ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 24 2011
УДК: 374(075.32)
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА-ЛИДЕРА В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТЫВАЮЩЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В УДО
© Л. М. БОТОВА МОУ ДОД ДДТ № 1 г. Пензы e-mail: Lilya_lera@mail.ru
Ботова Л. М. - Педагогическая модель личности подростка-лидера в процессе воспитывающего взаимодействия в УДО // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 576-578. - В современном педагогической практике особо острой является проблема создания благоприятных условий для самоопределения подростка в динамично изменяющемся социуме. В статье рассматриваются вопросы формирования лидерских качеств подростков в процессе воспитывающего взаимодействия в учреждениях дополнительного образования, а также представлена условная модель (рисунок) личности подростка-лидера.
Ключевыеслова:подросток-лидер,учреждениедополнительногообразования,воспитывающеевзаимодействие.
Botova L. M. - Pedagogical Model of a Personality of a Teenager-Leader in the Process of Educational Interaction in Extra-Curriculum Activities' Institutions // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 24. P. 576-578. - The most acute problem of modern pedagogical practice is the formation of suitable conditions for a teenager's self-determination in a dynamically changeable socium. The article deals with problems of formation of such traits of a teenager as a leadership in the process of educational interaction in the extra-curriculum activities' institutions. A relative model (picture) of a personality of a teenager-leader is also presented.
Key words: teenager- leader, extra-curriculum activities institutions, educational interaction.
Человеческое общество постоянно изменяется, при этом претерпевают изменения и многие социальные ценности, стили поведения, способы взаимодействия людей. Особенно сложно самоопределиться в таком динамичном мире подростку, для которого именно это время является определяющим в его становлении и развитии. Очень важно, чтобы в это время подросток правильно научился оценивать окружающий мир и позиционировать себя в нем. Для собственной успешности в социуме подростку необходимы определенные знания и умения, с помощью которых он сможет не только заявлять собственную жизненную позицию, но и активно реализовать ее в рамках определенной деятельности.
В современном обществе сложился определенный социальный заказ. У спешность человека на сегодняшний день зависит от обладания набором качеств: инициативности, общительности,эмпатийности, самостоятельности в осуществлении выбора, эрудированности, умения управлять командой. Все эти качества в своей совокупности представляют лидерство [3].
По мнению видного ученого Р. Дилтса, «эффективное лидерство - один из ключей к нашему будущему успеху и выживанию». Следовательно, лидер должен быть носителем подлинных нравственных ценностей, он должен отличаться не воинственностью
и безграничной разнузданностью, а высочайшей интеллектуальной компетентностью, толерантностью, пониманием самого себя и других, ответственностью, способностью к объединению других на равных началах для созидательного действия.
Становление личности лидера, его лидерских качеств происходит в течение всей жизни, но стартовой площадкой для становления личности лидера и его лидерской позиции выступают подростковый период. Именно в этом возрасте формируется активная жизненная позиция молодого человека, происходит осознание своей личности.
В современной России проблема лидерства входит в группу наиболее важных проблем в поиске путей выхода из сложившегося кризиса. Поэтому одним из приоритетных направлений «Программы развития воспитания в системе образования России» является направление «Лидер» [4].
Интересной является реальная практика по развитию лидерства в системе дополнительного образования. В науке дополнительное образование детей рассматриваетсякак«особоценныйтипобразования», как «зона ближайшего развития образования в России». Оно по праву относится к сферам наибольшего благоприятствования для развития личности каждого ребенка, оно действительно «свое», личностное - по
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►►
выбору, по характеру, «по душе». Личность формируется в постоянной деятельности, преодолении себя, в переживаниях горя и радости, в сопричастности к большому настоящему делу.
Любое детское объединение (ансамбль, студия) - это, прежде всего, коллектив. В социальных науках и теории управления детский коллектив считается основной единицей социальной интеграции. Его уникальность, индивидуальность находит отражение в его субкультуре, ценностях. От компетентного управления коллективом зависит не только удовлетворенность его участников, эффективное развитие его самого, но и позитивные изменения социальной среды, в которой данный коллектив существует.
При определении специфики деятельности педагога дополнительного образования важно акцентировать внимание на том, что в соответствии с основополагающими нормативными документами, каждый педагогобладает свободой выбора, правом самостоятельного определения содержания, методики, форм организации совместной с детьми деятельности, возможностью личностно-профессионального самовыражения в авторской образовательной программе. Данноеправонапедагогическоесамовыражениеибез-граничноетворчествоявляетсявыражениемсущности дополнительного образования, не подлежащего стандартизации [1].
Современная педагогика рассматривает процесс воспитания как организованное взаимодействие ребенка с окружающим миром, в процессе которого педагог реализует воспитывающее взаимодействие на его личность. Совокупность способов такого взаимо-действияпедагогическаянаукаопределяеткакпедаго-гическую технологию воспитания.
Педагог моделирует технологию воспитания применительно к каждой ситуации взаимодействия с воспитанниками (в нашем случае с подростками лидерами). При этом осуществляет:
• разбивку деятельности на целесообразные действия и операции, направленные на организацию взаимодействия с подростками;
• создание коллектива на основе достижения высоких, привлекательныхдля ребятцелей, формируемых не лозунгами, а повседневной позицией взрослого педагога и делами, направленными на гражданскую заботу об улучшении окружающей жизни;
• построение коллектива на принципах периодической сменяемости всего актива, коллективного планирования, организации и обязательного анализа общих дел, отношений, поступков, формирование лидерских качеств у всех членов коллектива;
• организация деятельности, отвечающей по-требностямдетства(тоестьдеятельностиобщественно полезной, личностно-значимой, оформленной ритуалами, законами, традициями, гуманной, искренней);
• особая позиция взрослого, педагога дополни-тельногообразования,какстаршеготоварища,способ-ного к сотрудничеству с воспитанниками, позиция эта обеспечивает полное взаимопонимание, взаимодействие педагогического и детского коллективов.
Предлагаемая условная модель (рисунок) личности подростка-лидера, включает в себя каждую из дифференцированных подсистем, различающихся по функциям и представляющие единое целое.
Данная структура представляет собой определенную иерархию субъективных и объективных факторов, которые педагог дополнительного образования детей может учитывать в процессе формирования лидерских качеств воспитанников [2].
Основные структурные компоненты педагогической модели личности подростка-лидера
ЛИЧНОСТЬ Подросткжлндфа,
Мшвщишна! подструктуре. ОпЕрЯЦКШПШЯ! подстружгурж Перце подл 1ПИКНЛ ртпура
ш Лашшшяж. Внош ур«И Еыеоож JPтшнь Ениш IL1"111 Ajruiiiuii осша жжншш Пшпшж-
И|1 “И| ™™
"г " ■ яш
ей ■ JKn ЧИЧР вшшпк ддппт
варт
органа залк£ деятель но с гк ;
р-ICJEp Е 4 ЕЛ £ Е Е й
□аигшжйс-вн:
Езаоглодгепъкын
! Наир, рМПЕЕНе ЕрОбЛБКБЫ-К.
свтуапнн.
ШКЕЕрОЕЗЕНё ■укеане
деятельности; Ий1ВБЯрОБЭ1Ь_
ЗТрОШЕЕНе- ВДОКЕОВ.ИГЪ,
TBOp^eillEi, убыдать
ТГВТГПИПТ"ИТМ ¡ эффектов вое
ВИЗЕВИе, разрешение
□ЦеЕЕВ5НЕЕ резуг^татов. кокфлшста;
24 2011
Считаем необходимым раскрыть некоторые позиции модели:
• под высоким уровнем развития элементарных организаторских умений мы понимаем, умение распределить обязанности между всеми участниками совместной деятельности с учетом их интересов и возможностей,самостоятельныйвыбор,решениепро-блемных ситуаций;
• наличие высокого уровня деловых умений и навыков - это владение необходимыми умениями и навыками деятельности для создания качественного результата совместного труда, умение ставить цели, намечать план выполнения задания, проявление творческой инициативы, оценивание результатов;
• высокий уровень коммуникативной культуры выражается в умении мотивировать, вдохновлять, убеждать, эффективно разрешать конфликты, вести переговоры;
• под общественно-значимой, позитивной направленностью на содержание деятельности подразумеваем наличие у подростка ценности значимости, качества результата и зависимости его от общего вклада в совместное дело. В процессе которого происходит расширение социальногопространстварастущегочеловека,формиру-етсяответственностьизаобщечеловеческиедела,заботы, и за себя самого как хозяина своей собственной судьбы;
• умение строить и сохранять положительные взаимоотношения со сверстниками в коллективе заключается в ориентации подростка на сверстника, на его желания; умении уважать достижения сверстника ценить его инициативные предложения, тактично отклоняя те из них, которые не подходят в данной ситуации.
Предложенная нами модель личности подрост-ка-лидера представляет собой теоретическую основу подготовки данной категории подростков. Она дает возможность контролировать, своевременно корректировать педагогический процесс.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Березина В. А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования. М.: Диалог культур, 2007. 512 с.
2. Викулина М.А. Технология воспитывающего взаимодействия с детьми-лидерами. Н.Новгород: Арабеск, 2001.
3. Рожков М.И. Стратегия и тактика воспитания // Лидеры в образовании. 2004. № 4. С. 21
4. Социокинетика: Лидерство в детском движении: время и ценности / Сост. и ред. Т. В. Трухачева, А. Г. Кирпичник. М., 2004. 464с.