Научная статья на тему 'Павел Павлович Рябушинский'

Павел Павлович Рябушинский Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
522
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Павел Павлович Рябушинский»

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ЛЮДИ

В.М. Шевырин

ПАВЕЛ ПАВЛОВИЧ РЯБУШИНСКИЙ

Шевырин Виктор Михайлович - кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН.

Павел Павлович Рябушинский - из известного купеческого рода, его отец - П.М. Рябушинский, предприниматель, текстильный фабрикант. П.П. Рябушинский родился в Москве 17 июня 1871 г., в 1891 г. окончил Московскую практическую академию коммерческих наук. С 1900 г. он глава семейной фирмы - Товарищество мануфактур П.М. Рябушинского с сыновьями. Кроме того, Рябушинский был в руководстве ряда банков и предприятий: правления Харьковского земельного банка (1901), Банкирского дома «Братья Рябушинские» (1902) Московского банка, председатель совета Российского взаимного страхового союза (1906), Московского купеческого общества взаимного кредита, Товарищества типографии П.П. Рябушинского, Московского биржевого комитета (председатель его с 1915 г.), Совета съездов представителей промышленности и торговли, Общества хлопчатобумажных фабрикантов Московского района (председатель).

В 1905 г. включился в общественно-политическую жизнь страны, был лидером группы «молодых» московских промышленников (А.И. Коновалов, С.И. Четвериков, С.Н. Третьяков, П.А. Бурышкин и др.). Они выступали за коренные реформы в стране, за народное представительство, настаивали на том, чтобы промышленники действовали в интересах всей страны. Рябушинский и многие из «молодых» организовали умеренно-промышленную партию. В ноябре 1905 г. Рябушинский - член «Союза 17 октября». В октябре 1906 г. вышел из Союза из-за одобрения А.И. Гучковым военно-полевых судов, стал членом ЦК партии «Мирного обновления». В архиве Рябушинского сохранилось письмо к нему, относящееся ко времени первой революции: «Вообще Россия опять в ужасном виде и упадке, и мы с Вами напрасно очень уж оптимистичны! Мы результатов не увидим, и мы должны себя признать

жертвой сего времени... Прошлое гибнет, а новое еще долго не начнет нарождаться... Вдруг еще временно явится и Иван Грозный» (6, л. 16-17). Рябу-шинский стал одним из идеологов «прогрессизма», деятельно участвовал в организации «прогрессистов» (член ЦК, председатель Московского комитета, 1912 г.). В 1906 г. издавал «Народную газету» с приложением «Голос старообрядца», финансировал журнал «Церковь» (1908-1917).

На старообрядческом съезде в январе 1906 г. в Нижнем Новгороде Рябу-шинский - товарищ председателя съезда. Рябушинский считал, что в Госдуме следовало защищать единство и целостность России, монархию, отменить сословные преимущества, добиться свободы вероисповедания и неприкосновенности личности, сломать бюрократический строй, ввести всеобщее бесплатное обучение, наделить крестьян землей, учесть справедливые требования рабочих.

Рябушинский стремился добиться единения различных старообрядческих толков и активизировать их выступления за политическую и религиозную свободу, сочетать традиции национальной культуры с институтами гражданского общества, «возродить Русь самобытную, независимую».

Ему претила «особенность» государственного хозяйства, управления России - «постоянное отставание от других народов и государств», непредвидение и неумение довести начатое до конца (6, л. 71).

С 1908 г. в доме Рябушинского проходили «экономические беседы» «молодых» московских предпринимателей и элиты либеральной профессуры (Е.Н. и Г.Н. Трубецкие, П.Б. Струве, С.А. Котляревский, А.А. Мануйлов и др.), в ходе которых происходило обсуждение экономического и политического положения России.

В 1911 г. Рябушинский подписал письмо 66 известных предпринимателей и финансистов с протестом против репрессий министра народного просвещения Л.А. Кассо против преподавателей Московского университета. Это письмо было напечатано в газете Рябушинского «Утро России».

В «Утре» и «Утре России» развивались идеи прогрессизма. На V съезде представителей промышленности и торговли (май 1912 г.) Рябушинский произнес знаменитые слова: «купец идет», проникнутые верой в созидательные возможности российского предпринимательства. Он считал, что купечество должно, соответственно своей экономической мощи, обладать «политическим влиянием». 4 апреля 1912 г. на обеде, устроенным торгово-промышленным миром Москвы в честь премьер-министра В.Н. Коковцова, Рябушинский провозгласил тост «не за правительство, а за русский народ!» В 1913 г. на 50-летие Купеческого общества Рябушинский составил речь, в которой отмечалось, что главнейшими задачами времени являются осознание общности интересов, единство в действиях, осознание большой ответственности, лежащей на купечестве, в создании России будущего. Объединение крупного, 206

среднего и мелкого купечества - неотложная задача времени. Перед «купечеством будущим стоят великие задачи».

Он был убежден, что власть не должна мешать проявиться творческой силе русского народа. Предприниматели хотели видеть Россию великим государством и не хотели, чтобы власть цеплялась за отжившее прошлое, а была полна жизни, полна устремлений к новому. Идя вместе с народом, она должна была бы вести всех к прогрессу, к созданию великой свободной России.

Рябушинский считал, что для развития всякого дела необходима достойная обстановка. Если нет этих условий, нужно создать их, как бы ни было это трудно. Само время повелительно требовало многого от торгового класса. Ему казалось, что росло внутреннее самосознание купечества, создававшее силу, которая могла бы направить Россию по верному пути. Он видел, что дворянство ослабло, теряло свои земли, хотя еще цепко держалось за свои права, призывая даже некоторых из предпринимателей в свои опустевшие ряды, «делая первых купцов последними дворянами». Само же время, сама судьба, по мнению Рябушинского, указывали купечеству в грядущем руководящую роль. Значение его для государственно-экономического развития признано всеми, в руках торгового класса были все экономические нити. Этот класс объединял производителей страны. Даже маленький торговец был первым лицом в деревне. Поэтому, на взгляд Рябушинского, и стал важен рост внутреннего сознания предпринимателей, для которых было необходимо понять свое призвание, свою миссию. Москва - торговый центр России, почти купеческий город, живший под сенью исторических воспоминаний, и нужно проникнуться общественными обязанностями и неустанно работать над созданием материальной и моральной мощи торгового класса, обеспечивая этим необходимость считаться с его деятелями, создавая должную почву для прочного развития и процветания всего государства. И тогда, верил Рябу-шинский, - «день победы буржуазии наступит» (6, л. 45-46).

Будучи сторонником решительной оппозиции правительству, в марте 1914 г. Рябушинский - один из инициаторов создания Информационного центра, объединявшего либеральных деятелей и социалистов для усиления оппозиции правительству. Их «блок» оказался эфемерным и прекратил свое существование уже в следующем месяце. С августа 1914 г. Рябушинский активно участвовал в оказании помощи больным и раненым воинам, выезжал на фронт, явился инициатором создания военно-промышленных комитетов (май 1915 г.). В июне 1915 г. он - председатель Московского военно-промышленного комитета, с того же времени - председатель Московского биржевого комитета. В августе 1915 г. - участник съездов общественных организаций, встреч руководителей либеральных партий.

В августе 1915 г. от имени Биржевого комитета Рябушинский послал царю телеграмму, по сути требующую создания правительства общественного доверия. 25 августа Рябушинский на совещании Московского военно-промышленного комитета призвал «путем давления на центральную власть добиться участия общественных сил в управлении страной... Нам нечего бояться, нам пойдут навстречу в силу необходимости, ибо армии наши бегут перед неприятелем» (2, с. 101). В депутации из шести человек, избранных Земским и Городским съездами (7-9 сентября 1915 г.), был и Рябушинский. Депутация, однако, не была принята царем. Тяжелым чувством исполнилось общественное сознание. Рябушинский писал: «Что-то безысходно-темное повисло над всеми нами» (6, л. 131).

В сентябре 1915 г. Рябушинский стал членом Государственного совета (по выборам от торговли и промышленности). В Государственном совете он высказывался о том, что существующая власть может погубить Россию: «Мы, люди порядка, признающие идею власти. боимся существующей власти. Мы ждем в настоящем не охраны власти, а возможности охраны России от существующей власти, чтобы этим предохранить Россию от государственного уничтожения, а может быть, даже и государственной смерти. Но в глазах власти всякая организованность есть уже преступление» (6, л. 57-59). Он предостерегал власть: «Все наболело, наша власть потеряла Бога, долг, правду. Мучается Россия, тщетно протягивает к престолу свои руки. Она просит хлеба, а ей дают камень. Мы пришли с последним словом. Пойдет ли, наконец, высшая власть со своим народом или против него. В последнем случае просто может пасть. Не испытывайте же больше русский народ, горе будет нам» (6, л. 41-42).

По почину Рябушинского была организована рабочая группа при Московском военно-промышленном комитете (ноябрь 1915 г.). Рябушинский много работал для создания Всероссийского союза торговли и промышленности (конец 1916 - начало 1917 г.). По мнению многих промышленников и банкиров, деятельность Рябушинского была направлена на то, чтобы купеческое сословие превратилось в сильный своим государственным сознанием торгово-промышленный класс, занимающий достойное место в ряду других сил, направляющих дело государственного строительства России. Предприниматели видели в Рябушинском верного истолкователя своей тревоги, своего протеста против надвигавшейся грозы во внутренней жизни страны. Они полагали, что Рябушинский ясно и определенно говорил то, что они сами остро сознавали, что «так дальше жить нельзя. Как ни велика наша вера в доблесть нашего войска, но мир внешний без мира внутреннего не выведет Россию на путь славы».

На приеме представителей союзнических держав 27 января 1917 г. от имени предпринимателей Москвы Рябушинский говорил, что они присутст-208

вуют при великой трагедии русского народа, порвавшего со своей властью. Свое горе «мы должны пережить сами... Мы знаем, что никакими полицейскими приказами нельзя изменить экономических законов, которые могут жестоко покарать каждую власть».

Февральскую революцию Рябушинский принял с удовлетворением. Его брат, Дмитрий Рябушинский, писал ему 28 марта 1917 г.: «Дорогой Павел. Особенно тебя хочется приветствовать по случаю обновления России, ведь в течение многих лет из среды торгово-промышленного класса ты был главным и неустанным борцом за права и свободу» (6, л. 27).

В Москве Рябушинский участвовал в формировании Комитета общественных организаций. В марте 1917 г. открыл работу I съезда Всероссийского союза торговли и промышленности, насчитывавшего более 1000 делегатов со всей России. Встреченный оглушительными аплодисментами, Рябушинский произнес, по сути, программную речь. В начале ее Рябушинский приветствовал «свободных граждан великой свободной России». Он говорил, что постылое прошлое «больше не возвратится». По его словам, «особенности революционного движения в России заключались в том, что оно было всенародно». Он призывал граждан страны к дружной, «созидательной работе». Рябушинский подчеркнул и необходимость довести войну до победного конца и всемерно «оберегать власть Временного правительства», противостоять «всем вредным течениям», чтобы «свободная Россия не потеряла свободу», главное основание которой он видел в «спокойствии и порядке». Рябушинский считал, что «история не знает резких скачков. В жизни все изменяется постепенно». С трибуны съезда, избравшего его своим председателем, он говорил: «Будем ждать Учредительного собрания, всем решениям которого, каковы бы они ни были, мы все, отвергнув свои классовые и сословные интересы, должны подчиниться беспрекословно. Старая власть все разрушала и мертвила. Нам нужно время, чтобы оживить хозяйственную жизнь страны во всех ее проявлениях, особенно в вопросах продовольствия и транспорта». Рябушинский видел необходимость «поднятия народного благосостояния», решения рабочего и крестьянского вопросов. Он отметил, что торгово-промышленный класс не боится «новой жизни и новых ее форм» и стремится к «общей гармонии великих государственных задач» при взаимном уважении и мирном сожительстве всех трудящихся классов, - основной задаче времени. России нужно спешить, чтобы наверстать потерянное в прошлом. И он закончил речь словами о том, что великая ответственность за экономическое будущее страны лежит на плечах всего торгово-промышленного класса: «Общими усилиями должна быть создана великая Россия. Отбросим все сомнения - русский народ никого не обидит. Перед нами занимается заря новой жизни». Торгово-промышленный класс «должен быть достоин этого великого

будущего, должен стать творцом этой новой жизни, творцом победы над прошлым. Пойдем же смело вперед. Да здравствует новая Россия!» (5).

В последующие месяцы Рябушинский остро реагировал на развитие революционного процесса в стране. Он призвал Временное правительство к радикальному разрыву с диктатурой Советов, к установлению твердой власти «правительства национального спасения», которому будет предоставлена свобода и независимость действий. В выступлениях на различных съездах, совещаниях, в печати Рябушинский резко критиковал министров-социалистов и руководителей Советов за их политику, которая, по его представлению, грозила России голодом, нищетой и финансовым крахом. В августе 1917 г. на II Всероссийском торгово-промышленном съезде он считал этот крах уже неизбежным. «Но, к сожалению, нужна костлявая рука голода и народной нищеты, чтобы она схватила за горло лжедрузей народа, членов разных комитетов и советов, чтобы они опомнились» (2, с. 112).

Рябушинский был видным участником Совещания общественных деятелей, Государственного совещания (Москва, август 1917 г.). Он надеялся на силовое решение проблемы двоевластия, на Л.Г. Корнилова. Неудача выступления Корнилова и болезнь Рябушинского (он болел туберкулезом с 1916 г.) вынудили его уехать в Крым на лечение. Здесь он был арестован (сентябрь 1917 г.), но вскоре освобожден. Рябушинский отправил в Москву телеграмму: «Мой ничем не оправданный арест снят. Очень благодарю всех за сочувствие. Можно лишь скорбеть, что у нас вместо желанной, действительной свободы самовольно восстановили произвол и насилие».

На выборах в Учредительное собрание (от Москвы) Рябушинский был забаллотирован. Гражданская война застала его в Крыму. В 1918 г. он вошел в Киеве в Союз государственного объединения России. После Гражданской войны - Рябушинский во Франции.

В 1920 г. Рябушинский говорил: «Многие из нас давно предчувствовали катастрофу, которая теперь потрясает всю Европу, мы понимали роковую неизбежность внутреннего потрясения в России, но мы ошиблись в оценке размаха событий и глубины, и вместе с нами ошибся весь мир. Русская буржуазия, численно слабая, не в состоянии была выступить той регулирующей силой, которая помешала бы событиям идти по неверному пути. Вся обстановка прошлого не способствовала нашему объединению, и в наступивший роковой момент стихийная волна жизни перекатила через нас, всех нас смяла, размела и разбила» (2, с. 117).

В эмиграции он деятельно работал по восстановлению значения Торгово-промышленного союза. На торгово-промышленном съезде в Париже, незадолго до смерти, он был избран почетным председателем. Рябушинский верил, что установленный в России режим не вечен и предприниматели должны будут всемерно содействовать возрождению новой России. Рябушинский 210

умер в Камбо-де-бэн 19 июля 1924 г., похоронен в Париже на кладбище Ба-тиньоль.

Литература

1. Вишневски Э. Капитал и власть: Прогрессивные московские предприниматели в начале XX в. М., 2006.

2. ПетровЮ.А. Династия Рябушинских. М., 1997.

3. Петров Ю.А. Московская буржуазия в начале XX в.: Предпринимательство и власть.

2002.

4. Торговое и промышленное дело Рябушинских. М., 1913.

5. «Утро России». М., 1917. 20 марта.

6. ГАРФ. Ф.4047. (П.П. Рябушинский).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.