Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО АСПЕКТА ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ШКОЛЬНИКАМИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО АСПЕКТА ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ШКОЛЬНИКАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбулина Наталья Александровна

В статье представлена модель реализации воспитательного аспекта иноязычного образования в процессе освоения регионального компонента школьниками. Автором определена значимость изучения регионального компонента на уроках иностранного языка, основные цели и задачи, предполагающие реализацию данного аспекта в иноязычном образовании. В статье предложена соответствующая модель, состоящая из четырех блоков: целевого, теоретического, технологического и оценочно-результативного. Автор дает характеристику основным подходам, обеспечивающим эффективность функционирования разработанной модели, а именно аксиологическому, коммуникативно-когнитивному, социокультурному. Автором определены основные принципы, на которых базируется модель реализации воспитательного аспекта. В статье представлены основные методы и приемы, обеспечивающие эффективность реализации указанной модели. Особое место отводится описанию ведущих этапов технологии, направленной на эффективное функционированию модели: подготовительному, мотивационному, информационному, аналитическому, этапу актуализации, продуктивному и оценочному. Автор статьи также освещает основные методические условия, которые необходимы для реализации воспитательного потенциала в процессе освоения регионального компонента.The article presents the model of regional component educational aspect implementation in the process of foreign language acquisition at school. The author proves the importance of the regional component in foreign language acquisition, its main aims and objectives. The model presented consists of four blocks: objective, theoretical, technological, and evaluative. The author describes the main approaches that ensure the effectiveness of the model: axiological, communicative-cognitive, sociocultural. The author defines the basic principles, the main methods and techniques for the effective implementation of this model. The author focuses on the leading stages that are necessary for the effective functioning of the model and highlights the main methodological conditions that are necessary for the implementation of the educational potential of the regional component acquisition.The article presents the model of regional component educational aspect implementation in the process of foreign language acquisition at school. The author proves the importance of the regional component in foreign language acquisition, its main aims and objectives. The model presented consists of four blocks: objective, theoretical, technological, and evaluative. The author describes the main approaches that ensure the effectiveness of the model: axiological, communicative-cognitive, sociocultural. The author defines the basic principles, the main methods and techniques for the effective implementation of this model. The author focuses on the leading stages that are necessary for the effective functioning of the model and highlights the main methodological conditions that are necessary for the implementation of the educational potential of the regional component acquisition.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горбулина Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО АСПЕКТА ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ШКОЛЬНИКАМИ»

УДК 372.881.1 ББК 74.26

DOI: 10.31862/1819-463X-2021-4-142-148

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО АСПЕКТА ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ШКОЛЬНИКАМИ

Н. А. Горбулина

Аннотация. В статье представлена модель реализации воспитательного аспекта иноязычного образования в процессе освоения регионального компонента школьниками. Автором определена значимость изучения регионального компонента на уроках иностранного языка, основные цели и задачи, предполагающие реализацию данного аспекта в иноязычном образовании. В статье предложена соответствующая модель, состоящая из четырех блоков: целевого, теоретического, технологического и оценочно-результативного. Автор дает характеристику основным подходам, обеспечивающим эффективность функционирования разработанной модели, а именно аксиологическому, коммуникативно-когнитивному, социокультурному. Автором определены основные принципы, на которых базируется модель реализации воспитательного аспекта. В статье представлены основные методы и приемы, обеспечивающие эффективность реализации указанной модели. Особое место отводится описанию ведущих этапов технологии, направленной на эффективное функционированию модели: подготовительному, мотивационному, информационному, аналитическому, этапу актуализации, продуктивному и оценочному. Автор статьи также освещает основные методические условия, которые необходимы для реализации воспитательного потенциала в процессе освоения регионального компонента.

Ключевые слова: иноязычное образование, региональный компонент, обучение и воспитание в школе, региональная культура.

Для цитирования: Горбулина Н. А. Педагогическая модель реализации воспитательного аспекта иноязычного образования в процессе освоения регионального компонента школьниками // Наука

и школа. 2021. № 4. С. 142-148. DOI: 10.31862/1819-463X-2021-4-142-148.

© Горбулина Н. А., 2021

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

THE MODEL OF REGIONAL COMPONENT EDUCATIONAL ASPECT IMPLEMENTATION IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE ACQUISITION AT SCHOOL

N. A. Gorbulina

Abstract. The article presents the model of regional component educational aspect implementation in the process of foreign language acquisition at school. The author proves the importance of the regional component in foreign language acquisition, its main aims and objectives. The model presented consists of four blocks: objective, theoretical, technological, and evaluative. The author describes the main approaches that ensure the effectiveness of the model: axiological, communicative-cognitive, sociocultural. The author defines the basic principles, the main methods and techniques for the effective implementation of this model. The author focuses on the leading stages that are necessary for the effective functioning of the model and highlights the main methodological conditions that are necessary for the implementation of the educational potential of the regional component acquisition.

Keywords: foreign language acquisition, regional component, school education, regional culture.

Cite as: Gorbulina N. A. The model of regional component educational aspect implementation in the process of foreign language acquisition at school. Nauka i shkola / Science and School. 2021, No. 4, pp. 142-148. DOI: 10.31862/1819-463X-2021-4-142-148.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России указано, что одной из приоритетных задач современного образования является воспитание гражданина своей страны, способного защищать свою Родину и достойно представлять ее интересы за рубежом. «Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [1, с. 11].

В этой связи представляется особо значимым реализация воспитательного потенциала различных дисциплин, среди которых важнейшее место занимает иностранный язык. Он не просто служит

средством познания, но и «является хранителем национальной культуры, является средством общения и выражения отношения к миру, выступает в качестве инструмента развития и воспитания» [2, с. 18].

В отличие от родного русского языка, иностранный служит средством международного общения, следовательно, способствует распространению культуры родного языка на международной арене, а также способствует «развитию личности ученика как субъекта родной культуры» [2, с. 18].

Одним из актуальных направлений является реализация регионального компонента, который представляет собой систему знаний об особенностях культурно-исторического, природно-географиче-ского, социально-экономического устройства определенной части страны.

Подробное изучение фактов родной и иноязычной культуры позволяет обучающимся познакомиться с системой

ценностей, отраженных в них, провести сравнительно-сопоставительный анализ и присвоить лучшие из них.

Основной целью реализации воспитательного аспекта иноязычного образования в процессе освоения регионального компонента школьниками является воспитание гражданина своей страны, обладающего высокими нравственными качествами, способного достойно представлять ее интересы и защищать их в процессе освоения регионального компонента на занятиях по иностранному языку [3].

Основными задачами реализации воспитательного аспекта иноязычного образования в процессе освоения регионального компонента школьниками являются:

1) расширение кругозора в области овладения знаниями об отличительных особенностях родного региона и его историческом наследии;

2) приобретение сведений о духовно-нравственных ценностях и культурном наследии;

3) формирование правильного личностного отношения к фактам родного региона;

4) развитие у обучающихся способности достойно представлять родной регион и его интерес за рубежом;

5) передача и присвоение обучающимися ценностей родной культуры;

6) формирование системы личностных и профессиональных ценностей, отражающих потребности своей страны и своего региона;

7) формирование духовно-нравственных качеств.

Представленные задачи свидетельствуют о том, что важной составляющей реализации воспитательного аспекта иноязычного образования в процессе освоения регионального компонента школьниками является осуществление аксиологической направленности образовательного процесса. А. В. Рубцова утверждает, что благодаря введению

аксиологического подхода в процесс обучения иностранному языку «возможно сохранить свое национальное самосознание, культуру и ценности, что является основной задачей отечественного образования и воспитания» [4].

Применительно к особенностям реализации иноязычного образования следует отметить, что решение всех указанных задач приведет к воспитанию у обучающихся патриотизма, любви к Родине, бережному отношению к ее наследию.

Процесс воспитания в процессе обучения иностранному языку ориентирован на присвоение «культурных норм и высших ценностей родной, иностранной и зарубежной культур» [5, с. 25].

Реализация основной цели и задач воспитательного аспекта иноязычного образования в процессе освоения регионального компонента требует разработки специальной модели.

Разработанная модель обладает аксиологической направленностью и состоит из четырех основных блоков: це-левого,теоретического, технологического и оценочно-результативного.

Модель реализации воспитательного аспекта иноязычного образования в процессе освоения регионального компонента школьниками основана на следующих подходах:

1) аксиологический;

2) коммуникативно-когнитивный;

3) социокультурный.

Благодаря аксиологическому подходу учебно-воспитательный процесс иноязычного образования приобретает направленность на усвоение общечеловеческих ценностей.

Реализация разработанной модели предполагает решение воспитательных задач в процессе коммуникативно-когнитивного развития обучающихся в процессе овладения региональным компонентом в процессе иноязычного обучения.

В рамках изучения особенностей реализации воспитательного аспекта иноязычного образования в процессе

освоения регионального компонента школьниками особое значение имеет необходимость развития самосознания обучающегося как носителя коллективных и индивидуальных социокультурных характеристик представителей в конкретной стране и конкретной национальной среде на основе системы проблемных социокультурных знаний [6, с. 16].

Основными принципами реализации процесса освоения регионального компонента школьниками являются:

• принцип культурной рефлексии;

• принцип диалога культур;

• принцип сохранения исторической памяти народа.

Методы реализации воспитательного аспекта иноязычного образования в процессе освоения регионального компонента школьниками следующие:

• коммуникативный метод обучения иноязычному говорению;

• активные методы обучения;

• диагностические методы;

• методы контроля.

Приемы модели реализации воспитательного аспекта иноязычного образования в процессе освоения регионального компонента школьниками следующие:

1) интеграции факта региональной культуры в процесс обучения иностранному языку;

2) смыслового развертывания, то есть объяснения значимости того или иного явления регионального компонента на иностранном языке;

3) конкретизации факта региональной культуры в процессе обучения иностранному языку;

4) сравнительно-сопоставительного анализа фактов культуры страны изучаемого языка и своего региона;

5) обобщения изученных фактов культуры;

6) категоризации фактов культуры;

7) ролевого общения в процессе реализации воспитательного аспекта иноязычного образования на уроке.

Средствами модели реализации воспитательного аспекта иноязычного образования в процессе освоения регионального компонента школьниками являются система заданий и опор. Наиболее эффективными заданиями являются:

1) задания мотивационной направленности;

2) задания на создание специальной образовательной аксиологической среды;

3) задания информативной направленности, нацеленные на представление фактов родной, иноязычной и мировой культуры;

4) аналитические задания, целью которых является сравнительно-сопоставительный анализ фактов родной, иноязычной и мировой культуры;

5) задания на актуализацию знаний о родной, иностранной и мировой культуре, направленные на решение коммуникативных задач с опорами;

6) продуктивные задания, предполагающие применение фактов культуры без использования опор, направленные на выражение собственного отношения к творческому речевому продукту.

В качестве опор выступают прежде всего тексты аксиологической направленности, документальные и художественные фильмы, образцы рекламы, фотографии, образцы изобразительного искусства, музыкальные произведения, интернет-источники.

Содержательной основой разрабатываемой модели являются факты родной, региональной, иноязычной и мировой культуры:

• исторические события;

• природные богатства;

• достопримечательности;

• известные жители;

• искусство и литература;

• духовное наследие.

В качестве основы представленной модели выступают следующие материалы:

• изучение исторических документов;

• изучение литературных произведений;

• просмотр документальных фильмов;

• изучение рекламных проспектов;

• изучение интернет-источников.

В технологическом блоке описана последовательность реализации разработанной модели. Она происходит в соответствии со следующим алгоритмом: подготовительный этап, мотивационно-стимулирующий, информационный, аналитический, этап актуализации, продуктивный и оценочный этап.

На подготовительном этапе учитель создает благоприятную ситуацию общения, в которой выявляет исходный уровень обучающихся, определяет наиболее значимые для конкретной группы факты региональной культуры и культуры страны изучаемого языка.

Мотивационно-стимулирующий этап направлен на первичное формирование системы культурных ценностей, присущих региону и стране изучаемого языка. На этом этапе происходит формирование личностных качеств и духовного мира обучающегося.

Информационный этап направлен на снятие трудностей интерпретации фактов иноязычной культуры и толкования региональных компонентов обучающимися. Учебно-воспитательный процесс на данном этапе предполагает знакомство с фактами региональной культуры, представленные в материальных и нематериальных объектах национального достояния Курской области, фактами культуры страны изучаемого языка, а также заполнение лексико-грамматиче-ских пробелов.

Аналитический этап предполагает анализ конкретных фактов региональной и иноязычной культуры. На данном этапе происходит проявление самосознания обучающегося как носителя культуры своего региона и культуры страны изучаемого языка.

На этапе актуализации обучающийся проявляет себя как осознанный носитель факта региональной культуры, от которого зависит его историческая

достоверность и сохранность в поликультурном мире.

Продуктивный этап реализует инте-гративные связи различных видов деятельности обучающегося, результатом которых становится творческий продукт. На этом этапе идет комплексная работа, направленная на изучение фактов культуры страны изучаемого языка, регионального компонента, а также на развитие лексико-грамматических навыков.

На оценочном этапе происходит самоанализ работы школьника, обсуждение полученных результатов, обучающихся друг с другом и с учителем, а также комплексный анализ проделанной работы преподавателем.

Методические условия реализации воспитательного аспекта иноязычного образования в процессе освоения регионального компонента школьниками:

1) ориентация процесса иноязычного образования на решение воспитательных задач;

2) формирование мотивации к изучению региональных компонентов в процессе иноязычного образования;

3) погружение обучающихся в специальную образовательную среду;

4) применение системы заданий, соответствующей этапам алгоритма реализации процесса;

5) интеграция аудиторной работы и внеурочной деятельности.

Критерии модели реализации воспитательного аспекта иноязычного образования в процессе освоения регионального компонента школьниками:

1) мотивационный (определяет мотивацию к овладению иностранным языком и мотивацию к овладению региональным компонентом);

2) информационно-ценностный (в данном критерии можно выделить знания о ценностях региональной культуры и лингвистические знания);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) операционно-деятельностный критерий (подразумевает умения интегрировать

факты культуры и умения их применять при построении коммуникации);

4) рефлексивный (предполагает анализ собственной деятельности и анализ деятельности одноклассников и учителя).

Предполагаемые результаты модели заключаются в сформированности личностных и профессиональных ценностей в процессе реализации воспитательных задач на занятии по иностранному языку.

Уровни эффективности процесса реализации воспитательного аспекта в процессе освоения регионального компонента следующие.

1. Низкий уровень или уровень неустойчивой мотивации к овладению региональным компонентом. Он характеризуется:

• отсутствием системы знаний о фактах культуры региона;

• наличием ошибок в интерпретации и представлением культурных ценностей;

• неумением представлять факты культуры на иностранном языке;

• наличием большого количества языковых ошибок.

2. Средний уровень или недостаточный уровень мотивации. Он характеризуется:

• недостаточной системой знаний о фактах культуры;

• представление фактов культуры не в полной мере;

• наличием незначительных ошибок в интерпретации фактов культуры;

• наличием негрубых лингвистических ошибок, которые не затрудняют понимание речи.

3. Высокий уровень или уровень наличия мотивации к овладению региональным компонентом. Ему присущи:

• достаточный уровень знаний фактов национальной культуры;

• представление фактов родной культуры в поликультурном общении;

• отсутствием ошибок в интерпретации фактов культуры;

• отсутствием лингвистических ошибок.

Результатом предлагаемой модели

является сформированность ценностного отношения к фактам региональной культуры в процессе иноязычного образования.

Представленный прием моделирования способствует реализации воспитательного аспекта иноязычного образования в процессе освоения регионального компонента школьниками, а именно воспитание гражданина своей страны, обладающего высокими нравственными качествами, способного достойно представлять ее интересы и защищать их в поликультурном мире.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. М.: Просвещение, 2014. 23 с.

2. Пассов Е. И., Кибирева Л. В., Колларова Э. Концепция коммуникативного иноязычного образования (теория и ее реализация): метод. пособие для русистов. СПб: Златоуст, 2007. 200 с.

3. Горбулина Н. А., Тарасюк Н. А. Реализации регионального компонента на занятиях по иностранному языку на уровне среднего общего образования // Ученые записки. Электрон. науч. журн. Курского гос. ун-та. 2020. № 3 (55). URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/3713/ (дата обращения: 30.11.2020).

4. Рубцова А. В. Аксиологический подход как методологоческая основа продуктивного обучения иностранному языку на переходном этапе российского образования // Изв. Российского гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2009. № 83. С. 179-184.

5. Бабенкова О. С. Формирование профессиональной готовности будущих педагогов к реализации воспитательного аспекта иноязычного образования: дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2019. 203 с.

6. Сысоев П. В. Культурное самоопределение обучающихся в условиях поликультурного образования // Иностранные языки в школе. 2004. № 4. С. 14-20.

REFERENCES

1. Danilyuk A. Ya., Kondakov A. M., Tishkov V. A. Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya grazhdanina Rossii. Moscow: Prosveshchenie, 2014. 23 p.

2. Passov E. I., Kibireva L. V., Kollarova E. Kontseptsiya kommunikativnogo inoyazychnogo obrazovaniya (teoriya i ee realizatsiya): metod. posobie dlya rusistov. St. Petersburg: Zlatoust, 2007. 200 p.

3. Gorbulina N. A., Tarasyuk N. A. Realizatsii regionalnogo komponenta na zanyatiyakh po inostrannomu yazyku na urovne srednego obshchego obrazovaniya. Uchenye zapiski. Elektron. nauch. zhurn. Kurskogo gos. un-ta. 2020, No. 3 (55). Available at: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/ get_pdf/3713/ (accessed: 30.11.2020).

4. Rubtsova A. V. Aksiologicheskiy podkhod kak metodologocheskaya osnova produktivnogo obucheniya inostrannomu yazyku na perekhodnom etape rossiyskogo obrazovaniya. Izv. Rossiyskogo gos. ped. un-ta im. A. I. Gertsena. 2009, No. 83, pp. 179-184.

5. Babenkova O. S. Formirovanie professionalnoy gotovnosti budushchikh pedagogov k realizatsii vospitatelnogo aspekta inoyazychnogo obrazovaniya. PhD dissertation (Education). Kursk, 2019. 203 p.

6. Sysoev P. V. Kulturnoe samoopredelenie obuchayushchikhsya v usloviyakh polikulturnogo obrazovaniya. Inostrannye yazyki v shkole. 2004, No. 4, pp. 14-20.

Горбулина Наталья Александровна, аспирант кафедры теории языка и методики преподавания иностранных языков, факультет иностранных языков, Курский государственный университет e-mail: d-al_n-tusss@mail.ru

Gorbulina Natalia A., PhD Post-Graduate Student, Theory of Language and Methods of Language Teaching Department, Foreign Languages Faculty, Kursk State University

e-mail: d-al_n-tusss@mail.ru

Статья поступила в редакцию 01.02.2021 The article was received on 01.02.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.