ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ВУЗОВ ГОТОВНОСТИ К РАЗВИТИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Л.Б. Андрющенко, О.И. Коломок
ФГОУ ВПО Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия
Рассматриваются пути формирования и повышения готовности к развитию у студентов высокого уровня профессиональной и физической культуры.
В настоящее время физическая культура и спорт стали одним из важнейших направлений государственной политики России. Одна из причин этого - снижение уровня здоровья населения, что неблагоприятно влияет на показатели экономики, обороноспособности государства. В связи с этим первоочередная задача спортивной науки - поиск более эффективных путей, форм, средств и методов формирования физической культуры населения государства.
Существенную помощь в решении проблемы привлечения различных социально-демографических групп населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом могут оказать выпускники сельскохозяйственных высших учебных заведений, если в процессе обучения сформировать у них готовность к развитию физической культуры, позволяющую не только значительно активизировать собственную физкультурно-спортивную деятельность, но и оказывать положительное влияние на окружающих людей. И это не случайно, ведь характерной особенностью нашего государства является наличие обширного аграрного сектора, который в среднем по России составляет 70 %. Профессиональные кадры в сельскохозяйственной отрасли (выпускники 59 аграрных вузов страны), обладающие высоким уровнем знаний, умений и навыков в организации самостоятельных и коллективных занятий физической культурой и спортом, смогут оказать серьёзную практическую поддержку немногочисленным в сельской местности физкультурным работникам в реализации Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года».
Таким образом, необходимость разработки теоретических и организационно-методических аспектов формирования готовности к развитию физической культуры студентов в вузе предопределяется рядом противоречий, в том числе социальным заказом общества на специалиста, обладающего физической культурой и несовершенством системы ее формирования в процессе профессионального обучения; сложившейся системой образования и реальными потребностями общества в подготовке специалиста, отличающегося высоким уровнем профессиональной и физической культуры; потребностью педагогической теории и практики в повышении уровня готовности к развитию физической культуры студентов в процессе образования с одной стороны и недостаточной разработанностью ее методологических и организационно-методических основ - с другой.
В связи с теоретической и практической значимостью выделенных противоречий и необходимостью их разрешения сформулирована проблема исследования, которая заключается в поиске оптимальных путей формирования и повышения готовности к развитию у студентов высокого уровня физической культуры. Поэтому научное обоснование и
технологическая разработка педагогической системы - формирования готовности к развитию физической культуры студентов сельскохозяйственных вузов - представляют собой не только актуальное направление исследований в теории и методике физического воспитания студенческой молодёжи, но и перспективный путь достижения целевых ориентиров Федеральных программ «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» и «Социальное развитие села до 2010 года».
Целью нашего исследования является разработка и научное обоснование построения и реализации педагогической системы формирования готовности к развитию физической культуры у студентов сельскохозяйственных вузов. При этом мы предполагаем, что процесс формирования готовности к развитию физической культуры у студентов вузов будет эффективным, если готовность к развитию физической культуры студентов рассматривать как многокомпонентную и интегративную качественную характеристику личности; точно установить необходимые компоненты педагогической системы, её структуру и оптимальные взаимосвязи элементов для формирования исследуемого феномена; научно-методическое и
технологическое обеспечение педагогической системы формирования готовности к развитию физической культуры студентов вуза строить с учетом уровня их физического здоровья, когнитивных особенностей и позитивной мотивации значимости физической культуры для профессиональной подготовки; при формировании готовности к развитию физической культуры у студентов вузов будут использованы теоретические положения вероятностностатистической квалиметрии и теории исчисления качества функционирования педагогической системы.
В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:
1. Определить современное состояние и концептуальные подходы к проектированию новой педагогической системы формирования готовности к развитию физической культуры у студентов вузов.
2. Разработать систему научно-методического и технологического обеспечения процесса формирования готовности к развитию физической культуры у студентов сельскохозяйственного вуза.
3. Экспериментально проверить авторскую систему формирования готовности к развитию физической культуры у студентов в условиях вуза.
В процессе решения этих задач достигнуты как теоретические, так и практические результаты.
На основе ключевых положений системного и деятельностного подходов, теоретических концепций формирования физической культуры личности, а также достижений современных технологий оптимального функционирования системы физической культуры в высших учебных заведениях сформулирована новая концепция педагогической системы формирования готовности к развитию физической культуры у студентов. Её принципиальными отличительными особенностями являются: научно
обоснованный системообразующий фактор - формирование готовности у студентов к самоопределению, самосовершенствованию и саморазвитию в процессе физкультурного образования в вузе; учет региональных особенностей социокультурной готовности к развитию физической культуры и биосоциальной готовности личности к развитию физической культуры; многокомпонентная композиция системы. В предлагаемой системе мы выделили наиболее значимые компоненты: структурный, функциональный и организационно-управленческий (рис. 1).
Структурный компонент включает мотивационно-целевой, информационный, процессуальный, диагностический и результативный блоки.
Функциональный - гностический, проектировочный, конструктивный и коммуникативный блоки.
Организационно-управленческий компонент состоит из двух блоков. Первый - организационный, в который входят: создание материально-технической спортивной базы, подбор творческих педагогических кадров, организационные и педагогические технологии, рациональные формы организации учебного процесса. Второй - управленческий, состоит из управления качеством образовательного процесса в информационном поле мониторинга и управленческого комплексного контроля.
Полагая, что готовность к развитию физической культуры у студентов носит индивидуальный характер, нами разработаны критерии для определения сформированного уровня готовности к развитию физической культуры у студентов. Предложена модель готовности к развитию физической культуры у студентов, которая представляет собой модульно-компонентную структуру и включает следующие модули: мотивационно-целевой;
содержательный; операционно-функциональный; рефлексивный. Для оценки готовности по каждому модулю применялись критерии: мотивация к
предметной, соревновательной и научной деятельности; когнитивная осведомленность; индивидуальный стиль познавательной деятельности; двигательные умения и навыки; физическое здоровье; сформированность рефлексивной позиции и индивидуально психологических, социальнопсихологических качеств личности (рис. 2). Дцром педагогической системы формирования готовности к развитию физической культуры у студентов является разработанная авторская технология, которая выделяется нами в отдельный узел процессуальных факторов функционирования системы. Разрабатывая интегративную педагогическую технологию формирования готовности к развитию физической культуры у студентов вузов, мы основывались на преимуществах интегрированных дидактических систем, к которым относятся: уплотнение или концентрация учебного материала, устранение дублирования в его изучении; устранение перегрузок, экономия учебного времени; интеграция нескольких учебных предметов; усиление мотивации к познавательной деятельности; динамичность процесса интеграции, обусловленная развитием науки.
Представленная на рисунке 3 авторская интегративная педагогическая технология основана на принципе интеграции современных технологий обучения: проблемно-модульной, спортивно ориентированной,
оздоровительной и системном мониторинге качества формирования готовности к развитию физической культуры у студентов. В качестве интегрированного элемента педагогической технологии представлен региональный компонент - социокультурная и биосоциальная готовность к развитию физической культуры.
Технология организации учебной деятельности, обеспечивающая эффективность и результативность педагогического процесса, является проблемно-модульная технология обучения, которая предполагает дифференциацию учебного процесса на законченные части, имеющие самостоятельное значение. Сущность модульного обучения состоит в том, что студент почти самостоятельно или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, последнее способствует более качественному освоению учебной информации, позволяет систематизировать изучаемый материал и варьировать различные средства и методы обучения.
Рис. 3. Интегративная педагогическая технология формирования готовности к развитию физической культуры студентов вузов
Для подтверждения концепции интеграции в учебный процесс оздоровительных и спортивных технологий мы провели серию научных исследований среды жизнедеятельности студентов и состояния функционирования системы физической культуры в России и Южном федеральном округе. Затем перешли к более углубленному поиску факторов, лимитирующих процесс формирования готовности к развитию физической культуры студенческой молодежи образовательных учреждений Волгоградской области.
Поиски решения проблемы формирования физической культуры позволяют выявить ряд социально-организационных условий, от решения которых зависит процесс повышения уровня физической культуры молодежи России: финансирование из федерального и муниципального бюджетов (внебюджетных источников) физкультурно-спортивной отрасли; создание достаточной, комфортной, эстетически привлекательной, отвечающей требованиям современности материально-технической спортивной базы; профессиональная подготовленность педагогических кадров; формирование валеологической культуры у населения России; интенсивное развитие спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной деятельности в регионах Российской Федерации.
При формировании физической культуры молодежи не менее значимым является комплекс психолого-педагогических условий, направленных на успешную реализацию подготовки специалистов: гуманизация
образовательного процесса; непрерывность образования, позволяющая в кратчайшие сроки успешно реализовывать намеченные цели; преемственность
подготовки, связывающая в единое целое дополнительное, среднее и высшее образование; обеспечение поисково-исследовательской деятельности как важнейшее условие профессионального становления личности; системность знаний; аксиологический (ценностный) подход;учет возрастных, половых и психологических (индивидуальных и социальных) особенностей личности обучающихся; развитие самообразовательной деятельности. Таким образом, на основе анализа научной литературы, передового практического опыта по разработке технологий обучения нами была спроектирована в учебный процесс интегративная педагогическая технология ГКФКС, разработано учебно-методическое обеспечение дисциплины «Физическая культура» и созданы необходимые социально-организационные и психологопедагогические условия.
Эффективность интегративной педагогической технологии формирования готовности к развитию физической культуры у студентов вуза подтверждена результатами многолетней опытно-экспериментальной деятельности. В экспериментальной группе интегральный показатель готовности стал соответствовать уровню «выше среднего», что существенно отличается от показателей контрольной группы. Наибольший прирост наблюдался по мотивационно-целевому компоненту (на 121,8 %, Р< 0,01) и содержательному (на 113,9 %, Р< 0,01), что подтверждает важность формирования качественной релевантной учебной информации из различных видов физической культуры и передачи ее в различных формах (контактных с преподавателем и дистанционных, с применением информационных технологий обучения), что позволяет поэтапно формировать у студентов потребность к саморазвитию в сфере физической культуры.
Разработанные в процессе исследования тестовые системы, диагностирующие готовность к развитию физической культуры у студентов сельскохозяйственных вузов с учетом региональных особенностей, не только имеют высокую эффективность как средство диагностики, но и являются тренинг-контролем обучения, что улучшает качество учебного процесса.
Качество педагогической технологии обучения определяется ростом критерия эффективности (К) при переходе от одного модуля к другому. После изучения четвертого модуля технология становится высокоэффективной (К>0,8) и процесс формирования переходит в состояние саморазвития.
Таким образом, процесс реализации авторской системы формирования ГКФКС позволил изменить уровневый баланс между социокультурной и биосоциальной готовностью, что, в свою очередь, может стать механизмом запуска развития массовой физической культуры в Волгоградской области, т.е. достаточно «высокий» уровень сформированной готовности к развитию физической культуры у студентов сельскохозяйственных вузов, а также и других высших учебных заведений, представляющих различные территории Волгоградской области, будет способствовать развитию массовой физической культуры в регионе.
Проведенное исследование не может претендовать на исчерпывающее научное описание всех аспектов столь сложного и многогранного явления, как формирование готовности к развитию физической культуры личности. К числу проблем, нуждающихся в дальнейшей разработке, в первую очередь следует отнести разработку национального научно-информационного портала по физической культуре на основе предложенного в работе метода крупномасштабного районирования территорий для всестороннего анализа социокультурной готовности краев и областей Российской Федерации и биосоциальной готовности различных социально-демографических групп населения к развитию физической культуры; проведение детализированных прикладных исследований на материале проектирования отдельных учебных занятий, этапов, циклов образовательного процесса в высших учебных
заведениях с использованием результатов наших методологических разработок на основе новых информационных технологий обучения. Данное исследование открывает путь дальнейшему развитию теории формирования готовности личности к развитию различных видов и форм физической культуры.
Библиографический список
1. Алабужев, А.Е. Организационно-педагогические условия повышения эффективности физкультурно-спортивной деятельности в сельской местности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.Е. Алабужев. - Ижевск, 2004. - 24 с.
2. Андрющенко, Л.Б. Мониторинг физического развития студенческой молодежи Волгоградской области / Л.Б. Андрющенко // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. - 2005. - № 2/14. - С. 31-33.
3. Бальсевич, В.К. Инновационные направления научных исследований в сфере физической культуры и спорта / В.К. Бальсевич, Б.Н. Шустин // Вестник спортивной науки. -2004. - № 2 (4). - С. 3-7.
4. Бекренев, А.Н. Интегрированная система высшего инженерного образования/А.Н. Бек-ренев, В.И. Михельакевич // Высшее образование в России. - 1994. - № 2. - С. 125-129.
5. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. -М.: ИРПОМОРФ, 1995. - 336 с.
6. Бондин, В. И. Педагогические основы физкультурно-оздоровительных систем: Автореф. дис. ... д-ра. пед. наук / В.И. Бондин. - Ростов-на-Дону, 1999. - 47 с.
7. Ильина, Т.А. Структурно-системный подход организации обучения: в 3-х т. / Т.А. Ильина. - М., 1971.