УДК 378.124
Педагог-новатор как элемент системы непрерывного образования
БОРИСОВ Олег Константинович, старший преподаватель
e-mail: [email protected]
ФГБОУ ВПО «Вологодский государственный педагогический университет»
Аннотация: в статье рассматривается роль педагога-новатора в системе непрерывного образования, необходимость инновационной направленности непрерывной педагогической деятельности на современном этапе развития общества, науки и образования.
Ключевые слова: система непрерывного образования, инновация, новатор, политика инновационных преобразований.
Непрерывное образование — это комплексный процесс, обеспечивающий поступательное развитие личности и всестороннее обогащение ее духовного мира. Он состоит из последовательных ступеней специально разработанного учебного процесса, дающего человеку благоприятные для него изменения социального статуса.
Истоки концепции непрерывного образования можно выявить у Платона, Конфуция, Сократа, Аристотеля, Сенеки и других выдающихся древних мыслителей. Идеи непрерывного образования представлены во взглядах Вольтера, Гете, Руссо, которые связывали их с достижением полноты человеческого развития.
Первые попытки реализовать идею непрерывности образования были воплощены в ХШ-Х1\/ вв. в городах Европы на базе так называемых «цеховых школ», которые открывались и содержались ремесленными цехами.
Основателем современных представлений о непрерывном образовании признан Ян Амос Коменский, в педагогическом наследии которого ключевая мысль, воплощена в наши дни в концепции непрерывного образования.
В России подобная идея тоже нашла свое выражение в трудах прогрессивных педагогов. По-разному эту мысль излагали великие педагоги прошлого - Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский.
Ключевым элементом всей системы непрерывного образования является роль педагога, его новаторская составляющая. Нововведения присущи любой профессиональной деятельности человека и поэтому становятся предметом тщательного изучения, анализа и внедрения. Инновации не возникают стихийно, они являются продуктом научного и творческого труда, результатом внедрения передовой педагогической мысли. Этот процесс не может развиваться произвольно, он нуждается в управлении. Инновация в педагогике — это не любое новшество или нововведение, а только такое, которое значительно повышает эффективность существующей педагогической системы.
Политика инновационных преобразований применительно к непрерывному педагогическому процессу ставит своей основной задачей введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности преподавателя и учащегося. Интегрирование инновационных процессов в непрерывное образование предполагает решение двух ключевых задач педагогики — изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта, а также внедрение достижений психолого-педагогической науки в практику. Поэтому предмет науки инноватики, содержание и механизмы инновационных процессов должны лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой процессов, т. е. результатом инновационных процессов должно быть использование новшеств, как теоретических, так и практических, которые образуются на стыке теории и практики. Это подчеркивает важность управленческой деятельности по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств. Применительно к непрерывному образованию педагог должен выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций. Управление этим процессом обеспечивает целенаправленный отбор, оценку и применение в своей деятельности опыта коллег или предлагаемых педагогической наукой новых идей, взглядов, методик. Необходимость в инновационной направленности непрерывной педагогической деятельности в современном этапе развития общества, науки и образования определяется рядом обстоятельств.
Во-первых, меняющаяся социально-политическая обстановка общества требует подготовки конкурентоспособного выпускника, его стремление к дальнейшему обучению и рассматривается сегодня как один из путей интеграции образовательной системы в мировое образовательное пространство.
Во-вторых, гуманитарный акцент содержания образования, изменение объема, наименований учебных дисциплин, введение новых учебных предметов требуют постоянного поиска инновационных организационных форм, технологий обучения.
В-третьих, меняется отношение и самих педагогов к проблеме применения инновационных новшеств. Если раньше он был ограничен в самостоятельном выборе новых учебников и программ, то сейчас преподаватели стремятся использовать в своей работе последние инновационные разработки.
В-четвертых, деятельность образовательных учебных заведений в условиях рыночных отношений, создание новых негосударственных учебных заведений, создают реальную ситуацию их конкурентоспособности.
В-пятых, нельзя воспитать по настоящему грамотного, адаптированного к происходящим в различных сферах общества изменениям гражданина без использования инновационных технологий.
В-шестых, сам педагог, являясь центром сложного динамического процесса, который называется инновационная педагогическая деятельность, должен постоянно повышать свой профессиональный уровень, применяя при этом последние инновационные достижения во всех сферах научного познания.
Формирование инновационной направленности в непрерывном образовании предполагает использование определенных критериев, позволяющих судить об эффективности того или иного нововведения. В. А. Сластенин., И. Ф. Исаев и др. полагают, что имеющийся опыт исследований по педагогике, позволяет определить следующую совокупность критериев педагогических новшеств: новизны, оптимальности, высокой результативности, возможности творческого применения инновации в массовом опыте.
Основным критерием инновации выступает новизна, имеющая равное отношение, как к оценке научных педагогических исследований, так и передового педагогического опыта. Поэтому для преподавателя, желающего включиться в непрерывный инновационный процесс, очень важно определить, в чем состоит сущность предлагаемого нового, каков уровень новизны. Для одного это может быть действительно новое, для другого оно таковым может не являться. В этой связи необходимо подходить к включению педагогов в непрерывную инновационную деятельность с учетом добровольности, особенностей личностных, индивидуально-психологических характеристик. Выделяют несколько уровней новизны: «абсолютную, локально-абсолютную, условную, субъективную, отличающуюся степенью известности и областью применения» (М. С. Бургин) [1].
«Введение оптимальности в систему критериев эффективности педагогических инноваций означает затрату сил и средств преподавателей и учащихся для достижения результатов. Разные педагоги могут добиваться одинаково высоких результатов при разной интенсивности собственного труда и труда учащихся. Введение в образовательный процесс педагогической инновации и достижение высоких результатов при наименьших физических, умственных и временных затратах свидетельствуют о ее оптимальности. Результативность как критерий инновации означает определенную устойчивость положительных результатов в деятельности
преподавателей. Технологичность в измерении, наблюдаемость и фиксируемость результатов, однозначность в понимании и изложении делают этот критерий необходимым в оценке значимости новых приемов, способов обучения и воспитания.
Возможность творческого применения инновации в массовом опыте можно рассмотреть как критерий оценки педагогических инноваций. В действительности если ценная педагогическая идея или технология остается в рамках узкого, ограниченного применения, обусловленного особенностями и сложностью технического обеспечения или спецификой деятельности педагога, то вряд ли в данном случае мы можем говорить о педагогическом новшестве. Возможность применения инноваций в массовом педагогическом опыте на начальном этапе подтверждается в деятельности отдельных педагогов, но после их апробации и объективной оценки они могут быть рекомендованы к массовому внедрению. Знание вышеизложенных критериев и умение их использовать при оценке педагогических инноваций создают основу для педагогического творчества» [2].
Педагог-новатор как элемент системы непрерывного образования - это преподаватель, вносящий и осуществляющий новые, никем не внедренные и никогда не применяющиеся принципы, идеи и приемы в педагогической деятельности. Он обновитель учебно-воспитательного и творческого процесса. Анализируя инновационные процессы и инновационную деятельность, необходимо остановиться на личности педагога-новатора. По мнению В. И. Андреева: личность педагога-нова-тора характеризуется «одержимостью, неутомимой любознательностью, умением мыслить системно и в то же время являться генератором идей»[3]. Педагог стремится реализовать возникшие у него идеи практически, выбирая для этого наиболее оптимальный способ, подчеркивающий собственную индивидуальность. А значит, миссия педагога-новатора применительно к непрерывному образованию заключается в уникальности его деятельности по обновлению методов обучения и воспитания, позволяющих получать качественно новые результаты, востребованные государством.
Список литературы:
1. Бургин, М. С. Инновации и новизна в педагогике / М. С. Бургин // Советская педагогика, 1989. - С. 37.
2. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А.С ла-стенина. - М.: Академия, 2002. - С. 303.
3. Общая и профессиональная педагогика: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: в 2-х книгах / Под ред. В. Д. Симоненко, М. В. Ретивых. - Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003, Кн.1. - С. 108.
Educator and pioneer as an element of continuing education
Borisov O.K. , Senior Lecturer
The Federal State Budget Higher Educational Institution Higher Professional Education the Vologda State Pedagogical University.
Abstract: The role of the teacher and innovator in continuing education is discussed. The need for continuous innovation direction of pedagogical activity at the present stage of society, science and education development is determined as well.
Keywords: System of continuous education, innovation, innovator, policy of innovation.