Научная статья на тему 'Педагогическая деятельность Хораса Манна'

Педагогическая деятельность Хораса Манна Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1209
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатенко М. Н.

Рассматривается малоизвестное в российской науке педагогическое наследие выдающегося американского педагога и подвижника просвещения Хораса Манна, внесшего значительный теоретический вклад в обоснование принципов демократической и гуманистической педагогики. Рассматриваются биография, практическая деятельность и основные концептуальные положения педагогической теории Х. Манна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая деятельность Хораса Манна»

М.Н. Игнатенко (Волгоград)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ХОРАСА МАННА

Рассматривается малоизвестное в российской науке педагогическое наследие выдающегося американского педагога и подвижника просвещения Хораса Манна, внесшего значительный теоретический вклад в обоснование принципов демократической и гуманистической педагогики. Рассматриваются биография, практическая деятельность и основные концептуальные положения педагогической теории Х. Манна.

Выдающийся педагог и общественный деятель Хорас Манн справедливо считается основателем американской системы образования и американской педагогической теории. Педагогическое наследие Манна охватывает широкий спектр педагогических тем - целей, задач, форм и средств воспитания и обучения, но преимущественно - различные аспекты демократизации образования.

В то же время, следует отметить тот факт, что несмотря на теоретическую и практическую значимость концепции Х. Манна, изучение его педагогической теории и деятельности в отечественной педагогической историографии никогда не составляло предмета отдельного, специализированного исследования (исключение составляют небольшая статья А.И. Пискунова в «Советской педагогике» за 1955 г. и краткая статья в «Педагогической энциклопедии» 1993 г.). Это обстоятельство, в свою очередь, имеет ряд первопричин - идеологическая невостребованость тематики демократизации школы в дореволюционный, а затем и в советский период, непопулярность вопросов заимствования американского опыта в развитии системы образования в настоящее время и др. Педагогическое учение Хораса Манна относится к классике мировой педагогической мысли XIX в. и высоко оценивалось в свое время передовыми российскими педагогами -К.Д. Ушинским, П.Ф. Каптеревым и др.

При этом многие идеи Манна относительно сущности демократических процессов в образовании, влияния образования на построение гражданского общества, демократических принципов, ценностей и

норм как педагогических категорий представляют несомненную теоретическую и практическую значимость для современной педагогики в аспекте современных процессов демократизации отечественной школы.

Хорас Манн родился 4 мая 1796 г. во Франклине (штат Массачусетс) в бедной фермерской семье, принадлежавшей кон-греционалистской христианской общине кальвинистского толка.

После непродолжительного и несистематизированного обучения в частной кальвинистской сектантской школе, в которой занятия продолжались только три месяца в году и были ориентированы главным образом на изучение религии, Х. Манн, активно занимаясь самообразованием в городской библиотеке, в 1819 г. сумел поступить в Браунский университет на юридический факультет. Данное учебное заведение было типичным для американского образования XIX в. - господство схоластического обучения, оторванность от жизни, отсутствие профессиональных педагогических кадров. Позднее Х. Манн о своих школьных и университетских преподавателях вспоминал как «об очень хороших людях, но очень плохих учителях» [1. С. 32].

Окончив университет, Манн преподавал латынь и древнегреческий язык в том же Браунском университете и одновременно - в Литчефельдском колледже штата Коннектикут. В эти годы он стал прихожанином в первой унитаристской церкви Дедхэма штата Массачусетса, а в 1821 -1823 гг. основал собственную юридическую контору. Адвокатская практика в скором времени снискала Манну популярность далеко за пределами города и штата. Это было время становления мыслителя, вырабатывавшего свои социально-политические, общественно-экономические, религиозные и педагогические взгляды, принципы и убеждения.

В первые годы своей адвокатской деятельности Манн заявил о себе как о принципиальном и независимом защитнике интересов простого народа, последовательно отстаивал демократические принципы политического устройства общества и свободу вероисповедания. Деятельность Манна как представителя идеологии американского Просвещения была направлена на

© Игнатенко М.Н., 2006

достижение справедливого правосудия, основанного на принципах равноправия сторон, презумпции невиновности, гуманности, адекватности наказания и проч. С просвещенческих позиций Манн выступал за улучшение нравов, повышение морали в американском обществе, выдвигал инициативы о законодательном ограничении алкоголя, азартных игр, роскоши, бродяжничества, способствовал развитию юридических мер поддержки общественной благотворительной деятельности и т.д.

Будучи патриотом Соединенных Штатов, Х. Манн способствовал провозглашению Дня независимости как национального праздника.

В это время, осознавая потребность американского общества в создании доступной и качественной системы образования, значительную часть юридической деятельности Манн посвятил проблематике развития системы народного образования в США.

Прогрессивная адвокатская практика, гуманистические и демократические взгляды Манна снискали ему известность среди многих прогрессивных американских политиков. В частности, новый президент США Джон Куинси Адамс (с 1824 г.), также уроженец Массачусетса, обративший внимание на перспективного молодого общественного деятеля, стал в значительной мере способствовать карьере Манна.

В 1827 - 1848 гг. Х. Манн вел активную политическую деятельность, вначале как член легислатуры Дэдхема (занимал этот пост до 1832 г.). В эти годы он провел всесторонние реформы законодательной деятельности легислатуры - учредил тайное голосование, жеребьевку и др. После своего добровольного ухода с этого поста в 1833 г. Х. Манн, переехав в Бостон, был выбран на трехлетний срок государственным представителем штата Массачусетс от этого же города. В своей должности Манн выдвинул множество законодательных инициатив, проводил активную прогрессивную политику, способствуя экономическому и социальному развитию штата.

В 1837 г. Манн получает высокую должность первого секретаря государственного департамента образования Массачусетса. Оставаясь на новом посту до 1848 г., Хорас Манн полностью отошел от политики и занялся только педагогикой и образовательными реформами. Таким образом, с

этого времени образование и педагогическая теория становятся центральными моментами деятельности и исканий ученого. По собственной инициативе он создает Массачусетскую комиссию по улучшению образования (The Massachusetts Commission to Improve Education).

В тот период система образования в США и особенно в штате Массачусетсе переживала свое становление. Большая часть школ, находилась в ведении различных протестантских сект и давала архаичное, по больше части ненаучное образование. При полном отсутствии собственной педагогической теории, американская общественность была незнакома или мало знакома с передовыми педагогическими идеями других стран. Соответственно, не существовало специальных учебников и методической литературы, не было профессионально подготовленных учителей.

В своем штате Х. Манн проводит кампанию за улучшение системы образования. По его инициативе началась реформа школьного дела не только в самом штате, но и за его пределами - была ликвидирована разрозненность школ, создана единая школьная система, установлена обязательная продолжительность школьного года, усилен государственный контроль, основаны школьные библиотеки, расширена программа образования, введено преподавание музыки, гигиены и физической культуры. В то время как в начале XIX в. американские школы давали поверхностное образование в течение нескольких зимних недель, Манн увеличил продолжительность обучения штата до 6 месяцев. Одновременно Х. Манном были предприняты меры для создания системы здоровой дисциплины без телесных наказаний, а также для организации школ для бедных, ориентированных на светское образование.

Осуществляя реформу системы образования, он вменил в обязанность каждому учебному заведению публиковать в печати ежегодные отчеты. Тем самым в американском обществе развивался устойчивый интерес к педагогической тематике. В 1839 г. Х. Манн основал первый в США педагогический институт в Лексингтоне (Lexington School For Teacher Training). В течение 12 лет его деятельности в Массачусетсе была создана эффективная система общественных светских школ.

Одновременно Манн добился финансовой поддержки образования, образовательный бюджет вырос вдвое. Соответственно, заработная плата учителям была удвоена и с того времени профессия учителя стала одной из самых высокооплачиваемых в США. Манн открыл первый в США педагогический журнал (Common School Journal) и стал его первым редактором. На долгие годы журнал, выходивший в Бостоне до 1852 г., стал главным печатным органом передовой педагогической мысли США.

На страницах данного издания Хорас Манн опубликовал двенадцать ежегодных сообщений (отчетов - Annual Report) по разнообразным вопросам педагогики, в которых ученый развивал и пропагандировал свои педагогические воззрения. Великий русский педагог К.Д. Ушинский высоко оценил данные отчеты, назвав их «целой педагогической библиотекой, исполненной самых полезных практических замечаний» [1. С. 314].

Как представитель эпохи Просвещения, ученый разделял просвещенческую доктрину возможности усовершенствования человеческой природы посредством образования. Отстаивая права каждой личности на образование, Хорас Манн выступила за общественный характер школы, против гендерной и расовой сегрегации в системе образования. Главная цель образования заключается во всестороннем развитии умственных сил учащихся, воспитании «стремления к истине». Школа в подлинно демократическом обществе призвана воспитывать будущих граждан. Республиканская форма правления невозможна без образованных и воспитанных граждан: « учреждение республиканского правительства без университетски образованных граждан - это самый безрассудный эксперимент, когда-либо предпринятый человечеством. Подобно алчному человеку жаждущему приобретения новых земель, тоталитарное государство стремиться распространить тьму невежества на новые просторы» [4. С. 202]. Таким образом, демократия, лишенная образованных граждан, « со всеми своими добродетельными средствами будет стремительно приближаться к своему неминуемому концу, и все граждане республики будут вынуждены оплакивать падение своей республики» (Там же С. 203).

В 1843 г. по собственной инициативе и за собственный счет Х. Манн посетил ряд европейских стран для анализа системы образования, уделив при этом особое внимание состоянию развития немецкой школы. Его отчеты по данному поводу были изданы, а затем переизданы не только в штате Массачусетс и за его пределами, но и в ряде европейских стран (Франции, Англии, частично в России и др.).

Используя свои незаурядные ораторские способности, Манн пропагандировал свои идеи во многих штатах, выступал с публичными лекциями в различных университетах США по педагогическим проблемам, называя это «попыткой ударом кулака заставить течь вспять Гибралтар» [5. С. 11].

В 1848 г., после смерти Дж. Адамса, Хорас Манн оставил должность секретаря государственного департамента образования штата Массачусетс и переехал в Вест Ньютон. Здесь он был избран в палату представителей США. В этот период своей деятельности Манн, совместно со своим соратником известным унитаристским пастором Теодором Паркером способствовал формированию первой унитаристской церкви США, последовательно выступал против рабства.

В 1851 г. по предложению христианской общины штата Манн становится первым президентом основанного унитаристской церковью Антиохийского колледжа в Йеллоу-Спрингс, штат Огайо, и проводит глубокие реформы этого учебного заведения. Учебно-воспитательный процесс в данном колледже был уникальным для XIX в. Содержание образования было целиком ориентировано на классицизм, в процессе обучения широкое применение нашли свободные дискуссии и индивидуальный подход к учащимся. Впервые в истории США возможность учиться была предоставлена женщинам и афроамериканцам, равно как и преподавательские должности.

В должности президента колледжа, являющегося и в настоящее время одним из передовых американских учебных заведений, Хорас Манн умер 2 августа 1859 г. в Йеллоу-Спрингс штата Огайо.

В настоящее время, ввиду очевидных проблем развития демократических процессов в российском обществе, педагогическое наследие Хораса Манна представляется вполне современным. Концептуаль-

ная разработка ученым места, роли и значения образования в демократическом обществе, обоснование форм, методов и средств гуманного обучения и воспитания представляют собой значительный теоретический потенциал для современной российской педагогики и системы образования. По словам жены Х. Манна Марии, смысл жизни этого великого педагога более всего отражен в нескольких словах, сказанных им за несколько недель до смерти: «Бойтесь умереть прежде собственной победы в сражении за гуманизм» [2. С. 6].

Литература

1. Ушинский, К.Д. Полное собрание сочинений / К.Д. Ушинский. М., 1972. Т. VII.

2. Jonathan Messerli. Horace Mann: A Biography. N.Y. 1972.

3. Lawrence A. Cremin. American Education: The National Experience. N.Y. 1980.

4. Lawrence Cremin. The Republic and the School: Horace Mann on the Education of Free Men. N.Y. 1957.

5. Michael Katz. The Irony of Early School Reform. N.Y. 1968.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.