Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКОГРАФИЯ КАК ОДИН ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ СПОСОБОВ БОРЬБЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА С ВИЧ-ИНФЕКЦИЕЙ И СПИДОМ'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКОГРАФИЯ КАК ОДИН ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ СПОСОБОВ БОРЬБЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА С ВИЧ-ИНФЕКЦИЕЙ И СПИДОМ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

40
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическая лексикография / термин / обобщенное пространство / терминологическая система / поликультурное пространство / полилингвистическая основа

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Диана Валерьевна Абдураманова, Мухаммадисмоил Мухиддинович Махмудов

В статье рассматривается одна из новейших отраслей современной науки – педагогическая лексикография. Представлена информация о необходимости развития данной области, в частности словарей на базе медицинской терминологии (ВИЧ-инфекции и СПИД). Более того, подчеркивается ключевая значимость в постоянном обновлении и расширении области знаний и взаимодействии прикладных наук для эффективного совершенствования осведомленности лексикографов и медицинских работников с инновационными методами составления современных специальных медицинских словарей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Диана Валерьевна Абдураманова, Мухаммадисмоил Мухиддинович Махмудов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКОГРАФИЯ КАК ОДИН ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ СПОСОБОВ БОРЬБЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА С ВИЧ-ИНФЕКЦИЕЙ И СПИДОМ»

Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКОГРАФИЯ КАК ОДИН ИЗ

ИННОВАЦИОННЫХ СПОСОБОВ БОРЬБЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА С ВИЧ-ИНФЕКЦИЕЙ И СПИДОМ

Диана Валерьевна Абдураманова

Преподаватель Чирчикского государственного педагогического института Ташкентской области diana1207saliyeva@gmail.com

Мухаммадисмоил Мухиддинович Махмудов

PhD, декан факультета Туризма Чирчикского государственного педагогического института Ташкентской области

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается одна из новейших отраслей современной науки - педагогическая лексикография. Представлена информация о необходимости развития данной области, в частности словарей на базе медицинской терминологии (ВИЧ-инфекции и СПИД). Более того, подчеркивается ключевая значимость в постоянном обновлении и расширении области знаний и взаимодействии прикладных наук для эффективного совершенствования осведомленности лексикографов и медицинских работников с инновационными методами составления современных специальных медицинских словарей.

Ключевые слова: педагогическая лексикография, термин, обобщенное пространство, терминологическая система, поликультурное пространство, полилингвистическая основа

ABSTRACT

The article deals with the one of the newest branches of modern science -pedagogical lexicography. Information is provided on the need to develop the area, in particular, dictionaries based on medical terminology (HIV / AIDS). Moreover, it emphasizes the crucial importance in the constant updating and expansion of the field of knowledge. In addition, the interaction of applied sciences for the effective improvement of the lexicographers and medical specialists' awareness with the innovative methods of compiling modern special medical dictionaries.

Keywords: pedagogical lexicography, term, generalized space, terminological system, polycultural space, polylinguistic basis

Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region

ВВЕДЕНИЕ

Проблема ВИЧ инфекции и СПИДа стала настолько необъятной, что сейчас уже она является глобальной проблемой современного человечества. На сегодняшний день создано бесчисленное количество организаций, центров, программ, призванных бороться с причинами, следствиями данного заболевания. Актуальность проблемы ВИЧ/СПИД настолько высока, что уже не является аспектом только медицинской сферы, это уже проблема, которая затрагивает все сферы жизни общества и касается каждого из нас.

Осознание учеными того факта, что культура нации отражается в языке, и это необходимо учитывать и при составлении словарей, ориентированных на людей, не являющихся носителями данного языка, было реализовано в практике лексикографии. В последнее время в английской лексикографии наметилась явная тенденция отражать языковые явления в непосредственной связи с элементами культуры, тем самым описывая влияние культуры на формирование языка.

Тот миф, что в группе риска находится только определённая группа людей, составляющая неблагополучную часть общества (девушки легкого поведения, гомосексуалисты, наркоманы) уже давно в прошлом. К великому сожалению ВИЧ-инфекция просочилась во все слои населения, исключением не стали также и благополучные семьи, не ассоциирующиеся с данной болезнью.

МЕТОДОЛОГИЯ И ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Синдром Приобретенного Иммунодефицита (СПИД), , вызываемый вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), является смертельной болезнью, средств для лечения которой в настоящее время не существует.

ВИЧ - это ретровирус, впервые выделенный Люком Монтанье (Франция) и Робертом Галло (США) в 1983 году. Особенность ретровирусов заключается в том, что они воспроизводят свой генный материал в человеческих клетках. Это означает, что инфицированные клетки остаются такими до конца своего существования. [2, с. 66]

Суть проблемы заболевания СПИД в том, что эта тема будет актуальна до тех пор, пока есть страдающие этим недугом люди. Всегда будет нужна информация о том, как не заразиться этой болезнью, о способах предохранения от смертельного заболевания. Победить эпидемию только лишь безличными, законодательно-запретительными мерами пока не удалось и не удастся никогда.

Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region

Если человек заражен вирусом, это еще не значит, что у него сразу разовьется СПИД. Вирус может находиться в организме до 10 и более лет, прежде чем могут появиться какие-либо симптомы заболевания. В течение данного периода человек может выглядеть и чувствовать себя абсолютно здоровым, продолжать работать, но при этом передавать вирус другим. Многое зависит от того, насколько сильна иммунная система человека. [5, c. 83]

После развития СПИДа появляются серьёзные проблемы со здоровьем: человек может резко потерять вес на 10 % и более, иметь в течение длительного периода (более одного месяца) постоянно повышенную температуру тела. Возможны также сильное ночное потоотделение, хроническая усталость, увеличение лимфатических узлов, постоянный кашель и длительный жидкий стул. Обычные болезни приобретают такие формы, что человек умирает.[1, с.

4].

На протяжении последних двух десятков лет лучшие медицинские умы нашей планеты озабочены проблемой защиты и сохранения общества от синдрома приобретенного иммунодефицита. К сожалению, человечество пока не может похвастаться значительными успехами в деле противостояния этому смертельному недугу. Достичь значительных успехов зачастую мешает человеческое равнодушие. «Нас это не коснется» - вот лозунг большинства. Но не надо думать, что СПИД - это болезнь только людей «группы риска». [5, c. 100]

«Заразишься или не заразишься - зависит только от тебя», - таков основной девиз международной профилактической кампании. Только таким путем каждый человек может избежать ВИЧ-инфицирования, сохранить здоровье и жизнь.

Как ни грустно это признавать, но в настоящее время более половины инфицированных - это молодые люди до 25 лет. Они заражаются через внутривенное использование наркотиков, а также половым путем. Спонсоры UNAIDS выступают за просвещение в области половых отношений — стратегию защиты молодых людей в школе и за ее пределами. И как ни странно, считается, что именно молодежь является тем спасительным «мостом к берегу» решения столь сложной задачи. [3, c.25]

Возможность использования обобщенного пространства международной терминологии в качестве универсальной базы для выявления сходства и отличия национальных терминологических систем, в частности англоязычного и русскоязычного педагогического терминологического корпусов является

Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region

одним из инновационных прорывов современной науки, а также совершенствование взаимодействия таких прикладных наук как педагогическая лексикография и практическая вирусология и иммунология. [4, с. 121]

ОБСУЖДЕНИЕ

"Молодежь — сила, способная изменить положение дел", считает известный врач психиатр-нарколог Шемонаев К.А. [3, с. 321]. Сегодня благодаря современным технологиям, оборудованию, исследованиям, программам, есть возможность получить соответствующие знания, навыки и средства по защите последующих поколений от смертельного заболевания. И похвально, что большинство молодых людей демонстрируют поразительное стремление к безопасному поведению — больше чем представители предыдущих поколений и взрослые старшего возраста.

В отличие от других заболеваний диагноз «ВИЧ-инфекция» сопровождается множеством социальных и психологических проблем, внутренних кризисов, стрессов, трудностей в межличностных отношениях, которые появляются задолго до того момента, когда человеку может потребоваться медицинская помощь. Проблему ВИЧ/СПИДа рассматривали, рассматривают и будут рассматривать: ученые, врачи, социологи и представители других профессий. Уже написано бесчисленное количество литературы. Эту проблему в своих работах затронули: с медицинской точки зрения - Е.Е. Воронин, Ж.В. Терентьева, с научной точки зрения - А.С. Шевелев, Л.П. Королёва и многие другие. [3, с. 269]

Чаще всего человек, страдающий данным недугом, старается уйти от посторонних глаз, уединиться и скрыть свою проблему от общества. Но это как раз та ситуация, когда весь мир призван к борьбе со столь опасной и еще до конца неизученной болезнью. Объединение подразумевает все способы решения данной проблемы. Это и создание современных центров, организаций, программ, а также специальной литературы, в том числе терминологической, желательно на полилингвистической основе. Подобные словари необходимо постоянно обновлять и дополнять. Этот метод поможет многим грамотным специалистам со всего мира объединиться в решении и анализе проблемы, достичь более заметных и скорых результатов, которые помогут в изучении проблем на всех этапах и во всех точках земного шара.

Но проблема в том, что на данный период времени существует нехватка специалистов-переводчиков именно в сфере медицины по части ВИЧ/СПИДа.

Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region

Соответственно профессиональные переводчики, не имеющие медицинского образования, должны создать широкую сеть контактов с медицинскими работниками. Этот совет также справедлив и для медиков, которые не владеют иностранным языком в совершенстве.

Очень много новых терминов появилось за последние годы, связанные с данной проблемой:

Английское наименование Русское наименование

AETCs See: AIDS Education and Training Centers ОУЦС См.: Образовательные и Учебные Центры СПИД

Cellular Immunity Клеточный иммунитет

Community Programs for Clinical Research on AIDS (CPCRA) Общественные Программы для Клинических Исследований по СПИДу (ОПКИС)

Highly Active Antiretroviral Therapy (HAART) Высокоактивная Антиретровирусная Терапия (ВААРТ )

HIV Prevention Trials Network (HPTN) Испытания профилактики ВИЧ (ИПВ)

Passive Immunity Пассивный иммунитет

Preventive HIV Vaccine Профилактические Вакцины против ВИЧ

Primary HIV Infection Первичная ВИЧ-инфекция

Сегодня уже вряд ли можно встретить такого человека, который бы не знал или не слышал о СПИДе и ВИЧ-инфекции, но дело не в том, что мы слышим и видим проблему, а в том, что мы делаем для того, чтобы защитить себя и общество от этой необъяснимой болезни.

СПИД - это напасть, которая может сразить человека в любом возрасте, независимо от пола, места проживания, религиозных убеждений и социального положения может заразиться.

Google Scholar Scientific Library of Uzbekistan

Academic Research, Uzbekistan 116 www.ares.uz

Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region

За последние лет тридцать СПИД превратился в проблему глобально масштаба, требующую срочного вмешательства со стороны Всемирной организации здравоохранения и ООН, и на данное время это проблема номер один для этих организаций, отодвинувшая на второй план такие проблемы, как сердечно-сосудистые заболевания и даже рак.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Общество должно уметь правильно использовать знание о путях передачи и профилактике ВИЧ-инфекции. Мы не должны игнорировать столь серьезную проблему, а наоборот необходимо взять на вооружение все знания и стать на защиту своего будущего и будущего здорового поколения.

В складывающемся поликультурном информационно-исследовательском и образовательном пространстве как многомерном пространстве развития культуры каждого языкового и научного сообщества в качестве научно-целесообразных программ исследования и согласования профессиональной терминологии на международном уровне выступают комплексные исследовательские программы. К ним относится, обозначаемая в настоящем исследовании понятием «международная педагогическая лексикография» (МПЛ) комплексная исследовательская программа, которая строится как симбиоз таких научных направлений, как культурология, лингвистика, педагогика, науковедение, объединенных целями исследования общего объекта - международной педагогической терминологии в новых информационных и коммуникационных условиях многоязычного поликультурного глобального мира. [4, с. 170]

REFERENCES:

1. ВИЧ - реальность- Барнаул: РОО «Сибирская инициатива», ООО ИД «Алтайпресс», 2003. -99 с.

2. Жизнь с ВИЧ - М.: ИНФО-Плюс, 2006. - 57 с.

3. Люди и ВИЧ - Киев: Информационно-ресурсный центр Международного Альянса по ВИЧ/СПИД, 2004. - 506 с.

4. Международная педагогическая терминология: Теория, практика, перспективы - М.: Наука, 2002. - 188 с.

5. Популярно о СПИДе - М.: ИНФО-Плюс, 2002. - 136 с.

Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region

6. Сергеева, Э.С. (2020). Изучение текста литературного произведения в процессе преподавания иностранного языка. Преподавание языка и литературы, 8(6), 78-80.

7. Шагиева, Н. Ф. (2021). ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У УЧАЩИХСЯ - ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА РОДИТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ "Экономика и социум" №1(80)

8. Abduramanova, D. V. (2021). METHODS OF TEACHING ENGLISH AS A FOREIGN LANGUAGE. ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES, 2(8), 260-263.

9. Abduramanova, D., Aliyev, D., & Rasulmetova, S. (2021). STUDENT AUTONOMY AS A PRINCIPLE OF ORGANIZATION OF LEARNING FOREIGN LANGUAGES. ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES, 2(5), 1588-1593

10. Abduramanova, D., & Rasulmetova, S. (2020). UNDERSTANDING THE RELATIONSHIP OF LANGUAGE CULTURE AND SOCIETY. Academic Research in Educational Sciences, 1 (3), 1262-1265.

11. Abduramanova, D. V. (2020). SIGNIFICAT FEATURES OF ORGANIZING SCIENTIFIC EXTRA-CURRICULAR ACTIVITIES. Academic Research in Educational Sciences, 1 (3), 718-722.

12. Sergeyeva, E. S. (2020). ADABIYOT DARSLARIDA INTERFAOL METODLARDAN FOYDALANISH SAMARASI. Science and Education, 1(Special Issue 2).

13. Shagiyeva N.F. (2020). THE ROLE OF INFORMATION TECHNOLOGIES TO TEACH RUSSIAN LANGUAGE. Progressive Academic Publishing, UK, 8 (7), 129-133

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.