Научная статья на тему 'Педагогическая концептосфера как базис профессиональной подготовки педагога: генезис понятия'

Педагогическая концептосфера как базис профессиональной подготовки педагога: генезис понятия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ / КОНЦЕПТОСФЕРА / СЕМИОСФЕРА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПТОСФЕРА / EDUCATION / TEACHER TRAINING / CONCEPT SPHERE / SEMIOSPHERE / PEDAGOGICAL CONCEPT SPHERE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голохваст Кирилл Сергеевич, Хороших Павел Павлович, Сергиевич Александр Александрович, Калинина Светлана Феликсовна

Статья посвящена генезису одного из базовых понятий профессиональной подготовки будущего педагога педагогической концептосфере. В статье предложен анализ развития идеи концептосферы из собственно лингвистического феномена в феномен педагогический. Авторами показано, что феномен «концептосфера», сформировавшись изначально как лингвистическое понятие, на настоящий момент может рассматриваться не только с филологической, но также культурологической, философской, психологической и педагогической сторон. При этом в статье приводятся обобщенные интерпретации изучаемого феномена в указанных областях научного знания. Важным аспектом =, по мнению авторов, также является сравнение семиотического и концептуального подходов как возможности сравнения семиосферы и концептосферы как неких дихотомических структур сознания, в том числе в профессиональной сфере. Авторы также подчеркивают, что в качестве системного и смыслообразующего основания в профессиональной подготовке педагога должна выступать особая форма профессиональной ментальности, суть которой может быть сведена к способности овладевания разнообразными формами «педагогического бытия». При этом в основу анализа пожен подход, разработанный Е.Н. Дмитриевой, согласно которому педагогическая концептосфера есть форма ментальности и субъектности взаимоотношений педагога с действительностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Голохваст Кирилл Сергеевич, Хороших Павел Павлович, Сергиевич Александр Александрович, Калинина Светлана Феликсовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONCEPTOSPHERE AS A BASIS FOR PROFESSIONAL TRAINING OF A TEACHER: GENESIS OF CONCEPT

The article is devoted to the genesis of one of the basic concepts of the future teacher's professional training the pedagogical concept sphere. The article offers an analysis of the development of conceptual concepts from the linguistic phenomenon proper to the pedagogical phenomenon. The authors showed that the phenomenon of the “conceptosphere”, originally formed as a linguistic concept, at the moment can be not only philological, but also cultural, philosophical, psychological and pedagogical aspects. The resulted generalized interpretations given in the article are studied by the phenomenon in the fields of scientific knowledge. An important aspect, according to the authors, is also the comparison of semiotic and conceptual approaches as the possibility of comparing the semiosphere and the conceptosphere as certain dichotomous structures of consciousness, including in the professional sphere. The authors also emphasize that various forms of “pedagogical character” should be noted. Based on the analysis of the elderly approach developed by E.N. Dmitrieva, according to which the pedagogical concept has a form of mentality and subjectivity of the relationship of teachers with the current freedom.

Текст научной работы на тему «Педагогическая концептосфера как базис профессиональной подготовки педагога: генезис понятия»

педагогические науки

Голохваст Кирилл Сергеевич, Хороших Павел Павлович, Сергиевич Александр Александрович и другие ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПТОСФЕРА КАК БАЗИС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ...

УДК 378.4:37.022

DOI: 10.26140/anip-2019-0803-0076

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПТОСФЕРА КАК БАЗИС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА: ГЕНЕЗИС ПОНЯТИЯ

© 2019

Голохваст Кирилл Сергеевич, доктор биологических наук, проректор по научной работе, директор Дальневосточного регионального научного центра Российской академии образования Хороших Павел Павлович, младший научный сотрудник лаборатории педагогической психофизиологии, Дальневосточный региональный научный центр Российской академии образования Сергиевич Александр Александрович, кандидат биологических наук, заместитель директора Дальневосточного регионального научного центра Российской академии образования Дальневосточный федеральный университет (690091, Россия, Владивосток, улица Суханова, 8, e-mail: sergievich.aa@dvfu.ru) Калинина Светлана Феликсовна, старший преподаватель кафедры «Нормальная

и патологическая физиология» Дальневосточный государственный медицинский университет (680000, Россия, Хабаровск, ул. Карла Маркса, 35, e-mail: altexes@mail.ru)

Аннотация. Статья посвящена генезису одного из базовых понятий профессиональной подготовки будущего педагога - педагогической концептосфере. В статье предложен анализ развития идеи концептосферы из собственно лингвистического феномена в феномен педагогический. Авторами показано, что феномен «концептосфера», сформировавшись изначально как лингвистическое понятие, на настоящий момент может рассматриваться не только с филологической, но также культурологической, философской, психологической и педагогической сторон. При этом в статье приводятся обобщенные интерпретации изучаемого феномена в указанных областях научного знания. Важным аспектом =, по мнению авторов, также является сравнение семиотического и концептуального подходов как возможности сравнения семиосферы и концептосферы как неких дихотомических структур сознания, в том числе в профессиональной сфере. Авторы также подчеркивают, что в качестве системного и смыслообразующего основания в профессиональной подготовке педагога должна выступать особая форма профессиональной менталь-ности, суть которой может быть сведена к способности овладевания разнообразными формами «педагогического бытия». При этом в основу анализа пожен подход, разработанный Е.Н. Дмитриевой, согласно которому педагогическая концептосфера есть форма ментальности и субъектности взаимоотношений педагога с действительностью.

Ключевые слова: образование, профессиональная подготовка учителя, концептосфера, семиосфера, педагогическая концептосфера.

PEDAGOGICAL CONCEPTOSPHERE AS A BASIS FOR PROFESSIONAL TRAINING OF A TEACHER: GENESIS OF CONCEPT

© 2019

Golokhvast Kirill Sergeevich, Doctor of Biological Sciences, Vice-Rector for Research, Director

of the Far Eastern Regional Scientific Center of the Russian Academy of Education Khoroshikh Pavel Pavlovich, Junior Researcher, Laboratory of Pedagogical Psychophysiology, Far Eastern Regional Scientific Center, Russian Academy of Education Sergievich Alexander Aleksandrovich, Candidate of Biological Sciences, Deputy Director of the Far Eastern Regional Scientific Center of the Russian Academy of Education

Far Eastern Federal University (690091, Russia, Vladivostok, Sukhanova Street, 8, e-mail: sergievich.aa@dvfu.ru) Kalinina Svetlana Feliksovna, Senior Lecturer, Department "Normal and pathological physiology"

Far Eastern State Medical University (680000, Russia, Khabarovsk, Karl Marx str., 35, e-mail: altexes@mail.ru)

Abstract. The article is devoted to the genesis of one of the basic concepts of the future teacher's professional training -the pedagogical concept sphere. The article offers an analysis of the development of conceptual concepts from the linguistic phenomenon proper to the pedagogical phenomenon. The authors showed that the phenomenon of the "conceptosphere", originally formed as a linguistic concept, at the moment can be not only philological, but also cultural, philosophical, psychological and pedagogical aspects. The resulted generalized interpretations given in the article are studied by the phenomenon in the fields of scientific knowledge. An important aspect, according to the authors, is also the comparison of semiotic and conceptual approaches as the possibility of comparing the semiosphere and the conceptosphere as certain dichotomous structures of consciousness, including in the professional sphere. The authors also emphasize that various forms of "pedagogical character" should be noted. Based on the analysis of the elderly approach developed by E.N. Dmitrieva, according to which the pedagogical concept has a form of mentality and subjectivity of the relationship of teachers with the current freedom.

Keywords: education, teacher training, concept sphere, semiosphere, pedagogical concept sphere.

Изменение парадигмы современного образования привносит в педагогическую науку новые задачи, которые направлены на трансформацию профессиональной подготовки педагога в едином педагогическом пространстве [1]. Важным аспектом в данном процессе является смена методологических приоритетов системы образования, которые всё больше начинают обращать внимание на личность педагога. Это выражается в поисках значимости творческого потенциала и смысложиз-ненных ориентаций учителя [2], а также раскрытие внутренних и внешних мотивов профессионального роста. Мы считаем, что важным вопросом в данном аспекте является понимание системообразующих механизмов

профессиональной подготовки. Отсутствие системности не позволяет сформировать базис для развития педагога с учетом новых методологических приоритетов. Компетенции, которые составляют основу компетент-ностной модели образования, направлены на реализацию задачи формирования знаний, умений и навыков в конкретных очерченных условиях и границах педагогической деятельности, и могут рассматриваться лишь как средство реализации профессионализма педагога [3].

По нашему мнению, в основе системного и смыс-лообразующего базиса профессиональной подготовки учителя должна быть особая профессиональная мен-тальность, суть которой можно свести к овладению раз-

Golokhvast Kirill Sergeevich, Khoroshikh Pavel Pavlovich, Sergievich Alexander Aleksandrovich pedagogical

PEDAGOGICAL CONCEPTOSPHERE AS A BASIS FOR PROFESSIONAL ... sciences

нообразными формами «педагогического бытия». Это может быть выражено в умении педагога переживать и осмыслять окружающую его реальность через призму педагогического знания, в том числе оперируя категориями и понятиями педагогической науки. Становление педагога профессионала должно быть связано не только с процессом «интериоризации» новых категорий и понятий. Как считает Е.Е. Сапогова [4], формирование профессиональной ментальности позволяет развить особые структуры сознания, т.н. «функциональные органы», в основе которых лежат особенности личности в параметрах «видимости, слышимости, кажимости и т.д. человеческого мира» [4]. Все это в совокупности своей может считаться профессиональной картиной мира, в которой можно обнаружить профессиональные концепты и дискурсы. Важным качеством ментальности педагога в профессиональной картине мира мы видим систему отношений педагога к действительности и с действительностью. Из этого можно сделать вывод о существовании субъективного образа объективной педагогической реальности, которая существует в сознании учителя. Ментальность и субъектность взаимоотношений педагога с действительностью можно назвать педагогической картиной мира, или как ее называет Е.Н. Дмитриева [5] - концептосферой профессиональной деятельности педагога.

Впервые в отечественной науке термин «концептос-фера» был использован академиком Д.С. Лихачевым в области лингвистики. Он полагал, что концептосфера является совокупностью значений слов, «которые зависят друг от друга, составляют некие целостности» [6]. В работах Лихачева Д.С. отмечается, что концептосфера является отражением культуры нации, ее культурных образцов. В концептосфере содержится структурированная совокупность знаний и образов представителей различных социумов, наций, которая формируется в процессе упорядочивания когнитивного пространства или иначе ментальности народа или социума. В своей теории Лихачев Д.С. актуализирует роль культуры в формировании как отдельных концептов, так и концеп-тосферы в целом, указывая на то, что «концептосфера языка - это в сущности концептосфера культуры» [6].

Каюмова Д.Ф. [7] в своих трудах отмечает, что концептосфера может считаться некой совокупностью концептов народа. Автор делает важную попытку вывести концептосферу за рамки лингвистического понимания этого феномена, называя концепт «информационной базой мышления». Развивая эту идею, Попова З.Д. и Стернин И.А. [8] указывают на то, что концептосфера отдельного человека как субъективное знание представляет собой упорядоченную совокупность ментальных единиц, которые отражают познанную субъектом действительность. Это составляет информационную базу как сознания, так и мышления человека. О роли субъ-ектности концептосферы и отдельных составляющих ее концептов писал в своих работах также академик Лихачев Д.С. [6,7,8], указывая на то, что «концепты, являясь «посланиями» (message), могут по-разному восприниматься адресатами. В работах Хороших П.П. [9] на примере материала «конкретной поэзии» как жанра немецкой литературы показано, что «послания» (message) в культуре всегда отражают лишь стандартное, линейное мышление. В основе же субъективного восприятия мира лежит «напоминание» (memento), суть которого - многогранность концептуального восприятия действительности.

Таким образом, концептосфера в лингвистике понимается как некая совокупность знаний, в основе которой лежат концепты. Данная совокупность обобщает различные знания о внешнем объективном мире, в котором происходит организация мыслительных картин, схем, символов. Все это существует в виде абстрактных значений.

Некоторые авторы (Брылева Н.А., Прохоров Ю.Е.

300

В.В. Красных, Прохорова О.Н.) считают, что концептосфера с позиций культурологического подхода является неким продолжением идей семиосферы, которая была предложена Ю. М. Лотманом [10]. К примеру, в работе Брылевой Н.А. высказывается мнение, что семиотическая система является первичной по отношению к концептосфере. Автор предполагает, что, если рассматривать культуру в целом как семиотическую систему, музыкальную культуру «можно трактовать как определенную музыкальную концептосферу» [11], в которой получили свое отражение особенности создания, восприятия, воспроизведения, а также передачи музыкальной информации в культуре. Однако мы считаем, что подобное сравнение не совсем точно отражает понятие концепта как ментальной сущности культуры. Прохоров Ю.Е., проведя сравнительный анализ семиотического и концептуального пространства, приходит к выводу, что концептосфера отражает общую совокупность «исторически сложившихся базовых структурных элементов организации человеческого бытия» [12]. Концептосфера первична по отношению к семиосфере, т.к. семиотическое пространство основано на «бытийно сложившихся правилах понимания, оценки и организации хаоса человеческого бытия».

Рассматривая генезис концептосферы в ментальном пространстве субъекта, Степанов Ю.С. исходит из семиотической основы отдельного концепта, из его наименования. Он указывает на то, что «характер закономерности приобретает не сам конечный результат - наименование, а тот ряд, в пределах которого наименование совершается». Под «рядом» автор понимает некую сферу, концептуализированную область, которая выходит за пределы языка и лежит на границе между языком и культурой. Именно на границе между языком и культурой происходит перенос наименования из сферы языка в сферу культуры. Таким образом, концептосфера представляет собой субъективизированное ментальное единство языка и культуры [13].

Исходя из семиотического подхода, в работах Прохоровой О.Н. и Смирновой С.Б. предпринята попытка системной трактовки концептосферы в аспекте философии сознания. Авторы отмечают, что изучаемый феномен представляет собой сложное, структурированное понятие, которое является транспорентным ментальным образованием. В нем зафиксирован национальный линг-вокультурный опыт. Авторы также придерживаются единого мнения большинства исследователей (Поповой З.Д., Стернина И.А., Каюмовой Д.Ф.), что концептосфе-ра является одним из важных элементов национального сознания.

Обобщая идеи концептосферы в культурологическом подходе, можно сделать вывод, что концептосфера с позиций культурологии определяется как менталитет народа, который может быть выражен через особенности восприятия и понимания действительности. При этом важно выделить в основе национальной концептос-феры ментальные единицы, которые образуют в своем единстве когнитивные стереотипы, иначе именуемые суждениями о действительности.

Учитывая тот факт, что концептосфера отражает национальное языковое сознание, возникает вопрос о соотношении таких понятий в его структуре, как значение и смысл. Вопросам дихотомии этих понятий были посвящены работы отечественных психологов, в том числе работы Л.С. Выгодского. По его мнению, «значение» отдельного слова представляет собой лишь объективное отражение системы связей, а также отношений. «Смысл» же отражает субъективные аспекты ментального знания соответственно данному моменту и ситуации. Таким образом видно, что концептосфера является носителем субъективного ментального опыта, сформированного в конкретных социокультурных условиях.

Концептосфера как некая совокупность знаний народа с позиций психологического знания так же рассма-

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 3(28)

педагогические науки

Голохваст Кирилл Сергеевич, Хороших Павел Павлович, Сергиевич Александр Александрович и другие ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПТОСФЕРА КАК БАЗИС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ...

тривается в работах Поповой З.Д. и Стернина И.А. [7]. Авторы считают, что концептосфера может определять менталитет народа, что выражается в особенностях восприятия и понимания действительности. При этом в основе национальной концептосферы лежат ментальные единицы, образующие когнитивные стереотипы, иначе именуемые как суждения о действительности.

Е.А. Шестерина [14] в своей работе делает попытку трактовки концептосферы через теорию психологических систем, разработанную О.К. Тихомировым и В.Е. Клочко. В данном подходе в полной мере отразился подход к концептосфере как ментальному феномену, возникающему как межсубъектный феномен. Автор считает возможным считать концептосферу как репрезентацию ментального пространства личности. При этом ментальное пространство личности, по Е.А. Шестериной, - это сложная самоорганизующееся система. Важно отметить, что само ментальное пространство человека нельзя отнести к объективному или субъективному познанию. Это пространство транссубъективно, а коммуникации, в которых происходит его формирование, можно считать транскоммуникациями. Транскоммуникация, по В.Б. Кашкину, представляют собой как межличностные взаимодействия, так и взаимодействия человека с культурой, в которых формируется транссубъективное надличностное пространство человека. Именно подобное транссубъективное пространство и можно назвать кон-цептосферой.

Таким образом, мы считаем возможным понимать под концептосферой в психологии субъективную интерпретацию полученного отдельной личностью ментального знания в конкретных социокультурных условиях.

Сейчас предпринимаются попытки изучения отдельных профессиональных концептосфер как части национальной культуры. Особое внимание при этом уделяется изучению концептосфер основных областей научного знания, одной из которых является образование как профессиональная деятельность.

Понимание концептосферы образования как части общенациональной культуры развивает в своих трудах Колесникова И.А. [15]. Концептосфера образования как непрерывного процесса определяется автором как структурированная совокупность различных концептов, в которых репрезентируется целостное представление об образовании в течении жизни. При этом данный феномен распространяется на всех носителей культуры, как говорит Колесникова И.А., «носители такого представления могут быть вариантивны по своей социокультурной природе и масштабу» [15].

Концептосфера образования конкретизируется в более общей концептосфере профессиональной деятельности, которая была рассмотрена в работах Севастьяновой И.В [16, 17,18]. Автор отмечает, что эффективная реализация профессиональной деятельности возможна при формировании концептосферы профессиональной деятельности. При этом наличие в ментальном опыте работника концептосферы профессиональной деятельности позволяет перейти на качественно новый уровень развития личности. Данный тезис позволяет определить концептосферу профессиональной деятельности как ин-тегративное качество, направленное на формирование не только знаний, умений и навыков как компетентност-ной парадигмы, но и личностных качеств и профессиональных смыслов. На примере подготовки судоводителей автор показывает, что в основе профессиональной подготовки должно лежать формирование мыслительных конструктов, а также смыслов человека в заданных профессиональных условиях. Таким образом, в основе формирования компетенций должно быть формирование, «интериоризация» профессиональных концептов, общая сумма которых составляет концептосферу.

Идеи Колесниковой И.А. и Севастьяновой И.В. интегрируются в единое понятие педагогической концептос-феры, предложенной Дмитриевой Е.Н. [18,19,20]. В ос-

нове концептосферы автор выделяет объективные профессионально-педагогические ценности, которые субъективно интерпретированы педагогом. Е.Н. Дмитриева в своих работах объединяет это как совокупность концептов, которые включены в контекст жизнедеятельности учителя и определяют характер его профессионально значимого отношения к действительности и поведение. Все это составляет содержание профессиональной педагогической концептосферы.

Таким образом, анализируя идеи о концептосфере как педагогическом феномене, можно согласиться с идеей Е.Н. Дмитриевой, которая понимает профессиональную педагогическую концептосферу как некий системообразующий элемент индивидуального педагогического мировоззрения учителя, который составляет сущность его профессиональной картины мира.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Кузнецов В. Ф. Проблемы единого педагогического пространства в системе «школа колледж вуз» // Интеграция образования. 2003. № 2. с. 30-34

2. Мартишина Н. В. Ценностные характеристики творческого потенциала педагога // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. 2012. № 36

3. Ямбург Е. А. Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога, М.: Просвещение, 2014.

4. Сапогова Е. Е. Дао психолога: феномены психологического бытия //Журнал практического психолога. 1998. № 7. с. 75-86

5. Дмитриева Е. Н. Смысловая парадигма как основа совершенствования профессиональной подготовки педагогов в вузе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01., Н. Новгород, 2004.

6. Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка //Известия ОРЯ, Серия литературы и языка. Т. 52. № 1. 1993.

7. Каюмова Д. Ф. Сравнительная когнитивная лингвистика: краткий конспект лекций, Казань: Каз. федер. ун-т., 2013.

8. Попова З. Д., Стернин И. А. Семантико-когнитивный анализ языка, Воронеж: Истоки, 2007, с. 250.

9. Хороших П. П. Немецкая «конкретная поэзия»: восприятие, осмысление, трактовка//Язык и культура. 2013. № 8, с. 121-126

10. Лотман Ю. М. Статьи по семиотике и топологии культуры [в 3 т.], т. I, Таллин: Александра, 1992.

11. Брылева Н. А. Концептосфера музыкального пространства культуры. Вестник Томского гос. ун-та. 2009. № 324

12. Прохоров Ю. Е. К проблеме «концепта» и «концептосферы»// в Язык, сознание, коммуникация: сб. статей / Отв. ред. В.В. Красных, А.И. Изотов, М., 2005.

13. Степанов Ю. С. Концепты. Тонкая пленка цивилизаций, М.: Языки славянских культур, 2007.

14. Шестерина Е. А. Структура и содержание концептосферы «педагогическая профессия» // Языковое бытие человека и этноса6 когнитивный и психолингвистический аспекты. Материалы IV международных Березинских Чтений, Москва, 2008.

15. Колесникова И. А. Концептосфера непрерывного образования: логика и методология исследования // Непрерывное образование: XXI век. 2016. т. 3. № 15.

16. Севастьянова И. В. Проблема формирования концептосферы профессиональной деятельности судоводителя. Ученые записки ЗабГУ. Серия: педагогические науки. 2017. № 5

17. Дмитриева Е. Н. Парадигма смыслообразующей педагогической подготовки учителя // Высшее образование в России. 2011. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/paradigma-smysloobrazuyuschey-pedagogicheskoy-podgotovki-uchitelya (дата обращения: 21.05.2019).

18. Ахметова М. Н., Кузнецова Н. С. Поэтапное обучение русскому языку как иностранному на основе педагогических концептосфер как стратегии «живого знания» //Вестник ЧГПУ. 2013. №7.

19. Шварко Л. И. Структура и содержание концептосфе-ры «Педагогическая профессия» // Языковое бытие человека и этноса. 2008. №14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-i-soderzhanie-kontseptosfery-pedagogicheskaya-professiya (дата обращения: 21.05.2019).

20. Ястребова Г. А. Теоретические предпосылки исследования концепта в педагогике //Известия ВГПУ. 2007. №1.

Статья поступила в редакцию 25.05.2019

Статья принята к публикации 27.08.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.