Научная статья на тему 'Печати византийских светских и церковных объединений'

Печати византийских светских и церковных объединений Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
344
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ВИЗАНТИИ / HISTORY OF BYZANTIUM / ВИЗАНТИЙСКАЯ СФРАГИСТИКА / BYZANTINE SPHRAGISTICS / ПЕЧАТИ / SEALS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Степанова Е.В.

Большинство византийских печатей были личными: их владельцы были гражданскими или военными чиновниками, или священнослужителями или частными лицами. Однако в определенных случаях печати были изданы от имени целых организаций. Выделяются две группы: светские печати гражданские и военные, и церковные. Первая группа включает всего несколько печатей: общин Синопа (VII в.) и Декаполиса (VII в.), центра оружейного производства Селевкии (первая половина VII в.) и уникальная печать армии Италии (VII в.). Появление печатей имперских коммеркий (таможен) различных областей и городов Византия, датированных 730/31-832/33 гг. необходимо рассматривать в связи с экономической ситуацией IX в. Печати церковных общин довольно многочисленны. Это печати епархий, церквей, монастырей, экдиков Св. Софии, а также диаконий и больниц, многие из которых находились под покровительством церкви. Они датированы VI-XIV вв. Печати столичных и провинциальных церквей и монастырей Византии являются самыми многочисленными. Очевидно, что некоторые из них использовались не для запечатывания документов, но также могли быть связаны с паломнической деятельностью, и сами были евлогиями, либо служили для запечатывания евлогий. Вышеизложенный материал позволяет сделать следующие выводы: в светской сфере печати сообществ не получили своего развития: отдельные приведенные примеры не выходят за рамки ранневизантийского времени и их появление в каждом случае требует особого объяснения. Традиция общественной печати стала развиваться в церковной сфере, что мы видим прежде всего на примере многочисленных печатей монастырей XI-XII вв. Вероятно, в канцелярском обиходе одновременно с ними (и, возможно, судя по имеющемуся сфрагистическому материалу, главным образом) использовали индивидуальные печати глав церковных объединений. Однако на нынешнем этапе исследований невозможно разграничить сферы применения тех и других.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Seals of the Byzantine secular and church communities

The majority of the Byzantine seals were personal: their owners were civil or military officials, or churchmen, or individuals. However in certain cases the seals were issued on behalf of the whole organizations. Two groups are identified: the secular seals civil and military, and church ones. The first group includes several seals only: of the communities of Sinope (VII c.) and Dekapolis (VII c.), Factory of arms of Seleukeia (first half of the VII c.) and the unique seal of the Army of Italy (VII c.). Appearance of the seals of the Imperial Commeria (custom houses) of various provinces and cities of Byzantium dated from 730/31 to 832/33, is necessary to investigate in connection with an economic situation of the IXth century. The seals of the church communities are rather numerous. These are the seals of dioceses, churches, monasteries, of the Ekdikoi of Hagia Sophia, and also of diakonias and hospitals, many of which were under a patronage of the church. They are dated to the VIth-XIVth centuries. The seals of the capital and provincial churches and monasteries of Byzantium are the most numerous. It is evident that some of them were used not for sealing the documents, but also could be tied with the pilgrimage activity and were eulogia themselves, either served for sealing the eulogia. Summarizing, in the secular sphere the seals of communities didn't gain the development: the given examples are not beyond the early Byzantine time and their existence demands a special explanation in each case. This tradition began to develop in the church sphere. Possibly, the clerical office used along with them (and, perhaps, mainly) the personal seals of the heads of the church communities. However at a present stage of research it is impossible to define the field of application of each of them.

Текст научной работы на тему «Печати византийских светских и церковных объединений»

Е. В. СТЕПАНОВА

ПЕЧАТИ ВИЗАНТИЙСКИХ СВЕТСКИХ И ЦЕРКОВНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Византийские печати — моливдовулы в своем подавляющем большинстве были личными: их заказчиками выступали либо чиновники, гражданские или военные, либо священнослужители, либо частные лица. Тем не менее в некоторых случаях печать издавалась от имени организации или группы лиц. Тема использования такого рода печатей в Византии весьма многогранна, но в то же время этот материал еще не обобщен и не осмыслен. Цель моей статьи — очень конспективно дать представление об этой группе сфрагистических памятников и сделать некоторые предварительные выводы. Значительная сложность при работе с этими печатями состоит в том, что они не привязаны к документам, существуют сами по себе. Эта одна из причин того, что, рассуждая о нем, мы нередко вступаем в область предположений и гипотез, не имея возможности как-то подкрепить их.

Если распределять такого рода печати по принадлежности, то следует выделить две группы: светские печати (гражданские и военные) и церковные.

Первая группа очень немногочисленная, относится к раннему периоду истории Византии и включает в себя отдельные печати гражданских учреждений VII в. Одна из них содержит надпись: ©еотоке Ро^Ое! то кotvдv ло^ею^ ^олп? — «Богородица, помоги, то кow6v города Си-нопа» (рис. 1, 1)1. По мнению издателей Г. Закоса и А. Веглери, то

1 Zacos G., Veglery A. Byzantine Lead seals. Basel, 1972. Vol. 1, pt. 3. Nr 2890 = Catalogue of Byzantine Seals at Dumbarton Oaks and in the Fogg Museum of Art. Vol. 5 : The East (continued) Constantinople and Environs, Unknows Locations,

© Степанова Е. В., 2014

127

кошоу в данном случае можно перевести как «община» или «администрация города». Другая печать принадлежала общине Декаполиса (рис. 1, 2)2. На ее лицевой стороне помещено погрудное изображение Богоматери с медальоном с Младенцем Христом перед грудью. На обороте надпись в четыре строки: та кошоу тп Аекалб^Ео^. Название «Декаполис» объединяло 10 городов, расположенных к северу и северо-западу от Селевкии. Ж.-Кл. Шене предполагает, что термин «койнон» — «община» — относится ко всем 10 городам. Обе печати традиционно относятся к разряду гражданских, но у исследователей остаются сомнения в том, что они принадлежали светским, а не церковным институтам.

Еще одна печать, с изображением Богоматери с медальоном с изображением Христа перед грудью на лицевой стороне и легендой тп фаРргко^ £еХ£ок£1а<; на обороте, датируется первой половиной VII в. (рис. 1, 3)3. Предполагают, что она принадлежала центру оружейного производства Селевкии. Исследователи связывают существование этого центра с временным открытием монетного двора в Селевкии в 615/16 г. в тот период, когда император Ираклий был вынужден передислоциро-

4

вать армию и военную администрацию в ответ на персидское вторжение .

Среди военных печатей выделяется печать армии Италии. На обеих сторонах этого моливдовула помещена латинская надпись D(eu)s а^Ш:а ехегсй(ш) Йа1(1ае) — «Господи, помоги армии Италии». Существуют два экземпляра этого моливдовула (рис. 2). Одни издатели — Г. Закос и А. Веглери — относят его к 550—650 гг.5, другие — Н. Икономидис, Дж. Нэсбитт и Э. Макгир — к VI в.6 На мой взгляд, наличие инвокативной формулы «Господи, помоги» предполагает, скорее, более позднюю датировку — середина, а, возможно, и вторая половина VII в. В любом случае появление печати относится к тому времени, когда Италия входила в состав Византийской империи.

Уникальность печати войска Италии следует особо подчеркнуть, поскольку до сих пор не известно ни одного сфрагистического памятника, изданного от имени большого воинского формирования Византии. Он всегда вызывал большой интерес у исследователей истории Италии.

Addenda, Uncertain Readings / ed. by E. McGeer, J. Nesbitt and N. Oikonomides. Washington, 2005. Nr 110.1 (далее DOS 5) = Laurent V. Le Corpus des sceaux de l'empire byzantine : L'Eglise. Paris, 1963. Vol. 5, pt. 1. No. 423.

2 Zacos G., Veglery A. Byzantine Lead seals. Nr 1173 = DOS 5. Nr 7.1 = Cheynet J.-Cl. Sceaux de la collection Zacos. Paris, 2001. No. 25.

3 Zacos GVeglery A. Byzantine Lead seals. Nr 1136 = DOS 5. Nr 6.6.

4 Hendy M. F. Studies in the Byzantine Monetary Economy c. 300—1450. Cambridge, 1985. P. 416, 633.

5 Zacos G., Veglery A. Byzantine Lead seals. Nr 807.

6 DOS 5. Nr 98.1.

О. Р. Бородин упоминает его при рассмотрении вопроса о едином итальянском войске и пяти войсковых объединениях, входящих в его состав: ехегсйш Ravennatis, Romanus, №ароШапш, ЗкШае, Ре^ароШапш7. Т. С. Браун приводит моливдовул как наиболее яркий пример сплоченности армии. Его появление автор связывает с политической значимостью этого воинского формирования, приведя в качестве доказательства директиву императора Константа II (641—668) экзарху Олимпию, в которой подчеркивалось, что поддержка войска Италии является решающим фактором для проведения его религиозной политики8. Особая роль армии Италии, по всей видимости, и привела к появлению такой уникальной печати.

Вместе с тем, рассматривая печать армии Италии, следует отметить, что наряду с ней известно значительное число печатей экзархов Италии VI—середины VIII в., по сути дела наместников императора в Италии, обладавших высшей гражданской и военной властью на ее территории и, соответственно, возглавлявших ее армию9. Вопрос о том, в каких случаях и какие документы скрепляла печать армии Италии, а какие — печать экзарха, остается открытым10.

На фоне этих отдельных печатей компактной обособленной группой выглядят печати императорских коммеркий — таможен различных провинций и городов Византии. В качестве примера можно привести печати императорских коммеркий Керасунта (738/39)11, Кратии, Прусиады и Ге-раклеи (734/35)12, Месемврии (730—741)13, Фессалоники (755/56)14

7 Бородин О. Р. Византийская Италия в VI—VIII веках (Равеннский экзархат и Пентаполь). Барнаул, 1991. С. 188.

8 Brown T. S. Gentlemen and officers : Imperial Administration and Aristocratic Power in Byzantine Italy A. D. 554—800. Rome, 1984. P. 94.

9 Степанова Е. В. Печати экзархов Италии // Византия и Ближний Восток. СПб., 1994. С. 57—70.

10 Аналогичная проблема возникает при рассмотрении использования печатей дожей Венеции и печатей с надписью Dominium Venetiarum. Н. П. Лихачев предполагал, что последние скрепляли документы в периоды вакансии дожеского престола. Однако, как показал Л. Г. Климанов, они могли использоваться одновременно с дожеской печатью (Климанов Л. Г. «Византийские отражения» в сфрагистике : Коллекция металлических печатей VII—XX вв. Н. П. Лихачева в Западноевропейской секции Архива СПб ФИРИ РАН. СПб., 1999. С. 176— 177, 298—299).

11 Государственный Эрмитаж. М-7973 (Лихачев Н. П. Моливдовулы греческого Востока / сост. и автор коммент. В. С. Шандровская. М., 1991. Табл. LXXV, 5 (с библиографией)).

12 Государственный Эрмитаж. М-8024 (Там же. Табл. LXXV, 4).

13 Государственный Эрмитаж. М-11273. Наибольший диаметр 30 мм (ранее не публиковалась).

и Эллады (736/37)15 (рис. 3). Печати императорских коммеркий появились на смену печатям коммеркиариев VI—начала VIII в., деятельность которых по-разному оценивается исследователями. Предполагают, что это были государственные чиновники-таможенники, отвечающие главным образом за сборы с торговли. Однако существуют и иные точки зрения: одни считают, что это были предприниматели, получившие от государства право на покупку и продажу шелка, другие связывают их деятельность со сбором налогов, третьи — с продажей оружия солдатам16. В легендах печатей коммеркиариев обозначены имя коммеркиария, его должность и место службы, отличительной особенностью этой группы сфрагистических памятников является помещение на них портретов императоров и обозначение индиктов, что позволяет определить время появления печати с точностью до года. Однако в 730/31 г. происходит радикальная перемена — печати коммеркиариев заменяются на печати императорских коммеркий — таможен, портреты императоров и индикты при этом сохраняются. Таким образом, индивидуальная ответственность коммеркиария сменяется ответственностью коллективной, или, как считает Н. Икономидис она становится обезличенной: «Вероятно, в это время практика брать на откуп коммеркию также исчезает и заменяется прямым и безличным управлением государства»17. «Эта перемена, без сомнения, может быть приписана Льву III Исавру, который вел систематическую борьбу за восстановление государственного контроля над деятельностью, которая во время его предшественников в большой степени контролировалась частными интересами»18. Примечательно, что спустя 100 лет печати императорских таможен исчезают — последняя из них датируется 832/33 г., вновь уступив место индивидуальным печатям коммеркиариев — к этому времени сборщиков налогов, которые датируются Х—XI вв.

14 Государственный Эрмитаж. М-7974 (Лихачев Н. П. Моливдовулы ... Табл. LXXV, 7 (с билиографией)).

15 Государственный Эрмитаж. М-8013 (Там же. Табл. LXXV, 2 (с библиографией)).

16 Дискуссию о функциях коммеркиариев см.: Oikonomides N. Silk Trade and Production in Byzantium from the Sixth to the Ninth Century : The Seals of Kommerkiarioi // Dumbarton Oaks Papers. Washington, 1986. Vol. 40. P. 33—53 ; Haldon J. Byzantium in the Seventh Century: Transformation of a Culture. Cambridge, 1990. P. 232ff ; Hendy M. F. From Antiquity to the Middle Ages: economic and monetary aspects of the transition // De la antigüedad al medievo. Avila, 1993. P. 325—360 ; Dunn A. The Kommerkiarios, the Apotheke, the Dromos, the Vardarios, and the West // Byzantine and Modern Greek Studies. Birmingham, 1993. Vol. 17. P. 3—24.

17 Oikonomides N. Silk Trade ... P. 41.

18 The Economic History of Byzantium. From the Seventh through the Fifteenth Century / ed. A. E. Laiou. Washington, 2002. Vol. 3. P. 986.

Однако в отличие от более раннего времени с этих печатей исчезают портреты императоров и индикты. Глубокие изменения, которые произошли в экономике Византии IX в., продолжают исследоваться, в русле этих исследований необходимо рассматривать и трансформацию печатей коммеркиариев в печати императорских коммеркий.

В отличие от печатей неконфессиональных сообществ печати церковных объединений достаточно многочисленны, и их репертуар очень разнообразен: это печати епархий, церквей, монастырей, церковных судей Св. Софии. Они датируются VI—XIV вв. Сюда следует отнести и печати диаконий и больниц, многие из которых находились под покровительством церкви.

Диаконии — это неофициальные сообщества клириков и мирян, основанные с благочестивыми целями (например, для совместного поклонения какой-либо иконе) и для взаимопомощи (в случае болезни, совершения погребальных и поминальных служб). Начиная с VI в. они существовали по всей империи. Последние сведения о диакониях относятся к XIV в.19 Сохранились, например, печати диаконий Ареобинда (IX в.)20; Христа Антифонита (XII в. — предполагают что это сотоварищество находилось при церкви Богоматери в Халкопр атии, где с IX в. хранилась знаменитая икона Христа Антифонита)2 ; Дексиократа (VII в.)22; Св. Афанасия (VII—VIII вв.)23 (рис. 4). Печать братьев св. Зотика (XII в.) принадлежала одноименному лепрозорию, основанному в IV в. в Константинополе близ Галаты24 (рис. 5, 1). Ксенодохия Св. Самсона (Константинополь) была основана по преданию в VI в. Св. Самсоном, врачом, излечившим императора Юстиниана. Печати этой больницы опубликованы25. Эрмитажные экземпляры с изображением святого относятся к VI— VII вв. (рис. 5, 2, 3)26. Вместе с тем известны печати ксенодохов (т. е. глав больницы) Св. Самсона: Георгия, протонотария, и Константина, императорского скевофилакса27, а также эрмитажная печать веститора и ксенодоха, которая датируется IX в.28 (рис. 5, 4). Здесь мы опять

19 Laurent V. Le Corpus ... Vol. 5, pt. 2. P. 125—127.

20 Laurent V. Le Corpus ... Vol. 5, pt. 2. No. 1209.

21 Laurent V. Le Corpus ... Vol. 5, pt. 2. No. 1203, 1207.

22 Государственный Эрмитаж. М-6338 (Laurent V. Le Corpus ... Vol. 5, pt. 2. No. 1211 (с библиографией)).

23 DOS 5. Nr 29.1, 29.2 ; Laurent V. Le Corpus ... Vol. 5, pt. 2. No. 1210.

24 DOS 5. Nr 62.1 ; Государственный Эрмитаж. М-3079 (рис. 5, 1), 3129, 3017 (ранее не публиковались).

25 DOS 5. Nr 37.1, 37.2.

26 Государственный Эрмитаж. М-5563. Диаметр 26 мм; М-12196. Наибольший диаметр 27 мм (ранее не публиковались).

27 DOS 5. Nr 37. 3 (IX—X вв.) ; Jordanov I. Corpus of byzantine seals from Bulgaria. Sofia, 2009. Vol. 3. Nr 922 (середина IX в.).

28 Государственный Эрмитаж. М-641. Диаметр 29 мм (ранее не публиковалась).

встречаемся с двумя типами печатей: ксенодохии как таковой и ее руководителей.

Говоря о церковных печатях, следует начать с печатей отдельных епархий. Их известно небольшое количество, и все они относятся к ранне-византийскому времени, а именно к VI—VIII вв. Среди них печати епархий Кизика (VI—VII вв.)29, Антиохии (VIII в.)30, Тарса (VI в.)31, Селевкии Исаврийской (рубеж VI—VII вв. )32 (рис. 6). Обе стороны этих печатей заполнены легендами: «(Печать — слово подразумевается) святой церкви» и далее следует ее название. По неизвестной причине после VIII в. печати такого типа исчезают, остаются в употреблении вплоть до последних веков существования империи лишь личные печати епископов, архиепископов и митрополитов епархий.

Наиболее многочисленны печати отдельных церквей и монастырей Византии. Таких печатей сотни, хронологический диапазон от ранне-византийского времени до XIV в. Многие из них несут изображения тех святых, в честь которых и были воздвигнуты храмы и монастыри. Известны столичные печати: монастыря Христа Филантропа (основан императрицей Ириной, супругой Алексея I Комнина), XII в.33; монастыря Космидион, или Свв. Косьмы и Дамиана (XI в.)34; монастыря Христа Пантепопта (Всевидящего, основан Анной Далассиной в 1087 г.), XI— XII вв.35; монастыря Св. Николая Молиботона (основан в середине XI в., там был похоронен император Константин Х Дука в 1067 г.), XII в.36; церкви Богоматери Элеусы, XII в.37 (рис. 7) и др. Примерами печатей провинциальных монастырей могут служить печати монастырей Патмоса, XI—XII вв., с изображением Иоанна Богослова на острове Патмосе, сидящего и диктующего ученику своему Прохору38; монастыря горы Синая, или Св. Екатерины, с изображением пророка Моисея, получающего от Бога Скрижали Завета с Десятью заповедями, XII в.39; Нового

29 Catalogue of Byzantine Seals at Dumbarton Oaks and in the Fogg Museum of Art. Vol. 3 : West, Northwest, and Central Asia Minor and the Orient / ed. by J. Nesbitt and N. Oikonomides. Washington, 1996 (далее DOS 3). Nr 53.11.

30 Laurent V. Le Corpus ... Vol. 5, pt. 2. No. 1512—1514.

31 DOS 5. Nr 5.7.

32 Государственный Эрмитаж. М-6819 (Laurent V. Le Corpus ... Vol. 5, pt. 2. No. 1183 (с библиографией)) ; DOS 5. Nr 6.27.

33 DOS 5. Nr 56.1, 56.3, 56.4.

34 DOS 5. Nr 39.1.

35 DOS 5. Nr 53.1.

36 DOS 5. Nr 50.3.

37 Laurent V. Le Corpus ... Vol. 5, pt. 2. No. 1148, 1149, 1151 ; Sode CI. Byzantinische bleisiegel in Berlin. Bonn, 1997. Nr 369.

38 Государственный Эрмитаж. М-8203 (Лихачев Н. П. Моливдовулы ... Табл. LXVI, 9).

39 DOS 5. Nr 21.1.

монастыря монаха Косьмы Цинцилукия, XI в. (монастырь основан в горах Родопы монахом Косьмой в середине XI в.)40; монастыря Дохиар (Афон), XI—XII вв.41; Лавры Св. Саввы, одного из древнейших общежительных монастырей, основанного недалеко от Иерусалима около 484 г. Саввой Освященным, чье изображение и помещено на печатях XI—XII вв. 42 (рис. 8).

Вместе с тем следует отметить, что наряду с печатями собственно церквей и монастырей, в канцелярском обиходе были и печати архиереев, их возглавлявших, например: архиепископов, митрополитов, игуменов и экономов. Каким образом на практике применялись те и другие печати, остается неясным. Н. Икономидис, Дж. Несбитт, Э. Макгир предполагают, что обезличенными печатями могли пользоваться в то время, когда верховный священнослужитель был в отъезде или его место было вакантно43. Возможно, однако, что ими пользовались для скрепления каких-либо документов определенного вида. К сожалению, версию эту проверить нельзя, так как о канцелярской стороне деятельности церковных учреждений Византии сохранилось мало сведений.

К числу печатей церковных сообществ также относятся печати священников и церковных экдиков, принадлежащих церковному трибуналу Св. Софии в Константинополе, главного храма империи (всего опубликовано около 30 экземпляров)44. Они датируются концом XI—XIV в. (рис. 9) и, как правило, отличаются внушительными размерами. На протяжении всего времени своего существования эти печати оформлялись по определенной схеме: на лицевой стороне изображения Богоматери и императора Юстиниана I, поддерживающих модель храма, на обороте традиционная надпись: «Благочестивейшим пресвитерам и церковным экдикам». Изображение императора на печати нужно рассматривать не только как строителя Великой церкви, но и как патрона трибунала. Образ Богоматери появился как образ самой могущественной защитницы рода людского и предстоятельницы перед своим Сыном.

Трибунал церковных экдиков, или защитников, был основан Юстинианом I при храме Св. Софии в VI в. Известно, что в средневизантийский

40 Catalogue of Byzantine Seals at Dumbarton Oaks and in the Fogg Museum of Art. Vol. 1 : Italy, North of the Balkans, North of the Black Sea / ed. by J. Nesbitt and N. Oikonomides. Washington, 1991. Nr 60.1.

41 Laurent V. Le Corpus ... Vol. 5, pt. 2. No. 1225.

42 Laurent V. Le Corpus ... Vol. 5, pt. 2. No. 1577, 1578 ; DOS 5. Nr 19.6, 19.7. Ряд печатей хранится в Государственном Эрмитаже. См.: Лихачев Н. П. Моливдо-вулы . Табл. LVIII, 16.

43 Oikonomides N. The Anonymous seal // Studies in Byzantine Sigillography. Washington, 1995. Vol. 4. P. 77 ; DOS 5. P. 8.

44 Cotsonis J. The Virgin and Justinian on Seals of the Ekklesiekdikoi of Hagia Sophia // Dumbarton Oaks Papers. Washington, 2002. Vol. 56. P. 41—55.

период он заседал в одном из вестибюлей этого храма. В функции экдиков входило рассмотрение различных юридических вопросов, главный из которых был связан с дарованием права убежища для убийц в церкви Св. Софии. В случае положительного решения дела просителям выдавался документ, так называемый симейома, к которому, возможно, и привешивались подобные печати. Как и в предыдущих случаях, наряду с общими печатями экдиков Св. Софии известны также личные печати протоэкдиков

45

и экдиков храма .

Наконец, необходимо упомянуть еще об одном возможном аспекте использования печатей церковных сообществ. В последнее время рядом исследователей поднимается вопрос о том, что печати монастырей и церквей могли использовать не только для скрепления документов46. Некоторые данные говорят о том, что в определенных случаях охранительная функция, изначально закрепленная за византийскими моливдовулами, у такого рода печатей выступает на первый план47. Подобное предположение было высказано В. Лораном в отношении печати XIII—XIV вв., на одной стороне которой изображена Богоматерь Оранта в рост с эпитетом ©ЕоокЕлаото^, на другой — изображения двух святых воинов Георгия и Феодора в рост48 (рис. 10). Обычно этот моливдовул приписывается монастырю Богоматери Теоскепастос в Трапезунте, известному начиная с Алексея III (1350—1390) своими императорскими захоронениями. Объясняя непонятное присутствие на печати женского монастыря изображения святых воинов, В. Лоран выдвигает следующие предположения: либо этот выбор обусловлен влиянием императорской семьи, один из членов которой был известен своими военными пристрастиями, либо характеристика данного памятника не полна. По мнению автора, он мог служить священной медалью, которую воины Великих Комнинов носили на шее сообразно древнему римскому обычаю.

Печати монастырей могли быть связаны с паломнической деятельностью и либо сами были евлогиями, либо служили для их опечатывания. В некоторых случаях подтверждение этому мы находим в легендах самих

45 Laurent V. Le Corpus ... Vol. 5, pt. 2. No. 108—111, 116—119.

46 Печатью может считаться оттиск на свинцовой заготовке, сделанный при помощи буллотирия и имеющий канал для подвешивания.

47 Степаненко В. П. Печати-филактерии-евлогии? // Античная древность и средние века. Екатеринбург, 2006. Вып. 37.

48 Schlumberger G. Sigillographie de l'empire byzantin. Paris, 1884. P. 292 ; Лихачев Н. П. Историческое значение итало-греческой иконописи : Изображения Богоматери в произведениях итало-греческих иконописцев и их влияние на композиции некоторых прославленных русских икон. СПб., 1911. C. 54. Pl. VII, 9 ; Laurent V. Le Corpus ... Vol. 5, pt. 2. No. 1295 ; Шандровская В. С. Изображения святых воинов в византийской сфрагистике и нумизматике // Византия и Ближний Восток. СПб., 1994.

моливдовулов. Так, Дж. Нэсбиттом и Н. Икономидисом была опубликована печать X—XI вв. с изображением св. Спиридона и надписью «Евлогия Святых Отцов»49. Исследователи резюмируют, что «по-видимому, она прикреплялась к какому-либо предмету, дающему благословление. В легенде не определяется точно, от какого именно института исходит печать, поскольку она предназначалась не для того, чтобы обозначить адресанта, но, скорее, чтобы побудить душу верующего». Авторы предполагают, что появление печати связано с церковью в Никее, освященной в честь Святых Отцов Никейского собора, в котором, возможно, участвовал св. Спиридон.

В число печатей-евлогий, возможно, следует включить печати монастыря Св. Симеона Младшего Дивногорца, находившегося близ Анти-

50

охии , — одного из самых посещаемых паломнических центров начиная с VI в. (рис. 11). Печати с погрудным изображением святого на вершине столпа относятся к XI в., когда деятельность мартирия Св. Симеона после отвоевания Антиохии в 969 г. была возобновлена. Интересно отметить, что аналогичные изображения святого помещались на собственно евлогиях, которые паломники увозили из монастыря по всему свету. В легендах печатей читается в одном случае: «Симеона евлогия», во втором — «Евлогия святого Симеона».

Вышеизложенный материал позволяет сделать следующие выводы: в светской сфере печати сообществ не получили своего развития: отдельные приведенные примеры не выходят за рамки ранневизантийского времени и их появление в каждом случае требует особого объяснения. Традиция общественной печати стала развиваться в церковной сфере, что мы видим прежде всего на примере многочисленных печатей монастырей XI—XII вв. Вероятно, в канцелярском обиходе одновременно с ними (и, возможно, судя по имеющемуся сфрагистическому материалу главным образом) использовали индивидуальные печати глав церковных объединений. Однако на нынешнем этапе исследований невозможно разграничить сферы применения тех и других.

49 DOS 3. Nr 59.13.

50 Государственный Эрмитаж. М-6271 (Лихачев Н. П. Моливдовулы Табл. LXVII, 17); М-5579 (Schlumberger G. Sigillographie ... P. 21; 656, № 1).

Рис. 1. Печати:

1 — общины Синопа. VII в.; 2 — общины Декаполиса VII в.; 3 — центра оружейного производства Селевкии. Первая половина VII в.

2

Рис. 3. Печати императорских коммеркий: 1 — Керасунта. 738/39 г.; 2 — Кратии, Прусиады и Гераклеи. 734/35 г.; 3 — Месемврии. 730—741 гг.; 4 — Фессалоники. 755/56 г.; 5 — Эллады. 736/37 г.

Рис. 3. Окончание

Рис. 4. Печати диаконий: 1 — Ареобинда. IX в.; 2 — Христа Антифонита. XII в.; 3 — Дексиократа. VII в.; 4 — Св. Афанасия. VII—VIII вв.

Рис. 5. Печати:

1 — братьев св. Зотика. XII в.; 2, 3 — ксенодохии Св. Самсона. VI—VII вв.; 4 — веститора и ксенодоха Св. Самсона. IX в.

Рис. 6. Печати епархий: 1 — Кизика. VI—VII вв.; 2 — Антиохии. VIII в.; 3 — Тарса. VI в.; 4 — Селевкии Исаврийской. Рубеж VI—VII вв.

Рис. 6. Окончание

Рис. 7. Печати столичных монастырей и церквей: 1 — монастыря Христа Филантропа. XII в.; 2 — монастыря Космидион, или Свв. Косьмы и Дамиана. XI в.; 3 — монастыря Христа Пантепопта. XI—XII вв.; 4 — монастыря Св. Николая Молиботона. XII в.; 5 — церкви Богоматери Элеусы. XII в.

Рис. 7. Продолжение

Рис. 8. Печати провинциальных монастырей: 1 — Патмоса. XI—XII вв.; 2 — горы Синая, или Св. Екатерины. XII в.; 3 — Косьмы Цинцилукия. XI в.; 4 — Дохиара (Афон). XI—XII вв.; 5 — Лавры Св. Саввы. XII в.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 8. Окончание

Рис. 9. Печати священников и церковных экдиков Св. Софии в Константинополе: 1, 2 — XII в.; 3 — XIII—XIV вв.

3

Рис. 11. Печати монастыря Св. Симеона Младшего Дивногорца. X—XI вв.

РЕЗЮМЕ

Большинство византийских печатей были личными: их владельцы были гражданскими или военными чиновниками, или священнослужителями или частными лицами. Однако в определенных случаях печати были изданы от имени целых организаций. Выделяются две группы: светские печати — гражданские и военные, и церковные. Первая группа включает всего несколько печатей: общин Синопа (VII в.) и Декаполиса (VII в.), центра оружейного производства Селевкии (первая половина VII в.) и уникальная печать армии Италии (VII в.). Появление печатей имперских коммеркий (таможен) различных областей и городов Византия, датированных 730/31—832/33 гг. необходимо рассматривать в связи с экономической ситуацией IX в.

Печати церковных общин довольно многочисленны. Это печати епархий, церквей, монастырей, экдиков Св. Софии, а также диаконий и больниц, многие из которых находились под покровительством церкви. Они датированы VI—XIV вв. Печати столичных и провинциальных церквей и монастырей Византии являются самыми многочисленными. Очевидно, что некоторые из них использовались не для запечатывания документов, но также могли быть связаны с паломнической деятельностью, и сами были евлогиями, либо служили для запечатывания евлогий.

Вышеизложенный материал позволяет сделать следующие выводы: в светской сфере печати сообществ не получили своего развития: отдельные приведенные примеры не выходят за рамки ранневизантий-ского времени и их появление в каждом случае требует особого объяснения. Традиция общественной печати стала развиваться в церковной сфере, что мы видим прежде всего на примере многочисленных печатей монастырей XI—XII вв. Вероятно, в канцелярском обиходе одновременно с ними (и, возможно, судя по имеющемуся сфрагистическому материалу, главным образом) использовали индивидуальные печати глав церковных объединений. Однако на нынешнем этапе исследований невозможно разграничить сферы применения тех и других.

SUMMARY

The majority of the Byzantine seals were personal: their owners were civil or military officials, or churchmen, or individuals. However in certain cases the seals were issued on behalf of the whole organizations. Two groups are identified: the secular seals - civil and military, and church ones. The first group includes several seals only: of the communities of Sinope (VII c.) and Dekapolis (VII c.), Factory of arms of Seleukeia (first half of the VII c.) and the unique seal of the Army of Italy (VII c.). Appearance of the seals of the Imperial Commeria (custom houses) of various provinces and cities of Byzantium

dated from 730/31 to 832/33, is necessary to investigate in connection with an economic situation of the IXth century.

The seals of the church communities are rather numerous. These are the seals of dioceses, churches, monasteries, of the Ekdikoi of Hagia Sophia, and also of diakonias and hospitals, many of which were under a patronage of the church. They are dated to the VIth—XIVth centuries. The seals of the capital and provincial churches and monasteries of Byzantium are the most numerous. It is evident that some of them were used not for sealing the documents, but also could be tied with the pilgrimage activity and were eulogia themselves, either served for sealing the eulogia.

Summarizing, in the secular sphere the seals of communities didn't gain the development: the given examples are not beyond the early Byzantine time and their existence demands a special explanation in each case. This tradition began to develop in the church sphere. Possibly, the clerical office used along with them (and, perhaps, mainly) the personal seals of the heads of the church communities. However at a present stage of research it is impossible to define the field of application of each of them.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

История Византии, византийская сфрагистика, печати.

KEYWORRDS

History of Byzantium, Byzantine sphragistics, seals.

БИБЛИОГРАФИЯ

Бородин О. Р. Византийская Италия в VI—VIII веках (Равеннский экзархат и Пентаполь). Барнаул, 1991.

Климанов Л. Г. «Византийские отражения» в сфрагистике : Коллекция металлических печатей VII—XX вв. Н. П. Лихачева в Западноевропейской секции Архива СПб ФИРИ РАН. СПб., 1999.

Лихачев Н. П. Историческое значение итало-греческой иконописи : Изображения Богоматери в произведениях итало-греческих иконописцев и их влияние на композиции некоторых прославленных русских икон. СПб, 1911.

Лихачев Н. П. Моливдовулы греческого Востока / сост. и автор коммент. В. С. Шандровская. М., 1991.

Степаненко В. П. Печати-филактерии-евлогии? // Античная древность и средние века. Екатеринбург, 2006. Вып. 37.

Степанова Е. В. Печати экзархов Италии // Византия и Ближний Восток. СПб., 1994. С. 57—70.

Шандровская В. С. Изображения святых воинов в византийской сфрагистике и нумизматике // Византия и Ближний Восток. СПб., 1994.

Brown T. S. Gentlemen and officers : Imperial Administration and Aristocratic Power in Byzantine Italy A. D. 554—800. Rome, 1984.

Catalogue of Byzantine Seals at Dumbarton Oaks and in the Fogg Museum of Art. Washington.

Vol. 1 : Italy, North of the Balkans, North of the Black Sea / ed. by J. Nesbitt and N. Oikonomides. 1991.

Vol. 3 : West, Northwest, and Central Asia Minor and the Orient / ed. by J. Nesbitt and N. Oikonomides. 1996.

Vol. 5 : The East (continued) Constantinople and Environs, Unknows Locations, Addenda, Uncertain Readings / ed. by E. McGeer, J. Nesbitt and N. Oikonomides. 2005.

Cheynet J.-Cl. Sceaux de la collection Zacos. Paris, 2001.

Cotsonis J. The Virgin and Justinian on Seals of the Ekklesiekdikoi of Hagia Sophia // Dumbarton Oaks Papers. Washington, 2002. Vol. 56. P. 41—55.

Dunn A. The Kommerkiarios, the Apotheke, the Dromos, the Vardarios, and the West // Byzantine and Modern Greek Studies. Birmingham, 1993. Vol. 17. P. 3—24.

Haldon J. Byzantium in the Seventh Century: Transformation of a Culture. Cambridge, 1990.

Hendy M. F. From Antiquity to the Middle Ages: economic and monetary aspects of the transition // De la antigüedad al medievo. Avila, 1993. P. 325— 360.

Hendy M. F. Studies in the Byzantine Monetary Economy c. 300—1450. Cambridge, 1985.

JordanovI. Corpus of byzantine seals from Bulgaria. Sofia, 2009. Vol. 3.

Laurent V. Le Corpus des sceaux de l'empire byzantine : L'Eglise. Paris, 1963, 1965, 1972. Vol. 5, pt. 1—3.

Oikonomides N. Silk Trade and Production in Byzantium from the Sixth to the Ninth Century : The Seals of Kommerkiarioi // Dumbarton Oaks Papers. Washington, 1986. Vol. 40. P. 33—53.

Oikonomides N. The Anonymous seal // Studies in Byzantine Sigillography. Washington, 1995. Vol. 4.

Schlumberger G. Sigillographie de l'empire byzantin. Paris, 1884.

Sode Cl. Byzantinische bleisiegel in Berlin. Bonn, 1997.

The Economic History of Byzantium. From the Seventh through the Fifteenth Century / ed. A. E. Laiou. Washington, 2002. Vol. 3.

Zacos G., Veglery A. Byzantine Lead seals. Basel, 1972. Vol. 1, pt. 1—3.

REFERENCES

Borodin O. R. Vizantijskaja Italija v VI—VIII vekah (Ravennskij exarchat i Pentapol'). Barnaul, 1991.

Brown T. S. Gentlemen and officers : Imperial Administration and Aristocratic Power in Byzantine Italy A. D. 554—800. Rome, 1984.

Catalogue of Byzantine Seals at Dumbarton Oaks and in the Fogg Museum of Art. Washington.

Vol. 1 : Italy, North of the Balkans, North of the Black Sea / ed. by J. Nesbitt and N. Oikonomides. 1991.

Vol. 3 : West, Northwest, and Central Asia Minor and the Orient / ed. by J. Nesbitt and N. Oikonomides. 1996.

Vol. 5 : The East (continued) Constantinople and Environs, Unknows Locations, Addenda, Uncertain Readings / ed. by E. McGeer, J. Nesbitt and N. Oikonomides. 2005.

Cheynet J.-Cl. Sceaux de la collection Zacos. Paris, 2001.

Cotsonis J. The Virgin and Justinian on Seals of the Ekklesiekdikoi of Hagia Sophia // Dumbarton Oaks Papers. Washington, 2002. Vol. 56. P. 41—55.

Dunn A. The Kommerkiarios, the Apotheke, the Dromos, the Vardarios, and the West // Byzantine and Modern Greek Studies. Birmingham, 1993. Vol. 17. P. 3—24.

Haldon J. Byzantium in the Seventh Century: Transformation of a Culture. Cambridge, 1990.

Hendy M. F. From Antiquity to the Middle Ages: economic and monetary aspects of the transition // De la antigüedad al medievo. Avila, 1993. P. 325— 360.

Hendy M. F. Studies in the Byzantine Monetary Economy c. 300—1450. Cambridge, 1985.

JordanovI. Corpus of byzantine seals from Bulgaria. Sofia, 2009. Vol. 3.

Klimanov L. G. «Vizantijskie otrazhenija» v sfragistike : Kollektsija metallicheskih pechatej VII—XX vv. N. P. Likhacheva v Zapadnoevropejskoj sektsii Arhiva SPB FIRI RAN. St. Petersburg, 1999.

Laurent V. Le Corpus des sceaux de l'empire byzantine : L'Eglise. Paris, 1963, 1965, 1972. Vol. 5, pt. 1—3.

Likhachev N. P. Istoricheskoje znachenije italo-grecheskoj ikonopisi. Izobrazhenija Bogomateri v proizvedenijah italo-grecheskih ikonopistsev i ih vlijanije na kompozitsii nekotoryh proslavlennyh ikon. St. Petersburg, 1911.

Likhachev N. P. Molivdovouly grecheskogo Vostoka / ed. V. S. Shan-drovskaja. Moscow, 1991.

Oikonomides N. Silk Trade and Production in Byzantium from the Sixth to the Ninth Century : The Seals of Kommerkiarioi // Dumbarton Oaks Papers. Washington, 1986. Vol. 40. P. 33—53.

Oikonomides N. The Anonymous seal // Studies in Byzantine Sigillography. Washington, 1995. Vol. 4.

Schlumberger G. Sigillographie de l'empire byzantin. Paris, 1884.

Shandrovskaja V. S. Izobraghenija svjatyh voinov v vizantijskoj sphra-gistike // Vizantija i Blighnij Vostok. St. Petersburg, 1994.

Sode Cl. Byzantinische bleisiegel in Berlin. Bonn, 1997.

Stepanenko V. P. Pechati-philakterii-evlogii // Antichnaja drevnost' I srednije veka. Ekaterinbourg, 2006. Vol. 37.

Stepanova E. V. Pechati exarchov Italii//Vizantija i Blighnij Vostok. St. Petersburg, 1994.

The Economic History of Byzantium. From the Seventh through the Fifteenth Century / ed. A. E. Laiou. Washington, 2002. Vol. 3.

Zacos G., Veglery A. Byzantine Lead seals. Basel, 1972. Vol. 1, pt. 1—3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.