Научная статья на тему 'Педагогическая помощь старшеклассникам в жизненном самоопределении'

Педагогическая помощь старшеклассникам в жизненном самоопределении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сапожникова Т. Н.

Статья посвящена одной из актуальных проблем оказания квалифицированной помощи старшеклассникам в процессе обретения смысла жизни и ценностных ориентаций. Автором сравниваются две педагогические модели «педагогического ----------сопровождения» и «педагогической поддержки». Раскрывается сущность, структура и принципы педагогического сопровождения жизненного самоопределения старшеклассников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to one of actual problems of giving the qualified help to senior pupils during the period of searching a meaning of life and valuable orientations. The author compares two pedagogical models of "pedagogical maintenance" and "pedagogical support ". The essence, structure and principles of pedagogical maintenance of vital self-determination of senior pupils are revealed

Текст научной работы на тему «Педагогическая помощь старшеклассникам в жизненном самоопределении»

4. Фрейд, З. Введение в психоанализ [Текст]: лекции / З. Фрейд. - М.: Наука, 1989. - 456 с.

5. Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентич-

ность: теория, эксперимент, тренинг [Текст] / Л.Б. Шнейдер. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО

«МОДЭК», 2004. - 600 с.

6. Эриксон, Э. Детство и общество [Текст] / Э. Эриксон. - СПб.: ЛЕНАТО, АСТ. - 1996 - 592 с.

7. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис [Текст] / Э. Эриксон. - М.: Прогресс, 1996. - 344 с.

Т.Н. САПОЖНИКОВА

Педагогическая помощь старшеклассникам в жизненном самоопределении

Статья посвящена одной из актуальных проблем оказания квалифицированной помощи старшеклассникам в процессе обретения смысла жизни и ценностных ориентаций. Автором сравниваются две педагогические модели «педагогического сопровождения» и «педагогической поддержки». Раскрывается сущность, структура и принципы педагогического сопровождения жизненного самоопределения старшеклассников.

The article is devoted to one of actual problems of giving the qualified help to senior pupils during the period of searching a meaning of life and valuable orientations. The author compares two pedagogical models of "pedagogical maintenance" and "pedagogical support ". The essence, structure and principles of pedagogical maintenance of vital self-determination of senior pupils are revealed.

Жизненное самоопределение - центральное личностное новообразование ранней юности. Являясь характеристикой зрелой личности, оно представляет собой процесс и результат обретения смысла существования на основе сложившихся ценностей и убеждений, осознания индивидуальных возможностей и требований общества, проявляющихся в отношении к себе, другим людям в социально одобряемой деятельности.

В поисках личной идентичности старшеклассники должны постараться выработать стратегические жизненные цели и мировоззренческие ориентиры, которые, подчеркивая индивидуальность, не вступали бы в противоречие с общечеловеческими нормами и принятыми законами.

Практика показывает, что в период ранней юности учащиеся далеко не всегда ответственны за свои поступки. Неопределенность целей, отсутствие опыта рефлексивного поведения, недостаточная сформирован-ность критериев, правил и способов экзистенциального выбора приводят к тяжелым внутриличностным конфликтам, порождающим у определенной части молодежи отчужденность от общества, семьи, самих себя; провоцирующим агрессию, асоциальное поведение, рост наркомании и алкоголизма.

В этой связи все большее значение приобретает квалифицированная помощь педагогов в познании старшеклассниками своей индивидуальности, способности сделать ответственный экзистенциальный выбор, а также в нейтрализации возможных асоциальных и личностно-деструктивных целей и ценностей.

Одной из современных педагогических парадигм является концепция педагогического сопровождения, основанная на идеях экзистенциальной педагогики, активно разрабатываемой профессором М.И. Рожковым и его научной школой.

В целом она близка концепции педагогической поддержки О.С. Газмана и группы его сотрудников, но имеет и свои самобытные и оригинальные идеи.

Общность указанных моделей заключается в следующих позициях:

- рассмотрение образования как гармоничного единства двух существенно отличающихся процессов социализации и индивидуализации;

- признание свободного развития каждого человека и создание всевозможных условий для осуществления этого;

- направленность педагогических усилий на оказание воспитаннику помощи в познании самого себя, осознании своей уникальности и неповторимости, построении

аутентичного жизненного пути и соответствующей ему индивидуальной образовательной траектории;

- стремление педагогов не вести ребенка за собой, не управлять им и его развитием, а создавать условия для самоидентификации и самореализации, оказывать помощь в решении внутриличностных проблем;

- необходимость формирования рефлексивных способностей учащихся.

Принципиальных отличий, по нашему мнению, четыре:

1. Педагогическое сопровождение предусматривает оказание помощи всем без исключения, в том числе и нормально развивающимся детям, допуская при этом включение воспитанников в ситуации, требующие волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума или сложившихся раннее убеждений и ценностных установок. Именно осознаваемые в этот момент переживания придают объективной ситуации субъективное значение, создают условия для перестройки внутреннего мира.

2. Педагогическая поддержка направлена в основном на решение актуальных задач возраста, в то время как педагогическое сопровождение предусматривает оказание помощи в соответствии с закономерностями естественного развития личности, открывает перспективы личностного роста, помогает человеку войти в ту «зону ближайшего социального развития» (термин В.С. Мухиной и

В.А. Горяиной [8]), которая для него актуальна, но пока еще не доступна.

3. Педагогическое сопровождение не преследует цели избавить воспитанника от жизненных трудностей. Напротив, оно предполагает построение такой интеракции, при которой обострятся и вербализируются внут-риличностные конфликты, произойдет осознание их причин и путей разрешения.

4. Педагогическое сопровождение, создавая условия для жизненного самоопределения, направлено не столько на установление гармонии между социальным и индивидуальным, сколько на включение воспитанников в такие «ситуации социального развития» (Л.С. Выготский), которые способствовали бы формированию субъективного образа мира -представления человека о себе, своей судьбе и окружающем мире в течение жизни.

Под педагогическим сопровождением жизненного самоопределения старшеклассников мы понимаем компонент педагогического процесса, основанный на формировании у воспитанников ценностного отношения к жизни, миру и самим себе; активизации собственных ресурсов, необходимых для самостоятельного и ответственного решения социальных проблем.

Цель педагогического сопровождения определяется как «формирование готовности к выбору ответственного отношения к происходящим событиям на основе понимания себя и смысла своего существования» (М.И. Рожков, 2006).

Педагогическое сопровождение жизненного самоопределения старшеклассников представляет собой особым образом организованное взаимодействие взрослого и ребенка, состоящее из четырёх звеньев: воспитанник («путник»); педагог («сопровождающий»); педагогическое взаимодействие

(«путь, который они проходят вместе»); социально-культурные условия («среда жизнедеятельности, задающая определенные законы существования и границы активности людей»).

По В.И. Далю, путник - это «путешественник, странник, который находится на перепутье; человек, ищущий временного приюта; лицо, которое не живет оседло, скитается; бездомный; бесприютный; бродяга» [Т. 3. С. 544].

В качестве метафоры подобные толкования характеризуют особенности раннего юношеского возраста, трудность которого заключается в том, что, при создании внутренних условий для жизненного самоопределения нет рецептов осуществления экзистенциальных выборов.

Д. Марше выделил четыре этапа развития идентичности, измеряемые степенью готовности к самоопределению молодых людей:

- «неопределенная, размытая идентичность» - индивид ещё не выработал сколько-нибудь четких убеждений, не выбрал профессии и не столкнулся с кризисом идентичности;

- «досрочная, преждевременная идентификация» - индивид включился в соответствующую систему отношений, но сделал это не самостоятельно, в результате пере-

житого кризиса и испытания, а на основе чужих мнений, следуя чужому примеру или авторитету;

- «мораторий» - индивид находится в процессе нормативного кризиса самоопределения, выбирая из многочисленных вариантов развития тот единственный, который может считать своим;

- «зрелая идентичность» - кризис завершен, индивид перешел от поиска себя к практической самореализации.

А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский обратили внимание на то, что не каждый молодой человек проходит все перечисленные этапы развития личности. Он может вступить на стадию «моратория» и затем достичь зрелой идентичности, но может и навсегда остаться на уровне размытой идентичности или пойти по пути досрочной идентификации, отказавшись от активного выбора и самоопределения и перенеся ответственность за результаты своей жизнедеятельности на внешние обстоятельства.

Из сказанного вытекает, что от активности самого воспитанника, его социальной зрелости, психического и физического здоровья зависит дальнейшее развитие личности, содержание и траектория аутентичного пути. Хорошо, если рядом в период «внутренних странствий» окажется профессиональный педагог, способный разделить этот этап жизни.

«Сопровождающий» - это человек, лишь временно находящийся с «путником». Среди его ролевых функций В.И. Даль указывает не только общие «попутчик», «сопроводитель», но и «спутник, товарищ на пути, в дороге, жизни», «проводник, путевод», «спутник для указания пути, охраны, защиты, присмотра», то есть посредник между человеком и миром жизни, обеспечивающий безопасность, необходимую и достаточную поддержку личности в трудной жизненной ситуации [Т.4. С. 272].

Принципиальное отличие позиции педагога, сопровождающего старшего школьника, заключается в том, что он не дает прямых ответов на актуальные вопросы воспитанника, не решает за него и даже вместе с ним его проблемы. Он помогает юношам и девушкам проанализировать способ ответа на экзистенциальные вопросы жизни, побуждает к осмыслению, а затем принятию или коррекции личностных смыслов и ценностных ори-

ентаций, определяющих дальнейшие жизненные стратегии, осознанию «законного права» на собственную жизнь.

Педагог должен суметь мобилизовать в воспитаннике заботу о своей жизни и рефлексивную способность к внутреннему поиску, осмыслению своего бытия, отношения к другим людям и миру в целом. Для этого он должен обладать особым профессиональным качеством - экзистенциальным слухом, позволяющим уловить скрытые экзистенциальные призывы и проблемы своих воспитанников, а затем помочь увидеть и справиться с ними самостоятельно.

Кроме того, со стороны взрослого необходимо постоянное внимание к внутреннему миру переживаний воспитанника, без чего невозможно установление доверительных контактов и глубинного общения. Педагог должен быть для старшеклассников авторитетным, значимым человеком, что не достигается набором использованных педагогических техник и методик, а становится результатом влияния одной личности на другую.

Педагогическое сопровождение - это способ организации взаимодействия «путника» и «сопутствующего», отрезок жизни и процесс его прохождения, совместное бытие людей в определенный временной период человеческой жизни.

Оно отличается целенаправленностью, пролонгированностью, субъективностью, недирективностью, погруженностью в реальную повседневную жизнь воспитанника, а также особыми развивающими отношениями между участниками этого процесса сотрудничества на всех этапах возрастного кризиса.

Сущностной характеристикой педагогического сопровождения жизненного самоопределения старшеклассников является также создание условий для перехода личности от помощи извне к самопомощи, то есть включение воспитанника в такое социальное пространство, в котором позиция «Все в моей жизни зависит от обстоятельств» постепенно превратилась бы в позицию «Я - хозяин своей жизни».

Основной структурной единицей педагогического сопровождения является включение воспитанников в различные социальные ситуации, способные стать для них событиями, то есть приобрести личностную значимость. В процессе организации педагогиче-

ского взаимодействия должны быть созданы условия, способствующие интериоризации исторически сложившихся норм и правил поведения и ценностей, законов, регламентирующих жизнедеятельность граждан в стране, конкретном регионе.

По мнению К. Левина, социальный контекст ситуации пробуждает к жизни мощные силы, стимулирующие или ограничивающие поведение человека. Даже незначительные детали ситуации, названные психологом «канальными факторами», могут либо фасилитировать, либо блокировать поведение

[7].

В психологии механизм развития лич-ностностных смыслов включает пять этапов:

- получение информации о существовании объекта или явления действительности и условиях его реализации;

- трансформация - «перевод» информации на собственный, индивидуальный язык;

- активная деятельность, заключающаяся в осмыслении, признании или опровержении познанного объекта или явления действительности;

- инклюзиция - инициирование, включение в личностную смысловую систему;

- динамизм - изменение личности, вытекающее из принятия или отрицания значимости явления или объекта.

По мнению Я. Гудечека, пропуск некоторых этапов приводит к нарушению интернализации и, как следствие, к механическому принятию чужих образцов и стереотипов поведения [4].

Вот почему педагогическое сопровождение жизненного самоопределения старшеклассников должно состоять из таких последовательно реализующихся компонентов, как:

- коммуникативного, предполагающего получение учащимися информации об окружающем мире, его нормах, законах и закономерностях в процессе специально проводимых занятий в виде неформального общения;

- интериоризационного, предусматривающего оказание педагогами помощи воспитанникам в осмыслении и осознании информации;

- организационно-деятельностного, включающего воспитанников в разнообразные социальнозначимые виды деятельности,

способствующие принятию или опровержению смысложизненных ценностей;

- рефлексивного компонента или компонента последействия, способствующего самоанализу, самооценке, упорядочиванию и интегрированию опыта, полученного в социальных отношениях, и проектированию определенных действий в будущем.

Основными принципами педагогического сопровождения жизненного самоопределения старшеклассников, по нашему мнению, можно считать:

- принцип развивающей социальной интеракции - организация такого педагогического процесса, при котором учитываются закономерности онтогенеза, активизируются собственные ресурсы человека для придания объективной ситуации субъективного значения и для самостоятельного и ответственного решения актуальных и перспективных проблем жизни;

- принцип эмпатийного взаимодействия -создание такого социального пространства совместного бытия педагога и воспитанника, в условиях которого формируется система ценностных ориентаций и субъективный образ мира, осваиваются продуктивные способы взаимодействия с социумом;

- принцип свободного экзистенциального выбора - предоставление воспитанникам возможности самостоятельного выбора смысла жизни, ценностей и способов решения жизненных проблем, сохранение права на ошибку и рефлексивную оценку ее последствий;

- принцип вариативности - дифференцированное включение старших школьников в социально-педагогические ситуации, с одной стороны, уменьшающие негативные переживания, а с другой, способствующие появлению новых переживаний и сопереживаний, формирующие ценностные ориентации и расширяющие экзистенциальный опыт.

Таким образом, педагогическое сопровождение жизненного самоопределения старшеклассников - это одна из моделей воспитательного процесса, способствующая обретению смысла жизни и определению ее стратегических целей и перспектив, процесс

особого рода бытийных отношений между

педагогом и воспитанниками.

Библиографический список

1. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст]: в 4 т. / В.И. Даль - М.: Дрофа, 2006.

2. Газман, О. С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века [Текст] / О.С. Газман // Новые ценности образования. - М.: Инноватор, 1996. - Вып.6.: Забота - поддержка - консультирование. - С.10-37.

3. Газман, О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей [Текст] / О.С. Газман // Народное образование. - 1998. - № 8. - С.108-111.

4. Гудечек, Я. Ценностная ориентация личности [Текст] / Я. Гудечек // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. - М.: Наука, 1989. - С. 102-109.

5. Дружинин, В.Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии [Текст] / В.Н. Дружинин. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 135 с.

6. Кон, И. С. Психология ранней юности [Текст] / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 232 с.

7. Левин, К. Теория поля в социальных науках [Текст] // Серия: Мастерская психологии и психотерапии. - СПб.: Речь, 2000. - 368 с.

8. Мухина, В.С., Горянина, В.А. Развитие, воспитание и психологическое сопровождение личности в системе непрерывного образования: концепция и опыт работы ИРЛ РАО [Текст] / В.С. Мухина, В.А. Горянина; под ред.

B.А. Горяниной // Воспитание и развитие личности: материалы международной научнопрактической конференции. - М.: ИРЛ РАО. -1997. - С. 4-12.

9. Рожков, М. И. Концепция экзистенциальной педагогики [Текст] / М.И. Рожков // Ярославский педагогический вестник. - 2002. - № 4. -

C. 71-76.

10. Рожков, М. И. Воспитание свободного человека [Текст] / М.И. Рожков. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2006. - 29 с.

11. Ядов, В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе [Текст] / В.А. Ядов // Социологический журнал. - 1994. - № 1. - С. 35-52.

С А. КУРНОСОВА

Воспитание у младших школьников эмоциональной отзывчивости к природе

Сознание детей 6-11 лет в силу возрастных особенностей чувствительно и восприимчиво к созидающей энергии и вместительно для ее запасов. Вместе с тем такие виды понимания-постижения смыслов и значений, как эмпатия, проекция, идентификация, децентрация и другие, лежащие в основе эмоциональной отзывчивости личности, в результате длительного бездеятельного состояния, при отсутствии в сензитивный период внешнего побуждения, увядают, теряют жизнеспособность. Поэтому важно не упустить способности детей 6-11 лет выходить за пределы индивидуального эмоционального опыта в пространство сокровенных, глубинных знаний о себе и окружающем мире. Через ощущения своей общности, связи и включенности во все остальное творение ребенок приобретает опыт переживания объектов и явлений природы как части самого себя.

The consciousness of children aged 6-11 is very perceptive and sensitive to the creative power and has a lot of space to store it due to some distinctive features of this age and gifts peculiar to it. At the same time, such kinds of understanding-comprehension of significance and meanings as empathy, projection, identification, decentration and others, which form the basis of emotional sensitivity of a person, wither and lose viability under of prolonged inactivity, if there is no external motive in the sensitive period. That’s why it’s so important not to let go the ability of children aged 6-11 to travel beyond their individual emotional experience to the area of their inmost, deepest knowledge of themselves and the world surrounding them. Through the sense of his commonness, connection and inclusion into the rest of creation the child gains the experience of feeling objects and natural phenomena as a part of himself.

На основе изучения философской и циональной отзывчивости к объектам и явле-

психолого-педагогической литературы нами ниям живой природы у младших школьников

была определена сущность воспитания эмо- как особая педагогическая деятельность, на-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.