Научная статья на тему 'Педагогическая поддержка личностного саморазвития учащегося в процессе школьного образования'

Педагогическая поддержка личностного саморазвития учащегося в процессе школьного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
307
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / PEDAGOGICAL SUPPORT / САМОРАЗВИТИЕ / SELF-DEVELOPMENT / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ГУМАНИЗМ / HUMANISM / ОТНОШЕНИЕ / RELATIONSHIP / ОБЩЕНИЕ / COMMUNICATION / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITY / СОТРУДНИЧЕСТВО / COOPERATION / ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА / PEDAGOGY IN COOPERATION / МАТЕМАТИКА / MATHEMATICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова А.В., Эверстова В.Н., Иванова Н.А.

В статье предлагаются способы и пути реального обновления существующей парадигмы образования, предусматривающей рассмотрение идеи создания реальных условий, способствующих движению личности “к себе”, под новым углом зрения. Определены концептуальные положения педагогической поддержки личностного саморазвития учащихся в процессе школьного образования, обеспечивающие принципиально иные по сравнению с авторитарным стилем отношения учителя с учащимися, реализующие принципы гуманистической психологии и педагогики. Предложены условия эффективной педагогической поддержки личностного саморазвития учащихся, рассматриваемого в контексте гуманистической парадигмы образования как неотъемлемой человеческой ценности и потребности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE STUDENT’S PERSONAL SELF-DEVELOPMENT IN THE PROCESS OF SCHOOL EDUCATION

The article offers ways of real renewal of the existing paradigm of education which is providing ideas of creating real conditions that promote the movement of person “to themself” from a new angle. Conceptual thesises pedagogical support of students’ self-development in the school education process are defined, providing fundamentally different teacher’s relationships with students comparing with authoritarian style, realizing principles of humanistic psychology and pedagogy. Conditions of effective students personal self-development pedagogical support are offered, considered in the context of the humanistic education paradigm as an inherent human value and need.

Текст научной работы на тему «Педагогическая поддержка личностного саморазвития учащегося в процессе школьного образования»

УДК 37.01

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ЛИЧНОСТНОГО САМОРАЗВИТИЯ УЧАЩЕГОСЯ В ПРОЦЕССЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Иванова А.В., Эверстова В.Н., Иванова И.А.

В статье предлагаются способы и пути реального обновления существующего парадигмы образования, предусматривающей рассмотрение идеи создания реальных условий, способствующих движению личности "к себе ", под новым углом зрения. Определены концептуальные положения педагогического поддержки личностного саморазвития учащихся в процессе школьного образования, обе-спечиваюгцие принципиально иные по сравненгт с авторитарным стилем отношения учителя с учащимися, реализующие принципы гуманистического психологии и педагогики. Предложены условия эффективного педагогической поддержки личностного саморазвития учащихся, рассматриваемого в контексте гуманистической парадигмы образования как неотъемлемой человеческой г{енности и потребности.

Ключевые слова: педагогическая поддержка; саморазвитие; личность; образование; гуманизм; отношение; общение; деятельность; сотрудничество; педагогика сотрудничества; математика.

PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE STUDENT'S

PERSONAL SELF-DEVELOPMENT IN THE PROCESS OF SCHOOL EDUCATION

Ivanovo A. V, Everstova V.N., Ivanovo N.A.

The article offers ways of real renewal of the existing paradigm of education which is providing ideas of creating real conditions that promote the movement of person "to themself" from a new angle. Concep-

tual thesises pedagogical support of students ' self-development in the school education process are defined, providing fundamentally different teacher's relationships with students comparing with authoritarian style, realizing principles of humanistic psychology> and pedagogy. Conditions of effective students personal self-development pedagogical support are offered, considered in the context of the humanistic education paradigm as an inherent human value and need.

Keywords: pedagogical support; self-development; personality; education; humanism; relationship; communication; activity; cooperation; pedagogy in cooperation; mathematics.

Современный этап развития человечества, социально-экономические катаклизмы в обществе обострили проблемы нравственности, культуры. Современная парадигма образования ориентирована на воспитание нравственного, культурного человека новой формации в соответствии с потребностями, готового принимать непосредственное участие в практически-деятельностном освоении окружающей действительности.

Одним из путей решения данной задачи является гуманизация образования на основе педагогики сотрудничества, предусматривающей создание реальных условий для педагогической поддержки личностного саморазвития учащихся в процессе школьного образования.

В годы учебы в школе идет интенсивный процесс становления личности. В этот период учитель и ученик должны строить доверительные добрые взаимоотношения, чтобы с учетом индивидуальных способностей каждого ученика выстроить педагогическую деятельность. Тут уместно вспомнить высказывание Я. Коменского: "Куда не влекут способности, не толкай" [4, с. 300]. Хотя идеи гуманистической педагогики, возникшей как самостоятельное направление еще в 50-60 годы XX в. в США, широко пропагандируется в теоретических исследованиях, в реальной практике они недостаточно внедряются. Эта проблема обострилась в связи с новыми ци-вилизационными процессами, сменой ценностей.

Решению этой проблемы посвящены исследования Ш.А. Амо-нашвили, Л.С. Выготского, И.А. Зимней, Л.Н. Куликовой, К. Роджерса и др.

Принципы гуманистической психологии, на которые опирается гуманистическая педагогика, сформулированы К. Роджерсом: человек находится в центре постоянно меняющегося мира... для каждого индивида значим собственный мир восприятия окружающей действительности; человек воспринимает окружающую действительность сквозь призму собственного отношения и понимания; человек стремится к самопознанию и самореализации; взаимопонимание ... может достигаться только в результате общения; самосовершенствование, развитие происходят на основе взаимодействия со средой, с другими людьми [6].

Изучение трудов по теме исследования позволило прийти к выводу о том, что отношения учителя и ученика должны строиться на основе педагогики сотрудничества, где идет процесс взаимного доверительного общения на основе признания ценности каждого индивида - на принципиально иной основе, в отличие от авторитарной педагогики, основным принципом которой являются передача знаний (задача учителя), усвоение этих знаний (задача ученика).

При первом подходе школа воспитает людей инициативных, ответственных за свои действия, умеющих прогнозировать последствия этих действий, самостоятельно принимать адекватные решения в различных жизненных ситуациях, а во втором - послушных исполнительных граждан, подверженных внешнему воздействию, не способных самостоятельно принимать решения возникающих проблем.

Отсюда вытекает цель исследования: определить концептуальные положения педагогической поддержки личностного саморазвития учащихся в процессе школьного образования, обеспечивающие принципиально иные по сравнению с авторитарным стилем отношения учителя с учащимися, реализующие выявленные принципы гуманистической психологии и педагогики.

Объект исследования: становление личности ученика в процессе школьного образования.

Гипотеза исследования. Педагогическая поддержка личностного саморазвития учащихся в процессе школьного образования, рассматриваемая в контексте гуманистической парадигмы образования как неотъемлемая человеческая ценность и потребность, будет эффективно осуществляться, если будут соблюдены следующие условия:

• переход от передачи готовых знаний к обучению в процессе конструктивной деятельности с использованием собственного опыта, где знания приобретаются через соответствующие "открытия" на основе совместных усилий учащихся в группе или совместных поисков с учителем;

• индивидуализация и дифференциация обучения с учетом природных задатков, способностей каждого ученика, обеспечивающие равные условия для его саморазвития;

• взаимоуважение, равноправие, мотивация в процессе общения, взаимодействие участников образовательного процесса;

• использование таких педагогических технологий совместной исследовательской и творческой деятельности, как: проектная технология, технология проблемного обучения и воспитания, кейс-технология и т.д.

Проведенное исследование подтвердило возможность оптимальной педагогической поддержки саморазвития учащихся. Взятая за основу в нашей деятельности педагогика сотрудничества формирует активность самого ученика, его готовность к учебной деятельности, к решению проблемных задач за счет равноправных партнерских отношений с учителем.

Приоритетным направлением деятельности учителя явилось формирование способов деятельности и общей культуры через педагогическое воздействие, как сочетание формы и стиля общения, направленное на раскрытие личности учащегося в ходе общения с ним. Именно диалог выступает как специфическая образовательная среда, стимулирующая к совместной деятельности участников образовательного пространства, характеризующая высокую степень благоприятности, доброжелательности.

Созданию эмоционального фона, мотивации учащихся, развитию у них коммуникативных умений способствует стиль общения учителя с учащимися, структура занятий и использование соответствующих педагогических средств и технологий. Обучение должно проходить на основе педагогики сотрудничества, позволяющей строить обучение в обстановке заботы, внимания, где ученик является полноценным субъектом учения, тем самым создаются условия для его творческой реализации. В такой обстановке, работая в диалоговом режиме, ученик глубже проникает в систему человеческих взаимоотношений, активно накапливая духовно-нравственные ценности, социальный опыт. Особое внимание обращалось занимательности изложения материала (занимательные примеры, опыты, факты и т. д.), необычной форме преподнесения материала, вызывающей удивление у учащихся; познавательным играм, созданию ситуаций спора и дискуссии, самостоятельному решению учеником возникающих проблем с последующим обоснованием выбранных форм и путей их достижения. Целенаправленно систематически создавались условия для осознания учеником своей индивидуальной сущности, для его саморазвития через обеспечение развития умений устанавливать контакты; излагать логично, четко, кратко по сути свои мысли, терпеливо слушать, объективно оценивать услышанную информацию; выбирать адекватные меры для решения конфликтных ситуаций; сосуществовать в коллективе, организовывать и вести совместную деятельность.

Концептуальной основой является педагогика сотрудничества, предусматривающая наличие определенных педагогических условий, обеспечивающих совместную познавательную, творческую деятельность, где нет места авторитарному стилю общения. Процессу формирования человека новой формации способствует организация педагогической поддержки личностного саморазвития учащихся, при которой создан такой морально-психологический климат в отношениях между учителем и учащимися, чтобы школьники могли обоснованно, логично, по существу

могли высказывать свою точку зрения, опираясь на факты, без эмоций, на основе культуры общения. Как показали результаты опытно-экспериментальной работы, организация деятельности учителей математики по предложенной нами системе создает условия для становления творческого, ответственного, свободного, образовательного, нравственного и физически здорового человека, готового творчески самореализоваться, непрерывно самосовершенствоваться соответственно своим жизненным целям. Создание такой образовательной системы, поддерживающей саморазвитие учащихся, требует от учителя наработки нового опыта действия в соответствии с процессами переоценки духовно-нравственных ориентиров, с тенденциями развития российского общества.

Список литературы

1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. 496 с.

2. Выготский JI.С. Собрание сочинений: В 6-ти томах. М.: Педагогика, 1982.

3. Зимняя И. А. Гуманизация образования - императив XXI века // Материалы межрегиональной конференции 27-29 февраля 1996 г., Выпуск 1. Набережные Челны, 1996. С. 20-30.

4. КоменскийЯ.А. Избр. пед. соч. М.: Учпедгиз, 1955. 651 с.

5. Куликова JI.H. Идеи гуманизма и гуманизации образования в их историческом развитии: педагогический взгляд. Хабаровск: ХГПУ, 2003. 325 с.

6. Rogers С. On Becoming a Person: A Therapists View of Psychotherapy. Boston, 1961. 421 p.

References

1. Amonashvili Sh.A. Razmyshleniya о gumannoy pedagogike. M.: Izda-tel'skiy Dom Shalvy Amonashvili, 1995. 496 s.

2. Vygotskiy L.S. Sobranie sochineniy: V 6-ti tomakh. M.: Pedagogika, 1982.

3. Zimnyaya I.A. Gumanizatsiya obrazovaniya - imperativ XXI veka. // Materialy mezhregionaTnoy konferentsii 27-29 fevralya 1996 g., Vy-pusk 1. Naberezhnye Chelny, 1996. S. 20-30.

4. Komenskiy Ya.A. Izbr. ped. soch. M.: Uchpedgiz, 1955. 651 s.

5. Kulikova L.N. Idei gumanizma i gumanizatsii obrazovaniya v ikh is-toricheskom razvitii: pedagogicheskiy vzglyad. Kliabarovsk: KliGPU, 2003. 325 s.

6. Rogers С. On Becoming a Person: A Therapists View of Psychotherapy. Boston, 1961. 421 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Иванова A.B., Эверстова В.Н., Иванова H.A.

Северо-Восточный Федеральный университет М.К. Аммо-сова

ул. Кулаковского, 42, Якутск, Саха (Якутия), 677007, Российская Федерация v. ewers 2014(a), mail, ru

DATA ABOUT THE AUTHORS Ivanova A.V., Everstova V.N., Ivanova N.A.

North-Eastern Federal University

42, Kidakovskу Str., Yakutsk, Sakha (Yakutia), 677007, Russian

Federation

v. ewers 2014(a)mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.