5. Каланчина И.Н. Каким видится человек будущего: о различных основаниях современной футурологии. Available at: http://www. fondaltai21.ru/news/actual/9540
6. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. Момсква: Агентство «Издательский сервис», 2004.
References
1. Fedorov A.V. Razvitie mediakompetentnosti i kriticheskogo myshleniya studentov pedagogicheskogo vuza. Moskva: MOO VPP YuNESKO «Informaciya dlya vseh», 2007.
2. Rekomendacii Parlamentskoj Assamblei po mediaobrazovaniyu. Parlamentskaya Assambleya Soveta Evropy. Dokument № 8753 ot 6 iyunya 2000. Available at: http://www.mediagram.ru/documents/documents_29.html
3. Ispol'zovanie mul'timedijnyh sredstv v uchebnoj iprofessional'noj deyatel'nosti: uchebnoe posobie dlya studentov special'nosti «Social'naya pedagogika». Sostavitel' V.V. Mantulenko. Samara: Izdatel'stvo «Univers grupp», 2006.
4. Kislichenko A. Forsajt-proekt «Obrazovanie-2030»: srednee obrazovanie vutrobe materiine tol'ko. Available at: http://annatubten.livejournal. com/291669.html
5. Kalanchina I.N. Kakim viditsya chelovekbuduschego: o razlichnyh osnovaniyah sovremennoj futurologii. Available at: http://www.fondaltai21. ru/news/actual/9540
6. Osin A.V. Multimedia v obrazovanii: kontekst informatizacii. Momskva: Agentstvo «Izdatel'skij servis», 2004.
Статья поступила в редакцию 19.05.16
УДК 371.01 Т52
Toleubayeva G.T., Director, General Education School № 29 (Semey, Kazakhstan), E-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL ACTIVITY OF A.V. KHUTORSKOY: THEORY AND PRACTICE. The article reveals scientific and practical activities of a teacher A.V. Khutorskoy. The article's objective is to justify the relevance and significance of his scientific and practical activity. The special attention is paid to achievements at various stages of his work. The research also shows A.V. Khutorskoy's work as a head of his school of free development, as a founder of school of science. The author writes about problematical character of the concept of a competence-based approach. The work reveals the basics of student-centered teaching. The area of attention of the scientist is defined in the sphere of innovative processes. The teacher shows the development of the main categories of pedagogy. The author shows a particular need in combination of innovations and traditions.
Key words: A.V. Khutorskoy, competence, personality-oriented education, innovation, free school, mankind education.
Г.Т. Толеубаева, директор КГУ СОШ №29, г. Семей, Е-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ А.В. ХУТОРСКОГО: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
В статье раскрывается научная и практическая деятельность педагога А.В. Хуторского. Цель статьи - обосновать значимость его научной и практической деятельности. Особое внимание уделено достижениям на различных этапах его работы. Показана работа в качестве руководителя школы свободного развития, основателя научной школы. Говорится о проблемно-сти понятия компетентностного подхода. Раскрывается суть личностно-ориентированного обучения. Определяется область внимания учёного в сфере инновационных процессов. Показывается развитие основных категорий педагогики. Учитывается необходимость сочетания новаторства и традиций.
Ключевые слова: А.В. Хуторской, компетенция, компетентность, личностно-ориентированное обучение, инновация, свободная школа, человекосообразное образование.
Объектом исследования представленной статьи является научная и практическая деятельность в педагогической сфере Андрея Викторовича Хуторского.
А.В. Хуторской - известный российский учёный, доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования, действительный член Международной педагогической академии, действительный член Международной славянской академии образования Я.А. Каменского.
Актуальность темы статьи «Педагогическая деятельность А.В. Хуторского: теория и практика» обусловлена тем значительным вкладом учёного, который был внесён в сферу развития теории и практической педагогической работы.
Цель статьи - обосновать значимость научных изысканий учёного и его практической деятельности как педагога для прогресса педагогической науки.
Задачи статьи - показать достижения учёного на различных этапах его педагогической деятельности.
В статье рассматривается начальный период его работы, стартовым моментом которого было создание авторской школы свободного развития и впоследствии - создание научной школы А.В. Хуторского.
При написании статьи особую значимость имели работы учёного: Хуторской А.В. «Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по- разному?»: пособие для учителя. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,2005. - 383 с. (Педагогическая мастерская).
Хуторской А.В. «Дидактическая эвристика. Теория и технология обучения». М., 2003.
Хуторской А.В. «Педагогическая инноватика». М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 256 с.
С 1992 года по 1997 год А.В. Хуторской являлся директором школы свободного развития, которая была создана в 1992 году
в посёлке Черноголовка Московской области. Школа работала в качестве индивидуального частного предприятия. Создание школы было реализацией идей свободного развития, которые в начале 90-х годов имели распространение среди педагогов и родителей.
Школа в своей работе опиралась на природосообразность, свободу выбора и приоритет детских образовательных ценностей. На базе школы проводилось экспериментальное обучение, проходили семинары для педагогов из других школ и городов по организации деятельности подобных школ.
А.В. Хуторской принимал активное участие в создании небольших школ семейного типа в различных российских городах. Очень часто учредителями подобных школ были родители учеников.
В процессе практической работы укрепилась образовательная концепция школы. Основу концепции составила дидактическая эвристика, которую разработал основатель школы свободного развития.
Суть концепции школы выражается в следующем: человек в процессе жизни выявляет свой внутренний потенциал, реализует свои индивидуальные возможности в соответствии общечеловеческими ценностями в культурной сфере.
Главное в образовательной деятельности заключается не в передаче ученику готовых знаний и опыта предыдущих поколений. Более важно систематически расширять собственный опыт ученика. Учитель не только передает ученику информацию, а сопровождает его в самостоятельном постижении мира.
В процессе работы школы были разработаны межпредметные образовательные блоки, вводятся особые дисциплины -метапредметы: "Числа", "Буквы", "Культура", "Мироведение". [1, с. 189].
В настоящее время, будущее различных научных отраслей, в том числе и педагогической науки, определяется перспективами научных школ, они объединяют усилия учёных той или иной научной отрасли.
Научная школа в педагогике является инструментом развития науки, средством подготовки научных и педагогических кадров, реализующих и развивающих определённую научную концепцию.
А.В. Хуторской определяет, какие особенности должна иметь педагогическая научная школа. Он развивает понятие о человекосообразности образования. Создается научная школа человекосообразного образования. Главным в образовании является то, что необходимо выявлять и реализовывать возможности по отношению к окружающему миру и самому себе.
Тезис о неисчерпаемых возможностях человека составляет ядро идейной платформы научной школы. Образование является средством раскрытия возможностей ученика и даёт толчок к их расцвету и развитию.
Научная школа А.В. Хуторского объединяется тематикой, организационными формами. Кроме того не менее важна общность взглядов, традиций идей. Это относится, прежде всего, к пониманию человека и его образовательного процесса.
Научная школа сформулировала цель, заключающуюся в том, чтобы проектировать и создавать человекосообразный тип образования, который призван обеспечить личностную культурно-историческую самореализацию человека [2].
На современном этапе развития образования предметом научных обсуждений и дискуссий часто является компетентност-ный подход. Он становится в центре внимания и теоретиков и практиков. Происходят научные изыскания по поводу этого феномена, обсуждаются результаты его реализации.
Проблема компетентностного подхода обсуждается на форумах и порталах российского образования. По этой тематике проходят регулярные ежегодные международные и практические конференции. В настоящее время среди теоретиков и практиков дискуссионным является даже вопрос о сущности терминов компетенция и компетентность. Ещё в 60-е гг. XX в. И.А. Зимняя определила своё понимание различий между этими понятиями.
Компетентность трактуется как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека [3, с. 36].
А.В. Хуторской принимает активное участие в научной трактовке компетентностного подхода и в практической реализации его принципов в педагогической работе. Он считает, что человек, компетентный в определенной области, обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.
Компетенция понимается как готовность человека к применению знаний, умений и ресурсов для эффективной деятельности в конкретных жизненных обстоятельствах. Компетентностью - можно назвать сумму личных свойств ученика, ценностных ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей. Компетентность это способность к реализации этих качеств в определенной личностно-значимой сфере [4, с.43]. То есть компетенция - это не осуществлённый до поры потенциал. Компетентность же - это реализованное личное качество субъекта образовательного процесса.
Проблемами компетентностного подхода учёные и практики активно занимаются в 80-е годы 20-го века и особенно в начале 21-го столетия.
А.В. Хуторской в 2003 году издаёт монографию «Дидактическая эвристика. Теория и технология обучения». Автор рассматривает научно-педагогическую концепцию эвристического обучения. Согласно концепции ученики не загружаются багажом знаний, а открывают знания, выстраивая индивидуальную траекторию собственного образования. В процессе этого формируются ключевые компетенции.
Наряду вопросами компетентностного подхода в образовании не менее полемичной является проблема личностной ориентации обучения.
Педагогами ставятся вопросы: о методах проведения урока более всего соответствующих личностной ориентации, каким образом проверяются и как учитываются индивидуальные образовательные результаты образования, с помощью каких средств оценивается личностный рост выпускников общеобразовательной школы?
А.В. Хуторской разработал пособие, посвященное методологи и методике личностно-ориентированного обучения. «Ме-
тодика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по- разному?: пособие для учителя/ А.В. Хуторской. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - 383 с. (Педагогическая мастерская)».
В пособие включены многочисленные высказывания и диалоги педагогов, которые на практике осваивают технологию личностно-ориентированного обучения. Встречаются противоречивые суждения о сущности ученика и его учения. Это даёт возможность формулировать свою точку зрения на современное образование.
Автор определяет суть личностно-ориентированного образования. Личностно-ориентированное образование призвано обеспечивать развитие и саморазвитие личности ученика. Оно выявляет его индивидуальные особенности как участника процесса познания и субъекта предметной деятельности [1, с. 15].
В сфере личностно-ориентированного образования можно определить особо важные принципы. Необходимо определять индивидуальную образовательную траекторию учащегося. Существуют принципы: метапредметных основ образовательного процесса, продуктивности обучения, первичности образовательной продукции ученика, ситуативности обучения, образовательной рефлексии.
Педагог должен искать опору для построения теоретических конструкций в самом ученике. Осуществлять практики обучения в самом ребенке, который имеет естественные способности и особенности, заданными самой природой. На это ориентирует принцип природосообразности. [1, с. 47].
А.В. Хуторской подчёркивает, что существуют разные трактовки понятия образование. Одна определяет главной задачей образования социализацию ученика, другая исходит из приоритета саморазвития.
Обучение это организованный процесс взаимодействия учеников и учителей, направленный на решение учебных задач, в результате которого учащийся овладевает знаниями, умениями, навыками, развивает личностные качества.
Механическая передача образования отрицается личност-но-ориентированным обучением. Не могут таким же путём передаваться знания и опыт. Они могут образоваться как результат активной деятельности ученика, в ходе его собственной работы. Ученика необходимо выращивать. Для педагога ученик является «семенем» загадочного растения.
В настоящее время в основном действует такой тип обучения, который ориентирован, на какой-либо заказ. Заказ может быть социальным, родительским, государственным. Выявление и реализация внутренней сущности ученика - это задача лич-ностно-ориентированного обучения. Ученик не является только семенем неизвестного для педагога растения. Важно, что «семя» это имеет возможность само обеспечивать и корректировать свой рост. Ученик должен вначале самореализоваться, а позднее произойдёт процесс его социализации. Задача учителя заключается в создании организации и развитии образовательной среды [1, с. 60].
Оценивание работы ученика не является прерогативой учителя. Ученик может самостоятельно выявлять и оценивать свои образовательные результаты. Самооценка происходит применительно к тому, что цели ученика формулируются индивидуально. Они также соотносятся с общеобразовательными целями.
Главными для А.В. Хуторского являются идеи природосо-образности и личностного содержания образования. Он полемизирует с тем, что традиционно под содержанием образования понимается передача ученикам опыты человечества. «Главная социальная функция образования - передача опыта, накопленного предыдущими поколениями людей» [5, с. 101].
Задача знаниево-ориентированного обучения состоит в передаче содержания предмета ученикам для усвоения, задача личностно-ориентированного обучения - создать их собственное содержание образования.
У ученика должна присутствовать собственная мотивация и личностно-ориентированные образовательные процессы. Без этого никакая внешне предлагаемая ученику информация не может быть перенесена внутрь его. На это ориентирует личност-но-ориентированное обучение.
В своей теоретической деятельности и в практической работе А.В. Хуторской обращается к инноватике в педагогике.
В первое десятилетие 21 века растёт внимание учёных к инновациям в образовании. Ежегодно по вопросам, связанным с инновациями в образовании, защищается более 30 диссертаций [6, с. 3].
«На развитие наук, значительно более простых, нежели педагогика, уходили столетия. Педагогическая наука, хотя бы в своих основах, должна быть построена в два-три десятилетия. Но это возможно только в том случае, если мы по новому отнесёмся к самой задаче [6, с. 66]
Бесспорно, что изменения, происходящие в иных сферах жизни и деятельности человека, затрагивают и сферу образования. Изменения в обучении, происходят в результате перемен в окружающем мире. Создаются и внедряются педагогические новшества - новые идеи, принципы, технологии, методики, средства обучения.
В педагогике новаторство и традиции неизбежно сосуществуют на протяжении всей истории. Это две стороны развития культуры, образования и всего общества в целом. Общества дифференцируются в зависимости от соотношения традиций и инноваций на традиционные и современные.
В обществах традиционных новаторство уступает традициям. В современных же обществах - новаторство является базовой ценностью. Одно и тоже общество может переживать различные периоды.
Педагогической инноватикой называется наука, которая занимается созданием педагогических новшеств. Оцениванием этих новшеств, использованием и освоением на практике.
Начало становления педагогической инноватики в России происходит в конце 80-х годов, в это время развивается движение учителей-новаторов. На современном этапе развития педагогической науки и практики инноватика находится в стадии становления и эмпирического поиска.
А.В. Хуторской в своих работах использует подход, в котором обучение и исследование соединяются воедино. В своей деятельности он сочетает разумное соотношение новаторских методов с традиционными.
В своих работах учёный и практик обращает внимание на принципиальное различие категорий «новшество и нововведение». Педагогическое новшество это некая идея, метод, средство, технология или система. Нововведение процесс внедрения и освоения этого новшества.
Хуторской выявляет и анализирует факторы, которые могут способствовать или препятствовать нововведениям, рассматривает закономерности и специфику развития нововведений. Он обосновал типологии педагогических нововведений.
Автор рассматривает, анализирует примеры педагогических нововведений в российском образовании. Например, таких нововведений как 12-летнее обучение в школе, новые образовательные стандарты,
Библиографический список
Как уже отмечалось, инноватика в педагогической теории и практике находится в процессе становления. Насущно необходимой является её всесторонняя разработка, как в сфере педагогической науки, так и в области образовательной практики.
Таким образом, на основании выше изложенного материала можно сделать определённые выводы. Учёный занимается изысканиями в различных областях педагогической науки. Обращается к проблемам дидактики, методологии педагогики.
В сфере его педагогических интересов находятся проблемы педагогической инноватики и дистанционного образования.
А.В. Хуторским создана модель школы свободного развития Он сформулировал и реализовывал инновационные концепции и технологии. Например, такие как компетентностный подход и личностно-ориентированное обучение, Его профессиональные интересы включают педагогические и методологические основы дистанционного образования, которые имеют личностно-ориен-тированную направленность. В своей педагогической деятельности руководствуется принципом человекосообразности образования. Вводит этот принцип в педагогику.
Теорией и практикой дистанционного образованием занимается с 1989 года. Участвует в советско-американском проекте «Школьная электронная почта». Центр дистанционного образования «Эйдос», в котором работает директором учреждает в 1998 году.
По его мнению, значение дистанционного образования трудно переоценить и у него значительные перспективы в будущем.
Им разработаны основы дидактической эвристики, теории креативного обучения, концепции педагогики русского космизма.
Учёный создаёт в 1992 году авторскую школу свободного развития и являлся её директором на протяжении 5 лет. На базе школы был осуществлён педагогический эксперимент по конструированию и практической реализации человекосообразного образования.
Он организует работу дистанционной научной школы. Под его руководством проводятся научные исследования в сферах человекосообразного, личностно-ориентированного, эвристического, дистанционного обучения.
Объектом его организаторской работы на протяжении длительного времени является Интернет-журналов «Эйдос», а также Вестник Института образования человека. Большую работу проводит как основатель и председатель оргкомитета Всероссийских дистанционных эвристических олимпиад.
Его теоретические выкладки имеют практическое значение на современном этапе развития средней школы.
1. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по- разному? Пособие для учителя. Москва: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. (Педагогическая мастерская).
2. Научная школа А.В. Хуторского, 1988 - 2012. Available at: http://khutorskoy.ru/science/
3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования. Высшее образование сегодня. 20034 5.
4. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология обучения. Москва, 2003.
5. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики. Под редакцией М.Н. Скаткина. Москва, 1982.
6. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика. Москва: Издательский центр «Академия», 2010.
References
1. Hutorskoj A.V. Metodika lichnostno-orientirovannogo obucheniya. Kak obuchaf vseh po- raznomu? Posobie dlya uchitelya. Moskva: Izdatel'stvo VLADOS-PRESS, 2005. (Pedagogicheskaya masterskaya).
2. Nauchnaya shkola A.V. Hutorskogo, 1988 - 2012. Available at: http://khutorskoy.ru/science/
3. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetencii - novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya. Vysshee obrazovanie segodnya. 20034 5.
4. Hutorskoj A.V. Didakticheskaya 'evristika. Teoriya i tehnologiya obucheniya. Moskva, 2003.
5. Didaktika srednejshkoly: Nekotorye problemy sovremennoj didaktiki. Pod redakciej M.N. Skatkina. Moskva, 1982.
6. Hutorskoj A.V. Pedagogicheskaya innovatika. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2010.
Статья поступила в редакцию 16.05.16
УДК 378.02.372.8
Chasovskikh N.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia),
E-mail: [email protected]
THE NECESSITY OF INTRODUCTION OF A PRINCIPLE OF INDEPENDENCE INTO DIDACTICS. The research gives academic proof of the necessity to form self-dependence at schoolchildren and students. With this purpose the author sets a task to introduce a principle of independence into the concept of didactics, which should determine an overall development of the modern education. However, the traditional breaking contents and activity-party educational process hinders the realization of didactic principles in practice. The success of the training depends on how well such principles are realized in the educational process. In this connection it is necessary to determine the regulatory function of the principle of self-dependence in education. However, this principle must have