Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРЕВЕНЦИЯ НИЗКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ ВСЕРОССИЙСКИХ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРЕВЕНЦИЯ НИЗКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ ВСЕРОССИЙСКИХ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ! ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ВСЕРОССИЙСКИЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / УЧЕБНЫМ ДИАЛОГ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF PRIMARY GENERAL EDUCATION / ALL-RUSSIAN VERIFICATION WORKS / LEARNING ACTIVITIES / META-SUBJECTIVE RESULTS / UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES / EDUCATIONAL DIALOGUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пичугин С.С.

В статье рассматриваются приемы, которые позволяют нивелировать затруднения и устранить потенциальные проблемы выпускников начальной школы при выполнении заданий, основанных на работе с информацией, связанных с основами логического и алгоритмического мышления, с построением рассуждений, прогнозов и выводов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пичугин С.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL PREVENTION OF LOW RESULTS OF ALL-RUSSIAN VERIFICATION WORKS IN PRIMARY SCHOOL

The article discusses techniques that allow leveling the difficulties and eliminate the potential problems of primary school graduates in performing tasks based on working with information related to the basics of logical and algorithmic thinking, with the construction of reasoning, predictions and conclusions.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРЕВЕНЦИЯ НИЗКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ ВСЕРОССИЙСКИХ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Психологическими аспект образовательной^ и воспитательной среды

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРЕВЕНЦИЯ НИЗКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ ВСЕРОССИЙСКИХ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

С. С. ПИЧУГИН, кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования Академии социального управления (Москва) sergey-uf@mail.ru

В статье рассматриваются приемы, которые позволяют нивелировать затруднения и устранить потенциальные проблемы выпускников начальной школы при выполнении заданий, основанных на работе с информацией, связанных с основами логического и алгоритмического мышления, с построением рассуждений, прогнозов и выводов.

The article discusses techniques that allow leveling the difficulties and eliminate the potential problems of primary school graduates in performing tasks based on working with information related to the basics of logical and algorithmic thinking, with the construction of reasoning, predictions and conclusions.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Всероссийские проверочные работы, учебная деятельность, метапредметные результаты, универсальные учебные действия, учебный диалог

Key words: the Federal state educational standard of primary general education, all-Russian verification works, learning activities, metasubjective results, universal learning activities, educational dialogue

Сегодня в Российской Федерации, как и в большинстве развитых стран мира, система школьного образования находится в процессе качественного реформирования. Трудно не согласиться с рассуждениями авторов доклада «Двенадцать решений для нового образования» [3], подготовленного Центром стра-

тегических разработок совместно с Высшей школой экономики, о ведущей роли образования в современных макроэкономических процессах.

Главной задачей, стоящей перед отечественной системой образования, становится формирование готовности к перманентному самообразованию на протя-

жении всей жизни, развитие soft skills и hard skills, необходимых в стремительно меняющемся мире.

В этой связи актуализируется вопрос оценки качества не только предметных результатов, которая обеспечивается в рамках самообследования и функционирования внутренней системы оценки качества образования образовательной организации, но и метапредметных результатов.

По инициативе Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации (Рособрнадзор) в образовательных организациях проводятся Всероссийские проверочные работы (ВПР) для обучающихся 4-х классов, которые, одной стороны, позволяют осуществлять мониторинг результативности фе-

деральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, а с другой, дают независимую оценку качества освоения планируемых результатов основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) [5].

По данным Рособрнадзора, в 2018 году в ВПР приняли участие:

3 по предмету «Окружающий мир» — 1 459 020 человек;

3 по предмету «Математика» — 1 470 429 человек;

3 по предмету «Русский язык» — 1 454 556 человек

Обратимся к итогам ВПР, позволяющим судить о достижениях планируемых результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО и примерной ООП НОО.

Результаты ВПР по предмету »Окружающий мир»

Количество справившихся, %

100

80 60 40 20

Диаграмма 1

0

_|_i_i_i_i_|_i_|_i_|_i_|_i_|_i_|_i_| Номер

1 2 3(2) 3(3) 4 5 6(1) 6(2) 6(3) 7(1) 7(2) 7(3) 8 9(1) 9(2) 9(3)10(1)10(2) задания

Из диаграммы 1 следует, что наиболее низкую результативность при выполнении ВПР по окружающему миру младшие школьники продемонстрировали в заданиях, связанных с проведением и описанием несложных наблюдений или опытов, умением описывать достопримечательности столицы и родного края.

Задание 6. Алина решила провести опыт с выращиванием газона. Она выделила для посадки два расположенных рядом одинаковых участка земли, не заслоненных от солнца кустами или

деревьями. На обоих участках Алина сняла слой почвы, насыпала небольшой слой песка, чтобы вода не задерживалась на поверхности, и сверху насыпала разрыхленную почву. При этом на одном из участков Алина добавила в почву удобрения, а на другом нет. Затем она равномерно посеяла на каждом из участков семена травы одного сорта и стала наблюдать за ее ростом.

6 (2). Какие наблюдения и сравнения необходимо проводить Алине, чтобы определить, влияют ли удобрения на рост

травы? (Позволяет оценить умение вычленять содержащиеся в тексте основные события; сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака)

6 (3). Если бы Алина хотела выяснить, влияет ли частота полива травы на ее рост, с помощью какого опыта она могла бы это сделать? Опиши этот опыт. (Позволяет оценить умение проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач)

Задание 10

10(2). Какая река или какое озеро, побережье какого моря или какие горы есть в твоем регионе? Какие известные люди живут или жили в твоем регионе (укажи не менее двух известных людей)? Напиши об одном из твоих известных

земляков. Чем он прославил свой регион? (Позволяет оценить уровень сфор-мированности основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России; умение описывать достопримечательности столицы и родного края)

Таким образом, результаты выполнения заданий ВПР по предмету «Окружающий мир» свидетельствуют о том, что у детей недостаточно сформированы:

3 способы изучения природы (наблюдение, измерение, опыт);

3 логические действия сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий и причинно-следственных связей, умения построения рассуждений;

3 навык осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации.

Диаграмма 2

Результаты ВПР по предмету »Математика»

Количество справившихся, %

100 80 60 40 20 0

5(1) 5(2) 6(1) 6(2) 7 8 9(1) 9(2) 10

11

Номер задания

Как следует из диаграммы 2, наиболее низкую результативность при выполнении ВПР по математике младшие школьники продемонстрировали в заданиях, связанных с основами логического и алгоритмического мышления, умением решать текстовые задачи и строить геометрические фигуры.

Задание 5. На клетчатой бумаге

нарисована фигура. Сторона клетки равна 1 см.

5 (2). Нарисуй по клеточкам квадрат, периметр которого равен периметру этой фигуры. (Позволяет оценить умения изображать геометрические фигуры, выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника)

Задание 8. Шесть килограммов меда разлили в большие и маленькие банки. В большую банку помещается 600 г меда, а в маленькую — 400 г. Было заполнено 6 больших банок. Сколько потребовалось маленьких банок? Запиши решение и ответ. (Позволяет оценить умение решать текстовые задачи: читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр)

Задание 9. Саша, Дима и Ира ловили окуней. Саша поймал больше окуней, чем Ира. Дима поймал столько же окуней, сколько Саша и Ира вместе. Меньше четырех окуней не поймал никто из них, а все вместе они поймали 18 окуней.

9(2). Сколько окуней поймала Ира? (Позволяет оценить овладение основами логического и алгоритмического мышления; умение интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы)

Задание 11. Юля вырезала из бумаги несколько пятиугольников и семиугольников. Всего у вырезанных фигурок 38 вершин. Сколько семиугольников вырезала Юля? Запиши решение и ответ. (Позволяет оценить овладение основами логического и алгоритмического мышления; умение решать задачи в 3—4 действия)

Результаты выполнения заданий ВПР по предмету «Математика» свидетельствуют о недостаточной сформированности умения исследовать и строить (изображать) геометрические фигуры с заданными измерениями; читать, записывать и сравнивать величины. Обеспокоенность по-прежнему вызывает недостаточная сфор-мированность логического и алгоритмического мышления младших школьников, что серьезно сказывается на умении решать текстовые задачи.

Диаграмма 3

80 -60 -40 -20 -

О -I-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-.-.-1

1К1 1К2 2 3(1)3(2) 4 5 6 7 8 9 10 11 12(1)12(2)13(1)13(2) 14 15(1) 15(2)

Как следует из диаграммы 3, наибо- школьники продемонстрировали в зада-

лее низкую результативность при выпол- ниях, связанных с умением определять

нении ВПР по русскому языку младшие тему и главную мысль текста, интерпре-

Номер задания

Количество справившихся, %

100 п

Результаты ВПР по предмету »Русским язык»

тировать содержащуюся в нем информацию.

Прочитай текст и выполни задания.

Наконец-то выдался настоящий весенний денек! В лесу тепло, светло, капель весело перезванивает, звери да птицы радуются. Благодать! Лежит на опушке старый камень-валун и хвалится:

—Мне кланяйтесь, меня благодарите, это я весну делаю! Вон какие у меня бока жаркие. Вокруг меня снег тает, рядом со мной уже травка показалась, ко мне первые бабочки греться летят! Если бы не я, не было бы весны.

Услышал это голосистый ручеек из густых зарослей кустарника и возмутился:

— Не хвались попусту! Ты лежебока, за день ни разу не повернешься, а я и снег растапливаю, и лед просверливаю, и деревья живой водицей напою. Какая без меня весна?

Тут вступила в разговор сосулька, повисшая на еловой лапе:

— Вот выдумщики! Это я весну делаю! Как начну лить горючие слезы, стучать капельками по насту на весь лес — вот вам и весна...

Но вдруг сосулька умолкла. А почему? А потому что солнце за лес закатилось. Спряталось оно, и вот—камень-валун похолодел, ручей затянуло ледяной корочкой, сосулька застыла. Это солнышко весну делает! Молча...

(По Э. Шиму)

Задание 6. Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста. (Позволяет оце-

нить умение распознавать основную мысль текста при его письменном предъявлении; адекватно формулировать основную мысль в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления, определять тему и главную мысль текста)

Задание 15. Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение «Маленькое дело лучше большого безделья». (Позволяет оценить умение обучающихся на основе данной информации и собственного жизненного опыта определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации предложенного текста, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы)

Результаты выполнения заданий ВПР по предмету «Русский язык» свидетельствуют о недостаточной сформирован-ности умения распознавать основную мысль текста, определять и формулировать в письменной форме его тему, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления. Обеспокоенность вызывает недостаточная сформирован-ность умения обучающихся на основе данной информации и собственного жизненного опыта оценивать конкретную жизненную ситуацию и адекватно интерпрети-роватьи, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные правила.

Результаты выполнения выпускниками начальной школы заданий ВПР представлены в таблице.

Результаты выполнения заданий ВПР

Предметы Количество учащихся, получивших оценки (%)

«2» «3» «4» «5»

Окружающий мир 0,83 20,43 56,3 22,44

Математика 1,93 19,99 30,13 47,95

Русский язык 4,57 25,12 46,76 23,55

Сравнивая результаты ВПР, полученные в 2016, 2017 и 2018 годах, можно констатировать, что сложилась тенденция невысокой успешности младших школьников при выполнении заданий, основанных на работе с информацией, где выявляются умения определять тему и распознавать главную мысль текста; вычленять содержащиеся в тексте основные события; осознанно строить речевые высказывания и адекватно формулировать основную мысль в письменной форме; интерпретировать содержащуюся в тексте информацию, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы.

Не менее серьезные затруднения выпускники начальной школы испытывают в заданиях, связанных с развитием логического и алгоритмического мышления: логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, прогнозов и выводов; умением сравнивать между собой объекты, выделяя 2—3 существенных признака; созданием и преобразованием модели и схемы для решения учебной задачи.

Для современного учителя начальных классов совершенно очевидно, что объем знаний, полученных младшими школьниками за партой, постоянно обновляется и не является мейнстримом современного российского образования. Поэтому младших школьников необходимо вооружить универсальными учебными действиями, которые помогают им преодолевать обозначенные трудности, формируют устойчивое желание и умение учиться на протяжении всей жизни. Важно, чтобы эта системная работа осуществлялась учителем начальных классов с использованием инновационных педагогических технологий, форм и методов.

Анализ полученных результатов позволяет определить ряд причин, вызывающих затруднения у младших школьников при выполнении заданий ВПР:

3 низкий уровень сформированности учебной деятельности: неспособность по-

нять и удержать учебную задачу в ходе ее решения и записи ответа, неумение планировать свою работу;

3 отсутствие умения использовать нужную стратегию работы с научно-популярным текстом, где требуется перечитывание нужного фрагмента для поиска необходимых данных;

3 недостаточный опыт проектирования и реализации плана или алгоритма решения учебной задачи: элементарное изменение задания, требующее другой последовательности операций, у выпускников начальной школы вызывает серьезные проблемы;

3 несформированность логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации на достаточном уровне, позволяющем обобщить информацию, объяснить и доказать свое решение, обосновать собственную точку зрения, привести примеры [9].

Соглашаясь с мнением коллектива Института стратегии развития образования РАО под руководством Н. Ф. Виноградовой, считаем, что необходимо обратить внимание учителей начальных классов на ряд приемов, позволяющих осуществить полноценную педагогическую превенцию затруднений и качественно устранить потенциальные проблемы выпускников начальной школы при выполнении ВПР [7].

Главным целевым ориентиром начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО является «формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности — умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками» [6, п. 8].

По мнению Л. Е. Журовой, полноцен-

Необходимо обратить внимание учителей начальных классов на ряд приемов, позволяющих осуществить полноценную педагогическую превенцию затруднений и качественно устранить потенциальные проблемы выпускников начальной школы при выполнении ВПР.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ная учебная деятельность ребенка формируется на протяжении всего периода обучения в начальной школе. Именно на это должны быть по-настоящему направлены все возможные усилия педагога [1].

В соответствии с требованиями ФГОС НОО к метапредметным результатам освоения ООП НОО крайне важным

является «овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления» [6, п. 11.1].

В обобщенном виде структуру деятельности личности, описанную А. Н. Леонтьевым, можно представить следующим образом [4]:

Как в отечественной (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, И. А. Зимняя, А. К. Маркова, Д. Б. Эльконин), так и в зарубежной психологии (Й. Ломпшер, Й. Лингарт) в содержание понятия «учебная деятельность» входят не только про-

цессуальность и результативность, но и структурная организация, а самое главное— субъектность учения.

Структуру учебной деятельности, соответственно, можно представить следующим образом [8]:

Учебное целеполагание

Учебные действия (предметные и универсальные)

Оценка результата деятельности

Планирование способов достижения учебной цели

Контроль и коррекция

способов достижения учебной цели

Рефлексия

Поддерживая точку зрения Л. Е. Жу-ровой, заметим, что «в задачи начальной школы входит лишь создание предпосылок для формирования учебной деятельности: достаточно высокий уровень произвольности, умение планировать и контролировать собственные действия, умение сосредоточиться на поставленной учителем задаче, высокий уровень активности и инициативности, самостоятельность в учебной работе, умение оценить правильность выполнения собственной работы» [1, с. 20]. Мы считаем, что для учителя такие предпосылки могут выступать индикативными показателями фор-

мирования учебной деятельности детей младшего школьного возраста.

Приемы устранения трудностей в овладении способностью принимать и сохранять

цели и задачи учебной деятельности 3 Обязательное предварительное (до начала работы) проговаривание младшими школьниками того, что именно предстоит сделать и с какой целью: «Перед нами стоит задача...»; «Нам предстоит сделать следующее.»; «Целью выполняемых действий будет.».

3 Неоднократное обращение к формулировке учебной задачи в процессе выполнения задания младшими школьниками: «Вспомните, какая задача стоит перед нами»; «Что именно мы хотим получить в результате?»; «Какие еще действия нам необходимо выполнить, чтобы достигнуть результата?»

3 Крайне важным в этом возрасте являются уточнение собственной позиции обучающихся: разъяснение, подтверждение/опровержение; настойчивое и последовательное формирование уважительного отношения к иной точке зрения и умения высказывать аргументированные суждения по исследуемому или обсуждаемому в учебном диалоге вопросу.

3 Перманентный педагогический патронат активности обучающихся, обсуждение на уроке любых (истинных/ложных) вариантов решения учебной задачи. По нашему убеждению, необходим решительный отказ от раздачи младшим школьни-

кам ярлыков «неуспешности» и клише «неуспеваемости» — имманентная вера учителя в потенциальные возможности и учебные результаты ребенка, которые не являются константой.

Не менее важной задачей, стоящей перед начальной школой в соответствии с требованиями ФГОС НОО к системе метапредметных результатов освоения ООП НОО, является формирование компетенций, связанных с читательской грамотностью: «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами»; способность «осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах» [6, п. 11.9].

Универсальные учебные действия, обеспечивающие смысловое чтение, в обобщенном виде можно представить следующим образом [7]:

Восприятие Интерпретация Воспроизведение

информации текста

для решения учебной задачи

Приемы устранения трудностей в работе над смысловой стороной текста 3 Четкая постановка цели чтения до его начала: «Читая текст, найдите ответ на вопрос...»; «Читая текст, обратите внимание на...»; «Читая текст, приведите доказательства...»; «Читая текст, определите... »

3 Использование текста для проверки выдвинутой гипотезы: «Найдите в тексте подтверждение/опровержение нашего предположения...»; «Найдите предложение, в котором есть ответ на вопрос.»

3 Использование информации из текста для решения учебной задачи: «Опираясь на текст, объясните...»; «Приведите примеры из текста... »

3 Постоянная мотивация обучающихся к самостоятельному перечитыванию текста, если он вызвал затруднения: «Прочитаем текст еще раз и обратим внимание на.»; «Прочитаем текст еще раз и ответим на вопрос.»; «Найдем, что об этом сказано в тексте.»

Актуальной задачей, стоящей перед начальной школой в соответствии с требованиями ФГОС НОО к системе мета-

предметных результатов освоения ООП НОО, является «формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффектив-

ные способы достижения результата» [6, п. 11.3].

Регулятивные универсальные учебные действия, связанные с планированием, в обобщенном виде можно представить следующим образом [7]:

Воспроизведение предложенной цели и плана (заданного/коллективно

Приемы устранения трудностей в построении и реализации плана или алгоритма решения

учебной задачи Наиболее распространенной рекомендацией здесь может служить организация различных видов конструирования на уроках технологии, изобразительного искусства, окружающего мира и т. д. Действия, которым при этом необходимо научить младшего школьника, — предварительный анализ образца, его соотнесение с имеющимися деталями, проектирование собственного пошагового плана выполнения работы.

При этом «важно учить школьников самоконтролю: проверять свою работу, сравнивать ее с образцом, находить собственные ошибки» [1, с. 22].

Говоря о планировании учебной задачи, важно понимать, что учащиеся младших классов совершают фактически самые первые шаги в упорядочивании учебных действий. Поэтому целью работы учителя начальных классов является помощь обучающимся в понимании того, какие операции необходимо провести для решения учебной задачи, какие учебные действия и в какой последовательности должны войти в состав каждой операции и как осуществлять их пошаговый контроль.

Система работы с учебными задания-

ми должна быть построена таким образом, чтобы научить младших школьников самостоятельному выполнению привычных действий и операций в установленной последовательности.

Начиная с первого класса, необходимо активно приглашать учеников к совместному проектированию плана действий для решения учебной задачи, упорядочиванию шагов алгоритма:

3 Как мы будем решать учебную задачу?

3 С чего мы начнем? Какой шаг будет первым? Каким будет следующий шаг? Как будем действовать дальше?

3 В какой последовательности нужно действовать?

3 Изложите порядок работы над задачей.

3 Сможем ли выполнить задание? Чего не хватает для выполнения?

3 Перед выполнением задания наметим план наших действий [7, с. 86].

В соответствии с требованиями ФГОС НОО к системе метапредметных результатов освоения ООП НОО серьезной задачей, стоящей перед начальной школой, является «овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям» [6, п. 11.10].

Приемы устранения трудностей в овладении логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации 3 Обязательное предварительное (до начала работы) обсуждение характеристики логической операции: «Нам необходимо сравнить выражения: что это значит?»; «Проанализируем описание природной зоны: как это сделать?»

3 Проведение предварительной работы по уточнению цели деятельности и объектов логической операции: «Какие геометрические фигуры изображены? Чем они похожи и чем отличаются?»; «На какие группы их можно разделить и почему?»

3 Установление четкой и понятной последовательности выполнения логической операции: «В каком порядке мы будем сравнивать два объекта?»

3 Выделение существенного признака объекта при анализе, классификации, обобщении учебного материала.

3 Предъявление обучающимся систе-

мы усложняющихся учебных заданий на основе того материала, с которым они работают (упражнения на анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение, формулирование вывода).

Реализация всех перечисленных приемов, позволяющих осуществить педагогическую превенцию потенциальных затруднений выпускников начальной школы, невозможна без полноценного учебного диалога на уроке.

Задачей, которая стоит перед начальной школой в соответствии с требованиями ФГОС НОО к системе метапредмет-ных результатов освоения ООП НОО, является формирование готовности «слушать собеседника и вести диалог... признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий» [6, п. 11.11].

Группу универсальных учебных действий, обеспечивающих учебный диалог, можно представить следующим образом [7]:

Восприятие происходящего диалога

Предъявление собственной позиции: формулирование, озвучивание

Анализ разных мнений и стремление к их сближению

Сближение позиций, построение единых обобщений и выводов

К сожалению, пока рано говорить о достижении учителем начальной школы в полном объеме этого стратегического планируемого метапредметного результата. Актуальной остается проблема взаимодействия «учитель — ученик», а также не теряет своей значимости замечание Н. Ф. Виноградовой: «В нашей школе зачастую существует только два мнения — учителя и неправильное. У нас же зачастую диалога нет, у нас беседа, когда

учитель задает вопрос одному ученику, а тот отвечает, при этом все остальные в это время радуются, что на этот раз их не тронули» [2, с. 40].

Думающий и глубокий педагог, заботящийся не о «прохождении программы», а о формировании и развитии компетенций XXI века, безусловно, сможет найти продуктивный баланс в этом вопросе и решить поставленные перед ним более серьезные и важные задачи.

ЛИТЕРАТУРА _

1. Беседы с учителем: методика обучения: 1 класс общеобразовательных учреждений / М. М. Безруких, Н. Ф. Виноградова, Л. Е. Журова [и др.] ; под ред. Л. Е. Журовой. — М. : Вентана-Граф, 2004. — 384 с.

2. Виноградова, Н. Ф. Смысловое чтение / Н. Ф. Виноградова // Коммерсантъ Наука. — 2018. — № 63. — С. 37—40.

3. Двенадцать решений для нового образования : доклад Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ. — URL: https://www.hse.ru/data/2018/04/04/1164616733/.

4. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. — М. : Прогресс, 1983. — 365 с.

5. Письмо Рособрнадзора от 2 февраля 2017 года № 05-41 «Всероссийские проверочные работы». — URL: http://obrnadzor.gov.ru/common/upload/doc_list/21268.pdf.

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». — URL: http://base.garant.ru/197127/.

7. Универсальные учебные действия как результат обучения в начальной школе: содержание и методика формирования универсальных учебных действий младшего школьника / Н. Ф. Виноградова, В. Ю. Романова, О. А. Рыдзе [и др.] ; под ред. Н. Ф. Виноградовой. — М. : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2016. — 224 с.

8. Формирование учебной деятельности школьников / В. В. Давыдов, А. К. Маркова, И. Ломпшер [и др.] ; под ред. В. В. Давыдова. — М. : Педагогика, 1982. — 216 с.

9. Функциональная грамотность младшего школьника : книга для учителя / Н. Ф. Виноградова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова [и др.] ; под ред. Н. Ф. Виноградовой. — М. : Вента-на-Граф, 2018. — 288 с.

В 2019 году в издательском центре учебной и учебно-методической литературы Нижегородского института развития образования вышли в свет издания:

Диагностика причин низких результатов образовательной деятельности школ: Сборник методических материалов / Науч. рук. С. А. Максимова; ред. кол.: О. В. Плетенева, В. В. Целикова. 147 с.

Сборник методических материалов является первым в серии «Информационно-методическое обеспечение выравнивания образовательных результатов» и содержит систематизированный инструментарий диагностики причин стабильно низких образовательных результатов образовательной организации.

Издание адресовано руководящим и педагогическим работникам общеобразовательных организаций, специалистам муниципальных методических служб и системы повышения квалификации педагогических кадров, а также всем, кого заботят проблемы обеспечения качества образования.

Иткин Э. С. Чтобы молодые помнили! 378 вопросов и заданий по военной истории Отечества с древнейших времен до 1945 года: Сборник дидактических и контрольно-измерительных материалов для школьников и учителей (6—11 классы). 126 с.

Сборник, названный словами из высказывания Дмитрия Донского, произнесенного им накануне Куликовской битвы: «Чтобы старые рассказывали, а молодые помнили!», — включает вопросы и задания по проверке знаний и отработке умений по материалам военной истории России начиная со времен князя Рюрика и до конца Великой Отечественной войны.

Книга предназначена в помощь учителю для работы с учащимися 6—11-х классов как составная часть учебно-методического комплекса курса «Дни воинской славы России». Издание также может быть использовано при изучении отдельных тем отечественной истории, подготовке к ГИА и ЕГЭ и во внеклассной работе.

Ч_._^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.