Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПОСРЕДСТВОМ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПОСРЕДСТВОМ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СУБЪЕКТНОСТЬ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ / ГОДОВОЙ ПРОЕКТ ГРАЖДАНСКОГО КАЛЕНДАРЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалев Валерий Валерьевич

Цель исследования заключается в обосновании возможности совершенствования гражданского воспитания обучающихся средней общеобразовательной школы посредством внеурочной деятельности на основе педагогической модели. В статье определены специфические характеристики процесса гражданского воспитания, рассмотрены основные изменения последних лет в нормативно-правовой основе, регулирующей гражданское воспитание в средней общеобразовательной школе РФ. Научная новизна нашего исследования состоит в создании на основе технологии «Гражданский календарь» и цикличной модели саморегуляции Б. Циммермана авторской педагогической модели гражданского воспитания обучающихся средней общеобразовательной школы посредством внеурочной деятельности в целом и ее компонентного состава в частности. В результате исследования разработана авторская модель, охарактеризован каждый ее компонент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковалев Валерий Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL MODEL OF THE CIVIC EDUCATION OF SECONDARY SCHOOL STUDENTS THROUGH EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

The aim of the study is to substantiate the possibility of improving the civic education of secondary school students through extracurricular activities based on a pedagogical model. The paper identifies the specific features of the process of civic education, considers the main changes in the legal basis regulating the civic education at secondary schools in the Russian Federation. The scientific novelty of the study lies in creating the author’s pedagogical model of the civic education of secondary school students through extracurricular activities as a whole and its component composition in particular based on the “Civic calendar” technology and B. Zimmerman’s cyclical model of self-regulated learning. As a result of the study, the author’s model has been developed, each of its components has been characterised.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПОСРЕДСТВОМ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Ф rpOfinOTQ

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2023. Том 8. Выпуск 5. С. 453-462 | 2023. Volume 8. Issue 5. P. 453-462

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

Педагогическая модель гражданского воспитания обучающихся средней общеобразовательной школы посредством внеурочной деятельности

Ковалев В. В.

Аннотация. Цель исследования заключается в обосновании возможности совершенствования гражданского воспитания обучающихся средней общеобразовательной школы посредством внеурочной деятельности на основе педагогической модели. В статье определены специфические характеристики процесса гражданского воспитания, рассмотрены основные изменения последних лет в нормативно-правовой основе, регулирующей гражданское воспитание в средней общеобразовательной школе РФ. Научная новизна нашего исследования состоит в создании на основе технологии «Гражданский календарь» и цикличной модели саморегуляции Б. Циммермана авторской педагогической модели гражданского воспитания обучающихся средней общеобразовательной школы посредством внеурочной деятельности в целом и ее компонентного состава в частности. В результате исследования разработана авторская модель, охарактеризован каждый ее компонент.

EN

Pedagogical model of the civic education of secondary school students through extracurricular activities

Kovalev V. V.

Abstract. The aim of the study is to substantiate the possibility of improving the civic education of secondary school students through extracurricular activities based on a pedagogical model. The paper identifies the specific features of the process of civic education, considers the main changes in the legal basis regulating the civic education at secondary schools in the Russian Federation. The scientific novelty of the study lies in creating the author's pedagogical model of the civic education of secondary school students through extracurricular activities as a whole and its component composition in particular based on the "Civic calendar" technology and B. Zimmerman's cyclical model of self-regulated learning. As a result of the study, the author's model has been developed, each of its components has been characterised.

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время процесс гражданского воспитания имеет высокую значимость в отечественной педагогике. Это связано с геополитическими, информационными и иными вызовами, предъявляемыми российскому обществу. При этом именно сфера среднего общего образования, направленная на разностороннее воспитание молодого поколения, является одной из приоритетных в современных условиях.

Вместе с тем данные аналитического отчета «Итоги мониторинга ценностных ориентаций современной молодежи 2022» (URL: https://институтвоспитания.рф/upload/ibloctydb4/umllv3pw3v9qcdxcizgjdmaac7r7as14/ Институт%20воспитания%20ценностные%20ориентиры%20молодежи%202022%20лето%20качественный%20^1), проведенного Институтом воспитания Российской академии образования (РАО), свидетельствуют о том, что сегодня родители и педагоги России выделяют следующие проблемы развития молодежи старшего школьного возраста (от 14 до 18 лет): утрата молодежью традиционных духовно-нравственных ценностей; отсутствие уважения и эмпатии по отношению друг к другу и к старшим. Более того, к службе в армии (одной из важнейших обязанностей гражданина РФ) обучающиеся старших классов школ в целом относятся отрицательно.

Указанные данные свидетельствуют о научной проблеме, суть которой заключается в том, что, несмотря на весь объем работы по гражданскому воспитанию, которая в настоящее время проводится в школах, ценностные ориентации значительной части российской молодежи демонстрируют ее несостоятельность. Следовательно,

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped20230087

© 2023 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2023 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https;//creativecommons.org/licenses/by/4.0/

сам процесс гражданского воспитания в отечественной школе не отвечает реальным вызовам современности, а социальная педагогическая функция трансляции общегражданских ценностей в нем слабо выражена.

Все это заставляет отечественную педагогическую науку сосредоточиться на самых разных аспектах изучения гражданского воспитания молодого поколения как целенаправленного, специально организованного процесса формирования устойчивых гражданских качеств, характеризующих личность как субъекта правовых, морально-политических, социально-экономических отношений в государственно-общественном образовании (Гаязов, 2001).

Одним из таких аспектов является внеурочная деятельность обучающихся средней общеобразовательной школы, которая может служить основой для повышения качества гражданского воспитания российских обучающихся, что обусловливает актуальность данного исследования.

Задачи исследования:

- на основе отечественных исследований в области гражданского воспитания определить специфические характеристики процесса гражданского воспитания;

- рассмотреть основные изменения последних лет в нормативно-правовой основе, регулирующей гражданское воспитание в средней общеобразовательной школе РФ;

- разработать педагогическую модель гражданского воспитания обучающихся средней общеобразовательной школы посредством внеурочной деятельности.

Теоретическую базу исследования составили: исследования А. Н. Джуринского (2018), С. В. Ждановой (2019), Д. К. Келли (Kelly, 2008), С. Годсей и соавторов (Godsay, Henderson, Levine et al., 2012), посвященные изучению внеурочной деятельности как фактора развития демократии и гражданского общества; исследования в области практик социального и гражданского воспитания в общеобразовательной школе России (Джурин-ский, 2018), а также научная публикация К. Н. Поливановой, А. А. Бочавер (2022), в которой отражена проблематика изучения самостоятельности в современной школе.

В качестве ведущего метода исследования был применен дискурсивный анализ, позволяющий установить зависимость используемых форм и видов гражданского воспитания от столь стремительно изменяющихся условий социальной жизнедеятельности молодежи в современном мире. Одновременно с этим при выполнении исследования были задействованы методы сравнительно-сопоставительного и структурно-системного анализа.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная педагогическая модель гражданского воспитания обучающихся средней общеобразовательной школы посредством внеурочной деятельности, а также ее отдельные компоненты могут быть использованы педагогами, советниками директоров школ по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, органами управления образованием для создания системы методического сопровождения процесса гражданского воспитания в средней общеобразовательной школе.

Обсуждение и результаты

Анализ педагогической литературы последних лет позволил нам выявить два базовых направления отечественных исследований в теории и практике гражданского воспитания. Представителями первого направления (Подымова, Сластенин, 2023; Сергеев, Борытко, 2015) гражданское воспитание рассматривается как процесс, ориентированный на формирование политико-правовой культуры: уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие гражданского самосознания, социальной и политической ответственности.

Представителями второго направления (Гревцева, Ипполитова, 2015; Болдырев, Комаровская, 2020) гражданское воспитание определяется с позиции воспитания личностных качеств. К таким качествам авторы относят чувство патриотизма, гражданский долг, гражданскую ответственность, гражданскую совесть, чувство личной свободы, гражданское достоинство, гражданскую активность, гражданственность.

Анализ указанных выше современных отечественных подходов к пониманию гражданского воспитания позволяет нам определить гражданское воспитание как целенаправленный процесс, специфическими характеристиками которого являются: 1) обусловленность государственным заказом и нормативно-правовой базой в области образования и воспитания; 2) социокультурная и нравственная обусловленность; 3) проактивная направленность, сопряженная с ориентацией на личностную готовность к выполнению стандартизированного формата долженствующего поведения гражданина; 4) социально-личностная ориентация гражданского воспитания, сопряженная с выполнением социального заказа (формирование гражданина как потенциального участника социальных отношений на основе выработанных норм), а также многоаспектного процесса личностного самосознания и саморазвития; 5) направленность на формирование гражданственности.

Будучи одной из ключевых характеристик и целевых ориентиров гражданского воспитания, гражданственность представляет собой ключевую компетентность гражданского воспитания в современных условиях. В ее основе лежит самоидентификация себя как гражданина РФ и носителя отечественного культурно-исторического кода. Также следует подчеркнуть, что данная самоидентификация предполагает личную заинтересованность и рефлексивную готовность в исполнении конституционных обязанностей гражданина РФ, сохранении и развитии отечественного культурного наследия, поддержании правопорядка, обороноспособности страны, проявлении инициативы в интересах Отечества.

В реалиях сегодняшнего времени процесс гражданского воспитания усилен в федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования (ФГОС СОО) РФ. Это усиление наиболее четко

обозначено в сделанных в 2022 г. изменениях в ФГОС СОО. В соответствии с ними ведущим приоритетом в образовательном пространстве признается воспитание. Сам воспитательный процесс при этом рассматривается как своеобразное педагогическое взаимодействие с личностью воспитуемого (ФГОС СОО: утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 (с изменениями и дополнениями от 12.08.2022). URL: https://base.garant.ru/70188902/8ef641d3b80ff01d34be16ce9bafc6e0/).

Также в обновленном ФГОС СОО делается акцент на том, что ожидаемые результаты (предметные, метапредметные и личностные) могут быть получены только с учетом обновленного содержания воспитания, ориентированного на национальный воспитательный идеал России.

Обновленное содержание воспитания, в свою очередь, ставит перед отечественной средней школой новые воспитательные цели. Эти цели направлены на приобщение к национальным базовым ценностям с учетом современных социально-экономических условий, вызовов общества, целей и задач трансформации экономики страны (ФГОС СОО, 2022).

Следует отметить, что в настоящее время понятие «гражданское воспитание» конкретизировано в российской нормативно-правовой базе, а именно в положениях Примерной рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций, разработанной специалистами федерального Института изучения семьи, детства и воспитания РАО в 2022 г. Согласно этой Примерной рабочей программе, гражданское воспитание понимается как формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, изучение и уважение прав, свобод и обязанностей гражданина России (Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций: протокол от 23.06.2022 № 3/22. URL: https://fgos-reestr.ru/poop/primernaia-rabochaia-programma-vospitaniia-dlia-obshcheobrazovatelnykh-organizatsii).

Наряду с конкретизацией понятия «гражданское воспитание» в обновленном ФГОС СОО определены личностные результаты освоения программы основного общего образования в части гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, организации, местного сообщества, родного края, страны (ФГОС СОО, 2022).

Таким образом, рассмотрев основные изменения последних лет в нормативно-правовой основе, регулирующей гражданское воспитание в средней общеобразовательной школе РФ, целесообразно выделить их общую направленность на: 1) усиление процесса гражданского воспитания (наряду с признанием приоритета воспитания в образовательном пространстве); 2) целевую ориентацию гражданского воспитания на базовые национальные ценности; 3) конкретизацию понятия «гражданское воспитание» и определение личностных результатов освоения программы среднего общего образования в части гражданского воспитания.

В этом смысле в рамках государственного заказа перед педагогическим сообществом РФ ставится задача, направленная на воспитание в школе активного и инициативного гражданина, любящего свое Отечество, способного и готового действовать в его интересах, добросовестно выполняя конституционные обязанности гражданина России.

Одним из наиболее эффективных средств практической реализации обозначенной задачи является разработка педагогической модели гражданского воспитания в средней общеобразовательной школе.

Особенностью этой модели является ее направленность на развитие в школе пространства, активизирующего самостоятельность обучающихся во внеурочной деятельности. Как справедливо отмечают К. Н. Поливанова и А. А. Бочавер (2022), одним из приоритетных направлений современной школы является создание в ней пространства свободного действия, в котором самостоятельность обучающегося опробуется через получение обратной связи и так эмансипируется от условий ее появления или направленного формирования.

Метод моделирования предполагает целенаправленное выделение и отображение с помощью научных понятий или предметно-имитирующих конструкций определенных свойств изучаемого объекта.

Моделирование процесса гражданского воспитания имеет некоторые особенности. Так, по мнению В. В. Ни-колиной, Н. Ф. Винокуровой и А. В. Зулхарнаевой (2016), моделирование процесса гражданского воспитания есть теоретическое обобщение, позволяющее определить необходимые и достаточные компоненты процесса гражданского воспитания школьников и упорядочить их связи.

Данное исследование ориентировано на разработку педагогической модели гражданского воспитания обучающихся средней общеобразовательной школы посредством внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность представляет собой организуемую педагогами (самостоятельно или совместно с обучающимися и их родителями) деятельность школьников вне урока, направленную на удовлетворение индивидуальных потребностей школьников и ориентированную на достижение ими метапредметных и личностных результатов (Степанов, 2016).

Наше исследование сфокусировано на внеурочной деятельности обучающихся, поскольку именно она непосредственно способствует включению в различную общественно-полезную практическую деятельность. Например, посредством участия школьников в ученическом самоуправлении либо путем получения школьниками опыта волонтерской деятельности.

Значимость внеучебной деятельности в процессе гражданского воспитания школьников подчеркивают как отечественные (Джуринский, 2018; Жданова, 2019), так и зарубежные исследователи, доказывающие в своих работах, что она является основой формирования ценностей демократии и гражданского общества. Такой вывод, например, сделан в работах Д. К. Келли, С. Годсей и коллег на основе анализа гражданской активности школьников. С одной стороны, внеурочная деятельность создает условия для непосредственного включения

школьников в процессы функционирования демократии на уровне школьного самоуправления (Kelly, 2008). С другой стороны, внеурочная деятельность позволяет школьникам напрямую участвовать в формировании гражданского общества путем социокультурных, волонтерских и иных гражданских практик, что инициирует их последующее гражданское участие в общественной жизни в дальнейшем процессе социализации (Godsay, Henderson, Levine et al., 2012).

Одновременно с этим внеурочная деятельность позволяет формировать у обучающихся чувство гражданского долга по отношению к Отечеству. Это может происходить посредством вовлечения школьников в коммуникативные практики (классные часы, «Разговоры о важном»), художественное творчество (постановка школьных спектаклей гражданско-патриотической направленности), а также военно-спортивные игры.

Определив целесообразность создания педагогической модели гражданского воспитания обучающихся средней общеобразовательной школы посредством внеурочной деятельности, следует обозначить ее субъектов, кадровый ресурс, теоретико-методологическую и технологическую (операционно-деятельностную) основы.

Субъектами данной модели являются обучающиеся средней общеобразовательной школы старших классов, как школьники, которым в самое ближайшее время предстоит в полной мере реализовывать конституционные права и обязанности гражданина РФ. Педагогическими кадрами, непосредственно участвующими в реализации данной модели, являются педагогический коллектив школы, советник директора школы по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

Теоретико-методологическую основу модели составляет единство системного, аксиологического, социально-личностного и компетентностного подходов. Системный подход, как методологическая основа нашего исследования, позволяет систематизировать процесс гражданского воспитания школьников посредством внеурочной деятельности и представить его в виде модели. Принцип целостности системного подхода позволяет осуществить единство и взаимосвязь ее компонентов. Принцип целенаправленности позволяет иметь целевой компонент данной модели и обеспечивает ее функционирование, как направленный на достижение поставленной цели процесс. Принцип управляемости позволяет осуществлять педагогический контроль над процессом гражданского воспитания в рамках модели. Принцип коммуникативности позволяет позиционировать данную модель как систему, функционирующую посредством внутренних и внешних коммуникаций между педагогами и обучающимися (Управление воспитательной системой школы..., 2010).

Аксиологический подход предусматривает раскрытие смыслов различных объектов социальной, культурной и политической действительности, что позволяет в процессе гражданского воспитания формировать: культурный код россиянина, систему гражданских норм и ценностей, что в дальнейшем дает возможность выстраивать и реализовывать на этой основе поведенческую стратегию.

Социально-личностный подход призван открыть возможности осуществления процесса гражданского воспитания в школе на основе интегрированной системы личностно-развивающего и социального направлений.

Компетентностный подход направлен на формирование у обучающихся компетенций, необходимых для участия в общественной жизни и выполнения гражданских обязанностей.

Технологическую (операционно-деятельностную) основу педагогической модели гражданского воспитания обучающихся средней общеобразовательной школы посредством внеурочной деятельности составляет проектная технология школьного гражданского календаря. Эта технология была создана в 2018 г. специалистами Красноярского центра гражданского образования (Правоприменительная практика..., 2018). В исходном варианте технология гражданского школьного календаря представляла собой краткосрочный проект, создаваемый в средней общеобразовательной школе и посвященный определенной памятной исторической дате. Однако в рамках модели, предложенной в данной статье (Рисунок 1), созданный на основе технологии «Гражданский календарь» проект гражданско-воспитательной направленности поэтапно осуществляется в каждой учебной четверти, что позволяет данному проекту иметь формат круглогодичной системы гражданского воспитания обучающихся средней общеобразовательной школы посредством внеурочной деятельности.

Методология структурно-системного анализа позволяет в данной работе выделить такие компоненты структуры педагогической модели гражданского воспитания, как целевой, содержательный, операционно-деятельностный (процедуры по воспитанию и взаимодействию участников процесса), диагностический (контроль процессов формирования у обучающихся гражданственности по когнитивному, ценностно-ориен-тационному и мотивационно-деятельностному критериям), результативный (оценка и анализ эффективности гражданского воспитания).

Целевой компонент педагогической модели гражданского воспитания обучающихся средней общеобразовательной школы посредством внеурочной деятельности содержит цель, задачи, а также принципы.

Цель процесса гражданского воспитания состоит в формировании у обучающихся знаний и ценностных ориентаций, ориентированных на гражданственность, активную жизненную позицию, а также развитии у них мотивации к проявлению гражданской активности посредством общественно-полезной деятельности.

Задачами процесса гражданского воспитания являются:

- духовное взаимообогащение всех участников данного процесса, личностное развитие обучающихся;

- формирование у обучающихся посредством проектной деятельности знаний и ценностных ориентаций, способствующих выработке активной гражданской позиции и повышению мотивации к участию в общественной деятельности;

- активизация школьного самоуправления во внеурочной деятельности.

И

Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций федерального Института изучения семьи, детства и воспитания РАО

Требования ФГОС СОО

Педагогическая модель гражданского воспитания обучающихся средней общеобразовательной школы посредством внеурочной деятельности

Теоретическая основа:

- системный подход,

- аксиологический подход,

- социально-личностный подход,

- компетентностный подход

Технологическая основа:

проектная технология школьного гражданского календаря

Компонентная основа:

А

Цель:

формирование у обучающихся знаний и ценностных ориентаций, ориентированных на гражданственность, активную жизненную позицию.

_1. Целевой компонент_

Задачи:

духовное взаимообогащение всех участников данного процесса, личностное развитие обучающихся;

открытие обучающимися смысла и ценности гражданской жизни и необходимости активно участвовать в ней, как в общем ценностно-смысловом про стр а нстве;

- повышение у обучающихся мотивации к проявлению гражданской активности посредством вмеуроиноу; деятельности.

Принципы:

- субъектности,

- событийности,

синхронизации индивидуального и

коллективного гражданского воспитания,

сбалансированности взаимодействия семьи и школы как ключевых институтов социализации гражданина РФ.

ЗЕ

2. Содержательный компонент: развитие компетенций в области: индивидуальной и групповой исследовательской работы, музейного дела, коллективной творческой работы, ученического самоуправления ._.

3. Организационно-деятельностный компонент:

этап; этап рефлексии. _

этап планирования; деятельностныи

4. Диагностический компонент: критерии (когнитивный, ценностно-ориентационный, мотивационно-деятельностный), методики их определения; уровни сформированности гражданственности обучающихся в соответствии с критериями (низкий, средний, высокий).

5. Результативный компонент: оценка и анализ осуществленной гражданско-воспитательной деятельности в целях повышения ее эффективности.

Рисунок 1. Педагогическая модель гражданского воспитания обучающихся средней общеобразовательной школы

посредством внеурочной деятельности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Совокупность основных принципов целевого компонента педагогической модели гражданского воспитания обучающихся средней общеобразовательной школы посредством внеурочной деятельности составляют принципы субъектности, событийности, синхронизации индивидуального и коллективного гражданского воспитания, а также сбалансированности взаимодействия семьи и школы как ключевых институтов социализации гражданина РФ.

Принцип субъектности предусматривает взаимодействие между педагогом и обучающимися, основанное на смыслопоисковом диалоге. Участие в данном диалоге предполагает рефлексивный характер личностного развития школьника, а также развитие его творческого потенциала и внутренней поведенческой детерминации. Как отмечает М. А. Гусакова (2015), субъектность не только определяет отношение личности обучающегося к выполняемой им деятельности, но вместе с тем формирует его личностную позицию: активность в исполнении определенных действий, стремление стать субъектом социальных отношений, постановку жизненных целей и определение путей их достижения.

Принцип событийности направлен на институциональное оформление процесса ценностно-смыслового взаимодействия педагога и обучающихся, в котором последние усваивают образцовые модели социальных отношений, гуманистические ценности и смыслы, конституционные права и обязанности гражданина РФ, выходя тем самым на новое понимание себя и окружающих (Шустова, 2019).

Принцип синхронизации индивидуального и коллективного гражданского воспитания позволяет сочетать в данном процессе индивидуальные и коллективные формы, что направлено на включение обучающегося в решение определенных образовательных и воспитательных задач путем развития его персональной ответственности за их выполнение, а также путем его тесного взаимодействия с коллективом обучающихся, который по сути своей является микромоделью гражданского общества.

Наконец, принцип сбалансированности взаимодействия семьи и школы позволит осуществлять развитие гражданских качеств обучающихся в образовательном пространстве на институциональном уровне, заданном ФГОС СОО, рабочей программой воспитания для общеобразовательных организаций, а также на неинституциональном уровне в пространстве семьи.

Содержательный компонент педагогической модели гражданского воспитания обучающихся средней общеобразовательной школы посредством внеурочной деятельности предполагает включение школьников в следующие виды деятельности: 1) индивидуальную и групповую исследовательскую работу, посвященную событиям, связанным с днями воинской славы и памятными датами (определение причин и последствий данных событий, выявление участников данных событий на уровне своей семьи); 2) создание в школьном музее тематических экспозиций; 3) презентацию изученного ранее материала в формате устных журналов, экскурсий по ранее созданным тематическим экспозициям школьного музея; 4) создание плана гражданского календаря и его модулей.

В содержательном плане подросткам предстоит развивать компетенции в области: проектной деятельности, музейного дела, коллективной творческой работы, ученического самоуправления.

Годовой проект гражданского календаря представляет собой результат комплексного творческого взаимодействия педагогического коллектива школы, учреждений культуры, обучающихся и членов их семей.

Операционно-деятельностный компонент педагогической модели гражданского воспитания обучающихся средней общеобразовательной школы посредством внеурочной деятельности направлен на детализацию практик взаимодействия участников процесса гражданского воспитания. Отличительными чертами этих практик являются:

- их вариативный характер: художественные выставки, поэтические вечера, устные журналы, военно-спортивные игры, квесты;

- сопряженность с заранее определенными сезонными календарными событиями (днями воинской славы и памятными датами России).

В целом операционно-деятельностный компонент педагогической модели гражданского воспитания обучающихся средней общеобразовательной школы посредством внеурочной деятельности сводится к поэтапной реализации цикличной модели саморегуляции Б. Циммермана (Zimmerman, Schunk, 2001) (Рисунок 2) при ее экстраполяции на процесс гражданского воспитания, что предполагает последовательную реализацию следующих этапов:

1. Этап планирования осуществляется в первую неделю каждой учебной четверти. На этом этапе происходит: 1) создание команды обучающихся, составляющей гражданский календарь (на этом этапе осуществляется общее ознакомление обучающихся с практическими аспектами технологии гражданского календаря, распределение обязанностей членов команды); 2) взаимодействие команды обучающихся с педагогическим коллективом (определение даты и события для дальнейших практик гражданского воспитания); 3) составление тематического календарного плана на учебную четверть.

• Удиилстьмршшмсть

* (^MdllUtllh^

(~T|l£l'llLl li][ J2I»LIHN.']НL'ILJ113

идавиВ

Ah I HAD 1ЯЦНЯ LIEI [C|IC£U

Обращение и 110 401111,11)

Рисунок 2. Цикличная модель саморегулируемого обучения Б. Циммермана

Команда обучающихся, составляющая гражданский календарь, формируется на основе актива ученического самоуправления в начале учебного года. Далее происходит совместное заседание педагогического коллектива,

участвующего в реализации гражданского календаря, и актива ученического самоуправления. Главой педагогического коллектива, участвующего в практической реализации гражданского календаря, является советник директора школы по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Также в этот педагогический коллектив входят классные руководители старших классов, преподаватели истории и обществознания.

На совместном заседании глава педагогического коллектива, реализующего гражданский календарь, предлагает обучающимся выбрать центральную дату и связанное с ней событие, которому предстоит стать отправной точкой последующей внеурочной деятельности гражданско-воспитательного характера. Дата и событие предлагаются из перечня событий, указанных в перечне тем «Разговоров о важном». Перечень этот может дополняться по предложению коллег педагогического коллектива памятными событиями регионального и местного значениями. Команда обучающихся выбирает центральную дату и событие.

Далее команда обучающихся и педагогический коллектив совместно разрабатывают и согласовывают тематический календарный план мероприятий на ближайшую четверть. В этом плане есть фиксированная и вариативная части. Фиксированная часть разрабатывается педагогическим коллективом, поскольку организация и проведение мероприятий этой части требуют непосредственного участия квалифицированных педагогических кадров, но предполагают вовлечение обучающихся на этапе проведения мероприятий (например, чтение подготовленных педагогом устных журналов на классных часах). Фиксированную часть тематического календарного плана мероприятий составляют классные часы, «Разговоры о важном», научно-практическая конференция, игры «Что? Где? Когда?».

Вариативная часть разрабатывается обучающимися на основе предложенных педагогическим коллективом мероприятий, что способствует развитию ученического самоуправления и субъектности в процессе гражданского воспитания школьников. Для эффективной реализации обучающимися вариативной части данного плана главой педагогического коллектива назначаются педагоги-консультанты по каждому из предстоящих мероприятий.

Предложенный нами план мероприятий гражданского воспитания во внеурочной деятельности средней общеобразовательной школы, синхронизированный с календарными событиями, в общем виде представлен в Таблице 1.

Таблица 1. План мероприятий вариативной части согласно календарным событиям как основа организации гражданского воспитания во внеурочной деятельности средней общеобразовательной школы

Календарные события Практики гражданского воспитания

9 октября - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в битве за Кавказ. Поэтические вечера гражданской и военной поэзии.

5 декабря - День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой. Диспуты, патриотические вечера.

2 февраля - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве. Театральные постановки, художественные выставки.

9 мая - День Победы в Великой Отечественной войне. Патриотические квесты

По окончании заседания команды обучающихся и педагогического коллектива, реализующих гражданский календарь, утверждают тематический календарный план мероприятий на ближайшую четверть, ставят цели по его реализации. Сам план при этом в дальнейшем создается непосредственно педагогами.

2. Деятельностный этап. На данном этапе педагогами и обучающимися осуществляется непосредственная деятельность по составлению гражданского календаря. В рамках выполнения индивидуальной части проекта гражданского календаря обучающиеся осуществляют подготовку к научно-практической конференции. Выбор темы доклада осуществляется самими обучающимися. При этом преподаватели истории и обществознания выступают в качестве научных руководителей, имея возможность предложить школьнику сделать выбор из определенного заранее подготовленного перечня. Далее следует проведение научно-исследовательской работы (осуществляется тесное взаимодействие обучающегося со своей семьей, а также работа с историческими источниками, музейными фондами, библиотечными каталогами, написание текстов доклада).

При проведении педагогами мероприятий фиксированной части особое внимание уделяется коммуникативным практикам работы с обучающимися. Данные практики позволяют вовлечь школьников в диалог с педагогом и формировать у них ценностное отношение к памятным историческим событиям.

При подготовке и проведении обучающимися мероприятий вариативной части педагоги-консультанты оказывают команде обучающихся поддержку при выборе интересных исторических фактов и иллюстративного материала для составления календаря, а также при презентации материала (непосредственном поэтапном оформлении гражданского календаря) на сайте школы и в социальных сетях.

Каждая учебная четверть завершается двумя мероприятиями, имеющими когнитивную направленность: общешкольной научно-практической конференцией, а также школьными играми «Что? Где? Когда?». На этой общешкольной конференции обучающиеся презентуют доклады, подчиненные календарному событию четверти, а педагоги выступают в качестве организационного комитета и жюри.

Серии школьных игр «Что? Где? Когда?» проводятся по спортивному формату, что предусматривает одновременное участие до 50 команд из 6 человек, поэтому в каждом классе может сложиться несколько команд со своим капитаном. Ведущими и авторами вопросов в этой серии игр являются педагоги школы.

3. Рефлексивный этап проводится по итогам каждой четверти. Этот этап осуществляется за счет обсуждения и оценки педагогами и обучающимися удовлетворенности проведенными тематическими мероприятиями на итоговом заседании общешкольного дискуссионного клуба под совместным председательством советника директора школы по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, главы ученического самоуправления и капитана команды обучающихся, реализующих школьный гражданский календарь. Итоговое заседание общешкольного дискуссионного клуба проводится в конце каждой четверти.

Диагностический компонент педагогической модели гражданского воспитания обучающихся средней общеобразовательной школы посредством внеурочной деятельности предназначен для контроля процессов формирования у обучающихся гражданственности на когнитивном, ценностно-ориентационном и мотива-ционно-деятельностном уровнях. Этот компонент включает в себя критерии, методики определения и уровни сформированности гражданственности обучающихся.

Нами были выведены когнитивный, ценностно-ориентационный и мотивационно-деятельностный критерии сформированности гражданственности обучающихся средней общеобразовательной школы посредством внеурочной деятельности.

Когнитивный критерий отражает направленность познавательной деятельности обучающихся на приобретение гражданско-патриотических знаний обучающихся, являющихся фундаментальной основой для формирования устойчивой гражданской позиции.

Диагностика сформированности у обучающихся знаний, ориентированных на развитие гражданственности, в когнитивном критерии осуществляется с помощью методики «Понятийный словарь» (Позднякова, 2016), а также метода незаконченных предложений.

Методика «Понятийный словарь» позволяет выявить, в какой степени обучающиеся владеют базовыми политико-правовыми понятиями («государство», «гражданин», «гражданское общество», «правовое государство», «политическая партия», «патриотизм»). Метод незаконченных предложений направлен на выявление у обучающихся с помощью открытых тестовых заданий уровня базовых знаний о государственном устройстве и нормативно-правовой основе РФ, конституционных правах и обязанностях российского гражданина, отечественной государственной символике, памятных исторических событиях РФ.

Ценностно-ориентационный критерий определяет положительное отношение обучающихся к демократии, гражданскому обществу, правовому государству, патриотизму, исполнению конституционных прав и обязанностей гражданина РФ, а также наличие у них такой ценностной ориентации, как ответственность.

Диагностика сформированности у обучающихся вышеуказанных ценностей и жизненных ориентаций осуществляется посредством: 1) опросника «Ценности гражданского общества» по шкалам «Человеческое достоинство», «Права человека», «Верховенство права» (Вихман, Калугин, Сибиряков и др., 2016); 2) анкеты Д. В. Григорьева (2010) «Отечество мое - Россия», позволяющей определить актуальность вопросов патриотизма в системе ценностных ориентаций старшеклассников; 3) морфологического теста жизненных ценностей, разработанного В. Ф. Соповым и Л. В. Карпушиной (2001) и позволяющего выявить у обучающихся отношение к ответственности как к личностно значимой ценности (шкала «Ответственность как ценность»).

Мотивационно-деятельностный критерий определяет готовность обучающихся непосредственно участвовать в самоуправлении и общественно-полезной деятельности и нести за это ответственность. Диагностическим инструментарием мотивационно-деятельностного критерия является морфологический тест жизненных ценностей В. Ф. Сопова и Л. В. Карпушиной (2001) (шкала «Общественно-полезная деятельность»).

Уровни сформированное™ гражданственности обучающихся по указанным выше критериям представлены в Таблице 2.

Таблица 2. Критерии и уровни сформированности гражданственности старшеклассников (в процессе реализации педагогической модели гражданского воспитания обучающихся средней общеобразовательной школы посредством внеурочной деятельности)

Критерий Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

Когнитивный Отсутствие ориентации в политико-правовых понятиях, конституционных правах и обязанностях граждан РФ; неумение оперировать фактами и сведениями из отечественной истории. Наличие (при некоторых неточностях в формулировке ключевых понятий и ответах на открытые вопросы) общей ориентации в политико-правовых понятиях, конституционных правах и обязанностях граждан РФ, памятных событиях отечественной истории. Демонстрация глубоких знаний в политико-правовой сфере, хорошая ориентация в политико-правовых терминах и памятных событиях отечественной истории, четком знании конституционных прав и обязанностей граждан РФ.

Ценностно-ориентационный Нейтральное либо отрицательное отношение к демократии, гражданскому обществу, правовому государству; нежелание защищать их принципы. Непонимание патриотизма как ценности. Неготовность выполнять конституционные обязанности гражданина РФ. Необходимость ответственности человека за его поступки и жизненный выбор модели поведения осознается в очень малой степени либо не осознается вовсе. Стремление защищать принципы и интересы демократии, гражданского общества и правового государства слабо выражено при наличии положительного отношения к ним. Осознание патриотизма как ценности наряду с неполной готовностью его осуществлять, выполняя все конституционные обязанности гражданина РФ. Осознание значимости ответственного поведения личности, стремление к проявлению ответственности на поведенческом уровне, сочетающиеся с неполным пониманием и осознанием мотивов своих действий. Отношение к демократии, гражданскому обществу, правовому государству как к значимым ценностям наряду со стремлением защищать их принципы. Понимание патриотизма как ценности и готовность его осуществлять при полном выполнении конституционных обязанностей гражданина РФ. Признание ответственности в качестве базовой характеристики личности, стремление проявлять ее в своих поступках. Полное понимание и осознание мотивов своих действий.

Критерий Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

Мотивационно-деятельностный Отсутствие стремления к участию в общественно-полезной деятельности. Готовность отдавать некоторую часть своего времени и сил общественно-полезной деятельности в сочетании с невысоким желанием проявлять в ней личную инициативу. Готовность приносить пользу своей деятельностью всему обществу или конкретной группе, высокое стремление быть инициативным в общей деятельности.

Результативный компонент педагогической модели гражданского воспитания обучающихся средней общеобразовательной школы посредством внеурочной деятельности позволяет на основе диагностических данных относительно уровней сформированности гражданственности старшеклассников произвести оценку и анализ осуществленной гражданско-воспитательной деятельности в целях повышения ее эффективности.

Заключение

Таким образом, в результате исследования были сделаны следующие выводы:

- на основе отечественных исследований в области гражданского воспитания целесообразно определить такие специфические характеристики процесса гражданского воспитания, как 1) обусловленность государственным заказом и нормативно-правовой базой в области образования и воспитания; 2) социокультурная и нравственная обусловленность; 3) проактивная направленность; 4) социально-личностная ориентация; 5) направленность на формирование гражданственности;

- рассмотрение основных изменений последних лет в нормативно-правовой основе, регулирующей гражданское воспитание в средней общеобразовательной школе РФ, позволяет выделить их общую направленность на: 1) усиление процесса гражданского воспитания (наряду с признанием приоритета воспитания в образовательном пространстве); 2) целевую ориентацию гражданского воспитания на базовые национальные ценности; 3) конкретизацию понятия «гражданское воспитание» и определение личностных результатов освоения программы среднего общего образования в части гражданского воспитания;

- разработанная в данной статье педагогическая модель гражданского воспитания обучающихся средней общеобразовательной школы посредством внеурочной деятельности направлена на практическую реализацию указанной в тексте задачи, поставленной государством перед российским педагогическим сообществом.

Перспективы исследования предполагают апробацию разработанной теоретической модели гражданского воспитания обучающихся средней общеобразовательной школы посредством внеурочной деятельности, а также подготовку методических рекомендаций.

Источники | References

1. Болдырев И. И., Комаровская Е. П. Направление развития системы воспитания в современной школе // Педагогическое образование: вызовы XXI века: сб. ст. XI междунар. науч.-практ. конф. М., 2020.

2. Вихман А. А., Калугин А. Ю., Сибиряков Е. С., Суслов А. Б. Гражданские качества как ценности: определение, диагностика, результаты апробации. Пермь, 2016.

3. Гаязов А. С. Гражданское воспитание в новых условиях развития российской государственности // Понятийный аппарат педагогики в образовании: сб. науч. тр. Екатеринбург, 2001. Вып. 4.

4. Гревцева Г. Я., Ипполитова Н. В. Воспитание гражданственности и патриотизма молодежи: исторический аспект // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 6.

5. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2010.

6. Гусакова М. А. Феномен субъектности в теории и практике педагогики // Педагогическое образование в России. 2015. № 4.

7. Джуринский А. Н. Практики гражданского воспитания в общеобразовательной школе России // Сибирский педагогический журнал. 2018. № 3.

8. Жданова С. В. Роль внеурочной деятельности в формировании личности ребенка и подростка // Молодой ученый. 2019. № 24 (262).

9. Николина В. В., Винокурова Н. Ф., Зулхарнаева А. В. Гражданское воспитание учащихся как условие становления устойчивого развития // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6.

10. Подымова Л. С., Сластенин В. А. Педагогика. М.: Юрайт, 2023.

11. Позднякова О. А. Метод понятийного словаря как метод педагогического исследования. М.: Изд-во Института стратегии развития образования Российской академии образования, 2016.

12. Поливанова К. Н., Бочавер А. А. Возможна ли детская самостоятельность в современной школе? // Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27. № 3. https://doi.org/10.17759/pse.2022270301

13. Правоприменительная практика в области гражданского образования и просвещения в области прав человека / под ред. А. Ю. Сунгурова. СПб.: Норма, 2018.

14. Сергеев Н. К., Борытко Н. М. Воспитание гражданской позиции // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. № 3 (98).

15. Сопов В. Ф., Карпушина Л. В. Морфологический тест жизненных ценностей // Прикладная психология. 2001. № 4.

16. Степанов П. В. Современная теория воспитания: словарь-справочник / под ред. Н. Л. Селивановой. М.: Педагогический поиск, 2016.

17. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / под ред. Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. М., 2010.

18. Шустова И. Ю. Событийный подход к воспитанию школьников // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 438.

19. Godsay S., Henderson W., Levine P., Littenberg-Tobias J. State of civic education requirements. Medford: Center for Information and Research on Civic Learning and Engagement, 2012.

20. Kelly D. C. Civic readiness: Preparing toddlers and young children for civic education and sustained engagement // National Civic Review. 2008. No. 97 (4).

21. Zimmerman B. J., Schunk D. H. Self-regulated learning and academic achievement: Theoretical perspectives. L.: Routledge, 2001.

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Ковалев Валерий Валерьевич1

1 Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

Kovalev Valery Valerievich1

1 Southern Federal University, Rostov-on-Don

1 mr.val.kovalev@yandex.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 10.03.2023; опубликовано (published): 19.05.2023.

Ключевые слова (keywords): гражданское воспитание; субъектность; внеурочная деятельность; педагогическая модель гражданского воспитания в школе; годовой проект гражданского календаря; civic education; subjectivity; extracurricular activities; pedagogical model of civic education at school; yearlong project of the civic calendar.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.