Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ ПОНЯТИЯ"СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ ПОНЯТИЯ"СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
421
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИКА КУЛЬТУРЫ / ВОСПИТАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ / ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярошенко Н.Н.

Представлен теоретико-методологический анализ социально-культурной деятельности как совокупности просветительских, воспитательных, художественно-творческих практик, реализуемых в деятельности государственных и негосударственных организаций культуры, а также как специализированной области научных исследований и подготовки кадров. Поставлена задача педагогической имплементации понятия «социально-культурная деятельность», то есть правомерности его педагогической интерпретации, что актуализировано включением данной проблематики в новую педагогическую научную специальность «5.8.1 - Общая педагогика. История педагогики и образования». При этом показана необходимость атрибутировать и обосновать, во-первых, педагогический характер социально-культурной деятельности как практики (онтологический аспект) и, во-вторых, научный статус исследований социально-культурной деятельности в его связи с педагогической наукой (эпистемологический аспект). В данной статье аргументирован вывод о том, что родовой сущностью социально- культурной деятельности является педагогическая деятельность, а её видом - совокупность специально организованных воспитательных практик в сфере культуры. Социально-культурная деятельность, будучи частным случаем общей педагогической деятельности, концентрирует в себе все её признаки - целенаправленный характер, нацеленность на воспитательные задачи, наличие профессиональных кадров и их специализированный воспитательный функционал и т.д. Специфика педагогики социально-культурной деятельности, раскрывающая диалектику общего и особенного, определяется тем, что в её основу положен комплекс педагогических технологий, имеющих организационно-управленческое, информационно- просветительское, рекреативно-оздоровительное, развлекательно-гедонистическое, анимационное, реабилитационное функциональное предназначение. Это обеспечивает многообразие педагогических подходов и методик, реализуемых в практике современных организаций культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL IMPLEMENTATION OF THE CONCEPT OF “SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY”

The article presents a theoretical and methodological analysis of social and cultural activity as a set of educational, educational, artistic and creative practices implemented in the activities of state and non-state cultural organizations, as well as a specialized field of scientific research and training. The task of pedagogical implementation of the concept of “social and cultural activity”, i.e. the validity of its pedagogical interpretation, which is actualized by the inclusion of this issue in the new pedagogical scientific specialty “5.8.1 - General Pedagogy. History of pedagogy and education”. At the same time, it is shown that it is necessary to attribute and justify, firstly, the pedagogical nature of social and cultural activity as a practice (ontological aspect), and, secondly, the scientific status of research on social and cultural activity in its connection with pedagogical science (epistemological aspect). This article argues the conclusion that the generic essence of social and cultural activity is pedagogical activity, and its type is a set of specially organized educational practices in the field of culture. Social and cultural activity, being a special case of general pedagogical activity, concentrates all its features - purposeful nature, focus on educational tasks, availability of professional personnel and their specialized educational functionality, etc. The specifics of the pedagogy of social and cultural activity, revealing the dialectic of the general and special, is determined by the fact that it is based on a complex of pedagogical technologies that have organizational and managerial, informational and educational, recreational and recreational, entertainment and hedonistic, animation, rehabilitation functional purpose. This provides a variety of pedagogical approaches and techniques implemented in the practice of modern cultural organizations.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ ПОНЯТИЯ"СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"»

СУ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

УДК 379.8:001.1

https://doi.org/10.24412/1997-0803-2021-5103-124-136 Н. Н. Ярошенко

Московский государственный институт культуры, Химки, Московская область, Российская Федерация, e-mail: yaroch1@yandex.ru

Аннотация: Представлен теоретико-методологический анализ социально-культурной деятельности как совокупности просветительских, воспитательных, художественно-творческих практик, реализуемых в деятельности государственных и негосударственных организаций культуры, а также как специализированной области научных исследований и подготовки кадров. Поставлена задача педагогической имплементации понятия «социально-культурная деятельность», то есть правомерности его педагогической интерпретации, что актуализировано включением данной проблематики в новую педагогическую научную специальность «5.8.1 -Общая педагогика. История педагогики и образования». При этом показана необходимость атрибутировать и обосновать, во-первых, педагогический характер социально-культурной деятельности как практики (онтологический аспект) и, во-вторых, научный статус исследований социально-культурной деятельности в его связи с педагогической наукой (эпистемологический аспект). В данной статье аргументирован вывод о том, что родовой сущностью социально-культурной деятельности является педагогическая деятельность, а её видом - совокупность специально организованных воспитательных практик в сфере культуры. Социально-культурная деятельность, будучи частным случаем общей педагогической деятельности, концентрирует в себе все её признаки - целенаправленный характер, нацеленность на воспитательные задачи, наличие профессиональных кадров и их специализированный воспитательный функционал и т.д. Специфика педагогики социально-культурной деятельности, раскрывающая диалектику общего и особенного, определяется тем, что в её основу положен комплекс педагогических технологий, имеющих организационно-управленческое, информационно-просветительское, рекреативно-оздоровительное, развлекательно-гедонистическое, анимационное, реабилитационное функциональное предназначение. Это обеспечивает многообразие педагогических подходов и методик, реализуемых в практике современных организаций культуры.

Ключевые слова: социально-культурная деятельность, педагогика культуры, воспитание в сфере культуры, институты социально-культурной деятельности, теория социально-культурной деятельности.

Для цитирования: Ярошенко Н. Н. Педагогическая имплементация понятия «социально-культурная деятельность» // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 5 (103). С. 124-136. https://doi.Org/:10.24412/1997-0803-2021-5103-124-136

ЯРОШЕНКО НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры

YAROSHENKO NIKOLAI NIKOLAEVICH - D.Sc. in Pedagogic Sciences, Professor, Head of the Department of Social and Cultural Activity, the Moscow State Institute of Culture

© Ярошенко Н. Н., 2021

PEDAGOGICAL IMPLEMENTATION OF THE CONCEPT OF "SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY"

Nikolai N. Yaroshenko

Moscow State Institute of Culture, Khimki City, Moscow Region, Russian Federation, e-mail: yaroch1@yandex.ru

Abstract: The article presents a theoretical and methodological analysis of social and cultural activity as a set of educational, educational, artistic and creative practices implemented in the activities of state and non-state cultural organizations, as well as a specialized field of scientific research and training. The task of pedagogical implementation of the concept of "social and cultural activity", i.e. the validity of its pedagogical interpretation, which is actualized by the inclusion of this issue in the new pedagogical scientific specialty "5.8.1 - General Pedagogy. History of pedagogy and education". At the same time, it is shown that it is necessary to attribute and justify, firstly, the pedagogical nature of social and cultural activity as a practice (ontological aspect), and, secondly, the scientific status of research on social and cultural activity in its connection with pedagogical science (epistemological aspect). This article argues the conclusion that the generic essence of social and cultural activity is pedagogical activity, and its type is a set of specially organized educational practices in the field of culture. Social and cultural activity, being a special case of general pedagogical activity, concentrates all its features - purposeful nature, focus on educational tasks, availability of professional personnel and their specialized educational functionality, etc. The specifics of the pedagogy of social and cultural activity, revealing the dialectic of the general and special, is determined by the fact that it is based on a complex of pedagogical technologies that have organizational and managerial, informational and educational, recreational and recreational, entertainment and hedonistic, animation, rehabilitation functional purpose. This provides a variety of pedagogical approaches and techniques implemented in the practice of modern cultural organizations.

Keywords: social and cultural activity, pedagogy of culture, education in the field of culture, institutions of social and cultural activity, theory of social and cultural activity.

For citation: Yaroshenko N. N. Pedagogical implementation of the concept of "Social and cultural activity". The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts (Vestnik MGUKI). 2021, no. 5 (103), pp. 124-136. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1997-0803-2021-5103-124-136

Постановка проблемы: педагогическое предназначение социально-культурной деятельности

Современный этап разработки педагогической теории социально-культурной деятельности характеризуется пониманием её как особого социального института, как системы духовного производства, функционирующей в сфере свободного времени, как средства воспроизведения в новых поколениях достигнутого обществом уровня культуры [13, с. 9]. Данное предположение было сделано нами ещё в начале нового столетия и по прошествии двух десятилетий воспринимается как аксиоматическое утверждение, которое не утратило актуальности.

С этих позиций социально-культурную деятельность сегодня можно определить как совокупность просветительских, воспитательных, художественно-творческих практик реализуемых в деятельности государственных и негосударственных организаций культуры, а также специализированную область научных исследований и подготовки кадров.

В этом, достаточно общем определении, мы стремимся подчеркнуть глубокую связь понятия «социально-культурная деятельность» с педагогикой. Ведь просветительство и воспитание - это явления по своей сути педагогические, глубинно сопряжённые с целями, задачами и формами со-

действия развивающейся личности на пути вхождения в культуру. Именно обнаружению сущностных связей социально-культурной деятельности с педагогической практикой и педагогической теорией посвящена данная статья.

Педагогическое предназначение социально-культурной деятельности определено её истоками, исторически связанными с развитием в нашей стране во второй половине XIX - начале XX века педагогической теории и практики внешкольного образования. Исторический анализ, которому мы неоднократно уделяли много внимания [12; 13], конечно же, даёт чёткое понимание того, что социально-культурная деятельность имеет педагогические корни - она изначально в России была связана с просветительским движением, в которое в середине XIX - начале XX века активно включились представители дворянского сословия, демократически настроенная интеллигенция, русское учительство.

Однако признание связи понятия «социально-культурная деятельность» с её генезисом сейчас, в XXI веке, не отменяет необходимости рассмотрения её актуального состоянии как педагогического явления. И именно это актуальное состояние социально-культурной практики и теории характеризуется недостаточно прояснённой и не вполне очевидной связью с педагогической традицией. Многочисленные современные трансформации форм и институциональной основы социально-культурной деятельности сильно мешают обнаружению её педагогических корней и педагогической сущности.

Задача актуальной педагогической им-плементации изучаемого понятия, на наш взгляд, может быть решена путём сопоставления современного содержания социаль-

но-культурной деятельности и смыслового контекста основных категорий педагогики.

Такая задача в современной ситуации ещё не ставилась, хотя именно последние события делают её особенно актуальной. Речь идёт об изменении статуса теории социально-культурной деятельности как научной специальности. Сегодня она, более полувека существовавшая самостоятельно под шифром 13.00.05, включена в главную педагогическую научную специальность «5.8.1 - Общая педагогика. История педагогики и образования», в паспорте которой представлена самостоятельным подпунктом - «Педагогические концепции организации социально-культурной деятельности». Это событие, произошедшее на уровне организации научных исследований в России, затрагивает не только теорию социально-культурной деятельности, но и систему подготовки кадров, в том числе научно-педагогических. Полагаем, что в какой-то мере это решение повлияет и на саму социально-культурную практику, что также потребует внимательного изучения и анализа.

Не так давно в выступлении на Всероссийском форуме «Социально культурная деятельность в проекции будущего» (май 2021 года) [см.: 9] доктор педагогических наук, профессор Юрий Николаевич Столяров сформулировал этот вопрос предельно чётко: «Не уверен, что все педагоги понимают социально-культурную деятельность как явление педагогическое и имеющее педагогическое предназначение? Нужно убедить членов экспертного совета по педагогике ВАК РФ в том, что социально культурная деятельность - это педагогическое явление!». Эти слова Ю. Н. Столярова восприняты нами как призыв к действию, призыв к новым шагам в осмыслении социально-культурной деятельности.

На наш взгляд, такая постановка вопроса правомерна и не случайна - сегодня, необходимо заново определить педагогическую сущность социально-культурной деятельности, осуществить педагогическую имплементацию понятия «социально-культурная деятельность», то есть доказать правомерность его использования в контексте педагогической науки.

Методы исследования

Поиск ответа на поставленный вопрос предполагает обращение к трактовкам понятия «социально-культурная деятельность» в зарубежных и отечественных гуманитарных науках. Действительно, накоплен большой опыт интерпретации понятия философами, социологами, культурологами (М. А. Ариарский, Ж. Дюмазедье, М. С. Каган, А. Я. Флиер и другие), представителями педагогической науки (Т. Г. Киселёва, Ю. Д. Красильников, А. Д. Жарков, Ю. А. Стрельцов, В. Е. Триодин и многими другими), в которой ключевым моментом становится обращение к личности и формированию её культуры. Обобщая логику существующих определений социально-культурной деятельности, мы полагаем, что личность является основным субъектом социально-культурной деятельности, её творцом, и при этом сама личность творится, формируется в социально-культурной деятельности. Данный процесс, отражающий одну из сторон формирования личности, является педагогическим по своей сути, и этим устанавливается сущностная связь социально-культурной деятельности и педагогики.

Однако выявление сущностного педагогического свойства социально-культурной деятельности нуждается в конкретизации на основе выявления связи педаго-

гических явлений и социально-культурной деятельности.

При этом углублённая педагогическая имплементация понятия «социально-культурная деятельность» должна, на наш взгляд, должна включать три линии взаимосвязанного рассмотрения:

• во-первых, необходимо атрибутировать и обосновать педагогический характер социально-культурной деятельности как практики, прояснив при этом понятийную основу этого явления;

• во-вторых, важно показать, что институциональная основа социально-культурной деятельности по своему ресурсному и организационному потенциалу сопоставима с деятельностью других педагогических институций;

• в-третьих, систематизировать взгляды представителей различных отраслей знания на научный статус исследований социально-культурной деятельности и обосновать его связь с педагогической наукой.

И если первые две линии анализа решают задачи онтологического анализа социально-культурной деятельности, то третья -непосредственно адресует нас к необходимости выявления эпистемологического статуса теоретических концепций, с позиций которых осмысляется эта практика.

Подчеркнём, что в педагогическом анализе мы применяем философские понятия «онтология» и «эпистемология» с определённой долей условности. Например, в контексте педагогического анализа социально-культурной деятельности речь не может идти об онтологии как учении о бытии как таковом, о принципах бытия, наиболее общих сущностях и категории сущего, а лишь - об онтологическом аспекте изучения конкретного педагогического явления. При этом обращение к онтологическо-

му аспекту, для которого характерен высокий уровень абстрактности, позволяет решать задачи адекватной интерпретации теоретических понятий, обоснования новых направлений и методологических подходов изучения социально-культурных практик на уровне «взаимопроникновения субъективного и объективного в социальном бытии, которое образовано человеческой деятельностью» [7].

Эпистемологический аспект, также названный нами с определённой долей условности, призван придать ракурс верного «отражения в человеческом сознании реалий мира», применительно к изучению социально-культурной деятельности. Этот аспект непосредственно связан с необходимостью научно-теоретического определения теории социально-культурной деятельности.

Сочетание онтологического («бытийного», практического) и эпистемологического (научно-теоретического) аспектов позволяет целостно представить сущность и специфику социально-культурной деятельности, дать основу для её педагогической имплементации.

Полагаем, что эта не простая и весьма объёмная задача требует основательного рассмотрения. В связи с этим мы приняли решение представить своё видение онтологического и эпистемологического аспектов в двух статьях, предложенных для публикации в научный журнал «Вестник Московского государственного института культуры».

Социально-культурная практика: онтологический аспект

Глубокая связь социально-культурной деятельности с педагогикой определяется, во-первых, присутствием сущностной взаимосвязи между ними; во-вторых, нали-

чием организованного, институционально оформленного ресурса для педагогической деятельности в сфере культуры. Именно эти два, как минимум, момента обеспечивают правомерность педагогического понимания социально-культурной деятельности.

XX век с лёгкостью стёр границы многих сфер жизни, создав причудливое состояние связанности и взаимодополнительности общественных практик. Педагогические практики в прошлом веке вышли за стены школы, соединились с другими формами производственной, социальной, культурной жизни. Это дало импульс к появлению в России нового направления педагогической работы - культурно-просветительной работы, а затем - социально-культурной деятельности, которая успешно развивается теперь уже в XXI веке.

В начале 2000-х годов, раскрывая понятие «социально-культурная деятельность», мы особый акцент делали на технологическом обеспечении социальной культурной деятельности и даже определяли её как «совокупность педагогических технологий» [13, с. 30]. Однако сегодня при решении задачи общепедагогической импле-ментации понятия «социально-культурная деятельность» только технологический подход, предполагающий анализ совокупности методик и способов организации социально-культурной деятельности, оказывается узким и недостаточно информативным. Речь не идёт об отказе от технологического подхода и от самих технологий - они по-прежнему в актуальном арсенале учреждений культуры. Однако в контексте общепедагогических задач сегодня требуется рассмотрение социально-культурной деятельности как особого рода практики - общественной, групповой, индивидуальной (личностной).

Поэтому считаем необходимым остановиться подробнее на онтологическом аспекте в трактовке социально-культурной деятельности, которая, на наш взгляд, связана с общефилософской категорией «практика» и лишь затем - с категорией «деятельность», взятой в её психологическом и педагогическом значениях.

Практика включает в себя все акты преобразования человеком природной и общественной среды и является самым общим способом существования человека. Само понятие практики - более широкое, чем деятельность (хотя в некоторых трактовках практика синонимизирована с деятельностью, ведь её исходное значение (греч. ргакЛе, от ргакйкоз - 'деятельный, активный') как раз и подчёркивает деятельност-ную основу - материальную, чувственно предметную деятельность человека. Однако практика деятельностью не исчерпывается, так как в практике находят отражение все проявления активности человека, которые могут и не перерастать в целенаправленную деятельность.

При этом практика включает: целесообразную деятельность; предмет, на который направлена последняя; средства, с помощью которых достигается цель [11, с. 503]. Важнейшими характеристиками практики являются: осознанность, целенаправленность, предметно-чувственный характер, преобразование материальных систем, общественно значимый характер.

Практика социально-культурной деятельности характеризуется наличием в её составе условий, определяющих развитие личности как носителя и субъекта культуры, то есть изначально определяющих педагогическую направленность этой деятельности.

Социально-культурная деятельность необходимо рассматривать как специаль-

ную практику субъектов (индивидуальных, групповых, институциональных), ориентированную на достижение целей, осуществляемую в определённых условиях и на основе ресурсов и соответствующих средств. «Вследствие этого социально-культурная деятельность, - как точно отмечают Л. А. Беляева и М. А. Беляева, - воспроизводит в своей структуре конституирующие элементы всякой деятельности, связанные между собой определённым образом, благодаря чему деятельность превращается в систему. К ним относятся субъект, объект, цель, средства, результат, а также условия, в которых осуществляется деятельность. То есть определить сущность, структуру и функции СКД - означает раскрыть и показать специфику каждого её структурного элемента и дать по возможности целостную характеристику субъектов, объектов, цели, средств, результатов, функций и условий СКД» [1, с. 69].

Характеристика социально-культурной деятельности на основе категории «практика» даёт возможность обнаружить черты её как практической работы специалиста, менеджера социально-культурной деятельности в совокупности её различных видов.

Например, И. А. Липский выделял совокупность следующих видов деятельности социального педагога: научно-познавательную, научно-преобразовательную, научно-образовательную [5, с. 301], которым противопоставлял «ненаучно-практическую деятельность», ведущую «к дилетантизму, непрофессионализму и некомпетентности» [5, с. 301]).

В социально-культурной практике дилетантизму должны противостоять научно-исследовательская, научно-образовательная, научно-методическая виды дея-

тельности, призванные с научных позиций дать рекомендации для повышения эффективности по всем направлениям творче-ско-производственной деятельности учреждений культуры, обеспечить анализ закономерностей социально-культурной деятельности, повысить эффективность подготовки и переподготовки кадров. Однако этим не исчерпывается вариативность социально-культурной практики.

Исторически сложившаяся в России институциональная основа социально-культурной деятельности - это государственные учреждения культуры клубного типа, современная социально-культурная деятельность успешно осуществляется и в других сегментах культурной жизни, включаясь в деятельность политических партий, общественных объединений, социально ориентированных НКО, образования, индустрии отдыха и развлечений. Социально-культурная деятельность, реализуемая этими институциональными субъектами, «уже сегодня превращается в универсальную практику, способную через включение человека в систему креативного досуга поддерживать многообразие стилей жизни и, как следствие, устанавливать необходимое согласие между социальными группами, интегрировать общество в целом» [14, с. 116].

Социально-культурная деятельность

как вид педагогической деятельности

Учитывая это, социально-культурную деятельность сегодня нужно понимать как вид социальной и культурной практики, наследующей всю совокупность признаков деятельностного отношения человека к миру. Именно поэтому структура социально-культурной деятельности «не произвольна, а задаётся структурой человеческой

деятельности как таковой и раскрывается в контексте диалектики общего, особенного и единичного» [1, с. 69].

Мы неоднократно отмечали в своих работах [см.: 12 и другие], в том числе опираясь на идеи М. С. Кагана [3], что наиболее действенным механизмом, обеспечивающим качественное преобразование общественных отношений под воздействием культуры является педагогическая деятельность. При этом сама социально-культурная деятельность «может быть понята как особый вид педагогической деятельности, в процессе которой ценности культуры сущностно обусловливают формирование качественно новых общественных отношений...» [12, с. 227]. Это онтологический уровень трактовки социально-культурной деятельности.

Нашу позицию поддержали многие исследователи, в том числе Л. А. Беляева и М. А. Беляева [1, с. 68-74], указавшие на единство социально-культурной и педагогической деятельности как способов социального наследования и социокультурного воспроизводства человека. Социально-культурная деятельность «как вид педагогической деятельности обладает теми же характеристиками, что и педагогическая деятельность, являясь организованной формой межличностной коммуникации, в рамках которой целенаправленно осуществляется социальное наследование и социокультурное воспроизводство и развитие человека [1, с. 70].

В основу такого вывода положена авторская трактовка Л. А. Беляевой понятия педагогическая деятельность, которую она раскрывает «как организованную форму межличностной коммуникации, в которой процессы социального наследования и социокультурного воспроизводства

человека приобретают целесообразный характер» [2, с. 15].

Действительно, как это верно указано Л. А. и М. А. Беляевыми, процесс вхождения человека в культуру «означает воспроизводство человека как субъекта практического, теоретического и ценностного отношения к миру» [1, с. 70]. Это достаточно универсальная триада, которая признаётся философами, культурологами, психологами. Однако для нас особый интерес представляет проведённая авторами педагогическая операционализация процесса вхождения человека в культуру и формирования его личностных свойств, одним из которых является культура личности. В этом свойстве максимально выражена мера соответствия деятельности личности «высшим образцам, достигнутым человечеством в его практическом, теоретическом и ценностном отношении к миру. Являясь видом педагогической деятельности, социально-культурная деятельность выполняет эту функцию свойственным ей образом. Специфика кроется в особенностях структурных компонентов СКД (субъектах, объектах, целях, средствах, результатах), технологиях и условиях их реализации» [1, с. 70]. Таким образом, здесь представлена взаимосвязь общего и частного, которую можно интерпретировать как связь родовую и видовую в трактовке социально-культурной деятельности: «педагогическая деятельность» - это родовое понятие, а «социально-культурная деятельность» - видовое.

Такой вывод чётко соотносится с исто-рико-педагогическим генезисом социально-культурной деятельности и всецело обоснован логикой современного этапа развития социокультурной практики.

Здесь мы также должны особо подчеркнуть, что представленный вывод о взаи-

мосвязи педагогической и социально-культурной деятельности, имеющий методологическое значение, сделан в логике общепедагогической рефлексии. Именно это особенно важно в контексте современного этапа самоопределения теории социально-культурной деятельности в рамках общей педагогики.

Итак, родовая сущность социально-культурной деятельности состоит в том, что она является видом педагогической деятельности.

Социально-культурная деятельность концентрирует в себе все родовые признаки педагогики, среди которых нужно назвать целенаправленный характер, нацеленность на воспитательные задачи, наличие профессиональных кадров и их специализированного воспитательного функционала. Можно называть и другие общепедагогические характеристики, например, дидактический характер просветительных практик.

При этом видовое свойство социально-культурной деятельности, определяющее её специфику и неповторимость, определяется форматом социокультурной практики. Наиболее важными здесь являются:

• реализация в сфере свободного времени и на основе досугового интереса личности;

• организация на уровне специальных институций (учреждения клубного типа и другие);

• обусловленность форм педагогической деятельности задачами организации просветительской, художественно-творческой, развлекательно-игровой, рекреативно-оздоровительной деятельности.

Здесь, на наш взгляд, наиболее важным для педагогической имплементации социально-культурной деятельности является сама возможность осуществления

образования, воспитания и развития личности в специфических условиях организации творческой деятельности, массового и группового любительства, отдыха, рекреации и социокультурной реабилитации.

Возможность следует понимать как потенциал, реализация которого при определённых условиях может быть всеобъемлющей или неполной, социально результативной или неэффективной, оказывающей судьбоносное влияние на развитие личности или никак не влияющей на этот процесс. Здесь могут быть приведены и другие антонимичные оценки результативности, эффективности, востребованности и т.д., однако все они не заменяют и не отменяют саму возможность социально-культурной деятельности по реализации педагогического потенциала, что возводит её к педагогической деятельности, во всём многообразии практик обучения, воспитания, развития личности.

Вариативность практик обучения в социально-культурной деятельности максимально полно проявляется в понятиях «просветительство», «культурно-просветительная деятельность».

Суть просветительства как общественной практики, сложившейся в европейской культуре в XVII-XVIII веках, состояла в нацеленности на преодоление пороков общества на основе распространения передовых политических идей и научных знаний. Оно имеет целью повышение культуры общества, обеспечение прогресса, необходимых предпосылок процветания, гуманизации всей жизни через образование, распространение знаний.

Понятие «просветительство» отражает наиболее глубокий культурный пласт образования, культурную зрелость личности (общества), высокий уровень воспитания

(как морального, так и интеллектуального), умственное развитие, свободу от невежества и предрассудков.

Просветительская деятельность, сущ-ностно связанная с образованием, близка, но не совпадает с понятием воспитания.

Воспитание - это «целесообразное, произвольно направляемое взросление ребёнка в социокультурном (духовно-практическом) пространстве человеческого общения. В более широком смысле воспитание понимается как любое сознательно планируемое интеллектуальное, эстетическое и нравственное влияние на индивида или группу людей любого возраста» [6, с. 440-441].

Поэтому «воспитание есть не что иное, как реализуемая в общении возрастных когорт и поколений целенаправленная активность тех субъектов, осознанное бытие которых формирует данное пространство. Направленная на детей, на взрослых и их малые общности, она - одно из необходимых условий пробуждения и развития культурных потребностей и соответствующих им творческих способностей, необходимых для самоформирования и саморазвития их индивидуальности» [6, с. 442].

Активность субъектов воспитательной деятельности - вот, на наш взгляд, наиболее значимая характеристика, которая способствует пониманию профессиональной деятельности работников культуры как, по сути, воспитательной, то есть работник учреждения культуры, обеспечивающий организацию социально-культурной деятельности, выполняет воспитательную функцию.

Предполагается, что у любого воспитания должна быть форма, ведь воспитание - это процесс целенаправленный, собирающий личность в её сложном и противоречивом становлении. В сфере культуры

воспитание приобретает формы массового просветительства, внешкольного образования (именуемого сегодня дополнительным), любительства, творчества, рекреации и т.д. Весь пул этих форм сегодня объединён понятием «социально-культурная деятельность». И она сегодня институционально не связана с определённым типом организаций культуры, так как может быть реализована в любой организации культуры. Её предназначение - воспитательное, которое пронизывает все культурные институции и может быть реализовано на материале любого вида художественного творчества, увлечения; массово ориентируясь на любые социальные группы и/или специфику индивидуальных траекторий развития отдельных участников; осуществляясь целенаправленно в качестве главной функции учреждения и/или сопутствуя другой генеральной функции.

В какой форме осуществляется воспитание? Форма воспитания - это «система организации воспитательной работы, которая задаёт логику взаимодействий участников воспитательного процесса как коллективной деятельности, взаимодействия его участников» [4, с. 149].

Классификаций форм воспитания много, но часто употребляется универсальная форма - «воспитательное мероприятие» или «воспитательное дело» [см., например: 8; 9, с. 578-589], то есть организованный процесс или «отрезок» совместной деятельности педагога и воспитанников по решению воспитательных задач.

В сфере культуры сегодня «форма воспитательной работы» носит несколько иное название - это, конечно же, не «дело», а «практика», «проект». Проект становится универсальным названием различных форм культурной деятельности, часто его сино-

нимизируют с таким, некогда популярным обозначением формы, как «мероприятие», а понятие «практика» объединяет ряд воспитательных форм, проектов.

Поэтому перефразируя общепедагогические трактовки воспитания, на наш взгляд, вполне логично дать определение, раскрывающее педагогическое содержание интересующего нас понятия. В дословном пересказе общепедагогических формулировок социально-культурная деятельность -это специально организованное воспитательное дело в сфере культуры, а точнее -совокупность специально организованных воспитательных практик в сфере культуры.

Содержание этих воспитательных практик во многом определяется, хотя и не исчерпывается, решением конкретных воспитательных задач, в том числе поставленных в идеологических документах, например в «Основах государственной культурной политики» (2014), осознанных в общественном сознании в качестве значимых целей, обеспечивающих вхождение подрастающего поколения в жизнь общества и культурно-историческую преемственность поколений. Большое значение в выборе содержательного наполнения воспитательных практик в сфере культуры имеют потребности личности, самого человека как субъекта самообразования, саморазвития, творчества.

Таким образом, для педагогической им-плементации понятия «социально-культурная деятельность» принципиальное значение имеет признание родового статуса педагогической деятельности в отношении социально-культурной деятельности как её вида, раскрытого в контексте анализа их общих характеристик, а также - частных проявлений и отдельных свойств.

Этот вывод даёт возможность нам в следующей статье перейти к рассмотрению организованного и институционально оформленного ресурса педагогической деятельности в сфере культуры, а затем - к изучению научно-организационной специфики социально-культурных исследований в контексте развития современного педагогического знания.

Выводы

Обоснование единства социально-культурной и педагогической деятельности - генеральная линия педагогической импле-ментации изучаемого понятия, то есть правомерности его применения в контексте педагогической науки.

Поставленный вопрос о педагогической имплементации понятия социально-культурной деятельности необходимо рассматривать во взаимосвязи онтологического и эпистемологического аспектов. В данной статье мы сосредоточились на осмыслении практики социально-культурной деятельности, не рассматривая пока её теоретические основания.

Социально-культурная деятельность сущностно связана с педагогической деятельностью и является одним из её направлений, что определяет их общность. При этом педагогическую деятельность нужно понимать как широкое родовое понятие по отношению к социально-культурной деятельности. Именно поэтому последняя, будучи частным случаем общей педагогической деятельности, концентрирует в себе все её родовые признаки - целенаправленный характер, нацеленность на воспита-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тельные задачи, наличие профессиональных кадров и их специализированного воспитательного функционала и т.д., а специфика, то есть видовое свойство, определяется форматом социокультурной практики (реализация в сфере свободного времени и на основе досугового интереса личности, организация на уровне специальных институций (учреждения клубного типа и другие, обусловленность задачами организации просветительской, художественно-творческой, развлекательно-игровой, рекреативно-оздоровительной деятельности).

Специфика педагогики социально-культурной деятельности, раскрывающая диалектику общего и особенного, определяется тем, что в её основе - комплекс педагогических технологий, имеющих организационно-управленческое, информационно-просветительское, рекреативно-оздоровительное, развлекательно-гедонистическое, анимационное, реабилитационное функциональное предназначение. Это обеспечивает многообразие подходов и методик, реализуемых в практике современных организаций культуры.

Из этого следует, что предназначение социально-культурной деятельности как совершенно самостоятельного и уникального явления человеческой жизни связано с задачами, решаемыми конкретными учреждениями культуры, их руководителями и творческими работниками, которые обязаны, с одной стороны, удовлетворить потребности человека в отдыхе, а с другой -обеспечить условия для его максимального развития. И вот здесь потенциал педагогики как раз и становится определяющим.

Список литературы

1. Беляева Л. А., Беляева М. А. Социально-культурная деятельность: структурно-функциональная модель // Вестник ЧГАКИ. 2013. № 1 (33). С. 68-74.

2. Беляева Л. А. Социокультурные основания педагогической деятельности : автореферат

диссертации на соискание учёной степени доктора философских наук : 09.00.11 - Социальная философия / Беляева Людмила Александровна. Екатеринбург, 1994. 45 с.

3. Каган М. С. Философско-культурологические основания педагогики // Избранные труды в VII

томах. Том III. Труды по проблемам теории культуры. Санкт-Петербург : ИД «Петрополис», 2007. С. 654-739.

4. Качалова Л. П., Телеева Е. В., Качалов Д. В. Педагогические технологии. Шадринск : ШГПИ, 2001.

202 с.

5. Липский И. А. Социальная педагогика: логика формирования объекта и предмета // Понятийный

аппарат педагогики и образования : сборник научных трудов. Выпуск 6 / отв. ред. Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова. Екатеринбург : СВ-96, 2010. С. 298-307.

6. Михайлов Ф. Т. Воспитание // Новая философская энциклопедия : в 4 томах / Институт философии

Российской академии наук, Национальный общественно-научный фонд ; науч.-ред. совет : В. С. Степин [и др.]. Москва : Мысль, 2000-2001. Том 1 : А-Д. 2000. С. 440-442.

7. Мотрошилова Н. В. Онтология // Философская энциклопедия : в 5 томах / под редакцией

Ф. В. Константинова. Москва : Советская энциклопедия, 1960-1970. URL: https://dic.academic.ru/ dic.nsf/enc_philosophy/867/ОНТОЛОГИЯ

8. Пидкасистый П. И. Педагогика : учебник для педагогических вузов / под ред. П. И. Пидкасистого.

5-е издание, доп. и перераб. Москва : Педагогическое общество России, 2008. 563 с.

9. Подласый И. П. Педагогика. Москва : Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС» : Просвещение,

1996. 630 с.

10. Социально-культурная деятельность в современном гуманитарном дискурсе : коллективная

монография / Авторск. коллектив : Н. Н. Ярошенко, К. И. Вайсеро, Л. Е. Востряков и др. ; сост. и науч. ред. Н. Н. Ярошенко ; Московский государственный институт культуры. Москва : МГИК, 2021. 280 с.

11. Спиркин А. Г. Практика // Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л. Ф. Ильичев и др.

2-е издание. Москва : Советская энциклопедия, 1989. С. 503-504.

12. Ярошенко Н. Н. История и методология теории социально-культурной деятельности : учебник

/ Московский государственный университет культуры и искусств. Изд. 2-е, испр. и доп. Москва : МГУКИ, 2013. 455 с.

13. Ярошенко Н. Н. Педагогические парадигмы теории социально-культурной деятельности :

диссертация на соискание учёной степени доктора педагогических наук : 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности / Ярошенко Николай Николаевич. Москва, 2000. 414 с.

14. Ярошенко Н. Н. Социально-культурная деятельность в системе государственной культурной

политики России: четверть века специальности высшего образования // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 4. С. 114-120.

References

1. Belyaeva L. A., Belyaeva M. A. Social and cultural activity: structural and functional model. Herald

of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. 2013, no. 1 (33), pp. 68-74. (In Russ.)

2. Belyaeva L. A. Sociocultural foundations of pedagogical activity. Synopsis dr. philos. sci. diss. Yekaterinburg,

1994. 45 p. (In Russ.)

3. Kagan M. S. Philosophical and cultural foundations of pedagogy. In: Kagan M. S. Selected works in VII

volumes. Volume III. Works on problems of the theory of culture. St. Petersburg, Petropolis Publishing House, 2007. Pp. 654-739. (In Russ.)

4. Kachalova L. P., Teleeva E. V., Kachalov D. V. Pedagogical technologies. Shadrinsk, Publishing House of the

Shadrinsk State Pedagogical Instute, 2001. 202 p. (In Russ.)

5. Lipskiy I. A. Social pedagogy: the logic of the formation of an object and a subject. In: Tkchenko E. V.,

Galaguzova M. A. Conceptual apparatus of pedagogy and education: a collection of scientific papers. Issue 6. Yekaterinburg, Publishing House "SV-96", 2010. Pp. 298-307. (In Russ.)

6. Mikhailov F. T. Education. In: Stepin V. S., ed. New Philosophical Encyclopedia. In 4 volumes, volume 1.

Moscow, Mysl Publishers, 2000. Pp. 440-442. (In Russ.)

7. Motroshilova N. V. Ontology. In: Konstantinov F. V., ed. Philosophical Encyclopedia. In 5 volumes. Moscow,

Publishing House "Soviet Encyclopedia", 1960-1970. Available at: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_ philosophy/867/OHTO,ro™fl (In Russ.)

8. Pidkasistyi P. I. Pedagogy. 5th edition. Moscow, Published by Pedagogical Society of Russia, 2008. 563 p.

(In Russ.)

9. Podlasyi I. P. Pedagogy. Moscow, Humanities Publishing Center "VLADOS", Publishing House

"Prosveshchenie", 1996. 630 p.

10. Yaroshenko N. N., ed. Social and cultural activity in modern humanitarian discourse: collective monograph.

Moscow, Publishing House of the Moscow State Instituty of Culture, 2021. 280 p. (In Russ.)

11. Spirkin A. G. Practice. In: Ilyichev L. F., ed. Philosophical Encyclopedic Dictionary. 2nd edition. Moscow,

Publishing House "Soviet Encyclopedia", 1989. Pp. 503-504. (In Russ.)

12. Yaroshenko N. N. History and methodology of the theory of social and cultural activity. 2nd edition.

Moscow, Publishing House of the Moscow State University of Culture and Arts, 2013. 455 p. (In Russ.)

13. Yaroshenko N. N. Pedagogical paradigms of the theory of social and cultural activity. Dr. ped. sci. diss.

Moscow, 2000. 414 p. (In Russ.)

14. Yaroshenko N. N. Social and cultural activities in the system of state cultural policy of russia: a quarter of

a century of higher education. Bulletin of Kazan state university of culture and arts. 2019, no. 4, pp. 114120. (In Russ.)

*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.