Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ В УСЛОВИЯХ АНОМИИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ В УСЛОВИЯХ АНОМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ / ГРАЖДАНСКИЕ КАЧЕСТВА / ПЕДАГОГ-ФАСИЛИТАТОР / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбунова Н.В., Калимуллина О.А.

Актуальность статьи обусловлена необходимостью трансформации учебно-воспитательной деятельности по формированию гражданских качеств студенческой молодежи в вузах в условиях аномии. Цель статьи заключается в определении характеристик педагогической фасилитации, способствующей формированию гражданско-патриотических ориентиров и качеств студенческой молодежи. Обобщены характеристики аномии современного гражданского общества. На основе проведенного опроса авторами выявлены пробелы и проблемы гражданского воспитания, показана необходимость парадигмального изменения учебно-воспитательной деятельности в вузе. Раскрыта сущность педагогической фасилитации, заключающаяся в особом педагогическом взаимодействии со студентами, создании благоприятной атмосферы для обучающегося, его педагогической поддержке и мотивации. Классифицированы ключевые навыки педагога-фасилитатора и предложена программа повышения квалификации преподавателей высшей школы. Статья предназначена для руководителей подразделений вузов, преподавателей высшей школы, интересующихся проблемами современной учебно-воспитательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL FACILITATION AS A FACTOR IN THE FORMATION OF CIVIC QUALITIES OF STUDENT YOUTH IN THE CONDITIONS OF ANOMIE

The relevance of article is caused due to the need of transformation of study and upbringing activities for formation of civil qualities of student's youth for higher education institutions in the conditions of an anomie. The purpose of article consists in definition of characteristics of the pedagogical facilitation promoting formation of civil and patriotic reference points and qualities of student's youth. Characteristics of an anomie of modern civil society are generalized. On the basis of the conducted survey, the authors revealed gaps and problems of civil education, necessary for paradigm change of study and upbringing activity for higher education institution is shown. The essence of a pedagogical facilitation consisting in special pedagogical interaction with students, creation of the favorable atmosphere for the student, his pedagogical support and motivation is revealed. Key skills of the teacher-facilitator are classified and the development program for teachers of the higher school is offered. The article is intended for heads of divisions of the higher education institutions, teachers of the higher school who are interested in problems of modern study and upbringing activity.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ В УСЛОВИЯХ АНОМИИ»

УДК 378

Педагогическая фасилитация как фактор формирования гражданских качеств студенческой молодёжи вусловиях аномии

Pedagogical facilitation as a factor in the formation of civic qualities of student youth in the conditions of anomie

Горбунова Н.В., ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского в г. Ялта, natalya-gor2008@yandex.ru

Калимуллина О.А., Казанская государственная консерватория им. Н.Г. Жиганова, Olca.1970@mail. ru

Gorbunova N., Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Crimean Federal University V.I. Vernadsky in Yalta, natalya-gor2008@yandex.ru Kalimullina O., Kazan State Conservatory N.G. Zhiganova, Olca.1970@mail.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2022.157.7.015

Ключевые слова: высшее образование, учебно-воспитательная деятельность, педагогическая фасилитация, гражданские качества, педагог-фасилитатор, студенческая молодежь.

Keywords: higher education, study-upbringing activity, pedagogical facilitation, civic qualities, teacher-facilitator, student youth.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью трансформации учебно-воспитательной деятельности по формированию гражданских качеств студенческой молодежи в вузах в условиях аномии. Цель статьи заключается в определении характеристик педагогической фасилитации, способствующей формированию гражданско-патриотических ориентиров и качеств студенческой молодежи.

Обобщены характеристики аномии современного гражданского общества. На основе проведенного опроса авторами выявлены пробелы и проблемы гражданского воспитания, показана необходимость парадигмального изменения учебно-воспитательной деятельности в вузе. Раскрыта сущность педагогической фасилитации, заключающаяся в особом педагогическом взаимодействии со студентами, создании благоприятной атмосферы для обучающегося, его педагогической поддержке и мотивации. Классифицированы ключевые навыки педагога-фасилитатора и предложена программа повышения квалификации преподавателей высшей школы.

Статья предназначена для руководителей подразделений вузов, преподавателей высшей школы, интересующихся проблемами современной учебно-воспитательной деятельности.

Abstract. The relevance of article is caused due to the need of transformation of study and upbringing activities for formation of civil qualities of student's youth for higher education institutions in the conditions of an anomie. The purpose of article consists in definition of characteristics of the pedagogical facilitation promoting formation of civil and patriotic reference points and qualities of student's youth.

Characteristics of an anomie of modern civil society are generalized. On the basis of the conducted survey, the authors revealed gaps and problems of civil education, necessary for paradigm change of study and upbringing activity for higher education institution is shown. The essence of a pedagogical facilitation consisting in special pedagogical interaction with students, creation of the favorable atmosphere for the student, his pedagogical support and motivation is revealed. Key skills of the teacher-facilitator are classified and the development program for teachers of the higher school is offered.

The article is intended for heads of divisions of the higher education institutions, teachers of the higher school who are interested in problems of modern study and upbringing activity.

Введение. Известно, что на современном этапе в образовании происходит большое количество изменений, связанных с геополитической

ситуацией, которая влечёт за собой ряд изменений как смысло содержащих основ, так и

организационного порядка в высшем образовании.

Проблемы аномии являются неотъемлемой частью государств, в которых проходят трансформационные процессы общества, связанные с изменениями в внутриполитической и внешнеполитической среде. Проблема аномии рассматривалась многими учеными. Э. Дюркгейм [5] считает, что аномия может возникать при отставании культуры в обществе от экономического развития, а также при отсутствии моральных устоев применимых для нового времени. Аномия обусловлена ценностно-нормативной пустотой, отсутствием моральной регуляции человека из-за того, что социальные нормы прошлого не имеют в настоящее время своей актуальности. Кроме того, деформация нравственности общества, конфликт «отцов и детей» - возрастных групп, который обусловлен различными взглядами на те или иные процессы жизни, усугубляются одиночеством людей, их апатией, а также кризисом доверия.

Современная ситуация аномии диктует сегодня непростые условия - студенческая молодёжь, которая всегда находится в авангарде, сегодня стоит перед выбором своего будущего. Современное молодое поколение, выросшее эпоху интернета, гаджетов, максимального потребления, мало задумывалась о своём гражданско-патриотическом выборе, а при определении перспектив личностного роста и развития, неизбежно попадает в ситуацию аномии, влияющую на выбор принятия личностных решений.

Говоря о проблемах современной молодёжи, попавшей в условие аномии, возникает вопрос, какова же сейчас роль педагога, преподавателя, который должен направить, подсказать и помочь сделать правильный выбор, выбор в пользу развития и становления гражданско-патриотических ориентиров, гражданско-патриотических качеств современной

студенческой молодёжи?

Цель данной статьи - определить характеристики педагогической фасилитации, способствующие формированию гражданских ориентиров и качеств студенческой молодежи.

Материалы и методы. Что же такое гражданские качества студенчества,

гражданственность в состоянии аномии?

Гражданственность представляет собой интегративное качество личности, отражающее нравственную и правовую культуру, выраженную в чувстве собственного достоинства; внутреннюю свободу личности, дисциплинированность, уважение и доверие к другим гражданам,

способность выполнять свои обязанности, гармоничное сочетание патриотических, национальных и интернациональных чувств [7].

Понятие гражданственности можно разбить на несколько взаимосвязанных элементов, так или иначе составляющих общечеловеческие ценности, кроме того, такие элементы как терпимость, вежливость, ответственность, готовность к сотрудничеству, нравственность, жажда получения новых знаний дополняют эту характеристику. Гражданской позицией, по нашему мнению, является связь принципов человека, его убеждений и нравственных ориентиров, а также мотивов, которые заставляют формировать патриотические нравственные и общечеловеческие ценности.

Авторами проведено исследование на базе Ялтинской социально-гуманитарной академии. В исследовании принимало участие 100 студентов (1 - 4 курсов обучения), равными пропорциями распределённых по их возрастным группам. Целью данного опроса было изучение мнения студентов относительно их гражданской позиции.

Результаты. Обобщим полученные данные опроса. Первый вопрос был связан с самоопределением уровня патриотизма у студентов («Как высоко Вы оцениваете свое внутренне чувство патриотизма?»): «высоко» ответило 45 студентов (45,0%), «не очень высоко» ответило 42 студента (42,0%), 13 (13,0%) студентов ответили «затрудняюсь ответить».

Следующим вопросом шел вопрос об изменении в лучшую или худшую сторону состояния патриотического сознания в студенчестве. 42 (42,0%) студента считают, что произошли изменения в худшую сторону, однако 31 (31,0%) студент считает, что есть изменения в лучшую сторону, также 27 (27,0%) студентов затрудняются ответить на данный вопрос.

Третий вопрос был о вовлеченности студентов в проведение патриотических мероприятий в городе Ялта. Ответы были следующие: 60 студентов (60,0%) принимают участие лишь в общенациональных праздниках, 24 студента (24,0%) не принимают участие в праздниках; 16 студентов (16,0%) активно принимают участие в праздниках.

Заключительным вопросом был «Какие факторы на ваш взгляд оказывают негативное воздействие на уровень патриотизма?». Ровно половина студентов (50,0%) считают что низкий уровень патриотизма обусловлен отсутствием патриотической идеи и идеологии в целом, 42 студента (42,0%) ответили что трудная обстановка в семье оказывает негативное влияние, 8 студентов (8,0%) считают что

отрицательное влияние окружения негативно влияет на патриотизм.

Полученные результаты позволяют констатировать недостаточный уровень развития гражданских качеств и ориентиров у студентов. Очевидно, требуют серьезного пересмотра учебно-воспитательная работа в образовательных организациях высшего образовании и сам подход по ее реализации.

Выход нам видится в трансформации роли педагога в современной ситуации аномии. Именно через работу и педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в современном вузе, через личный пример, через систему наставничества и психолого-педагогическую поддержку возможно сформировать гражданские качества студенческой молодёжи так востребованные сегодня в России в состоянии аномии. Полагаем, что постановка педагога в позицию фасилитатора обеспечит необходимую поддержку студенческой молодёжи, которая необходима сегодня при формировании гражданских основ и качеств молодёжной аудитории.

Различные вопросы на тему фасилитации (сущность фасилитации, функции фасилитатора в образовательном процессе, фасилитативное общение, условия фасилитативного

взаимодействия, технология фасилитации и др.) поднимались в научных трудах многих отечественных учёных., однако, нам очень близка позиция профессора Е.Г. Врублевской, которая делает в своих работах на фасилитационное общение, в рамках нашей проблемы, как нам видится, это основа педагогической фвсилитации

[4].

В XX веке феномен фасилистации был определен как эффект, который возникает в результате групповой деятельности, повышает активность индивида в условиях группы и оказывает влияние на результативность решения тех или иных задач [1]. В переводе с английского языка фасилитация (facilitate) - облегчать, содействовать, способствовать, помогать, продвигать.

При изучении научных трудов [2;6;8;10] по проблематике фасилитации определяются многообразие трактовок данного термина. Понятие фасилитации относит нас к взаимодействию, процессу общения,

новообразованию личности, а также к изменению функций преподавателя и обращению к его личностно-профессиональным характеристикам.

Важным является то, что фасилитация используется преимущественно в среднем и начальном образовании. Однако, имея

значительные различия в самих образовательных методах, у них есть обобщенная позиция - обучаемый должен добиться высоких результатов, именно благодаря правильному взаимодействию и наставлениям преподавателя-фасилитатора, который создает благоприятную атмосферу для обучающегося, направляет и мотивирует его. При использовании метода фасилитации в высшем образования у обучающихся должна формироваться неординарная, инновационная система мышления, которая не только будет способствовать личностному развитию, но и разовьет его профессиональные характеристики.

Также, педагогическая фасилитация позволит обучающемуся обрести необходимые в обществе психологические навыки и высокоуровневый социальный интеллект. Создание доверительной атмосферы на занятиях, позволяющей оптимально решать образовательные задачи, должно являться целью каждого преподавателя в наше время, поскольку от этого зависит открытость и мотивации обучающегося, проявляются и уровень сотрудничества с обучающимся, и уровень его поддержки, а также вера в способности обучающегося. Именно такие преподаватели идут в авангарде решения новых сложных задач, возникающих в наше время.

По словам учёного Е.Г. Врублевской: «Модель посреднической функции педагога — это модель, строящаяся на активности студенческой аудитории в осмыслении аксиологической связи с универсальной культурой. Стимулирующую основу для активности студентов как субъектов культуры в данной модели составляют задачи на постижение общекультурных ценностей, принятые студентами как индивидуальный смысл деятельности. Посредническая функция преподавателя заключается в педагогической поддержке познавательного поиска обучающихся в пространстве универсального культурного наследия. Посредническая функция может быть реализована не только в позитивном, но и в негативном вариантах: авторитаризм,

игнорирование прав молодого человека на самореализацию в культуре, формализм, равнодушие к культурным запросам и проявлениям молодёжи» [3].

Главная роль в процессе обучения с использованием метода фасилитации отводится преподавателю-фасилитатору. Он должен обладать необходимыми навыками по взаимодействию с обучаемыми. Ключевыми навыками являются: умение организовывать командную работу, умение создавать

благоприятную атмосферу на занятиях, а также умение создать контакт с обучающимся. Немаловажным является и умение фасилитативного воздействия с целью создания атмосферы открытости и доверительности в процессе обучения. Благодаря позитивной коммуникации строятся доверительные отношения с обучающимися, что является очень важным для создания комфортной обстановки и последующей эффективной работы, нацеленной на достижение высоких результатов.

Неотъемлемым качеством преподавателя-фасилитатора является и лидерство. Лидерские качества преподавателя очень важны для создания и поддержания мотивации обучающихся, ведь именно творческий процесс, постоянный поиск новых нестандартных идей и решений в конечном итоге приводит к достижению наилучших результатов. Также стоит отметить и такие качества как аттрактивность, толерантность и ассертивность, так как именно благодаря этим качествами строится крепкий фундамент общечеловеческих ценностей, так необходимых для метода фасилитации, считает О.Н. Шахматова [11].

Ответственность и целеустремленность, объективность и независимость, а также профессиональная направленность являются основными правилами поведения фасилитатора, которые обозначил Ф. Фанч [9].

Таким образом, преподаватель-фасилитатор помимо высокопрофессиональных качеств должен иметь и высокоразвитые личностные качества.

Нами разработана и внедряется программа подготовки преподавателей вуза к педагогической фасилитации для формирования гражданских качеств студенческой молодёжи.

Основная цель которой - изучение основных принципов педагогической фасилитации и инструментарий ее внедрения в педагогическую практику, а также современные основы воспитательной деятельности в вузах.

По опросам первой группы преподавателей (22 человека), прошедших обучение (повышение квалификации по данной программе 36 часов):

- оценили актуальность программы - 96%;

- оценили информативность программы -96%;

- получили новые знания и навыки - 100%;

- считают необходимым использовать полученные знания в учебно-воспитательной деятельности (92%).

Заключение. Проблемы учебно-

воспитательной деятельности в вузе по формированию гражданских качеств молодёжи в условиях аномии требуют своевременных решений. Проведенный опрос студентов подчеркивает необходимость принятия срочных мер по включению современной молодежи в систему гражданского воспитания, формирование и развитие ценностных ориентиров.

Авторами раскрыта роль педагога в формировании и развитии гражданско-патриотических ориентиров и качеств студенческой молодежи. Показана значимость фасилитации как требования к учебно-воспитательной деятельности в вузе. Раскрыты характеристики педагога фасилитатора, показана необходимость повышения квалификации педагогов высшей школы в этом направлении. Дальнейшее направление исследований лежит в плоскости обоснования системы педагогической фасилитации в высшей школе.

Литература:

1. Большой психологический словарь; сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. - 672 с.

2. Врублевская Е.Г. Развитие способности педагогов к фасилитирующему общению: учебное пособие / Е.Г. Врублевская. - Хабаровск, Изд-во «Колорит», 2001. - 182 с.

3. Врублевская Е.Г. Взаимовлияние педагогической и детской культуры в современном отечественном образовании [Электронный ресурс] / Е.Г. Врублевская // Энциклопедия «Известные ученые». - Режим доступа: https://famous-scientists.ru/list/9920

4. Врублевская Е.Г. Развитие способности педагогов к фасилитирующему общению: учебное пособие / Е.Г. Врублевская. - Хабаровск, 2001. - 182 с.

5. Дюркгейм Э. Д 97 Социология. Ее предмет, метод, предназначение; пер. с фр., составление, послесловие и примечания А.Б. Гофмана. - М.: Канон, 1995. - 352 с.

6. Зеер Э.Ф. Личностно-развивающие технологии начального профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.Ф. Зеер. -М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 176 с.

7. Козловская Т.В. Педагогические условия гражданско-патриотического воспитания современных студентов: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Козловская Татьяна Владимировна. - Ростов-на-Дону, 2007. - 23 с.

8. Маслова Е.А. Сущность и структура фасилитативной направленности личности будущего педагога / Е.А. Маслова // Вестник Московского

городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. - 2011. - № 3. - С. 109-117.

9. Фанч Ф. Пути преобразования: учебник по практическим техникам для содействия личностным изменениям / Ф. Фанч. - Киев, 1997. - 400 с.

10. Шахматова О.Н. Педагогическая фасилитация: особенности формирования и развития / О.Н.

1. Large psychological dictionary; comp. and general ed. B. Meshcheryakov, V. Zinchenko. - St. Petersburg: Prime-Eurosign, 2004. - 672 p.

2. Vrublevskaya E.G. Development of teachers' ability to facilitate communication: study guide / E.G. Vrublevskaya. - Khabarovsk, Colorit Publishing House, 2001. - 182 p.

3. Vrublevskaya E.G. Mutual influence of pedagogical and children culture in modern Russian education [Electronic resource] / E.G. Vrublevskaya // Encyclopedia "Famous Scientists". - Access mode: https://famous-scientists.ru/list/9920

4. Vrublevskaya E.G. Development of teachers' ability to facilitate communication: study guide / E.G. Vrublevskaya. - Khabarovsk, 2001. - 182 p.

5. Durkheim E. D. Sociology. Its subject, method, purpose; trans. from French, compilation, afterword and notes by A.B. Hoffmann. - M. : Kanon, 1995. - 352 p.

6. Zeer E.F. Personality-developing technologies of primary vocational education: study guide for students of higher institutions / E.F. Zeer. - M.: Publishing Center "Academy", 2010. - 176 p.

Шахматова // Научные исследования в образовании. -2006. - № 3. - С. 118-125.

11. Шахматова О.Н. Педагогическая фасилитация: особенности формирования и развития / О.Н. Шахматова // Профессиональное образование: Приложение: «Новые педагогические исследования». -М., 2006. - № 3. - 120 с.

ces:

7. Kozlovskaya T.V. Pedagogical conditions of civil and patriotic education of modern students: abstract of thesis ... cand. ped. Sciences: 13.00.01 / Kozlovskaya Tatyana Vladimirovna. - Rostov-on-Don, 2007. - 23 p.

8. Maslova E.A. The essence and structure of the facilitative orientation of the personality of the future teacher / E.A. Maslova // Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: Pedagogy and psychology.

- 2011. - № 3. - Р. 109-117.

9. Fanch F. Ways of transformation: a textbook on practical techniques to promote personal change / F. Fanch.

- Kyiv, 1997. - 400 p.

10. Shakhmatova O.N. Pedagogical facilitation: features of formation and development / O.N. Shakhmatova // Scientific research in education. - 2006. - № 3. - Р. 118125.

11. Shakhmatova O.N. Pedagogical facilitation: features of formation and development / O.N. Shakhmatova // Vocational Education: Supplement: "New Pedagogical Research". - M., 2006. - № 3. - 120 p.

5.8.7. Методология и технология профессионального образования

Сведения об авторах:

Горбунова Наталья Владимировна (Республика Крым, г. Симферополь, Россия), доктор педагогических наук, профессор, директор гуманитарно-педагогической академии (филиал), ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского в г. Ялта, e-mail: natalya-gor2008@yandex.ru

Калимуллина Ольга Анатольевна (г. Казань, Россия), член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой музыкальной педагогики и психологии Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова, e-mail: Olca.1970@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.