Научная статья на тему '"Педагогическая поэма" на Егорьевской земле'

"Педагогическая поэма" на Егорьевской земле Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЁН АФАНАСЬЕВИЧ И ГАЛИНА КОНСТАНТИНОВНА КАЛАБАЛИНЫ / КЛЕМЁНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ / ПЕДАГОГИКА А.С. МАКАРЕНКО / КАЛАБАЛИНСКИЕ ЧТЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барсков Дмитрий Павлович

Вторые Калабалинские чтения, приуроченные к 75-летию со дня рождения педагога А.С. Калабалина. Презентация книги Дмитрия Барскова «Колокола памяти. Записки детдомовца».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"Педагогическая поэма" на Егорьевской земле»

Pag *) 97

)

2 октября 2014 г. в стенах Российского государственного социального университета профессор Л.В. Мардахаев торжественно открыл Вторые Калабалинские чтения. Они прошли с участием педагогической общественности различных регионов России, стран ближнего зарубежья и были приурочены к 75-летию со дня рождения педагога А.С. Калабалина. Как в Москве, так и в Егорьевске запланированы мероприятия очередных Калабалинских чтений. Несколько таких мероприятий планируется провести в рамках презентации книги Дмитрия Барскова ««Колокола памяти. Записки детдомовца». Они будут проведены в Егорьевском историко-художественном музее, Клемёновском доме досуга и Саввинской школе имени С.А. Калабалина в начале 2015 г.

• Семён Афанасьевич и Галина Константиновна Калабалины • Клемёновский детский дом

• педагогика А.С. Макаренко • Калабалинские чтения

«Педагогическая поэма» на Егорьевской земле

Дмитрий Павлович Барсков,

воспитанник Клемёновского детского дома 1962—1965 годов, член Союза краеведов России, член Союза писателей России, кандидат технических наук

Последователи А.С. Макаренко в Клеменове

Семён Афанасьевич и Галина Константиновна Калабалины были профессиональными педагогами. Они более сорока пяти лет трудились в различных детских учреждениях страны в условиях, близких тем, в которых родилась мака-ренковская теория о воспитании подрастающего поколения. Под их руководством жизнь детского коллектива строилась на принципах, которые Антон Семёнович Макаренко (13.03.1888-01.04.1939) впервые в педагогике воплотил в жизнь в колонии имени Горького в 1920—1928 годах. Об этом он ярко и образно рассказал в своей знаменитой книге «Педагогическая поэма». С.А. и Г.К. Калабалины представлены на страницах этой книги её главными героями. Литературные персонажи — Семён Карабанов и Галя Подгорная — «Черниговка» стали известны читателям ещё в первой половине 1930 годов, сразу после выхода «Педагогической поэмы» в свет. Долгий жизненный путь и неустанный труд Калабалиных на ниве воспитания подрастающего поколения стали со временем предметом неподдельного интереса у коллег-педагогов, учёных-макаренковедов, журналистов и профессиональных писателей. Ф.А. Вигдорова написала трилогию: «Дорога в жизнь» (1954), «Это мой дом» (1957) и «Черниговка» (1959). Эти книги посвящены педагоги-

Ра^ ^ 98

)

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ

ческой деятельности Семёна Афанасьевича и Галины Константиновны Калабалиных в 1930 годы и во время Великой Отечественной войны. Трилогия впервые была издана во второй половине 1950 годов самостоятельными книгами (книга «Черниговка» полностью посвящена «военному периоду» деятельности педагога Г.К. Калабалиной), а затем и отдельным томом.

Самый длительный период жизни и педагогической деятельности Калабалиных прошёл в Подмосковье, в Клемёновском детском доме. Сразу после приезда Калабалиных в детском доме были введены сводные отряды, дежурные командиры, вечерние рапорта, Совет командиров — всё по Макаренко. Семён Афанасьевич и Галина Константиновна опирались в своей работе во многом на самих ребят — своих воспитанников. Деятельность Семена Афанасьевича Калабалина на посту директора Клемёновского детского дома можно условно разделить на два периода:

• Первый (1956—1961), когда его стараниями создавался коллектив и решались многие вопросы организации полнокровной жизнедеятельности детского дома — забота об увеличении рациона питания, одежде, культуре поведения, учёбе, в том числе и о получении старшими воспитанниками среднего образования. В этот непростой период была успешно решена основная задача, которая заключалась в том, чтобы ребятам стало уютно в детском доме, и они почувствовали — это их общий Дом. Эта задача решалась с помощью максимального использования всех имеющихся (весьма скромных) материальных, трудовых и образовательных ресурсов детдома. Важнейшую роль сыграли студенты Сводного отряда (эстафету у него принял Сводный комсомольский отряд московских школьников), которые на протяжении многих лет участвовали в воспитательном процессе в качестве добровольных и бескорыстных волонтеров — они внесли достойный вклад в становление ребячьих душ.

• Второй (1962—1972), когда уже закрепились макаренковские традиции детского самоуправления, и внутри коллектива детдомовцев была полная оптимизма уверенность в будущем выпускников, в состоявшихся судьбах которых воплотился труд замечательного и самобытного педагога С.А. Калабалина.

Президент Российской Макаренковской ассоциации Т.Ф. Кораблёва в предисловии для книги «Колокола памяти. Записки детдомовца» отметила: «Деревня Клемёново вместе с детским домом никогда бы не стала известной, не превратись она в «педагогическую Мекку» 1956—1975 годов благодаря Калабалиным. Студенты московских вузов и каких — МАИ, МГПИ, МОПИ, МОЛМИ — штурмуют подъездные пути к труднодостижимому Клеменово, где с замиранием сердца ребята ждут шефов. Они везут праздник, стихи, подарки, диспуты, азарт соревнований и вкус новой, такой влекущей студенческой жизни. Тогда никто не мог знать, что возникшая дружба-братство останется с ними навсегда, как и любовь к своему тёплому Клемёновскому Дому, воспитателям, ставшими для них настоящими родителями. Можно смело утверждать: детдомовский периоддетст-

Pag ^ 99

)

Д.П. Барсков. «Педагогическая поэма» на Егорьевской земле

ва мог стать самым тяжёлым в их жизни, но стал самым светлым, счастливым, незабываемым. Педагогика супругов Калабалиных — это «почкование» макаренковской воспитательной системы в новых условиях, но с теми же «безрецидивными» результатами, с той же верой в человека и его возможности! Антон Макаренко в 1936 году, уже сделав главное дело своей жизни, писал о том, «как нетрудно человеку помочь, если подходить к нему без позы и «вплотную», и сколько трагедий рождается вжизни только потому, что «нет человека». «Ограничиться простым сочувствием» к детскому горю супруги Калабалины не могли так же, как когда-то их учитель и друг. Для Калабалиных «проблема человека» встала и разрешилась вдали от дебатов высокой академической мысли, обернувшись семью тысячью спасённых судеб».

Трудно что-либо добавить к такой исчерпывающей характеристике результатов деятельности достойных преемников А.С. Макаренко на Егорьевской земле.

Богатое педагогическое наследие егорьевцев

Величие педагога С.А. Калабалина заключается в том, что в условиях Кле-мёновского детского дома им была успешно внедрена совершенно новая практическая технология (если этот термин вообще применим в педагогике) воспитания подростка — область постоянного педагогического воздействия совместно с воспитанниками на всё окружающее пространство. Воспитанники всё время находились в зоне педагогического влияния не только на территории детского дома, но и в любом другом месте — будь то школа в Клемёново или Саввино, деревенский двор в Акатово или Дворец культуры в Егорьевске... Семён Афанасьевич рассматривал воспитание как процесс не только во времени, но и в пространстве. При этом принималась во внимание диалектика непрерывного обновления состава воспитанников, когда в здоровый коллектив постоянно привносились элементы негативного влияния трудных подростков. В этом заключалась специфика начального периода работы Семёна Афанасьевича в Клемёново. В то время происходил процесс формирования коллектива, который постепенно наращивал усилия по искоренению негативных сторон в жизни детдомовцев. И Семён Афанасьевич действовал в роли «кризисного педагогического менеджера», каковым ему неоднократно уже приходилось выступать в других детских учреждениях. Но ранее после исправления ситуации Калабалина направляли в новое «кризисное» место — детский дом или трудовую колонию. И везде в короткие сроки он добивался успеха в деле обновления ребячьих коллективов. Это, наряду с полной самоотдачей, удавалось Семёну Афанасьевичу ещё и потому, что свою жизнь и работу он строил среди ребят и видел многие проблемы изнутри. Поэтому, мастерски используя методы воспитания А.С. Макаренко и обладая колоссальным опытом самостоятельной работы, быстро находил способы «лечения и оздоровления». Так случилось и в Клемёновском детском доме. В дальнейшем, на протяжении последующего десятилетия, жизнь Калабалиных протекала на виду детдомовцев, а сам Семён воспи-

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ

тывал собственным примером отношение к людям и труду. До самого последнего дня Семён Афанасьевич находился в гуще детдомовской жизни, был среди ребят. В этом заключался урок огромной нравственной силы для его воспитанников. Он для них всегда был своим. Семён Афанасьевич Калабалин неоднократно подчёркивал мысль, выраженную в словах: «На совести моей и моей жены Галины Константиновны нет ни одного пятна, которое бы помешало смотреть открытыми очами в глаза Родины, в глаза десяти тысяч воспитанных нами граждан». Эти слова невозможно переоценить, как невозможно умалить значение совершённого этими замечательными людьми в их необыкновенно прожитой жизни. Думается, что как нельзя лучше суть моего повествования отражают слова, которые Фёдор Михайлович Достоевский в своём романе «Братья Карамазовы» вложил в уста Алеши Карамазова: «Знайте же, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание; и особенно вынесенное из детства, из родительского дома... Если много набрать таких воспоминаний с собой в жизни, то спасён человек на всю жизнь».

В 1998 году в связи 90-летием со дня рождения С.А. Калабалина была учреждена премия его имени, которой ежегодно ко Дню учителя награждаются педагоги Егорьевского муниципального района. За истекшие годы лауреатами Премии имени С.А. Калабалина стали 57 педагогов различных образовательных учреждений города и района. Среди награждённых есть представители МОУ «Саввинская общеобразовательная школа» имени С.А. Калабалина — учитель физики, ветеран труда В.М. Хлопотова (2004) и директор школы Н.П. Бушманова (2014). Премия имени С.А. Ка-лабалина является важным фактором деятельности педагогической общественности. 5 сентября 2003 года Семену Афанасьевичу Калабалину было присвоено звание «Почётный гражданин Егорьевского района», одна из городских улиц названа его именем.

Традиции Саввинской школы имени С.А. Калабалина

Более четверти века после ухода из жизни Семена Афанасьевича воспи-танников-калабалинцев объединяла под своим крылом Галина Константиновна, которая оставалась для нас гостеприимной и хлебосольной хозяйкой — Мамой и Бабушкой большой семьи. После её кончины вторым родным домом для калабалинцев стала Саввинская школа. 15 марта 2004 года Саввинской средней общеобразовательной школе было присвоено имя С.А. Калабалина, а 7 апреля 2004 года по этому случаю в школе состоялось торжественное собрание с участием Антона Семёновича Калаба-лина, выпускников детского дома, школьных учителей, общественности города и района. Всего через полтора года, 8 октября 2005 года, в школе открылся музей, посвящённый великому самобытному педагогу-макарен-ковцу. Это событие имело важное значение не только для Саввинской школы, но и для всего Егорьевского района. Много душевных сил и творческой энергии в создании уникальной экспозиции вложили организаторы музея Калабалиных — Н.Е. Андронова, О.В. Николаева и Л.Н. Тара-

Д.П. Барсков. «Педагогическая поэма» на Егорьевской земле

сов. Выпускники Клемёновского детского дома Н.В. Кузнецов, В.В. Морозов, М.Х. Халиков стали надёжными помощниками в деле увековечивания памяти С.А. Калабалина. 22 марта 2008 года в музее был открыт бюст Семена Афанасьевича Калабалина, выполненный художником-скульптором В.Д. Барсковым. Девизом участников торжественного мероприятия стали слова директора школы Н.П. Бушмановой: «Для нас память о Семёне Афанасьевиче Калабалине, как свет далёкой звезды, долгие годы идущий клюдям. Он вечен — этот свет. И не надо думать, что звезда погаснет, не надо...»

30 октября 2014 года МОУ «Саввинская общеобразовательная школа» имени С.А. Калабалина отметила 50-летний юбилей. На торжественном вечере в Саввинском СДК с приветствием выступили глава Егорьевского муниципального района А.В. Гречищев, председатель Совета депутатов М.Т. Лавров и председатель комитета по образованию Н.Н. Белова. От имени Российской Макаренковской ассоциации воспитанники Клеменовско-го детского дома, выпускники школы Д.П. Барсков и В.В. Морозов поздравили коллектив Саввинской школы с юбилеем и вручили медали С.А. Калабалина «Педагогические традиции» М.Т. Лаврову, Н.П. Бушмановой, педагогам-ветеранам Н.Е. Андроновой и Т.Я. Блохиной.

В стенах Саввинской школы всегда царила особая атмосфера, которая в педагогическом коллективе создавалась под воздействием идей А.С. Макаренко и его последователя — С.А. Калабалина. За два десятилетия с 1956 по 1975 годы из стен школы вышли в «большую жизнь» более 150 детдомовцев. Педагогический коллектив Саввинской школы все эти годы оказывал на процесс обучения и воспитания учащихся — «питомцев Калаба-линых» — неоценимое влияние. Труд учителей сказался в состоявшихся судьбах благодарных воспитанников Клемёновского детского дома — выпускников Саввинской школы. В настоящее время процесс обучения и воспитания учащихся находится под неустанным воздействием педагогики А.С. Макаренко. Этому в немалой степени способствует постоянно действующая экспозиция и архив школьного музея, который непрерывно пополняется новыми поступлениями.

Макаренковедение в Егорьевском филиале Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова

Егорьевский филиал Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова стал инициатором проведения Калаба-линских чтений. Торжественное открытие Чтений состоялось в актовом зале Егорьевского историко-художественного музея, который собрал в своих стенах всех тех, кому близко и дорого педагогическое наследие двух замечательных педагогов А.С. Макаренко и С.А. Калабалина: Учителя и Ученика, сподвижников, избравших путь воспитания человека — труженика, семьянина, гражданина и патриота. Весьма показательным явля-

И С Т О Р И Я И Т Е О Р И Я

ется тот факт, что событие это произошло в очередную годовщину со дня рождения Антона Семёновича Макаренко — 13 марта 2012 года. Затем Чтения прошли в образовательных и культурно-массовых учреждениях Егорьевского муниципального района. В них приняли участие воспитанники С.А. и Г.К. Калабалиных. Одновременно в музее Саввинской школы имени С.А. Калабалина состоялись экскурсии для учащихся и студентов. В печатных средствах массовой информации прошли тематические публикации О.А. Толкачевой и автора настоящей статьи. В таком информационном формате была реализована одна из важнейших целей Кала-балинских чтений: дать представление о жизненном пути и наследии замечательного педагога-соотечественника, о его вкладе в науку и практику воспитания, о преемственности его идей и опыта. Заведующая кафедрой педагогики, психологии и логопедии О.А. Толкачева в одной из своих статей подчёркивала, что «Макаренко в аспекте времени ставит на первый план будущее, «завтрашний день», но с опорой на традиции, на «уважение к вчерашнему дню», на «инстинктивный консерватизм». В аспекте пространства это школа жизни, это не личностно ориентированная, как модно говорить сегодня, а социально-личностная педагогика, ибо когда «педагогические действия не отличны от жизни» — это верх «педагогического мастерства». Направленная на воспитание цельной и всесторонне развитой личности, выходящая за рамки приспособленчества, педагогика Макаренко до сих пор вызывает упрямое неприятие не одного десятка чиновников «от образования».

В стенах Егорьевского филиала МГГУ имени М.А. Шолохова, который сейчас возглавляет И.П. Балашова, для студентов организован спецкурс «Воспитательная педагогика А.С. Макаренко и его последователей», который читает В.В. Морозов, кандидат педагогических наук, руководитель московского музея А.С. Макаренко. В 2008 году на базе филиала прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Воспитательная педагогика А.С. Макаренко. Опыт преемственности»; в 2012 году — Первые Калабалинские чтения, приуроченные к 40-летию со дня смерти С.А. Калабалина, а 26 марта 2013 года в одной из аудиторий филиала был проведён онлайн-педсовет «Педагогика А.С. Макаренко и его последователей в жизни современной школы». В этом мероприятии приняли участие В.И. Слободчиков, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования; Л.В. Мардахаев, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной и семейной педагогики РГСУ; В.В. Зарецкий, директор Центра профилактики аддиктивного поведения у детей и молодёжи Министерства образования и нуки Российской Федерации; А.М. Егорычев, доктор философских наук, профессор РГСУ. В 2013 году педагоги филиала приняли участие в выпуске сборника «С.А. Калабалин. Педагогическое наследие и современность», а в 2014 году — сборника «А.С. Калабалин. Педагогические размышления», которые изданы в РГСУ под редакцией Л.В. Мардахаева. На 2015 год запланирован выпуск педагогического сборника, посвящён-ного Г.К. Калабалиной.

Д.П. Барсков. «Педагогическая поэма» на Егорьевской земле

Фонд хранения Калабалиных в Егорьевском историко-художественном музее

Центром сосредоточения сведений о педагогической и общественной деятельности С.А. и Г.К. Калабалиных на Егорьевской земле является Исто-рико-художественный музей, который возглавляет заслуженный деятель культуры России Н.Н. Артемова. Её стараниями в музее открыта экспозиция, посвящённая деятельности педагогов Калабалиных в Клеменовском детском доме. После кончины Семена Афанасьевича Г.К. Калабалина передала в музей его личные вещи: шахматы, в которые он любил играть сам иучил детдомовцев, знаменитый свисток для утренней побудки, очки, бритвенный набор... Здесь бережно хранятся дневниковые записи, фотоальбомы, книги из семейной библиотеки. В историческом отделе музея, который возглавляет С.Э. Динер, создан Фонд Калабалиных, насчитывающий десятки единиц хранения. В настоящее время под руководством главного хранителя фондов музея Т.Н. Савинкиной над систематизацией архивных материалов Калабалиных работает научный сотрудник Е.Н. Чередникова. Автору статьи при работе над рукописью книги «Колокола памяти. Записки детдомовца» удалось воспользоваться дневниковыми записями и фотоархивом С.А. Калабалина — многие уникальные документы воспроизведены на страницах этой книги, которая выйдет из печати в конце года.

Мемориал Калабалиных

У воспитанников Клемёновского детского дома существует традиция, согласно которой в дни памяти С.А. Калабалина (24 июня и 21 августа) они собираются на Егорьевском городском кладбище, возлагают цветы и воздают дань уважения Семену Афанасьевичу и Галине Константиновне. Антон Семёнович Калабалин (ум. 15.02.2013), замечательный педагог, всей жизнью и трудом продолжавший славные традиции своего отца и его учителя, последний приют согласно его завещанию нашёл на Егорьевской земле, как и его родители. Спустя год по инициативе О.А. Толкачевой и участии воспитанника Клеменовского детского дома Н.В. Кузнецова, художник Роман Ловкин разработал проект памятника-мемориала Кала-балиным. Гранитная мастерская «Некрополь» под руководством Николая Белова изготовила, а мастерская «Стелла» Сергея Романова воплотила проект в виде трёх памятных стел чёрного гранита: центральная — С.А. и Г.К. Калабалиным; левая — А.С. Калабалину и правая — книге (!) А.С. Макаренко «Педагогическая поэма» с его изречением «Я был просто народным учителем». Возьму на себя смелость утверждать, что мемориал Калабалиным явится ещё одним достопримечательным местом в Егорьевске, на котором впервые в России запечатлена в граните бессмертная книга А.С. Макренко. Мемориал на Егорьевском городском кладбище — это жизнеутверждающее воплощение в камне и утверждение того, что воспитательная педагогика А.С. Макаренко, Семёна Афанасьевича, Галины Константиновны и Антона Семёновича Калабалиных, педагогика жизни, педагогика во имя человека не имеет времени.

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ

Педагогический «центр притяжения»

В настоящее время назрела настоятельная необходимость на базе достигнутой концентрации макаренковедения организовать в Егорьевске федеральный ресурсный центр дополнительного педагогического образования имени А.С. Макаренко. Российское общество нуждается в широкой педагогизации: подростковые и молодёжные девиации всё более настойчиво заявляют о себе. Президент РФ Владимир Владимирович Путин неоднократно подчёркивал важность усиления воспитательной компоненты в просвещении. В своё время А.С. Макаренко отводил особую роль педагогике, утверждая при этом, что «она может и должна обгонять общество в его человеческом творчестве». Почему именно Егорьевску отводится роль в создании такого центра? Исключительно за счёт накопленного в течение истекшего полстолетия «макаренковско-калабалинского ресурса». С появлением здесь в середине прошлого века С.А. Калабалина и принятием под своё начало Клемёновского детского дома в состоянии развала поселился здесь Дух Макаренко. В каждом движении, в любом действии, в решениях и мгновениях времени всё сверялось, подчинялось и сопоставлялось с уроками А.С. Макаренко, его традициями и творчеством. Через некоторое время Клемёново превратилось в место притяжения — сюда устремились макаренколюбы всей страны. Это было время всемирного признания А.С. Макаренко великим явлением в педагогике, время, которое утверждало, что в обществе можно с успехом решать социально-экономические задачи на определённых педагогических началах. В качестве образца предлагался опыт 20-30-х годов нашего великого соотечественника. Педагогическая практика С.А. и Г.К. Калабалиных являлась примером безошибочного действия. Отсюда и огромный поток писем с просьбами о встречах из разных городов и весей необъятной страны. Безусловно, Семен Афанасьевич и Галина Константиновна Калаба-лины всегда откликались на эти призывы. Они много выступали перед различными аудиториями, но особенно частыми были встречи с егорьев-цами. Их благодарными слушателями были студенты и учащиеся, учителя и родители, педагоги и учёные как нашей страны, так и зарубежных стран. Артистизм Семёна Афанасьевича и глубина изложения темы Галиной Константиновной завораживали аудиторию, при этом слушателей поражал импровизационный характер их выступлений, вызывала уважение преданность Макаренко, который всегда оставался для них Человеком и Педагогом. Этот факт является важнейшим фрагментом значимости для организации макаренковского «центра притяжения» на Егорьевской земле.

Калабалинские чтения — наши «колокола памяти»

Программой Вторых Калабалинских чтений предусмотрена презентация книги «Колокола памяти. Записки детдомоца» в Егорьевском историко-художественном музее, Клеменовском доме досуга и Саввинской школе имени С.А. Калабалина. Эти мероприятия пройдут в феврале-марте 2015

Д.П. Барсков. «Педагогическая поэма» на Егорьевской земле

года. В текст повествования книги были включены фрагменты дневниковых записей Семёна Афанасьевича, воспоминания Галины Константиновны и членов семьи Калабалиных, а также документы из фондов Центрального государственного архива Московской области (ЦГАМО), Центрального архива Министерства обороны (ЦАМО), Государственного архива Псковской области (ГАПО), Педагогического музея А.С. Макаренко в Москве, Егорьевского историко-художественного музея, музея С.А. Калабалина в Саввинской школе, архивного отдела администрации Егорьевского муниципального района, письма и многочисленные фотографии из семейных архивов.

Книга «Колокола памяти. Записки детдомовца» состоит из предисловия, вступления, пяти частей, включающих в общей сложности 50 разделов, а также заключения, послесловия и приложения. Каждый раздел является самостоятельным повествованием и не связан единым сюжетом с предшествующим или последующим. Сохраняется лишь общая хронологическая последовательность, но с некоторыми отступлениями «во времени и в пространстве» от основного периода пребывания автора в детском доме. Такой принцип изложения предоставил возможность в процессе повествования возвращаться как в прошлое, так и переноситься в будущее, избегая, таким образом, «информационного голода» и удовлетворяя, тем самым, читательский интерес. Отдельной темой представлена пятая заключительная часть «Калабалины — страницы жизни». В ней на основании документальных сведений впервые опубликована последовательная хронология жизни и деятельности Семёна Афанасьевича и Галины Константиновны Калабалиных, сестры Г.К. — Ольги Константиновны Паскаль, а также представлены биографические данные их детей-педагогов: Елены Семёновны Филинской, Галины Семёновны Кабардиной и Антона Семёновича Калабалина. В заключительном разделе представлено родословное древо Калабалиных. Повествование сопровождается краткими историческими сведениями о Егорьевском крае, в котором происходило действие изложенных событий. На страницах книги публикуются материалы, которые будут представлять интерес для педагогов, учителей, студентов, школьников и краеведов. Именно к молодому поколению обращена эта книга, которая никоим образом не претендует на исследование педагогического наследия Семёна Афанасьевича и Галины Константиновны Калабалиных, а является развёрнутым рассказом о тех, кого помню и люблю. Можно с полным основанием утверждать, что родным Домом для ка-лабалинцев стал Детский дом в Клеменово. Светлые воспоминания, унесённые в «большую жизнь» из поры пребывания в его стенах «под крыльями СЕМЕНА и ГАЛИНЫ», помогали устоять под ветрами невзгод и преодолевать жизненные трудности. Это те колокола памяти, которые постоянно тревожат совесть, соразмеряя её с однажды выверенным эталоном, и задают правильный жизненный ориентир. И это останется снами навсегда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.