"Культурная жизнь Юга России "
58 —
М 2 (27), 2008
Е. А. БАРАННИКОВА, В. А. ПЕТЬКОВ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
ДОШКОЛЬНИКОВ
Статья посвящена рассмотрению основ организации педагогической поддержки развития личности дошкольника, Авторы раскрывают сущность педагогической поддержки, ее функции, группы средств и методов, используемых для ее развития. Комплексный подход к реализации изложенных методов отражен в авторской программе педагогической поддержки, содержание которой направлено на содействие развитию личности дошкольника. Материал представляет интерес для студентов, преподавателей средних и высших педагогических учебных заведений.
Ключевые слова: педагогическая поддержка личности, развитие личности дошкольника, авторская программа.
Реформирование российской системы образования выдвинуло на первый план задачи укрепления позиций личностно ориентированной педагогики. Их эффективная реализация возможна посредством организации педагогической поддержки личности, предполагающей создание благоприятных условий содействия ребенку в его развитии. Особую значимость педагогическая поддержка приобретает на этапе становления и развития личности ребенка в дошкольный период онтогенеза.
Термин «педагогическая поддержка» используется широко и многозначно. Его семантическое значение обстоятельно проанализировано в работах Т. В. Анохиной (1). Это понятие, прежде всего, употребляется в контексте помощи, защиты ребенка, подростка, юноши, человека («пособить», «быть опорой»), В современном гуманистически ориентированном образовании «педагогическая поддержка» рассматривается как система педагогической деятельности, обеспечивающая раскрытие личностного потенциала человека, включая помощь в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей (2). Такой подход имеет под собой философские, психологические основания и традицию в истории педагогической мысли как отечественной, так и зарубежной (Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И. Кант, И. Зайлер, Ф. Фребель, Ф. Дистервег, Дж. Дьюи, М. Монтессори, Л. Н. Толстой, Д. И. Писарев, С. Т. Шацкий, К. Н. Вентцель, П. Д. Юркевич, Н. Ф. Бунаков и др.). В логике гуманистического образования педагогическая поддержка рассматривается в широком смысле этого слова как принцип жизни образовательного учреждения (С. М. Юсфин и др.), как создание условий, способствующих развитию способностей и саморазвитию каждого, поддержке кого-то, чего-то, например детских общностей (Г. И. Рогалева); а также в более узком смысле как превентивная и оперативная помощь человеку в решении его проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, с жизненным и профессиональным самоопределением (Н. В. Пакулина, Н. Н. Михайлова, Т. В. Фролова и др.); как педаго-
гическая деятельность, обеспечивающая процессы индивидуализации человека, становления его самости (Е. А. Александрова, В. П. Бедерханова, О. С. Газман, В. И. Слободчиков и др.). В качестве основных механизмов поддержки во взаимодействии взрослого и ребенка выделяются: понимание, приятие, признание, репрезентация себя другим, продолжение себя в других (3).
Таким образом, под педагогической поддержкой понимается «система педагогической деятельности, обеспечивающая раскрытие личностного потенциала ребенка, включающая помощь ученикам, учителям, родителям в преодолении социальных, психологических и личностных трудностей» (4).
В педагогической теории и практике идет интенсивный поиск моделей педагогической поддержки в образовании. Наиболее перспективными считаются модели педагогической поддержки через организацию института освобожденных классных воспитателей, психологическое консультирование и оказание помощи ребенку в проблемных ситуациях в групповых и индивидуальных формах работы. В первом случае главное состоит в необходимости знания педагогом возрастных и половых особенностей детей, молодежной субкультуры; во втором - конкретного ребенка, его проблем, трудностей. Слабым местом является содержательная и технологическая проработка идеи педагогической поддержки. Отмечается необходимость дифференцировать содержание и формы педагогической поддержки с учетом ее различных функций в психическом развитии ребенка и условий, в которых она осуществляется (5). Более широкий гуманистический смысл вкладывается в категорию «взаимодействие» учащихся и учителей (Е. В. Бондаревская, В. А. Караковский, А. В. Мудрик, Л. И. Новикова и др.). Становится распространенным обращение к ученик}' как субъекту жизнедеятельности (а не только субъекту обучения) и индивидууму, реализующему свою самость в образовательных процессах (К. А. Абульханова-Славская, В. В. Горшкова, В. А. Петровский, В. И. Слободчиков и др.).
Основной функцией педагогической поддержки является помощь ребенку в становлении его
№ 2 (27), 2008
"Культурная жизнь Юга России "
как личности, признание его уникальности, индивидуальности, раскрытие и поддержка его актуальных и потенциальных возможностей, создание условий для их максимальной реализации. Такую работу необходимо предусмотреть по отношению к каждому ребенку, но при этом учесть особенности разных групп. Особо следует при этом выделить проблему педагогической помощи одаренным детям.
Поддержка выражает существо гуманистической позиции педагога по отношению к детям. Это ответ на их естественное доверие, ведь дети ищут у педагога помощи и защиты, и он должен понимать их беззащитность и осознавать собственную ответственность за их жизнь, здоровье, эмоциональное самочувствие, развитие. Все средства поддержки, которыми пользуется педагог, можно разделить на две группы:
1) средства, обеспечивающие общую педагогическую поддержку всех учащихся и создающие необходимый для этого эмоциональный фон доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества. Это внимательное, приветливое отношение педагога к детям, доверие к ним, привлечение к проведению занятий, создание ситуаций взаимного обучения, использование деятельностного содержания игр, различных форм драматизации, творческих работ, позитивная оценка достижений, диалогичное общение и др.;
2) средства, направленные на индивидуально-личностную поддержку и предполагающие диагностику индивидуального развития, обученнос-ти, воспитанности, выявление личных проблем детей, отслеживание процессов их развития. Большое значение при этом имеет дозирование педагогической помощи, основанное на знании и понимании физической (телесной) и духовной природы ребенка, обстоятельств его жизни и судьбы, особенностей души и характера, языка и поведения, а также свойственного ему темпа учебной работы. Особую роль в индивидуальной поддержке педагоги придают ситуациям успеха, созданию условий для самореализации личности, повышению статуса ребенка, значимости его личных «вкладов» в решение общих задач. Важно поощрять каждое самостоятельное высказывание, творческую инициативу, добрый поступок, хорошее настроение, познавательный интерес. Не менее важно помогать ребенку в его стремлении преодолеть в себе робость, застенчивость, зависть к успехам других детей, болтливость, недисциплинированность, поддерживать волю ученика, его способность к саморегуляции.
Средством коррекции дисгармоний в развитии личности, эмоциональной нестабильности, произвольности поведения являются: понимание, сочувствие со стороны педагога, снятие напряжения, рационализация воспитательно-образова-тельного процесса, выравнивание культурно-об-разовательных возможностей детей.
Из методов, используемых при организации педагогической поддержки, можно выделить следующие: личностной перспективы, создающий у ребенка веру в свои возможности; позитивного
стимулирования (побуждения игровой и учебно-познавательной мотивации учения, актуализации достижений ребенка, развернутой оценки результатов его деятельности); корригирующие (развития произвольности в двигательной, познавательной, эмоциональной сферах, поведении и общении, когнитивной тренировки вербального интеллекта и методы терапии средствами искусства); предвосхищения радости (наглядные опоры в обучении, комментируемое управление, поэтапное формирование умственных действий, опережающее консультирование по трудным вопросам, руководство ролевым взаимодействием детей в игре, диалог педагога с ребенком, создание ситуации для его творческого самовыражения в игре, обогащение предметной среды) (2).
Для изучения эффективности инструментария, используемого педагогом в построении педагогической поддержки развития личности дошкольников, использовался критерий продуктивности педагогического взаимодействия их друг с другом и с педагогом в различных видах учебно-вос-питательной деятельности.
Комплексный подход к реализации изложенных методов отражен в авторской программе педагогической поддержки, содержание которой направлено на содействие развитию личности дошкольника, а цель - помочь ребенку поверить в свои собственные силы, развить творческие способности, избавить его от страхов, устранить дисгармонию личностного развития, затрудняющую его социализацию и индивидуализацию.
Апробация программы проводилась в процессе педагогического эксперимента, проходившего в течение 2005-2008 годов в дошкольном образовательном учреждении № 138 города Краснодара.
На первом этапе исследования основная задача заключалась в определении личностных проблем дошкольников, выявлении особенностей их личностных характеристик и на этой основе определении форм и механизмов педагогической поддержки детей.
Целью второго этапа было исследование характера педагогического взаимодействия взрослого и ребенка в образовательной деятельности в условиях дошкольных учреждений. Для этого проводилось наблюдение взрослого и ребенка в повседневном общении, выявлялись особенности их взаимодействия, а затем предлагалось использовать в педагогической деятельности разработанные нами подходы к организации личностно-развивающего педагогического взаимодействия (авансирование успеха, психологической защиты, предвосхищающей оценки).
На третьем этапе исследования мы изучили и сопоставили динамику изменений личностных характеристик детей и взрослых под влиянием организованной педагогической поддержки.
В ходе констатирующей части исследования было установлено, что личностные проблемы детей-дошкольников обусловлены нарушенной системой субъект-субъектных отношений, сформированной под влиянием объективных отрицательных факторов: авторитарной стратегией воздейс-
gg "Культурная жизнь Юга России "
№ 2 (27), 2008
твия в общении с детьми, отсутствием помощи в решении субъективных проблем, соответственно низким статусом воспитателя в группе. В результате негативных отношений с воспитателем у ребенка формируется низкий уровень рефлексии.
Для решения исследовательских задач в экспериментальной работе были реализованы следующие психолого-педагогические условия: создание атмосферы доброжелательности, активизация самостоятельности, демонстрация позитивного отношения и создание ситуаций успеха в обучении.
В результате проведенной работы у детей наблюдался рост положительных личностных характеристик: изменился уровень самооценки и взгляд на педагога, улучшилось восприятие ребенком педагогической поддержки взрослого и проявление ее по отношению к другим детям и взрослым. Динамика позитивных личностных качеств нашла выражение в увеличении активности в общении со взрослыми и сверстниками, чувстве уверенности в себе, стремлении к достижению успехов, попытках к самостоятельному решению проблемных вопросов, снижении уровня тревожности и повышении показателей внимания, появлении инициативы и повышении уровня притязаний, снижении конфликтности в общении, повышении мотивации к обучению.
Успешность личностного развития ребенка во многом зависит от степени персонализации личности педагога. Работа в логике педагогической поддержки предъявляет к нему систему требований, связанных с гуманизацией педагогического взаимодействия и владением технологиями лич-ностно ориентированного обучения. Одним из направлений экспериментальной работы являлось формирование гуманистически ориентированной профессиональной позиции педагога, работающего в русле педагогической поддержки развития личности ребенка. Авторская программа предполагала проведение лекций, серий консультаций, мастер-классов и тренингов, направленных
на становление готовности педагога дошкольного учреждения к организации педагогической поддержки развития личности дошкольника. Полученные данные позволили выявить уровни развития профессионально значимых личностных качеств педагога, определяющих его позицию и стиль педагогического общения в условиях личностно ориентированного взаимодействия, показали пути дальнейшего их совершенствования. В исследовании установлена зависимость продуктивности педагогического взаимодействия от типологии и уровня сформированное™ профессиональной позиции педагога.
Таким образом, эффективность педагогической поддержки развития личности у дошкольников обусловлена погружением их в личностно развивающую среду взаимоотношений педагога и ребенка, адекватную ценностям и установкам данного возраста. Система взаимодействия и отношений взрослых и детей должна строиться на гуманистических ценностях (сотрудничества, оптимизма и т. д.) и учитывать психолого-педагогические условия организации содействия ребенку в его развитии.
Литература
1. Анохина Т. А. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Новые ценности образования. Вып. 6. М., 1996. С. 71-80.
2. Бондаревская Е. В., Кулъневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов н/Д, 1999.
3. Петровский В. А. Психология неадаптивной личности. М., 1992.
4. Газман О. С. От авторитарного образования к педагогике свободы // Новые ценности образования. Вып. 3. М., 1995. С. 16-45.
5. Якиманская И. С. Педагогическая поддержка с точки зрения психолога // Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. М., 1996. С.37-40.
E. A. BARANNIKOVA, V. A. PETKOV. PEDAGOGICAL SUPPORT OF DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY OF PRESCHOOL CHILDREN
The article is devoted to the analysis of the bases of organizing pedagogical support in personality development of a preschooler. The authors reveal the essence of pedagogical support, its functions, an array of means and methods which are used for its development. The complex approach to the realization of the given methods is presented in the authors' syllabus and the data are of interest for teachers of colleges and institutions of higher education.
Key words: pedagogical support of personality, personality development of a preschooler, authors' syllabus.