонент педагогической системы определяет внешнюю и внутреннюю мотивацию участников образовательного процесса. По нашему мнению, в аспекте внешней мотивации речь должна идти о действиях преподавателя по мотивированию студентов к осуществлению будущей профессиональной деятельности. Наряду с традиционными мотивирующими факторами - такими как престиж, востребованность и инновационный характер профессии, достаточно высокий уровень заработной платы и т.п., необходимо учитывать специфические особенности предметной области «Информационная безопасность и защита информации». В аспекте внутренней мотивации можно говорить о целенаправленной профориентационной работе с абитуриентами для формирования у них желания получить профессию специалиста в сфере обеспечения информационной безопасности автоматизированных систем. В частности, при проведении этой работы основной упор должен делаться на социальную значимость профессии и ее инновационный характер, а также на востребованность специалистов по ИБ, практически неограниченные возможности их трудоустройства и перспективы карьерного роста.

http://vestnik-

;-nauki.ru

ISSN 2413-9858

В качестве одного из значимых мотивационных элементов педагогической системы можно указать культуру информационной безопасности будущего специалиста. Культура информационной безопасности личности представляет собой «такой способ организации и развития жизнедеятельности, при котором гражданин знает и способен реализовать свои конституционные права и свободы в информационной сфере (владеет технологиями доступа к государственным информационным ресурсам, может сохранить свою личную тайну, интеллектуальную собственность), умеет распознать негативные информационные воздействия, угрожающие его здоровью, и владеет технологиями защиты от них» [17].

Сформированность уровня культуры ИБ, достаточного для того, чтобы будущий специалист мог грамотно обрабатывать входящую информацию и отсеивать негативную, предполагает наличие определенных компетенций. Эти компетенции также можно формировать в рамках рассматриваемой педагогической системы путем воспитания и формирования у будущих специалистов навыков сознательного безопасного и целесообразного поведения при работе с информацией в соответствии с формулировками универсальных компетенций, зафиксированных в соответствующих ФГОС.

Перечисленные выше компоненты являются необходимыми базовыми составляющими любой педагогической системы и определяют логику образовательного процесса и его основные этапы.

Рассмотрим более детально структурно-содержательный аспект представления педагогической системы подготовки специалистов по информационной безопасности в организации среднего профессионального образования. Эта система должна включать в себя следующие структурно-содержательные элементы:

1. Студентов, обучающихся по специальности 10.02.05 «Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем» и/или смежным специальностям;

2. Преподавателей профильных и специальных дисциплин в области информационной безопасности;

3. Компетентностную модель специалиста по информационной безопасности [16] и предметно-специализированную компетентность преподавателя техникума в сфере информационной безопасности автоматизированных систем [15];

4. Информационно-образовательную среду колледжа или техникума и входящий в ее состав программно-аппаратный комплекс, необходимый для проведения практических занятий по профильным дисциплинам;

5. Правовое обеспечение образовательного процесса и применяемых средств обучения;

6. Организационно-правовое и методическое обеспечение проведения учебных занятий в традиционной, сетевых и иных формах.

Цели образовательного процесса, реализуемого в рамках предлагаемой педагогической системы, достигаются путем создания определенных педагогических условий, регулирующих взаимодействие других компонентов этой системы [14].

В качестве педагогических условий должны быть сформулированы:

1. Организационно-педагогические условия, направленные на формирование профессиональной компетентности будущего специалиста по информационной безопасности, включающие информационно-образовательную среду (ИОС), специализированное программное обеспечение (ПО) и лицензии на его использование, наличие актуализированных рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта СПО и актуальному уровню решений и технологий в области обеспечения информационной безопасности автоматизированных систем и т. п.;

2. Психолого-педагогические условия. Под ними будем понимать комплекс необходимых и достаточных обстоятельств, создающих благоприятную мотивационно-психологическую обстановку для поэтапного формирования в образовательном процессе системы СПО профессиональной культуры студентов специальности «Обеспечение

http://vestnik-

;-nauki.ru

ISSN 2413-9858

информационной безопасности автоматизированных систем». Такие условия призваны обеспечить реализацию определенных педагогических мер воздействия для формирования мотивационного компонента профессиональной компетентности обучающихся в области ИБ, что, в свою очередь, направлено на повышение эффективности образовательного процесса в целом;

3. Дидактические условия. Под дидактическими условиями мы понимаем совокупность факторов, положительно воздействующих на организацию целостного процесса подготовки специалистов по ИБ, направленного на формирование у студентов требуемых профессиональных компетенций.

Выделение и описание компонентов педагогической системы подготовки специалистов в области информационной безопасности в учреждении среднего профессионального образования позволяет говорить о мотивационно-целевом и структурно-содержательном аспектах ее представления.

Мотивационно-целевой аспект педагогической системы отвечает за формирование и поддержание целевых и мотивационных установок на осознание необходимости обеспечения информационной безопасности автоматизированных систем.

Структурно-содержательный аспект педагогической системы отражает ее состав и такую организацию взаимодействия элементов, которая обеспечивает формирование у обучающихся необходимых компетенций с применением современных педагогических, информационных и коммуникационных технологий.

Схема структурно-содержательной модели педагогической системы подготовки специалистов по информационной безопасности в учреждении среднего профессионального образования представлена на рисунке.

При функционировании такой системы ее наиболее активными компонентами являются студенты и преподаватели (они выступают как объект и субъект образовательного процесса соответственно). Рассматриваемая педагогическая система функционирует в режиме постоянного взаимодействия объекта и субъекта образовательного процесса. Это позволяет учитывать личностные особенности каждого студента и развивать их персональные качества, необходимые для осуществления профессиональной деятельности по получаемой специальности. При этом студенты занимают позицию действующих потребителей образовательных информационных ресурсов и сознательных участников образовательного процесса, в то время как преподаватель также играет роль инициативного пользователя и, в некоторых ситуациях, источника пополнения информационных ресурсов педагогической системы в качестве организатора и координатора образовательного процесса.

Организационно-правовое обеспечение образовательного процесса включает лицензии на использование необходимого программного обеспечения и оборудования и договорную документацию на их поставку, а также расписание учебных занятий для всех участников образовательного процесса. Процесс обучения реализуется в рамках информационной образовательной среды (ИОС) учреждения СПО, поскольку занятия проводятся в компьютерных учебных классах, имеющих доступ к сети Интернет и оснащенных специализированным оборудованием и сертифицированным лицензионным программным обеспечением.

В частности, в «Балтийском информационном техникуме», осуществляющем подготовку специалистов в области информационной безопасности по направлению 10.02.05 «Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем», в образовательном процессе используются отечественные специализированные программные продукты «SecretNet» и ПАК «Соболь», «Dallas Lock», «ViPNet» и ПАК «Континент», «Falcongaze», «Страж NT» и др

Педагогическая система формирования профессиональной компетентности специалистов е области информационной безопасности в учреждении CITO

Рисунок - Структурно-содержательная модель педагогической системы подготовки специалистов по информационной безопасности в учреждении среднего профессионального

образования

Для обеспечения доступа студентов к современным и наиболее перспективным технологиям обеспечения информационной безопасности заключены договоры о научно-техническом сотрудничестве с ведущими производителями и разработчиками средств защиты информации и обеспечения информационной безопасности, такими как ООО «Код безопасности», ООО «Конфидент», ОАО «Инфотекс», ООО «Фалконгейз», ООО «Атом безопасность», ОКБ САПР и др.

http://vestnik

-nauki.ru

ISSN 2413-9858

На базе техникума совместно с ОАО «Инфотекс» организован и функционирует авторизованный учебный центр, в котором обучающиеся имеют возможность изучить актуальные технологии организации защищенных УРК-сетей и после прохождения тестирования получить сертификаты специалиста по этим программным продуктам.

Важнейшую роль в составе предлагаемой педагогической системы играет методическое обеспечение образовательного процесса. Оно содержит методические указания для студентов по выполнению практических и лабораторных работ, содержащие наиболее полные сведения о цели, содержании и порядке выполнения каждой работы и ее задания, а также методические рекомендации для преподавателей, описывающие порядок организации и проведения учебных занятий, включая методы оценки успеваемости учащихся и порядок пополнения необходимых информационных и лекционных ресурсов. Необходимым условием эффективного функционирования описываемой педагогической системы является наличие у преподавателя комплекса профессиональных компетенций в области обеспечения информационной безопасности автоматизированных систем, которые в конечном итоге составляют его предметно-специализированную компетентность [15].

В рамках сетевой организации образовательного процесса студенты техникума имеют возможность параллельно с обучением участвовать в реализации конкретных проектов тех компаний, с которыми заключены договоры о сотрудничестве, а также проходить практику на предприятиях, специализирующихся на обеспечении информационной безопасности компаний. Также в модель сетевой организации образовательного процесса «Балтийского информационного техникума» включены следующие элементы:

- Дуальное обучение. Такое обучение представляет собой форму подготовки кадров, объединяющую теоретическое обучение в образовательной организации и практическое обучение на рабочих местах непосредственно на предприятии. Использование элементов дуальной системы обучения в образовательном процессе способствует становлению специалистов-практиков с более высоким и современным уровнем профессиональной компетентности [13].

- Взаимодействие с разработчиками и поставщиками специализированного программного обеспечения (ПО) и оборудования путем заключения договоров научно-технического сотрудничества или партнерства. Впоследствии поставленное оборудование и ПО будут использоваться в образовательном процессе в аспекте формирования у обучающихся профессиональных компетенций при работе с ним,

- Заключение долгосрочных договоров на практику студентов с крупными компаниями, осуществляющими деятельность в области ИБ и совместное формулирование тем выпускных квалификационных работ,

- Организация совместно с разработчиками и поставщиками программных продуктов и оборудования в области информационной безопасности на базе учреждений СПО авторизованных учебных центров (АУЦ), основной задачей которых будет знакомство обучающихся с современными решениями по защите информации, реализация современных технологий обучения и осуществление практической подготовки специалистов;

- Привлечение крупных работодателей в области ИБ для проведения практических занятий по обеспечению ИБ и передаче практического опыта студентам, а также включение их в состав государственных аттестационных комиссий,

- Продолжение обучения на высшей ступени профессионального образования в очной либо заочной форме.

Стремительная информатизация современного общества и непрерывное возникновение новых угроз информационной безопасности обусловливают особые требования к образовательным организациям, осуществляющим подготовку специалистов в этой сфере деятельности. По нашему опыту, создание и обеспечение функционирования педагогической системы подготовки специалистов по ИБ в организации среднего профессионального образования позволяет эффективно готовить технические кадры, не

только соответствующие действующим профессиональным стандартам, но и способные развиваться и адаптироваться к изменяющимся запросам общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богатырева Ю.И. Методическая система непрерывной подготовки педагогических и управленческих кадров в области информационной безопасности / Ю.И. Богатырева, О.А. Козлов, В.П. Поляков и др. // Проектирование механизмов реализации образовательных инициатив: материалы I Всерос. науч.-метод. конф. (Чебоксары, 22 авг. 2017 г.). Чебоксары: ИД «Среда», 2017. С. 160-169.

2. Поляков В.П. Развитие информационной подготовки в контексте стратегии национальной безопасности Российской Федерации / В.П. Поляков // Наукоград: наука производство общество. - М.: ООО «Издательский дом «Научная библиотека», 2016. №2. С. 46-51.

3. Рудинский И. Д., Околот Д.Я. Проблемы и задачи подготовки специалистов по информационной безопасности в системе среднего специального образования // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. 2017. № 4 (42). С. 63-69 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://bgarf.ru/science/journal-izvestia/42-2017/nepreryvn-professional.pdf.

4. Димов Е.Д. Методика обучения студентов вузов технологиям защиты информации в условиях фундаментализации образования: дис. канд. пед. наук. Казанский (Приволжский) фед. университет, Москва, 2013. - 181 с.

5. Рудинский И.Д., Давыдова Н.А., Петров С.В. Компетенция. Компетентность. Компетентностный подход / Под ред. доктора пед. наук, профессора И.Д. Рудинского. М: Горячая линия - Телеком, 2018. - 240 с.

6. Профессиональный стандарт 06.033 Специалист по защите информации в автоматизированных системах. 2019 год. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://classinform.ru/profstandarty/06.033-spetcialist-po-zashchite-informatcii-v-avtomatizirovannykh-sistemakh.html.

7. Шанц Е. А. Профессиональная подготовка студентов вуза как целостная педагогическая система // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). СПб.: Реноме, 2012. С. 383386. Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1857/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Богатырева Ю.И. Системный подход к формированию компетентности в области информационной безопасности студентов педагогических вузов // Научные ведомости. Серия Гуманитарные науки. 2013. № 20 (163). Выпуск 19. С. 181-188

9. Софронова Н.В. Методики анализа педагогических систем // Фундаментальные исследования. 2013. № 11 (часть 3). С. 578-583.

10. Спирин Л.Ф., Степинский М.А., Фрумкин М.Л. Анализ учебно-воспитательных ситуаций и решение педагогических задач / Под ред. В.А. Сластенина. Ярославль, 1974. 130 с.

11. Пышкало А. М. Дидактика начального обучения. - М.: Просвещение, 1977. 81

с.

12. Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования: учеб. пособие. М.: Народное образование, 2002. 207 с.

13. Околот Д.Я. Дуальное обучение при подготовке специалистов по информационной безопасности в системе среднего профессионального образования // Материалы XXVIII Международной научно-практической конференции «World science: problems and innovations» (г. Пенза). 2019 год. С. 152-155.

14. Околот Д.Я., Корнев П.А., Рудинский И.Д. Педагогические условия подготовки специалистов по информационной безопасности в учреждении среднего специального образования // Информатизация образования и науки. 2018. № 2(38). С. 19-25.

15. Рудинский И. Д., Околот Д.Я. Предметно-специализированная компетентность преподавателя техникума в сфере информационной безопасности автоматизированных систем // Вестник БФУ им. И. Канта. Серия: филология, педагогика, психология. 2018. № 4. С. 102-110.

16. Околот Д.Я. Компетентностная модель специалиста по информационной безопасности // Инновации в профессиональном, общем и дополнительном образовании: труды Международной научной конференции. Калининград: КГТУ, 2018. 6 т. С. 238-242.

17. Астахова Л.В. Сущность понятия «Культура информационно-психологической безопасности» и ее формирование у студентов ВУЗА // Экономика. Информатика. Безопасность, сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, 2006 / Науч. ред. В.А. Киселева, Л.В. Астахова. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ. 2006. С. 93-99.

18. Рудинский И.Д. Принципы интеллектуального автоматизированного тестирования знаний. В книге: Информационные технологии в образовании (ИТ0'2001) // Материалы XI Международной конференции. 2001. С. 56-58.

19. Рудинский И.Д., Клеандрова И.А. Как оценить объективность контроля знаний? // Педагогическая диагностика. 2003. Т. 3. С. 107-116.

REFERENCES

1. Bogatyreva Y.I. Metodicheskaya sistema nepreryvnoy podgotovki pedagogicheskikh i upravlencheskikh kadrov v oblasti informatsionnoy bezopasnosti [The methodological system for the continuous training of teachers and managers in the field of information security]. Proektirovanie mekhanizmov realizatsii obrazovatel'nykh initsiativ: materialy I Vseros. nauch.-metod. konf. (Cheboksary, 22 avg. 2017 g.). Cheboksary: ID «Sreda», 2017. pp. 160-169.

2. Polyakov V.P. Razvitie informatsionnoy podgotovki v kontekste strategii natsional'noy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii [The development of information training in the context of the national security strategy of the Russian Federation]. Naukograd: nauka proizvodstvo obshchestvo. Moscow: OOO «Izdatel'skiy dom «Nauchnaya biblioteka», 2016. No 2. pp. 46-51.

3. Rudinskiy I.D., Okolot D.Y. Problemy i zadachi podgotovki spetsialistov po informatsionnoy bezopasnosti v sisteme srednego spetsial'nogo obrazovaniya [The problems and the tasks of training information security specialists in the system of secondary specialized education]. Izvestiya Baltiyskoy gosudarstvennoy akademii rybopromyslovogo flota. 2017. No 4 (42). pp. 63-69 [Elektronnyy resurs]. Available at: http://bgarf.ru/science/iournal-izvestia/42-2017/nepreryvn-professional.pdf.

4. Dimov E.D. Metodika obucheniya studentov vuzov tekhnologiyam zashchity informatsii v usloviyakh fundamentalizatsii obrazovaniya: dis. kand. ped. nauk. [The methods of teaching university students technologies of information protection in the conditions of fundamentalization of education: cand. dis. of ped. sci.]. Kazanskiy (Privolzhskiy) fed. universitet. Moscow, 2013. 181 p.

5. Rudinskiy I.D., Davydova N.A., Petrov S.V. Kompetentsiya. Kompetentnost'. Kompetentnostnyy podkhod. Pod red. doktora ped. nauk, professora I.D. Rudinskogo. [The competence. The competence. The competency-based approach. Ed. by Doct. Of Education Sci., prof. I.D. Rudinskiy]. Moscow: Goryachaya liniya-Telekom, 2018. 240 p.

6. Professional'nyy standart 06.033 Spetsialist po zashchite informatsii v avtomatizirovannykh sistemakh [Information Security Specialist in Automated Systems] 2019 god. [Elektronnyy resurs]. Available at: https://classinform.ru/profstandarty/06.033-spetcialist-po-zashchite-informatcii-v-avtomatizirovannykh-sistemakh.html.

Вестник науки и образования Северо-Запада России, 2019, Т.5, №3

- http://vestnik-nauki.ru -^ 2413-9353

7. Shants E. A. Professional'naya podgotovka studentov vuza kak tselostnaya pedagogicheskaya sistema [The professional training of university students as a holistic pedagogical system]. Teoriya i praktika obrazovaniya v sovremennom mire: materialy Mezhdunar. nauch. konf. (g. Sankt-Peterburg, fevral' 2012 g.). SPb.: Renome, 2012. pp. 383-386. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1857/.

8. Bogatyreva Y.I. Sistemnyy podkhod k formirovaniyu kompetentnosti v oblasti informatsionnoy bezopasnosti studentov pedagogicheskikh vuzov [The system approach to the formation of competence in the field of information security of students of pedagogical universities]. Nauchnye vedomosti. Seriya Gumanitarnye nauki. 2013. No 20 (163). Vypusk 19. pp. 181-188

9. Sofronova N.V. Metodiki analiza pedagogicheskikh sistem [The methods of analysis of pedagogical systems]. Fundamental'nye issledovaniya. 2013. No 11 (part 3), pp. 578-583.

10.Spirin L.F., Stepinskiy M.A., Frumkin M.L. Analiz uchebno-vospitatel'nykh situatsiy i reshenie pedagogicheskikh zadach. Pod red. V.A. Slastenina. [The analysis of educational situations and the solution of pedagogical problems. Ed. by V.A. Slastenin]. Yaroslavl', 1974. 130 p.

11.Pyshkalo A. M. Didaktika nachal'nogo obucheniya. [The didactics of elementary education]. M.: Prosveshchenie, 1977. 81 p.

12.Kuz'mina N.V. Metody sistemnogo pedagogicheskogo issledovaniya: ucheb. posobie [The methods of systematic pedagogical research: a training manual]. Moscow: Narodnoe obrazovanie, 2002. 207 p.

13.Okolot D.Y. Dual'noe obuchenie pri podgotovke spetsialistov po informatsionnoy bezopasnosti v sisteme srednego professional'nogo obrazovaniya [The dual training in the preparation of information security specialists in the secondary vocational education system]. Materialy XXVIII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «World science: problems and innovations» (g. Penza). 2019, pp. 152-155.

14.Okolot D.Y., Kornev P.A., Rudinskiy I.D. Pedagogicheskie usloviya podgotovki spetsialistov po informatsionnoy bezopasnosti v uchrezhdenii srednego spetsial'nogo obrazovaniya [The pedagogical conditions for the training of specialists in information security in institutions of secondary specialized education]. Informatizatsiya obrazovaniya i nauki. 2018. № 2(38). pp. 19-25.

15.Rudinskiy I.D., Okolot D.Y. Predmetno-spetsializirovannaya kompetentnost' prepodavatelya tekhnikuma v sfere informatsionnoy bezopasnosti avtomatizirovannykh sistem [The subject-specific competence of a college teacher in the field of information security of automated systems]. Vestnik BFU im. I. Kanta. Seriya: filologiya, pedagogika, psikhologiya. 2018. No 4, pp. 102-110.

16.Okolot D.Y. Kompetentnostnaya model' spetsialista po informatsionnoy bezopasnosti // Innovatsii v professional'nom, obshchem i dopolnitel'nom obrazovanii [The competency model of Information Security Specialist]. Trudy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii. Kaliningrad: KGTU, 2018. V. 6, pp. 238-242.

17.Astakhova L.V. Sushchnost' ponyatiya «Kul'tura informatsionno-psikhologicheskoy bezopasnosti» i ee formirovanie u studentov VUZA [The essence of the concept "Culture of information and psychological security" and its formation among university students]. Ekonomika. Informatika. Bezopasnost', sbornik nauchnykh trudov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, 2006 / Nauch. red. V.A. Kiseleva, L.V. Astakhova. Chelyabinsk: Izd-vo YuUrGU. 2006. pp. 93-99.

18.Rudinskiy I.D. Printsipy intellektual'nogo avtomatizirovannogo testirovaniya znaniy. V knige: Informatsionnye tekhnologii v obrazovanii (ITO'2001) [The principles of intelligent automated knowledge testing. In the book: Information Technologies in Education]. Materialy XI Mezhdunarodnoy konferentsii. 2001. pp. 56-58.

19.Rudinskiy I.D., Kleandrova I.A. Kak otsenit' ob"ektivnost' kontrolya znaniy?\How to evaluate the objectivity of knowledge control?]. Pedagogicheskaya diagnostika. 2003. V. 3, pp. 107-116.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Околот Денис Ярославович Калининградский государственный технический университет, г. Калининград, Россия, аспирант кафедры систем управления и вычислительной техники, АНО «Балтийский информационный техникум», преподаватель. E-mail: DOkolot@kantiana.ru

Okolot Denis Yaroslavovich Kaliningrad State Technical University, Kaliningrad, Russia, Postgraduate student of the Department of Control Systems and Computer Engineering, lecturer of the «Baltic information technical school», Kaliningrad, Russia. E-mail: DOkolot@kantiana.ru

Корреспондентский почтовый адрес и телефон для контактов с автором статьи: 236016, Калининград, Литовский Вал, 38, под. 6, эт. 3, Д.Я. Околот

8 (4012)353316

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.