ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА МАГИСТРАНТОВ КАК ЭТАП ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Завада Г.В., Хомочкина С.А.
Интеграция России в мировую систему высшего образования выявила необходимость в педагоге нового типа, способном быстро ориентироваться в окружающей действительности. Специализированную фундаментальную подготовку научных и научно-педагогических кадров в системе высшего профессионального образования должна обеспечивать подготовка магистров.
С одной стороны, обучение в магистратуре рассматривается как подготовительный этап к аспирантуре, где можно сдать кандидатские минимумы по иностранному языку и истории и философии науки, а также выполнить часть диссертационного исследования. С другой - магистратура не должна дублировать (хотя бы и частично) аспирантуру, так как в ней в большей степени решаются образовательные задачи.
В магистратуре в основном происходит адаптация к преподавательской деятельности в высшей школе. Профессиональная адаптация к педагогической деятельности включает следующие компоненты: психологическую, социологическую, дидактическую, методическую, научную, воспитательную и «специфику» высшей школы. Она имеет свою структуру, форму, содержание, механизмы, движущие силы, траекторию, тенденции и закономерности развития, которые поддаются психо-лого-педагогической корректировке изнутри (со стороны самого преподавателя) и извне (со стороны коллектива). Многофакторность проблемы профессиональной адаптации к преподавательской деятельности обусловлена наличием диалектической связи различных факторов повышения эффективности учебно-воспитательного процесса [1].
Структура и содержание магистерской подготовки в целом могут служить хорошим фундаментом подготовки преподавателя высшей школы. При этом обеспечивается решение двух задач — широкой фундаментальной и глубокой профессиональной подготовки в соответствующей научной области. Магистратура в системе высшего образования призвана выполнять следующие основные функции: образовательную, поскольку в ней продолжается овладение студентами знаниями, необходимыми для осуществления определенных видов профессиональной деятельности; научно-исследовательскую, поскольку именно в этом звене осуществляется целенаправленное обучение исследователь-
ской деятельности в сфере научного знания, и профессиональную, поскольку магистратура предназначена для подготовки выпускников к выполнению определенных профессиональных видов деятельности и профессиональных функций преподавателя вуза [2].
Практика является составной частью основной образовательной программы подготовки магистра по каждому направлению. Она должна обеспечить студентам возможность приобретения опыта осуществления эффективной профессиональной деятельности (как педагогической, так и научно-исследовательской) в соответствии с особенностями программы специализированной подготовки магистра. В ходе практики должны быть созданы условия для применения полученных в процессе теоретического обучения знаний для решения возникающих в будущей профессиональной деятельности различных практических задач, сформированы основные умения и навыки; сформирована личность преподавателя; сформирована научно-исследовательская функция будущего преподавателя. Целью научно-педагогической практики является приобретение обучающимися в магистратуре навыков преподавателя высшей школы. Основными задачами научно-педагогической практики магистрантов являются: выработка творческого, исследовательского подхода к психолого-педагогическим и методическим проблемам деятельности в области образования; овладение методикой проведения диагностики образовательного процесса, строящегося на основе определенного предметного содержания; конструирование, реализация и анализ результатов процесса использования различных методик обучения в различных типах учебных заведений; проектирование и реализация в практике обучения нового учебного содержания, технологий и конкретных методик обучения.
В содержание педпрактики можно включить: подготовку и проведение пробных лекций, подготовку и проведение эксперимента, подготовку и проведение семинаров, лабораторных работ с применением современных разнообразных методов обучения, участие в качестве руководителя в проведении практики.
Требования к организации практики определяются государственными образовательными стандартами ВПО уровня магистра. Научнопедагогическая практика является компонентом профессиональной подготовки к научно-педагогической деятельности в высшем учебном заведении и представляет собой вид практической деятельности магистрантов по осуществлению учебно-воспитательного процесса в высшей школе, включающий организацию учебно-воспитательной деятельности студентов, научно-методическую работу по предмету, получение умений и навыков практической преподавательской деятельности. Научно-педагогическая практика направлена на приобретение магистрантами опыта осуществления целостного образовательного про-
цесса, включающего проектирование отдельных его компонентов, экспертизу элементов методической системы обучения определенному содержанию, консультирование коллег по наиболее актуальным проблемам развития образовательной системы и т.д. В ходе практики магистранты включаются в достаточно широкий спектр профессиональной деятельности, осуществляемой в сфере образования. Каждым магистрантом на всех этапах практики заполняется специальный дневник практики, в котором отражается следующая информация: описание учебной группы; протоколы посещенных занятий с их анализом; содержательные планы собственных занятий; основные результаты научно-педагогической деятельности в период практики; анализ условий проведения практики и предложения по совершенствованию организации практики в конкретном учебном заведении. При этом все перечисленные компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены [2].
Исходя из целевого назначения магистерской подготовки у сту-дентов-магистрантов должно быть развито научное мышление, что предполагает освоение и закрепление ими навыков ведения научноисследовательской и научно-педагогической работы, а также умений презентации научной информации. Обе практики имеют общую научную направленность, поэтому может возникнуть дублирование как в их задачах, так и в содержании. Именно поэтому целесообразно выстраивать единую стратегию овладения компонентами практической научнопедагогической деятельности. С этой целью программы практик необходимо строить по следующей схеме, включающей: сроки проведения практики (с указанием семестра, количества недель и месяцев года); цель практики, при формулировании которой определяется ее общая ориентация, устанавливается ее связь с теоретическим обучением; задачи практики, где в обобщенном виде формулируются конкретные результаты деятельности студентов; содержание деятельности, в которой выделяются конкретные виды деятельности, выполняемые магистрантами в ходе практики; организация деятельности магистрантов, где описывается, на какой базе целесообразно проводить практику; возможные организационные этапы; итоговая аттестация по практике, в которой указывается форма отчетности (зачет, дифференцированный зачет) и критерии оценки результатов прохождения практики [2].
Педагогическая практика представляет собой особый вид учебных занятий, в ходе которых формируется целостное всестороннее представление о педагогическом процессе, развиваются профессионально значимые компетенции. Педагогическая практика должна содержать методы, способы и средства реализации педагогических технологий, готовить магистрантов к решению основных проблем будущей профессиональной деятельности, связанных с участием в научно -исследовательской работе, выбором содержания обучения, методиче-
ским обеспечением учебных курсов, выбором и реализацией системы педагогического контроля, социально-психологическим регулированием деятельности студентов, воспитанием и формированием их личности. Высокий уровень педагогических умений не может быть достигнут только благодаря теоретической профессиональнопедагогической подготовке специалиста, необходима педагогическая практика. Формирование педагогических умений не происходит сразу, а занимает продолжительное время и осуществляется путем постепенной выработки простейших педагогических приемов и действий, которые в дальнейшем усложняются и интегрируются в более сложные педагогические умения. Для этого на педагогической практике магистрант должен вырабатывать умения формулировать и решать научные и педагогические задачи, вести библиографическую работу с применением современных информационных технологий, представлять итоги проделанной работы в виде научных и педагогических документов с привлечением современных средств редактирования и печати, проводить научный и педагогический эксперимент, обрабатывать и анализировать полученные результаты, четко и корректно излагать учебный материал, осуществлять педагогический контроль с применением традиционных и современных технологий, использовать различные дидактические средства, выявлять психологическое состояние учащихся и стимулировать их деятельность.
На кафедре ПППО было разработано Положение о педагогической (научно-педагогической) практике магистрантов КГЭУ. Положение регламентирует порядок и формы прохождения педагогической практики магистрантами очной формы. Основная цель педагогической практики - формирование и совершенствование умений по психологопедагогической и профессиональной подготовке магистранта к научнопедагогической деятельности. Это умения: использовать методы, способы и средства реализации педагогических технологий; отбирать содержание обучения, методическое обеспечение; выбирать и реализовывать системы педагогического контроля с применением традиционных и современных технологий; использовать различные дидактические средства; использовать разнообразные методы педагогического исследования для изучения личности и коллектива учащихся; выявлять психологическое состояние учащихся и стимулировать их деятельность; осуществлять научно-исследовательскую работу и использовать ее результаты в обучении и воспитании учащихся. Во время прохождения практики осуществляется реализация задач практики, анализ результатов выполнения каждой задачи научно-педагогической практики совместно с руководителем практики и научным руководителем, отражение результатов в дневнике практики.
По итогам прохождения педагогической практики магистрант предоставляет отчетную документацию: оформленный дневник практики; самоанализ одного из проведенных практикантом занятий; анализ одного из посещенных практикантом занятий (преподавателей университета, либо других магистрантов).
Организация практики на всех этапах направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами-магистрантами профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки магистра, их полноценной адаптации к профессиональной деятельности.
Таким образом, педагогическая практика является неотъемлемой частью профессионально-педагогической адаптации магистрантов к работе преподавателя и куратора в вузе и представляет собой особую форму взаимосвязи теоретического обучения и будущей практической деятельности.
Литература
1. Ащепков В.Т. Профессиональная адаптация преподавателей высшей школы: Монография. - Армавир, 1989. - 140 с.
2. Стефанова Н.Л., Шубина Н.Л. Магистратура: слово и дело: Практическое пособие. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2002. - 157 с.