Научная статья на тему 'Педагогическая деятельность В. А. Сухомлинского в годы Великой Отечественной войны в посёлке Ува Удмуртской Республики'

Педагогическая деятельность В. А. Сухомлинского в годы Великой Отечественной войны в посёлке Ува Удмуртской Республики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2036
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / УВИНСКИЙ ПЕРИОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В. А. СУХОМЛИНСКОГО / СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ / THE PERIOD OF V. A. SUKHOMLINSKI’S ACTIVITIES IN UVA / HISTORICAL-PEDAGOGICAL RESEARCH / MODERATING / THE FOUNDATION OF PEDAGOGICAL VIEW

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарищева Марина Алексеевна

В статье проанализирован Увинский период деятельности известного педагога В. А. Сухомлинского в годы Великой Отечественной войны в качестве директора средней школы поселка Ува Удмуртской Республики, становление его педагогической позиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical activities of V. A. Sukhomlinski in the period of the Great National War in a town Uva of Udmurt Republic

The article analyzes the period of V. A. Sukhomlinski’s activities in Uva during the years of the Great National War on the position of the director of a secondary school in a town Uva of Udmurt Republic, the foundation of his pedagogical view.

Текст научной работы на тему «Педагогическая деятельность В. А. Сухомлинского в годы Великой Отечественной войны в посёлке Ува Удмуртской Республики»

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 371.2

М. А. Захарищева

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В. А. СУХОМЛИНСКОГО В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ПОСЁЛКЕ УВА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

В статье проанализирован Увинский период деятельности известного педагога В. А. Сухомлинского в годы Великой Отечественной войны в качестве директора средней школы посёлка Ува Удмуртской Республики, становление его педагогической позиции.

The article analyzes the period of V. A. Sukhomlinski's activities in Uva during the years of the Great National War on the position of the director of a secondary school in a town Uva of Udmurt Republic, the foundation of his pedagogical view.

Ключевые слова: историко-педагогическое исследование, Увинский период деятельности В. А. Сухо-млинского, становление педагогической позиции.

Key words: historical-pedagogical research, moderating, the period of V. A. Sukhomlinski's activities in Uva, the foundation of pedagogical view.

Всем исследователям истории школы и педагогики советского периода хорошо известно, что В. А. Сухомлинский после тяжелого ранения в боях Великой Отечественной войны лечился и проходил период реабилитации в посёлке Ува Удмуртской Республики. Сам В. А. Сухомлинский упоминает об этом в автобиографии: «В феврале 1942 года был тяжело ранен и до 17 июня 1942 года находился на излечении в госпитале. С 17 июня 1942 года по 29 марта 1944 года работал директором Увинской средней школы Удмуртской АССР. В феврале 1943 года был принят в члены КПСС» [1].

Эти несколько строк вызывали разное отношение: в родных краях в течение двух лихих военных лет жил и работал незаурядный педагог, который в то время был молод, - почему этот этап становления его педагогической судьбы не описан, не вызывает интереса среди земляков, жителей современной Удмуртской Республики, не предъявлен научно-педагогической общественности. Могло так случиться, что не сохранились документальные свидетельства пребывания и работы

© Захарищева М. А., 2012 128

В. А. Сухомлинского на Удмуртской земле, время было сложное. Исследовательский поиск привел в Центральный государственный архив Удмуртской Республики и увенчался некоторым успехом, удалось ознакомиться с отчётом Увинской средней школы за 1942-1943 учебный год.

Кроме того, оказалось, что в посёлке Ува открыта мемориальная комната-музей В. А. Сухо-млинского. Педагоги школы № 2 создали школьный музей и вместе с учащимися ведут поисковую работу, участвуют в республиканских конкурсах, стали настоящими знатоками и популяризаторами творчества В. А. Сухомлинского в республике. В школьном музее хранится книга приказов по Увинской средней школе, где остались записи, сделанные рукой директора В. А. Сухомлинского.

Представим, прежде всего, какой была та школа, в которой волею судьбы оказался молодой педагог В. А. Сухомлинский. Посёлок Ува на западе Удмуртии и сегодня небольшое поселение, жители которого в основном заняты сельскохозяйственным трудом и переработкой сельскохозяйственной продукции. К началу 1942-1943 учебного года Увинская средняя школа имела 34 класса и 1044 ученика. В 10 классных комнатах школьники занимались в 3 смены. Начало занятий - 8 часов утра, окончание - в 7 часов 15 минут вечера. В зимнее время из-за отсутствия света было сорвано 35 уроков. По-видимому, в подобных условиях работали в годы войны школы тех регионов страны, которые оказались далеко от военных действий и поэтому принимали не только «своих», но и эвакуированных детей. В посёлке Ува при этом традиционно проживали и проживают русские, удмурты, татары. В военные годы в школе работали русские, удмуртские и татарские классы. По воспоминаниям очевидцев, в Увинской школе учились также дети разных национальностей - украинцы, белорусы, поляки, евреи, цыгане.

Дети военной поры не отличались хорошим здоровьем. В мае 1943 года был общий осмотр учащихся 5-10-х классов Увинской школы. В заключении врача указано, что из учеников 5-10-х классов больных анемией - 38 человек, пороком сердца - 17, малокровием - 35 человек, другими болезнями - 21 человек. За зиму 1942-1943 года было 112 случаев простудных заболеваний.

Кроме того, острой оставалась проблема отсева учащихся. По длительной болезни или смерти выбыло 14 человек. Из-за отсутствия обуви и одеж-

ды оставили учёбу 19 человек, пошли работать на предприятия и в учреждения 37 человек. Таковы были реальные условия деятельности обычной сельской школы военных лет.

Первый приказ директора В. А. Сухомлинского от 24 августа 1942 года продиктован заботой об учениках. Он обращается ко всем учителям начальных классов с требованием не просто составить списки учащихся своих классов, но и лично познакомиться с каждым учеником, сообщить каждому о времени начала занятий и обязательно выяснить, как они обеспечены обувью и одеждой.

По инициативе нового директора было организовано дежурство учителей по школе. Дежурные учителя обязаны были самое пристальное внимание уделять порядку и чистоте в классных комнатах и других помещениях школы. При занятиях в три смены и слабом здоровье детей это было просто необходимо. В. А. Сухомлинскому как директору школы приходилось быть и строгим, и категоричным, вопросы санитарного состояния классов были постоянно на его личном контроле. «Несмотря на неоднократные предупреждения, некоторые учителя не обращают внимания на санитарное состояние классов. Много мусора, бумажек, рвут бумагу, крошат мел, разливают чернила. Предупреждаю классных руководителей, что в случае повторения подобных фактов будут приняты меры административного взыскания», «Установить, что во время дежурства учитель не должен уходить никуда. В случае нарушения этого приказа дела о нарушениях передавать в суд на основании закона о неявке на работу и о прогулах» - снова и снова вынужден записывать директор в книге приказов. От его внимания невозможно скрыть даже «разные неприличные надписи», которые время от времени появляются на стенах и дверях школы. Из текстов приказов видно, что ответственность за порядок в школе В. А. Сухомлинский считает общим делом всего педагогического коллектива.

К началу учебного года в школе было 32 учителя, к концу года осталось 29 учителей. Высшее образование имели 4 человека, незаконченное высшее - 7 человек, среднее - 17.

Педагогический коллектив Увинской средней школы был достаточно сильный, большинство учителей имели большой стаж и опыт практической работы. Хорошими мастерами педагогического дела считались учителя А. В. Хлебникова, Л. А. Бород-кин, С. К. Жданович, М. К. Сементовская, К. С. Кро-потина, Е. А. Рязанова, Н. И. Несмелова.

Твердые разносторонние знания, соединенные с многолетним опытом работы, повседневная живая связь с современностью, с педагогической наукой, поиски новых методов работы - все это давало видимые результаты работы этих учителей. Опытные учителя повседневно помогали своим молодым товарищам. Молодые учителя Увинской

средней школы тоже хорошо справлялись с работой, используя свободное время для повышения своей квалификации и общего культурного уровня. Каковы основания для подобных оптимистичных утверждений? В рассматриваемом отчёте даны не только количественные результаты успехов учащихся, но и проанализирован успешный опыт отдельных учителей.

Материал государственных программ во всех классах и по всем предметам изучен полностью. Лучшие учителя школы формировали и развивали навыки практической работы в процессе обучения. Согласно приказу директора школы учителю В. А. Сухомлинскому поручено вести уроки русского языка и литературы в 8-10-х и историю в 10-х классах, всего 14 часов в неделю.

Учителя сами при помощи учеников изготовляли наглядные пособия. Применялись мнемические приемы, ритмирование правил, игра слов, сопоставление. Применяли метод соревнования при повторении и при изучении нового материала. Соревновались ряды, мальчики и девочки. (Учитель А. В. Хлебникова.)

Практиковали индивидуальные письменные работы для каждого ученика. Это были несложные задачи или примеры, но они возбуждали интерес тем, что у каждого ученика были отдельные задачи. (Учитель Т. Н. Холкина.)

Прививали умение работать с микроскопом, умение делать зарисовки внешнего и внутреннего строения растений и животных. (Учитель Н. П. Бо-родкина.)

Успешно проходили практические работы по географии - школьники научились самостоятельно рисовать географические карты, в процессе практической работы подробно знакомились с рельефом, природными условиями, минералами. (Учитель Г. Н. Чернявская.)

Военные предметы преподавал учитель И. Г. Басов. Однако «обязать учащихся 5, 6, 7 классов 1925 и 1926 года рождения в обязательном порядке посещать военные занятия» вынужден был директор школы. Тем же приказом № 133 от 8 октября 1942 года, обнаружив, что часть учащихся не явилась на военные занятия, В. А. Сухомлинс-кий предупреждает, «что за неявку на военные занятия учащиеся 8, 9, 10 классов будут передаваться суду и исключаться из школы». Ровные строчки текста приказа скрывают в данном случае внутреннюю борьбу фронтовика Сухомлинского и педагога-гуманиста Сухомлинского. Но в суровые годы и приказ директора школы суров.

Военные условия особым образом влияли на учебный процесс. Так, в ноябре 1942 года директор школы вынужден был запретить письменные работы по целому ряду предметов гуманитарного цикла - географии, истории, конституции - и даже по естествознанию. Причиной данного решения была

экономия бумаги. Оценки по этим предметам рекомендовано было выводить на основе устных ответов учащихся.

Методические находки и общая профессиональная культура учителей Увинской школы приводили к неплохим результатам. Успеваемость по школе в целом 90%. В школе было 186 учеников, имеющих по всем предметам хорошие и отличные оценки, из них 59 отличников.

В таблице зафиксирована успеваемость учащихся у разных учителей-предметников.

Аттестовано Плохо % успеваемости

Бородкина Н. П. 252 10 96

Жданович Э. И. 172 6 96,6

Уржумцева 101 - 100

Дерягина Л. В. 207 12 94,2

Басов И. Г. 260 - 100

Сухомлинский В. А. 54 2 96,1

Бородкин Л. А. 150 6 96

Хлебникова А. В. 65 12 85

Сементовская М. К. 125 4 97

Чернявская Г. Н. 113 - 100

Много внимания от директора Увинской школы требовала организация воспитательной работы. Рукой В. А. Сухомлинского в книгу приказов вписано:

«Ввести в расписание уроков 6-7 классов один раз в неделю обязательный час воспитательной работы». Произошло это 23 января 1943 года (приказ № 169). Таким образом, появление классных часов как формы воспитательной деятельности в Увинской средней школе связано с именем В. А. Су-хомлинского.

Внеклассная воспитательная работа находилась на постоянном контроле молодого директора. Им рекомендовано «Все мероприятия по внеклассной работе (собрания, сборы отрядов, занятия кружков и др.) проводить с 7 часов вечера до 9 часов вечера. После 9 часов вечера пребывание учеников в школе запрещается (за исключением комсомольских собраний)». Интересно, что любые собрания и пионерские сборы «разрешаются только директором». Он строго следил за тем, чтобы вечерами дети не оставались в школе без дела. Был ли этот запрет продиктован заботой о здоровье детей, о соблюдении ими режима сна и отдыха? Более того, приказом директора школы было установлено дежурство учителей в районном клубе с 9 до 11 часов вечера. «Обязанности дежурного: следить, чтобы ни один ученик или ребенок школьного возраста (до 14 лет) не допускался на вечерний сеанс; чтобы ученики не нарушали дисциплины в клубе».

Содержание воспитания в школе военной поры не могло не быть строго регламентированным и вполне традиционным. В. А. Сухомлинский обращает внимание классных руководителей на регулярный выпуск классных стенных газет («Приказываю классным организаторам 4 и 5 классов вы-

пускать регулярно 2 раза в месяц стенные газеты»), объявляет благодарность учителям и классным наставникам за организацию выступлений в госпитале, за организацию кружков, спортивных соревнований, сбор подарков раненым бойцам Красной Армии.

В. А. Сухомлинскому приходилось вмешиваться и в очевидные для него «ошибки» педагогического общения, с которыми он встретился в школе. К примеру, он строго, в приказе по школе, предупредил всех учителей, «что удаление ученика с урока является крайней мерой наказания». Сделал он это потому, что заметил, что учителя часто выгоняют учащихся с уроков «без всякого, на его взгляд, основания». В этом приказе видна гуманистическая позиция молодого директора школы.

С другой стороны, при необходимости В. А. Су-хомлинский встает и на защиту учителей. Мы уже, вероятно, не узнаем, что послужило причиной появления приказа о запрете на критику учителей. «Предупреждаю всех учеников, - пишет директор, - что критиковать работу учителей, в том числе и учителей-комсомольцев, запрещаю на всех собраниях, где присутствуют ученики, в том числе и на комсомольских собраниях. За нарушение настоящего приказа буду снижать отметки по поведению». Может быть, тон приказа излишне категоричен, не совсем совпадает с общепринятым обликом известного педагога-гуманиста, но написан он в период военного времени. Заметим ещё, что именно в это время В. А. Сухомлинского приняли в члены партии, он стал молодым коммунистом и остро почувствовал ответственность за воспитание молодежи.

Есть среди приказов директора предупреждения учащимся за нарушения дисциплины на уроках, за курение, хулиганство, срыв занятий и пропуски уроков, а за оскорбление учителей и избиение учеников - даже отчисление из школы.

В сложных условиях невозможно было бы добиваться высоких результатов без хорошо организованной методической работы. В Увинской школе работали методические объединения учителей начальных классов, учителей языка и литературы, математики. За год состоялось 17 заседаний педсовета школы. На заседаниях изучались теоретические и практические вопросы педагогики. Заслушаны доклады:

Воспитательная работа в советской школе -Бородкин Л. А.

Методы улучшения грамотности учащихся -Хлебникова А. В.

Борьба за культуру речи учащихся - Хлебникова А. В.

Внеклассное чтение - Сухомлинский В. А.

На заседаниях методических объединений (один раз в месяц) обсуждались среди других вопросы воспитания ребенка в семье и школе, преподава-

ния военных предметов, воспитания деловитости, физического воспитания, воспитательной работы в первом классе; особо отметим обсуждение вопросов о чтении материалов о войне на уроках чтения [2].

Изученный нами небольшой фрагмент отчёта Увинской средней школы убедительно свидетельствует о том, что В. А. Сухомлинский приобретал свой педагогический опыт на нашей Удмуртской земле в одной из хороших сельских школ, в среде профессионалов высокого уровня. Очевидно, что истоки основных позиций его педагогики можно обнаружить и в нашей Увинской школе. Чрезвычайно внимательное, особое отношение к ребенку, опалённому войной, постепенно превращалось в «сердечную» педагогику В. А. Сухомлинского. Слабые здоровьем дети не могут быть вполне успешными в учении - с этой истиной В. А. Сухомлинс-кий столкнулся на Уве, это принципиальное положение зафиксировано позднее в названии глав его книг «Здоровье, здоровье и ещё раз здоровье» [3], «Забота о здоровье и физическое воспитание» [4].

Педагоги Увинской школы работали дружной командой, щедро делились опытом и помогали друг другу, эта добрая традиция была продолжена В. А. Сухомлинским в Павлышской средней школе. «Дружный педагогический коллектив - залог успеха учебно-воспитательной работы» [5], «Личность учителя, педагогический коллектив и коллектив воспитанников» [6] - не случайно много страниц своих произведений учёный посвятил своим коллегам, обсуждая проблемы духовного единства педагогического коллектива, управления «творческим содружеством единомышленников».

Об особом внимании В. А. Сухомлинского к книге и слову известно всем. Отметим его сообщение о внеклассном чтении на методобъединении учителей. Можно только догадываться о скудном оснащении школьной библиотеки периода Великой Отечественной войны, но от этого проблема детского чтения не становится для В. А. Сухо-млинского менее важной: «Школьная библиотека

имеет очень мало книг, поэтому хорошо наладить внеклассное чтение не было возможности. Некоторые учителя организовали в своих классах классные библиотеки» [7]. Вероятно, идея классных библиотек оправдала ожидания педагога, в произведениях В. А. Сухомлинского послевоенного и более позднего времени находим описание использования в практике Павлышской средней школы библиотек в каждом классе. «Уже в 1 классе у нас была создана детская библиотека», - читаем в главе «Книга в духовной жизни ребенка» [8]. В. А. Сухомлинский рассказывает о традиционном общешкольном празднике книги, проходившем 31 августа, накануне начала школьных занятий, когда все дарили книги: дети - друг другу, родители -детям. Такая работа приводила к тому, что каждый школьник постепенно создавал личную библиотеку и в каждой семье тоже была создана библиотека.

Есть предположение, что продолжение поиска документов о деятельности В. А. Сухомлинского в Удмуртской Республике может привести к новым историко-педагогическим «открытиям», важным для понимания периода становления педагогической позиции В. А. Сухомлинского, сущности его педагогики и уникального опыта.

Приложения

1. Цит. по: Автобиография Сухомлинского Василия Александровича // Сухомлинский В. А. Переиздание. М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 2002. С. 7.

2. Отчеты средних школ УАССР о работе за 19421943 учебный год. ЦГА УР. Фонд Р-738. Оп. 1. Ед. хр. 1571. На 243 л. Отчет Увинской средней школы за 19421943 учебный год. Л. 179-188.

3. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Мн.: Нар. асвета, 1981. С. 102-110.

4. Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа. М.: Просвещение, 1979. С. 155-172.

5. Там же. С. 36-115.

6. Сухомлинский В. А. Методика воспитания коллектива. М.: Просвещение, 1981. С. 152-191.

7. Отчеты средних школ УАССР о работе за 19421943 учебный год.

8. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.