Научная статья на тему 'Педагогическая поддержка студентов-первокурсников как средство их адаптации к вузовскому образованию'

Педагогическая поддержка студентов-первокурсников как средство их адаптации к вузовскому образованию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
436
134
Поделиться
Ключевые слова
ADAPTATION OF FRESHMEN STUDENTS / PEDAGOGICAL SUPPORT / EDUCATIONAL SPACE OF UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Албитова Екатерина Петровна, Рогалева Галина Ивановна

В статье представлены результаты теоретического изучения понятия «адаптация». Выделяется педагогическая сущность адаптации студентов-первокурсников в воспитательном пространстве университета. Рассматривается роль педагогической поддержки и многофакторность влияния воспитательного пространства университета на адаптацию студентов.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Албитова Екатерина Петровна, Рогалева Галина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Pedagogical support of freshmen as means of their adaptation to University education

The article presents results of theoretical studies of a concept of adaptation. The pedagogical essence of freshmen adaptation to educational space of University is defined. The role of pedagogical support and multifactor impact of University educational space on students ’ adaptation is considered.

Текст научной работы на тему «Педагогическая поддержка студентов-первокурсников как средство их адаптации к вузовскому образованию»

Azbukina Elena Yurievna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of methodology of foreign languages teaching, Institute of International Education and Language Communication, National Research Tomsk Polytechnic University. E-mail: azbelena@yandex.ru

Fyodorova Natalia Alexeevna, English and French teacher, department of methodology of foreign languages teaching, Institute of International Education and Language Communication, National Research Tomsk Polytechnic University. E-mail: fna11@yandex.ru

УДК 378.1

© Е.П. Албитова, Г.И. Рогалева

Педагогическая поддержка студентов-первокурсников как средство их адаптации к вузовскому образованию

В статье представлены результаты теоретического изучения понятия «адаптация». Выделяется педагогическая сущность адаптации студентов-первокурсников в воспитательном пространстве университета. Рассматривается роль педагогической поддержки и многофакторность влияния воспитательного пространства университета на адаптацию студентов.

Ключевые слова: адаптация студентов-первокурсников, педагогическая поддержка, воспитательное пространство университета.

© E.P. Albitova, G.I. Rogaleva Pedagogical support of freshmen as means of their adaptation to University education

The article presents results of theoretical studies of a concept of adaptation. The pedagogical essence of freshmen adaptation to educational space of University is defined. The role of pedagogical support and multi- factor impact of University educational space on students ’ adaptation is considered.

Keywords: adaptation of freshmen students, pedagogical support, educational space of University.

Статус студента вводит молодого человека в новую систему отношений, которая требует систематического напряжения, связанного с самоопределением и самоконтролем, самодисциплиной и самоорганизацией. В исследованиях психологов отмечается, что поступление в высшее учебное заведение совпадает с возрастным кризисом перехода от ранней юности к поздней (1718 лет). Осуществляется переход в новую образовательную и воспитательную среду, в которой первокурсник сталкивается с ситуациями эмоционального и умственного стресса, требующими значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени.

Понимание того, что университет является той «территорией», где на студента объективно оказывают действие источники воспитательного влияния; вступают в силу определенные педагогические закономерности и принципы воспитания; что система воспитания и обучения вуза -это педагогически очерченное пространство, направленное на развитие личности студента, позволяет утверждать, что воспитательное пространство университета является важнейшим условием становления субъектной позиции студента.

Определение субъектной позиции студентов исследователи связывают с процессом адаптации. Существует мнение, что смена окружающей среды является «пусковым механизмом адаптации» человека. В воспитательном пространстве университета идет процесс включения первокурсника в новую социальную среду и дальнейшее установление гармоничных взаимоотношений с другими людьми; активизации студента в процессе обучения и актуализации возможностей личности в освоении воспитательного пространства вуза.

В данной статье мы делаем попытку рассмотреть понятие «адаптация» в научных исследованиях и определить педагогическую сущность адаптации первокурсников в воспитательном пространстве университета.

Изучение проблемы адаптации как междисциплинарного и многоаспектного понятия можно встретить во многих науках. В философии понятие «адаптация» связывается с осмыслением такого понятия, как «вписанность» человека с объектами живых природных существ и неживой природы. Сущность понятия «адаптация» сводится к изучению бытия и поведения человека, его активности, мобильности, возможностей

Е.Р. Албитова, Г.И. Рогалева. Педагогическая поддержка студентов-первокурсников как средство их адаптации к вузовскому образованию

и способностей, т.е. тому, что дается живому созданию от природы.

В работе Аристотеля «Этическая добродетель» понятие «адаптация» трактуется как активность разума; объективно-идеалистический характер философии Г. Гегеля определяет процесс адаптации человека через тройственный цикл развития - утверждение, отрицание и отрицание отрицания. В философии «Теория морали И. Канта» определены такие составляющие понятия адаптации человека, как «этика», «мораль», «свобода», «всеобщий характер нравственных требований», «закон» и другие. М. Мер-ло-Понти в книге «Структура поведения» определяет возможность адаптироваться через восприятие мира человеком, другой точки зрения придерживается испанский философ X. Ортега-и-Гассет, устанавливая главную роль адаптации в «приспособлении», необходимом для мыслительного аппарата [1, с. 301; 7, с. 118]. В экзистенциальной онтологии немецкого философа М. Хайдеггера адаптация выражается в процессе и проявляется в результате готовности человека к развитию [1, с. 403], дополняет его позицию немецкий философ, психолог К.Т. Ясперс, который определяет адаптацию в способности человека, позволяющей приспособиться к своей физической среде, к разным климатическим условиям [1, с. 356-359].

Таким образом можно отметить, что философское направление исследования адаптации человека определяет ее значение включенностью человека в окружающую его среду. Это определение позволило в дальнейшем рассматривать адаптацию в обобщенном виде, определяя ее как категорию, относящуюся к числу общих понятий, связывающих живые организмы со средой, как приспособление, необходимое для адекватного существования в изменяющихся условиях. Такой биологический образ вполне заслуженно может существовать, поскольку адаптация является одним из центральных понятий в физиологии, медицине, биологии.

Известные исследователи в области физиологии широко изучали способность живых организмов адаптироваться. И.М. Сеченов в исследованиях человеческого организма установил, что он лучше адаптируется к адекватным условиям среды. Совместные работы У. Кеннона и И.П. Павлова позволили описать особый тип взаимодействия живых организмов со средой. По теории И.П. Павлова адаптация к внешней среде - это особая форма саморегуляции поведения живого организма [1, с. 405].

Рассмотренные в исследованиях ученых определения адаптации подтверждают и развивают положение о сложности и универсальности понятия, о его гетерогенности и выделении его как неотделимого свойства живого организма.

В универсальном справочном издании «Новая иллюстрированная энциклопедия» социальная адаптация определяется как процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями деятельности [8].

Социальную адаптацию исследователи выделяют в социально-психологическом, социально-профессиональном, социально-педагогическом аспекте. Каждый выделенный аспект несет в себе понятия, требующие рассмотрения для применения общего определения адаптации к условиям воспитательного пространства университета.

Рассмотрим выделенные понятия. «Психологическая адаптация» - понятие, в основе которого лежит процесс присвоения норм и ценностей сообщества. Характер психологической адаптации зависит от процесса рождения, происхождения человека, его психические особенности и качества возникают вследствие приспособления к условиям, в которых он рождается, они в последующем определяют развитие человека (Л.И. Божович) [4].

«Социальная адаптация» - это динамичное явление, которое проходит ряд стадий, важной из которой становится принятие личностью социальной роли [5]. В структуре социальной адаптации два взаимосвязанных компонента -адаптивная ситуация и адаптивная потребность. Под ситуацией понимают изменение в социальной среде, под потребностью - желание личности менять свое поведение, образ жизни под условия среды (Безюлева Г.В.). С этой позиции понятие «социальная адаптация» рассматривается в соотношении с понятием «социализация» и, как отмечает И.А. Милославова, социальная адаптация является одним из механизмов социализации, что позволяет личности (группе) включаться в структурные элементы социальной среды [2, с. 122].

Под «профессиональной адаптацией» Г.В. Безюлева понимает «овладение человеком ценностными ориентациями в рамках данной профессии, осознание мотивов и целей в ней, сближение ориентиров человека и профессиональной группы, вхождение в ролевую структуру профессиональной группы». В структуру профес-

сиональной адаптации входят элементы профессиональной деятельности: задачи, средства,

предмет, способы и т.д. [5].

В.М. Шепель «педагогическую адаптацию» рассматривает как процесс «ознакомления работника с требованиями, которые принято соблюдать в коллективе, занимаясь профессиональным образованием и принимая участие в его воспитательных акциях и т.д. ...» [10]. У Н.Д. Левитова другая позиция на педагогическую адаптацию - это ситуация, в которой ученик приобретает и закрепляет необходимое его психическому состоянию новую черту личности [5]. Привлекательной является точка зрения В.А. Крутецкого, который под педагогической адаптацией понимает процесс становления совокупности навыков, социальных профессиональных компетенций [5].

Я.В. Бочарникова отмечает, что адаптация -это предпосылка активной деятельности и необходимое ее условие. В этом заключается положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида в той или иной социальной роли. Под адаптационной способностью понимают способность человека приспосабливаться к различным требованиям (социальным и физическим) среды без ощущения внутреннего дискомфорта и конфликта со средой. Успешную адаптацию студентов можно рассматривать как их включенность в новую социальную среду, учебно-познавательный процесс, новую систему отношений [3].

В концепции А.В. Петровского адаптация рассматривается как особый момент, фаза в процессе становления человека, от которой в значительной степени зависит характер его дальнейшего личностного развития [9]. Различают три формы адаптации студентов-первокурсников:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- адаптация формальная, касающаяся познавательно-информационного приспособления студентов к новому окружению, структуре высшего учебного заведения, содержанию обучения в ней, ее требованиям к обязанностям обучающегося;

- адаптация общественная, то есть процесс внутренней интеграции групп студентов- первокурсников и их объединения со студенческим сообществом в целом;

- адаптация дидактическая, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в университете.

На основе рассмотренных определений понятия «адаптация», включающих различные аспекты, мы выделяем педагогическую сущность адаптации как процесса приспособления студен-

та к обучению и воспитанию, который позволяет приобретать социальные и профессиональные компетенции. На наш взгляд, в педагогический блок факторов, влияющих на адаптацию студентов, включается педагогическая поддержка как специально организованная воспитательная работа для улучшения социального и психологического самочувствия первокурсников и организация воспитательного пространства университета. Студент и преподаватель совместно находят способы преодоления трудностей адаптации для достижения образовательной цели. Воспитательное пространство университета способствует личностной, социально-психологической адаптации студента путем создания ситуации успеха в любом виде деятельности и в общении.

Исследователи социальной адаптации студентов выделяют следующие основные трудности или самые значимые проблемы первокурсников: заметно возросший объем учебной нагрузки, сложность усвоения учебных дисциплин, трудности в отношениях с товарищами по учебе, выстраивание новой системы отношений с преподавателями. Приспособление к новым условиям требует много усилий, из-за чего возникают существенные различия в деятельности и результатах обучения. Одной из причин низких темпов адаптации студентов является несогласованность в деятельности между преподавателем и студентом при организации способов обучения и внеучебной деятельности. Трудности адаптации первокурсников - это не что иное, как трудности совмещения усилий преподавателя и студента в совместной деятельности.

Опыт работы в университете позволяет говорить о значимости и целесообразности создания адаптационных программ для первокурсников. При составлении адаптационной программы студентов следует учитывать многофакторность влияния воспитательного пространства университета и роль педагогической поддержки. Одной из эффективных форм педагогической поддержки, на наш взгляд, является и выступает институт кураторов студенческих групп. В воспитательном пространстве университета адаптацией студентов-первокурсников должны заниматься не только общеуниверситетские структуры, но и кураторы учебных групп на факультетах, преподаватели курсов психолого-педагогической направленности, студенческие творческие инициативные группы, студенческое самоуправление, советы общежитий.

Педагогическая поддержка студентов в воспитательном пространстве университета должна быть представлена системой последовательных

и взаимосвязанных действий, которая включает изучение личностных особенностей первокурсников; выявление трудностей адаптационного периода и особенностей «вхождения» первокурсников в студенческую жизнь; анализ и обобщение полученных данных; подготовку на основе данных исследований рекомендаций для кураторов и преподавателей, работающих со студентами первых курсов; проведение круглых столов по проблеме адаптации первокурсников с участием кураторов групп и студентов старших курсов; разработку и постоянное совершенствование тематических образовательных программ для студентов первых курсов; создание, апробацию и внедрение различных технологий педагогической поддержки студентов; проведение в группах студентов первого курса кураторского часа, в рамках которого будут проводиться разномасштабные мероприятия по различным тематическим программам.

Таким образом, теоретическое изучение понятия «адаптация» в различных исследованиях позволило выделить адаптацию в общем виде как процесс взаимодействия личности с социальной средой. Выделение адаптации первокурсников в воспитательном пространстве университета позволяет предполагать, что педагогической сущностью адаптации является процесс приспособления студента к обучению и воспитанию в университете, что позволяет ему приобретать социальные и профессиональные компетенции. Такое понимание ведет к необходимости проработать на теоретическом и практическом уровне содержание и функции педагогической

поддержки адаптации студентов-перво-курсников в воспитательном пространстве университета.

Литература

1. Абушенко В.Л. Новейший философский словарь. - Минск: Книжный Дом, 2008. - С. 500.

2. Абульханова-Славская К.А. Личность как субъект деятельности // Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия / сост. В.А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ; Логос, 2007. - С. 119-124.

3. Бочарникова Я.В. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации студентов первого курса // Первое сентября. - 2010. - №1.

4. Батышев С.Я. Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. - М.: АПО, 1999. - Т. 3. - 380 с.

5. Безюлева Г.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов. - М.: Изд-во Московского психологосоциального института, 2008. - 320 с.

6. Заковортная М.В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты. - Ростов н/Д: Изд-во Северо-Кавказского научного центра высш. шк.,

1999. - 200 с.

7. Маркова А.К. Психология профессионализма.

- М., 1996. - 308 с.

8. Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн. 1. Аа-Н76 Ар.-М.: Большая Российская энциклопедия,

2000. - 225 с.: ил.

9. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. - М.: Академия, 2008.

10. Редько Л.Л., Лобейко Ю.А. Психологопедагогическая поддержка адаптации студента-первокурсника в вузе: учеб. пособие. - М.: Илекса, 2008. - 296 с.

Албитова Екатерина Петровна, соискатель кафедры педагогики Бурятского госуниверситета, ассистент кафедры АУФиК Забайкальского государственного университета.

Рогалева Галина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Бурятского госуниверситета. Тел. 8(3012)210411.

Albitova Ekaterina Petrovna, competitor for candidate degree, department of pedagogy, Buryat State University, professor assistant, Transbaikal State University.

Rogaleva Galina Ivanovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of pedagogy, Buryat State University. Ph. 8(3012)210411.

УДК 378.026.9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© К.Н. Апушкина

Развитие творческого мышления студентов в условиях рефлексивно-образовательной среды вуза

В статье приведена авторская интерпретация проблемы развития творческого мышления студентов. Раскрыты педагогические приемы развития рефлексии как концепты рефлексивно-образовательной среды вуза.

Ключевые слова: творческое мышление студентов, рефлексивно-образовательная среда, педагогические приемы, опытно-поисковая работа.