Научная статья на тему 'Педагогическая функция философии'

Педагогическая функция философии Текст научной статьи по специальности «Философия»

CC BY
570
44
Поделиться
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ФИЛОСОФИИ

Аннотация научной статьи по философии, автор научной работы — Лобанова Нина Исааковна

В статье, исследована важность педагогической функции философии для развития образования, ее место и роль среди других функций философии. Показаны основные характеристики педагогической функции.The article investigates the importance of the pedagogical function of philosophy for the development of education, its place and role among other functions of philosophy. The basic characteristics of the pedagogical function are revealed.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Педагогическая функция философии»

Н.И. Лобанова. Педагогическая функция философии

УДК 1

Н.И. Лобанова

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ФИЛОСОФИИ

Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева

Современный мир как никогда характеризуется динамичностью, быстрым устареванием и обновлением информации. Сегодня, когда стремительно развиваются наукоемкие технологии и внедряются технические достижения, становится ясна необходимость комплексного философского осмысления разнообразных социально-педагогических проблем в связи с более общей проблемой - проблемой Человека.

Происходящие в мире информационные, технологические, социальные, культурные изменения требуют соответствующей их переоценки в свете жизнеучительской миссии философии, которая реализуется в педагогической функции философии.

Нарастание проблем и кризисов в образовании обострили проблему поиска путей дальнейшего развития системы образования. Философия, реализуя свой духовный потенциал через образовательно-воспитательный процесс, может и должна внести вклад в оптимизацию образования. А это задача ее педагогической функции, установить место которой в системе философского знания, ее роль в современном мире и является целью данной статьи.

Однако прежде чем перейти к исследованию роли педагогической функции философии в наши дни, необходимо проанализировать, что, собственно, под собой подразумевает понятие «функции» и чем оно важно для исследования нашей темы.

Функции философии - это внешнее обнаружение качеств, признаков, составляющих ее отличительную особенность как явления культуры и науки. Выявить функции философии - значит установить ее место и роль как в системе общественных отношений, так и в жизни каждого отдельного человека.

Для того чтобы определиться, что следует понимать под педагогической функцией философии, надо вспомнить, что такое педагогика. Педагогика - это наука о воспитании, социализации и образовании детей, передаче им знаний, опыта и умений. Философия же придает всему этому смысл, то есть она помогает учителю и ученику понять, чему и для чего следует воспитывать, социализировать, обучать. Через свои категории и понятия она раскрывает предельные смыслы человеческих действий и их предназначение, придавая всему, с чем она связана, ценностный, аксиологический акцент.

Именно это, по мнению В. Виндельбанда [1], является в наше время главной задачей философии -поиск подлинных ценностей, которые бы независимо от изменений, происходящих в мире и в самом человеке, оставаясь вечными, то есть постоянными и неизменными, утверждали бы в человеке и через человека такую духовную форму жизни, которая, выражаясь словами М.К. Мамардашвили, помогла бы ему «быть, исполниться, состояться» [2].

Педагогическая функция выражает отношение и взаимодействие философии, педагогики и психологии, которые имеют общую основу и поэтому конгруэнтны в мировоззренческих и методологических аспектах. Она отражает протекание процесса взаимодействия и корреляции психологии, педагогики и философии, которые в сочетании образуют архитектонику, так как философия является родоначальницей и основой этих наук. Понятие «функции» выявляет направленность самой философии на воспитание, образование и фиксирует интеграцию философии, психологии и педагогики (что обусловлено самим характером этих наук и современными процессами взаимодействия междисциплинарных областей знаний) и воздействие друг на друга, что отмечали С.И. Гессен и Л.С. Выготский [3], а также необходимость консолидации методологического и знаниевого аппарата этих наук для решения современных образовательных проблем.

Педагогическая функция является одной из наиболее существенных характеристик философии, задающей способ ее поведения, так как, самореализуясь в действительности, философия может сохранить свое существование, осуществляя воспитательную функцию. Философия, таким образом, самоосуществляется, выполняет свое назначение, которое практически реализуется через педагогику (мысль Гессена [4]) и психологию.

Педагогическая функция сама указывает на ту роль, которую философия выполняет в образовании и развитии человека, и какое значение педагогика и психология имеют для данной функции философии, и наоборот. Педагогическая (воспитательная) функция философии обозначает связь, существующую между этими тремя науками. Педагогическая функция философии - это одновременно и работа, производимая ею в обществе и в человеке, и ее назначение, и роль по отношению к этому обществу.

Вестник ТГПУ. 2008. Выпуск 2 (76)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Благодаря своей двойной природе (педагогики и философии) педагогическая функция соединяет в себе цели и задачи философии и проблемы педагогики, но этим не исчерпывается. Главная ее задача: вписать человека в общемировой контекст не только своей эпохи, но, связав его через культуру, искусство и науку с миром прошлого и будущего, помогая во всем, что он делает, обрести смысл. На наш взгляд, выделение функций философии должно исходить из предмета философии и ее практического назначения. Что касается предмета философии, то еще Л. Фейербах утверждал [5], что философия будущего должна сделать своим предметом человека, вслед за ним Н.А. Бердяев говорил [6], что философия призвана решать проблемы и беды человека, помочь ему сориентироваться в этом мире, ибо философия существует через человека и для человека, в этом проявляется ее практическое применение, о котором еще К. Маркс сказал в «Тезисах о Фейербахе» [7]: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». Философ призван внести свою лепту в созидание действительности, иначе не связанная с жизнью работа философа выродится в пустое спекулятивное теоретизирование. Поэтому, исходя из предмета и практического назначения философии, можно выделить педагогическую функцию философии как одну из ведущих, а остальные вышеперечисленные функции как вспомогательные, они возникают из необходимости ее осуществления, то есть она через них реализует себя, и наоборот - они, действуя через нее, по-разному проявляют себя.

Различные функции философии, на первый взгляд, не связанные с педагогической, в действительности помогают ее осуществлению. Взаимоотношения педагогической функции философии с другими ее функциями можно представить в виде многогранника, где педагогическая функция - это сам многогранник, а каждая из ее граней - остальные функции философии, которые таким образом помогают высветить разные аспекты и возможности педагогической функции, выявляя ее многогранность и многомерность.

Наиболее ярко достижения философии (как практическая реализация ее функций) проявляются в применении к конкретному человеку, в ее воздействии на развитие личности. Конечно, философия осмысливает, систематизирует и обобщает научные и духовные достижения своей эпохи. Однако в то же время она сама является причиной и поводом тех или иных научных достижений и открытий. Некоторые идеи, например бесконечности Вселенной, постоянно расширяющейся Вселенной, считающиеся теперь прерогативой физики и синергетики, пришли к нам из философии Николая

Кузанского и Д. Бруно. Из одного и того же фактического материала разные ученые сделают совершенно разные выводы - исходя из своей философии, своего миропонимания. Именно философия на уровне мировоззрения закладывает не только основы характера будущей личности, но и направление, и результат ее научных открытий, так как своими принципами, ценностями и идеалами, определяющими отношение человека к жизни, задает программу деятельности людей, которая затем реализуется в их дальнейшей судьбе.

В работах современных западных исследователей: М. Липмана, Э. Шарп, Ф. Осканян, Г. Мэттьюс, Golding C., D'Angelo E., Bellous J.C., Malmhester B., Thomson P., Accorinti S., Harpaz Y., Ward D и т.д. также анализируются образовательный потенциал философии, ее значение для формирования нашего мышления. Однако, как нам кажется, в отличие от современных российских вышеназванных философов, они предлагают инструменталистский, упрощенно-утилитарный подход («Смотреть на философию прежде всего как на инструмент размышления о мире и ориентации в нем» [8]), отражающий, по мнению Г. Маркузе [9], одномерное, операциональное мышление, характерное для современного человека нашей эпохи, который проявляет себя не как творец, а как пользователь, который на все явления духовной и материальной жизни смотрит как на средство или инструмент, который можно использовать в своих целях, в теории, проповедуя демократические ценности, но в действительности отказывая им, как средству, в самоценности, интересуясь лишь одним главным вопросом: для чего это? что с этим можно сделать? - подобно дикарю, который при встрече с чем-нибудь неизвестным в первую очередь задает вопрос: можно ли это съесть? Если нельзя, то можно ли это надеть или приспособить для обогрева и утепления жилища или охоты, если и это нельзя, то зачем это нужно?

Взгляд на философию «прежде всего как на инструмент» [8], которым человек может управлять как хочет, в корне неверен, потому что философия - это прежде всего мудрость, и не человек ею, а она им призвана управлять и наставлять, исправлять заблуждения. Проблема определения статуса философии как мудрости, царицы наук и искусств или же всего лишь как инструмента является частным вопросом более общей проблемы человеческого существования, которую Э. Фромм [10] определил так: быть (являться) или иметь (обладать), когда человек свою духовную несостоятельность, творческую нераскрытость компенсирует обладанием количества тех или иных вещей, постепенно сам превращаясь в вещь и, подобно Крезу, превращавшего все, к чему он прикасался, в золото, сов-

Н.В. Пилипчевская. Изучение социальной активности студентов педагогического вуза..

ременный человек, осуществляя себя как вещь, все действительно самоценное, с чем он соприкасается, также превращает в вещь. Из человека творящего, занимающего активную жизненную позицию, то есть творца самой жизни, он превращается в пассивного обладателя вещами, которые в действительности сами им обладают, происходит подмена ценностей и понятий: бытие или явление (кажимость). Впервые эта проблема была сформулирована И. Кантом [11] в теории вещи-в-себе: отношение того, что есть индивид сам по себе, и того, чем он представляется, - это проекция отношения вещи-в-себе (бытия) к явлению (кажимости), где индивид-личность - это вещь-в-себе, взятая так, как она существует независимо от всего и осознающая себя, а представление о личности (общественное мнение) - это явление, неспособное проникнуть и понять истинную сущность личности, таким образом, личность является, то есть в данном случае обладает бытийственностью (понятия явления и являться имеют абсолютно противоположные друг другу значения: первое - существительное, обозначает вещь как кажимость - то, что видится со сторо-

ны, но чего нет на самом деле, а второе - глагол, выражает истинную сущность вещи в действии -действительно существует только то, что движется, самосозидается, в этом случае движение выступает как основа развития, ее бытийственность), а все внешнее, не имеющее отношение к подлинной сути индивида, представляется (то есть обладает кажимостью). А чтобы действительно быть, а не казаться, нужно жить как Человек, воплощая свое царственное человеческое достоинство в своем призвании и талантах, иметь смелость самостоятельно мыслить и нести ответственность за все, что делаешь.

Основные выводы, к которым мы пришли в ходе нашего исследования, подтверждают гипотезу, заявленную в начале нашей статьи: педагогическая функция философии является ее сущностной характеристикой, имеет двойную природу - педагогическую и собственно философскую и направлена на решение как философско-теоретических, так и педагогико-практических задач; все функции философии взаимосвязаны и в педагогической функции по-особому преломляются все остальные.

Поступила в редакцию 03.12.2007

Литература

1. Виндельбанд В. Гельдердин и его судьба // Избранное. Дух и история. М., 1995.

2. Мамардашвили М.К. Сознание и цивилизация. М., 1997.

3. Выготский Л.С. Психология развития человека. М., 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995.

5. Фейербах Л. Основные положения философии будущего. Соч. в 2 т. Т. 2. М., 1995.

6. Бердяев Н.А. Смысл творчества. М., 2003.

7. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. М., 1986.

8. Юлина Н.С. Педагогическая стратегия философии для детей // www.p4c.ru

9. Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994.

10. Фромм Э. Иметь или быть? М., 2004.

11. Кант И. Первое введение в критику способности суждения // Критика способности суждения. СПб., 1998. УДК 37

Н.В. Пилипчевская

ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева

Реформирование российского общества затрагивает все сферы человеческой деятельности. Особенно актуальна проблема воспитания студенческой молодежи, становления ее личности, социальной активности. Следовательно, возрастает роль социального аспекта общекультурной подготовки студентов педагогического вуза, направленной на

формирование социально активной личности будущего учителя.

В этой связи понимание формирования социальной активности студента педагогичного вуза как части гармоничного развития личности обосновывает целесообразность использования изучаемого понятия в качестве основного в теории и