Научная статья на тему 'Печать по требованию и вопросы авторских прав'

Печать по требованию и вопросы авторских прав Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
532
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПЕЧАТЬ ПО ТРЕБОВАНИЮ / PRINT-ON-DEMAND / АВТОРСКОЕ ПРАВО / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Демьянов Олег Валерьевич

В статье дается понятие новой технологии «печать по требованию» и приводятся основные положения вопроса об авторских правах. Проводится анализ отношений проблемы интеллектуальной собственности и издательского дела применительно к методу print-on-demand. Показано современное состояние данного вопроса и рассмотрены перспективы развития отношений между этими двумя субъектами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Печать по требованию и вопросы авторских прав»

3. рой не должен располагать все свои ресурсы в слишком узких проходах, а распределять их по многим местам (принцип разнообразия);

4. рой не должен отклоняться от своей линии поведения после каждого изменения окружающей среды (принцип стабильности);

5. рой должен быть в состоянии поменять свое поведение, когда это будет необходимо (принцип адаптируемости).

Главными парадигмами роевых алгоритмов, вдохновленных живой природой, являются:

• муравьиный алгоритм (МА);

• метод роя частиц (МРЧ);

• алгоритм искусственного роя пчел (АРП) и другие. Заключение

В данной статье представлены бионические алгоритмы оптимизации, вдохновленные живой природой и эволюцией. Описаны общие принципы, лежащие в основе эволюционных вычислений и методов роевого интеллекта. В результате проведенного исследования и проектирования была разработана универсальная библиотека бионических алгоритмов, предоставляющая возможность реализации метаэвристических алгоритмов, основанных на бионических моделях, для решения оптимизационных задач в различных сферах применения.

Список литературы

1. Гладков Л.А., Курейчик В.В., Курейчик В.М., Сороколетов П.В. Биоинспирированные методы в оптимизации. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2009. 384 с.

2. Семенкин Е.С., Жукова М.Н., Жуков В.Г., Панфилов И.А., Тынченко В.В. Эволюционные методы моделирования и оптимизации сложных систем. Конспект лекций. Красноярск, 2007. 515 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://files.lib.sfu-kras.ru/ebibl/umkd/22/u_lectures.pdf/ (дата обращения: 16.05.2018).

3. Ashlock D. Evolutionary Computation for Modeling and Optimization. Springer-Verlag. Berlin. Germany, 2006. 571 p.

ПЕЧАТЬ ПО ТРЕБОВАНИЮ И ВОПРОСЫ АВТОРСКИХ ПРАВ

Демьянов О.В.

Демьянов Олег Валерьевич - магистрант, кафедра технологических систем пищевых, полиграфических и упаковочных производств, Тульский государственный университет, г. Тула

Аннотация: в статье дается понятие новой технологии «печать по требованию» и приводятся основные положения вопроса об авторских правах. Проводится анализ отношений проблемы интеллектуальной собственности и издательского дела применительно к методу print-on-demand. Показано современное состояние данного вопроса и рассмотрены перспективы развития отношений между этими двумя субъектами.

Ключевые слова: печать по требованию, print-on-demand, авторское право, интеллектуальная собственность.

Вопросы отношений авторских прав и издательского дела стары как мир. Во все времена недобросовестные авторы занимались плагиатом, выдавая чужие произведения за свои. Актуальной эта проблема остается и сегодня, в связи с появлением новых издательских технологий.

Появившаяся сравнительно недавно технология print-on-demand (PoD) или «печать по требованию» становится все более популярной. Ее суть заключается в том, что печать книги осуществляется только после заказа покупателем. До этого в типографии хранится готовый макет книги. Данная технология была представлена еще в 1997 г., но не получала развития до появления цифровой печати. Использование последней предполагает распечатку электронных файлов без промежуточных носителей, что делает ее не только эффективной с точки зрения маркетинга, но и целесообразной в плане производственных затрат.

Безусловно, у технологии print-on-demand имеется немало достоинств, к примеру, предоставление клиентам возможности без потерь заказывать любой тираж при фиксированной цене за копию или возможности печатать редкие и эксклюзивные издания ограниченными тиражами.

Мы не собираемся оспаривать преимущества новой технологии. Но, к сожалению, издатели, активно продвигающие ее на рынок издательских услуг, стараются представлять в выгодном свете все ее плюсы, старательно замалчивая некоторые проблемы, возникающие при внедрении данной технологии в издательское дело. В связи с этим, никогда не будут лишними новые точки зрения на существующие проблемы, которые мы и хотим представить в настоящей статье.

Требуется ли авторская лицензия на копирование или даже печать ранее изданного произведения при использовании технологии PoD? Для рассмотрения данного вопроса необходимо разобраться с фундаментальными правовыми понятиями, касающимися сферы авторских прав.

Прежде всего, создатель какого-либо произведения, выступающего в роли объекта интеллектуальной собственности, обладает личными неимущественными правами, которые зафиксированы в п. 1 ст. 6 Бернской конвенции: «Независимо от имущественных прав автора и даже после уступки этих прав он имеет право требовать признания своего авторства на произведение и противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению этого произведения, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора» [2]. Данная цитата предполагает моральный аспект авторского права. Однако, помимо этого, авторы произведений имеют эксклюзивные имущественные права, которые позволяют им распоряжаться объектом интеллектуальной собственности по своему усмотрению, в том числе, и получать авторское вознаграждение за каждое использование результатов своего творческого труда.

Но на каждое правило есть исключения или «оговорки» на языке закона. Согласно части 4 ГК РФ разрешается свободное использование произведения без заключения договора с автором и, соответственно, без выплаты ему вознаграждения в личных, научных, информационных, учебных и культурных целях [1].

Люди, занимающиеся издательским делом, в том числе и технологией print-on-demand, временами ложно трактуют указанные оговорки, что приводит к нарушению юридических норм и законных прав авторов.

Одним из преимуществ технологии PoD, что постоянно подчеркивается ее сторонниками, является возможность публикации книги в единственном экземпляре. Рассмотрим, требуется ли лицензионное разрешение автора на заказ печати единственного экземпляра. Если правильно трактовать существующие законы, то -да, безусловно. Та же 4-я часть ГК РФ дает определение понятию «единственный экземпляр» [1]. Оно означает, что после создания одной копии никому не позволено создавать вторую и последующие. Подразумевается возможность того, что другое физическое лицо будет воспроизводить копию в коммерческих целях, что часто и осуществляется на практике. В то время как копирование (воспроизведение) в личных целях соответствует интересам только самого физического лица - владельца правомерно приобретенного экземпляра [4].

В вышеописанный правовой лабиринт нередко и попадают издательства и копировальные центры, осуществляющие технологию PoD на практике.

При распространении на рынке продукции, выполненной с использованием технологии PoD, следует руководствоваться как традиционными, так и новыми положениями об авторских правах. Для того чтобы избежать нарушения авторских прав издатели должны выполнять соответствующие процедуры [3].

Первый этап печати по требованию предполагает копирование произведения в виде электронного файла, с которого оно может быть предъявлено клиенту в электронном формате. Издательство обязано получить согласие автора на производство этой первой копии, поскольку исключительное право воспроизведения принадлежит автору.

Второй этап заключается в поставке по требованию произведения через Интернет клиенту. В процессе поставки издателю также требуется лицензия на репродуцирование, так же, как и лицензия на поставку. Специалисты в области авторского права Европейской комиссии отмечают, что в данном случае право на репродуцирование применимо, поскольку на пути от издательства к клиенту произведение на короткий период репродуцируется автоматически.

Нам кажется, что в итоге данная ситуация будет благополучно разрешена в ближайшем будущем, что обеспечит полную защиту права интеллектуальной собственности при использовании технологии print-on-demand.

Пока же, на данном этапе развития технологии «печать по требованию» еще есть неразрешенные проблемы, и нам хотелось бы сделать некоторые выводы.

1. Использование технологии print-on-demand открывает широкие перспективы как перед издателями, так и перед авторами;

2. Сегодня имеются лазейки в законодательстве, позволяющие издателям избежать наказания за использование произведений с нарушением авторских прав;

3. Нормативная база издательского дела должна быть приведена в порядок к взаимному удовлетворению обеих сторон - как авторов, так и издателей.

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 4. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/ (дата обращения: 16.05.2018).

2. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений (с изменениями на 28 сентября 1979 года). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1900493/ (дата обращения: 16.05.2018).

3. Печать по требованию (Print-on-Demand) - технологическая революция в издательском мире. Гжегож Богута. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://compuart.ru/article/9012/ (дата обращения: 16.05.2018).

4. Нужна ли лицензия автора на печать книги по запросу print-on-demand. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.copyright.ru/ru/news/main/2012/ 2/14/Print_demand_avtor/ (дата обращения: 16.05.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.