Научная статья на тему 'Педагогическая и коррекционная психология'

Педагогическая и коррекционная психология Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
541
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мальцева Ю. С.

Наиболее проблемным моментом в младшем школьном возрасте является появление у ряда школьников психогенной школьной дезадаптации. Психогенная школьная дезадаптация (ПШД) – это психогенное заболевание и психогенное формирование личности ребёнка, нарушающее его субъективный и объективный статус в семье и затрудняющее учебно-воспитательный – процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мальцева Ю. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая и коррекционная психология»

Таким образом, особенности мышления и речи при шизофреническом процессе неразделимо переплетены. Речь детей делает для собеседника очевидными болезненные особенности их мыслительной деятельности и самих переживаний. Несмотря на достаточно большое количество исследований мышления больных детей и подростков, собственно речь, ее фонетическая, фонематическая, лексико-грамматическая системы, недостаточно изучены. Необходимы дальнейшие исследования речевого статуса при психотических состояниях для максимально эффективной организации лечебно-реабилитационного и коррекционного процесса.

Список литературы:

1. Бухановский А.О. Общая психопатология: пособие для врачей. -Ростов н/Д, 2000. - 416 с.

2. Воронков Б.В. Детская и подростковая психиатрия. - СПб., 2009. -240 с.

3. Зейгарник Б.В. Патология мышления. - М., 1962. - 244 с.

4. Исаев Д.Н. Дифференциальный диагноз психического недоразвития у детей // Психические аномалии развития. - 2002. - Т. 2. - С. 368-385.

5. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. - М., 1985. - 288 с.

6. Микиртумов Б.Е. Лексика психопатологии. - СПб., 2004. - 200 с.

7. Ясперс К. Общая психопатология - М., 1997. - 1056 с.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И КОРРЕКЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

© Мальцева Ю.С.*

Средняя общеобразовательная школа № 5, г. Новый Уренгой

Наиболее проблемным моментом в младшем школьном возрасте является появление у ряда школьников психогенной школьной дезадаптации.

Психогенная школьная дезадаптация (ПШД) - это психогенное заболевание и психогенное формирование личности ребёнка, нарушающее его субъективный и объективный статус в семье и затрудняющее учебно-воспитательный - процесс.

В современной психологии и педагогике выделяют четыре точки зрения на понимание сущности психогенной школьной дезадаптации:

1. Психотравмирующим фактором для младшего школьника становится сам процесс обучения, как бы хорошо он ни был организован. Вызванные им нарушения называют дидактогениями. Например, специалисты

* Учитель начальных классов.

отмечают негативное воздействие на организм ребёнка таких факторов, как преимущественно «сидячая» форма организации учебного процесса, ограничение подвижности ребёнка, школьные нагрузки и т.д.

2. Существует своеобразная конвергенция (сближение) дидактогений и конституциональной (индивидуальной) уязвимости организма ребёнка и его центральной нервной системы. Речь идёт об изначально «больном» ребёнке, дезадаптация которого обусловлена мозговым повреждением или отягощённой наследственностью. Данный взгляд снимает ответственность с семьи и школы за процесс адаптации, возлагая её на других специалистов (врачей, дефектологов, психологов).

3. Семейный климат, стиль родительского поведения считается рядом психологов едва ли не главной и единственной причиной возникновения ПШД или некоторых её форм.

Венгер А.Л. выделяет следующие психологические синдромы, которые, обычно, начиная формироваться уже в дошкольном возрасте, отчётливо проявляются в младшем школьном и подростковом возрастах.

Психологические синдромы, связанные с высоким уровнем демонстративности:

- Негативное самоопределение и демонстративный нигилизм.

Главное проявление состоит в том, что ребёнок привлекает к себе внимание окружающих с помощью нарушения социальных норм. Позиция младшего школьника - это позиция «ужасного ребёнка», которого окружающие замечают только постольку, поскольку он их раздражает и возмущает. Эта позиция становится центральной чертой психологического профиля ребёнка с негативным самопредъявлением.

- Позитивное самопредъявление и гиперсоциальность.

Центральным моментом в обоих этих синдромах является именно самопредъявление, то есть постоянное исполнение какой-либо роли, характерное для демонстративной личности. Во многих случаях позиция «идеального ребёнка» удерживается только в социальных ситуациях, тогда как в домашней жизни ребёнок может быть совершенно невыносим. Причина того, что в домашней жизни ребёнок перестаёт играть роль «образцового мальчика» или «образцовой девочки» состоит в том, что родители, привыкнув к хорошему поведению, начинают считать его нормой и перестают обращать на него внимание.

Психологические синдромы, связанные с тревожностью и депрессивными тенденциями:

- Хроническая неуспешность и тотальный регресс.

Основная особенность психологического профиля - резко повышенная тревожность, приводящая к дезорганизации действий и низкой результативности деятельности. Позиция младшего школьника с хронической неуспешностью - это представление о себе как о безнадёжно плохом ученике.

Постоянный неуспех со временем приводит к появлению пессимистического подхода к действительности, а иногда и к развитию депрессивного состояния. Как правило, признаки депрессии появляются к концу начальной школы. В подростковом возрасте у детей с хронической неуспешностью нередко совершается переход от позиции плохого ученика к самосознанию безнадёжно неуспешной личности. Этим знаменуется формирование нового психологического синдрома - тотального регресса. Деятельность характеризуется отказом от каких-либо проявлений активности, от общения как со взрослыми, так и со сверстниками.

- Уход от деятельности и психологическая инкапсуляция.

Развитие по типу ухода от деятельности происходит у детей, которые не

получают достаточного внимания со стороны взрослых. Такой ребёнок как бы «отсутствует» на уроке, не слышит адресованных ему вопросов и указаний учителя. И дело не в его повышенной отвлекаемости. Он не сосредоточен на чём-то постороннем, а погружён в свой внутренний мир, в фантазии и мечты. Позиция ребёнка, для которого характерен уход от деятельности, является дошкольной, игровой, только игра совершается не во внешнем, а во внутреннем плане. Реакция социального окружения, пытающегося «вернуть» ребёнка к скучной и неинтересной для него деятельности, дополнительно стимулирует его уход в замещающее фантазирование.

Психологические синдромы, связанные с трудностями социализации:

- Социальная дезориентация и отверженность.

Психологический синдром социальной дезориентации возникает в результате резкого изменения условий жизни ребёнка. Наиболее частая причина такого изменения - поступление в школу. Нередко его возникновение бывает вызвано переездом в другой город или другую страну. Чем сильнее изменение условий жизни, тем вероятнее возникновение этого психологического синдрома. Основной особенностью таких детей является недостаточная сформированность социальных норм поведения. Из-за этого относительно часты нарушения значимых социальных норм (агрессивные проявления, мелкое воровство, вандализм и т.п.).

Бросается в глаза несоблюдение дистанции, обычной для общения ребёнка с посторонним взрослым. В отличие от детей с антисоциальной установкой, при социальной дезориентации почти никогда не встречается враждебность к взрослому.

К подростковому возрасту у ребёнка с социальной дезориентацией часто складывается представление о враждебности и несправедливости окружающего мира. Важнейшей особенностью подростка становится самосознание изгоя, отвергаемого обществом, так называемым синдром отверженности.

- Семейная и групповая изоляция.

Психологический синдром семейной изоляции - это, по сути, «застревание» школьника в системе отношений, характерной для дошкольного воз-

раста, когда основной сферой общения ребёнка является его семья. Наблюдается повышенная зависимость, низкий уровень самостоятельности, инфантильность. Позиция школьника формируется замедленно. Имеет место частая боязнь окружающего мира, приводящая к избеганию контактов со сверстниками. С запозданием ребёнку удаётся найти группу сверстников со сходными социокультурными ориентациями. В такой группе он может успешно адаптироваться, сохраняя при этом установки, существенно отличающие его от остальных сверстников, не входящих в эту группу. В этом случае складывается психологический синдром групповой изоляции. Высока зависимость подростка от мнения группы, подчиняемость.

Организация психолого-педагогической помощи школьникам с «трудным» поведением

Негативное самопредъявление. Уделять внимание ребёнку, руководствуясь формулой: «уделять ему внимание не тогда, когда он плохой, а когда он хороший». Замечать ребёнка именно в те минуты, когда он незаметен, когда не выкидывает никаких «фокусов», чтобы привлечь к себе внимание.

Позитивное самопредъявление. В случае «фокусов» - все замечания свести к минимуму, а главное - к минимуму свести эмоциональность реакций, ибо именно эмоциональности ребёнок и добивается от взрослых своими выходками. Найти ту сферу деятельности, где ребёнок мог бы реализовать демонстративность. Например, использовать его организаторские способности, назначив его старостой класса.

Хроническая неуспешность. Акцентируйте внимание класса на успехах детей, а не на ошибках и просчётах. Найдите для каждого ученика ту сферу деятельности, в которой он мог бы почувствовать себя успешным, даже если она не имеет прямого отношения к учению. Демонстрируйте веру в ученика, подчёркивая любые улучшения.

Уход от деятельности. Фантазирование таких детей нужно направить на реальные творческие задачи, обеспечив ему успех, внимание, эмоциональное подкрепление.

Социальная дезориентация. Показать детям приемлемые способы выхода сиюминутной агрессии (например, лучше разорвать лист бумаги, чем ударить соседа по парте).

Использовать в работе успокаивающие занятия, игры, расслабляющие упражнения.

Для агрессивных мальчиков с выраженным маскулинным типом ценностей целесообразно работать с идеалом «настоящего мужчины», подключая к прочим представлениям об эталоне мужественности такие качества как сдержанность, владение собой.

Семейная изоляция. Обучать детей навыкам общения и взаимодействия. Общий принцип участия взрослого в детском общении: как можно бо-

лее незаметная помощь, подсказка в случае конфликта или выпадения из общего дела.

Использовать игровые ситуации для развития навыков общения, моделировать и разбирать с ребёнком различные случаи конфликтов, искать способы их разрешения.

Правила поведения педагога в «трудной» ситуации.

Правило 1. Научитесь акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности ученика.

Правило 2. Займитесь своими негативными эмоциями. Если вы чувствуете, что не можете справиться с гневом, то выдержите паузу, которая необходима для того, чтобы с ним справиться. Эффективным средством справиться с гневом является юмор.

Правило 3. Не усиливайте напряжение ситуации. К усилению напряжения могут привести следующие действия учителя:

- чрезмерное обобщение, навешивание ярлыков

- резкая критика

- повторяющиеся упрёки

- решительное установление границ разговора.

Правило 4. Обсудите проступок позже. Например, можно обсудить случившееся после урока.

Правило 5. Позвольте ученику «сохранить лицо». Не следует требовать публичного раскаяния от ученика в своём проступке.

Правило 6. Демонстрируйте модели неагрессивного поведения. Спокойное, уравновешенное поведение и доброжелательное отношение учителя к ученикам вне зависимости от ситуации является лучшим средством обучения учащихся тому, как нужно вести себя в конфликтных ситуациях.

В заключении хотелось бы отметить, что понимание учителем возрастных особенностей своих учеников, знание психологических причин возникновения трудностей детей, специфики общения с их родителями может помочь ему в решении сложных профессиональных задач и отчасти выступить способом профилактики так называемого синдрома психологического выгорания, который нередко встречается среди педагогов и частыми причинами которого являются напряжённость и конфликты в профессиональной среде.

Список литературы:

1. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос-Пресс, 2001.

2. Кривцова С.В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины. - М.: Генезис, 1997.

3. Монина Г.Б., Панасюк Е.В. Предшкольный бум, или Что нужно знать родителям будущих первоклассников. - М.: Генезис, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.