Научная статья на тему 'Педагогическая практика как условие формирования профессиональных компетенций будущего учителя'

Педагогическая практика как условие формирования профессиональных компетенций будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
394
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PEDAGOGICAL PRACTICE / PROFESSIONAL COMPETENCES / EDUCATIONAL ACTIVITIES / RESEARCH ACTIVITIES / CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киямова А.Г., Зарипова Р.С.

Педагогическая практика, имеющая комплексный характер, создает условия для мобилизации полученных в университете знаний и умений. Ее результаты зависят от понимания обучающимся целей и задач практики, активности студента, умения правильно объединить различные направления педагогической деятельности в едином учебно-воспитательном процессе, вести научно-исследовательскую работу профессионально-педагогического характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING PRACTICE AS A CONDITION OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHER

Pedagogical practice with the complex nature creates conditions for mobilization obtained at the University knowledge and skills and is an essential school dedicated to the formation of teachers, the results of which depend on the understanding of students of the goals and objectives of the practice, activity, ability to combine the various educational activities into a single educational process fully and correctly, and ability to conduct scientific research of professional-pedagogical nature.

Текст научной работы на тему «Педагогическая практика как условие формирования профессиональных компетенций будущего учителя»

DOI: 10.12731/2218-7405-2017-4-2-123-127

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Киямова А.Г., Зарипова Р.С.

Набережночелнинский государственный педагогический университет, г. Набережные Челны, Российская Федерация

Педагогическая практика, имеющая комплексный характер, создает условия для мобилизации полученных в университете знаний и умений. Ее результаты зависят от понимания обучающимся целей и задач практики, активности студента, умения правильно объединить различные направления педагогической деятельности в едином учебно-воспитательном процессе, вести научно-исследовательскую работу профессионально-педагогического характера.

Ключевые слова: педагогическая практика; профессиональные компетенции; педагогическая деятельность; научно-исследовательская деятельность; культурно-просветительская деятельность.

TEACHING PRACTICE AS A CONDITION OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHER

KiyamovaA.G., Zaripova R.S.

Naberezhnye Chelny State Pedagogical University, Naberezhnye Chelny, Russian Federation

Pedagogical practice with the complex nature creates conditions for mobilization obtained at the University knowledge and skills and is an essential school dedicated to the formation of teachers, the results of

which depend on the understanding of students of the goals and objectives of the practice, activity, ability to combine the various educational activities into a single educational process fully and correctly, and ability to conduct scientific research of professional-pedagogical nature.

Keywords: pedagogical practice; professional competences; educational activities; research activities; cultural and educational activities.

Педагогическая деятельность требует сформированное™ компетенций, обеспечивающих успешное решение профессиональных задач в следующих областях: постановка целей и задач; мотивация учебной деятельности; обеспечение информационной основы педагогической деятельности; разработка программ; организация учебной деятельности. Необходимо подчеркнуть, что формирование компетенций — это системный процесс, который не может быть обеспечен отдельной дисциплиной или определенной образовательной технологией.

Педагогическая практика играет важную роль в формировании профессиональных компетенций будущего учителя, так как создает условия для практического применения знаний по предмету и по всем психолого-педагогическим дисциплинам. В результате максимальной приближенности условий практики к реальной профессиональной деятельности создается возможность для дальнейшего развития, закрепления и совершенствования методических умений, приобретенных на теоретических и практических занятиях [2].

В ФГБОУ ВО «Набережночелнинский государственный педагогический университет» до выхода на практику обучающиеся проходят проверку знаний нормативных документов, определяющих содержание и результаты учебной деятельности по предмету (федеральный государственный образовательный стандарт, примерные программы, содержание учебно-методических комплексов по преподаваемому предмету и т.д.). Обязательным является собеседование по основным вопросам педагогики, психологии и методики обучения. Перед

выходом на практику проверяется ИКТ-компетентность будущего учителя географии и биологии, так как внедрение в учебный процесс информационно-коммуникативных технологий направлено не только на сбор информации, но и на ее анализ, обработку и преобразование. Кроме того, по биологии и географии имеется достаточно большое количество цифровых образовательных ресурсов, применение которых в учебной и внеучебной деятельности обусловливает повышение интереса к преподаваемому предмету.

Согласно ФГОС ВО содержание практики включает следующие виды профессиональной деятельности: педагогическую, научно-исследовательскую, культурно-просветительскую, проектную.

Педагогическая деятельность в период практики состоит из ознакомления со школьной документацией, планирования учебной и внеклассной деятельности, планирования и проведения уроков разной типологии, рефлексивной деятельности (анализ и самоанализ); проведения психолого-педагогических наблюдений и диагностики; подготовки и проведения внеклассных мероприятий по предмету, подготовки обучающихся к олимпиадам разного уровня, работы с одаренными детьми; участия в проведении общешкольных мероприятий и т.д.

Научно-исследовательская деятельность во время педагогической практики включает изучение передового педагогического опыта и его обобщение, изучение публикаций по методике обучения, выполнение задания по теме курсовой и выпускной квалификационной работы. Основная форма научно-исследовательской работы в ходе педагогической практики - это специально организованная деятельность студентов по изучению какой-либо методической темы. Для научно-методических исследований предложены следующие проблемы и темы: «Реализация проблемного обучения», «Технология развивающего обучения», «Мотивация учебной деятельности школьников», «Организация самостоятельной работы учащихся на уроках», «Внеклассная работа по предмету», «Экологическое образование учащихся школ», «Применение новых педагогических технологий в процессе обучения», «Требования к современному

уроку», «Национально-региональный компонент содержания образования» и т.д.

Исследование проводится в следующей последовательности: изучение литературы по теме; изучение опыта работы учителей школы по данной проблеме; анализ состояния знаний и умений учащихся, установление обученности учеников по исследуемому вопросу; создание методических разработок уроков, где сделан акцент на тех вопросах, рассмотрение которых составляет предмет исследования; проведение уроков в соответствии с намеченной программой исследования и с имеющимися методическими разработками; анализ результатов уроков и формулировка выводов. Результаты исследования оформляются студентом в виде доклада и представляются на научно-практических конференциях.

В ходе педагогической практики немаловажным является ознакомление с направлениями культурно-просветительской деятельности в школе, с планом воспитательной работы школы, изучение ресурсной базы образовательной организации для определения возможностей организации различных форм культурно-просветительской деятельности. Студенты в рамках культурно-просветительской деятельности разрабатывают и проводят мероприятия с использованием возможностей региональной культурной образовательной среды. Одним из заданий является подготовка презентации о достопримечательностях Республики Татарстан и города Набережные Челны (музеях, театрах и т.п.), которую классный руководитель может использовать при осуществлении культурно-просветительской деятельности.

В ходе проектной деятельности практиканты изучают научную, методическую литературу о проектной деятельности в школе, разрабатывают и защищают проекты с обучающимися по различной тематике, например, «Население Республики Татарстан», «Этнические традиции народов республики», «Карта терминов», «Этногеография моей школы», «Мой город - мой дом», «Будущее моей республики», «Топонимика - книга истории человечества», «Сфера обслуживания моего города» и т.д.

Мониторинг во время педпрактики предполагает экспертную оценку проведенных уроков и внеклассных мероприятий в школе; решение проблемных ситуаций; экспертную оценку анализа и самоанализа проведенных уроков; ведение документации педагогической практики; обобщение передового педагогического опыта, способности разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся, создания благоприятного микроклимата в классе, способствующего достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения; демонстрацию способности организовывать в кабинете предметно развивающую среду, применение ИКТ в профессиональной сфере, сформированное™ навыков организации самостоятельной учебно-исследовательской деятельности и овладения методиками исследования/проектирования [1].

Таким образом, педагогическая практика, имеющая комплексный характер, создает условия, требующие от практиканта мобилизации всех полученных в университете знаний и умений, использование их интегрированно, с учетом конкретных целей и условий обучения. Следовательно, педагогическая практика является незаменимой школой формирования учителя, результаты которой зависят от понимания студентами-практикантами целей и задач практики, умения полно и правильно объединить различные направления педагогической деятельности в едином учебно-воспитательном процессе и умения вести научно-исследовательскую работу профессионально-педагогического характера.

Список литературы

1. Зарипова P.C., Хасанова А.Р., Балаян С.Е. Детализация профессиональных компетенций для будущих учителей // В мире научных открытий. 2015. № 3 (63). С. 101-105.

2. Кузьмина Т.Н. Педагогическая практика: учебно-методическое пособие для студентов очной формы обучения. Пенза: ПГПУ, 2012.17 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.