Научная статья на тему 'Педагогическая диагностика как фактор совершенствования учебно-воспитательного процесса в профессиональном образовании'

Педагогическая диагностика как фактор совершенствования учебно-воспитательного процесса в профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
808
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ / ДИАГНОСТИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дудина Марина Михайловна, Колотовкина Евгения Александровна

Актуальность исследования обусловлена повышением значения педагогической диагностики на переход управления процессом образования в профессиональном учебном заведении на качественно новый уровень, а также необходимостью формирования диагностической компетентности у студентов педагогических вузов. Раскрываются особенности педагогической диагностики и ее отличие от педагогического контроля и оценки уровня обученности учащихся. Обращается внимание на истоки диагностического подхода в отечественном образовании и особенности его реализации в профессиональных учебных заведениях. Авторы дают широкий обзор исследований, в которых отражена проблема педагогической диагностики в отечественной науке. Рассматриваются различные подходы к пониманию сущности диагностической деятельности и ее места в образовательном процессе. Приводятся мнения исследователей. Обращается внимание на обусловленность эффективности диагностической деятельности профессионально важными качествами личности, в частности диагностическими способностями и умениями. Уделяется внимание значению, сущности и содержанию диагностических умений и их роли в формировании профессиональной психолого-педагогической компетенции педагога. Приводится перечень действий, лежащих в основе формирования диагностических умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дудина Марина Михайловна, Колотовкина Евгения Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS AS A FACTOR OF IMPROVING THE TEACHING AND UPBRINGING PROCESS IN VOCATIONAL EDUCATION

The relevance of the study is due to the increasing importance of pedagogical diagnostics for the transition of the management of the educational process in a professional educational institution to a qualitatively new level, as well as the need for the formation of diagnostic competence among students of pedagogical universities. The peculiarities of pedagogical diagnostics and its difference from pedagogical control and evaluation of students' level of training are revealed. Attention is drawn to the sources of the diagnostic approach in the domestic education and the peculiarities of its implementation in professional educational institutions. The authors give a broad survey of studies that reflect the problem of pedagogical diagnostics in the domestic science. Various approaches to understanding the essence of diagnostic activity and its place in the educational process are considered. The opinions of the researchers are given. Attention is paid to the conditionality of the effectiveness of diagnostic activity by professionally important personal qualities, in particular, diagnostic abilities and skills. Attention is paid to the meaning, essence and content of diagnostic skills and their role in the formation of the professional psychological and pedagogical competence of the teacher. The list of actions underlying the formation of diagnostic skills is given.

Текст научной работы на тему «Педагогическая диагностика как фактор совершенствования учебно-воспитательного процесса в профессиональном образовании»

УДК 378.6 ББК 74.489

DOI 10.7442/2071-9620-2017-9-2-39-45

М.М. Дудина

(Екатеринбургская академия современного искусства, г. Екатеринбург, Россия) Е.А. Колотовкина

(Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Актуальность исследования обусловлена повышением значения педагогической диагностики на переход управления процессом образования в профессиональном учебном заведении на качественно новый уровень, а также необходимостью формирования диагностической компетентности у студентов педагогических вузов. Раскрываются особенности педагогической диагностики и ее отличие от педагогического контроля и оценки уровня обученности учащихся. Обращается внимание на истоки диагностического подхода в отечественном образовании и особенности его реализации в профессиональных учебных заведениях. Авторы дают широкий обзор исследований, в которых отражена проблема педагогической диагностики в отечественной науке. Рассматриваются различные подходы к пониманию сущности диагностической деятельности и ее места в образовательном процессе. Приводятся мнения исследователей. Обращается внимание на обусловленность эффективности диагностической деятельности профессионально важными качествами личности, в частности диагностическими способностями и умениями. Уделяется внимание значению, сущности и содержанию диагностических умений и их роли в формировании профессиональной психолого-педагогической компетенции педагога. Приводится перечень действий, лежащих в основе формирования диагностических умений.

Ключевые слова: образование, профессиональное образование, управление профессиональным образованием, диагностика, педагогическая диагностика, диагностическая деятельность, диагностическая компетентность, диагностические умения.

(Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg)

PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS AS A FACTOR OF IMPROVING THE TEACHING AND UPBRINGING PROCESS IN VOCATIONAL EDUCATION

The relevance of the study is due to the increasing importance of pedagogical diagnostics for the transition of the management of the educational process in a professional educational

i го ш о

СО

го ср ю о

M.M. Dudina 8 |

О

(Ekaterinburg Academy of Modern Art Ekaterinburg, Russia) ¡ |

E.A. Kolotovkina f 8

<u

^ IT

ГО о

Ü *

о о

§ s

ГО -О

s ц

Ч <U

к го

го н

^ S

о |=

ф о

т о

F Ф

с ^

institution to a qualitatively new level, as well as the need for the formation of diagnostic competence among students of pedagogical universities. The peculiarities of pedagogical diagnostics and its difference from pedagogical control and evaluation of students' level of training are revealed. Attention is drawn to the sources of the diagnostic approach in the domestic education and the peculiarities of its implementation in professional educational institutions. The authors give a broad survey of studies that reflect the problem ofpedagogical diagnostics in the domestic science. Various approaches to understanding the essence of diagnostic activity and its place in the educational process are considered. The opinions of the researchers are given. Attention is paid to the conditionality of the effectiveness of diagnostic activity by professionally important personal qualities, in particular, diagnostic abilities and skills. Attention is paid to the meaning, essence and content of diagnostic skills and their role in the formation of the professional psychological and pedagogical competence of the teacher. The list of actions underlying the formation of diagnostic skills is given.

Keywords: Education, vocational education, vocational education management, diagnostics, pedagogical diagnostics, diagnostic activity, diagnostic competence, diagnostic skills.

Разработанные специалистами Министерства экономического развития Российской Федерации долгосрочные прогнозы социально-экономического развития страны до 2030 г. предусматривают необходимость формирования гибкой и диверсифицированной системы высшего профессионального образования, отвечающей динамичным перспективным потребностям инновационной экономики. Профессиональное образование должно перейти от массовой подготовки приспособленных «к изменяющимся социально-производственным условиям «адаптантов» к участникам социально-экономических и технико-технологических преобразований» - социальным акторам [9, с. 154].

Этот процесс предполагает переход на качественно новый уровень управления процессом образования в учебных учреждениях. С одной стороны, сами вузы становятся все более подверженными комплексному управленческому воздействию со стороны разнообразных идейно-политических, социокультурных о и социально-экономических организа-| ций, отражающих целый «комплекс их ^ диссонансных потребностей» [8, с. 126]. ш С другой стороны, в самом высшем об-5 разовательном учреждении на основе 5 гармонизации разнообразных социаль-^ ных потребностей вырабатываются и ре-2 ализуются собственные управленческие

решения, адресованные не только «системам и подсистемам вуза, но и отдельным членам научно-педагогического и студенческого коллективов» [7, с. 4].

Управление на всех уровнях основано на диагностике (от греч. diagnosticos -способный распознавать), позволяющей контролировать состояние процесса обучения и воспитания, и, следовательно, обеспечивающей «возможность для его коррекции и оптимизации». Достижение диагностируемой, поэтапно контролируемой подготовки специалистов высшей квалификации должно обеспечивать «возрастание роли человеческого капитала» как одного из основных факторов поступательного «научно-технологического и экономического развития страны» [19, с. 126-127].

Рассмотрим сущность диагностического подхода в образовании. Идея диагностического подхода в образовании не является новой, так как традиционно педагогическая деятельность требует контроля и оценки результатов целенаправленного формирования знаний, умений и навыков учащихся, их личностных качеств. Однако в традиционных образовательных технологиях контрольно-оценочный компонент педагогической деятельности нередко носит субъективный, а не объективный характер, и ориентирован, прежде всего, на определение уровня усвоения учебного материала, а

не на развитие личности обучающегося. При этом часто используется ненадежный и не валидный диагностический инструментарий для контроля и оценки уровня сформированности результатов образования.

В то же время модернизация системы образования у нас в стране требует другого подхода к этой деятельности. Диагностическому подходу в настоящее время уделяется большое значение, так как на его основе можно решить ряд важнейших задач совершенствования различных сторон образовательного процесса [2; 6, с. 5].

Истоки диагностического подхода в отечественном образовании были заложены такими учеными как А.С. Белкин, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Б.П. Би-тинас. Н.М. Борытко, Е.А. Михайлычев, М.И. Рожков и др. Они рассматривали диагностическую деятельность педагога как средство оптимизации процессов образования и воспитания обучающихся.

Тем не менее, данная проблема особенно актуальна для педагогов, занятых профессиональной подготовкой будущих рабочих и специалистов, так как присвоение квалификационных уровней невозможно без научно обоснованной организованной диагностической деятельности, а ошибочное присвоение квалификационного уровня работникам ведет к материальным и социально-этическим «потерям не только на конкретном производстве, но и отражается на экономике в целом» [19, с. 129]. Именно поэтому, изучая психологические особенности педагогов профессионального обучения, Э.Ф. Зеер в профессионально обусловленной структуре личности среди основных профессионально важных качеств диагностические способности [12, с. 57].

Н.С. Глуханюк, исследуя особенности содержания и строения профессионально-педагогической деятельности, к основным ее видам отнесла «диагностику подготовленности и развития», а среди типовых профессиональных задач педагога профессионального обучения

обозначила «диагностику и прогнозирование развития личности и коллектива» [4, с. 51].

Безусловно, диагностическая деятельность педагогов профессионального обучения имеет общие методологические основы, в частности, «в понимании сущности «диагностической деятельности» [9, с. 155].

Изучение различных определений диагностики указывает на комплексность понятия, содержащего в себе различные интегральные характеристики.

Авторы, определяющие сущность диагностики в образовательном процессе, понимают ее как способ (И.П. Под-ласый), систему способов получения опережающей информации об эффективности функционирования целостной системы обучения (В.С. Безрукова), как процесс получения информации о состоянии наблюдаемого или изучаемого педагогического объекта с помощью совокупности методов (Б.Т. Лихачев).

Другие исследователи педагогической диагностики рассматривают ее как деятельность по выявлению актуального состояния и тенденцией индивидуально-личностного развития субъектов педагогического взаимодействия, направленную на управление качеством образовательного процесса (Н.М. Борыт-ко), и как системообразующий компонент учебного процесса, включающий дидактическую, психологическую и социальную составляющие (Е. Артищева); как содержание результативно-кор-рекционного блока модели обучения на компетентностной основе (Л.В. Львов, В.П. Быков) [15, с. 29]; как процесс и способы определения степени развития личностных качеств, затруднений в обучении, развитии, общении, освоении профессий (В.И. Загвязинский).

Таким образом, авторы дают определение диагностики, опираясь на ее дея-тельностный характер: система методов диагностики, система диагностических процедур, мероприятий, процесс и т.п. [5; 7; 13; 15; 16; 17].

I

го m о

СО

1 ю го °

S s

S §

- É § I

S

<u о m о

о <u ° -&

О

О ü.

го m

-& го

^ о

« S

(Ü о

Ü *

о о

§ s

ГО -О

s ц

Ч <и

к го

ГО I—

^ s

о |=

ф о

т о

F Ф

m ^

со о н о с;

0 ^

<

1_и

го

1

ч

Целевой компонент диагностической деятельности педагога исследователями представлен как возможность получения объективной информации для управления (контроля и коррекции) качеством педагогического процесса (Н.М. Борыт-ко); процесс установления и изучения признаков, характеризующих состояние различных элементов педагогической системы и условий ее реализации (Е.А. Михайлычев); результат предвидения, основанный на сопоставлении педагогического идеала и потенциальных резервов преобразования реальных процессов и явлений педагогической действительности (В.И. Загвязинский); определение индивидуальных особенностей обучающихся и оценка эффективности использования педагогических средств, обусловленных этими особенностями (К. Ингенкамп).

Следовательно, эффективная организация учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях профессионального образования невозможна без владения педагогами диагностической компетентностью и компетенцией. Не вдаваясь в тонкости дефиниций «компетентность» и «компетенция», примем устоявшийся взгляд на соотношение этих понятий: компетентность -это владение соответствующей компетенцией [16; 20].

Особенности диагностической компетенции и диагностических умений. Диагностическая компетентность и составляющие ее диагностические компетенции, определяются как взаимосвязанные знания, умения, навыки, способы диагностической деятельности. В составе компетентности выделяют содержательные (знания) и процессуальные (умения, навыки, способы действия) компетенции. С позиций деятельностного подхода в формировании любой компетентности важное значение приобретают именно умения как основа действия [16]. Поэтому исследователи часто обращают внимание на необходимость формирования именно диагностических умений

как результат освоения диагностических действий.

Так, И.Ю. Ерофеева диагностические умения включает в практический компонент структуры готовности к педагогической диагностике. Наряду с этим, Л.Ю. Александрова, исследуя природу диагностических умений, предлагает их рассматривать как совокупность мыслительных и практических действий и операций, соответствующих логике диагностического процесса, обеспечивающих успешное изучение личности с использованием определенных методов и методик [1]. П.Е. Решетниковым диагностические умения в процессе решения учебно-воспитательных задач выделяются как самостоятельные и включают проведение диагностики психического состояния личности обучающегося; выявление у обучающихся тех или иных качеств, психологических новообразований, определение степени их выраженности; установление причины тех или иных отклонений в развитии личности и ее поведении; проведение на диагностической основе аспектного и комплексного анализа состояния учебно-воспитательного процесса.

Интерес представляет идея Н.В. Куз-миной, которая на основе анализа содержания педагогической деятельности выделила педагогическую диагностику в рамках психолого-педагогической компетентности педагога [14]. Кроме того, одним из условий формирования диагностических умений, по мнению автора, является освоение всех этапов диагностической деятельности. Таким образом, формирование диагностической компетентности педагога должно включать в себя освоение следующих действий:

1) определение цели диагностирования;

2) анализ ситуационной модели; 3) определение форм, методов и средств диагностирования; 4) определение взаимодействия преподавателя и обучающегося в ходе диагностирования; 5) контроль и оценку действий обучающихся; 6) анализ педагогической деятельности преподава-

теля по результатам диагностического обследования; 7) анализ познавательной деятельности студентов по результатам обследования; 8) установление причин и степени отклонений от эталона (норматива); 9) определение корректирующего воздействия.

Таким образом, анализ перечисленных диагностических действий показывает, что в той или иной степени они связаны с совершенствованием как педагогической деятельности, так и с личностным развитием обучающихся, а значит, их освоение студентами в процессе обучения в вузе приведет в дальнейшем к повышению качества образовательного процесса в целом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Переход отечественного профессионального образования на новый уровень управления основан на научно обоснованной атрибутивной диагностической деятельности педагога. Педагогический процесс в организациях профессионального образования имеет свои особенности и, следовательно, диагностический подход в них также имеет свою специфику. Она связана с использованием различных диагностических методов и процедур с целью выявления и измерения профессионально значимых личностных характеристик как отдельных обучающихся, так и учебного коллектива в целом для совершенствования и оптимизации образовательного процесса. Библиографический список:

1. Александрова Л.Ю. Педагогическая диагностика в системе совершенствования профессиональной деятельности учителя начальных классов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Чебоксары, 2002. - 25 с.

2. Артищева Е.К. Педагогическая диагностика как основа системы коррекции знаний // Образовательные технологии. - 2015. - №3. С. 83 - 103.

3. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.А.Сластенина,И.А.Колясниковой.-М.: Академия, 2008. - 288 с.

4. Глуханюк Н.С. Психология профессионализации педагога. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. унта, 2005. - 261 с.

5. Горохова Л.Н. Педагогическая диагностика как средство контроля учебного процесса // Наука и школа. -2001. - №5. С. 31-34.

6. Дорофеева О.И. Формирование диагностической компетентности педагогов в процессе дополнительного профессионального образования: монография. - Вологда: Издат. центр ВИРО, 2013. - 164 с.

7. Дудина М.М., Семенова С.Л., Шевелев В.М. Использование диагностических методик в процессе изучения дисциплины «Общая психология» студентами профессионально-педагогического // Академический журнал Западной Сибири. - 2012. - № 1. С. 15.

8. Дудина М.М., Остапчук Н.В. Профессиональное саморазвитие студентов в процессе обучения в вузе // Педагогический журнал Башкортостана. - 2011. - №1. С. 126-129.

9. Дудина М.М., Хаматнуров Ф.Т. Психологические аспекты саморазвития личности в системе непрерывного профессионального образования // Путь науки. - 2015. - № 1 (11). С. 153-155.

10. Ерофеева Е.В. Факторы профессионально-педагогической успешности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Саратов, 2001. - 21 с.

11. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога: учеб. пособие для вузов. - М.: Академия, 2010. -173 с.

12. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студентов вузов. -М.: Академический Проект; Фонд Мир, 2006. - 336 с.

13. Ингекамп К. Педагогическая диагностика: пер. с нем. Н.М. Рассказовой. -М.: Педагогика, 1991. - 240 с.

14. Кузьмина Н.А. Формирование педагогических диагностических уме-

I

го со о

СО

5 а. 1 ю

ГО ° § §

* I § |

ф О СО о

о ф ° -&

О

О а.

го со

-& го

^ о

I ё

ГО о

р *

о о

§ и

ГО -О

^ ц

Ч <и

к го

го н

ьг Е

О С=

<и о

т о

? ф

с ^

ний в профессиональной подготовке будущего учителя: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Н. Новгород: 1994. -191 с.

15. Львов Л.В., Быков В.П. Оценочные средства реализации уровневого профессионального образования: учеб.-метод. пособие. - Челябинск: ФВУНЦ ВВС «ВВА» (филиал, г. Челябинск), ЧГАА, 2011. - 104 с.

16. Львов Л.В. Роль умений в достижении профессиональной компетентности будущих специалистов // Образование и наука. - 2004. - № 5 (29). С. 94-107.

17. Михайлычев Е.А. Система педагогической диагностики: ключевые понятия и принципы // Педагогическая диагностика. - 2002. - №1. С. 46.

18. Решетников П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождение мастера: кни-

га для преподавателей высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 304 с.

19. Хаматнуров Ф.Т., Дудина М.М. Социально-психологические и психолого-педагогические проблемы развития одаренности у школьников: межрегиональные исследования // European Social Science Journal. -2014. - № 2-1 (41). С. 125-129.

20. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс] // Эйдос. - Режим доступа: http://www. eidos.ru/yournal/2006/0505.htm

Поступила 18.05.2017

Об авторах:

Дудина Марина Михайловна, заведующий кафедрой, МБОУ ВО «Екатеринбургская академия современного искусства» (институт) (г. Екатеринбург, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, [email protected]

Колотовкина Евгения Александровна, аспирант, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Екатеринбург, Россия), [email protected]

Для цитирования: Дудина М.М., Колотовкина Е.А. Педагогическая диагностика как фактор совершенствования учебно-воспитательного процесса в профессиональном образовании // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2017. - Т. 9. - № 2. С. 39-45. DOI: 10.7442/2071-9620-2017-9-2-39-45

References:

1. Alexandrova L.Yu. Pedagogical diagnostics in the system of improving the professional activity of primary school teachers: author's abstract. Dis. ... cand. Ped. Sciences. Cheboksary, 2002. - 25 p. [in Russian]

2. Artisheva E.K. Pedagogical diagnostics as the basis of the system of knowledge correction // Obrazovatel'nyye tekhnologii. - 2015. - № 3. P. 83-103. [in Russian]

3. Boritko N.M. Diagnostic activity of the teacher: Textbook. Allowance for stud. Supreme. Training. Institutions / ed. V.A. Slastenina, I.A. Kolyasnikovoy. Moscow, Academy, 2008. -288 p. [in Russian]

4. Glukhanyuk N.S. Psychology of teacher's professionalization. Ekaterinburg, Publishing house Ros. State. Prof.-ped. University, 2005. - 261 p. [in Russian]

5. Gorokhova L.N. Pedagogical diagnostics as a means of controlling the educational process // Nauka i shkola. - 2001. - №5. P. 31-34. [in Russian]

6. Dorofeeva O.I. Formation of diagnostic competence of teachers in the process of additional professional education: monograph. Vologda, Publication. Center of VIRO, 2013. - 164 p. [in Russian]

7. Dudina M.M., Semenova S.L., Shevelev V.M. Use of diagnostic techniques in the process of studying the discipline «General Psychology» by students of professional and pedagogical // Akademicheskiy zhurnal Zapadnoy Sibiri. - 2012. - № 1. P. 15. [in Russian]

8. Dudina M.M., Ostapchuk N.V. Professional self-development of students in the process of training in high school // Pedagogical Journal of Bashkortostan. - 2011. - №1. P. 126-129. [in Russian]

9. Dudina MM, Khamatnurov F.T. Psychological aspects of self-development of personality in the system of continuous professional education // The path of science. - 2015. - №. 1 (11). P. 153-155. [in Russian]

10. Erofeeva E.V. Factors of professional and pedagogical success: the author's abstract. Dis. ... cand. Ped. Sciences. Saratov, 2001. - 21 p. [in Russian]

11. Zagvyazinsky V.I. Research activity of the teacher: training. Manual for universities. Moscow, Academy, 2010. - 173 p. [in Russian]

12. Zeer E.F. Psychology of professions: a textbook for university students. Moscow, Akademicheskiy Proyekt; Fond Mir, 2006. - 336 p. [in Russian]

13. Ingekamp K. Pedagogical Diagnosis: Per. With him.NM. Short story. Moscow, Pedagogika, 1991. - 240 p. [in Russian]

14. Kuzmina N.A. Formation of pedagogical diagnostic skills in the professional training of the future teacher: the author's abstract. Dis. ... cand. Ped. Sciences. N. Novgorod, 1994. -191 p. [in Russian]

15. Lvov L.V., Bykov V.P. Estimated means of implementing the level vocational education: the teaching method. Allowance. - Chelyabinsk, ChGAA, 2011. - 104 p. [in Russian]

16. Lvov L.V. The role of skills in achieving the professional competence of future specialists // Education and Science. - 2004. - №. 5 (29). P. 94-107. [in Russian]

17. Mikhailychov E.A. The system of pedagogical diagnostics: key concepts and principles // Pedagogicheskaya diagnostika. - 2002. - №1. P. 46. [in Russian]

18. Reshetnikov P.E. Non-traditional technological system of teacher training. Moscow, VLADOS, 2000. - 304 p. [in Russian] | f

19. KhamatnurovF.T.,DudinaM.M. Socio-psychologicalandpsychological-pedagogicalproblems g of development of giftedness in schoolchildren: interregional research // European Social £ 5 Science Journal. - 2014. - №. 2-1 (41). P. 125-129. [in Russian]

20. Khutorskoy A.V. Technology of design of key and subject competences. Available at: http:// www.eidos.ru/yournal/2006/0505.htm. [in Russian] 8 J^

a- o

About the authors: s m

■&■ ro

Dudina Marina Mikhailovna, Head of the Department, Ekaterinburg Academy of ¡g 8

Modern Art (Ekaterinburg, Russia), Candidate of Sciences (Pedagogic), Associate Professor, ro o

For citation: Dudina M.M., Kolotovkina E.A. Pedagogical diagnostics as a factor of improving the teaching and upbringing process in vocational education // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2017. - Vol. 9. - No. 2. P. 39-45. DOI: 10.7442/2071-9620-2017-9-2-39-45

X 5

<u ?

I °

<u о

m о

о о

dudinamm@gmail. com

Kolotovkina Evgenia Aleksandrovna, graduate student, Russian State Vocational | | Pedagogical University (Ekaterinburg, Russia), [email protected]

_0

0)

к ГО

ro i-

^ s

о |=

<U о

т о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

F Ф

С ^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.