Научная статья на тему 'Педагогическая модель формирования экологических ценностей будущих инженеров-строителей'

Педагогическая модель формирования экологических ценностей будущих инженеров-строителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
240
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / PEDAGOGIC MODEL / ECOLOGICAL VALUES / METHODOLOGICAL APPROACH / STAGES OF FORMING OF ECOLOGICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корнева Ольга Николаевна

В статье представлена педагогическая модель формирования экологических ценностей будущих инженеров строителей. В основе реализации данной модели лежат теоретико-методологические подходы и принципы. Рассмотрены также структурные компоненты, которые позволяют наиболее полно реализовать модель формирования экологических ценностей в процессе обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The pedagogic model of forming of ecological values of future engineers-constructors

The pedagogic model of forming of ecological values of future engineers-constructors in technical institute of higher education is presented in the article. Theoretical and methodological foundations which include approaches and principles are the basis of such model. Structural components are considered. They can help to carry out model of forming of ecological values in process of teaching in technical institute of higher education.

Текст научной работы на тему «Педагогическая модель формирования экологических ценностей будущих инженеров-строителей»

УДК 37.01:574-057.875

Корнева Ольга Николаевна

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

[email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ-СТРОИТЕЛЕЙ

В статье представлена педагогическая модель формирования экологических ценностей будущих инженеров — строителей. В основе реализации данной модели лежат теоретико-методологические подходы и принципы. Рассмотрены также структурные компоненты, которые позволяют наиболее полно реализовать модель формирования экологических ценностей в процессе обучения в вузе.

Ключевые слова: педагогическая модель, экологические ценности, методологический подход, этапы формирования экологической культуры.

Современная экономика, базирующаяся на высоких технологиях, требует подготовки высококвалифицированных инженерных кадров в области строительства для создания производственных сооружений, а также объектов городского и сельского хозяйства. Однако наряду с высокими профессиональными качествами, инженер должен обладать развитой экологической культурой, понимать механизмы функционирования природных объектов, осознавать последствие своих действий в природе, что невозможно без сформированной системы экологических ценностей. При этом экологические ценности становятся тем стержнем, на котором базируется весь внутренний мир будущего инженера-строителя, мотивы его профессиональной деятельности, с которой неразрывно связано устойчивое развитие общества в целом. Таким образом, становится актуальным создание педагогической модели формирования экологических ценностей будущих инженеров в техническом вузе.

Методологическим основанием разработки данной модели является интеграция аксиологического, системного, деятельностного, личностно-ориентированного, акмеологического подходов.

Ведущую роль в данной модели выполняет аксиологический подход, который позволяет выделить экологические ценности, определить, что в системе является устойчивым, а что переменным. В основе аксиологического подхода (Е.В. Бондаревская, Д.А. Леонтьев, Н.Д. Никандров, В.В. Николина, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов) лежит понимание и утверждение экологических ценностей в контексте идей устойчивого развития общества, гармонизации отношений человека и природы, ответственности будущего специалиста за сохранение окружающей среды. Этот подход связан с развитием теоретического и практико-ориентированного поиска экологических ценностей.

Деятельностный подход (Л.С Выготский,

А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) основан на способе познания и организации деятельности (в том числе и природоохранной), включающей в себя комплекс структур и механизмов, направленный на формирование активной, развитой, творческой лич-

ности, способной реализовать присвоенные экологические ценности в профессиональной деятельности.

В основе системного подхода (Г.Е. Ананьин, В.Г. Афанасьев, А.В. Загрекова, А.Г Кузнецова,

Н.В. Кузьмина, Б.Ф. Ломов, Э.Г. Юдина и др.) лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, т.е. рассмотрение объекта как системы. Сущность данного подхода состоит в реализации требований общественной теории систем, согласно которой каждый объект в процессе его исследования должен рассматриваться как большая и сложная система и, одновременно, как элемент более общей системы. Особое значение это определение приобретает при рассмотрении формирования экологических ценностей как составной части экологической культуры инженера-строителя.

Личностно-ориентированный подход (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, В.А. Караковский,

В.В. Николина, В.В. Сериков, И.С. Якиманская) требуют признания уникальности личности, ее нравственной свободы, права на уважение, включает в себя признание личности обучаемого активным субъектом воспитательного процесса. В соответствии с этим подходом, законы духовного, физического развития, процессы и изменения, происходящие во внутреннем мире личности, служат ориентирами в деятельности преподавателя. Методический арсенал личностно-ориентированного подхода составляют формы, методы и приемы, которые соответствуют требованиям диалогичности, деятельно-творческому характеру, направленности на поддержку индивидуального развития личности.

Актуальным подходом, помогающим раскрыть сущность процесса формирования экологических ценностей будущих инженеров стал акмеологичес-кий подход (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.В. Загрекова и др.) Используя особенности данного подхода можно определить структуру деятельности по формированию экологических ценностей будущих инже-неров-строителей с учетом особенностей их личности, чтобы максимально ориентировать их на экологосообразную профессиональную деятель-

© Корнева О.Н., 2012

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 3

143

ность. Посредством этого подхода будет создано образовательное пространство, позволяющее совмещать овладение знаниями, умениями, навыками, строить процесс по схеме: от практики, субъектного опыта - к теоретическим обобщениям.

Учебная деятельность, общение и отношения субъектов педагогической модели формирования экологических ценностей строятся на следующих принципах: гуманизации, непрерывности, междисциплинарности, вариативности, систематичности, а также краеведческом принципе.

Принцип гуманизации ориентируется на идею самоценности человека, идею активного человеколюбия. Он направлен на обращение к личности будущего инженера для преобразования общественной необходимости сохранения природы во внутренние личностные потребности и интересы, нормы поведения будущих специалистов по отношению к природе.

Принцип непрерывности вытекает из постепенности и этапности формирования у будущего инженера экологических ценностей, предполагает организацию обучения, воспитания и развития на всех этапах вузовского и послевузовского образования и опирается на закономерную связь процесса обучения с возрастными особенностями личности студента.

Принцип междисциплинарности определяет реализацию межпредметных связей, обеспечивающих целостное осознание, понимание и присвоение экологических ценностей у будущих инженеров.

Принцип вариативности предусматривает выбор разнообразных типов, видов и форм деятельности в соответствии с личностными предпочтениями обучающихся, особенностями мышления, интересами; вариативность в технологии проведения занятия, предусматривающей разнообразие видов работ, форм организации студентов, гибкость и оперативность преподавателя в нестандартных ситуациях.

Принцип систематичности, заключается в регулярности обучения, причем с учетом результатов предыдущей учебы и новых потребностей в обучении. Принцип систематичности и последовательности требует, чтобы звания, умения и навыки ценностного отношения формировались в системе, в определенном порядке, когда каждый новый элемент учебного материала логически связывается с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового. Систематичность и последовательность в обучении позволяет достичь больших результатов и в формировании экологических ценностей у будущих инженеров.

Краеведческий принцип имеет большой нравственный потенциал. Изучение экологических проблем на местном уровне позволяет осуществить взаимосвязь теоретических и практических видов деятельности студентов, комплексно воздействовать на все сферы личности. Понимание местных эко-

логических проблем, введение новых, экологически обоснованных технологических процессов в профессиональной деятельности является средством интериоризации экологических ценностей, т.е. усвоение их в качестве личных, внутренних.

В качестве оптимальной была выделена структура модели формирования экологических ценностей у будущих инженеров, которая включает следующие взаимосвязанные компоненты: ценностноцелевой, содержательный, процессуальный, технологический и оценочно-результативный.

Ценностно-целевой компонент включает коэ-волюционные ценностные идеи, связанные с пониманием самоценности природы, единства человека и природы, устойчивым развитием общества и направлены на поиск и самоопределение человека, благодаря чему общезначимые ценности становятся личностно значимыми [1]. На эти идеи опирается педагогическая модель, целью которой является формирование экологических ценностей у будущих инженеров в условиях высшего учебного заведения.

Содержательный компонент модели формирования экологических ценностей будущих инженеров выполняет системообразующую роль, обеспечивает упорядоченность и целостность модели, функционирование и развитие ее основных элементов. Элементом содержания, обеспечивающим формирование экологических ценностей у студентов является педагогическая ценностная ситуация, обеспечивающая раскрытие, понимание экологических ценностей. Для подготовки экологически грамотного инженера необходима экологизация всего учебного процесса вуза путем введения отдельных тем, разделов, модулей касающихся экологических проблем, способов их решения и рационального природопользования в канву дисциплин естественнонаучного, гуманитарного и общепрофессионального циклов учебного плана, в которых студенты включаются в решение педагогических ситуаций.

Например, в дисциплине «Иностранный язык» представляется целесообразным использовать языковой потенциал тех стран, которые достигли наибольших успехов в разработке таких проблемных вопросов как формирование ценностей и установок, которые формируют позитивное отношение человека к природе. С этой целью представляется важным введение в интегративный курс «Иностранный язык» модуля «Экология для устойчивого развития» для студентов II курса инженерных специальностей. Также, в ходе освоения дисциплины «Основы строительного дела» профессионального цикла предполагается включение экологической дискуссии по теме: «Обработка отходов при производстве искусственных строительных материалов» и др., что ведет к определению экологических ценностных ориентиров будущего инженера-строителя.

144

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

Вместе с тем, в учебный план будущего инженера вводятся дисциплины, обобщающие экологические знания, умения, ценностные установки. К ним относится дисциплина «Экология» (II курс обучения), а также элективный модуль «Экологические проблемы Нижегородского региона» для студентов III курса.

Важным условием формирования экологических ценностей студентов является взаимосвязь аудиторной и внеаудиторной деятельности. Одна из форм внеаудиторной деятельности - участие студентов в работе экологического клуба <^аНо». Задача экологического клуба состоит в том, чтобы обеспечить понимание процессов взаимодействия человека и природы, что должно привести к осознанию необходимости природоохранной активности в повседневной жизни, а также участие будущих строителей в работе по восстановлению храмов, созданию детских дворовых площадок, вписанных в ландшафт и т.д.

Процессуальный компонент обусловлен этапами формирования экологических ценностей студентов - будущих строителей. Анализ теоретических исследований в области экологического образования и воспитания ряда ученых (Н.Ф. Винокурова,

С.Н. Глазычев, Г.С. Камерилова, В.В. Николина, И.Т. Суровегина, И.Н. Пономарева) позволил определить основные факторы, влияющие на процесс создания условий формирования у будущего специалиста экологических ценностей. Используя, выделенные В.В. Николиной, основные этапы формирования экологических ценностей (восприятие -означение - оценивание - выбор ценностей - присвоение), было раскрыто смысловое понимание основного воздействия на личность студента каждого этапа формирования экологических ценностей [2]. Кроме того мы соотнесли этапы формирования экологических ценностей студентов - будущих инженеров-строителей с системой ее формирования, состоящей из четырех компонентов: по-требностно-мотивационный, когнитивный, ценностно-смысловой, деятельностно-поведенческий.

На этапе восприятия экологических ценностей (потребностно-мотивационный компонент) происходит непосредственное и опосредованное восприятие природных объектов, связанными с ними эмоциональными переживаниями и формирование на основе этого экологических ценностей, раскрытие ценностных идей, обусловленных созданием сооружений вписанных в природный ландшафт, ориентация на использование экологически чистых строительных материалов и минимизацию вредных для окружающей среды отходов. Этот этап формирования экологических ценностей очень важен, он связан с обращением к жизненному опыту студента, его эмоциональным переживаниям, служит мостом к пониманию важности и значимости сохранения природы.

Второй этап - означивания экологических ценностей личностью студента (когнитивный компонент) ориентирован на усвоение единой системы знаний экологического характера, осознание значимости экологических знаний. На этом этапе происходит понимание и осмысление знаний, способов, действий, осуществляется соотнесение новых представлений об окружающей среде, ее проблемах и сохранении природы для будущих поколений в процессе профессиональной деятельности инженера-строителя. Таким образом, на этом этапе происходит осознание студентами необходимости экологичного образа жизни и деятельности, сохранение здоровья людей, а также знание способов сохранения окружающей среды.

Этап выбора, оценивания и принятия экологических ценностей (ценностно-смысловой компонент) определяет усвоение социально-нравственных норм и принципов через подключение к восприятию знаний о природе эмоционально-чувственной сферы, формирование нравственно-ценностных ориентаций, ценностного отношения к природе и экологической ответственности личности. Этот этап связан с оценкой и соотнесением с нравственными, производственными и научными критериями, выработанными обществом, строительной отраслью, а затем соотнесением экологических ценностей, усвоенных личностью с процессом принятия и выбора решения в пользу сохранения природы в ходе реализации профессиональных задач.

Этап присвоения и реализации экологических ценностей в деятельности и поведении (деятельностно-поведенческий компонент) осуществляется как в повседневной практической деятельности студентов - будущих инженеров-строителей, направленной на сохранение природы и практического применения усвоенных экологических ценностей, так и в будущей профессиональной деятельности, основанной на принципах безопасного природопользования. С помощью системы ценностных заданий, ценностных ситуаций, ценностных ориентиров, универсальных учебных действий деятельностноповеденческий компонент должен перейти в статус качества личности, т.е. в такое потенциальное состояние, при котором экологические ценности становятся доминирующими в деятельности и поведении будущего инженера-строителя.

Технологический компонент модели формирования экологических ценностей у будущих инженеров включает в себя использование разнообразных форм, приемов и средств обучения и воспитания. Среди них интерактивные педагогические технологии играют ведущую роль и положительно влияют на процесс формирования экологических ценностей студентов технических профилей. Интерактивный подход к обучению основан на свободе обучающегося, решающего образовательную задачу, на обратной связи в системе преподаватель -

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3

145

студент, студент - студент, студент - компьютер, на непрерывном общении, слежении за реакцией студентов и оптимизации образовательной среды для повышения эффективности процесса формирования экологических ценностей. Принципиальное отличие интерактивного обучения от традиционного состоит в переориентации смысла и порядка организации всего учебного процесса, а именно: предоставление ведущей роли на всех этапах учения творческим и продуктивным задачам, опережающим решение репродуктивных задач, во взаимодействии субъектов учебного процесса. Решение творческих задач в совместной деятельности преподавателя и обучаемых изменяет психологическую структуру образовательного процесса в целом, т. к. создается система внутренней стимуляции самого широкого спектра взаимодействий, отношений, общения.

К интерактивным методам обучения, влияющим на формирование экологических ценностей будущих инженеров-строителей, относят разнообразные учебные технологии - учебные дискуссии, проблемное обучение, case-study, развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), игровые технологии (деловые и ролевые игры) и т. д.

Оценочно-результативный компонент включает критерии (когнитивный, ценностно-смысловой, эмоциональный, деятельностный) и уровни (низкий, средний, высокий) сформированности экологических ценностей у будущих инженеров, а также диагностические методики, позволяющие получить достоверную информацию об уровне развития исследуемого феномена. Результаты диагностики влияют на дальнейшую деятельность по формированию экологических ценностей у будущих инженеров, производится корректировка технологического блока и/или содержательного блока до тех пор, пока не будут достигнуты цель и результат процесса по формированию экологических ценностей.

Библиографический список

1. Николина В.В. Воспитание экологической культуры у детей и молодежи // Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность: Материалы XI междунар. науч.-практ. конфер. - Н. Новгород, 2011. - С. 31-35.

2. Николина В.В., Шалфицкая Г.П. Экология и культура: воспитание у учащихся ценностей экологической культуры в городской среде: уч. пособие. - Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятская академия гос. службы, 2002. - 42 с.

УДК 378

Андреенко Татьяна Николаевна

Липецкий государственный педагогический университет

tanjaprepod@mail. com

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕКСТОВ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

В статье представлен фрагмент работы по формированию профессиональной лексической компетенции будущего учителя иностранного языка на занятиях по домашнему чтению, в качестве содержательной основы выступают профессионально ориентированные тексты современной английской литературы.

Ключевые слова: профессиональная лексическая компетенция, профессионально ориентированные тексты, система упражнений, этапы формирования профессиональной лексической компетенции.

В настоящее время большая роль отводится вопросу изучения иностранных языков как средству обеспечения международного сотрудничества и межличностных контактов представителей различных культур. В этих условиях повышается престижность иноязычного образования, актуализируется проблема профессиональной подготовки учителя иностранного языка.

Особое место в системе подготовки учителя иностранного языка занимает профессиональная лексическая компетенция. Данный феномен понимается нами как профессионально значимое интегративное качество языковой личности, лингвистическая основа иноязычной коммуникативной компетенции, образованная на основе теоретических знаний, практических умений и навыков, сформированной способности и готовности использовать словарный состав изучаемого иностранного языка

в процессе выполнения педагогической деятельности.

Практика преподавания различных аспектов предмета «Практический курс иностранного языка» в педагогическом вузе показывает, что работа с англоязычными оригинальными текстами способствует становлению языковой личности студента, формированию ряда компетенций. Содержательная основа текстов вносит значительный вклад в формирование профессиональной позиции будущего учителя, приобщение его к гуманистическим педагогическим ценностям. В нашем исследовании основной акцент сделан на профессионально-ориентированные тексты английской литературы, рекомендованные для домашнего чтения. Чтение художественных текстов обеспечивает частую повторяемость лексических единиц в новом контексте, а также сочетание уже изученных грамматических

146

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Андреенко Т.Н., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.