ПЕДАГОГ-УЧЕНЫЙ
Ахияров Камиль Шаехмурзинович родился 19 февраля 1930 года в деревне Верхне-Манчарово Илишевского района Республики Башкортостан.
Его родители - Шаехмурза Ахиярович и Гульзифа Шакировна - всегда были связаны с землей, воспитали шестерых детей. Отец, начавший в юности свой трудовой путь пастухом, влюбленный в родную землю, умевший чувствовать и понимать людские чаяния и надежды, становится в 30-е гг. активным участником колхозного движения. Авторитет семьи среди сельчан был особым. В дом Ахияровых шли и стар и млад - кто за советом, кто с радостью, кто с болью.
Односельчане высоко ценили и деловые, и душевные качества Шаехмур-зы Ахияровича. Будучи в разные годы председателем колхоза, директором Яр-кеевской МТС, он был участником 2-го Всесоюзного съезда колхозников-удар-ников, VII съезда Советов, отмечен правительственными наградами. Любовь к труду, стремление быть нужным людям, полезным обществу - традиция в семье Ахияровых.
Доброта и порядочность, жизненная мудрость, стремление к знаниям передаются из поколения в поколение, от отца к сыну, к внукам, правнукам. Выросший в атмосфере трудолюбия и ответственности, Камиль Шаехмурзинович передал это своим детям. Его дочери-близнецы - известные в своей области специалисты, очаровательные женщины, прекрасные матери. Эра Камилев-на - врач-офтальмолог, Заслуженный врач Республики Башкортостан, Эльза Камилевна - доктор биологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РБ, заведующая лабораторией генетики АН РБ, член-корреспондент АН РБ, известный ученый-генетик в мировом масштабе.
Трудовая деятельность К. Ш. Ахиярова началась в 1951 г. после окончания Башкирского государственного педагогического института им. К. А. Тимирязева в качестве учителя Челкаковской средней школы Бураевского района.
В 1953 году он назначается директором Челкаковской средней школы, в этой должности проработал до 1963 года. После защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук К. Ш. Ахияров по направлению Башкирского обкома КПСС утверждается проректором по учебной и научной работе Бирского государственного педагогического института, а вскоре и ректором этого института. В этой должности он проработал 26 лет (1963-1989 гг.), проявлял высокую активность, настойчивость в постановке и реализации задач, связанных с подбором, расстановкой и воспитанием педагогических кадров, укреплением материально-технической базы вуза, улучшением качества подготовки специалистов и повышением эффективности психо-лого-педагогических научных исследований.
Необходимо подчеркнуть, что дальнейшую исследовательскую работу К. Ш. Ахияров осуществлял опираясь на хорошее знание и тесное сотрудничество с передовой педагогической практикой.
Научно-исследовательская деятельность К. Ш. Ахиярова связана с совершенствованием трудовой политехнической подготовки и профессиональной ориентации учащихся сельской общеобразовательной школы в условиях современного социально-экономического и научно-технического прогресса. По этой и по проблеме педагогики высшей школы им опубликовано более 500 научных и учебно-методических работ, некоторые из них изданы за рубежом.
Созданные под руководством профессора К. Ш. Ахиярова научные труды отличаются новизной, богатством фактического материала, его анализом и обобщением.
В конкретных научных исследованиях и материалах им разработаны методологические подходы и методы исследований в период кризисного состояния образования, его реформирования и модернизации. При Бирском и Башкирском государственных педагогических институтах с 1964 г. работает созданная по инициативе К. Ш. Ахиярова общественная проблемная лаборатория Российской академии образования.
Обоснование на базе научного поиска нового содержания, форм и средств непрерывной трудовой подготовки школьников, определение их роли в реализации образовательной области «Технология», политехнического образования в условиях технологического этапа научно-технического прогресса - такова основная научная тематика лаборатории. Исследования научной школы К. Ш. Ахиярова направлены на разрешение противоречия (на теоретическом и прикладном уровнях) между наличием разрозненного технологического материала в различных учебных дисциплинах и поверхностного изучения временных технологий, овладение общими способами преобразующей деятельности человека.
Образовательная область «Технология» рассматривается К. Ш. Ахияровым как система, а ее элементами в содержательном плане являются основы наук, трудовая и начальная профессиональная подготовка. В процессуальном плане исследователь вводит в нее специальные технологии, в том числе инновационные формы, методы и приемы обучения.
Именно в таком понимании «Технология» устанавливает приоритет способа над результатом деятельности с учетом ее социальных, экологических, экономических, психологических, эстетических и других факторов и последствий.
Разработки лаборатории способствовали значительному повышению уровня трудового обучения и профессиональной ориентации школьников, созданию во многих школах Республики Башкортостан хорошей материально-технической базы и воспитанию подрастающего поколения.
На базе лаборатории разработаны и опубликованы программы спецкурсов и соответствующие учебные пособия для студентов педагогических вузов: «Педагогические основы ученических производственных бригад», «Политехническая и практическая направленность изучения основ наук в общеобразовательной школе», «Социально-педагогические основы профилактики отклонений в поведении школьников», «Народная педагогика и современная школа»; разработана «Концепция технологического образования и политехнической подготовки учащейся молодежи в Республике Башкортостан на 2004-2010 гг.».
Академик АН Республики Башкортостан, член-корреспондент Российской академии образования К. Ш. Ахияров вносит весомый вклад в изучение истории духовной культуры народов, населяющих Республику Башкортостан. Под его руководством коллективом научных работников составлена и издана программа и учебное пособие спецкурса по этнопедагогике для педагогических вузов и училищ России и стран СНГ; начиная с 1953 г. проведены 44 республиканских научно-практических конференций по проблемам социального и трудового становления школьников.
К. Ш. Ахияров уделяет большое внимание подготовке научно-педагогических кадров. По его инициативе впервые в истории Башкирии открыт специализированный совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора педагогических наук. Под научным руководством Камиля Шаехмурзиновича подготовлено и защищено более 150 докторских и кандидатских диссертаций. Он возглавляет республиканскую научную школу по методологии и методам педагогических исследований, является активным участником разработки концепции педагогического образования. Возглавляемая им кафедра научных основ управления школой Башгоспедуниверситета, оказывает большую научно-методическую помощь общеобразовательным школам, вузам Урала и Поволжья по внедрению новых технологий в образовательный процесс в условиях модернизации образования.
К. Ш. Ахияров успешно сочетает научно-педагогическую и административную деятельность с общественно-организационной работой: с 1976 года является председателем Президиума Башкирского.
Республиканского отделения Педобщества России, членом научного совета по политехническому образованию и сельской школы РАО, членом диссертационного совета по защите докторских диссертаций при Челябинском государственном университете, председателем диссертационного совета на соискание ученой степени доктора педагогических наук в Башкирском государственном педагогическом университете, членом Президиума Уральского отделения РАО, членом научно-редакционного совета и редколлегии «Башкирская энциклопедия».
За свои заслуги К. Ш. Ахияров награжден орденами «Трудового Красного Знамени», «Знак Почета», ему присвоено почетное звание заслуженного учителя школы БАССР, заслуженного деятеля науки РСФСР и БАССР. За успехи в об-
ласти педагогической науки награжден медалями: «За доблестный труд», «В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», «К. Д. Ушинского», «Н. К. Крупской», «А. С. Макаренко», «В. А. Сухомлинского». В 1985 году коллективу сотрудников под руководством К. Ш. Ахиярова присуждена премия комсомола Башкирии в области науки, техники и производства за совокупность работ по проблеме «Социально-педагогические основы трудовой политехнической подготовки сельских школьников». С 1963 по 1968 год был депутатом Верховного Совета БАССР, с 1963 по 1989 год депутатом Бирского городского совета народных депутатов, в 1988 году - делегатом Всесоюзного съезда работников народного образования СССР. Он является Председателем научного совета по педагогике и психологии АН Республики Башкортостан, членом редакционного совета научно-методического журнала «Наука и образование Зауралья» (Курган), «Учитель Башкортостана», «Ядкяр».
За многолетнюю плодотворную работу по развитию и совершенствованию учебного процесса, активную деятельность в области научных исследований, значительный вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов награжден нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации».
Сегодня Камиль Шаехмурзинович Ахияров широко известен психологопедагогической общественности страны. Его коллеги и ученики признают Камиля Шаехмурзиновича как «Башкирского Сухомлинского».
А. В. Усова,
академик Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор
С. Е. Матушкин,
член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор