Научная статья на тему 'Педагогическая диагностика воспитанности учащихся'

Педагогическая диагностика воспитанности учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3273
309
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАННОСТЬ / МЕТОД / КОЛИЧЕСТВЕННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ / КОЭФФИЦИЕНТ И ИНДЕКС ВОСПИТАННОСТИ / EDUCATION / METHOD / QUANTITATIVE DETERMINATION OF THE LEVEL OF EDUCATION / COEFFICIENT AND INDEX OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Култашева Наталья Валерияновна

В статье представлена методика количественного определения уровня воспитанности учащихся на основе 25 показателей личности, предложенных профессором М.И. Шиловой. Представлена классификация четырех уровней воспитанности учащегося и определение воспитанности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article presents the method of quantitative determination of the level of the students' education on the base of 25 personal indices offered by professor M. I. Shilova. The classification of four levels of students' education and determination of education are offered.

Текст научной работы на тему «Педагогическая диагностика воспитанности учащихся»

вести эффективную педагогическую деятельность в плане реализации такой сложной задачи как формирование культуры межконфессиональных отношений. Их деятельность должна носить целенаправленный характер, строиться по принципу разработки и модернизации специфической технологической модели, позволяющей формировать эти знания и умения.

Литература:

1. Сахарова Л.Г. Формирование культуры межконфессиональных отношений у молодежи: Учебно-методическое пособие.-Киров: Изд-во «Лобань»,2009. - С. 21.

2. Безюлева Г.В., Шеламова Г.М. Толерантность в педагогике. - М.: Издательский центр АПО, 2002. - С. 15; Сахарова Л.Г. Формирование культуры межконфессиональных отношений у молодежи: Учебно-методическое пособие. - Киров: Изд-во «Лобань», 2009. - С.68.

3. Кукушкин В.С. Теория и методика воспитательной работы: Учебное пособие. -М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д.: Издательский центр «Март», 2004. - С.62.

4. Сахаров В.А. Эмоциональный фактор духовно-нравственного воспитания личности в отечественной педагогике (I пол. XX в.). - Киров: Изд-во «Лобань», 2008. - С.50-55; Яновская М.Г. Эмоциональный фактор нравственного воспитания и развития личности / Вестник Вят ГГУ/ Киров: Изд-во Вят ГГУ, 2005.- №12. - С.127-133.

5. Сахарова Л.Г. Воспитание культуры межконфессиональных отношений у молодежи в на Вятке в период новейшего времени (1918-начало XXI в.): Монография. - Киров: Изд-во «Лобань», 2008. - С.68.

6. Калачева И.И. Молодежь и поликультурное образование в высшей школе Белоруссии. - Минск: Тесей, 2003. - С.65.

7. Сахарова Л.Г. Формирование культуры межконфессиональных отношений у молодежи: Учебно-методическое пособие. -Киров: Изд-во «Лобань», 2009. - С.64.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ВОСПИТАННОСТИ УЧАЩИХСЯ

Н.В. Култашева

В статье представлена методика количественного определения уровня воспитанности учащихся на основе 25 показателей личности, предложенных профессором М.И. Шиловой. Представлена классификация четырех уровней воспитанности учащегося и определение воспитанности.

Ключевые слова: воспитанность, метод, количественное определение уровня воспитанности, коэффициент и индекс воспитанности.

This article presents the method of quantitative determination of the level of the students' education on the base of 25 personal indices offered by professor M. I. Shilova. The classification offour levels of students' education and determination of education are offered.

Key words: education, method, quantitative determination of the level of education, coefficient and index of education.

Совершенствованию инновационной деятельности учителя и учащегося способствуют различные педагогические подходы к воспитанию и определению уровня воспитанности учащихся. Большую помощь в этом оказывают диагностические методы, к которым можно отнести экспертный метод, состоящий из метода самооценки учащихся; рейтинг изучаемых явлений; метод групповых экспертных оценок изучаемых явлений [3]; метод педагогического консилиума.

Основываясь на методе педагогического консилиума [1], для обеспечения единого подхода к оценке воспитанности учащихся были использованы определенные качества личности: гуманизм и доброта, честность, мужество и храбрость, любовь к Родине, ум и смекалка, трудолюбие, вежливость, скромность, коллективизм и товарищество, правдивость и искренность, физическая развитость, принципиальность и требовательность, справедливость, добросовестное отношение к учению, дисциплинированность, целеустремленность, честь и гордость, аккуратность, бережливость, настойчивость и выдержка, долг и ответственность, самостоятельность, самокритичность, инициативность, общественная активность [2].

На основе вышеуказанных показателей личности нами разработана методика определения коэффициента и индекса воспитанности учащихся.

К экспертной оценке были привлечены студенты первого и второго курсов стоматологического факультета ИГМА, учащиеся школы-интерната №2, МОУ СОШ №42 г. Ижевска. Данная методика включает следующий алгоритм оценивания коэффициента и индекса воспитанности учащихся (КиИВУ), который состоит из 8 этапов: определение численности экспертной группы; организация индивидуально-групповой экспертной оценки (ИГЭО); конструирование те-заурусно-дескрипторных критериев и оценка их значимости; построение фасетной модели; проведение экспертизы; анализ результатов экспертизы; оценка согласованности мнений экспертов; принятие решения консилиума.

Методика поясняется экспертными листами. Экспертный лист отражает усредненную самооценку качеств личности обучающихся. Метод осуществляется следующим образом: проводится взаимооценка обучающихся по 25 показателям, где столбик (а) (см. экспертный лист) дает оценку показателям личности по десятибалльной шкале, а столбик (б) дает оценку месту значимости показателя по трехбалльной шкале [2]. Находят среднее значение качества личности (столбик а) и значимость этого качества (столбик б), характеризующее каждого учащегося, что изображено в экспертном листе.

Экспертный лист

Показатели (качества) личности Фамилия, имя Гуманизм, доброта Честность Качества личности Общественная активность а 1 а 2 К Y И вос-пит

1 2 3 -24 25

а б а б а б

Студентка 1 7,6 1,9 6,1 2,1 7,1 2,4 7,0 2,3 3,0 0,10 0,94

Студентка 2 8,3 2,4 7,9 2,0 7,1 2,6 6,8 2,5 2,7 0,14 1,13

Студент 3 6,8 1,8 7,3 2,2 6,8 2,4 7,17 2,0 3,5 0,14 1,43

Студентка 4 8,3 2,3 8,1 2,0 6,9 2,3 7,3 2,4 3,1 0,18 1,64

Студентка 5 9,4 2,6 8,7 2,4 8,0 2,3 7,8 2,5 3,2 0,19 1,82

Студентка 6 8,2 1,9 7,4 2,0 5,7 1,8 6,9 2,3 3,0 0,23 2,01

Студент 7 8,6 2,3 7,6 2,0 5,9 2,4 7,4 2,3 3,2 0,22 2,17

Студентка 8 7,6 2,2 7,1 2,3 4,6 1,6 8,0 3,0 2,7 0,31 2,44

Студентка 9 6,3 1,7 6,0 1,7 3,9 1,9 8,0 3,0 2,7 0,32 2,53

Студентка 10 8,6 2,6 7,9 1,9 6,4 2,3 7,0 2,3 3,0 0,45 4,06

Студент 11 7,6 2,0 7,6 1,8 7,1 1,9 7,9 2,2 3,7 0,38 4,19

Студентка 12 9,7 2,9 9,3 2,4 6,7 2,3 7,3 2,3 3,2 0,47 4,51

Студентка 13 8,3 2,5 8,1 2,2 6,3 2,3 7,6 2,2 3,5 0,46 4,79

Студентка 14 8,6 2,1 7,7 2,1 5,9 2,1 7,3 2,1 3,5 0,46 4,86

Студентка 15 8,7 2,5 8,4 2,7 6,6 2,1 7,7 2,2 3,4 0,53 5, 4 ос

Студентка 16 8,1 2,2 7,9 2,2 6,4 2,1 7,4 2,2 3,3 0,58 5,78

Студентка 17 9,2 2,5 9,2 2,4 7,5 2,3 8,4 2,4 3,5 0,71 7,38

Среднее знач. 8,6 2,4 8,3 2,3 6,6 2,2 7,7 2,2 3,4

Услов-е связи 3 6 3,7 3 1 3,4 3,4

Данные экспертного листа отражают усредненную самооценку качеств личности или показателей воспитанности студентов стоматологического факультета ИГМА г. Ижевска.

Коэффициент воспитанности вычисляется по формуле:

N х

К = У —

восп. у ?

¿=1 у1

где х. - усредненное значение показателей воспитанности для данного учащегося, столбик (а);

у. - усредненное значение значимости этого показателя, столбик (б). 154

Создается экспертная группа, например, из учителей или воспитателей, или смешанная группа,которая оценивает наличие 25 качеств.

Вычисляется индекс воспитанности по формуле:

= ЗУ— • У,

и у >

¿=1 У1

индекс воспитанности

И в

где И

вос-ти

личности,

х. - значения вычисляемых критериев (дескрипторов) воспитанности для исследуемой группы (или личности),

N

у. - значения значимости критерия воспитанности (дескрипторов) для исследуемой группы (или личности),

У - коэффициент условных связей между критериями воспитанности личности и экспертной группы, равный:

у = X(х - - !) .

Затем производится сортировка индекса воспитанности по ступеням воспитанности, где первая ступень соответствует индексу воспитанности 7 и выше и называется - благовоспитанный. Вторая ступень с индексом воспитанности от 5 до 6,99 ниже показателей предыдущей ступени в среднем на 30% и характеризует высокий уровень воспитанности. Третья ступень с индексом воспитанности от 3 до 4,99 характеризует средневоспи-танного учащегося, она ниже уровня второй ступени в среднем на 33%. Четвертая ступень с индексом воспитанности от 0 до 2,99 характеризует недостаточный уровень воспитанности учащегося, она ниже уровня третьей ступени на 37%.

Совокупные данные, полученные при сравнительном анализе примерных показателей качеств личности по их значимости, позволяют применить педагогический квали-метрический подход с целью разработки количественного определения уровня воспитанности учащихся общеобразовательной школы, а также позволяют предложить классификацию, выделяющую четыре ступени воспитанности учащегося, где первая ступень - высшая ступень (благовоспитанный) характеризуется наличи-

ем самовоспитанности, эстетической, творческой, физической, санитарно-гигиенической, социально-экономической, трудовой, нравственной и патриотической воспитанностью, успешным выполнением требований к поведению. Вторая ступень - высокий уровень воспитанности, при котором успешно выполняются все основные требования к поведению. Третья ступень - средняя воспитанность, при которой не всегда и не все требования соблюдаются. Четвертая ступень - недостаточный уровень воспитанности: наблюдаются нарушения требований поведения и систематическое невыполнение своих обязанностей.

На основе проведенных исследований мы пришли к выводу. Воспитанность - это особое, индивидуальное качество личности, приобретенное в результате совокупного воздействия факторов воспитания (нравственное, воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений, трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся, воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, эстетическое, физическое, формирование мировоззрения учащихся в общей системе учебно-воспитательной работы, самовоспитание учащихся), эффективность которого осуществляется мерой усвоения знаний, выработки навыков, привычек и оттачиванием умений, где воспитанность оценивается непараметрическими и параметрическими способами. При этом воспитанность учащегося подразумевает добросовестное выполнение общечеловеческих норм поведения и правил жизнедеятельности

в окружении микро- и макросреды, которые следует рассматривать как условия, воспитывающие личность

(см. схему). Макро- и микросреду следует рассматривать как условия, воспитывающие личность.

Макросреда - общество Микросреда - 1. семья

2. коллектив сверстников

3. школа

4. педагогический коллектив

Схема. Условия, воспитывающие личность

Макросреда - общество, в котором мы живем, где совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности, опосредованно влияет на личность и воспитанность школьника. Микросреда - включает школу, семью, коллектив педагогов и группу друзей, близких, которые непосредственно влияют на морально-этическое со-156

стояние школьников и напрямую воздействуют на их воспитанность.

Таким образом, исследования по оценке уровня воспитанности выполнены с применением экспертных и математических методов для более точного определения уровня воспитанности учащихся. Цель диагностики - выяснить, насколько организованный процесс воспитания способствует позитивным изменениям

в личности учащегося, с тем, чтобы использовать данные в процессе воспитания.

Литература:

1. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (Методические основы) / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1982. - 192 с.

2. Шилова, М.И. Учителю о воспитанности школьников / М.И. Шилова. - М: Педагогика, 1990. - 132 с.

3. Черепанов, В.С. Экспертные методы в педагогике: учебное пособие / В.С. Черепанов. - Пермь: Изд-во ПГПИ, 1989. - 84 с.

4. Масленникова В.Ш., Сутугин Н.Н. Синергетический подход к воспитанию // Казанский педагогический журнал. - № 4. - 2007, 0-с. 5-8.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА (на примере цикла естественно-научных дисциплин)

М. В. Репин

В статье раскрываются основные содержательные аспекты духовно-нравственного воспитания студентов. Основное внимание уделяется педагогическим направлениям, создающим условия для развития духовности молодого поколения в процессе изучения дисциплины естественнонаучного цикла «Концепции современного естествознания» (КСЕ) в вузе.

Ключевые слова: воспитание, образование, духовно-нравственное воспитание, педагогические условия

Major content aspects of spiritually-moral education of students are disclosed in the article. The attention is mainly payed to the pedagogical subject issues matters creating the conditions for spiritual development ofyoung generation in the process of "Concepts of Modern Science" studying at the University.

Key words: upbringing, education, spiritually-moral upbringing, pedagogical condition.

В современных условиях одной из важнейших задач высшей школы является эффективная организация образовательного процесса с целью духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи, так как становление молодого поколения предполагает не только развитие умственных возможностей, но и усвоение системы общечеловеческих

ценностей, составляющих основу культуры.

В Концепции модернизации образования на период до 2010 года говорится, что «воспитание должно стать не отдельным элементом внеурочного педагогического действия, а необходимой органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс

157

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.