Научная статья на тему 'Педагогическая культура современного преподавателя вуза'

Педагогическая культура современного преподавателя вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
251
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демидова Любовь Анисимовна

Рассматривается педагогическая культура вузовского преподавателя как научная категория. Раскрываются ее структура, специфические характеристики и логика становления и развития. Анализируются основные этапы и составляющие процесса формирования педагогической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая культура современного преподавателя вуза»

Л. А. ДЕМИДОВА (Москва)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

Рассматривается педагогическая культура вузовского преподавателя как научная категория.

Раскрываются ее структура, специфические характеристики и логика становления

и развития. Анализируются основные этапы и составляющие процесса формирования педагогической культуры.

Развернутая концепция педагогической культуры преподавателя высшей школы начала разрабатываться в 80-е гг. прошлого века и получила признание научной и педагогической общественности. Если рассматривать содержание самой концепции, то однозначно можно констатировать, что в ее основу положены идеи гуманизма и гуманитаризации образовательной деятельности преподавателя высшей школы. Изначально разработчики данной проблемы выделили такие ее приоритеты, как человеколюбие, уважение к личности, духовную близость к студентам. И то, что большинство преподавателей без какой-либо ломки своих взглядов встретили идеи гуманизации и гуманитаризации образования как собственные убеждения, в немалой степени обусловлен результатами проведенных исследований в области педагогической культуры [1]. Как научная категория, педагогическая культура постоянно развивается и совершенствуется, о чем свидетельствуют появление и обоснование ее новых аспектов и структурных компонентов.

Прежде всего преподавателю высшей школы целесообразно понимать и представлять педагогическую культуру как достигнутый уровень развития личности педагога, определенную степень овладения им педагогическим опытом высшей школы и учебно-воспитательной деятельности. Педагогическая культура рассматривается не изолированно от других компонентов педагогической деятельности, а в динамике, в качестве высшего этапа педагогического развития преподавателя.

Данному процессу предшествует овладение педагогическими знаниями, а впоследствии и педагогическим мастерством [5]. Такой подход уже на раннем этапе со-

здает ориентировочную основу действий современного преподавателя.

Вузовская практика последних лет подтверждает целесообразность выделения в этой деятельности промежуточных целевых установок: последовательное формирование педагогической культуры вначале как общей ориентировки, затем как предмета познания, после чего как нормы поведения и деятельности и, наконец, как духовной потребности. В связи с этим овладение преподавателем педагогическим мастерством не означает завершения его профессионального роста.

Актуальна задача культивирования в образовательной среде чувства профессиональной гордости за роль педагогической деятельности в обучении и воспитании студентов. Как доказано жизнью, для педагогов крайне важна разносторонняя профессиональная и педагогическая компетентность, сочетающаяся с обостренным чувством нового и устремленностью к образовательным инновациям. Как правило, эта задача решается на двух уровнях: на одном приобретаются знания по выбранной специальности, на другом - формируются профессиональные умения и навыки, позволяющие преподавателю предлагать и качественно излагать учебные дисциплины, авторские и специальные курсы.

В настоящее время в системе высшего образования повышается интерес к применению инновационных педагогических технологий [6]. Инновации характеризуют качественно новый этап в развитии педагогической культуры. Если еще несколько десятилетий назад многие процессы от зарождения конкретной идеи до ее внедрения в образовательный процесс воспринимались как изолированные и автономные действия, то сегодня педагогическая инноватика позволяет видеть их в единстве и этапном развитии, тем самым устраняя разрыв между созданием нововведений и их воплощением в вузовскую практику.

Перспективной задачей педагогической культуры современного преподавателя является информационная и компьютерная компетентность, т.к. вузовские условия вносят коррективы в теорию и практику образовательной деятельности, повышают требования к профессорско-преподавательскому составу [4].

© Демидова Л.А., 2008

Важную черту преподавателя высокой педагогической культуры составляют его право на творческую деятельность, проявление индивидуальности, умение в сложных ситуациях находить рациональные решения и алгоритмы [2].

Сложной проблемой выступает формирование у преподавателя педагогического предвидения и творческой профессиональной перспективы. Умение предвидеть и анализировать факты приближает педагогический труд к научному исследованию.

Овладение педагогикой и психологией делового общения - одно из современных условий успешности образовательной деятельности преподавателя. Как известно, рыночные отношения проникают во все сферы профессиональной деятельности, в том числе и в вузовскую среду. Независимо от желания преподаватель вовлекается в управление менеджментом качества профессиональной подготовки студентов [3].

Важно формировать у преподавателей стремление и желание решать воспитательные задачи. В этом проявляются его гуманизм, доброжелательное отношение к студентам. Основу образовательной деятельности преподавателя должно составлять разностороннее формирование и развитие будущего специалиста, его профессиональных способностей, интересов и склонностей.

Процесс формирования и развития педагогической культуры преподавателя многоплановый и включает следующие этапы: 1) педагогическая прогностика будущей педагогической деятельности выпускника вуза и разработка ее модели; 2) формирование основ педагогической культуры будущего преподавателя вуза; 3) определение и внедрение педагогических технологий обеспечения непрерывной педагогической практики, обеспечивающих формирование основ педагогического мастерства и предпосылок к результативной образовательной деятельности в вузе; 4) разработка и реализация программы самосовершенствования молодого преподавателя в конкретном вузе; 5) выполнение требований к образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава; 6) разработка и внедрение инновационных педагогических технологий по эффективному усвоению студентами преподаваемых учебных дисциплин; 7) поиск и внедрение оптимальных методов, форм и средств обучения и воспитания студентов; 8) педагогическое прогнозиро-

вание результатов образовательной деятельности и при необходимости их корректировка; 9) материально-техническое обеспечение образовательной деятельности преподавателя; 10) подготовка и реализация в соответствии с требованиями ГОС ВПО учебных программ и тематических планов преподаваемых учебных дисциплин; 11) совершенствование педагогической технологии организации и проведения учебных занятий; 12) организация и методика самоконтроля образовательной деятельности преподавателя; 13) комплексная реализация алгоритма формирования и развития педагогической культуры преподавателя вуза.

Проведенный анализ научного и прикладного вузовского опыта, а также материалов научных источников позволил выделить важные составляющие процесса формирования и совершенствования педагогической культуры преподавателя ВПО: 1) обеспечение качества образовательного процесса, результативности преподаваемых учебных дисциплин; 2) формирование идеала преподавателя и педагогической деятельности; 3) определение логики достижения эффективности процесса самосовершенствования; 4) усиление мотивации совершенствования педагогической культуры; 5) подбор и реализация «педагогического инструментария» самосовершенствования; 6) создание эффективных условий для качественной реализации программы формирования и совершенствования педагогической культуры.

Таким образом, реализация современных требований к педагогической культуре преподавателя, выполнение этапов ее формирования и совершенствования являются важными условиями проявления педагогической культуры в высшей школе.

Литература

1. Барабанщиков, A.B. Педагогическая культура преподавателя высшей военной школы / A.B. Барабанщиков, С.С. Муцынов. М., 1985.

2. Загвязинский, В.И. Преподавание как творческий процесс / В.И. Загвязинский // Вестн. высш. школы. 1987. №7. С. 22-29.

3. Кан-Калик, В.А. Педагогическое общение преподавателя и студентов в условиях вуза / В.А. Кан-Калик // Основы педагогики и психологии высшей школы. М., 1986. С. 255-272.

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е. С.Полат. М.: Изд. центр «Академия», 1999.

5. Зязун, И.А. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие для спец. высш. учеб. заведений / И.А. Зязюн [и др.]; под ред. И.А. Зазюна. .М.: Просвещение, 1989.

6. Питюков, В.Ю. Основы педагогической технологии: учеб.-практ. пособие / В.Ю. Питюков. М.: Ассоц. авт. и изд. «Тандем», 1997.

Л. А. ФЕДОТОВА (Волгоград)

РЕЙТИНГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ

Проводится сравнение традиционной и рейтинговой систем контроля. Проводятся аргументы в пользу применения рейтингового контроля на этапе довузовской подготовки; оцениваются его результаты. Делается вывод о целесообразности применения метода в практике довузовской подготовки.

В современных условиях социально-экономических и технологических преобразований в России необходимость подготовки высококвалифицированных специалистов с высшим образованием в обществе не вызывает сомнений. Перестройка системы образования от принципа обучения «одно образование на всю жизнь» к непрерывному «образованию в течение всей жизни» достигается различными педагогическими средствами, важное место занимает контроль как необходимый элемент любого педагогического процесса.

Во многом качество высшего образования закладывается на предыдущей ступени образования. Однако в настоящее время между высшей и средней школами существуют немалые различия в целях, задачах, используемых формах обучения и контроля. Гармонизировать их вполне возможно в существующей системе довузовской подготовки, функции которой широки и разнообразны: диагностирующие, профориентационные, обучающие, адаптирующие. В актуализации большинства этих функций существенное значение приобре-

тает качество педагогического контроля во всех его проявлениях.

Сравним две системы контроля знаний, распространенные в настоящее время: традиционную, преобладающую в средней школе, и рейтинговую, основанную на накоплении условных единиц (рейтинговых баллов) в течение всего аттестационного периода и находящую все более широкое применение в высшей школе.

Традиционная система контроля Рейтинговая система контроля

Объективность выставляемой отметки

Снижение объективности вследствие неизбежности оши-5ок «контраста», «ореола» и других объективных тенденций оценивания, допускаемых непреднамеренно. Повышение объективности вследствие заранее известных учащимся четких критериев получения определенного количества баллов за конкретное учебное поручение.

Стимулирование познавательной активности обучаемого

Недостаточная активизация познавательной деятельно-:ти вследствие ограниченных возможно-:тей осуществления постоянного контроля на всех этапах обучения. Возможность стимулировать и активизировать познавательную активность обучаемого через осуществление постоянного текущего и других видов контроля.

Формирование навыков саморегуляции и самоконтроля

Ограниченные возможности воздействия на формирование навыков саморегуляции вследствие ограничения для учащегося выбора видов деятельности в пределах изучения конкретной [ЩСЦИПЛИНЫ. Возможность воздействия на формирование навыков саморегуляции вследствие увеличения роли учащегося в выборе и контроле собственной траектории изучения дисциплины.

Стимулирование ритмичной работы обучаемого

Ограниченные возможности стимулирования постоянной и равномерной работы эбучаемого. Стимулирование постоянной работы вследствие возможности и необходимости получения рейтинговых баллов в течение всего периода обучения.

© Федотова Л.А., 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.