Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПРОФИЛЬНОГО КАДЕТСКОГО КЛАССА ФСИН РОССИИ В УСЛОВИЯХ НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВОГО ВОСПИТАНИЯ'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПРОФИЛЬНОГО КАДЕТСКОГО КЛАССА ФСИН РОССИИ В УСЛОВИЯХ НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВОГО ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социокультурный подход / кадетский класс / нравственно-волевое воспитание / педагогическое моделирование / компетентностный подход / sociocultural approach / cadet class / moral and willful education / pedagogical modeling / competent approach

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ю.Л. Селяков

Статья посвящена выявлению сущности, дефинированию и разработке педагогической модели социокультурной образовательной среды кадетского класса, направленной на оптимизацию нравственно-волевого воспитания. Социокультурная образовательная среда сегодня выступает актуальным объектом исследования средового, культурологического, аксиологического и компетентностного подходов. Педагогическая модель – это комплекс основных компонентов образовательно-воспитательного процесса, которые выявляют критерии отбора дидактических материалов, методы и средства реализации обучения, цели, научные подходы, принципы, задачи, ожидаемые результаты образования. В логике компетентного подхода социокультурная образовательная среда понимается как образовательное пространство, в котором осуществляется переход обучающегося из одного состояния в другое, максимально приближенное к заданной модели выпускника. В процессе педагогического моделирования социокультурной образовательной среды следует выделить следующие структурные компоненты: 1) цель образовательно-воспитательного процесса; 2) особенности контингента обучающихся; 3) содержание обучения и воспитания; 4) формы, методы обучения и воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL MODEL OF THE SOCIOCULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE SPECIALIZED CADET CLASS OF FSIN OF RUSSIA IN CONDITIONS OF MORAL AND WILLFUL EDUCATION

The article is dedicated to identifying the essence, defining and developing a pedagogical model of the sociocultural educational environment of the cadet class, aimed at optimizing moral and will education. The sociocultural educational environment is now the topical object of the study of medium, cultural, axiological and competent approaches. The pedagogical model is a set of basic components of the educational process, which determine the criteria for the selection of didactic materials, methods and means of implementation of learning, scientific approaches, goals, objectives, principles, expected results of education. In the logic of the competent approach, the sociocultural environment is understood as an educational space in which the student transitions from one state to another, as close as possible to a certain graduate model. In the process of pedagogical modeling of the sociocultural environment, the following structural components should be singled out: 1) purpose of the educational process; 2) features of the student contingent; 3) contents of education and education; 4) forms, methods of education.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПРОФИЛЬНОГО КАДЕТСКОГО КЛАССА ФСИН РОССИИ В УСЛОВИЯХ НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВОГО ВОСПИТАНИЯ»

5. Рылеева А.С. Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях общеобразовательной организации. Проблемы современного педагогического образования. Ялта, 2018.

References

1. Federal'nyj proekt «Cifrovaya obrazovatel'naya sreda». Available at: https://edu54.ru/upload/files/2016/03/Federarnyj%20proekt%20Cifrovaya%20obrazovaternaya%20 sreda.pdf

2. Ajmaletdinov T.A., Bajmuratova L.R., Zajceva O.A., Imaeva G.R., Spiridonova L.V. Cifrovaya gramotnost' rossijskih pedagogov. Gotovnost' k ispol'zovaniyu cifrovyh tehnologij v uchebnomprocesse. Moskva: Analiticheskij centr NAFI, 2019. Available at: http://inpo.s-vfu.ru/wp-content/uploads/2020/02/NAFI-kniga-o-tsifrovi-pedagogov.pdf

3. A Global Framework of Reference on Digital Literacy Skills for Indicator. United Nations, Unesco Institute for statistics, 2018.

4. Cifrovaya obrazovatel'naya sreda: novye kompetencii pedagoga: sbornik materialov uchastnikov konferencii. Sankt-Peterburg: Mezhdunarodnye obrazovatel'nye proekty, 2019. Available at: https://portalsga.ru/data/3425.pdf

5. Ryleeva A.S. Formirovanie professional'noj kompetentnosti pedagoga v usloviyah obscheobrazovatel'noj organizacii. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Yalta, 2018.

Статья поступила в редакцию 24.02.21

УДК 37.013.78

Selyakov Yu.L, teacher, Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Service for the Execution of Punishment of Russia (Vologda, Russia),

E-mail: seliakov1987seliakov@yandex.ru

EDUCATIONAL MODEL OF THE SOCIOCULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE SPECIALIZED CADET CLASS OF FSIN OF RUSSIA IN CONDITIONS OF MORAL AND WILLFUL EDUCATION. The article is dedicated to identifying the essence, defining and developing a pedagogical model of the sociocultural educational environment of the cadet class, aimed at optimizing moral and will education. The sociocultural educational environment is now the topical object of the study of medium, cultural, axiological and competent approaches. The pedagogical model is a set of basic components of the educational process, which determine the criteria for the selection of didactic materials, methods and means of implementation of learning, scientific approaches, goals, objectives, principles, expected results of education. In the logic of the competent approach, the sociocultural environment is understood as an educational space in which the student transitions from one state to another, as close as possible to a certain graduate model. In the process of pedagogical modeling of the sociocultural environment, the following structural components should be singled out: 1) purpose of the educational process; 2) features of the student contingent; 3) contents of education and education; 4) forms, methods of education.

Key words: sociocultural approach, cadet class, moral and willful education, pedagogical modeling, competent approach.

Ю.Л. Селяков, преп., Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказания России, г. Вологда,

Е-mail: seliakov1987seliakov@yandex.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПРОФИЛЬНОГО КАДЕТСКОГО КЛАССА ФСИН РОССИИ В УСЛОВИЯХ НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВОГО ВОСПИТАНИЯ

Статья посвящена выявлению сущности, дефинированию и разработке педагогической модели социокультурной образовательной среды кадетского класса, направленной на оптимизацию нравственно-волевого воспитания. Социокультурная образовательная среда сегодня выступает актуальным объектом исследования средового, культурологического, аксиологического и компетентностного подходов. Педагогическая модель - это комплекс основных компонентов образовательно-воспитательного процесса, которые выявляют критерии отбора дидактических материалов, методы и средства реализации обучения, цели, научные подходы, принципы, задачи, ожидаемые результаты образования. В логике компетентного подхода социокультурная образовательная среда понимается как образовательное пространство, в котором осуществляется переход обучающегося из одного состояния в другое, максимально приближенное к заданной модели выпускника. В процессе педагогического моделирования социокультурной образовательной среды следует выделить следующие структурные компоненты: 1) цель образовательно-воспитательного процесса; 2) особенности контингента обучающихся; 3) содержание обучения и воспитания; 4) формы, методы обучения и воспитания.

Ключевые слова: социокультурный подход, кадетский класс, нравственно-волевое воспитание, педагогическое моделирование, компетент-ностный подход.

В последние годы все большую популярность, значимость приобретает возрождение кадетских классов. Деятельность кадетских классов создает оптимальные предпосылки для реализации потребностей учащихся-кадетов в новых для них взаимодействиях, отражающих специфику отношений военных организаций. При этом формируется особый тип социокультурной образовательной среды, органично синтезирующий в себе признаки традиционных образовательно-воспитательных практик и отношений в военной сфере. Причём важнейшим компонентом реализации образовательно-воспитательного процесса выступает сама социокультурная образовательная среда как контекст, в котором осуществляется педагогическое воздействие на личность кадета, протекают взаимодействия всех акторов образовательно-воспитательного процесса. Социокультурной образовательной среде отводится ведущая роль в формировании системы ценностных ориентиров, осознание социальных, культурных ценностей и их принятие как личностно значимых. Кадетские классы обеспечивают возможности для создания оптимальной социокультурной образовательной среды для воспитания, формирования наиболее значимых социально одобряемых личностных качеств, в том числе для повышения эффективности нравственно-волевого воспитания. В то же время, принимая во внимание сложную, противоречивую историю кадетских классов в России, на сегодняшний день единство в понимании возможных путей создания социокультурной среды образовательных учреждений таким образом, чтобы она способствовала повышению результативности нравственно-волевого воспитания, отсутствует. Возникает противоречие, обусловленное провозглашением курса на повышение эффективности нравственно-волевого

воспитания, с одной стороны, и отсутствием понимания роли социокультурной образовательной среды кадетского класса в воспитании нравственно-волевых качеств, с другой.

Целью исследования является проектирование педагогической модели социокультурной образовательной среды кадетского класса, направленной на оптимизацию нравственно-волевого воспитания.

Обзор теоретических источников. На сегодняшний день среда выступает актуальным объектом изучения в рамках средового, культурологического, аксиологического и компетентностного походов.

Основы средового подхода разрабатывались в трудах П.Ф. Каптерева, Л.С. Выготского, Ю.С. Мануйлова и др., которые рассматривали среду как совокупность «социальных, профессиональных, культурных, организационных и специально налаженных психолого-педагогических, материально-технических, бытовых и других обязательных условий функционирования КОО, комплексная реализация которых позволяет достигать целей кадетского образования» [1]. Представители указанного подхода понимают среду как своеобразное пространство, сформированное совокупностью факторов, условий различного порядка.

Основы культурологического подхода рассматривались в трудах В.А. Сла-стенина, А.Е. Малыхина и др. В логике данного подхода среда понимается как модель, в которой изучаемая культура одновременно выступает целью и средством обучения [2], пространство, в котором воздействие на личность обучающегося осуществляется с целью вхождения в культуру как активную деятельность социума.

Огромный вклад в развитие педагогической аксиологии внесли работы Б.М. Бим-Бада, Б.И. Додонова, В.А. Сластенина, В.М. Розина, П.П Щедровицкого и др. В логике данного подхода аксиологическая среда образования рассматривается как «как часть социокультурной среды, формирующей ценностное сознание личности посредством гуманитарного знания» [3]. Аксиологический подход к созданию образовательной среды предполагает раскрытие творческих способностей.

В последние годы в связи с внедрением компетентностного подхода в практику обучения и воспитания все большую актуальность и значимость приобретают вопросы разработки социокультурной образовательной среды, направленной на формирование основных академических, социальных и профессиональных компетенций. В логике указанного подхода социокультурная образовательная среда может пониматься как «психолого-педагогическое пространство, в котором формируется система основных компетентностей учащегося» [4].

Оптимизация нравственно-волевого воспитания, развития нравственно-волевых качеств личности требует обоснования подходов к обучению и воспитанию. Основополагающим является компетентностный подход, основной задачей которого выступает развитие личности обучающегося в ходе формирования ключевых компетенций посредством решения социальных, академических, профессиональных задач. Практическая реализация данного подхода требует усиления личностно-деятельностного направления в обучении, который акцентирует внимание на практическом аспекте академической деятельности, а также результатах обучения.

На основании синтеза приведённых подходов в рамках данного исследования социокультурная образовательная среда кадетского класса понимается как пространство, в котором старшие кадеты переходят из своего начального состояния в последующее, максимально приближенное к заданному образу современного, компетентного специалиста, готового к успешной реализации академической, социальной и профессиональной деятельности, к беспорочной службе Отечеству, характеризующегося высоким уровнем сформированности нравственно-волевой сферы.

Разработка педагогической модели социокультурной среды кадетского класса. В современной методической науке исследование различных педагогических объектов все чаще требует вовлечения метода моделирования, направленного на максимально полную репрезентацию структуры, атрибутив ныххзрак-теристик, свойств и особенностей функционирования.

Имплементация метода моделирования в педагогическую науку пхзволяет решить ряд наиболее актуальных задач, функций, включая следующие:

- теоретическую, обосновывающую взаимосвязи между отдельными явлениями исследуемых процессов;

- исследовательскую, включающую выдвижение и подтверждение гипотез;

- познавательную, связанную с выявлением и раскрытием сущности исследуемого педагогического объекта;

- нормативную, раскрывающую особенности функционирования и управления системой.

Принимая во внимание выявленную сущность социокультурной образовательной среды, на следующем этапе представляется возможным разработать педагогическую модель исследуемого конструкта в логике компетентностного подхода.

Педагогические модели представляют собой «логические конструкты, схематично отображающие образовательную практику в целом или отдельные её фрагменты» [5].

Как уже отмечалось, социокультурная образовательная среда кадетского класса может стать оптимальным инструментом повышения эффективное™ нравственно-волевого воспитания, что позволяет сформулировать в хачеенве цели педагогической модели воспитание и развитие качеств и свойстн,форми-рующих основу нравственно-волевой сферы обучающихся кадетских кнвосов.

Кадетские классы предназначены для обучения детей в возрасте от 15 до 17 лет (старший подростковый период). Соответственно, в процессе тбрчения необходимо учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Осознание себя взрослым делает неприемлемым прежние формыихе-тоды обучения. Подросток начинает понимать, что его знания, навыки врмения значительно расширяются; чувствует, что его участие в жизни взрослых людей значительно возрастает, в то же время он активно участвует в обществ енной жхо-ни [6]. Для подростка характерно стремление к противостоянию, взросоым-вк поддаваться их влиянию. Учебная деятельность для него отходит на второй план после деятельности общения со сверстниками. Подростковый возраст - особый ,

Библиографический список

сложный и трудный период личностного развития, этап становления личности, который характеризуется наличием различных психологических проблем и трудностей.

Конструирование социокультурной образовательной среды должно в полной мере учитывать возрастные особенности старшего подросткового возраста, что требует создания совокупности условий: 1) со стороны учебного учреждения; 2) со стороны педагога; 3) со стороны самого обучающегося; 4) со стороны семьи обучающегося.

На следующем этапе следует остановиться на выявлении содержательного компонента педагогической модели социокультурной образовательной среды. Основа обучения определяется условиями образовательной программы, под этой формой понимают комплексную величину изученного материала обучающимися в процессе воспитания; «систему научных знаний, умений и навыков, мировоззренческих идей, духовно-нравственных и этических норм и элементов социального, познавательного, творческого опыта, последовательно применяемых для целенаправленного формирования личности воспитанников КОО Российской Федерации и их подготовки с детства к служению Отечеству на военной, правоохранительной или гражданской службе» [7].

Иными словами, содержание обучения и воспитания определяется нормативными актами, которые регулируют организацию урочной и внеурочной деятельности.

На завершающем этапе разработки педагогической модели осуществляется выбор форм и методов работы. К организационным формам обучения в рамках практического внедрения в практику деятельности педагогической модели, направленной на оптимизацию нравственно-волевого воспитания, относят практические занятия, самостоятельную работу, работу под контролем педагога, индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы [8].

Совокупность методов, которые используются в практике обучения, отличается многообразием и вариативностью, свое применение могут найти индуктивные и дедуктивные, репродуктивные и проблемные, наглядные и словесные методы. В то же время, принимая во внимание поставленную цель образовательно-воспитательного процесса, ориентацию на установление субъект-субъектного взаимодействия между педагогом-обучающимися, акцент должен быть сделан на интерактивных методах работы.

Тхтчм оКчтзом, бо ооковхнс и квякпеннврсбрнбпурныхкомпочеочов социокультурной образовательной среды педагогическая модель социокультурной офавычатпхснойкрэдыед ехзсо го класса в рамках компетентностного подхода в наиболее общем виде представлена на рис. 1:

Важно добавить, что представленная модель является общей рамкой, фрешкм.вы явленныхкомпоненыысулздоютоя в свосрс^1ьнвйшей |ххерооотке исОтпповтннн.

На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что на сегод-н яшний день проблема разработки социокультурной среды кадетского класса спнсКыетыет высoкеюннбнимкыхозхкт^^н^ьпнть. Шокбямeнмвоcpедбoбпхзо-ветeпьпoхо очреждхнхх рaccмсрpизоожcяв хюгекссреыовогт, коркруоолыгиче-ского, аксиологического и компетентностного подходов. Принимая во внимание тот Ысно, то снгоднянсдящим подxoдoмвосpaзовaтомхрейыПкepе яхяехся lгoмпeтентндхрныс, зпроцххсс р^^^х^^М^т-спедагогичорко-тодеых чоциокрль-турной среды должны быть учтены его основные положения. Соответственно, в здтсообо гедыгогонк-когомбде- иp0впсбрыбeды ы0лжныбlпрьрстeны:ю)екль и з-дбчи к0бaздвотышкногвocссlежйeывнoгопpоооеca; ГP)ocoбeннocянконсисхынта обучающихся; (3) содержание обучения и воспитания; (4) формы, методы обуче-

д. ш чего учить? кого учить?

• оптимизация формирования • старшие подростки

нравственно-волевого воспитания

чему учить? • содержание обучения и воспитания

педагогическая модель

социокультурной образовательной среды _капесткого класса

как учишь? формы, методы обучения

Рис. 1. Педагогическая модель социокультурнойсредыкадетскогокласса, направленная наоптимизацию нравственно-волевого воспитания

1. Концепция кадетского образования в Российской Федерации (базовые основы). Совет по кадетскому образованию Министерства образования и науки Российской Федерации. Москва, 2016.

2. Малыхин А.Е. Культурологические основы проектирования образовательной среды при обучении студентов иностранному языку. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Курск, 2005.

3. Разбегаева Л.А. Аксиологическая среда и гуманитарное образование. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2005; № 1 (10): 3 - 7.

4. Ишматова Ш.А. Особенности моделирования образовательной среды, реализующей компетентностный подход. Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. 2015; №2(43): 217-219.

5. Лопата К.М. Педагогические условия формирования дискурсивной компетентности у студентов медицинского университета (на примере изучения иностранного языка). Диссертация ... кандидата педагогических наук. Курск, 2014.

6. Возрастная психология (Психология развития). Автор-составитель Л.Ц. Кагермазова. Available at: http://textarchive.ru/c-1937281-p21.html

7. Концепция кадетского образования в Российской Федерации (базовые основы). Совет по кадетскому образованию Министерства образования и науки Российской Федерации. Москва, 2016.

8. Евстигнеева И.А. Методика развития дискурсивных умений студентов на основе современных информационных и коммуникационных технологий (английский язык, языковой вуз). Диссертация ... кандидата педагогических наук. Тамбов, 2013.

References

1. Koncepciya kadetskogo obrazovaniya v Rossijskoj Federacii (bazovye osnovy). Sovet po kadetskomu obrazovaniyu Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii. Moskva, 2016.

2. Malyhin A.E. Kul'turologicheskie osnovy proekiirovaniya obrazovatel'nojsredy pri obuchenii studentov inostrannomu yazyku. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kursk, 2005.

3. Razbegaeva L.A. Aksiologicheskaya sreda i gumanitarnoe obrazovanie. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2005; № 1 (10): 3 - 7.

4. Ishmatova Sh.A. Osobennosti modelirovaniya obrazovatel'noj sredy, realizuyuschej kompetentnostnyj podhod. Uchenye zapiski Hudzhandskogo gosudarstvennogo universiteta im. akademika B. Gafurova. Gumanitarnye nauki. 2015; № 2 (43): 217 - 219.

5. Lopata K.M. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya diskursivnoj kompetentnosti u studentov medicinskogo universiteta (na primere izucheniya inostrannogo yazyka). Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kursk, 2014.

6. Vozrastnaya psihologiya (Psihologiya razvitiya). Avtor-sostavitel' L.C. Kagermazova. Available at: http://textarchive.ru/c-1937281-p21.html

7. Koncepciya kadetskogo obrazovaniya v Rossijskoj Federacii (bazovye osnovy). Sovet po kadetskomu obrazovaniyu Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii. Moskva, 2016.

8. Evstigneeva I.A. Metodika razvitiya diskursivnyh umenij studentov na osnove sovremennyh informacionnyh i kommunikacionnyh tehnologij (anglijskij yazyk yazykovoj vuz). Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tambov, 2013.

Статья поступила в редакцию 24.02.21

УДК 37

Semenkova S.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Philosophy and Social Sciences, Northern Trans-Ural State Agricultural

University (Tyumen, Russia), E-mail: semenkova.svet@yandex.ru

Kryucheva Ya.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Industrial University of Tyumen (Tyumen, Russia), E-mail: yanakryucheva@mail.ru

THE NEED FOR PATRIOTIC EDUCATION IN MODERN CONDITIONS. Recently, a wave of calls for mass protests and riots, organized by the so-called non-systemic opposition, has swept through Russian. At the same time, the main participants in these unauthorized rallies, by and large, were children and teenagers. In conditions when social experience of the younger generation is not yet large enough, and critical thinking is in the process of its development, the younger generation becomes a convenient target for pro-Western "patriots". The anti-patriotic attitude cultivated recently among young people is primarily aimed at weakening Russian society, at downplaying any achievements of Russia. In order to promote and consolidate liberal socio-political thought in society, attempts are being made to level out any achievements of our country by erasing the heroic past of our people from the memory. As a result, forgetting the history of our Motherland, the heroic battles of our grandfathers and great-grandfathers on the fronts of the Great Patriotic War, moving away from the basics of folk pedagogy, which contains centuries of experience in educating the younger generations, people can become absolutely malleable under the pressure of Russophobes who dream of destroying the country. This cannot be allowed, so it is particularly relevant not only to implement purposeful patriotic education, but also to strengthen the educational activities of the entire education system as a whole.

Key words: patriotism, patriotic education, Russophobia, anti-patriotism, educational activities, Great Patriotic War, patriotic education programs.

С.Н. Семенкова, канд. пед. наук, доц., зав. каф. философии и социально-гуманитарных наук Государственного аграрного университета

Северного Зауралья, г. Тюмень, E-mail: semenkova.svet@yandex.ru

Я.В. Крючева, канд. пед. наук, доц., Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, E-mail: yanakryucheva@mail.ru

НЕОБХОДИМОСТЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В последнее время по стране прокатилась волна призывов к массовым протестам и беспорядкам, организованная так называемой несистемной оппозицией. При этом главными участниками в данных несанкционированных митингах, по большому счету, выступали дети и подростки. В условиях, когда объем социального опыта подрастающего поколения еще недостаточно большой, а критическое мышление находится в процессе своего развития, подрастающее поколение становится удобной мишенью для прозападнонастроенных «патриотов». Культивируемая в последнее время среди молодежи антипатриотическая установка, прежде всего, направлена на ослабление российского общества, преуменьшение любых достижений России. Для продвижения и закрепления в обществе либеральной общественно-политической мысли предпринимаются попытки нивелирования любых достижений нашей страны путем вычеркивания из памяти героического прошлого нашего народа. В результате, забыв историю нашей Родины, героические сражения дедов и прадедов на фронтах Великой Отечественной войны, отойдя от основ народной педагогики, в которой заключен многовековой опыт воспитания подрастающих поколений, общество может стать абсолютно податливым под напором русофобов, мечтающих уничтожить Россию. Этого допустить нельзя, поэтому особую актуальность приобретает не только реализация целенаправленного патриотического воспитания, но и в целом усиление воспитательной деятельности всей системы образования.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, русофобия, антипатриотизм, воспитательная деятельность, Великая Отечественная война, программы патриотического воспитания.

На фоне январских событий, связанных с призывами к массовым протестам и беспорядкам, особую актуальность в России вновь приобрела тема патриотизма. В настоящее время в обществе существует несколько вариантов понимания и проявления его сущности. С одной стороны, это классический взгляд, представленный такими именами, как В. Даль, Н.М. Карамзин, С.И. Ожегов, В.И. Ленин [1, с. 92], с другой стороны, более современный подход, направленный на выделение его видов [2, с. 140]. Нам более близок классический подход, при котором патриотизм представляет собой некий общественный и нравственный принцип, сложный комплекс чувств, закреплённых веками, называемых любовью к Родине, связанный в русском национальном самосознании с традициями православной культуры и готовностью пожертвовать собой ради Родины. Так, в Евангелии от Иоанна говорится, что «нет больше той любви, как если кто положит душу за друзей своих» (https://valaam.ru/publishing/11125/). Таким образом, в

основе патриотизма лежит любовь к Родине, а значит, и забота о сохранности ее границ, земель, недр и развитии производства.

В последнее время наша страна столкнулась с очередной волной русофобии, проявляющейся в «...неприязненном отношении ко всему русскому, к самим русским как к чуждому и опасному для представителей иной нации народу» [3], в «.пренебрежительном, пристрастном, нелицеприятном, подозрительном, недружелюбном и даже враждебно-агрессивном отношении к русским в частности или к России в целом» (https://psihomed.com/rusofobija/). Данное явление наносит достаточно большой вред не только отдельно взятым людям, но и взаимоотношениям между странами. Русофобия как психологическое явление, проявляющееся в страхе (боязни) русских людей, в мире, конечно, присутствует, однако не принимает глобальных масштабов. На наш взгляд, наибольший вред наносит так называемая элитарная русофобия, исходящая от тех или иных политических

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.