Научная статья на тему 'Педагогическая концепция профилактической работы в муниципальной образовательной среде'

Педагогическая концепция профилактической работы в муниципальной образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / PEDAGOGICAL PREVENTION / JUVENILES' DEVIANT BEHAVIOUR / EDUCATIONAL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарханова Ирина Юрьевна

В статье презентуется педагогическая концепция профилактической работы, разработанная автором для муниципальной системы образования города Ярославля. Обозначается, что стратегической целью профилактической работы в муниципальной системе образования города Ярославля является развитие личности обучающихся, включающее осознание ими собственных ценностей и смысла существования; развитие уверенности в себе и навыков успешного взаимодействия с окружающими; формирование созидательной и активной жизненной позиции. Автор предлагает уходить от понимания педагогической профилактики как системы социального контроля, которое не отражает воспитательную направленность профилактической работы и акцентировано на осуществлении надзора за ребенком, а не на оказании ему помощи. Вместо этого предлагается рассматривать профилактическую работу через призму создания альтернативного пространства социализации, повышения референтности школьного социума, разнообразие форм взаимодействия всех субъектов образовательного пространства. В статье описываются теоретико-методические подходы к организации профилактической работы на трех уровнях: первичном, вторичном и третичном.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Concept of Preventive Work in Municipal Educational Environment

This paper introduces the concept of pedagogical prevention. The concept is designed for the municipal education system of the city of Yaroslavl. It is indicated that the strategic goal of preventive work in the municipal education system of the city of Yaroslavl is the development of student’s personality, including their awareness of their own values and the meaning of existence; development of confidence and skills of successful interaction with others; formation of creative and active life position. The author proposes to move away from the understanding of the teaching preventive work as a social control that does not reflect the educational focus of the preventive work and is focused to control the child not to help him. It is proposed to consider the preventive work through the prism of creating alternative spaces of socialization, improve the school community climate, a variety of forms of interaction of educational space subjects. The article discusses theoretical and methodological approaches to the organization of preventive work at three levels: primary, secondary and tertiary.

Текст научной работы на тему «Педагогическая концепция профилактической работы в муниципальной образовательной среде»

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.013.42

И. Ю. Тарханова

Педагогическая концепция профилактической работы в муниципальной образовательной среде

В статье презентуется педагогическая концепция профилактической работы, разработанная автором для муниципальной системы образования города Ярославля. Обозначается, что стратегической целью профилактической работы в муниципальной системе образования города Ярославля является развитие личности обучающихся, включающее осознание ими собственных ценностей и смысла существования; развитие уверенности в себе и навыков успешного взаимодействия с окружающими; формирование созидательной и активной жизненной позиции. Автор предлагает уходить от понимания педагогической профилактики как системы социального контроля, которое не отражает воспитательную направленность профилактической работы и акцентировано на осуществлении надзора за ребенком, а не на оказании ему помощи. Вместо этого предлагается рассматривать профилактическую работу через призму создания альтернативного пространства социализации, повышения референтности школьного социума, разнообразие форм взаимодействия всех субъектов образовательного пространства. В статье описываются теоретико-методические подходы к организации профилактической работы на трех уровнях: первичном, вторичном и третичном.

Ключевые слова: педагогическая профилактика, девиантное поведение несовершеннолетних, образовательная организация

GENERAL PEDAGOGY. HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION

I. Yu. Tarkhanova

Pedagogical Concept of Preventive Work in Municipal Educational Environment

This paper introduces the concept of pedagogical prevention. The concept is designed for the municipal education system of the city of Yaroslavl. It is indicated that the strategic goal of preventive work in the municipal education system of the city of Yaroslavl is the development of student's personality, including their awareness of their own values and the meaning of existence; development of confidence and skills of successful interaction with others; formation of creative and active life position. The author proposes to move away from the understanding of the teaching preventive work as a social control that does not reflect the educational focus of the preventive work and is focused to control the child not to help him. It is proposed to consider the preventive work through the prism of creating alternative spaces of socialization, improve the school community climate, a variety of forms of interaction of educational space subjects. The article discusses theoretical and methodological approaches to the organization of preventive work at three levels: primary, secondary and tertiary.

Keywords: pedagogical prevention, juveniles' deviant behaviour, educational organization.

Перемены, происходящие сегодня в системе образования, оказывают существенное влияние на модернизацию задач, стоящих перед педагогическими коллективами образовательных организаций. Одна из них связана с необходимостью формирования социально успешной личности. Вместе с тем проблемы асоциального поведения, вредных привычек, склонности к зависимости от ряда веществ или специфической деятельности продолжают сопровождать процесс взросления современной молодежи. В связи с этим вновь

актуализируется проблема организации эффективной профилактической работы в образовательной среде. Профилактика различных видов социальной дезадаптации несовершеннолетних становится ключевым социальным заказом и исходной базовой позицией для выстраивания всей воспитательной работы в образовательной организации.

Анализ результатов профилактической работы в образовательных организациях г. Ярославля показал, что

© Тарханова И. Ю., 2017

— профилактические мероприятия часто бессистемны, не обеспечены программой и методическими материалами и сведены к разовым акциям без последующего анализа эффективности;

— педагоги, осуществляющие профилактическую работу, не всегда учитывают возрастные и гендерные особенности целевой аудитории, нет различий в подаче материала для обучающихся разных возрастных групп и различной степени вовлеченности в тот или иной вид дезадаптации;

— чаще всего в ходе профилактической работы используется информационный подход (лекции, беседы), нередко применяются стратегии «запугивания», в то время как активные и интерактивные методы профилактики используются лишь эпизодически.

Процесс предотвращения деструктивных влияний социальных воздействий на нормативное развитие взрослеющей личности по своей сути перестал носить превентивный (предупреждающий) характер. Социальные педагоги и психологи школ работают с последствиями, а не с причинами. Данная Концепция обосновывает позицию, что профилактическая работа в образовательной среде будет эффективной только в том случае, если она имеет реальный контекст - возрастной, социальный, личностный.

Основная идея Концепции заключается в том, что образовательные организации являются местом, где дети и подростки проводят большую часть активного времени. Специфика системы образования состоит в большом организующем и воспитательном потенциале. Таким образом, образовательные учреждения обладают уникальной возможностью стать безопасным пространством социализации взрослеющей личности, ограждающей детей и подростков от неблагоприятных факторов, влияющих на их развитие и психосоциальное благополучие; а также стать средой, обеспечивающей формирование культуры адекватного социальным нормам поведения и здорового образа жизни. Школа должна стать референтной, а школьная жизнедеятельность - привлекательной для всех членов данного сообщества: быть яркой, эмоциональной, насыщенной интересными событиями, неординарной; и упорядоченной, и хаотичной; традиционной и инновационной; иметь зоны незаданности, неопределенности, ненаблюдаемости и зоны внимания и заботы [5, с. 94].

Основной задачей первичной профилактики в образовательной среде является расстановка акцентов в образовательном процессе на развитие

успешной, социально устойчивой личности, способной противостоять различным видам десоци-ализирующих влияний.

Первичная профилактика является массовой, направлена на весь контингент обучающихся, составляет неотъемлемую часть воспитательной работы образовательной организации. Задача школы - не только оказать помощь ребенку в решении его проблем, но и поддержать его в построении перспектив своего развития; показать ближайшие цели и способы их достижения; помочь в развитии личностных качеств и способностей, социальной компетентности [4, с. 63].

Стратегия первичной профилактики определяется как стратегия сдерживания и предусматривает реализацию в образовательной организации профилактических мероприятий, направленных на

— ежедневное осуществление контроля за посещаемостью учащимися учебных занятий, выяснение причин отсутствия в образовательном учреждении;

— организацию участия обучающихся в реализации социально значимых проектов, конкурсов, акций различного уровня, направленных на формирование гражданско-правового сознания и ценностей здорового образа жизни;

— внедрение в образовательный процесс программ профилактической направленности, включающих антинаркотическое, правовое просвещение, повышение общей культуры субъектов образовательно-воспитательного пространства, обучение детей жизненным навыкам, безопасному поведению, формирование у них ценностей зож, нравственных ориентиров и социально одобряемых смысложизненных ориентаций;

— формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей и молодежи социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни.

— развитие психолого-педагогических ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения.

Основной задачей вторичной профилактики является создание надлежащих условий и оказание помощи детям группы риска в их социализации, реализации творческих возможностей, подготовке к полноценной жизни в обществе, интеграции в социокультурное пространство.

Вторичная профилактика направлена на обучающихся, более других подверженных влиянию негативных факторов, как явных, так и потенци-

альных [2, с. 78]. К этой категории относятся несовершеннолетние, состоящие на внутриш-кольном контроле, ведомственном учете, а также обучающиеся, нуждающиеся в особом педагогическом внимании: дети с ограниченными возможностями здоровья, опекаемые и проживающие в замещающей семье, испытывающие трудности в освоении образовательной программы, имеющие поведенческие нарушения и т. п.

Социально-педагогическое сопровождение детей и подростков группы социального риска направлено, прежде всего, на восстановление их нормального психолого-социального статуса, на их адекватную самореализацию за счет формирования индивидуально-психологических факторов защиты от десоциализирующих влияний [1, с. 54]. При этом в основу профессиональной позиции работников школы должен быть положен принцип педагогического оптимизма, предполагающий веру в позитивное развитие ребенка. Современная образовательная парадигма ставит задачей не борьбу с недостатками, а поиск позитивных начал личности и развитие этих начал до такой степени, чтобы они стали альтернативой деструктивному поведению.

Стратегия вторичной профилактики определяется как стратегия помощи и предусматривает реализацию профилактических мероприятий, направленных на

— создание системы раннего выявления детей, испытывающих социально-психолого-педагогические трудности с целью изменения ценностного отношения детей и подростков к негативным жизненным проявлениям и поведению; сдерживание тенденции вовлечения детей в криминальные и другие социально опасные группы;

— создание альтернативного пространства социализации, в котором дети и подростки группы риска получат возможность пережить успех в социально одобряемых видах деятельности, реализовать свои просоциальные потребности и интересы;

— формирование и отработку у детей и подростков группы риска навыков уверенного поведения, нацеленного на отказ от группового давления; внедрение технологий, способствующих формированию эффективных копинг-стратегий, в том числе и через поведенческие тренинги для подростков;

— информационно-разъяснительную работу с семьей, педагогическое просвещение родителей,

консультирование по вопросам получения социальной помощи и государственной поддержки.

Основной задачей третичной профилактики (реабилитации) является восстановления дезадаптированного подростка в качестве активного социального субъекта и субъекта ведущей и формирующей деятельности, развитие личностных качеств ребенка, формирование его активной жизненной позиции, правил поведения в обществе, интереса к получению образования [3, с. 45].

Третичная профилактика (реабилитация) направлена на обучающихся, имеющих стойкие социальные проблемы, рецидивы нарушения норм и правил жизни в обществе, склонных к зависимости от употребления психоактивных веществ, имеющих опыт противоправного поведения.

Традиционно реабилитационная деятельность считается специфической и требующей особых условий для осуществления, поэтому для оказания данного вида помощи создаются специальные учреждения - реабилитационные центры различной направленности. Вместе с тем, по оценкам специалистов, на сегодняшний день количество таких центров недостаточно, пропускная способность их невелика, кроме того, существует проблема сопровождения воспитанника в постреабилитационный период. Поэтому возникает необходимость в поиске новых возможностей организации психолого-педагогической реабилитации несовершеннолетних, в том числе в условиях общеобразовательной школы.

Организация реабилитации несовершеннолетнего в условиях школы имеет ряд преимуществ: во-первых, у педагогов школы гораздо больше возможностей для своевременного выявления детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи; во-вторых, ребенок в этом случае не изымается из привычной среды, сохраняет семейные, учебные и дружеские связи; и наконец, исчезает проблема постреабилитационного патроната, поскольку учащийся в этот период продолжает находиться в поле внимания специалистов учреждений и ведомств системы профилактики.

Стратегия третичной профилактики определяется как стратегия комплексной помощи, реализующейся на основе принципов межведомственного взаимодействия, и предусматривает реализацию профилактических мероприятий, направленных на

— комплексную диагностику проблем развития несовершеннолетнего, работу психолого-медико-педагогических консилиумов для выявления проблем учащихся;

— проведение мониторинга семейной ситуации обучающихся, сбор, обобщение и анализ информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений; проведение с родителями профилактических бесед, разъяснение их прав и обязанностей, степени ответственности за нарушение прав и интересов ребенка;

— привлечение необходимых специалистов (психологов, медицинских работников, социальных работников, юристов и др.) для проведения консультаций с детьми и родителями, оказания им адресной помощи;

— защиту прав несовершеннолетних на образование, отдых, труд (контроль за посещением учебных занятий, помощь в преодолении трудностей в усвоении школьной программы, разработка индивидуальных образовательных маршрутов, организация досуга, отдыха и оздоровления, содействие временной занятости подростков с 14 лет и т. д.).

Реализация положений Концепции является основой для решения задач по организации профилактической работы в школе, формированию у детей и подростков законопослушного поведения и ценностей здорового образа жизни, формированию субъектной позиции и выбору продуктивных стратегий самореализации.

Концепция имеет открытый характер, доступна для участия в ее совершенствовании и развитии всех образовательных организаций, органов и учреждений системы профилактики, общественных объединений. Отдельные положения Концепции могут уточняться и конкретизироваться, исходя из действующих государственных документов федерального, регионального и муниципального уровней.

Библиографический список

1. Байбородова, Л. В. Социально-педагогическое сопровождение проблемных семей [Текст] / Л. В. Байбородова, Т. С. Лебедева, И. Ю. Тарханова. -Ярославль : РИО ЯГПУ - 183 с.

2. Ермолаева, С. А. Технологии организации превентивной педагогической деятельности: монография [Текст] / С. А. Ермолаева. - М. : Изд-во МГГИ, 2012. -243 с.

3. Лебедева, Т. С. Формирование образовательно-реабилитационного пространства для безнадзорных детей в муниципальном районе [Текст] / Т. С. Лебедева // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - Т. 2. - № 4. - С. 43-47.

4. Тарханова, И. Ю. Социально-педагогическая служба школы в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов [Текст] / И. Ю. Тарханова // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - № 5. - С. 62-67.

5. Шакурова, М. В. К проблеме виктимогенности школьной жизнедеятельности [Текст] / М. В. Шакурова // Вестник костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. - 2010. -Т. 16. - № 2. - С. 91-94.

Bibliograficheskij spisok

1. Bajborodova, L. V Social'no-pedagogicheskoe so-provozhdenie problemnyh semej [Tekst] / L. V. Bajborodova, T. S. Lebedeva, I. Ju. Tarhanova. -Jaroslavl' : RIO JaGPU. - 183 s.

2. Ermolaeva, S. A. Tehnologii organizacii preven-tivnoj pedagogicheskoj dejatel'nosti: monografija [Tekst] / S. A. Ermolaeva. - M. : Izd-vo MGGI, 2012. - 243 s.

3. Lebedeva, T. S. Formirovanie obrazovatel'no-reabilitacionnogo prostranstva dlja beznadzornyh detej v municipal'nom rajone [Tekst] / T. S. Lebedeva // Jaroslav-skij pedagogicheskij vestnik. - 2012. - T. 2. - № 4. -S. 43-47.

4. Tarhanova, I. Ju. Social'no-pedagogicheskaja slu-zhba shkoly v uslovijah realizacii Federal'nyh gosudar-stvennyh obrazovatel'nyh standartov [Tekst] / I. Ju. Tar-hanova // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2016. -№ 5. - S. 62-67.

5. Shakurova, M. V K probleme viktimogennosti shkol'noj zhiznedejatel'nosti [Tekst] / M. V Shakurova // Vestnik kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasova. - 2010. - T. 16. - № 2. - S. 91-94.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.