Научная статья на тему 'Педагогическая диагностика и контроль обученности в вузе как система'

Педагогическая диагностика и контроль обученности в вузе как система Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАГНОСТИКА / ДИАГНОСТИРОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / СИСТЕМА / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иминова Мухайё Асланбековна

Функционирование системы педагогической диагностики в вузе содержит два основных аспекта: диагностирование обученности; способы диагностирования. Эти аспекты и определяют составные элементы содержания системы педагогической диагностики в вузе. С позиций системно-структурного подхода система педагогической диагностики в вузе это многокомпонентная система с многочисленными внутренними и внешними связями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая диагностика и контроль обученности в вузе как система»

Возможность использования профилактических продуктов и блюд в системе общественного питания и домашних условиях значительно облегчает на практике реальное обеспечение населения продуктовым набором, отвечающим гигиеническим требованиям по химическому составу и энергетической ценности.

Таким образом, очевидна необходимость организации для больших групп населения, проживающего и работающего в условиях чужеродной нагрузки, профилактического питания - питания, предназначенного для предупреждения воздействия на организм неблагоприятных факторов производства и окружающей среды, а также факторов риска развития заболеваний.

Список литературы

1. Алексеева Е.В. Взаимосвязь качества пищевой продукции с концепцией качества жизни [Текст] / Е.В. Алексеева// Пищевая промышленность. 2007. №10. С. 78-79.

2. Агаджан Н.А. Химические элементы в среде обитания и экологический портрет человека. / Н.А. Агаджан., А.В.Скальный. М: КМК, 2001. 83 с.

3. Дроздова Т.М. Физиология питания. / Т.М.Дроздова. Новосибирск: СИБ.Унив.Изд-во. 2007. 352 с.

4. Поздняковский В.М. Гигиенические основы питания, качество и безопасность пищевых продуктов. / В.М.Поздняковский.- Сибирское университетское издательство, 2007. 456 с.

5. Поздняковский В.М. Гигиенические основы безопасности питания и экспертиза продовольственных товаров/В.М.Поздняковский// Новосибирск, 2004. С. 534

6. Мартинчик А.Н. Физиология питания, санитарии и гигиены: Учеб.пособие для образовательных учереждений / А.Н. Мартинчик, А.А. Королев, Л.С. Трофимченко// 3- е изд.-М. «Академия», 2004. С. 192.

7. Королев А.А. Гигиена питания: учеб.пособие для студ. высш. Учеб. заведений / А.А.Королев// 2-е изд. М. «Академия», 2007. С. 52.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И КОНТРОЛЬ ОБУЧЕННОСТИ В ВУЗЕ КАК СИСТЕМА Иминова М.А.

Иминова Мухайё Асланбековна - старший преподаватель, кафедра дошкольного, начального и специального образования, Центр переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров народного образования Андижанский государственный университет, г. Андижан, Республика Узбекистан

Аннотация: функционирование системы педагогической диагностики в вузе содержит два основных аспекта: диагностирование обученности; способы диагностирования. Эти аспекты и определяют составные элементы содержания системы педагогической диагностики в вузе. С позиций системно-структурного подхода система педагогической диагностики в вузе - это многокомпонентная система с многочисленными внутренними и внешними связями.

Ключевые слова: диагностика, диагностирование, педагогическая диагностика, система, личность.

Существует ряд подходов к решению проблемы управления процессом усвоения знаний (А.А. Вербицкий, П.Я. Гальперин, В.И. Гинецинский, З.Ф. Есарева, О.Ю. Ефремов, И.А. Зимняя, Н.Ф. Талызина и др.). При всем многообразии подходов большинством авторов отмечается, что одним из важнейших элементов образовательного процесса, обучения в вузе является контроль качества усвоения учебной информации, качества подготовки специалистов на основе педагогической диагностики.

В общем смысле диагностика - особый вид познания, находящийся между научным знанием сущности и опознаванием единичного явления. Результат такого познания - диагноз, т.е. заключение о принадлежности сущности, выраженной в единичном, к определенному установленному наукой классу.

В педагогике диагностика изменила свое содержание. Психодиагностика оценивает личность и отдельные ее стороны как относительно устойчивые образования. Педагогическая диагностика направлена на результаты формирования личности обучающегося, поиск причин этих результатов и характеристику педагогического процесса в совокупности.

Различные аспекты контроля усвоения учебной информации рассматриваются в диссертационных исследованиях (Е.П. Бочаров, П.Н. Городов, Н.А. Гулюкина, П.П. Дерюгин, А.Е. Дружинин, В.Н. Ефимов, Н.Е. Патеева, В.А. Руденко и др.).

Изучение состояния проблемы контроля показывает, что большинство проводимых ранее исследований по контролю посвящены, как правило, какому-нибудь одному его аспекту: методам, формам, средствам и т.д. Контроль качества обучения в вузе в течение длительного времени рассматривался с позиций контроля качества выпускаемой продукции на производстве, а не с педагогических позиций; изучались в большей степени квалиметрические аспекты контроля [1; 2;].

Компьютеризация в процессе контроля рассматривалась чаще всего как средство сокращения временных затрат на него и в меньшей степени как средство активизации познавательной деятельности обучающихся, средство формирования качественно новых позиций и профессиональных качеств и умений будущих специалистов [3].

Диагностирующий (диагност) и диагностируемый - два взаимосвязанных структурных компонента системы педагогической диагностики, синтетическая деятельность которых служит основой для существования самой системы педагогической диагностики в вузе. Это субъект и объект деятельности системы. Их взаимодействие и взаимное влияние друг на друга обусловлены тем, что обучающийся в современной педагогике рассматривается не только как объект, на который направлены управляющие воздействия педагога, но и как субъект образовательной деятельности.

Вся суть деятельности системы педагогической диагностики заключается в том, чтобы довести диагностируемого до определенного уровня обученности, соответствующего поставленным целям, и по проявлению этой обученности в процессе диагностики и контроля сделать выводы об успешности деятельности всей образовательной системы вуза, включая и самого преподавателя.

Один из важнейших аспектов диагностики - ее организация. С позиций системно -структурного подхода система педагогической диагностики в вузе - это многокомпонентная система с многочисленными внутренними и внешними связями. Изучение и анализ этих связей являются основой рациональной организации диагностики качества подготовки специалиста на каждом этапе.

В целом функционирование системы педагогической диагностики в вузе содержит два основных аспекта: диагностирование обученности; способы диагностирования.

Следовательно, эти аспекты и определяют составные элементы, компоненты системы педагогической диагностики в вузе.

Первый выделенный аспект - диагностирование обученности - ориентирует на содержание следующих структурных компонентов системы педагогической диагностики:

• цель диагностики;

• содержание диагностируемой информации по каждой конкретной изучаемой дисциплине (профессионально важной личностной характеристике).

Цели диагностики определяются целями обучения всего образовательного процесса в вузе на основе квалификационных требований к специалисту определенного профиля.

Содержание диагностируемой информации определяется в соответствии с целями диагностики на основе ценностного подхода к каждому разделу учебной информации, содержащимися в государственных учебных программах (программами, утвержденными отраслевыми УМО как типовые).

Ценность диагностируемой информации определяется, с одной стороны, внутрипредметной значимостью разделов и тем курсов (внутренние связи), с другой -целями обучения по данной дисциплине, то есть межпредметной и практической значимостью (внешние связи). В отношении личностных качеств и характеристик участников образовательного процесса в вузе содержание диагностируемой информации определяется на основе требований к их профессиональным и личностным качествам, профессиограммы, психологических особенностей ведения профессиональной деятельности. Данная проблема, на наш взгляд, имеет категориальный императив и требует отдельного рассмотрения.

Второй аспект - как диагностировать - определяет содержание следующих структурных компонентов системы педагогической диагностики в негосударственном вузе:

• виды диагностики;

• методы, способы и формы диагностики;

• средства диагностики;

• субъекты диагностики;

• объекты диагностики.

Средства диагностики - это диагностические задания: контрольные вопросы, практические задачи, реализуемые через различные виды, формы, методы диагностики, соответствующие, с одной стороны, целям обучения, с другой -условиям оптимизации процесса диагностики (получение наибольшей результативности при наименьших временных и «энергетических» затратах как со стороны объектов, так и со стороны субъектов).

Следовательно, содержание диагностики в вузе составляют различные виды, методы, способы и формы педагогической диагностики; объем и характер диагностических заданий; различные психологические аспекты педагогической диагностики и целый ряд объективных и субъективных факторов, влияющих на достоверность и надежность диагностики (например, сложность учебной информации и трудность ее усвоения) и т. д. Уровни требований к объектам диагностики в целях оптимизации процесса диагностики должны определяться значимостью диагностируемой информации для специалиста конкретного профиля. В совокупности это и составляет систему педагогической диагностики в вузе.

Необходимо отдельно рассматривать эффективность технических (компьютерных) средств педагогической диагностики - одного из основных современных средств совершенствования процесса педагогической диагностики в вузе.

Важнейшая проблема совершенствования педагогической диагностики - ее рациональная частота, позволяющая при наименьших затратах (временных и «энергетических») получать непрерывные объективные сведения о состоянии обученности, уровне профессионального и личностного развития студентов и осуществлять в соответствии с этим своевременную необходимую коррекцию.

11

Таким образом, специфика деятельности системы педагогической диагностики как подсистема педагогической, образовательной системы вуза и в целом высшего образования состоит в том, что все ее компоненты, ориентированные на цели диагностики, отражают цели обучения специалиста определенного профиля, направленные на компонент «объект диагностики». Именно его, обучающегося, диагностируемого надо довести до определенного уровня обученности, соответствующего поставленным целям.

Список литературы

1. Гузаиров М.Б., Красногорская Н.Н. Использование методов квалиметрии при формировании квалификационных требований к специалистам // Квалиметрия человека и образования. Методология и практика. Кн. 1. Ч. 1. М., 1993. С. 184-185.

2. Жуковская З.Д., Львович Я.Е., Рындин А.А. Автоматизированная система комплексной оценки качества подготовки специалистов в вузе // Квалиметрия человека и образования: методология и практика: Материалы международного симпозиума. М., 1992. С. 56-64.

3. Гулюкина Н.А. Тестовые технологии в системе интенсивной адаптации первокурсников: Автореф. дис....канд. пед. наук. Новосибирск, 1999. С. 24.

THE IMPACT OF ENGLISH LANGUAGE KNOWLEDGE ON MEDICAL EDUCATION

12 3

Dzugaeva Z. , Kodirova A. , Masharipova G.

1Dzugaeva Zarina - English Teacher;

2Kodirova Aziza - Student;

3Masharipova Gavkhar - Student, PEDIATRIC FACULTY DEPARTMENT OF SOCIAL AND HUMANITARIAN SUBJECTS URGENCH BRANCH OF TASHKENT MEDICAL ACADEMY, URGENCH, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article analyzes the influence of English in medical education. To develop new technologies offered as an auxiliary tool for improving the methodology of teaching a foreign language in medicine.

Keywords: specific, language, opportunity, methodology, purpose.

In the last few decades English for specific purposes (ESP) has become one of the most prevalent forms of teaching English as a foreign language (EFL). The concept underlying the term language for specific purposes(LSP) is closely associated with the teaching of language for professional purposes where students need to learn how to use language in their future professional setting. In this context, specific linguistic features of the language used in different specialized fields are emphasized. The basic principle of teaching languages for specific purposes has been created to meet specific academic and professional needs of learners, whereby each pedagogical situation and each group of learners is considered to be new and different from the previous one. The language courses for specific purposes are based on particular vocabulary set and unique language skills that will be indispensable to learners in a specialized field. There is no single approach for all pedagogical situations; there is no curriculum and set of activities that are applicable in all contexts. Therefore, it is of crucial importance in ESP teaching to determine the unique features of teaching and learning and apply them in the development of the curriculum,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.