Научная статья на тему 'Педагогическая оценка специальной физической подготовки атлетов (12-18 лет) в силовом троеборье'

Педагогическая оценка специальной физической подготовки атлетов (12-18 лет) в силовом троеборье Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
361
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СИЛОВОМ ТРОЕБОРЬЕ / КОМПЛЕКСНЫЙ КОНТРОЛЬ / ТЕСТИРОВАНИЕ / PEDAGOGICAL ASSESSMENT OF SPECIAL PHYSICAL TRAINING / POWER TRIATHLON / COMPLEX CONTROL / TESTS

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Гузь С. М.

В статье представлено обоснование педагогических оценок специальной физической подготовки в силовом троеборье. Особое внимание уделено особенностям выведения и применения предлагаемых педагогических оценок с учётом возраста и веса атлетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL ASSESSMENT OF SPECIAL PHYSICAL TRAINING OF 12-18 AGED ATHLETES IN POWER-TRIATHLON

Substantiation of pedagogical assessing special physical training in power triathlon is represented. Special attention is paid to peculiarities of drawing and using proposed pedagogical assessments considering age and weight of athletes.

Текст научной работы на тему «Педагогическая оценка специальной физической подготовки атлетов (12-18 лет) в силовом троеборье»

теме высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005 - 2010 годы // http://www.edu.ru/db-mo/mo/Data/d_05/prm40-1.htm - Утвержден Приказом Минобрнауки № 40 от 15 февраля 2005 г.

8. Доклад. Образовательная стратегия оргкомитета "Сочи 2014" 2008 - 2014.// Первая международная Интернет-конференция по профессиональной подготовке спортивных кадров 26 ноября 2008 // http://www.e-

sportlearning.ru/conference/doklad14. html

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ АТЛЕТОВ (12-18 ЛЕТ) В СИЛОВОМ ТРОЕБОРЬЕ

Сергей Михайлович Гузь, кандидат педагогических наук,

Карельский государственный педагогический университет (КГПУ),

г. Петрозаводск

Аннотация

В статье представлено обоснование педагогических оценок специальной физической подготовки в силовом троеборье. Особое внимание уделено особенностям выведения и применения предлагаемых педагогических оценок с учётом возраста и веса атлетов.

Ключевые слова: педагогическая оценка специальной физической подготовки в силовом троеборье, комплексный контроль, тестирование.

PEDAGOGICAL ASSESSMENT OF SPECIAL PHYSICAL TRAINING OF 12-18 AGED ATHLETES IN POWER-TRIATHLON

Sergey Michailovich Guz’, candidate of pedagogical sciences,

Karelian State Teachers’University,

Petrozavodsk

Abstract

Substantiation of pedagogical assessing special physical training in power triathlon is represented. Special attention is paid to peculiarities of drawing and using proposed pedagogical assessments considering age and weight of athletes.

Key words: pedagogical assessment of special physical training, power triathlon, complex control, tests.

Важное место в системе управления подготовкой спортсменов должно отводиться научно-обоснованному комплексному контролю, совершенствование которого является важнейшей предпосылкой повышения эффективности тренировочного процесса. Педагогический контроль в системе управления подготовкой спортсменов рассматривается многими специалистами как средство обеспечения информацией о важнейших сторонах тренировочного процесса для оценки его эффективности. Именно под таким углом зрения указывают на значение педагогического контроля в современной подготовке взрослых и юных спортсменов ведущие специалисты [1, 2, 3, 8].

Методы комплексного контроля подразделяются на четыре основных уровня, определяемых контролируемыми показателями подготовленности спортсменов: интегральные показатели, отражающие суммарный эффект различных сторон подготовленности; комплексные показатели, характеризующие одну из функциональных систем организма спортсмена; дифференциальные показатели, характеризующие только одно свойство системы организма; единичные показатели, раскрывающие одну величину, одно отдельное свойство системы организма человека.

Комплексность предполагает всестороннюю объективную оценку подготовленности спортсменов, даёт возможность судить о его состоянии в конкретное время, определять ведущие факторы, за счёт которых достигнуто данное состояние, наметить основные направления в дальнейшей подготовке, сопоставлять уровни подготовленности отдельных спортсменов.

Методологическую основу комплексного контроля составляют [7, 8, 9]: правильный выбор тестов и их соответствие статистическим критериям надежности, объективности и информативности; определение оптимального объема показателей для оценки функционального состояния и уровня подготовленности спортсменов, его достаточность, стандартизация условий и источников получения информации; соответствие методов контроля задачам тестирования.

Создание адекватных систем контроля подготовленности спортсменов невозможно без учета особенностей, налагаемых специализацией, квалификацией, полом и возрастом изучаемого контингента. Игнорирование хотя бы некоторых из этих особенностей ведет к существенному снижению эффективности контроля, а то и вовсе к потере им роли действенного рычага в управлении тренировочным процессом.

В качестве основополагающих положений при определении нормативных показателей в юношеском спорте должны быть приняты следующие:

1) ориентация на требования высшего спортивного мастерства;

2) установка на принцип соразмерности в развитии основных физических качеств и сторон мастерства;

3) учёт характерных особенностей соревновательной деятельности в конкретном виде спорта.

С учётом этого в состав контрольных упражнений для оценки подготовленности юных спортсменов, специализирующихся в силовом троеборье, можно отнести следующие: приседание на тренажере; жим штанги (лёжа); становая тяга.

Необходимо отметить, что разработка педагогических оценок специальной физической подготовки атлетов в силовом троеборье имеет свои специфические трудности, связанные с тем, что необходимо учитывать не только возраст спортсменов, но и их вес, так как для разных весовых категорий показатели силовой подготовленности могут значительно различаться, особенно, при переходе спортсменов во взрослый спорт.

Педагогические оценки определялись следующим образом: отличная оценка соответствовала среднему арифметическому показателю плюс два среднеквадратических отклонения - М ± 2с, хорошая - М + с, удовлетворительная - М [5].

Многолетние исследования, проводимые с участием взрослых и юных спортсменов, позволили разработать и провести экспериментальную проверку педагогических оценок для спортсменов 12-18 лет, занимающихся силовым троеборьем.

Так, анализ педагогических оценок в приседании на тренажёре (табл. 1) показывает, что при переходе атлетов из одной возрастной группы в другую наблюдается качественный прирост результатов. Он обусловленный, во многом, для спортсменов 14-15 лет возрастными особенностями развития, а для атлетов 16-18 лет - в большей степени, существенным увеличением объёма средств СФП и повышением её интенсивности на этапе углублённой тренировки. Тем не менее, разница при переходе из одной возрастной группы в другую для всех весовых категорий составляет примерно 50-55%.

Необходимо отметить, что в возрасте 14-18 лет наиболее высокие показатели наблюдаются в весовых категориях 48, 52 и 56 кг, что объясняется возрастом занимающихся, так как во взрослом возрасте наиболее высокие относительные результаты уже демонстрируются в весовых категориях 75 и 82,5 кг.

Анализ педагогических оценок в жиме штанги (лёжа) показывает (табл. 2), и экспериментальная проверка это подтверждает, что в данном упражнении также наблюдается скачкообразный прирост результатов при переходе юных атлетов из одной возрастной группы в другую. Однако прирост результатов в данном упражнении несколько меньше, чем в приседании на тренажёре, и не превышает 35-40%, что объясняется спецификой данного упражнения. В частности, в данном упражнении задействовано большое количество мышц, и, очевидно, результат в упражнении будет лими-

тироваться силовыми показателями относительно наиболее слабо развитых из них.

Таблица 1

Педагогические оценки результатов в приседании на тренажёре

(отношение результата к весу атлетов, %)

Весовая категория Оценка Возраст атлетов, лет

12 - 13 14 - 15 16 - 18

44 Отлично Хорошо Удовл. Свыше 125 105 - 125 Ниже 105 Свыше 180 155 - 180 Ниже 155 Свыше 230 210 - 230 Ниже 210

48 Отлично Хорошо Удовл. Свыше 127 105 - 127 Ниже 105 Свыше 185 163 - 185 Ниже 163 Свыше 237 210 - 237 Ниже 210

52 Отлично Хорошо Удовл. Свыше 130 105 - 130 Ниже 105 Свыше 182 160 - 182 Ниже 160 Свыше 235 215 - 235 Ниже 215

56 Отлично Хорошо Удовл. Свыше 127 103 - 127 Ниже 103 Свыше 180 160 - 180 Ниже 160 Свыше 235 217 - 235 Ниже 217

60 Отлично Хорошо Удовл. Свыше 125 100 - 125 Ниже 100 Свыше 178 158 - 178 Ниже 158 Свыше 230 213 - 230 Ниже 213

67,5 Отлично Хорошо Удовл. Свыше 122 100 - 122 Ниже 100 Свыше 173 155 - 173 Ниже 155 Свыше 225 210 - 225 Ниже 210

75 Отлично Хорошо Удовл. --- Свыше 170 153 - 170 Ниже 153 Свыше 220 210 - 220 Ниже 210

82,5 Отлично Хорошо Удовл. --- Свыше 165 145 - 165 Ниже 145 Свыше 217 208 - 217 Ниже 208

Таблица 2

Педагогические оценки результатов в жиме штанги лёжа

(отношение результата к весу атлетов, %)

Весовая категория Оценка Возраст атлетов, лет

12 - 13 14 - 15 16 - 18

44 Отлично Хорошо Удовл. Свыше 75 65 - 75 Ниже 65 Свыше 110 100 - 110 Ниже 100 Свыше 145 130 - 145 Ниже 130

48 Отлично Хорошо Удовл. Свыше 78 70 - 78 Ниже 70 Свыше 112 103 - 112 Ниже 103 Свыше 150 132 - 150 Ниже 132

52 Отлично Хорошо Удовл. Свыше 78 70 - 78 Ниже 70 Свыше 115 105 - 115 Ниже 105 Свыше 153 140 - 153 Ниже 140

56 Отлично Хорошо Удовл. Свыше 80 70 - 80 Ниже 70 Свыше 115 105 - 115 Ниже 105 Свыше 158 143 - 158 Ниже 143

60 Отлично Хорошо Удовл. Свыше 77 70 - 77 Ниже 70 Свыше 118 108 - 118 Ниже 108 Свыше 160 143 - 160 Ниже 143

67,5 Отлично Хорошо Удовл. Свыше 75 68 - 75 Ниже 68 Свыше 113 106 - 113 Ниже 106 Свыше 155 142 - 155 Ниже 142

75 Отлично Хорошо Удовл. --- Свыше 110 103 - 110 Ниже 103 Свыше 152 140 - 152 Ниже 140

82,5 Отлично Хорошо Удовл. --- Свыше 107 100 - 107 Ниже 100 Свыше 147 137 - 147 Ниже 137

Кроме того, необходимо учитывать, что большое количество участвующих в

упражнении мышц предполагает необходимость развития на высоком уровне межмы-шечной координации, синхронного включения мышц. Педагогические наблюдения показали, что для эффективного решения этих задач необходимо не менее 5-6 лет целенаправленной спортивной подготовки.

Анализ показал, что, как и в приседании на тренажёре, в жиме штанги (лёжа) относительно более высокие показатели в возрастных группах 14-15 и 16-18 лет наблюдаются в категориях 48, 52 и 56 кг.

При выведении педагогических оценок в становой тяге (табл. 3) учитывались данные, как собственных многолетних исследований, так и других специалистов, в частности, в сфере тяжёлой атлетики [4, 6].

Таблица 3

Педагогические оценки результатов в становой тяге ______(отношение результата к весу атлетов, %)_____________________

Весовая категория Оценка Возраст атлетов, лет

12 - 13 14 - 15 16 - 18

44 Отлично Хорошо Удовл. Свыше 140 120 - 140 Ниже 120 Свыше 210 177 - 210 Ниже 177 Свыше 265 240 - 265 Ниже 240

48 Отлично Хорошо Удовл. Свыше 145 125 - 145 Ниже 125 Свыше 210 178 - 210 Ниже 178 Свыше 265 238 - 265 Ниже 238

52 Отлично Хорошо Удовл. Свыше 147 127 - 147 Ниже 127 Свыше 205 175 - 205 Ниже 175 Свыше 260 235 - 260 Ниже 235

56 Отлично Хорошо Удовл. Свыше 140 125 - 140 Ниже 125 Свыше 203 172 - 203 Ниже 172 Свыше 255 230 - 255 Ниже 230

60 Отлично Хорошо Удовл. Свыше 137 120 - 137 Ниже 120 Свыше 210 175 - 210 Ниже 175 Свыше 260 230 - 260 Ниже 230

67,5 Отлично Хорошо Удовл. Свыше 135 115 - 135 Ниже 115 Свыше 207 177 - 207 Ниже 177 Свыше 260 227 - 260 Ниже 227

75 Отлично Хорошо Удовл. --- Свыше 205 175 - 205 Ниже 175 Свыше 250 222 - 250 Ниже 222

82,5 Отлично Хорошо Удовл. --- Свыше 200 170 - 200 Ниже 170 Свыше 250 220 - 250 Ниже 220

В частности, несмотря на то, что на этапах начальной подготовки становая тяга как средство специальной подготовки применяется в небольшом объёме, при переходе к каждой возрастной группе наблюдается выраженный качественный прирост результатов, обусловленный во многом, как и в других упражнениях, возрастными особенностями развития юных спортсменов.

Исследования показали, что данные педагогические оценки можно с успехом применять как для оценки уровня специальной физической подготовки спортсменов в силовом троеборье, так и для проведения спортивного отбора.

Тем не менее, необходимо учитывать, что достижение высоких спортивных результатов в детском и юношеском возрасте приобретает характер отдаленной цели, и, следовательно, особо значима роль научно-обоснованных контрольных нормативов, которые являются определёнными ориентирами для правильного построения учебнотренировочного процесса юных спортсменов различного возраста и квалификации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бондаревский, Е.Я. Информативность тестов, используемых для характеристики физической подготовленности человека // Теория и практика физической куль-

туры. - 1981. - № 1. - С. 23-25.

2. Бондаревский, Е.Я. Методология построения должных норм физической подготовленности: Метод. рекоменд. / Е.Я. Бондаревский, М. Стародубцев, Ю.Ю. Кочарян. - М. : ВНИФК, 1983. - 34 с.

3. Гильмутдинов, И. А. Комплексная оценка перспективности ведущих юных бегунов на средние и длинные дистанции : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Гильмутдинов И.А. ; Всерос. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. - М., 1993. - 25 с.

4. Дворкин, Л. С. Тяжёлая атлетика и возраст : научно-педагогические основы системы многолетней подготовки юных тяжелоатлетов / Л. С. Дворкин. - Свердловск : Изд-во Уральского ун-та, 1989. - 200 с.

5. Зациорский, В.М. Основы спортивной метрологии / В.М. Зациорский. - М. : Физкультура и спорт, 1979. - 152 с.

6. Лукьянов, М.Т., Фаламеев А.И. Тяжёлая атлетика для юношей / М.Т. Лукьянов, А.И. Фаламеев. - М. : Физкультура и спорт, 1969. - 240 с.

7. Никитушкин, В.Г. Организационно-методические основы подготовки спортивного резерва : монография / В.Г. Никитушкин. - М. : Сов. спорт, 2005. - 232 с.

8. Павлова, О.И. Педагогическая технология управления содержанием и структурой многолетней подготовки юных спортсменов в беговых видах лёгкой атлетики : дис. ... д-ра пед. наук / Павлова О.И. - М., 2005. - 366 с.

9. Черкашин, В.П. Теоретические и методические основы проектирования технологии индивидуализации тренировочного процесса юных спортсменов в скоростносиловых видах легкой атлетики : дис. ... д-ра пед. наук / Черкашин В.П. - Волгоград, 2001. - 352 с.

ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ЮНЫХ ПЛОВЦОВ В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ ПОДГОТОВКИ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ РАЗЛИЧНЫХ ТРЕНИРОВОЧНЫХ СРЕДСТВ

Евгений Вячеславович Жариков, преподаватель,

Волгоградская государственная академия физической культуры

Аннотация

В статье рассматривается вопрос поиска новых средств и методов повышения эффективности учебно-тренировочного процесса юных пловцов с учетом характеристик физической работоспособности и функциональных возможностей для последующей специальной тренировки.

Ключевые слова: физическая работоспособность, соревновательная деятельность, плавание, юный пловец, методика, нетрадиционные средства, дыхательные упражнения.

DYNAMICS OF YOUNG SWIMMERS' WORK CAPACITY IN ALL YEAR ROUND TRANING CYCLE UNDER INFLUENCE OF DIFFERENT TRANING

Evgenie Vjacheslavovich Zharikov, teacher,

Volgograd State Academy of Physical Education

Abstract

Searching for new means and methods to increase efficiency of young swimmers training process, taking into account characteristics of physical work capacity and functional ability for subsequent special training.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: physical work capacity, competitive activity, swimming, young swimmer, methods, untraditional means, breathing exercises.

ВВЕДЕНИЕ

Совершенствование системы подготовки спортивного резерва является одной из основных проблем юношеского спортивного плавания [1, 3, 4]. Непрерывный рост спортивных достижений в мировом плавании приводит к необходимости поиска новых средств и методов повышения эффективности учебно-тренировочного процесса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.