Научная статья на тему 'Педагогическая логика индекса человеческого развития'

Педагогическая логика индекса человеческого развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНДЕКС ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ЛИНИИ / ВЫЧИСЛЕНИЯ СЕМЕЙНОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО ИНДЕКСА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каменева Дария Петровна

Индекс человеческого развития как международная методика и педагогическая техника. Связь индекса человеческого развития с идеей перспективных линий А.С. Макаренко. Исследование перспективных линий с опорой на расчёт индекса человеческого развития на коллективном и индивидуальном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая логика индекса человеческого развития»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЛОГИКА

индекса человеческого развития

Дария Петровна Каменева,

преподаватель Верхневилюйского техникума, Республика Саха (Якутия)

Человек может изменить свою природу.

Иначе умерла бы надежда.

Терри Пратчетг

Индекс человеческого развития (ИЧР), до 2013 года «Индекс развития человеческого потенциала» (ИРЧП), — интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории. Он является стандартным инструментом при общем сравнении уровня жизни различных стран и регионов. Индекс публикуется в рамках Программы развития ООН в отчетах о развитии человеческого потенциала и разработан в 1990 году группой экономистов во главе с пакистанцем Махбубом-уль-Хаком. Однако концептуальная структура индекса создана благодаря работе Амартии Сена.

• индекс человеческого развития • перспективные линии • вычисления семейного и индивидуального индекса

Индекс человеческого развития — возможности использования методики в педагогике

Индекс публикуется ООН в ежегодном отчёте о развитии человеческого потенциала с 1990 года.

При подсчёте ИЧР учитываются 3 вида показателей:

• Ожидаемая продолжительность жизни — оценивает долголетие.

• Уровень грамотности населения страны (среднее количество лет, потраченных на обучение) и ожидаемая продолжительность обучения.

• Уровень жизни, оценённый через ВНД на душу населения по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США.

Новая концепция развития человеческого потенциала (human development) возникла как противовес традиционному пониманию развития как количественного роста материальных благ и услуг. В концепции во главу угла ставится не способность к производительному труду (т.е. экономическая ценность индивида), а саморазвитие человека через расширение возможностей выбора благодаря росту продолжительности жизни, образования и дохода. Человеческое развитие рассматривается как цель и критерий общественного

прогресса, а не средство для экономического роста. Преимущество концепции — в выделении базовых критериев социального развития (долголетие, образование, доход), пригодных для количественных сопоставлений.

Содержательный смысл показателя таков — чем он ближе к единице, тем выше возможности для реализации человеческого потенциала благодаря росту образования, долголетия и дохода. Диапазон значений ИРЧП в «Докладе о развитии человека за 2007/2008 год» — от 0,965 в Норвегии до 0,311 в Нигере (данные за 2005 г.). Порогом высокого уровня развития человеческого потенциала считается значение 0,800. В группу развитых входят уже 63 страны. C 2005 г. Россия вошла в их число с индексом 0,802 (в 2001 г. — 0,779), но занимает только 67-е место (в 2001 г. — 63-е, в 2002 г. — 57-е место), между Беларусью и Албанией. Главная причина скромного места в рейтинге — уже не столько невысокие доходы, сколько чрезвычайно низкая ожидаемая продолжительность жизни россиян.

Как пишут передовые педагоги современности: брать у Макаренко надо не конкретный, готовый опыт, а идею опыта, идею его метода». Контингент студентов учебных заведений среднего профессионального образования по социальному, интеллектуальному, нравственному уровню близок к контингенту подросткового коллектива А.С. Макаренко, с которым он работал в основном методами производственного воспитания. Макаренко считал, что социальную характеристику человека, его социальную сущность, потребности, интересы и само отношение к труду формирует не сам по себе труд, а социальные условия, в рамках которых он осуществляется. Макаренко подчёркивал, что «коллектив является частью общества, органически связанный со всеми другими коллективами, через коллектив его член входит в общество». В нашей стране этот первичный коллектив — семья, семья — ячейка общества.

Мы работаем по вычислению семейного и индивидуального индексов с 2008 года с учащимися школ улуса и студентами Верхневилюй-ского техникума. Индивидуальный и семейный индексы человеческого развития вычисляются в ассоциации трёх его показателей с понятиями народа саха «Ус кут»: «ийэ кут» — это ожи-

даемая продолжительность жизни, передаваемая по родословной, и зная о состоянии здоровья родных, наследственных болезнях и предрасположений, молодой человек с ранних лет работает по профилактике и укреплению здоровья; «буор кут» соответствует благосостоянию, уровню жизни, зависит от условий среды и от способности человека не только выживать, но и обживать природную, социальную среду жизни; «салгын кут» — это информированность по обживанию среды жизни, образованность.

Полученные индексы используются для социальной и психологической характеристики школьников и студентов, для описания полной картины жизни работника в трудовом коллективе, для прояснения слабых и сильных сторон своего Я, определения направления усилий по саморазвитию, самореализации.

Главные условия вычисления индекса — тактичность и индивидуальная работа.

По убеждению А.С. Макаренко, для успеха в воспитании необходима педагогическая техника. Он подчёркивал, что в условиях «чистой природы» (при невмешательстве организационными мерами) автоматически вырастет не необходимая обществу личность, а «обыкновенный бурьян». Для него основной вопрос педагогической техники состоял не в том, что нужно сделать, а в том, как сделать. Это организационная проблема в воспитательном процессе, разработка педагогической техники была для Макаренко главной во всех его творческих поисках и решениях, одной из основных задач создания теории и методики воспитания.

А «педагогическая логика» вычисления индекса человеческого развития семьи или личности или даже группы в виде бригады, трудового коллектива, наслега — это и есть «педагогическая техника» — механизм самооценки, самоанализа, самовоспитания и выбора пути саморазвития.

В возглавляемых А.С Макаренко учреждениях весь учебно-воспитательный и хозяйственно-производственный процесс строился с таким расчётом, чтобы коммунары усваивали разнообразные качества хозяина и организатора. Особенно ценны мысли Макаренко, что учащиеся на собственном опыте должны убедиться в важности научных знаний для работы на современном производстве, осознать содержание и значимость таких хозяйственных категорий, как точность, учёт, план, отчёт, ответственность. Вычисление своего индекса человеческого развития студентами побуждает их к самоотчётности, самодисциплине к достижению своих целей по поддержанию долголетия, по повышению благосостояния и самообразования.

Методика расчёта индекса развития человеческого развития для субъектов РФ

Индекс человеческого развития состоит из трёх равнозначных компонентов:

• дохода, определяемого показателем валового внутреннего продукта (валового регионального продукта) по паритету покупательной способности в долларах США;

• образования, определяемого показателями грамотности (с весом в 2/3) и доли учащихся среди детей и молодёжи в возрасте от 7

до 24 лет (с весом в 1/3);

• долголетия, определяемого продолжительностью предстоящей жизни при рождении (ожидаемую продолжительность жизни).

Для каждого из частных индексов установлены фиксированные минимальные и максимальные значения:

• продолжительность предстоящей жизни при рождении — 25 и 85 лет;

• грамотность взрослого населения — 0% и 100%;

• совокупная доля учащихся среди детей и молодёжи — 0% и 100%;

• реальный ВВП на душу населения (ППС) — 100 и 40 тыс. долл.

Частные индексы рассчитываются по следующей формуле:

Индекс = Х Хы

Индекс дохода рассчитывается несколько иначе, в нём используется десятичный логарифм реального душевого дохода в соответствии с принципом убывающей полезности дохода:

Х — X

Хтап Хтт

Ж (У) =

^ yi - 1о§ Уть 1о§ Утап - 1о§ У

Итоговый индекс человеческого развития рассчитывается как среднеарифметическая сумма значений трёх компонентов: индекса долголетия, индекса образования (состоящего из индекса грамотности с весом в 2/3 и индекса охвата обучением с весом 1/3) и индекса дохода.

Представленная табл. 1 содержит рейтинг регионов России по Индексу человеческого развития и включает его отдельные показатели:

1. Реальный ВВП на душу населения (на душу населения в долларах США по паритету покупательной способности).

2. Индекс дохода.

3. Ожидаемая продолжительность жизни, лет.

4. Индекс долголетия.

5. Грамотность, в процентах.

6. Доля учащихся в возрастах 7—24 лет, в процентах.

7. Индекс образования.

Итоговый Индекс человеческого развития рассчитывается как среднеарифметическая сумма значений трёх компонентов: индекса долголетия, индекса образования (состоящего из индекса грамотности с весом в 2/3 и индекса охвата обучением с весом 1/3) и индекса дохода. Первое место в рейтинге соответствует наивысшему значению. Значение 0,800 является нижней границей уровня развитых стран.

Таблица 1

Индекс человеческого развития в регионах Российской Федерации 2013 года

Регион ВВП, ППС Индекс дохода Продол-житель. жизни, лет Индекс долголетия Грамотность, % Доля учащихся, % Индекс образования ИЧР Место в рейтинге

Россия 19674 0.882 68.83 0.731 99.7 0.755 0.916 0.843

Москва 39226 1.000 73.56 0.809 99.99 0.953 0.984 0.931 1

Санкт-Петербург 24551 0.919 71.49 0.775 99.9 0.908 0.969 0.887 2

Тюменская область 60363 1.000 69.72 0.745 99.7 0.755 0.916 0.887 3

Сахалинская область 51900 1.043 65.01 0.667 99.7 0.714 0.903 0.871 4

Белгородская область 23190 0.909 71.29 0.772 99.7 0.757 0.917 0.871 5

Республика Татарстан 23747 0.913 70.43 0.757 99.7 0.771 0.922 0.864 6

Красноярский край 27100 0.935 67.76 0.713 99.6 0.754 0.915 0.854 7

Республика Саха (Якутия) 23570 0.912 66.78 0.696 99.6 0.780 0.924 0.84 10

Индекс человеческого развития можно вычислить не только для определения благосостояния, развития отдельно взятой страны, но и для населения улуса, наслега, семьи или даже отдельно взятого человека.

Мы заинтересовались концепцией определения индекса, чтобы вычислить индивидуальные индексы для сравнительного анализа.

По методике пакистанского экономиста Махбуб-уль-Хака можно определить направление пути повышения человеческого развития:

• по пути улучшения здоровья, то есть повышением индекса предполагаемого долголетия;

• по пути повышения материального уровня жизни;

• по пути повышения образования.

По данной методике индекс колеблется от 0 до 1, ниже 0,5 — низкий уровень, выше

0.8.— высокий.

Для примера приведём вычисление индекса Ботулунского наслега Верхневилюйского улуса в 2012 г. по методике Махбуб-уль-Хака.

1. Вычисление индекса долголетия населения. (Из книги «Боотулуу нэhилиэгэ».)

II. 1. Средний возраст умерших людей в Ботулу 58,43 (данные Ботулунской участковой больницы).

JE - 25 58.43 - 25 33.43

2. Индекс долголетия: Jx = 85—25 =-6Q-= ^q = 0.557

III. Вычисление индекса благосостояния наслега. 1. Годовой бюджет наслега — 83,135 млн руб.

2. Бюджет на одного жителя наслега: 83 135 000 руб. : 1001 чел. = 82 950 руб. ~ 2 765 долларов (1 доллар ~ 30 руб.).

3. Индекс благосостояния (уровня жизни) населения.

г 1og(QDPpc) - 1оЕ(100)

- = ^ т^ = ю^0000)Т10^00У , где

QDPрс — ППС одного человека.

= 1og(2765) - 1og(100) = 3.44 - 2 1.44 - 2 1og(40000) - 1og(100) 4.6 - 2 2.6

IV. Вычисление индекса образования.

21

1. J3 = з ALJ + 1 QEJ

где АЩ — индекс образования взрослого населения, ALJ = , где ALR —

% образованных взрослых. В Ботулунском наслеге только 3 взрослых человека не имеют среднего обязательного образования, но грамотны.)

QEJ — учащихся (школьников, студентов). В Ботулу от 7 до 16 лет 189 учащихся, 97 студентов.

2 313 1 286

2. - = — *- * — *-= 0 62 + 0 142 = 0 762

-3 3 1001 2 1001 а62 + °Л а/62 В итоге индекс Ботулунского наслега в 2012 г.

ИРЧП= - + -+Jз = 0.557 + 0.553 + 0.762 = 1872 = 0.624

Для анализа и сравнения индекса соседних наслегов приводим данные Сургулукского, Ботулинского и Дюллюкинского наслегов 2009 года.

Сургулук — окраинный наслег Верхневилюйского улуса, от улусного центра 150 км, дорога только зимник. Ботулу — от улусного центра 120 км, автодорога имеется. Дюллюкю на противоположном берегу реки Вилюй от улусного центра, автодорога 50 км.

Окраинный малонаселённый наслег Сургулук имеет больше земли, производит больше продукции сельского хозяйства, но обладает низким уровнем индекса.

Дюллюкинский наслег, находящийся вблизи федеральной трассы, имеет более высокий индекс благодаря использованию культурных пашен и индивидуальным предпринимателям.

Как жители сельской местности имеем большой интерес к традиционному хозяйственному занятию народа саха — животноводству.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Животноводство в наслегах по сравнению с дореволюционной Якутией отстаёт.

В последние годы появилась тенденция увеличения поголовья лошадей как более рентабельной отрасли животноводства в условиях удорожания горюче-смазочных материалов, так как часть зимнего сезона лошадей можно содержать в отдельных местах на тебенёвке.

Аанализируя индексы человеческого развития на малой родине, приходим к выводу, что в наслеге, как и во многих якутских сёлах, очень низкие индексы долголетия и благосостояния и невысокий индекс образования.

По итогам 2014 года Российская Федерация потеряла две позиции по сравнению с предыдущим годом и заняла 57-е место с индексом человеческого развития 0.778, расположившись в верхней трети списка стран с высоким уровнем человеческого развития. Основные показатели России таковы: средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении — 69,1 года; средняя продолжительность получения образования — 11,7 года; валовой национальный доход на душу населения — $ 12 700 в год. В целом, на показатели России негативно влияют социальное неравенство, экологические проблемы, а также низкая продолжительность жизни, свойственная скорее неблагополучным странам. Например, по этому показателю Россию уже обогнали такие государства, как Ирак и Бангладеш. Указывают, что в России (и других странах-экспортёрах нефти и газа на постсоветском пространстве) делается очень сильный акцент на использование природных ресурсов, а не на диверсификацию экономики, что может серьёзно повлиять на устойчивость и стабильность человеческого развития в последующие годы.

Семейные индексы — реальный взгляд на жизнь

Далее приводим работы по вычислению семейных индексов развития.

Вычисление Светланы Е., студентки 1-го курса по профессии «Мастер по лесному хозяйству» Верхневилюйского техникума:

1. Индекс предполагаемого долголетия.

Для определения ожидаемой продолжительности жизни суммируем возраст кровных родных (матери, дедушки, прабабушек и прадедушек, прапрадедушек), до которого они дожили: 32 + 66 + 97 + 71 + 70 + 70 + 97 + 98 = 601.

— Вычисляем средний возраст предков: 601: 8 = 75,12.

_ 75.12 - 25 _ 50.12 _ Зх = 85 - 25 = "60" = а835

2. Индекс уровня жизни.

— В семье 9 членов: сестра (опекун), бабушка, 2 сестры, 4 брата, 4 из них учатся. Сестра работает главным специалистом в центре народного творчества МР «Верхневилюйский

улус (район)», бабушка пенсионерка. На 1 члена семьи приходится 293 035,22 руб. 1 американский доллар условно равен 64,78 руб. (по состоянию на 19.11.2015 г.)

— 293 035,22 руб. - 4 523,54 у.е.

= ^(4523.54) - ^(100) = 3.6 - 2 = _16 = - 2 ^(40000) - ^(100) 4.6 - 2 2.6

3. Индекс образования.

— Двое старших членов семьи образованы: сестра имеет высшее профессиональное образование, бабушка имеет среднее специальное образование; я являюсь студенткой 1-го курса техникума, младшие братья и сестры школьники, воспитанники детского сада:

2 1 5 2 5 23

= у* 1 + у* у = у + ^ = ^ = 0.85

Итого ИЧР семьи:

-1 + -2 + -3 0.835 + 0.61 + 0.85

ИЧР---- = 0.765

3 3

В семье пока 1 работник бюджетный, в хозяйстве занимаются выращиванием картофеля, собирают неплохой урожай огурцов, помидоров, моркови. Также доход получают от сбора дикорастущих ягод: голубики, брусники, смородины. Семья не имеет зарегистрированной земли. Имеется дом с усадьбой, огород площадью 150 кв.м.

Выводы студентки:

1. Индекс предполагаемого долголетия сравнительно высокий (0,835), хотя я сирота, мать умерла в 32 года от злокачественной опухоли, и мне, и моим братьям предстоит предохраняться от канцерогенных экологических факторов, провоцирующих перерождение клеток организма.

2. Индекс образования высокий (0,85), так как в моей семье много детей школьного возраста и 2/3 взрослых имеют профессиональное образование.

3. Индекс уровня жизни (0,61) выше индексов уровня жизни наслегов. Мне как старшей в семье нужно получить профессиональное образование и иметь постоянную работу со стабильной зарплатой не ниже средней заработной платы по Республике Саха, чтобы поддержать уровень жизни родных.

4. Вычисление индекса доступно и необходимо каждому, чтобы задуматься о своей жизни, особенно для молодых людей, каждой семье, муниципальным образованиям для выбора пути повышения индекса человеческого развития. Для этого статистические данные по индексу человеческого потенциала должны быть доступны каждому.

Не менее интересные результаты и выводы в отношении своих семей получили и другие студенты. Педагогический эффект этих несложных вычислений заключается, конечно же, не только в удовлетворении любопытства. Высокая личная значимость индекса человеческого развития проявляется тем, что студент тут же приступает к планированию и проектированию своей жизни и судьбы.

Таким образом, вычисление индекса человеческого развития доступно и необходимо для наслегов и сельчан, чтобы задуматься о жизни, для правильного выбора направления жизненного пути, особенно для молодых людей. Для развития якутских наслегов нужны программы, научные разработки, технологии освоения труднодоступных земель. Для повышения индекса долголетия надо жить в мире с самим собой, с природой и окружающими людьми; для повышения благополучия надо обживать среду обитания, чтобы найти своё дело своё

место; для повышения образования нуж но работать по повышению компетентности в своём деле. Анализ динамики ИЧР, цен на ГСМ, на товары первой необходимости и поголовья скота указывает на повышение ИЧР, но не на улуч шение качества жизни в селе.

Заключение

Вычисление индекса человеческого развития семей может стать «педагогической техникой» в понимании А.С. Макаренко. Изучение динамики собственного индекса станет механизмом самоанализа, самооценки, выбора пути саморазвития. Повышение интереса к индексу коллектива, наслега, республики, стран поможет молодым людям в осознании своей ответственности как членов общества. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.