УДК 378.1; 371.3
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА КАК МОДЕЛЬ И ПРОДУКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Тамара Н. Туманова@1, Николай А. Козырев1, @2, Елена В. Митькина@3
1 Сибирский государственный индустриальный университет, 654007, Россия, г. Новокузнецк, ул. Кирова, 42 @1 [email protected] @2 [email protected] @3 [email protected]
Поступила в редакцию 23.01.2018. Принята к печати 08.05.2018.
Ключевые слова:
педагогическая поддержка, педагогическое моделирование, педагогическая методология, модель педагогической поддержки, принципы педагогической поддержки, педагогические условия оптимизации качества педагогической поддержки.
Аннотация: В статье описываются возможности решения задач педагогической деятельности в конструктах и моделях педагогической поддержки обучающегося, включенного в систему непрерывного образования. Определены виды и типы педагогической поддержки, раскрыты модели, описывающие типологию и нюансы педагогической поддержки как продукта развития современного образования. Принципы педагогической поддержки определяются в нелинейной модели, характеризующей специфику и возможности педагогической деятельности в структуре реализации основ непрерывного образования. Специфика построения и объединения принципов педагогической поддержки в систему оправдана традиционным пониманием реализации любого педагогического процесса, в том числе и процесса педагогической поддержки. Педагогические условия оптимизации качества педагогической поддержки определяются в решении задач развития обучающегося, включенного в систему непрерывного образования, детализирующего условия и способы, формы и методы, средства и конструкты, технологии и модели педагогической поддержки как формы самоорганизации качества педагогической деятельности в структуре продуктивного поиска и реализации основ государственной политики в структуре услуг, оказываемых в системе образовательных организаций, определяющих в единстве возможность личности быть включенной в систему непрерывного образования. Педагогическая поддержка обучающегося определяет перспективность построения, уточнения и использования педагогических технологий, учитывающих возрастосо-образность, уровень сформированности и развития потребностей, мотивов, целепо-лагания и прочих внутриличностных новообразований. Успешность решения задач педагогической деятельности напрямую зависит от качества и возможностей решения задач педагогической поддержки обучающегося.
Для цитирования: Туманова Т. Н., Козырев Н. А., Митькина Е. В. Педагогическая поддержка как модель и продукт педагогической деятельности и непрерывного образования // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2018. № 2. С. 25-30.
Педагогическая поддержка как одна из реализуемых практик акмеверификации условий развития личности, включенной в систему непрерывного образования, проектирования и реализации комфортных гуманно-личностных основ самоактуализации и самореализации, определяет возможность персонифицированного решения задач развития, социализации, самореализации и самоутверждения через социально значимые продукты развития личности и коллектива.
Педагогическая поддержка [1-6] как категория современной педагогики рассматривается в различных направлениях детерминации понятийного аппарата. Успешность решения задач педагогического моделирования в такой системе проецирования научно-педагогического опыта определяется в иерархии моделей педагогической технологии [6; 7], словесно-логических моделей [8], информационно-коммуникационных и информационно-средовых моделей стимулирования
и коррекции развития личности в системе ресурсов непрерывного образования и профессионально-трудовых отношений [9; 10], педагогических конструктах и системах оптимизации качества выстраиваемых моделей педагогической поддержки личности, в которых можно выделить конструкторы принципов, педагогических условий и прочих составных современной педагогической деятельности [11; 12], педагогического процесса как целостного явления и способа решения задач современного образования [13], учета конструкта и способа оптимизации результатов развития за счет признания справедливости закона нормального распределения способностей и здоровья обучающихся, в структуре которых одаренности наряду с обучающимися, имеющими особые образовательные потребности, уделяется немаловажное значение, определяются персонифицированные и ситуативно варьируемые способы оптимизации качества решения
задач педагогической деятельности [14; 15], детерминации педагогической поддержки в системе психологического консультирования и основ психокоррекции опыта социальных отношений личности.
Возможности детерминации основ педагогической поддержки личности обучающегося согласованно детализируемы через математические основы уточнения модели развития личности в структуре акмеверифика-ции и персонификации основ обучения и самореализации, что может быть выделено в направлении признания важности формирования культуры деятельности и культуры самостоятельной работы.
Научное исследование [15] и возможности построения моделей педагогической поддержки в системе среднего профессионально-педагогического образования [14] можно использовать в уточнении нюансов системного изучения педагогической поддержки личности как формы и способа оптимизации качества современного образования и профессионально-педагогической деятельности.
Возможности решения задач педагогической деятельности в конструктах и моделях педагогической поддержки обучающегося, включенного в систему непрерывного образования, будут в работе определены через выделение видов и типов педагогической поддержки, характеризующих и обусловливающих все составные целостного познания основ педагогической поддержки личности как объекта и продукта научного поиска и научного исследования в педагогике.
Выделим типы и виды педагогической поддержки, охарактеризуем модели педагогической поддержки обучающегося, подтверждающие справедливость учета всех условий научно-дидактического знания [14] в традиционной и инновационной педагогике.
Классификация видов и типов педагогической поддержки обучающегося, включенного в систему непрерывного образования:
1) по принадлежности обучающегося к группе, условно определяемой на кривой нормального распределения способностей и здоровья:
- обучающийся группы «А» (обучающийся, нуждающийся в специальных условиях организации обучения, развития, социализации; к данной группе относят «трудных детей», детей с ОВЗ, педагогически запущенных детей и т. д.);
- обучающийся группы «Н» (обучающийся основной группы, нормальная составная которых ярко выражена и подтверждается результатами социализации и самореализации личности);
- обучающийся группы «О» (одаренный обучающийся, результаты социализации и самореализации которого максимально отражены в его достижениях и которые можно определить через портфолио обучающегося, наблюдение и пр.);
2) по модели, способу, механизму и условиям формирования и развития личности обучающегося в контексте учета современных представлений о формировании коры головного мозга:
- левополушарные обучающиеся (праворукие дети);
- правополушарные обучающиеся (леворукие дети);
- обучающиеся с отсутствием асимметрии головного мозга (по статистике наиболее одаренные обучающие с высокими результатами достижений в различных областях науки, искусства, спорта и пр.);
3) по учету особенностей развития в социальной среде:
- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
- дети-инвалиды и дети с ОВЗ;
- одаренные дети;
- дети из семей с нахождением родителя (родителей) в местах лишения свободы;
- дети из семей с жестоким обращением с детьми;
- дети из малообеспеченных семей;
- дети из религиозных семей;
- дети из семей с высоким достатком;
- дети из семей, имеющих сводных братьев и сестер;
- дети из семей с одним ребенком;
- дети из многодетных семей;
- дети из семей с гиперопекой;
- дети из семей с гипоопекой и пр.;
4) по модели получения педагогической поддержки:
- традиционная модель (формы получения могут быть в традиционной модели - традиционная беседа, игра, сотрудничество и пр.);
- модель поддержки через социальные сети, средства электронной почты и прочие ресурсы Интернета;
- модель поддержки с использованием методов психокоррекции личности (арт-терапия, библиотерапия, куклотерапия, сказкотерапия и тому подобное) и пр.
Определим конструктор принципов педагогической деятельности, обеспечивающий построение основ педагогической поддержки обучающегося, включенного в систему непрерывного образования:
- принцип научности в постановке и решении задач педагогической деятельности и педагогической поддержки;
- принцип последовательности, системности, точности, объективности решения задач развития обучающегося в модели непрерывного образования;
- принцип адаптации и фасилитации личности к происходящим и планируемым изменениям в обществе, раскрывающий через смыслы, приоритеты, целеполагание, мотивацию возможность к самостоятельному труду и жизнеобеспечению;
- принцип активизации внимания личности и общества на проблемах здоровья, здоровьесбережения, активного самовыражения личности в поле продуктивных форм сотрудничества и единоличного продуцирования идеальных и материальных объектов антропосреды;
- принцип взаимодополнения традиционного и инновационного научного знания в педагогике, определяющего через призму развития и синергетических условий самосохранения оптимальные модели функционирования образовательной организации и развития личности в деятельности и общении;
- принцип включения личности в социальные отношения через инновационные ресурсы информационных и информационно-коммуникационных систем;
- принцип возрастосообразности развития и сотрудничества личности в структуре образовательной,
научной, спортивной и прочих составных деятельности и общения личности и среды (личности в среде);
- принцип гарантированного учета возможностей личности обучающегося в построении адаптированных программ в образовательной организации;
- принцип единства деятельности и сознания в актуализации основ развития личности в модели социальной, образовательной и прочих видов педагогической поддержки;
- принцип единства идеального и материального в воспитании, развитии, обучении, образовании, социализации, формировании, становлении личности в обществе;
- принцип единства педагогической поддержки, фасилитации, социализации и самореализации личности в модели непрерывного образования и профессионально-трудовых отношениях;
- принцип единства теории и практики в решении задач развития (конструкт «хочу, могу, надо, есть»), определяющих все составные продуктивного поиска условий и способов, форм и методов, технологий и методик формирования потребностей, моделей деятельности, способов акмеверификации качества рефлексии и самопрезентации;
- принцип определения эффективности в решении задач развития личности и производства, системы образования и образовательной организации и пр.;
- принцип персонификации в моделях сотрудничества, самовыражения, фасилитации, общения, самоактуализации и пр.;
- принцип поликультурной самоорганизации основ сотрудничества и взаимопомощи в модели непрерывного образования;
- принцип построения математической модели оптимизации качества развития личности в структуре получения / оказания образовательных услуг;
- принцип пролонгации позитивного опыта деятельности в системе непрерывного образования и профессионально-трудовых отношениях;
- принцип пролонгации социальной защиты личности в модели непрерывного образования и профессионально-трудовых отношениях;
- принцип пролонгации стимулирования интереса личности к системе непрерывного образования и профессионально-трудовых отношений;
- принцип разнообразия форм, методов и средств психокоррекции основ развития и самовыражения, самореализации и самоутверждения (библиотерапия, сказ-котерапия, танцевальная терапия, ритмопластика и пр.);
- принцип регулярного экологического контроля за качеством идей, реализуемых в структуре продуцирования предметов и объектов совместной и единоличной деятельности обучающегося и педагога (по итогам визуализации самопрезентаций и планов работы на год / месяц);
- принцип самодетерминации и самоактуализации основ развития и становления в различных плоскостях социального опыта и поликультурных отношений;
- принцип самосовершенствования личности в акме-верификации качества включения в образовательное пространство и социально-профессиональные отношения;
- принцип своевременности в контроле, педагогической поддержке, решении задач развития и самореализации личности;
- принцип системности, диалектичности и синерге-тической самоорганизации качества постановки и решения задач педагогической деятельности и педагогической поддержки;
- принцип сознательного выбора продуктивного, персонифицированного самоутверждения личности как готовность к самостоятельной жизни и труду;
- принцип сострадания и гуманизма в иерархии моделируемых и уточняемых форм педагогической поддержки;
- принцип социализации личности через оптимальное воспроизводство идей и ценностей гуманизма в модели деятельности и культуры;
- принцип стратегического и тактического, ситуативного и долговременного управления основами самоорганизации качества развития и функционирования образовательного пространства организации, определяющей личности обучающегося реализуемые и потенциальные возможности получения непрерывного образования и включенность в конкурентоспособные отношения в модели профессионально-трудовых отношений;
- принцип учета возможностей развития личности в структуре формирования потребностей и способов креативного самовыражения;
- принцип учета гендерных различий в модели формирования ценностей и приоритетов развития;
- принцип учета нормального распределения способностей в разработке и организации основ педагогической деятельности с обучающимися и их родителями;
- принцип формирования внутренней мотивации деятельности, гарантирующей акмеперсонификацию развития и продуктивную самореализацию личности в структуре направлений «наука», «образование», «культура», «спорт» и пр.;
- принцип формирования личности в коллективе и через коллектив, определяющий условия сотрудничества, модели поддержки, качество рейтинговых моделей самоорганизации основ развития и коррекции нежелательных отклонений от допустимых значений исследуемых и верифицируемых переменных развития и самосохранения личности и общества;
- принцип формирования объективного персонифицированного уровня притязаний личности в поле формируемых ценностей, моделей деятельности и общения;
- принцип формирования потребности в акмедости-жениях как продукта персонификации и унификации основ развития и саморазвития личности и общества;
- принцип формирования потребности в продуктивном самовыражении личности и коллектива;
- принцип формирования стиля и условий развития личности в системе выделенных приоритетов и моделей деятельности и общения, сотрудничества и самореализации;
- принцип четкости, ясности, правдивости, гуманизма в раскрытии позитивных перспектив сотрудничества и самовыражения личности, определяющей
через модель педагогической поддержки акмедости-жения и продуктивность самореализации и пр.
Принципы педагогической поддержки в структуре продуктивного поиска педагога должны в конечном счете определяться в нелинейной модели, характеризующей специфику и возможности педагогической деятельности в структуре реализации основ непрерывного образования. Специфика построения и объединения принципов педагогической поддержки в систему оправдана традиционным пониманием реализации любого педагогического процесса, в том числе и процессов фасилитации, социализации, самоактуализации и педагогической поддержки.
Выделим педагогические условия оптимизации качества педагогической поддержки, которые определяются в решении задач развития обучающегося, включенного в систему непрерывного образования, детализирующего условия и способы, формы и методы, средства и конструкты, технологии и модели педагогической поддержки как формы самоорганизации качества педагогической деятельности в структуре продуктивного поиска и реализации основ государственной политики в структуре услуг, оказываемых в системе образовательных организаций, определяющих в единстве возможность личности быть включенной в систему непрерывного образования.
Педагогические условия оптимизации качества педагогической поддержки обучающегося:
- формирование ценностей и мотивов, рефлексии и модели конкурентоспособных отношений в иерархии решаемых задач непрерывного образования;
- формирование потребностей в высоких результатах деятельности и стимулирования личности и коллектива;
- учет нормального распределения способностей обучающихся в модели разработки и уточнения программно-педагогического сопровождения целостного образовательного процесса и функционирования на конкурентоспособных моделях и технологиях образовательного пространства;
- создание доступной возможности включения личности в систему непрерывного образования в моделях дополнительного образования (повышение квалификации), а также аспирантуры и докторантуры, гарантирующих получение высокого качества продуктов развития и самореализации личности через продуцируемые инновации в производстве, науке, образовании, культуре, спорте и пр.;
- создание рабочих мест, определяющих возможности общества в развитии и самосохранении личности, менталитета государства и народной культуры.
Педагогическая поддержка обучающегося определяет перспективность построения, уточнения и использования педагогических технологий, учитывающих возрастосообразность, уровень сформированности и развития потребностей, мотивов, целеполагания и прочих внутриличностных новообразований.
Успешность решения задач педагогической деятельности напрямую зависит от качества и возможностей решения задач педагогической поддержки обучающегося, что доказывает актуальность построения моделей современного образования в иерархии выделяемых и решаемых задач, условий оптимизации качества развития и саморазвития личности и системы непрерывного образования.
Литература
1. Албитова Е. П. Современное звучание понятия «педагогическая поддержка» в образовании // European Social Science Journal. 2013. № 4. С. 28-34.
2. Вайндорф-Сысоева М. Е. Система информационно-педагогической поддержки средствами виртуальной образовательной среды учреждений профессионального образования // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2009. № 2. С. 202-215.
3. Герман Ю. Л. Сущность понятия «педагогическая поддержка» // Актуальные проблемы современной науки. 2011. № 4. С. 79-83.
4. Губанова А. В. Педагогическая поддержка становления и развития в образовательном процессе // Омский научный вестник. 2006. № 7. С. 301-305.
5. Зонина О. Ф. Педагогическая поддержка учащихся с признаками одаренности // Человек и образование. 2010. № 3. С. 35-38.
6. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С. 355-359.
7. Козырева О. А., Гайко М. Е., Горбунова И. А., Седова К. С. Модели формирования и управления культурой самостоятельной работы педагога в условиях непрерывного профессионального образования // European Social Science Journal. 2012. № 8. С. 83-90.
8. Козырева О. А., Козырев Н. А., Свинаренко В. Г. Воспитание в профессиональной подготовке педагогов. М.: МИФИ, 2017. 400 с.
9. Козырева О. Е. Возможности организации педагогической поддержки в работе будущего педагога // Территория науки. 2016. № 5. С. 7-10.
10. Козырева О. А. Культура самостоятельной работы личности: модели и возможности формирования // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 3. Режим доступа: http://www.science-education.ru/article/ view?id=26432 (дата обращения: 05.01.2018).
11. Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 12. С. 129-135.
12. Коновалов С. В., Козырева О. А. Педагогическое моделирование в конструктах современного образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2017. № 1. С. 58-63.
13. Макеева Т. В. Гуманистическая позиция учителя в сфере оказания педагогической поддержки школьникам // Ярославский педагогический вестник. 2003. № 1. С. 95-97.
14. Митькина Е. В., Сорокин С. В., Свинаренко В. Г. Педагогическая поддержка обучающегося: модели и технологии: М.: МИФИ, 2017. 120 с.
15. Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования. М.: МИФИ, 2014. 92 с.
PEDAGOGICAL SUPPORT AS A MODEL AND PRODUCT OF PEDAGOGICAL ACTIVITY AND CONTINUOUS EDUCATION
Tamara N. Tumanova1 @1, Nikolay A. Kozyrev1 @2, Elena V. Mitkina1 @3
1 The Siberian State Industrial University, 42, Kirov St., Novokuznetsk, Russia, 654007 @1 [email protected] @2 [email protected] @3 [email protected]
Received 23.01.2018. Accepted 08.05.2018.
Keywords: pedagogical support, pedagogical modeling, pedagogical methodology, model of pedagogical support, principles of pedagogical support, pedagogical conditions for optimizing the quality of pedagogical support.
Abstract: The article offers solutions for the problems of pedagogical activity in constructs and models of pedagogical support in the system of continuous education. The study defines types and subtypes of pedagogical support; it reveals various models describing the typology and nuances of pedagogical support as a product of the development of modern education. The authors offer a nonlinear model of the principles of pedagogical support, which allows them to characterize the specifics and possibilities of pedagogical activity in the structure of the implementation of the foundations of continuing education. The specifics of the construction and integration of the principles of pedagogical support into the system are justified by the traditional understanding of the implementation of any pedagogical process, including the pedagogical support process. The pedagogical conditions for optimizing the quality of pedagogical support are determined in solving the developmental tasks of the student involved in the system of continuous education that determines the conditions and approaches, forms and methods, tools and constructs, technologies and models of pedagogical support as forms of self-organization of the quality of pedagogical activity in the structure of productive search and implementation of the fundamentals state policy in the structure of services provided in the system of educational organizations, which determine one's inclusion the system of continuous education. Pedagogical support determines the prospects for the construction, refinement and use of pedagogical technologies, which take into account the age, level of formation and development of needs, motives, goal-setting and other intrapersonal neoplasms. The success of solving the tasks of pedagogical activity directly depends on the quality and the possibilities of solving the problems of pedagogical support of the student.
For citation: Tumanova T. N., Kozyrev N. A., Mitkina E. V. Pedagogicheskaia podderzhka kak model' i produkt pedagogicheskoi deiatel'nosti i nepreryvnogo obrazovaniia [Pedagogical Support as a Model and Product of Pedagogical Activity and Continuous Education]. Bulletin of Kemerovo State University. Series: Humanities and Social Sciences, no. 2 (2018): 25-30.
References
1. Albitova E. P. Sovremennoe zvuchanie poniatiia «pedagogicheskaia podderzhka» v obrazovanii [Modern sounding concepts «pedagogical support» in education]. European Social Science Journal, no. 4 (2013): 28-34.
2. Vaindorf-Syssoeva M. E. Sistema informatsionno-pedagogicheskoi podderzhki sredstvami virtual'noi obrazova-tel'noi sredy uchrezhdenii professional'nogo obrazovaniia [System of information pedagogical support by means of virtual educational environment in professional educational institution]. VestnikMoskovskogogosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriia: Psikhologicheskie nauki = Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Psychological sciences, no. 2 (2009): 202-215.
3. German Iu. L. Sushchnost' ponyatiia «pedagogicheskaia podderzhka» [The essence of the concept of «pedagogical support»]. Aktual'nye problemy sovremennoi nauki = Actual problems of modern science, no. 4 (2011): 79-83.
4. Gubanova A. V. Pedagogicheskaia podderzhka stanovleniia i razvitiia v obrazovatel'nom protsesse [Pedagogical support to establishment and development of professional self-consciousness in gifted school senior pupils at educational process]. Omskii nauchnyi vestnik = Omsk scientific bulletin, no. 7 (2006): 301-305.
5. Zonina O. F. Pedagogicheskaia podderzhka uchashchikhsia s priznakami odarennosti [Pedagogical support of schoolers with signs of endowments]. Chelovek i obrazovanie = Man and education, no. 3 (2010): 35-38.
6. Kozyreva O. A. Tekhnologiia sistemno-pedagogicheskogo modelirovaniia v usloviiakh nepreryvnogo professio-nal'nogo obrazovaniia [Technology system-pedagogical modeling on continuous education]. Sovremennye naukoemkie tekhnologii = Modern high technology, no. 3-2 (2016): 355-359.
7. Kozyreva O. A., Gaiko M. Ie., Gorbunova I. A., Sedova K. S. Modeli formirovaniia i upravleniia kul'turoi samostoiatel'noi raboty pedagoga v usloviiakh nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniia [Models of the formation and management of the culture of independent work of the teacher in conditions of continuous professional education]. European Social Science Journal, no. 8 (2012): 83-90.
8. Kozyreva O. A., Kozyrev N. A., Svinarenko V. G. Vospitanie vprofessional'noipodgotovkepedagogov [Education in the professional training of teachers]. Moscow: MIFI, 2017, 400.
9. Kozyreva O. E. Vozmozhnosti organizatsii pedagogicheskoi podderzhki v rabote budushchego pedagoga [Possibilities of organizing pedagogical support in the work of the future teacher]. Territoriia nauki = Science Territory, no. 5 (2016): 7-10.
10. Kozyreva O. A. Kul'tura samostoiatel'noi raboty lichnosti: modeli i vozmozhnosti formirovaniia [Culture of independent individual work: models and possibilities of formation]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia = Modern problems of science and education, no. 3 (2017). Available at: http://www.science-education.ru/article/ view?id=26432 (accessed 05.01.2018).
11. Konovalov S. V., Kozyreva O. A. Vozmozhnosti pedagogicheskogo modelirovaniia v reshenii zadach nauch-nogo issledovaniia [Possible pedagogical modeling in solving problems in scientific research]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Tomsk State Pedagogical University Bulletin, no. 12 (2015): 129-135.
12. Konovalov S. V., Kozyreva O. A. Pedagogicheskoie modelirovaniie v konstruktakh sovremennogo obrazovaniia [Pedagogical modeling in the constructs of modern education]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Tomsk State Pedagogical University Bulletin, no. 1 (2017): 58-63.
13. Makeeva T. V. Gumanisticheskaia pozitsiia uchitelia v sfere okazaniia pedagogicheskoi podderzhki shkol'nikam [The humanist position of the teacher in the sphere of pedagogical support to schoolchildren]. laroslavskii pedagogicheskii vestnik = Yaroslavl Pedagogical Bulletin, no. 1 (2003): 95-97.
14. Mit'kina E. V., Sorokin S. V., Svinarenko V. G. Pedagogicheskaia podderzhka obuchaiushchegosia: modeli i tekhnologii [Pedagogical support of the student: models and technologies]. Moscow: MIFI, 2017. 120.
15. Svinarenko V. G., Kozyreva O. A. Nauchnoie issledovaniie po pedagogike v strukture vuzovskogo i dopolnitel'nogo obrazovaniia [Scientific research on pedagogy in the structure of higher and further education: a textbook for pedagogical universities and the system of additional professional education]. Moscow: MIFI, 2014. 92.