Научная статья на тему 'Педагогическая аксиология отечественной науки в проблематике самоорганизации общекультурных компетенций'

Педагогическая аксиология отечественной науки в проблематике самоорганизации общекультурных компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ABSOLUTE VALUE / MORAL SELF-ORGANIZATION / VALUE AND LEGAL REFLECTION / CONSCIENCE / SPIRITUALITY / MORALITY AND FREEDOM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефремов А.Ю.

The subject of the article is the value foundations of modern pedagogical approaches and technologies projected to a competence paradigm. The formation of common cultural and professional competences is a strategic task of modern educational systems. Its solution requires appropriate methods, approaches and technologies. The theoretical and methodological rationale of their design, in the conditions of crisis of values, is a logical indicator of the transition period experienced by the society. Appeal to the philosophical heritage of national axiology represented in the history of scientific pedagogy by V. Solovyov, V. Rozanov, N. Berdyaev and other allows to find the required reserve to determine the meanings of universally valid values: morality, spirituality, kindness, conscience, dignity. These theories find practical application in the scientific field of personal orientations and pedagogical technologies. Thus, the formation of common cultural competencies that are fundamental to professional competence, is achieved by a process which based on the pedagogical axiology of national science, is moral self-personality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL AXIOLOGY OF NATIONAL SCIENCE IN THE PROBLEM OF SELF-ORGANIZATION OF GENERAL CULTURAL COMPETENCE

The subject of the article is the value foundations of modern pedagogical approaches and technologies projected to a competence paradigm. The formation of common cultural and professional competences is a strategic task of modern educational systems. Its solution requires appropriate methods, approaches and technologies. The theoretical and methodological rationale of their design, in the conditions of crisis of values, is a logical indicator of the transition period experienced by the society. Appeal to the philosophical heritage of national axiology represented in the history of scientific pedagogy by V. Solovyov, V. Rozanov, N. Berdyaev and other allows to find the required reserve to determine the meanings of universally valid values: morality, spirituality, kindness, conscience, dignity. These theories find practical application in the scientific field of personal orientations and pedagogical technologies. Thus, the formation of common cultural competencies that are fundamental to professional competence, is achieved by a process which based on the pedagogical axiology of national science, is moral self-personality.

Текст научной работы на тему «Педагогическая аксиология отечественной науки в проблематике самоорганизации общекультурных компетенций»

DOI: 10.18522/2070-1403-2017-60-1-157-162

ПЕДАГОГИКА

УДК 37

А.Ю. Ефремов

Российский государственный университет правосудия г. Воронеж, Россия kap_ksp@mail .га

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКСИОЛОГИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ В ПРОБЛЕМАТИКЕ САМООРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

[Efremov A. Pedagogical axiology of national science in the problem of self-organization of general cultural competence]

The subject of the article is the value foundations of modern pedagogical approaches and technologies projected to a competence paradigm. The formation of common cultural and professional competences is a strategic task of modern educational systems. Its solution requires appropriate methods, approaches and technologies. The theoretical and methodological rationale of their design, in the conditions of crisis of values, is a logical indicator of the transition period experienced by the society. Appeal to the philosophical heritage of national axiology represented in the history of scientific pedagogy by V. Solovyov, V. Rozanov, N. Berdyaev and other allows to find the required reserve to determine the meanings of universally valid values: morality, spirituality, kindness, conscience, dignity. These theories find practical application in the scientific field of personal orientations and pedagogical technologies. Thus, the formation of common cultural competencies that are fundamental to professional competence, is achieved by a process which based on the pedagogical axiology of national science, is moral self-personality.

Key words: absolute value, moral self-organization, value and legal reflection, conscience, spirituality, morality and freedom.

В условиях кризиса ценностей философия гуманизма, как и педагогическая аксиология отечественной науки, не теряют актуальность. Переживаемый обществом кризис подчеркивает значимость философских воззрений в прикладном, практическом значении применительно к дидактическим особенностям формирования общекультурных компетенций, объявленных государственными образовательными стандартами непреложной частью профессионального образования. В этом смысле, имплицитно содержащиеся в общих / общекультурных компетенциях ценностные нормы, идеалы и принципы образования (например, известная норма общих компетенций: «способ-

ность организовывать собственную деятельность» - самоорганизация), могут стать необходимым и достаточным средством преодоления очевидных негативных тенденций аксиологического вакуума в молодежной среде.

Современные исследования философских основ российского гуманистического образования педагогическую аксиологию справедливо рассматривают в контексте сопоставления западно-европейской философии и особенностей российской ментальности. Столкновение мнений представляется неслучайным. Педагогическая «традиция конфликта» (теорий, идей, мнений, поколений) неизбежно приводит к развитию и эта традиция неизменно соблюдается со времен Сократа и Аристотеля, когда философские идеи, прилагаясь ко всем компонентам образования, неизбежно вызывают споры и опровержения.

К примеру, сегодня важнейшим компонентом (ценностным результатом) являются профессиональные компетенции. Степень «жесткости приложения» философских идей к данной проблеме обуславливает классический или неклассический характер соответствующих подходов. Соблазн получить в решении проблемы формирования компетенций готовый ответ практически на любой вопрос - характерное естественнонаучное искушение исследователей, полагающих, что воспитание человека определяется самой его природой [1, с. 53].

Однако, в отношении к личности «природой данное» лежит не столько в плоскости внешних условий (воздействий, формирований), сколько в волевых, познавательных, смысловых, усилий и процессов, организуемых самой личностью. Наиболее рельефно социально-культурный идеал личности и, соответственно, ее образования (формирования) в системе общественного устройства представлен философским наследием Н.А. Бердяева, В.В. Розанова, Н.О. Лосского, В.С. Соловьева.

Стержневое понятие философской системы В.С. Соловьева «всеединство» сегодня близко к проблемам человека, воспитания и образования. Исследователями отмечается, что ценности всеединства, даже при условии восприятия их на интуитивном уровне, присутствуют в образовательных системах, в социальных нормах истины, добра, красоты, нравственности. В человеческих взаимоотношениях, по В. Соловьеву, самодеятельность человека проявляется в его способности действовать, исходя из внутренней мотивации достижения идеала совершаемого добра. Понятие «святыня» у В. Соловьева имеет внутренние, самоорганизуемые признаки, как не просто воплощение идеала, не результат

подчинения внешним воздействиям, но имеющее смыслы внутреннего достоинства. Именно достоинство, как ценностный ориентир, предложенное В.С. Соловьевым, стало для западной ментальности смысловым, сублимирующим с русской философией, понятием. Общечеловеческий смысл достоинства известен. Достоинство сегодня - это базисный ориентир в ценностной абсолютизации личности, ее прав на жизнь, свободу и неприкосновенность [3].

Для личностной сферы общекультурного развития, профессиональное достоинство может вполне трактоваться в качествах смысловой характеристики, отражающей внутреннюю ценность представлений человека о репутации и собственной компетентности. Непринятие сознанием ценностных оснований достоинства и нравственности по В.С. Соловьеву означает, что сами эти ценности не являются для личности познаваемыми данностями [6]. Осознание их значимости для личности и образовательных систем определяет перспективу профессионального и личностного становления, как самоорганизующихся актов в обучении.

Абсолютность ценностей является философским признаком. Но, как утверждает Н.О. Лосский, их добровольный выбор личностью означает независимость от внешних воздействий и совершенство, в условиях каких-либо сравнений или отношений [2]. В сочетании с понятием «ценность», которое в сфере человеческих взаимоотношений означает сущность и одновременно условие полноценного бытия, дефиниция «абсолютная ценность» по своим признакам приобретает безусловный характер. Но это не означает теоретическую абсолютизацию ценностных оснований образовательных феноменов. К абсолютным ценностям любой исследователь образовательных явлений отнесет этические, моральные нормы, т.е. отнесет категории нравственные. Такими в философском наследии отечественной аксиологии являются понятия соборности и цельности.

Соборность в контексте историософской проблематики «Восток - Запад -Россия» предполагает вполне гуманистические смыслы: «единение в свободе», или «свобода в единстве». Но соборность означает, прежде всего, сочетание гармоничного многообразия, сообразных друг другу частей: личности, социума, ценностей, права, как гармоничного целого. Правомерна экстраполяция идей всеединства в теорию проектирования образовательных процессов, когда взаимопроникновение и раздельность образующих явление частей означает их специфичность и индивидуальность.

Последнее очень ярко просматривается и в предлагаемой В.В. Розановым системе общекультурной аксиологии. Сущностные основания воспитания личности В.В. Розанов вновь относит к вечным, абсолютным ценностям. В современном прочтении это означает не просто конструирование (синтез) мысли, факта и образа. Достижение результата через тончайшие движения души, неуловимые рациональным сознанием оттенки истины может означать утверждение образовательной технологии «высшего» полета, на уровне нравственной самоорганизации. В.В. Розанов не забывает и разрушительную природу «антиценностей», в качестве которых называет чудеса, таинственность, авторитет и главное: добровольное «освобождение от свободы», собственное подчинение себя внешним обстоятельствам для достижения благополучия.

Для определения ценностных оснований содержания общекультурных компетенций в современных образовательных системах изложенное можно обобщить в качестве промежуточного вывода: абсолютные ценности (ценности - идеалы), как сущностные основания воспитания личности, предполагают личностное функционирование через нравственную самоорганизацию. Аксиология философских подходов в поисках решений научной проблемы самоорганизации общекультурных компетенций дает отечественной науке основания для отхода по меткому выражению В.В. Розанова от «педагогических трафареток». Нравственные ориентации по В.В. Розанову определяются мерой свободы человека, т. е. ценностями, соответствующими природной отличительной характеристикой человека: сознания [5, с. 127].

Для нахождения теоретических основ нравственной самоорганизации личности в образовательном процессе, безусловно, важны и те положения философского наследия В.В. Розанова, которые касаются проблем соотношения сознания человека и поиском истины [4]. Педагогическая составляющая такого поиска определяется способностью человека самостоятельно находить выходы из сложившейся ситуации, умениями отстаивать свое мнение навыками саморефлексии. В противном случае, обобщенный критерий личностного функционирования в самоорганизации общекультурных компетенций по признаку профессиональной (социальной) значимости может быть детерминирован в плоскость нерезультативных усилий, обусловленных показными личностными проявлениями, становящимися нормами в результате

внешних воздействий со стороны «авторитета», «авторитетного мнения» преподавателя, но не внутренней, смысловой работой сознания обучаемого.

Изучение содержательных особенностей абсолютных ценностей русской гуманистической философии, направляет на необходимость поиска тех принципов, которые обеспечивают ценностный и самоорганизуемый характер общекультурных компетенций в личностном функционировании. Но одними принципами вряд ли удастся достичь требуемого результата. Необходимо не просто обоснование, но и практическая реализация соответствующих условий, средств, методик, т.е. технологии, адекватной тому целеполаганию, которое и позволит получить результат. Понимая всю значимость концепции компетентностного подхода для подготовки современного специалиста, обозначим научную прогностичность нравственной самоорганизации личности, научный базис которой предоставляет философское наследие истории отечественной педагогической аксиологии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК и ФПК / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. Ростов-на-Дону, 1999.

2. Лосский Н.О. История русской философии / Пер. с англ. М., 1991.

3. Организация объединенных наций. Декларации [Электронный ресурс] / Всеобщая декларация прав человека. Режим доступа: http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/declarations/declhr, режим свободный. Заглавие с экрана. Язык русский (дата обращения: 15.01.2016)].

4. Павлов П.В. Феноменологическое понимание истины // Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 2.

5. Розанов В.В. Уединенное: Сочинения. М., 1998.

6. Соловьев В.С. Соч. в 2-х томах. Т. 1 / Вступительная статья А.Ф. Лосева, А.В. Гулыги, С.Л. Кравца и др. М., 1990.

REFERENCES

1. Bondarevskaya E. V. Pedagogics: personality in humanistic theories and systems of education: a textbook for students of secondary and higher educational institutions, students of IPK and FPK / E. V. Bondarevskaya, S. V. Kulnevich. Rostov-on-Don, 1999.

2. Lossky N.O. History of Russian philosophy / Trans. from English. M., 1991.

3. The United Nations. Declaration [Electronic resource] / the universal Declaration of human rights. Mode of access: http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/declarations/declhr mode, free. Title of screen. Language Russian (reference date: 15.01.2016)].

4. Pavlov P. V. the Phenomenological understanding of truth // Humanities and social sciences. 2012. No. 2.

5. Rozanov V. V. Private Works. M., 1998.

6. Solovyov V. S. Works in 2 volumes. Volume 1 / Introduction by A. F. Losev, A. V. Gulyga, S. L. Kravets, and others. M., 1990.

_21 февраля 2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.