Научная статья на тему 'Педагогическая поддержка профессиональной самоактуализации студентов в педвузе'

Педагогическая поддержка профессиональной самоактуализации студентов в педвузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / КВАЗИПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бакшеева Этери Павловна

В статье уделяется особое внимание созданию образовательной среды, способствующей построению взаимоотношений «преподаватель студент» и становлению личности студента, его самоактуализации и самоопределению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая поддержка профессиональной самоактуализации студентов в педвузе»

Э.П. БАКШЕЕВА

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ В ПЕДВУЗЕ

В статье уделяется особое внимание созданию образовательной среды, способствующей построению взаимоотношений «преподаватель - студент» и становлению личности студента, его самоактуализации и самоопределению.

Ключевые слова: профессиональная самоактуализация, самоопределение, модель педагогической поддержки, образовательная среда, квазипрофессиональная деятельность.

Реформирование российского образования в последние годы развертывается, главным образом, в направлении изменения содержания образования, создания вариативных программ обучения и условий для функционирования и развития многообразных типов учебных заведений. Однако с их помощью нельзя не только показать всю сложность гуманизации как социально-педагогического явления, но и дать представление о гуманистической стратегии и тактике в обучении и воспитании. Естественно, это тормозит развитие теории гуманизации и профессиональной подготовки учителя на современном этапе. Практическое решение проблемы гуманизации образования прогрессивная педагогическая мысль всегда связывала с ростом творческого, духовного потенциала личности учителя. Это обусловливает необходимость заботы высшей педагогической школы о личностном развитии будущего учителя, о создании условий для самоактуализации, развития его творческой индивидуальности. В целом, на уровне актов об образовании последнего десятилетия признается острейшая потребность государства в творческих личностях.

Образовательная цель подготовки творческих личностей, уточненная понятием «самоактуализация», требует обращения к механизму такого перевода внешних по отношению к субъектам образовательного процесса знаний в сферу их потребностей, при котором процессы самоактуализации получали бы личностную мотивационную опору. Однако изучение состояния проблемы самоактуализации в педагогической теории и практике позволяет констатировать недостаточную ее разработанность как самостоятельной области исследования.

В последнее время появились исследования, разрабатывающие проблемы выявления и профессиональной актуализации устойчивых интегральных личностных особенностей учителя, которые регулируют педагогическую деятельность (Сластенин В.А., Маркова А.К., Андриенко Е.В., Пьянкова Г.С., Саврасов В.П.). Раскрыты общие механизмы регулирующего воздействия индивидуальных особенностей личности на деятельность (Мерлин В.С., Секун В.И., Ядов В.А., Андриенко Е.В., Ларина Е.А.).

Несмотря на имеющиеся наработки по проблеме самоактуализации личности, идее процессуальной самоактуализации студентов в педвузе посвящены единичные исследования (Сластенин В.А., Андриенко Е.В.), а педагогическая поддержка самоактуализационных основ личности в образо-

вательном процессе педвуза вообще не стала предметом специальных исследований. Поэтому чрезвычайно важным представляется психолого-педагогическое осмысление сущности, механизма самоактуализации личности, а также идеологии педагогической поддержки и последствий ее воздействия на процессы самоактуализации студентов в условиях педвуза.

Как показывают проанализированные нами исследования (Сластенин В.А., Андриенко Е.В., Ситникова М.И.), феномен самоактуализации может быть рассмотрен с позиции мотивационной готовности учителя (самоактуализация в широком смысле) и с позиции процессуальной готовности (самоактуализация в узком смысле). Выявление двух разноуровневых направлений изучения самоактуализации является условным, поскольку определяет обе стороны одного феномена, следовательно, их следует рассматривать в диалектическом единстве. Поэтому мы считаем возможным рассматривать понятие «профессиональная самоактуализация», которое включает в себя самоактуализацию как мотив и процесс и является составной частью общей профессиональной подготовки будущего учителя. Под профессиональной самоактуализацией мы понимаем стремление (потребность) личности к раскрытию и осознанию своих профессионально-значимых личностных особенностей, адекватному и активному их использованию в профессиональной деятельности, с учетом требований, которые данная деятельность предъявляет специалисту.

Профессиональная самоактуализация содержит в себе единство объективного и субъективного, спонтанного и управляемого. Самоактуализация может осуществляться как спонтанный процесс: студент реализует свои возможности, не думая об этом и не осознавая самого процесса [1, с. 253]. Но это и управляемый процесс, представляющий собой единство мягкого педагогического руководства (помощи) и самодеятельности студентов в развитии собственной личности. Управление реализуется совокупностью разнообразных действий, определяющих реализацию той или иной психолого-педагогической функции.

Отправным в нашем исследовании стало положение В.В. Серикова о том, что личностно ориентированное образование - это не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и, соответственно, развития личностных функций субъектов образовательного процесса [3, с. 157]. Личностными функциями автор называет «те проявления человека, которые и реализуют феномен "быть личностью"». По мнению автора, полнота этих функций в деятельности субъектов образовательного процесса является мерилом того, что образовательный процесс достиг личностного уровня своего функционирования.

Опираясь на данные положения, была теоретически построена концептуальная модель педагогической поддержки самоактуализации студентов (схема 1). В качестве основных теоретических предпосылок нами использованы: концепция педагогического образования (Сластенин В.А., Шиянов Е.Н., Вербицкий А.А., Сериков В.В.), теория профессиональной самоактуализации учителя (Сластенин В.А., Андриенко Е.В.), подходы философов, педагогов к пониманию механизма самоактуализации (Недашковская М.А., Идинов А.А., Волынка И.Г., Петерина С.В., Кугукина Л.П.).

Схема 1

В основе данной модели лежит идея единства руководства и самодеятельности студентов в образовании личности будущего педагога, реализующаяся в диалектическом взаимоотношении следующей триады процессов развития:

- самоактуализации как естественного стремления человека стать всем тем, чем он по своей свободной мотивации может стать;

- самоактуализации через педагогически направляемые процессы усвоения (информатизация, стимулирование, регулирование, контроль);

- самоактуализации через управление собственным развитием (самопознание, самостимулирование, саморегуляция, самореализация).

Определяя содержание педагогической поддержки, мы имеем ввиду, что процесс самоактуализации осуществляется через последовательную смену определенных, связанных между собой состояний: осознания студентами своих потенциальных особенностей; адекватное их проявление в учебно-профессиональной деятельности; активное овладение студентами средствами СА (самопознание, самооценка, самопрограммирование, самопроявление). Как известно, самоактуализация определяется с одной стороны, имманентным процессом перехода потенциальных особенностей в актуальные - ростом изнутри, с другой - взаимодействием человека с окружающим миром, поэтому основные усилия направлены на создание и реализацию образовательной среды. В этой связи деятельность преподавателей осуществляется по четырем основным направлениям.

Во-первых, это общая педагогическая поддержка всех студентов группы. При этом основными ориентирами в работе со студентами являются: актуализация потребностей и мотивов, нахождение личностно значимого в учебном содержании, выявление субъективных ценностей, развитие творческой индивидуальности каждого. Основания для осуществления таких условий мы находим в «активном обучении», где задается «пространство» возможных целей деятельности и путей их достижения, из которых студент выбирает наиболее соответствующие его индивидуальности.

Здесь следует отметить, что учебная деятельность академического типа (лекции, семинары) сохраняет свою значимость. Однако сами лекции и семинары проводятся с элементами проблемности и диалогического взаимодействия преподавателя и студентов на основе общего эмоционального фона доброжелательности и взаимопонимания. На данном этапе студенты активно осваивают и усваивают научную информацию. Однако основная задача преподавателя состоит не столько в передаче информации, сколько в приобщении студентов к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения.

Во-вторых, профессионализация учебного процесса, когда в аудиторных условиях воссоздается предметное и инструментальное содержание будущей профессиональной деятельности (лабораторно-практические занятия, система спецкурсов и спецпрактикумов, ролевые, деловые игры, решение педагогических ситуаций, задач и др.). «Посредством активной, "пристрастной" (Леонтьев А.Н.) деятельности происходит присвоение социального опыта, развитие психических функций и способностей человека, систем его отношений с объективным миром, другими людьми и самим собой. С этих позиций цель студента состоит не в усвоении знаний, умений и навыков (они необходимы, но недостаточны) или отработке паттернов "наблюдаемого поведения", а в овладении целостной профессиональной деятельностью специалиста» [2, с. 15]. По существу это организация квазипрофессиональной деятельности

студентов. В этих условиях во многом снимаются трудности мотивационного обеспечения учебной работы. Она приобретает для студента личностный смысл, поскольку в учебной деятельности просматриваются контуры будущей профессии, создаются реальные возможности для переходов от познавательной мотивации к профессиональной и обратно.

В-третьих, личностная педагогическая поддержка, которая состоит в совместном со студентом определении его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему достигать позитивных результатов в самоорганизации, самоактуализации, а также в учебно-профессиональной деятельности. С технологической позиции педагогическая поддержка в данном случае может быть представлена этапами деятельности преподавателя в целях помощи студентам в решении их проблем: диагностическим, поисковым, договорным, деятельностным, рефлексивным [4, с. 12].

В-четвертых, создание условий, позволяющих включить студентов в учебно-профессиональную и учебно-исследовательскую деятельность. При этом преподаватель не предписывает студенту никаких определенных способов действий, но, напротив, создает ему условия для активного и адекватного проявления личности и раскрытия ее потенциальных возможностей, то есть, здесь можно говорить о закреплении навыков опоры студента на свою индивидуальность.

Таким образом, реализуемая в рамках педвуза образовательная среда содержит комплекс условий, обеспечивающих субъектную позицию студентов, позволяющих развивать рефлексивные способности и диалогическое взаимодействие преподавателей и студентов, формировать их личностную позицию и способность к творческому самовыражению, выявлять основные препятствия самоактуализации студентов и строить учебную ситуацию в контексте данных препятствий. По нашей концепции именно такая образовательная среда позволяет субъектам педагогического процесса наиболее полно реализовать личностные функции, актуализирующие внешние и внутренние факторы профессиональной самоактуализации студентов.

Концептуальные положения модели педагогической поддержки, разработанная нами программа спецкурса и комплекс диагностических методик внедрялись в практику учебного процесса Сургутского государственного педагогического университета. Позитивные результаты нашей деятельности подтверждают возможность и необходимость применения идей педагогической поддержки в условиях профессиональной педагогической подготовки студентов в вузе. Поэтому с уверенностью можем констатировать, что в настоящий момент перед учеными и практиками стоит принципиально новая для российского образования задача: создание системы педагогической поддержки детей и студенчества. Только совместные усилия ученых и практиков позволят решить ее на качественном уровне.

Литература

1. Сластенин В.А. Педагогика. - М.: Издательский Дом МАГИСТР - ПРЕС, 2000.

2. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение / Монография. - М., 1999.

3. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: Монография. - Волгоград: Перемена, 1994.

4. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования: забота - поддержка - консультирование. - Выпуск 6. -М., 1996.

В.В. АБАШИНА

ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

В статье раскрывается сущность личностно ориентированной профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольного образования в вузе. Для подготовки такого педагога следует создать условия для личностного развития и самореализации студентов. Достижение этой цели возможно при условии отчетливо выраженной потребности студентов в самоизменении и саморазвитии, что обеспечивает продуктивное профессиональное становление будущего педагога.

Ключевые слова: личностно ориентированное профессиональное образование, профессионально-личностное саморазвитие и самореализация, субъектная позиция, мониторинг личностно-профессионального развития, саморегуляция и самомониторинг.

В психолого-педагогической литературе, посвященной проблеме профессиональной подготовки педагогов (А.А. Вербицкий, Н.А. Исаева, Е.И. Рогов, Л.М. Митина, В.Л. Слободчиков и др.), лейтмотивом проходит идея о необходимости подготовки не просто специалиста в узкой предметной области, а педагога-профессионала, который «является субъектом педагогической деятельности, а не носителем совокупности научных знаний и способов их передачи; ориентирован на развитие человеческих способностей, а не только на трансляцию знаний, умений и навыков; умеет практически работать с образовательными процессами, строить образовательные развивающие ситуации, а не просто ставить и решать дидактические задачи» [7, с. 72].

В работах Н.А. Алексеева, Е.В. Бондаревской, В.В. Серикова, И.С. Якиманской и др. дано теоретическое обоснование личностно ориентированного образования в общеобразовательной школе, изложены его концептуальные идеи. Эти исследования создали научные предпосылки для разработки личностно ориентированного профессионального образования, которое пока не в достаточной степени стало предметом научного анализа. Развитие педагогической теории и практики в нашей стране создало научные предпосылки для разработки личностно ориентированного профессионального образования.

Системообразующим фактором личностно ориентированного образования становится профессиональное развитие обучаемых в процессе организации взаимодействия всех субъектов обучения с учетом их предшествующего опыта, личностных особенностей, специфики учебного материала. Центральным звеном личностно ориентированного профессионального образования является профессиональное развитие - развитие личности в процессе профессионального обучения, освоения профессии и выполнения профессиональной деятельности.

Из определения сущности личностно ориентированного образования вытекают следующие его концептуальные положения:

- личностное и профессиональное развитие обучающегося рассматривается как главная цель;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.