Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ТЮМЕНИ В 1920-1930-Е ГГ'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ТЮМЕНИ В 1920-1930-Е ГГ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНИКУМЫ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / КРУЖКИ В ТЮМЕНИ / ОБРАЗОВАНИЕ В 1920-1930-Е ГГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бородулина Елена Викторовна, Скочин Артём Васильевич

В ходе исследования педагогической деятельности в учебных заведениях города авторы изучают комплекс проблем, касающихся образовательной и воспитательной работы с учащимися. В статье подвергается анализу система управления учебными заведениями, прослеживается трансформация образовательных программ, изучается методическое обеспечение учебного процесса, выявляются основные направления внеурочной работы учащихся. Авторы делают вывод о влиянии различных факторов на качество подготовки специалистов, анализируют разнообразие и динамику воспитательной работы в учебных заведениях, оценивают техникумы как канал, через который осуществлялась социализация молодого поколения. Отмечается, что, несмотря на многообразие методов обучения, до конца 1930-х гг. ведущее место в преподавании, в основном, из-за недостаточной материальной базы, продолжали играть лекции и занятия с элементами беседы. Сохранялась и проблема обеспеченности студентов учебной литературой. Вследствие нехватки учебников педагоги нередко вынуждены были проводить групповые чтения одной книги даже по специальным предметам. В то же время, особое внимание в процессе обучения уделялось производственной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL ACTIVITY IN SECONDARY SPECIAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF TYUMEN IN THE 1920-1930S

In the course of the study of pedagogical activity in educational institutions of the city, the authors study a set of problems related to educational and upbringing work with students. The article analyzes the management system of educational institutions, traces the transformation of educational programs, studies the methodological support of the educational process, and identifies the main areas of extracurricular work of students. The authors draw a conclusion about the influence of various factors on the quality of training of specialists, analyze the diversity and dynamics of educational work in educational institutions, evaluate technical schools as a channel through which the socialization of the younger generation was carried out. It is noted that, despite the variety of teaching methods, until the end of the 1930s. leading place in teaching, mainly due to insufficient material resources, continued to play lectures and classes with elements of conversation. The problem of providing students with educational literature also remained. Due to the shortage of textbooks, teachers were often forced to conduct group readings of one book, even in special subjects. At the same time, special attention in the learning process was given to work practice.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ТЮМЕНИ В 1920-1930-Е ГГ»

3. Ippolitov V.A. Rol' komsomola v hlebozagotovitel'nyh kampaniyah 1931-1935 gg.// Belye pyatna rossijskoj i mirovoj istorii. - 2015. - №3. -S.47-65

4. Marasov Yu.G. Obshchestvennaya i kontrol'naya deyatel'nost' v Tatarskoj ASSR v 1920-1934 gg. // Vestnik Kazanskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. - 2020. - №>4(42). - S.402-408.

5. Merkulov P.A. VKP(b) i komsomol v 1920-1930-e gg. // Upravlencheskoe konsul'tirovanie. - 2016. - №11. - S.120-127.

6. Slezin A.A. Kollektivizaciya sel'skogo hozyajstva v 1928-1930 godah: rol' «legkoj kavalerii» // Nauchnyj dialog. - 2019. - N°3. - S. 292-306.

7. Slezin A.A. «Legkaya kavaleriya» v seredine 1930-h gg.: vozrozhdaya nadezhdy na spravedlivost' // Voprosy istorii. - 2020. - №10-2. - S.75-85.

8. O rabote Legkoj Kavalerii KSM. - Baku: Izdatel'stvo CKK-RKI ASSR, 1932.

9. Leninskaya sistema partijno-gosudarstvennogo kontrolya i ego rol' stroitel'stve socializma (1917-1932 gg.) / gl. red. I. G. Ryabcev; Akad. obshchestv. nauk pri CK KPSS. Kafedra istorii KPSS. - M.: Mysl', 1965.

10. Otchet Artemovskoj Okruzhnoj Kontrol'noj Komissii KP(b)U XIV Okruzhnoj Partijnoj konferencii. - Artemovsk: «Kochegarka», 1928.

11. Rezolyucii XIV Artemovskoj Okruzhnoj Partijnoj konferencii KP(b)U15-21 dekabrya 1928 g. - Artemovsk: «Kochegarka», 1929.

12. Gosudarstvennyj arhiv Doneckoj Narodnoj Respubliki (GA DNR). F. P.-391. Op.1. D.11.

13. Ikonnikov S.N. Sozdanie i deyatel'nost' ob"edinennyh organov CKK-RKI v 1923-1934 gg. / AN SSSR. In-t istorii SSSR. - M.: Nauka, 1971.

14. Slezin A.A. Molodezh' i vlast': iz istorii molodezhnogo dvizheniya v Central'nom CHernozem'e v 1921-1929 gg. - Tambov: iz-vo TGTU, 2002.

15. GA DNR F. P-183. Op.1. D.25.

16. Chuvyrin M. Vazhnejshie zadachi Doneckoj partorganizacii: Doklad na I Doneckoj oblastnoj partkonferencii (20.VII.1932 g.). - Har'kov: «Ukrains'kij robitnik», 1932.

17. GA DNR. F.R-835. Op.1. D.25.

18. GA DNR F. P-1817. Op.1. D.1.

19. GA DNR. F. P-183. Op.1. D.33.

20. Fedoseev A.N. Komsomol Vostochnogo Donbassa. Dokumental'noe izdanie. - Rostov-na-Donu: OOO «Al'tair», 2020.

21. Ikonnikov S.N. Organizaciya i deyatel'nost' RKI v 1920-1925 gg. / AN SSSR. In-t istorii. - M.: Izd-vo AN SSSR, 1960.

СТАДНИК ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ - ведущий специалист научно-исследовательского отдела, Донецкое высшее общевойсковое командное училище (vova.barin70@mail.ru).

STADNIK, VLADIMIR A. - Leading Specialist of the Research Department, Donetsk Higher All-Arms Command School.

УДК 94(47).084:37.01«192/193» DOI: 10.24412/2308-264X-2022-4-92-102

БОРОДУЛИНА Е.В., СКОЧИН А.В. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ТЮМЕНИ В 1920-1930-Е ГГ. 2

Ключевые слова: советское образование, техникумы, учебная деятельность, воспитательная работа, кружки в Тюмени, образование в 1920-1930-е гг.

В ходе исследования педагогической деятельности в учебных заведениях города авторы изучают комплекс проблем, касающихся образовательной и воспитательной работы с учащимися. В статье подвергается анализу система управления учебными заведениями, прослеживается трансформация образовательных программ, изучается методическое обеспечение учебного процесса, выявляются основные направления внеурочной работы учащихся. Авторы делают вывод о влиянии различных факторов на качество подготовки специалистов, анализируют разнообразие и динамику воспитательной работы в учебных заведениях, оценивают техникумы как канал, через который осуществлялась социализация молодого поколения. Отмечается, что, несмотря на многообразие методов обучения, до конца 1930-х гг. ведущее место в преподавании, в основном, из-за недостаточной материальной базы, продолжали играть лекции и занятия с элементами беседы. Сохранялась и проблема обеспеченности студентов учебной литературой. Вследствие нехватки учебников педагоги нередко вынуждены были проводить групповые чтения одной книги даже по специальным предметам. В то же время, особое внимание в процессе обучения уделялось производственной практике.

BORODULINA, E.V., SKOCHIN, AV. PEDAGOGICAL ACTIVITY IN SECONDARY SPECIAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF TYUMEN

IN THE 1920-1930s

Key words: Soviet education, technical schools, educational activities, educational work, circles in Tyumen, education in the 1920s-1930s.

In the course of the study of pedagogical activity in educational institutions of the city, the authors study a set of problems related to educational and upbringing work with students. The article analyzes the management system of educational institutions, traces the transformation of educational programs, studies the methodological support of the educational process, and identifies the main areas of extracurricular work of students. The authors draw a conclusion about the influence of various factors on the quality of training of specialists, analyze the diversity and dynamics of educational work in educational institutions, evaluate technical schools as a channel through which the socialization of the younger generation was carried out. It is noted that, despite the variety of teaching methods, until the end of the 1930s. leading place in teaching, mainly due to insufficient material resources, continued to play lectures and classes with elements of conversation. The problem of providing students with educational literature also remained. Due to the shortage of textbooks, teachers were often forced to conduct group readings of one book, even in special subjects. At the same time, special attention in the learning process was given to work practice.

В последние 20 лет интерес к развитию советской системы среднего профессионального образования в отечественной историографии заметно возрос [1-4]. Данная тема активно

2 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-49-720018

разрабатывалась и на материалах отдельных регионов страны [5-9]. Однако несмотря на существенный интерес исследователей количество публикаций, посвященных истории среднего профессионального образования Тюмени в первые десятилетия советской власти, к настоящему времени остается небольшим [10-12]. Между тем, функционирование учебных заведений сельскохозяйственного, медицинского и педагогического профиля в Тюмени в 1920-1930-е гг., реализация в них педагогической деятельности не только отражают ряд особенностей формирования системы профессионального обучения, но и делают более целостной картину регионального образования изучаемого периода.

Первым шагом, определившим становление советской профессиональной школы, можно считать учреждение в ноябре 1918 г. секции профессионально-технического образования Народного комиссариата просвещения (Наркомпрос), преобразованной 29 января 1920 г. декретом СНК РСФСР в Главный комитет профессионального образования (Главпрофобр) [13]. После возникновения Главпрофобра были созданы органы руководства профессионально-техническим образованием на местах. Так, в феврале 1920 г. в Тюменской губернии начал свою деятельность Тюменский губернский подотдел (с октября 1920 г. - комитет) профессионально-технического образования при губернском отделе народного образования [14, л.л. 10-15], который участвовал в создании в Тюмени сельскохозяйственного техникума [14, л.л. 25, 27], фельдшерско-акушерской школы (август 1921 г.) [15, л. 52] и педагогического училища (сентябрь 1921 г.) [16]. Первым, в августе 1920 г. был открыт сельскохозяйственный техникум, на основе которого уже в 1930 г. создали два самостоятельных учебных заведения - зерновой и мелиоративный техникумы. В 1932 г. мелиоративный техникум вошел в состав Пермского землеустроительного техникума, который в августе 1933 г. из Перми переехал в Тюмень. И лишь в мае 1934 г., после очередной реорганизации, вновь заработал единый Тюменский сельскохозяйственный техникум. В свою очередь, имевшая многолетнюю историю существования в Тобольске повивально-фельдшерская школа была переведена в Тюмень в августе 1921 г., где получила название «Фельдшерско-акушерская школа». С 1923 г. она стала называться фельдшерско-акушерским техникумом, а в 1928 г. была переименована в медицинский техникум (с 1931 г. - медицинский политехнический техникум), а с 1934/1935 уч. г. вновь стала именоваться фельдшерско-акушерской школой. Наконец, в сентябре 1921 года было организовано Тюменское педагогическое училище. В 1932 г. в Тюмень из Омска перевели еще одно педагогическое училище, которое объединили с местным учебным заведением, что привело к созданию Тюменского педагогического техникума, с 1937 г. вновь ставшего училищем.

Руководство средними специальными учебными заведениями было возложено на директоров (заведующих), обязанности которых были четко прописаны лишь несколько лет спустя. При этом директор единолично отвечал за всю учебную и административно-хозяйственную деятельность техникума [17]. При учебных заведениях также были организованы педагогические советы, принимавшие решения, касающиеся широкого круга вопросов учебно-воспитательной работы. В него входили директор, завуч, руководители предметных комиссий, преподаватели, заведующие мастерскими и библиотекой, представители от учащихся, а также секретарь, который выбирался из числа педагогов сроком на 1 год. Совет должен был собираться не реже одного раза в 2 месяца [18, л. 17], однако в действительности чаще всего собирался рабочий аппарат совета - его Президиум в составе 5 человек (директор, завуч, представитель от учащихся и двух преподавателей).

В первые годы после установления советской власти педагогическая деятельность в средних специальных учебных заведениях осуществлялось по старым учебным планам и программам. Однако в начале 1920-х гг., после широкого распространения в стране учебных заведений нового типа - техникумов - научно-техническая секция при Государственном Ученом Совете (ГУС) утвердила примерные учебные планы для средних специальных учебных заведений различных специальностей. На их основе в учебных заведениях стали формироваться учебно-производственные планы по дисциплинам. Если первоначально учебные планы утверждались в самих учебных заведениях, то с 1923 г. разработка и изменение документов, определяющих учебную работу, стали задачами Наркомпроса при участии заинтересованных ведомств. Учебные планы в обязательном порядке утверждались ГУСом. Срок обучения в образовательных учреждениях также определялся Наркомпросом по соглашению с соответствующими местными

комитетами и утверждался СНК РСФСР [12, с. 187]. С момента введения такой системы учебный процесс стал приобретать более организованный характер.

Тем не менее, учебные планы тюменских техникумов, вследствие их частой реорганизации и изменения сроков обучения, нередко подвергались переработке. Например, в 1923 г. фельдшерско-акушерская школа была преобразована в Тюменский фельдшерско-акушерский техникум, что привело к расширению учебной программы [19, л.л. 3, 25, 32]. В 1928 г. техникум стал медицинским, в связи с чем изменились сроки обучения, которые теперь составляли 3 года, вместо 4, также было добавлено новое отделение - подготовительное (для национальных меньшинств). Ввиду того, что у поступающих в медтехникум отмечался низкий уровень общего образования, на I курсе у студентов было много общеобразовательных дисциплин, соответствующих учебной программе школы II ступени. Вместе с тем в учебном заведении преподавались и такие специализированные предметы, как история охраны матери и младенчества, физиология, гигиена, основы гистологии и эмбриологии, анатомия, бактериология и другие. Из медицинского техникума выпускали акушерок, фельдшеров, медицинских сестер [19, л. 10]. В педагогическом техникуме, в силу специфики учебного заведения, внедрение в программу общеобразовательного блока предметов не предполагалось. В учебных программах они сразу включались в перечень обязательных дисциплин. Это было связанно с тем, что в учебном заведении готовились учителя начальных классов, воспитатели, руководители детских садов и других образовательных учреждений. Срок обучения в техникуме составлял 4 года [20, л. 109]. Первоначально общеобразовательного блока предметов не было и в сельскохозяйственном техникуме, где имелись лишь только узко-профильные дисциплины [21].

Помимо общеобразовательных и профильных дисциплин, в каждом техникуме велись и обществоведческие предметы, такие как политическая грамотность, история классовой борьбы, политическая экономия и обществоведение, которым придавалось очень большое значение [22, л. 268]. Наряду с общественно-политическими дисциплинами, действовали кружки политической грамоты, регулярно проводились политинформации, устраивались политические вечера, которые должны были повысить качество усвоения данных предметов. С 1936 г. обязательной дисциплиной в средних специальных учебных заведениях стала военная подготовка.

В конце 1920-х-1930-е гг. учебные планы средних специальных учебных заведений продолжали регулярно пересматриваться. В 1928 г. они подверглись существенному изменению по настоянию Наркомпроса. Тем не менее, в 1932 г. вышло постановление ЦИК СССР, в котором отмечались такие проблемы, как несоответствие программ профилям подготовки, отсутствие твердых учебных планов, преобладание в техникумах «многопредметности» и недостаток времени на изучение профильных дисциплин [17]. Отныне на освоение специальных предметов стало отводиться около 70 % всего учебного времени; устанавливались обязательные зачетные сессии; для выпускников вводились аттестаты; серьезное внимание стало уделяться производственной практике. Норма практики устанавливалась в 30-35 % учебного времени соответствующих курсов. Если ранее техникумы осуществляли обучение по пятидневной рабочей неделе, то с выходом нового постановления, они были переведены на шестидневную неделю с обязательными 50 учебными неделями в году. На обучение по новым планам были переведены все тюменские техникумы, и хотя до конца 1930-х гг. учебные программы еще неоднократно подвергались пересмотру, принципиального влияния на организацию учебного процесса это уже не оказало.

Деятельность средних специальных учебных заведений подвергалась жесткому контролю со стороны органов власти и общества. Результаты проверок, которые периодически проходили в учебных заведениях, нередко освещались в местной прессе. Так, в январе 1931 г. в газете «Красное знамя» вышла статья «В медтехникуме творятся вопиющие безобразия», обращавшая внимание на отсутствие учебных программ и производственных планов по отдельным дисциплинам, на бездеятельность учебной части, которая «не знает, что преподносят преподаватели учащимся», на «крайне нездоровые взгляды» студентов и некоторых преподавателей, состоявшие в том, что для специалиста «изучение политических дисциплин - второстепенное дело» [23]. А в ноябре 1936 г. эта же газета рассказала уже об успехах данного учебного заведения [24].

Образовательный процесс в тюменских техникумах ничем не отличался от процесса обучения в других средних специальных учебных заведениях страны. Урок по-прежнему оставался одним из основополагающих элементов обучения. Методические приемы,

используемые преподавателями техникумов в 1920-е гг., везде были одинаковы: лекция, иллюстративный метод, беседа, экскурсия, лабораторно-практические занятия, устный опрос, самостоятельная работа. Специфика занятий заключалась лишь в их содержании. Применялись в этот период и методы обучения, направленные на формирование коллектива и развитие навыков работы в команде. Такие методы были популярны, но не признавались ведущими, приоритетной же оставалась форма стандартного урока при общей коллективной работе.

Существенную роль в процессе обучения студентов играла творческая инициатива самих преподавателей. Так, экспедиции учащихся, периодически проводившиеся директором сельскохозяйственного техникума П.А. Мартэном, не только позволили обновить гербарий, минералогическую коллекцию учебного заведения, накопить учебное сельскохозяйственное оборудование и оснастить агрономический кабинет, но также мотивировали студентов к учебной и творческой деятельности [25, с. 53]. Такие педагоги-энтузиасты были во всех техникумах, но целенаправленной методической помощи в 1920-е гг. преподаватели получить не могли. Для совместного решения методических проблем, обсуждения и проработки учебных программ и обмена опытом педагоги вынуждены были создавать т. н. «цикловые комиссии», объединявшие представителей смежных дисциплин. В 1927/1928 уч. г. 3 цикловых комиссии -общемедицинская, биологическая и обществоведческая - действовали в медицинском техникуме [26, л. 13]. То же наблюдалось и в других средних специальных учебных заведениях города.

Некоторые изменения в методике преподавания дисциплин произошли в 1930-е годы. Так, с 1932 г. была усилена самостоятельная работа студентов по индивидуальным заданиям под обязательным руководством преподавателей. Получили развитие «общественный буксир», проектный метод, различные виды учебных соревнований, использование в учебном процессе кино. Вместе с тем, некоторые методы ушли на второй план. Например, в Постановлении ЦИК СССР 1932 г. говорилось о признании нецелесообразным бригадно-лабораторного метода проведения занятий [27, л. 1]. Большое внимание в 1930-е гг. стали уделять использованию в учебном процессе специально оборудованных кабинетов и лабораторий. Так, в 1931/1932 уч. г. 2 оснащенных кабинета - по технике общего ухода и анатомический, находящиеся в больнице -появились у медицинского техникума [15, л. 52]. Несмотря на многообразие методов обучения, до конца 1930-х гг. ведущее место в преподавании, в основном, из-за недостаточной материальной базы, продолжали играть лекции и занятия-беседы. Сохранялась и проблема обеспеченности студентов учебной литературой. Вследствие нехватки учебников педагоги нередко вынуждены были проводить групповые чтения одной книги даже по специальным предметам [15, л. 52; 25, с. 57], преподавание многих дисциплин велось по конспектам лекций [28, л. 4].

Обязательной частью учебного процесса в техникумах являлась производственная практика, соответствующая профилю среднего специального учебного заведения. На базе медицинского техникума, например, действовала летняя школа, в которой студенты I—III курсов осуществляли свою практическую деятельность. Занятия в техникуме для них проводились до конца апреля, с 1 по 10 мая было время каникул, а с 11 мая до 1 июля работала летняя школа. Некоторых студентов I курса также отправляли на сбор лечебных трав. Учащиеся IV — выпускного — курса оставались либо в городе для работы в больницах и амбулаториях, либо распределялись в лечебно-профилактические учреждения сельской местности. Они наблюдали за лечением больных, «осуществляли медицинский уход» за ними, изучали на практике симптомы и лечение заболеваний. Выпускников акушерского отделения ожидала практика в виде самостоятельного проведения родов в родильных домах [29, л. 4]. Отметим, что с конца 1920-х гг. организация практики студентов-медиков берется на особый контроль. В декабре 1929 г. Главпрофобр обязал медицинские техникумы пересмотреть учебные планы с целью усиления их практической составляющей и рекомендовал установить равное соотношение теоретического и производственного обучения [30].

Студенты педагогического техникума проходили практику, начиная со II курса в качестве вожатых, помощников учителей и воспитателей, а также привлекались к занятиям с отстающими учениками, к проведению пробных уроков у младших школьников, а с 1929 г., после начала в Тюмени так называемого «дошкольного похода», еще и к работе на детских летних площадках. Например, в 1929 г. из 26 человек, работавших на таких площадках города, 16 составляли студенты-практиканты III курса педтехникума [31]. Итоговой практикой у студентов-

выпускников в 1930-е гг. была непрерывная 12-дневная практика в школе. Как и студенты-медики, многие студенты-педагоги, отправлялись на практику в сельские районы Тюменского края.

При сельскохозяйственном техникуме для проведения практических занятий имелись собственные мастерские, в которых студенты обучались ремонту сельскохозяйственных машин. Сама практика для учащихся проводилась как в производственно-хозяйственных организациях, соответствующих их профилю обучения, так и в учебном хозяйстве, которое появилось у сельхозтехникума в 1924г., благодаря директору Павлу Августовичу Мартэну и одному из организаторов техникума - Василию Ермолаевичу Пакитову. Их стараниями образовательное учреждение приобрело за городом под создание и развитие опытного хозяйства заимку «Ульяновская» [25, с. 57; 37], получившую у тюменцев название «Учхоз». Данное хозяйство существует до сих пор уже как учебно-опытное для производственной практики студентов и полевая база для науки Государственного аграрного университета Северного Зауралья.

Руководство практикой осуществляли, с одной стороны, преподаватели техникумов, с другой, директора и инструкторы-наставники от предприятий, выступавших базами для проведения практики. Стоит отметить, что практика у студентов не всегда проходила успешно. Виной тому были не только студенты, нередко выезжающие на место практики позднее установленных сроков, но и организации, куда направляли учащихся, и где их труд часто использовался не по назначению. Кроме того, само отношение к практикантам со стороны представителей организаций нередко было пренебрежительным [12, с. 193].

Интересно, что студенческая практика преследовала не только реализацию учебных задач, но и включала в себя культурно-просветительную деятельность. Например, практикантам-агрономам рекомендовалось вести среди крестьян беседы о «научных способах обработки земли», а студентам-медикам «в повседневной своей работе доказать широкому крестьянскому населению, что медицина сильнее всяких ... знахарей и знахарок, сильнее всяких поповщины и разных предрассудков.» [23; 33]. Привлекались студенты-практиканты, особенно в 1930-е гг., и для участия в «вербовочных компаниях» молодежи в техникумы [34, л. 46; 35].

Борьба за абитуриентов в средних специальных учебных заведениях велась в течение всего исследуемого периода как через средства массовой информации, в которых размещались правила приема учащихся [36; 37] и отражалось все многообразие студенческой жизни [38-41], так и путем целенаправленной работы по привлечению студентов, которая проводилась в самих техникумах. Основные формы профориентационной работы со школьниками и трудящейся молодежью в учебных заведениях города сложились уже в 1920-е годы. Наиболее популярными среди них были студенческие агитбригады и «Дни открытых дверей», на которые ежегодно приглашались представители рабочей молодежи из тюменских предприятий и выпускники школ из близлежащих деревень. Так, 27 ноября 1923 г., по сообщению местной прессы, в сельскохозяйственный техникум прибыла группа делегатов из крестьян, для которых была проведена экскурсия и прочитана лекция «Электричество в домашнем быту» [42]. 23 марта 1925 г. этим же учебным заведением был организован вечер встречи с рабочими завода «Угольник», для которых в течение дня были открыты все кабинеты и лаборатории, где учащиеся и преподаватели вели консультации, а вечером «студентами техникума был поставлен спектакль» [43].

В 1920-е-начале 1930-х гг. при приеме абитуриентов в техникумы приоритетными являлись количественные показатели плана набора и социальное происхождение кандидатов, а не качественный отбор студентов, что в период обучения влекло за собой массовую неуспеваемость учащихся и отсев. Для решения этой проблемы в техникумах стали практиковать оставление отстающих по программе студентов на второй год. Учащимся, которые не сдали итоговые испытания, назначалась переэкзаменовка, неявка на которую влекла за собой исключение из учебного заведения. В Постановлении 1932 г. отмечалось, что такое «однобокое» внимание к количественному росту при недостаточном внимании к «вопросам качества» учебной подготовки мешает эффективной работе средних специальных учебных заведений по подготовке специалистов соответствующего профиля [17]. 29 декабря 1935 г. вышло Постановление ЦИК и СНК СССР «О приеме в вузы и техникумы», отменившее ограничения, связанные с социальным происхождением абитуриентов, ранее установленные при наборе в профессиональные учебные заведения [44, с. 426]. Эта мера положительно сказалась на качественных результатах приемной кампании и способствовала росту образовательного уровня студентов [24].

В первой половине 1930-х гг. низкая успеваемость учащихся стала серьезно беспокоить органы просвещения [17; 45, л. 7]. В течение ряда лет был обозначен комплекс мер, направленных на решение данной проблемы. К их числу, в частности, относилась строгая регламентация периода обучения, упорядочение учебной нагрузки до 6 академических часов в день, запрет коллективных зачетов, введение в практику системы премий и поощрений за отличную успеваемость и т. д. Единственной уважительной причиной, по которой учащийся мог остаться на второй год, отныне могла быть только его длительная болезнь - не менее 5 месяцев.

С этого времени на директоров и педагогические коллективы техникумов стала возлагаться более серьезная ответственность за успеваемость учащихся. Этой проблемы они подробно касались в ежегодных отчетах [46]. Преподаватели отныне стали уделять больше внимание отстающим студентам, усилили контроль за выполнением ими домашних заданий, стали активнее проводить групповые и индивидуальные консультации. Кроме того, для стимулирования студентов к достижению успехов в обучении, на базе техникумов стали проводиться социалистические соревнования между студенческими группами, итоги которых подводились в конце каждого учебного года. Такие соревнования, ставшие во второй половине 1930-х гг. характерным явлением для тюменских техникумов, организовывались не только между группами учащихся. Так, в 1939 г. проводилось соревнование между тюменским сельскохозяйственным и педагогическим техникумами [20, л. 5]. В том же году газетой «Комсомольская правда» было объявлено социалистическое соревнование среди вузов, втузов и техникумов страны, в котором фельдшерско-акушерская школа Тюмени была признана лучшей из 250 участвовавших в соревновании учреждений среднего медицинского образования [12; 47, л. 57].

Большая роль в борьбе за повышение успеваемости отводилась классным руководителям: они проводили проверку общественной нагрузки каждого студента из своей группы, чтобы не допускать перегрузки; брали под особое наблюдение учащихся, не справляющихся с программой или, наоборот, тех, кто имел по одной из дисциплин «хорошо» при остальных отличных результатах. Такое наставничество способствовало снижению количества неуспевающих студентов и повышало качество подготовки учащихся.

В конце каждого учебного года в техникумах начинался процесс подготовки и проведения проверочных и выпускных испытаний, который имел несколько традиционных этапов: 1) организация собраний накануне экзаменов для подведения предварительных итогов учебного года и ознакомления с «программой испытаний»; 2) составление расписания консультаций и экзаменов; 3) подведение итогов и выставление оценок; 4) обсуждение результатов испытаний на педагогическом совете; 5) составление директором годового отчета о работе техникума. Лучших выпускников награждали, фотографии отличников учебы размещали на Доске почета учебного заведения, а иногда и публиковали в местной периодической печати [24].

Все выпускники техникумов, особенно в 1930-е гг., подлежали обязательному распределению. Значительная часть тюменских специалистов направлялась в районы той области, в административных границах которой находилась Тюмень (с апреля 1920 г. до ноября 1923 г. Тюмень являлась губернским центром; в 1923 г. - стала столицей округа в составе Уральской области; в 1934 г. - центром Обско-Иртышской области; с 1935 г. до образования 14 августа 1944 г. Тюменской области находилась в составе Омской области). Кроме того, во второй половине 1930-х гг. некоторые выпускники получали распределение в Челябинскую, Свердловскую области и другие районы СССР, несмотря на то, что потребность в специалистах в Тюменском крае удовлетворена не была [48]. Интересна не только география распределения выпускников, но и получаемые ими должности. Так, в 1937г. из 115 молодых специалистов педагогического училища 36 были рекомендованы для заведования начальной школой [49, л. 31], а по отчету одной из групп педагогического техникума за 193 8г. - все 20 выпускников были трудоустроены, причем 7 человек стали заведующими школами, остальные - учителями начальных классов [50, л. 3].

Наряду с организацией учебного процесса, в средних специальных учебных заведениях города происходило постепенное совершенствование и внеурочной деятельности, формы которой в исследуемый период становятся более разнообразны. Наиболее популярной среди них была кружковая работа. Первые кружки появились в тюменских техникумах в начале 1920-х гг., однако их деятельность осложнялась слабым материальным положением учебных заведений: перебои с отоплением и водоснабжением; нехватка свободных кабинетов; дефицит литературы,

оборудования, инструментов, инвентаря и т. д., необходимых для проведения занятий - все это было причиной того, что кружки работали не регулярно, часто распадались [51]. К середине 1920-х гг. ситуация изменилась, и кружки стали действовать уже во всех техникумах города.

Прежде всего, с целью политического просвещения молодежи, в техникумах стали создаваться кружки текущей политики (кружки политической грамоты) [52]. На них изучалась история большевистской партии, биографии революционеров, национальный вопрос; заслушивались доклады о событиях в мире; прорабатывались решения партийных конференций и съездов; устраивались публичные чтения материалов газет с их последующим обсуждением. Наиболее активные участники кружков из числа старшекурсников проводили политинформации в своих учебных группах и для младших курсов. В 1930-е гг. политинформация (политчас) стала обычной практикой студентов-комсомольцев и части беспартийной молодежи. Особенно хорошо данная работа была организована в педагогическом техникуме [53, л.л. 47, 137].

Одновременно с политкружками в учебных заведениях появились и предметные кружки, которые выполняли две основные функции: с одной стороны, расширяли возможности в изучении той или иной дисциплины для заинтересованных студентов, с другой, готовили из учащихся лекторов для просветительской деятельности. Например, в медицинском техникуме с 1927 г. функционировал санитарный кружок, который в 1928/1929 уч. г. посещали 39 студентов. Каждую среду участники кружка проводили профильные беседы в Доме Крестьянина [26, л. 9].

В техникумах города в исследуемый период действовали также многочисленные творческие и физкультурные кружки, разнообразившие студенческий досуг. Наибольших масштабов деятельность кружков достигла в 1930-е годы. В этот период очень популярны среди студентов были драматические, музыкальные, литературные, шахматно-шашечные, физкультурные кружки, а также кружки Осоавиахима (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству) и ПВХО (противовоздушная и противохимическая оборона). В педагогическом и медицинском техникумах молодежь также активно посещала кружки кройки и шитья, рисования, хоровой, ГСО (готов к санитарной обороне). Студенты-педагоги охотно занимались в кружках западноевропейских танцев и киномехаников [54]. Участники кружков часто демонстрировали результаты своей деятельности на выставках, конкурсах, соревнованиях, студенческих вечерах. Подобные мероприятия регулярно освещались в местных средствах массовой информации. Так, в статье газеты «Красное знамя» от 29 мая 1930 г. рассказывалось о студенческом вечере, на котором силами драмкружка была исполнена шуточная оперетка «Евгений Онегин» [39], а в заметке от 9 февраля 1938 г. говорилось об успехе учащихся сельхозтехникума в городских лыжных соревнованиях [40].

В 1930-е гг. широкую популярность среди учащейся молодежи Тюмени приобрели физическая культура и спорт. В техникумах города студенты имели возможность заниматься лыжным, конькобежным спортом, спортивной гимнастикой, легкой атлетикой, волейболом. Молодые люди принимали активное участие и в различных спортивных праздниках и соревнованиях. Так, 12 мая 1936 г. в городе был официально открыт летний спортивный сезон, одним из главных мероприятий которого стал блиц-турнир по волейболу с участием 8 мужских и 6 женских команд. В соревнованиях I место заняла мужская команда сельскохозяйственного техникума, II место досталось медицинскому техникуму [55]. Волейбол стал одним из любимых развлечений тюменских студентов. Волейбольные площадки имелись как в парках города, так и при общежитиях отдельных учебных заведений, таких, например, как педагогический техникум [56]. В 1936 г. в Тюмени впервые состоялся городской физкультурный парад молодежи с участием, в том числе, студентов сельскохозяйственного и педагогического техникумов [57]. В 1938 г. в местной печати широко освещалась спартакиада средних учебных заведений, проводившаяся в Тюмени с 6 февраля по 18 марта. В программу соревнований входили игры в волейбол, баскетбол и хоккей, бег, прыжки, метание ручных гранат, лыжи. В спартакиаде с высокими показателями выступили учащиеся сельскохозяйственного техникума [40].

Во второй половине 1930-х гг., вслед за тенденцией по стране в целом, в Тюмени стала отчетливо проявляться оборонно-массовая специфика физкультурной работы, получили развитие прикладные и военно-технические виды спорта. Одним из наиболее ярких примеров такой тенденции стало, например, активное развитие при всех учебных заведениях города стрелкового спорта. В 1935/1936 уч. г. городской Совет физической культуры (ГорСФК) организовал

масштабные соревнования, где одним из элементов оценивания была стрельба. Первое место в беге в противогазах на 5 км со стрельбой с места из винтовки заняла команда педагогического техникума [26, л. 15]. В конце 1930-х гг. в тюменском сельскохозяйственном техникуме популярным стал кружок гранатометчиков, где занималось, в среднем, около 40-45 человек [58].

Значимым направлением внеурочной работы техникумов являлась общественная деятельность студентов. Она состояла, прежде всего, в шефской работе, которая проявлялась в шефстве средних специальных учебных заведений над деревней, предприятиями, школами, детскими дошкольными учреждениями. Например, в 1928/1929 уч. г. студенты-медики приняли участие в «субботнике помощи школам» и «субботнике по сбору лома железа и бумаги». Совместно с производственной ячейкой ВЛКСМ завода «Механик» учащимися был поставлен спектакль, вырученные деньги от которого были сданы в Горком ВЛКСМ. 23 марта 12 студентов под руководством преподавателя физкультуры совершили экскурсию в деревню Новые Юрты, где выступили с докладом на тему «Аборт». Некоторые студенты учебного заведения в период каникул работали в сельских летних яслях [26, л. 9]. Учащиеся педагогического техникума в 1935/1936 уч. г. также участвовали в субботниках, а на собранные средства подготовили новогодний праздник для детей сотрудников учебного заведения [59, л. 2]. Студенты тюменских техникумов активно занимались просветительской работой [60], участвовали в кампаниях по выборам в местные органы власти, занимались ликвидацией неграмотности, помогали колхозникам в посевной работе и сборе урожая.

Внеурочная деятельность в тюменских техникумах так же, как и учебная работа, подвергалась контролю со стороны местных отделов народного образования, которые периодически проводили проверки качества ее организации и давали рекомендации для улучшения работы. Так, в 1929 г. в «Акте обследования общественно-политического воспитания в Тюменском медицинском техникуме», составленном тюменским окружным отделом народного образования, отмечалось отсутствие целенаправленной работы по интернациональному и антирелигиозному воспитанию студентов, плохая посещаемость кружков и секций, пассивность комсомольской ячейки в жизни техникума и т. п. Комиссия, обследовавшая техникум, вынесла ряд «основных практических постановлений по улучшению ситуации», к числу которых относились: прикрепление к техникуму обществоведа-партийца как основного работника; введение раз в неделю на всех курсах политчаса; организация читальни; привлечение учащихся к кружковой работе; помощь в культурном обслуживании заводу-шефу «Республиканец»; участие студентов и преподавателей в «ленинской неделе» [61, л.л. 1-3].

Вследствие большого внимания, которое уделялось внеурочной работе со студентами, годовые отчеты руководства средних специальных учебных заведений, как правило, содержали подробный анализ всех воспитательных мероприятий, которые в них проходили [62]. Наиболее подробные отчеты «по учебной, воспитательной, культурно-массовой и спортивной работе» обычно составлялись в педагогическом техникуме. Наконец, оперативно реагировала на многие проблемы педагогической, в том числе внеурочной деятельности в средних специальных учебных заведениях, местная периодическая печать [23].

Таким образом, в 1920-1930-е гг. в Тюмени происходит становление системы среднего профессионального образования. В городе появляется три первых техникума -сельскохозяйственный, медицинский и педагогический, которые начинают осуществлять выпуск специалистов для обеспечения потребностей тюменского края и соседних регионов. В течение исследуемого периода образовательные программы учебных заведений неоднократно подвергались трансформации, происходил интенсивный поиск системы обучения, позволяющей в короткие сроки решить проблему нехватки кадров для экономики и социальной сферы региона.

К началу 1930-х гг. эксперименты в области образования сменяются установлением единых подходов к обучению. Новые образовательные стандарты, принятые в этот период, ориентировали средние специальные учебные заведения на активное изучение профессиональных дисциплин. Возрастала и практическая составляющая в подготовке студентов. В 1930-е гг. происходило расширение методического арсенала обучения студентов, однако слабость материальной базы учебных заведений не всегда позволяла использовать в учебных классах новые образовательные подходы. Вместе с тем материальные сложности тюменских техникумов отчасти компенсировались энтузиазмом и творческой инициативой отдельных преподавателей и

руководителей учебных заведений, которые прилагали серьезные усилия для достижения образовательных результатов. Комплекс разнообразных факторов, сложившихся к 1930-м гг., позволил повысить качество подготовки специалистов, потребность в которых, в условиях быстрой модернизации страны, существенно возросла.

В исследуемый период студенты средних специальных учебных заведений города, наряду с учебной работой, имели возможность принимать активное участие и во внеурочной деятельности. При техникумах существовала разветвленная сеть общественно-политических, творческих, физкультурных и других кружков, которые, с одной стороны, давали студентам возможность повысить свой образовательный уровень, а с другой — выступали площадками, на которых происходило воспитание молодого поколения. К началу 1930-х гг. разнообразие кружков существенно возросло, чему способствовал рост внимания государства к развитию физкультуры и спорта, а также необходимость обучения студентов навыкам начальной военной подготовки, в связи с угрозой нового мирового конфликта. Таким образом, средние специальные учебные заведения в исследуемый период позволяли не только осуществлять подготовку специалистов, но также выступали важными каналами социализации молодежи, способствовали приобщению представителей молодого поколения к ценностям нового общества, что являлось важным фактором, обеспечивающим его монолитность.

Литература и источники

1. Валько Е.Е. Формирование основ профессионально-технической системы образования в рамках государственного законодательства в 1920—1940 гг. // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 9. - С. 219-221.

2. МарченковА.В. История развития профессионального образования в России (1917—конец 1950-х гг.) // Тенденции развития науки и образования. - 2016. - № 11-1. - С. 42-47.

3. Попов В.П. Система среднего специального образования в СССР и Российской Федерации в 1917—2000-е гг. Автореф. дис. ... канд. ист. наук. - М., 2001. - 25 с.

4. Соколова Т.Л. Правовое регулирование в сфере среднего профессионального образования в РСФСР в 1918—1920-х гг. (историко-правовой аспект) // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2020. - № 4. - С. 161-163.

5. ДамбаевД.Н. Становление среднего сельскохозяйственного образования в Байкальском регионе в 20—30-е-е гг. XX в. // Проблемы социально-экономического развития Сибири. - 2017. - № 1 (27). - С. 53-59.

6. Пономарев С.А. Развитие педагогического образования в Западной Сибири в 1930—1941 гг. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2018. - 22 с.

7. Романова Н.С. Развитие профессионального образования в Енисейской губернии (Красноярском крае) в 1920—1941 гг. Дис. ... канд. пед. наук. - Красноярск, 2003. - 287 с.

8. Скворцова С.Г. Система учебных заведений профессионально-технического образования в Башкирии в 1920—1930 годы // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 6. - С. 231-236.

9. Харламов В.А. Становление и развитие среднего специального сельскохозяйственного образования в Советской России в 1917—1940 гг.: на материалах Центрально-Черноземного региона. Дис. ... канд. ист. наук. - Курск, 2006. - 303 с.

10. Животова А.Н. К истории становления системы профессионально-технического образования Тюменского края (1920— 1921 гг.) // Краеведческая конференция «Наше наследие — 2016»: Материалы докладов и сообщений / под ред. Р.Г. Назаровой, Л.Н. Басовой, Т.С. Воеводиной, А.А. Севостьянова. - Ишим, 2016. - С. 20-21.

11. Животова А.Н. Новые факты по истории тюменского сельскохозяйственного техникума в 1920-е годы в документах ГБУТО «Государственный архив Тюменской области» // Документ в контексте универсальных практик: Материалы пятой Всероссийской научно-практ. Конф-ции с международным участием. - Тюмень: Типография «Печатник», 2018. - С. 241-243.

12. Соловьева Ю.А. Организация и содержание учебной деятельности в средних специальных учебных заведениях г. Тюмени в 20—30-е гг. 20 века // Ежегодник Тюменского областного краеведческого музея им. И.Я. Словцова: 2000. - Тюмень: Издательско-полиграфическое предприятие "Тюмень", 2001. - С. 182-197.

13. Об организации Главпрофобра в составе Наркомпроса: Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР. 29 января 1920 г. // Декреты Советской власти. - М.: Политиздат, 1974. - Т. 7: 10 декабря 1919-31 марта 1920 г. - С. 142—144.

14. Государственный архив Тюменской области (ГАТО). Ф. Р-80. Оп. 1. Д. 21.

15. ГАТО. Ф. Р-300. Оп. 1. Д. 92.

16. Трудовой набат. - 1921. - 25 сентября.

17. Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах: Постановление ЦИК СССР 19 сентября 1932 г. // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: Сб. док-тов. 1917—1973 гг. - М.: Педагогика, 1974. - С. 420-425.

18. Государственный архив социально-политической истории Тюменской области (ГАСПИТО). Ф. 3. Оп. 1. Д. 1000.

19. ГАТО. Ф. Р-300. Оп. 1. Д. 3.

20. ГАТО. Ф. Р-689. Оп. 1. Д. 121.

21. Трудовой набат. - 1924. - 12 апреля; 18 апреля; 8 июля.

22. ГАСПИТО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 73.

23. Красное знамя. - 1931. - 24 января.

24. Красное знамя. - 1936. - 6 ноября.

25. История через три века: люди и судьбы / Под общей редакцией ректора Государственного аграрного университета Северного Зауралья Е.Г. Бойко. - Тюмень: ФГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья, 2019.

26. ГАТО. Ф. Р-300. Оп. 1. Д. 48.

27. ГАТО. Ф. Р-300. Оп. 1. Д. 70.

28. ГАТО. Ф. Р-300. Оп. 1. Д. 46.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29. ГАТО. Ф. Р-300. Оп. 1. Д. 4.

30. ГАТО. Ф. Р-300. Оп. 1. Д. 21. Л. 40; Д. 57. Л. 9.

31. ГАТО. Ф. Р-37. Оп. 1. Д. 261.

32. Трудовой набат. - 1924. - 8 июля.

33. Трудовой набат. - 1924. - 14 мая.

34. ГАТО. Ф. Р-300. Оп. 1. Д. 79.

35. Красное знамя. - 1931. - 10 августа.

36. Красное знамя. - 1927. - 3 августа.

37. Красное знамя. - 1931. - 8 августа.

38. Трудовой набат. - 1923. - 11 августа.

39. Красное знамя. - 1930. - 29 мая.

40. Красное знамя. - 1938. - 9 февраля.

41. Красное знамя. - 1938. - 30 августа.

42. Трудовой набат. - 1923. - 29 ноября.

43. Трудовой набат. - 1925. - 25 марта.

44. О приеме в вузы и техникумы: Постановление ЦИК и СНК СССР 29 декабря 1935 г. // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: Сб. документов. 1917-1973 гг. - М.: Педагогика, 1974.

45. ГАТО. Ф. Р-300. Оп. 1. Д. 80.

46. ГАТО. Ф. Р-300. Оп. 1. Д. 88. Л. 34; Ф. Р-689. Оп. 1. Д. 95. Л. 67; Ф. Р-1202. Оп. 1. Д. 1. Л. 17.

47. ГАТО. Ф. Р-300. Оп. 1. Д. 45.

48. ГАТО. Ф. Р-300. Оп. 1. Д. 88. Л. 56; Ф. Р-689. Оп. 1. Д. 57. Л. 31; Ф. Р-1202. Оп. 1. Д. 1. Л. 5.

49. ГАТО. Ф. Р-689. Оп. 1. Д. 57.

50. ГАТО. Ф. Р-689. Оп. 1. Д. 95.

51. Трудовой набат. - 1923. - 20 января.

52. ГАСПИТО. Ф. 7. Оп. 1. Д. 343. Л. 14; Ф. 21. Оп. 1. Д. 13. Л. 20.

53. ГАТО. Ф. Р-689. Оп. 1. Д. 35.

54. ГАТО. Ф. Р-300. Оп. 1. Д. 70. Л.Л. 16-19; Ф. Р-689. Оп. 1. Д. 95. Л.Л. 11, 17; Ф. Р-1202. Оп. 1. Д. 1. Л. 4.

55. Красное знамя. - 1936. - 18 июля.

56. Красное знамя. - 1936. - 18 мая.

57. Красное знамя. - 1936. - 4 августа.

58. Красное знамя. - 1939. - 17 января.

59. ГАТО. Ф. Р-689. Оп. 1. Д. 148.

60. ГАСПИТО. Ф. П-21. Д. 89. Лл. 4-8; ГАТО. Ф. Р-689. Оп. 1. Д. 35. Л. 15.

61. ГАТО. Ф. Р-300. Оп. 1. Д. 57.

62. ГАТО. Ф. Р-300. Оп. 1. Д. 70. 53 л.; Ф. Р-689. Оп. 1. Д. 35. 187 л.

References and Sources

1. Val'ko E.E. Formirovanie osnov professional'no-tekhnicheskoj sistemy obrazovaniya v ramkah gosudarstvennogo zakonodatel'stva v 1920-1940 gg. // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. - 2013. - № 9. - S. 219-221.

2. Marchenkov A.V. Istoriya razvitiya professional'nogo obrazovaniya v Rossii (1917-konec 1950-h gg.) // Tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya. -2016. - № 11-1. - S. 42-47.

3. Popov V.P. Sistema srednego special'nogo obrazovaniya v SSSR i Rossijskoj Federacii v 1917-2000-e gg. Avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. - M., 2001. - 25 s.

4. Sokolova T.L. Pravovoe regulirovanie v sfere srednego professional'nogo obrazovaniya v RSFSR v 1918-1920-h gg. (istoriko-pravovoj aspekt) // Gumanitarnye, social'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. - 2020. - № 4. - S. 161-163.

5. Dambaev D.N. Stanovlenie srednego sel'skohozyajstvennogo obrazovaniya v Bajkal'skom regione v 20-30-e-e gg. XX v. // Problemy social'no-ekonomicheskogo razvitiya Sibiri. - 2017. - № 1 (27). - S. 53-59.

6. Ponomarev S.A. Razvitie pedagogicheskogo obrazovaniya v Zapadnoj Sibiri v 1930-1941 gg. Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2018. - 22 s.

7. Romanova N.S. Razvitie professional'nogo obrazovaniya v Enisejskoj gubernii (Krasnoyarskom krae) v 1920-1941 gg. Dis. ... kand. ped. nauk. -Krasnoyarsk, 2003. - 287 s.

8. Skvorcova S.G. Sistema uchebnyh zavedenij professional'no-tekhnicheskogo obrazovaniya v Bashkirii v 1920-1930 gody // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. - 2014. - № 6. - S. 231-236.

9. Harlamov V.A. Stanovlenie i razvitie srednego special'nogo sel'skohozyajstvennogo obrazovaniya v Sovetskoj Rossii v 1917-1940 gg.: na materialah Central'no-Chernozemnogo regiona. Dis. ... kand. ist. nauk. - Kursk, 2006. - 303 s.

10. Zhivotova A.N. K istorii stanovleniya sistemy professional'no-tekhnicheskogo obrazovaniya Tyumenskogo kraya (1920-1921 gg.) // Kraevedcheskaya konferenciya «Nashe nasledie - 2016»: Materialy dokladov i soobshchenij / pod red. R.G. Nazarovoj, L.N. Basovoj, T.S. Voevodinoj, A.A. Sevost'yanova. - Ishim, 2016. - S. 20-21.

11. Zhivotova A.N. Novye fakty po istorii tyumenskogo sel'skohozyajstvennogo tekhnikuma v 1920-e gody v dokumentah GBUTO «Gosudarstvennyj arhiv Tyumenskoj oblasti» // Dokument v kontekste universal'nyh praktik: Materialy pyatoj Vserossij skoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. - Tyumen': Tipografiya «Pechatnik», 2018. - S. 241-243.

12. Solov'eva YU.A. Organizaciya i soderzhanie uchebnoj deyatel'nosti v srednih special'nyh uchebnyh zavedeniyah g. Tyumeni v 20-30-e gg. 20 veka // Ezhegodnik Tyumenskogo oblastnogo kraevedcheskogo muzeya im. I.YA. Slovcova: 2000. - Tyumen': Izdatel'sko-poligraficheskoe predpriyatie "Tyumen'", 2001. - S. 182-197.

13. Ob organizacii Glavprofobra v sostave Narkomprosa: Dekret Soveta Narodnyh Komissarov RSFSR. 29 yanvarya 1920 g. // Dekrety Sovetskoj vlasti. - M.: Politizdat, 1974. - T. 7: 10 dekabrya 1919-31 marta 1920 g. - S. 142-144.

14. Gosudarstvennyj arhiv Tyumenskoj oblasti (GATO). F. R-80. Op. 1. D. 21.

15. GATO. F. R-300. Op. 1. D. 92.

16. Trudovoj nabat. - 1921. - 25 sentyabrya.

17. Ob uchebnyh programmah i rezhime v vysshej shkole i tekhnikumah: Postanovlenie CIK SSSR 19 sentyabrya 1932 g. // Narodnoe obrazovanie v SSSR. Obshcheobrazovatel'naya shkola: Sb. dokumentov. 1917-1973 gg. - M.: Pedagogika, 1974. - S. 420-425.

18. Gosudarstvennyj arhiv social'no-politicheskoj istorii Tyumenskoj oblasti (GASPITO). F. 3. Op. 1. D. 1000.

19. GATO. F. R-300. Op. 1. D. 3.

20. GATO. F. R-689. Op. 1. D. 121.

21. Trudovoj nabat. - 1924. - 12 aprelya; 18 aprelya; 8 iyulya.

22. GASPITO. F. 3. Op. 1. D. 73.

23. Krasnoe znamya. - 1931. - 24 yanvarya.

24. Krasnoe znamya. - 1936. - 6 noyabrya.

25. Istoriya cherez tri veka: lyudi i sud'by / Pod obshchej redakciej rektora Gosudarstvennogo agrarnogo universiteta Severnogo Zaural'ya E.G. Bojko. - Tyumen': FGBOU VO GAU Severnogo Zaural'ya, 2019.

26. GATO. F. R-300. Op. 1. D. 48.

27. GATO. F. R-300. Op. 1. D. 70.

28. GATO. F. R-300. Op. 1. D. 46.

29. GATO. F. R-300. Op. 1. D. 4.

30. GATO. F. R-300. Op. 1. D. 21. L. 40; D. 57. L. 9.

31. GATO. F. R-37. Op. 1. D. 261.

32. Trudovoj nabat. - 1924. - 8 iyulya.

33. Trudovoj nabat. - 1924. - 14 maya.

34. GATO. F. R-300. Op. 1. D. 79.

35. Krasnoe znamya. - 1931. - 10 avgusta.

36. Krasnoe znamya. - 1927. - 3 avgusta.

37. Krasnoe znamya. - 1931. - 8 avgusta.

38. Trudovoj nabat. - 1923. - 11 avgusta.

39. Krasnoe znamya. - 1930. - 29 maya.

40. Krasnoe znamya. - 1938. - 9 fevralya.

41. Krasnoe znamya. - 1938. - 30 avgusta.

42. Trudovoj nabat. - 1923. - 29 noyabrya.

43. Trudovoj nabat. - 1925. - 25 marta.

44. O prieme v vuzy i tekhnikumy: Postanovlenie CIK i SNK SSSR 29 dekabrya 1935 g. // Narodnoe obrazovanie v SSSR. Obshcheobrazovatel'naya shkola: Sb. dokumentov. 1917-1973 gg. - M.: Pedagogika, 1974.

45. GATO. F. R-300. Op. 1. D. 80.

46. GATO. F. R-300. Op. 1. D. 88. L. 34; F. R-689. Op. 1. D. 95. L. 67; F. R-1202. Op. 1. D. 1. L. 17.

47. GATO. F. R-300. Op. 1. D. 45.

48. GATO. F. R-300. Op. 1. D. 88. L. 56; F. R-689. Op. 1. D. 57. L. 31; F. R-1202. Op. 1. D. 1. L. 5.

49. GATO. F. R-689. Op. 1. D. 57.

50. GATO. F. R-689. Op. 1. D. 95.

51. Trudovoj nabat. - 1923. - 20 yanvarya.

52. GASPITO. F. 7. Op. 1. D. 343. L. 14; F. 21. Op. 1. D. 13. L. 20.

53. GATO. F. R-689. Op. 1. D. 35.

54. GATO. F. R-300. Op. 1. D. 70. L.L. 16-19; F. R-689. Op. 1. D. 95. L.L. 11, 17; F. R-1202. Op. 1. D. 1. L. 4.

55. Krasnoe znamya. - 1936. - 18 iyulya.

56. Krasnoe znamya. - 1936. - 18 maya.

57. Krasnoe znamya. - 1936. - 4 avgusta.

58. Krasnoe znamya. - 1939. - 17 yanvarya.

59. GATO. F. R-689. Op. 1. D. 148.

60. GASPITO. F. P-21. D. 89. Ll. 4-8; GATO. F. R-689. Op. 1. D. 35. L. 15.

61. GATO. F. R-300. Op. 1. D. 57.

62. GATO. F. R-300. Op. 1. D. 70. 53 l.; F. R-689. Op. 1. D. 35. 187 l.

БОРОДУЛИНА ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА - кандидат исторических наук, доцент, кафедра истории и мировой политики Института социально--гуманитарных наук Тюменского государственного университета (borodulina.e@list.ru). СКОЧИН АРТЁМ ВАСИЛЬЕВИЧ - кандидат исторических наук, доцент, кафедра истории и мировой политики Института социально-гуманитарных наук Тюменского государственного университета (A.V.Skochin@utmn.ru).

BORODULINA, ELENA V. - Ph.D. in History, Associate Professor, Department of History and World Politics, Institute of Social Sciences and Humanities, Tyumen State University (borodulina.e@list.ru).

SKOCHIN, ARTEM V. - Ph.D. in History, Associate Professor, Department of History and World Politics, Institute of Social Sciences and Humanities, Tyumen State University (A.V.Skochin@utmn.ru)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 94:314.14-053.3(470.56)«193» Б01: 10.24412/2308-264Х-2022-4-102-107

АЖИГУЛОВА А.И.

МЛАДЕНЧЕСКАЯ СМЕРТНОСТЬ НА ЮЖНОМ УРАЛЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ

1930-Х ГГ.: ПРИЧИНЫ, ДИНАМИКА3

Ключевые слова: Южный Урал, младенческая смертность, динамика, население, охрана материнства и младенчества.

Младенческая смертность является одним из важных показателей естественного прироста населения. На рост или снижение младенческой смертности влияет социальное благополучия населения, индикаторами которого являются: наличие своевременной медицинской помощи, материальное благосостояние, санитарно-бытовое просвещение. События первой половины XX века, происходившие в нашей стране, такие как революция, Гражданская война, голод 1932-1933 гг. отразились на здоровье матери и здоровье будущего ребенка. В 1930-е гг. в стране наблюдалась сложная ситуация в связи ростом младенческой смертности. На Южном Урале в Челябинской области смертность детей до одного года лидировала по РСФСР. Одной из причин сохранения высокой смертности среди населения Южного Урала было преобладание сельчан, что подчеркивало не только патриархальный уклад семьи, с большим количеством детей, но и ограниченность медицинского обслуживания на селе, нехватку там врачей, медикаментов.

3 Статья издается при финансовой поддержке молодых ученых в Оренбургской области (Закон Оренбургской области от 27 сентября 2012г. № 3806/871 -^-ОЗ «О государственной поддержке молодых ученых в Оренбургской области», на основании предложений Совета молодых ученых и специалистов Оренбургской области от 1 марта 2021 года. Указ Губернатора Оренбургской области от 19.04.2021 № 181-ук)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.