Научная статья на тему 'Педагогическая интернатура при подготовке преподавателя высшей школы'

Педагогическая интернатура при подготовке преподавателя высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матушанский Г. У., Фролов А. Г., Завада Г. В., Хомочкина С. А.

Авторами рассматривается вопрос о возможностях специализированной подготовки научно-педагогических кадров. Вузовская и послевузовская подготовка будущих педагогов не создает достаточной основы для профессионально-педагогической деятельности в высшей школе. Профессиональные знания носят статичный характер они не превращены в умения: разница в оценках знаний и умений начинающих педагогов значительна. В качестве необходимого звена послевузовской подготовки педагогических кадров авторы предлагают ввести педагогическую интернатуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матушанский Г. У., Фролов А. Г., Завада Г. В., Хомочкина С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Internship in Faculty Training

The authors consider the issue about opportunities of specialized faculty training. Training of future faculty members at higher educational institutions and at post-graduate schools does not create sufficient basis for professional teaching in higher education. Professional knowledge is of static nature it is not turned into skills: there are significant differences between theoretical knowledge and practical skills of junior faculty members. The authors propose to introduce pedagogical internship as a necessary component of post-graduate faculty training.

Текст научной работы на тему «Педагогическая интернатура при подготовке преподавателя высшей школы»

Я_____________I

УДК 378.126

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРНАТУРА ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Г.У. МАТУШАНСКИЙ, А.Г. ФРОЛОВ, Г.В. ЗАВАДА, С.А. ХОМОЧКИНА Казанский государственный энергетический университет

Авторами рассматривается вопрос о возможностях специализированной подготовки научно-педагогических кадров. Вузовская и послевузовская подготовка будущих педагогов не создает достаточной основы для профессионально-педагогической деятельности в высшей школе. Профессиональные знания носят статичный характер - они не превращены в умения: разница в оценках знаний и умений начинающих педагогов значительна. В качестве необходимого звена послевузовской подготовки педагогических кадров авторы предлагают ввести педагогическую интернатуру.

Социально-экономические преобразования, интеграция России в мировую систему высшего образования, появление новых ценностей, понимание значимости образования выявили необходимость в педагоге нового типа, способном быстро ориентироваться в окружающей действительности. Изменения в социуме превосходят динамику личностной готовности к их адаптации. Система образования в этой ситуации призвана помочь преподавателю сформировать в себе качества, необходимые для становления профессионально состоятельной, конкурентоспособной, активной личности, способной адаптироваться к условиям современной действительности в максимально короткие сроки. Поэтому адаптация как процесс и адаптированность как свойство личности становятся для преподавателя основополагающими в процессе его подготовки и профессиональной деятельности.

Развитие магистратуры в системе высшего профессионального образования стало одним из важнейших направлений обновления системы подготовки высококвалифицированных научно-исследовательских и педагогических кадров. Подготовка магистров в системе высшего профессионального образования должна обеспечить специализированную фундаментальную подготовку научных и научно-педагогических кадров. Лучших результатов можно будет достигнуть при системной подготовке преподавателей высшей школы еще в период их обучения в магистратуре и (или) аспирантуре вузов. Это даст возможность готовить преподавательские кадры из числа наиболее талантливых студентов.

Минобразования РФ разработало Государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника магистратуры для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы». Структура и содержание магистерской подготовки в целом могут служить хорошим фундаментом подготовки преподавателя высшей школы в рамках магистратуры. При этом обеспечивается решение двух задач: широкой фундаментальной и глубокой профессиональной подготовки в

© Г.У. Матушанский, А.Г. Фролов, Г.В. Завада, С.А. Хомочкина Проблемы энергетики, 2007, № 5-6

КРАТКИЕ СООБЩЕНИ

соответствующей научной области и увеличение исследовательской доли в общей подготовке преподавателя высшей школы.

Аспирантура вместе с магистратурой призвана решить задачу воспроизводства не только научных кадров, но также и преподавателей высшей школы на основе научно-предметной, психолого-педагогической и культурно-просветительской подготовки. В аспирантуре предусмотрена возможность освоения образовательно-профессиональной программы, обеспечивающей получение дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы», если эта программа не была освоена в период обучения в магистратуре.

Вузовская и послевузовская подготовка будущих педагогов не создает достаточной основы для профессионально-педагогической деятельности в высшей школе. Профессиональные знания носят статичный характер - они не превращены в умения: разница в оценках знаний и умений начинающих педагогов значительна. Необходимым звеном послевузовской подготовки педагогических кадров может стать педагогическая интернатура.

В России уже более ста лет существует богатый опыт медицинской интернатуры, которым можно было бы с успехом воспользоваться при обосновании и разработке педагогической интернатуры в высшей школе. Последипломная подготовка выпускников предусмотрена в медицине при обязательной одногодичной специализации - интернатуре, основной задачей которой является улучшение практической подготовки выпускников мединститутов, повышение профессионального уровня и степени их готовности к самостоятельной врачебной деятельности. По окончании срока подготовки в интернатуре врачи сдают выпускной экзамен по специальности. Им выдается удостоверение с указанием присвоенной квалификации врача-специалиста и сертификат специалиста (срок действия 5 лет). Подобную подготовку можно было бы рекомендовать для непрерывного

профессионального образования преподавателей вузов.

В настоящее время в Российской Федерации существует

законсервированный институт преподавателей-стажеров. Специалист,

имеющий диплом о высшем образовании, может быть зачислен на место преподавателя-стажера с обязательным закреплением руководителя стажировки. Данный институт преподавателя-стажера может стать инструментом для практической реализации педагогической интернатуры.

Образовательный процесс вуза обладает рядом возможностей для реализации педагогической интернатуры. Помимо института преподавателя-стажёра такую возможность может предоставить «Школа молодого преподавателя». Ее целью должно быть знакомство с педагогическими технологиями, применяемыми в вузе. Кроме того, обязательным элементом «Школы молодого преподавателя» являются отчетные занятия, проводимые слушателями под контролем преподавателя-методиста. Данная форма педагогической интернатуры по своим временным и организационным показателям органично вписывается в педагогический процесс вуза.

Казанский государственный энергетический университет представил в январе 2007 г. в Министерство образования и науки РФ инновационный образовательный проект, компонентом которого является разработка и реализация инновационной системы адаптации выпускников аспирантуры, магистратуры и специалитета к преподавательской деятельности в высшей

школе через новую институциональную форму послевузовского профессионального образования - педагогическую интернатуру.

В рамках указанного компонента инновационного образовательного проекта сформулирован ряд задач:

• теоретическое обоснование введения новой институциональной формы послевузовского профессионального образования;

• разработка структуры и содержания педагогической интернатуры;

• практическая реализация предлагаемого проекта на экспериментальной площадке - в Казанском государственном энергетическом университете;

• обобщение результатов эксперимента и распространение позитивного опыта на систему высшего профессионального образования России.

По окончании реализации инновационного образовательного проекта планируется получить следующие конкретные результаты и продукты:

- теоретическое обоснование введения новой институциональной формы послевузовского профессионального образования;

- организационно-педагогические условия и регламент введения педагогической интернатуры в вузе;

- структуру и содержание плана педагогической стажировки;

- разработанные и реализованные мобильные интерактивные модульные образовательные технологии обучения и контроля знаний интернов;

- профессионально-ориентированные технологии формирования и развития ключевых компетенций преподавателя высшей школы;

- новые образовательные технологии, тестовые и рейтинговые системы с методическим, программным и техническим обеспечением по направлениям и специальностям кафедр, направляющих интернов на педагогическую стажировку;

- результаты эксперимента по педагогической интернатуре, обобщенные в научных монографиях, статьях, учебных и методических пособиях, диссертациях по педагогическим наукам;

- сформированный творческий и административный коллектив по обеспечению функционирования педагогической интернатуры;

- прошедших педагогическую интернатуру преподавателей вузов, способных на современном уровне реализовывать образовательные программы направляющих кафедр;

- долгосрочные договоры с высшими учебными заведениями о передаче позитивного опыта и направлении интернов на стажировку.

Конечная цель программы будет достигнута глубоким реформированием учебного процесса. Основой этого реформирования должно быть развитие кадрового потенциала университета за счет подготовки преподавателей вузов, владеющих современными образовательными технологиями, обладающих профессиональными компетенциями, являющимися конкурентоспособными активными личностями, способными адаптироваться к динамично меняющимся внешним условиям в максимально короткие сроки.

Summary

The authors consider the issue about opportunities of specialized faculty training. Training of future faculty members at higher educational institutions and at postgraduate schools does not create sufficient basis for professional teaching in higher education. Professional knowledge is of static nature - it is not turned into skills: there are significant differences between theoretical knowledge and practical skills of junior faculty members. The authors propose to introduce pedagogical internship as a necessary component ofpost-graduate faculty training.

nociynuaa 28.02.2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.