Научная статья на тему 'Педагогическая модель патриотического воспитания будущих учителей'

Педагогическая модель патриотического воспитания будущих учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игошев Б. М., Середа В. А.

Педагогическая модель патриотического воспитания будущих учителей Игошев Б.М., Середа В.А. В статье представлено описание модели системы патриотического воспитания студентов педвуза, основанной на принципах преемственности, толерантности, альтруизма. В качестве средств контроля эффективности созданной системы предлагается мониторинг, основанный на количественных и качественных критериях диагностирования и поэтапного определения результативности патриотического воспитания студентов, ее коррекции и дальнейшего прогнозирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Model of Future Teachers Patriotic Upbringing Igoshev_B._M.,_Sereda_V._A. The article devoted to the model of future teachers patriotic upbringing, based on principles of succession, tolerance and altruism. To control the work of the system the authors suggest monitoring based on qualitative and quantitative criteria to determine the results at every level and opportunities of patriotic upbringing further correction and prognostication.

Текст научной работы на тему «Педагогическая модель патриотического воспитания будущих учителей»

Б.М. Игошев, Б.А. Середа. Педагогическая модель патриотического воспитания..

- расширение, углубление и уточнение новых знаний в процессе выполнения творческих упражнений;

- осознание учащимися и овладение приемами умственной деятельности по приобретению новых знаний как в процессе решения поисковой задачи, так и в системе выполнения творческих упражнений;

- игровые ситуации.

Возникающие и побуждающие к познавательной деятельности проблемы служат не только средством активизации мышления, но и нередко определяют развитие склонностей и способностей человека.

Познавательная проблема характеризуется тем, что выводит ученика за пределы имеющихся у него знаний, требуя поиска, мыслительной деятельности.

Наличие познавательной задачи является лишь одной из черт проблемной ситуации. Дело в том, что учащихся нетрудно вывести за пределы имеющихся у них знаний и поставить перед ними познавательные вопросы, однако их мышление при этом может остаться «невключенным». Важно, чтобы проблемная ситуация содержала в себе некоторый психологический элемент, заключающийся в новизне и яркости фактов, в необычности познавательной задачи и т.д., с тем чтобы возбуждать у школьников интерес и стремление к познавательному поиску.

Постановка проблемных задач в процессе обучения повышает активность учащихся. Ученики исследуют явление, ищут пути его решения, выдвига-

ют различные предположения, приводят доказательства, а это, несомненно, способствует активизации мыслительной деятельности школьников, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию познавательного интереса к экологии. В практике работы школы используются следующие типы задач:

1. Задачи на воспроизведение имеющихся знаний.

2. Задачи, способствующие развитию логического мышления.

3. Задачи на распознавание натуральных объектов.

4. Задачи на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы.

5. Задачи, способствующие развитию исследовательских навыков.

6. Задачи, помогающие устанавливать связь теоретических знаний с практическими.

7. Задачи, связанные с наблюдением.

8. Задачи, содержащие новую для учащихся информацию.

Экологические проблемные задачи и игры различного характера вызывают у школьников живой интерес и создают благоприятный эмоциональный фон. Они способствуют активизации мыслительной деятельности обучаемых, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию познавательного интереса к экологии.

Б.М. Игошев, В.А. Середа

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург

На современном этапе развития российского общества как никогда остро встала проблема преодоления духовного кризиса нации. Для этого необходимо иметь объединяющую идею, включающую в себя ценности, приемлемые большинством россиян. Такими ценностями вновь должны стать «общее отечество», «достоинство своей страны», «гражданственность» и «патриотизм».

В современных условиях возрастает роль патриотического воспитания. На основе контекстуального анализа патриотическое воспитание мы рассматриваем как процесс и результат формирования у студентов знаний о патриотизме и нравственных отношений, которые реализуются в процессе патриотической деятельности. Процесс патриотичес-

кого воспитания должен быть комплексным и непрерывным.

Нами выделены основные принципы построения системы патриотического воспитания студентов педагогического вуза: преемственность (обеспечение связи основных форм и методов воспитания в историческом аспекте и развитие содержания патриотического воспитания); толерантности (формирование мировоззренческих ценностей у студентов, воспитание терпимости по отношению к другим культурам и народам и их влияние на будущую профессиональную деятельность педагога); альтруизма (формирование у студентов нравственных качеств личности, позволяющих оказывать безвозмездную помощь всем тем, кто в ней нуждается).

Вестник ТГПУ. 2006. Выпуск 10 (61). Серия: ПЕДАГОГИКА

На основе выделенных принципов и определения подходов к патриотическому воспитанию нами создана система патриотического воспитания студентов педагогических вузов, которая представлена в виде структурно-функциональной модели. В центре этой модели находится личность студента - будущего педагога. Модель включает пять элементов: целевой, когнитивный, аксиологический, деятельностный и мониторинговый, которые соответственно выполняют воспитательную, познавательную, мировоззренческую, поведенческую и регулятивную функции.

Реализация основных компонентов модели осуществляется через многоуровневую систему

патриотического воспитания в учебной и внеучеб-ной деятельности образовательного процесса, при создании которой были учтены воспитательный потенциал предметной подготовки, ориентации социально-культурной среды, традиции педвуза и др.

В качестве средств контроля эффективности созданной системы предлагается мониторинг, основанный на количественных и качественных критериях диагностирования и поэтапного определения результативности патриотического воспитания студентов, ее коррекции и дальнейшего прогнозирования.

Е.А. Смирнова

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Филиал Московского государственного индустриального университета, г. Кинешма

На современном этапе проблема формирования коммуникативной компетентности рассматривается в исследованиях социологов, психологов, педагогов, лингвистов, но недостаточно представлена в альтернативных и вариативных программах, учебно-методических пособиях дошкольного, школьного, профессионального (среднего, высшего) образования.

Практически во всех научных исследованиях указывается и подчеркивается, что общение - это сложный и многоплановый процесс, выступающий и как обучение, и как средство передачи форм культуры, общественного опыта, языка, речи.

Вместе с тем, задачи формирования коммуникативной компетентности (включая социальный, речевой и культурный элементы), которая должна формироваться в процессе социализации, воспитания и обучения, начиная с дошкольного возраста и до профессиональной деятельности, в настоящее время представлены в системе образования явно недостаточно.

Известно, что в дошкольном возрасте начальные речевые умения направлены на формирование элементов коммуникативной компетентности, которая дает ребенку возможность в элементарных формах устанавливать общение, ориентироваться на социальный статус собеседника (друг, педагог, родители, незнакомый партнер), выполнять роль собеседника. Тем самым усваиваются отдельные первичные необходимые понятия коммуникативной культуры, дети обучаются пользоваться приемами речевого этикета (приветствие, прощание, просьба, поздравление, приглашение, разговор по телефону и т.д.).

В начальной школе через речевое общение, познавательную деятельность у учащихся формируются сообразные возрасту речевые умения, накапливается социальный опыт, дети учатся «вживаться» в коммуникативную ситуацию, по возможности управлять ею, использовать элементы ком-муникативной культуры (восприятие словесно-драматических жанров искусства, народной культуры).

У школьников среднего звена развиваются представления более высокого уровня о коммуникативной компетентности: их обучают ориентироваться на партнера, по возможности управлять ситуацией (особенно с педагогами, родителями, друзьями, родственниками), активно использовать элементы коммуникативной культуры (речевые обороты, интонация, невербальные средства общения: мимика, жесты и др.).

Однако, содержание общеобразовательных и профессиональных специальных дисциплин в средних и высших учебных заведениях предполагает овладение знаниями из различных научных областей и подготовку к конкретным видам деятельности в очень узких рамках, то есть обеспечивает сугубо узкопрофильную подготовку.

Между тем, формирование коммуникативной компетенции является основой профессиональной подготовки специалистов в учебных заведенях педагогического и социально-экономического профиля, например: педколледж (отделение «дошкольное воспитание», начальная школа), педуниверситет (факультет педагогики и психологии), индустриальный университет (факультеты экономический и технологический).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.