Научная статья на тему 'Пауль Наторп (публикация Н. А. Дмитриевой и А. А. Сухих, комментарии Н. А. Дмитриевой)'

Пауль Наторп (публикация Н. А. Дмитриевой и А. А. Сухих, комментарии Н. А. Дмитриевой) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
739
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пауль Наторп (публикация Н. А. Дмитриевой и А. А. Сухих, комментарии Н. А. Дмитриевой)»

УДК 1(091):101.9:(430)

ПАУЛЬ НАТОРП1 С. И. Гессен

Только в январе текущего года немецкий философский мир отпраздновал семидесятилетний юбилей своего наиболее популярного мыслителя2, — и вот в августе Пауля Наторпа уже не стало3. С его кончиной не только отошла как бы целая эпоха в развитии философской мысли в Германии, но Германия лишилась и своего наиболее выдающегося теоретика-

Поступила 6 редакцию 15.12.2013 г. doi: 10.5922/0207-6918-2014-1-7

© Дмитриева Н. А., Сухих А. А., подготовка к публикации, 2014.

1 Текст приводится по изданию: Гессен С. И. Пауль Наторп // Русская школа за рубежом. Педагогический журнал. 1924. № 10—11. С. 1 — 8. По содержанию он во многом совпадает со статьей, опубликованной С. И. Гессеном под тем же названием в журнале «Воля России: Журнал политики и культуры» (Гессен, 1924) за подписью Sergius и посвященной 70-летию со дня рождения немецкого философа. Все комментарии и библиография, а также послесловие подготовлены Н. А. Дмитриевой в рамках проекта, выполняемого по гранту РГНФ № 14-03-00831а.

2 Статья из журнала «Воля России» начиналась следующими абзацами: «В январе текущего года немецкий философский мир отпраздновал семидесятилетний юбилей Пауля Наторпа, после Риля, Эйкена и Файхингера,* старейшего ныне философа Германии. Старейшего! К Наторпу менее всего применимо это слово. По душевному своему складу Наторп всегда принадлежал к категории молодых: его отзывчивость на все современные вопросы и течения была и остается поистине беспримерной. Да и во всем его облике, несмотря на то что мало кто помнит его не седым, до сих пор сохранились присущие именно молодости ясность и горение души. Невольно вспоминаются мне слова семидесятилетнего учителя Наторпа, Когена, о своем ученике, которому тогда было уже пятьдесят пять лет: "Наторп, — он еще совсем молод".

Несомненно, этой "молодостью" Наторпа, с которой счастливо сочеталась совершенно исключительная работоспособность, объясняется его плодовитость, оставляющая за собою позади даже самых плодовитых немецких ученых. В каталоге Прусской государственной библиотеки список трудов Наторпа занимает пять страниц большого формата. Одних только работ его, вышедших в виде книг, имеется свыше двадцати. Замечательно при этом, что все они вышли в нескольких, по крайней мере двух, изданиях. До сих пор сочинения Наторпа пользуются большой популярностью, и при этом популярностью, далеко выходящей за пределы его многочисленных учеников и философов-специалистов. Причина тому опять-таки кроется в его "молодости", благодаря которой он своевременно отзывался на все выдающиеся явления эпохи. Частое сотрудничество в современной прессе, частые выступления его на учительских курсах тоже сделали его имя известным широким кругам общества. Наконец, значительной долей своей популярности он обязан своею известностью в педагогическом мире: Наторп не только философ, но и выдающийся теоретик-педагог. Имя его в современной педагогике не просто известно. Оно есть знамя и притом далеко за пределами его родины» (Гессен, 1924, с. 263).

* Алоиз Риль (Riehl) (27.04.1844 — 21.11.1924) — немецкий философ-неокантианец; Рудольф Эйкен (точнее: Ойкен, Euken) (5.01.1846—15.09.1926) — немецкий философ, лауреат Нобелевской премии по литературе (1908); Ханс Файхингер (Vaihinger) (25.09.1852 — 18.12.1933) — немецкий философ, автор знаменитого двухтомного комментария к «Критике чистого разума» И. Канта, основатель Кантовского общества (1904).

3 Немецкий философ-неокантианец Пауль Герхард Наторп родился 24 января 1854 г. в Дюссельдорфе и умер 17 августа 1924 г. в Марбурге.

педагога. Да и не только Германия! Влияние Наторпа распространялось далеко за пределы его родины; не только в Англии, Америке и Франции, но и в далекой Японии4 сочинения его нашли многочисленных читателей. На русский язык также переведены почти все главные педагогические и многие философские его труды5.

Эта исключительная популярность Наторпа как писателя объясняется не только существом защищавшихся им идей, но и общим характером его личности. Впрочем, эту последнюю трудно даже отделить от первых: главным свойством ее была благородная объективность, то, что немцы передают непереводимым словом «Sachlichkeit». Наторп не только высказывал свои мысли, они составляли все содержание его жизни. Отсюда внешнее однообразие его жизненной судьбы. В 1882 г. двадцативосьмилетний Наторп становится приват-доцентом в Марбурге, где через три года получает профессуру. С этого времени до конца своих дней он бессменно остается на своем учительском посту6, покидая Марбург только во время каникул, чтобы принять участие в научных и педагогических съездах или [читать] на многочисленных учительских курсах, любимым лектором которых он был. Однако на фоне этой внешне столь однообразной жизни Наторп развил редкую по многосторонности и плодовитости научную и литературную деятельность. В каталоге Прусской государственной библиотеки один только список трудов Наторпа, вышедших отдельными изданиями, занимает пять страниц большого формата. Кроме того, Наторп был постоянным сотрудником ряда немецких и иностранных журналов как философских, так и педагогических, один из которых (Archiv fur syst-<ematische> Philosophie) он сам с конца девяностых годов образцово вел в течение ряда лет в качестве редактора7. Число написанных им в современной прессе больших статей и мелких заметок и рецензий необозримо: можно сказать, что не было ни одного выдающегося явления в области философии и педагогики, на которое он не откликнулся бы своевременно.

Эта до последних дней не изменявшая ему отзывчивость на духовную жизнь современности, в которой проявилось какое-то особое юношеское горение его духа, отнюдь не имела своей оборотной стороной разбросанности, обычной для столь многих менее плодовитых писателей. Напротив, отмеченная уже выше объективность его души привела к тому, что во всех областях, в которых он выступал литературно, он оставил солидные труды,

4 Наторп стал известен в Японии еще с конца XIX в. благодаря своим работам о Пес-талоцци: (Natorp, 1898; Natorp, 1899а; Natorp, 1909а, 21912) и др. Кроме того, его труды «Социальный идеализм» (Natorp, 1920) и «Социальная педагогика» (Natorp, 1899c; 21904; 31909; 41920; 51922) были переведены на японский в 1918 и 1923 г. соответственно (Kiuchi, 2007, p. 49). Как автор он участвовал в журнале «Japanisch-deutsche Zeitschrift fur Wissenschaft und Technik» (Natorp, 1923c; Наторп, 2009), который начал выходить в 1923 г. После смерти Наторпа его научная библиотека (4454 ед.) была куплена у его вдовы при посредничестве японских педагогов Саваянаги Маса-таро и Кониши Шигенао, лично знавших философа, и хранится в университетской библиотеке Seijo Daigaku в Токио (Natorp Bunko).

5 Большинство дореволюционных переводов работ Наторпа на русский язык переизданы: (Наторп, 2006). См. также список литературы.

6 В статье из журнала «Воля России» Гессен сообщает: «Только в прошлом году На-торп в силу закона о предельном возрасте вышел в отставку, продолжая, однако, по-прежнему читать лекции в своем университете» (Гессен, 1924, с. 264).

7 Главным редактором журнала был Л. Штайн, в редакцию входили также В. Диль-тей, Б. Эрдман, Х. Зигварт и Э. Целлер.

соединяющие единство и принципиальность основной проводимой в них точки зрения с основательностью и богатством использованного в них научного материала. Уже самая его философская позиция требовала этой погруженности мысли в «глубину опыта». Подпав с самого же начала своей философской деятельности (первое сочинение Наторпа, доставившее ему известность (1882 г.), была работа о теории знания Декарта (Ма1огр, 1882), в которой он дал новое понимание картезианской философии в духе философского критицизма) под влияние Германа Когена, Наторп содействовал вместе со своим учителем возрождению кантианства, из коего впоследствии и выросла самостоятельная «марбургская школа философии», которой Наторп был вторым общепризнанным главою8. Однако Наторпа никоим образом нельзя назвать простым учеником Когена. По отношению к своему старшему другу он оставался вполне самостоятельным мыслителем, представляя внутри «марбургской школы» ее более конкретное и эмпирическое течение. Если Коген, вопреки агрессивно-полемической позиции, занятой им по отношению к метафизическому идеализму преемников Канта, создал систему, своим рационалистическим характером и стремлением вывести все здание философских категорий из единого принципа во многом напоминающую системы немецкого идеализма, то Наторп всегда противился этому безусловному господству «изначала»9 и защищал права «ощущения», «данности», «опыта». Поскольку он оставался более кантианцем, чем Коген, его принципиальная точка зрения больше отвечала исконно присущему кантианству дуализму логического и алогического, рационального и иррационального или опытного начал. Но именно потому он во многом и далее отошел от исторического Канта, чем его учитель: он в гораздо большей степени учел все те изменения в «опыте», которые произошли за последние 100 лет, и, ставя своей задачей не построение философской системы, а оправдание нового опыта современности, он легко отказывался от многих даже существенных частностей Кантовой философии, если только убеждался, что они не согласуются более с новыми достижениями науки и жизни.

Это стремление его не дедуцировать эмпирию из «изначала», а открывать в эмпирии ее вечный философский смысл, философски осмысливать опыт, определило собою и характер Наторпа как исследователя и писателя. Если все сочинения Когена представляют собою в сущности части системы (даже посвященные Канту труды Когена менее всего являются историческими исследованиями), то сочинения Наторпа, напротив, представляют собою прежде всего исследования, наполненные конкретным материалом (философским, естественно-научным, педагогическим). Поэтому они не утрачивают своего значения даже для тех, кто отрицает проводимую в них философско-систематическую точку зрения. Без сомнения, как философ Коген представлял собою гораздо более значительную величину, чем На-

8 В статье из журнала «Воля России» Гессен в этом месте неожиданно противопоставляет неокантианство и Марбургскую школу Когена: «Марбургская приват-доцентура определила философское развитие Наторпа. В Марбурге ординарным профессором был — тогда еще новокантианец, впоследствии глава собственной "марбургской школы" — Герман Коген, под сильное влияние которого и подпал сдружившийся с ним Наторп» (Гессен, 1924, с. 264).

9 Подробнее о теоретическом расхождении между Когеном и Наторпом по вопросу о первоначале см.: (НокЬеу, 1986, В± 1, Б. 213 — 224; Бк^епЬе^, 1995, Б. 80 — 114, 133 — 141; Дмитриева, 2007, с. 93—97).

торп. Но, с другой стороны, несомненно также, что Наторпа более читали и читают, чем Когена, и не только потому, что он писал доступнее своего учителя, но и потому, что он был приемлемее его как философ, что труды его представляли интерес и были нужны даже для предубежденных противников «марбургской философии».

Мы сказали уже, что труды Наторпа, будучи все философскими, имели также и метафилософское значение. Наторп был не только философом в них, но и исследователем конкретных областей культуры. Сообразно этому их лучше всего можно распределить на три группы: в первой Наторп выступает как исследователь-филолог, во второй — как математик и физик, в третьей — как педагог. Вне этих групп находятся сочинения чисто философского характера и его философские учебники (Маїогр, 1903а, 21905, 31909; №1огр, 1904; Мак>гр, 1911е; Наторп, 1909а; Наторп, 1911а). Исследованию древней философии Наторп посвятил уже второе свое сочинение (1884 г.) по истории проблемы знания в древности (Маїогр, 1884). С тех пор до настоящего времени Наторп непрерывно продолжал работать в области древней философии, напечатав сначала целый ряд статей в различных журналах, а в 1903 году выпустив свой главный труд в этой области «Учение Платона об идеях» (Мак>гр, 1903Ь, 21921). Сочинение это до сих пор остается классическим образцом не только философского, но и филологического исследования. Наторпа обвиняли, что он модернизировал Платона, превратил его в «новокантианца», в последователя «марбургской школы». И всё же самые крайние противники наторповского «Платона» не могли не признать громадного значения его труда, в котором с редкой ясностью и точностью изложения разработана чисто логическая сторона Платонова идеализма10. Не будет преувеличением сказать, что книга На-торпа является одной из тех немногих книг, от которых если и не должно отправляться, то с которыми не может не считаться ныне никакое новое исследование Платоновой философии. Впоследствии сам Наторп смягчил несколько заостренность своих формулировок, признав не только наличие у Платона метафизической оболочки его логического идеализма, но и ме-тафическое существо его философии (ср. доклад его «Учение Платона о бытии» 1913 г.11 и 2-е издание «Платонова учения об идеях» 1921 года (Ма-іюгр, 1903Ь, 21921))12.

Такую же основательность и точность исследования обнаружил Наторп и в своих трудах, посвященных философии математики и точного естествознания. Главное сочинение его в этой области «Логические основы точных наук» вышло лишь в 1910 году (в прошлом году вышло уже третье издание этого труда) (МаЪгр, 1910Ь, 21921, 31923). Это исследование является, бесспорно, одним из лучших в области философии естествознания. Наторп подводит в нем итог всем работам и спорам последнего времени в этой трудной области и дает философскую оценку новейших математических и физических теорий (учение о множествах, электронная теория, теория

10 См., например: (Зеньковский, 1908).

11 Гессен имеет в виду доклад «О Платоновом учении об идеях», прочитанный 8 декабря 1913 г. в Берлинском отделении Кантовского общества (Natorp, 1914b). Учению Платона о бытии посвящен 500-страничный труд Н. А. Гартмана, вышедший в 1909 г. (Hartmann, 1909).

12 В републикации этого текста в сборнике 2001 г. (Гессен, 2001) текст в скобках купирован без указания на изъятие (Гессен, 2001, с. 374). См. также послесловие к публикации.

квантов, теория относительности). И опять-таки, как ни относиться к точке зрения логического идеализма, проводимой в нем Наторпом (особенно большие возражения вызвала его теория числа13), нельзя отрицать того, что «Логические основы» являются основоположным трудом по философии естествознания. Это признал даже такой противник трансцендентального идеализма, как Оствальд, отдавший в своей рецензии о книге Наторпа дань той основательности и тонкости, которые проявил в ней Наторп при обсуждении труднейших физических и математических теорий14.

Из трудов Наторпа общефилософского содержания являются наиболее значительными четыре: «Введение в психологию» (1888) (№1огр, 1888), которое в 1912 году было им переработано в совершенно новый труд «Общая психология согласно критическому методу» (Мак>гр, 1912ф, известная статья его «Кант и марбургская школа» (1911) (№1огр, 1912е; Наторп, 1913а), в которой Н[аторп] излагает свое общее понимание трансцендентального идеализма, статья «Право и нравственность» (1913) (Ма1огр, 1913Ь) и «Религия в пределах разума»15, вышедшая в двух изданиях (1894, 1908). Если последнее сочинение не отличается большой оригинальностью (в нем На-торп в сущности обновляет моралистическое понимание религии Канта в духе протестантизма)16, то «Психология» Наторпа является опять-таки одним из основных трудов современной философской психологии. Наторп существенно отклоняется в нем от понимания психологии Когеном как завершающего систему синтеза всех ее частей и, чутко уловив целый ряд современных тенденций (Бергсон, Дильтей, Гуссерль), дает в ней блестящий анализ чисто философских проблем, не позволяющих науке о душе всецело раствориться в эмпирическую науку о психических процессах.

Уже из этого беглого обзора философских работ Наторпа видно, на какой широкой философской основе покоится его педагогическая система17. Обстоятельство это в связи с чуткостью к выдвигаемым жизнью проблемам, с чем счастливо сочеталась и давняя семейная традиция (дед Наторпа был народным учителем, игравшим большую роль в педагогических кругах18), было причиною того, что основной педагогический труд Наторпа «Социальная педагогика» стал как бы знаменем наиболее плодотворного из

13 См., например, рецензию Морица Шлика (Schlick, 1911, S. 258 — 259).

14 Рецензия Вильгельма Оствальда, лауреата Нобелевской премии по химии (1909) и автора философской концепции «энергетизма», доступна в сборнике статьей Оствальда под общим названием «Энергетический императив» (Ostwald, 1912). Публикаторы выражают признательность проф. д-ру Юргену Шмельцеру (Schmelzer) за предоставление информации из труднодоступного издания (Wilhelm Ostwald, 2003). Первоначально эта рецензия была опубликована в периодической печати в 1911 г.: указание на год первой публикации имеется в сборнике после заголовка рецензии. Вырезка с рецензией Оствальда и указанием на «Франкфуртер Цайтунг» как место публикации сохранилась в архиве Наторпа: UB Marburg, Handschriftenabteilung. Nachlafi 831 (Paul Natorp). Druckschriften. V. Rezensionen u. a. von Werken Natorps.

15 Имеется в виду книга «Религия в пределах человечности» (Natorp, 1894b, 21908).

16 Подробнее о концепции религии у Наторпа см.: (Saltzman, 1981; Дмитриева, 2008).

17 О педагогической и общественно-политической концепциях Наторпа см., например: (Jegelka, 1992; Bruhn, 2007).

18 Дед Густав Людвиг Наторп был пастором в Венгерне, суперинтендантом и окружным инспектором школ. Гораздо более известен прадед Бернхард Христоф Людвиг Наторп (1774—1846) — педагог, теолог, проповедник, активный участник реформы школьного образования в Пруссии, пропагандировавший просветительские и неогу-манистические взгляды. Пауль Наторп посвятил ему статью (Natorp, 1898a).

современных педагогических течений. Вышедшая впервые в 1898 г. и с тех пор неоднократно переиздававшаяся, «Социальная педагогика»19 быстро получила широкую известность. Значение этой замечательной книги заключается в том, что в ней, быть может, впервые после Шлейермахера и Фихте педагогика вновь ставится на философскую основу, более того — ясно и определенно понимается как прикладная философия. Педагогические вопросы в ней с редким чутьем конкретного материала возводятся к основным философским проблемам. Поэтому «Социальная педагогика» Наторпа столь же философский труд, сколь и педагогический. В сущности, обе первые части ее представляют собою систему этики, в которой гносеологический критицизм и учение о категорическом императиве Канта своеобразным образом сочетаются с Платоновым учением о добродетелях. Влияние Платона сказывается в этике Наторпа еще и в том, что для него теория личности и теория общества (или «общности») совпадают. Между функциями индивидуальной и функциями социальной жизни он устанавливает полный параллелизм в духе Платоновой аналогии между «малым» и «большим человеком» (государством). Поэтому его этика есть одновременно и социальная философия, и Наторп касается в ней таких вопросов, как проблема законов социального развития, проблема взаимоотношения техники, хозяйства и права, завершая свое изложение учением об общественном идеале, именуемом им теорией «добродетелей общности».

Общественный идеал Наторпа можно было бы назвать социалистическим, если бы основным положением его не было утверждение, что процесс «обобщения» совпадает с процессом «индивидуализации». Подлинный социализм для Наторпа совпадает с индивидуализмом, и самый «социализм» свой он обосновывает на кантовской идее личности как самоцели. Отсюда его принципиальная критика исторического материализма, в которой он идет гораздо дальше своего единомышленника и друга — Р. Штаммлера, и глубокомысленная защита права и правового государства, на почве которого только и возможно, по его мнению, обуздание хозяйства и разрешение выдвигаемой социализмом проблемы. Поэтому и свою книгу Наторп с неменьшим правом мог бы назвать «индивидуальной педагогикой»: цель образования для него — развитие личности, характера и одновременно и «общности», ибо и самая личность раскрывается только на фоне общности как незаменимый член последней, как единство, нашедшее себя самого чрез множественность, которую оно преодолело.

Конкретные выводы, к которым Наторп приходит в третьей части своего труда, оказались в высшей степени плодотворными. Пользуясь схемой трех ступеней, которые проходит в своем развитии воля человека (влечение — воля — практический разум), Наторп набрасывает в общих чертах теорию домашнего воспитания, теорию школы и теорию «свободного самовоспитания». Аналогично этому он и в образовании познавательной способности человека различает три ступени: чувства, рассудка и (теоретического) разума. В этой конкретной части Наторп дает действительно философское обоснование трудовой школы в подлинном смысле этого слова, единой школы, внешкольного образования и многих других лозунгов современной педагогики.

Сейчас, после 25 лет, прошедших со времени выхода в свет «Социальной педагогики», нетрудно, опираясь на результаты зачатого Наторпом

19 Впервые вышла не в 1898г, а в 1899 г. (Natorp, 1899c, 21904, 31909, 41920, 51922; Наторп, 1911c).

движения, увидеть все ее недостатки. Вопреки собственному требованию Наторпа, чтобы педагогика опиралась на систему философии в целом, «Социальная педагогика» дает в сущности только теорию нравственного образования: научное, эстетическое и религиозное образование им вовсе оставлено в стороне, и не потому только, что Наторп как автор книги ограничил свой замысел теорией нравственного образования, но потому, что и по существу Наторп разделяет в своем труде Кантову моралистическую теорию «примата практического разума». С другой стороны, в педагогической системе Наторпа немало еще и следов интеллектуализма: слишком односторонен его идеал научного знания, стоящий исключительно под знаком математического естествознания, слишком абстрактен его научный монизм, видящий в философии (в частности, даже в этике) завершение научного образования, слишком мало, наконец, уделяет он места чувству и фантазии, игнорируя самодовлеющее значение отдельных возрастных периодов в жизни человека. Отсюда чрезмерная конструктивность всей его педагогической системы, во многом уже не удовлетворяющая современного читателя. Но как бы то ни было, «Социальная педагогика» Наторпа сыграла громадную роль. Она положила конец в Германии (и не только в одной Германии) господству гербартианства в педагогике с его устаревшей интеллектуалистической теорией «воспитывающего обучения», ограничила притязания т[ак] н[азываемой] экспериментальной педагогики, обнаружила глубокую связь педагогических вопросов с политическими и проложила пути целому ряду современных течений — в частности, теоретическим взглядам Г. Кершенштейнера20. Законченной системы дидактики Наторп не написал, но в целом ряде статей (о Гербарте и Песталоцци) (Ма-Ъгр, 1899а; Мак>гр, 1907а; №1огр, 1907Ь) он с редкой силой обосновывал новое понятие «наглядности» как интуиции, ставшее с тех пор лозунгом новых дидактических устремлений.

Остальные педагогические сочинения Наторпа посвящены или частным вопросам (напр., «Единая школа» 1917 (Мак>гр, 1916), «Культура народа и культура личности» 1911 (Мак>гр, 1911£; Наторп, 1912а; Наторп, 1912с), «Философия и педагогика Платона»21, «Педагогические взгляды Кондорсе»22 и др.) или вращаются вокруг двух его предшественников: полемически вокруг Гербарта и апологетически — вокруг Песталоцци. Гер-барта Наторп подверг по истине уничтожающей и окончательной критике (Маіюгр, 1899а; Маіюгр, 1899Ь; Маіюгр, 1907а). Песталоцци же является его героем. Можно сказать, что в своих педагогических трудах Н[аторп] сделал по отношению к Песталоцци то же, что в философских своих сочинениях он сделал по отношению к Платону: он открыл его подлинный современный смысл, сделал его снова не только молчаливо почитаемым, но актуально действенным. Небольшое сочинение его о Песталоцци, вышедшее в трех изданиях (1909—1910) (Маіюгр, 1909Ь, 21912; Наторп, 1912Ь, 21918,

20 Идеи немецкого педагога Георга Кершенштейнера (1854 — 1932) получили известность в России еще до революции, его важнейшие труды были переведены на русский язык. Разбору теоретических взглядов Георга Кершенштейнера Гессен посвятил отдельную статью: (Hessen, 1933; Гессен, 2001, с. 379 — 398).

21 Имеется в виду, видимо, одна из статей, посвященная педагогическим воззрениям Платона: «Учение Платона о воспитании» (Natorp, 1907c) или «Государство Платона и идея социальной педагогики» (Natorp, 1895).

22 Имеется в виду, видимо, статья «Идеи Кондорсе о национальном воспитании. Набросок школьного закона сто лет тому назад» (Natorp, 1894a).

31920) и недавняя работа об «идеализме Песталоцци» (1919) (Natorp, 1919) являются лучшими работами вообще о великом швейцарском педагоге. Здесь не место перечислять другие работы Наторпа в области педагогики. Наиболее ценные из них собраны вместе в одном томе «Philosophiе und Padagogik» (1919)23 и в трех томах «Gesammelte Ablandungen zur Sozialpada-godik» (2-е изд. 1922 г.) (Natorp, 21922).

За последние годы, еще до смерти своего учителя Когена, которому он посвятил прекрасный очерк «Herman Cohen» (1918)24, Наторп начал, по-видимому, все больше и больше удаляться в сторону метафизического идеализма: от гносеологии к онтологии, от «критики» к «метафизике»25. Об этом отчасти свидетельствует его последний политико-педагогический труд «Социал-идеализм» (Natorp, 1920), (Наторп, 1995). В нем Наторп отходит от точки зрения либерально-демократического социализма в сторону того, что он сам называет «корпоративным социализмом» (genossenschaftlicher Sozialismus), и что во многом напоминает основные идеи английского «гильдейского социализма». В связи с этим и философски он приближается к Фихте и Гегелю, разделяя тем самым общую тенденцию современного философского движения. Не без влияния на него в этом отношении оказались, по-видимому, и Русская революция, и знакомство с основными мотивами восточной культуры, следами чего являются две его недавно вышедшие книжки о Тагоре и Достоевском («Беседы с Тагором», 1921, и «Ф. Достоевский», 1923; Natorp, 1921; Natorp, 1923a).

Впрочем26, в этих своих последних трудах Наторп скорее только чувствует философские мотивы нового времени, чем формулирует их в законченной и точной форме, столь характерной для всех его предыдущих писаний. Но как бы ни отошло от Наторпа это новое философское поколение, оно не должно забывать, что оно выросло на почве, расчищенной На-торпом, и что ему оно в значительной степени обязано не только тем, в чем оно его продолжает, но и тем, в чем оно пытается его отрицать.

Публикация H. А. Дмитриевой и А. А. Сухих Комментарии H. А. Дмитриевой

23 Явная опечатка. Сборник статьей «Философия и педагогика. Исследования смежных областей» вышел первым изданием в 1909 г. (Ыа)югр, 1909с, 21923). Уже в следующем году отдельным изданием был опубликован перевод Г. Г. Шпета одной из статьей этого сборника (Наторп, 1910а).

24 На смерть Г. Когена (4 апреля 1918 г.) Наторп откликнулся двумя отдельно опубликованными очерками (Ыакяр, 1918а), (Ыа1югр, 1918Ь), первоначально написанными как памятные речи. Речь «Вклад Германа Когена в философию с точки зрения системы» прозвучала 10 мая 1918 г. на торжественном заседании Берлинского отделения Кантовского общества. Речь «Герман Коген как человек, учитель и исследователь» была произнесена 4 июля 1918 г., в день рождения покойного философа, в актовом зале Марбургского университета.

25 Подробнее об этом см., например, статьи 1923 г., возможно, известные Гессену (Ыа-1югр, 1923ф, (Ыа1югр, 1923е; Наторп, 2009) и посмертно вышедшие книги (Ыа1югр, 1925), (Ыа1югр, 1958), а также исследования, посвященные «позднему» Наторпу: (Белов, 2002, с. 82—104; Фохт, 2003, с. 299 — 314, 373—414; Штольценберг, 2008; Реггагі, 2002; БЬзкепЬе^, 2006; Wolzogen, 1984).

26 Юбилейная статья далее завершалась следующим сообщением: «Впрочем, об этом периоде развития Наторпа говорить еще преждевременно. Как нам известно, он сейчас работает как раз над систематическим изложением своих общефилософских взглядов. Будем надеяться, что его всегдашняя работоспособность и душевная молодость не изменят ему, и он сумеет еще закончить этот свой главный труд» (Гессен, 1924, с. 268).

Послесловие к публикации

Статья Сергея Иосифовича Гессена (1887—1950) публикуется в связи сразу с двумя юбилеями: 160-летием со дня рождения и 90-летием со дня смерти ее героя — немецкого философа Пауля Наторпа (1854 — 1924). Значение этого текста выходит, однако, за рамки сугубо юбилейных поводов. Обращение в эмиграции — причем дважды, с разницей лишь в несколько месяцев — русского философа-неокантианца, выходца из Баденской школы, ученика Г. Риккерта, к творчеству немецкого философа-марбуржца, говорит, во-первых, о не прекратившихся после Первой мировой войны и революции научных контактах русских мыслителей с их немецкими коллегами. Известно, что Гессен был хорошо знаком с Наторпом: в течение летнего семестра 1910 г. Гессен не только слушал лекции и участвовал в семинарах в Марбургском университете, но и лично встречался с Наторпом. В частности, в компании с Н. А. Гартманом и В. Э. Сеземаном 9 сентября 1910 г. он сопровождал его в прогулке по окрестностям Марбурга, о чем осталась запись в заметках Наторпа о Гартмане (Дмитриева, 2007, с. 182). Судя по всему, оказавшись в эмиграции, Гессен продолжал следить за творчеством своего философского наставника и старшего коллеги.

Во-вторых, этот текст документирует продуктивную «всеядность» русских неокантианцев, заключавшуюся в пренебрежении «школьными» границами, что отчетливо проявилось уже 1900—1910-х гг., когда молодые ученые из России, влекомые исключительно научным интересом, легко меняли неокантианские центры и, соответственно, «школы» (Дмитриева, 2007, с. 147—207).

В-третьих, публикация двух версий этого текста в двух разных русских эмигрантских журналах в год, когда вслед за В. Виндельбандом и Г. Когеном ушли из жизни еще два чрезвычайно значимых персонажа неокантианской истории — Алоиз Риль и герой этого текста Пауль Наторп, свидетельствует о живой связи русского неокантианства с немецким и продолжении развития российскими философами главных интенций этого течения в новой историко-культурной ситуации.

Статья из журнала «Русская школа...», то есть вторая версия текста, была выбрана для юбилейной републикации потому, что этот текст отличается объемом — он более подробен — и большей объективностью в оценках творчества покойного философа, чего автор не мог позволить себе в поздравительной статье. Представляющие интерес и отсутствующие во второй версии первые два абзаца и другие фрагменты статьи из журнала «Воля России» приведены в комментариях. Ранее перепечатанный из журнала «Русская школа.» текст был включен группой исследователей из Саранска в состав сборника статей С. И. Гессена «Педагогические сочинения» (2001), однако эта публикация сопровождалась одной купюрой библиографического характера (см. выше сноску 12) и лишь несколькими примечаниями, касающимися избранных персоналий, упоминаемых в статье.

Текст публикуется в современной орфографии. Опечатки исправлены по умолчанию. Ошибки, допущенные автором в названиях некоторых работ Наторпа и в указаниях годов изданий, объясняются, видимо, тем, что Гессен работал над статьей уже в Праге, куда он переехал весной 1924 г. (Гессен, 1998, с. 748), и там не все издания были ему доступны для сверки и

Н. А. Дмитриева

Список литературы

1. Белов В. Н. Неокантианство. Саратов, 2002. Ч. 2 : Пауль Наторп.

2. Гессен С. И. (Sergius). Пауль Наторп // Воля России: Журнал политики и культуры. 1924. № 8 — 9. С. 263 — 268.

3. Гессен С. И. Мое жизнеописание // Гессен С. И. Избр. соч. / сост. А. Валицкий,

Н. Чистяков. М., 1998. С. 723 — 782.

4. Гессен С. И. Педагогические сочинения. Саранск, 2001. Т. 1.

5. Дмитриева Н. А. Русское неокантианство: «Марбург» в России : историкофилософские очерки. М., 2007.

6. Дмитриева Н.А. Религия в пределах человечности: к истории проблемы религии в философии Пауля Наторпа // Вера и знание: соотношение понятий в классической немецкой философии. СПб., 2008. С. 260 — 270.

7. Зеньковский В. В. Платон в истолковании П. Наторпа // Вопросы философии и психологии. 1908. Год XIX. Кн. V (95). С. 588 — 619.

8. Наторп П. Логика. Обоснование и логическое построение математики и математического естествознания (Сжатое пособие к лекциям) / пер. с нем. В. А. Радзиев-ского с пред. И. И. Лапшина. СПб., 1909a.

9. Наторп П. Философия как основа педагогики / пер. с нем., предисл. Г. Г. Шпе-та. М., 1910a.

10. Наторп П. Философская пропедевтика (Общее введение в философию и основные начала логики, этики и психологии) / пер. с 3-го нем. изд. под ред. и с пре-дисл. Б. А. Фохта. М., 1911a.

11. Наторп П. Принцип относительности // Минковский Г. Пространство и время / пер. И. В. Яшунского. СПб., 1911b. С. 75—93.

12. Наторп П. Социальная педагогика. Теория воспитания воли на основе общности / пер. А. А. Громбаха с 3-го доп. нем. изд. СПб., 1911c.

13. Наторп П. Культура народа и культура личности. Шесть лекций П. Наторпа, проф. Марбургского университета / пер. с нем. М. М. Рубинштейна. СПб., 1912a.

14. Наторп П. Песталоцци. Его жизнь и его идеи / Пер. с нем. М. А. Энгельгард-та. СПб., 1912b; 2-е изд. Пг., 21918; 3-е изд. Пг., 31920.

15. Наторп П. Развитие народа и развитие личности / пер. с нем. А. Пальчика. СПб., 1912c.

16. Наторп П. Кант и Марбургская школа // Новые идеи в философии. № 5. СПб., 1913a. С. 93 — 132.

17. Наторп П. Философия и психология // Логос. 1914a. Кн. 1, вып. 1. С. 34 — 56.

18. Наторп П. Социальный идеализм (фрагменты) / пер. с нем. М. И. Кагана // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1995. № 1. С. 55 — 126; Каган М. И. О ходе истории / Ред-сост. В. Л. Махлин. М., 2004. С. 98—149.

19. Наторп П. Избранные работы / сост. В. А. Куренной. М., 2006.

20. Наторп П. Об исходном пункте философии / пер. с нем., комментарии и послесловие Н. А. Дмитриевой // Кантовский сборник. 2009. № 1 (29). С. 110 — 121.

21. Фохт Б. А. Избранное (из философского наследия) / публ., предисл. и ком-мент. Н. А. Дмитриевой. М., 2003.

22. Штольценберг Ю. Герменевтика и последнее обоснование. Ханс-Георг Гада-мер и поздний Пауль Наторп / пер. с нем. А. Иванова и Л. И. Тетюева, под ред.

Н. А. Дмитриевой // Иммануил Кант и актуальные проблемы современной философии : сб. научных трудов / под общ. ред. В. Н. Белова и Л. И. Тетюева. Саратов, 2008. Т. 2. С. 168 — 179.

23. Bruhn N. Vom Kulturkritiker zum "Kulturkrieger". Paul Natorps Weg in den "Krieg der Geister". Wurzburg, 2007, (Studien und Materialien zum Neukantianismus, Bd. 24).

24. Ferrari M. Paul Natorp — 'The Missing Link' in der Davoser Debatte / / Cassirer — Heidegger: 70 Jahre Davoser Disputation / Hrsg. von D. Kaegi und E. Rudolph. Hamburg, 2002. S. 215 — 233, (Cassirer-Forschungen; 9).

25. Hartmann N. Platos Logik des Seins. Giessen, 1909. — X, 512 S. (Philosophische Arbeiten. Bd. III).

26. Hessen S. Revolution und Tradition im Werke Georg Kerschensteiners // Die Er-ziehung: Monatsschrift fur den Zusammenhang von Kultur und Erziehung in Wissen-schaft und Leben. 1933. Jg. 8. S. 17—34. Перепеч. в сб.: Kerschensteiner / Hrsg. von G. Wehle. Darmstadt, 1979. S. 175 — 195. (Wege der Forschung, Bd. 199).

27. Holzhey H. Cohen und Natorp. In 2 Bd. Bd. 1 : Ursprung und Einheit. Die Ge-schichte der „Marburger Schule" als Auseinandersetzung um die Logik des Denkens; Bd. 2 : Der Marburger Neukantianismus in Quellen. Basel; Stuttgart, 1986.

28. Jegelka N. Paul Natorp: Philosophie, Padagogik, Politik. Wurzburg, 1992. (Episte-mata: Reihe Philosophie; Bd. 109).

29. Kiuchi Y. Unrequited Love for Germany? Paradigm and Ideology in Educational Research in Japan until 1945 / / Educational Studies in Japan: International Yearbook.

2007. № 2. P. 45—56.

30. Natorp Bunko. Universitare Sondersammlungen in Japan. URL: http://tksosa. di-jtokyo. org/?page=collection_detail. php&p_id=630 (дата обращения: 10.12.2013).

31. Natorp P. Descartes' Erkenntnislehre. Eine Studie zur Vorgeschichte des Kri-ticismus. Marburg, 1882.

32. Natorp P. Forschungen zur Geschichte des Erkenntnisproblems im Alterthum. Protagoras, Demokrit, Epikur und die Skepsis. Berlin, 1884.

33. Natorp P. Einleitung in die Psychologie nach kritischer Methode. Freiburg i. Br., 1888.

34. Natorp P. Condorcets Ideen zur Nationalerziehung. Ein Schulgesetzentwurf vor hun-dert Jahren // Natorp P. Gesammelte Abhandlungen zur Sozialpadagogik. 1. Abt.: Histori-sches. Stuttgart, 1907. S. 37—56; 2., verb. und verm. Aufl. Stuttgart, 21922. S. 71 — 90.

35. Natorp P. Religion innerhalb der Grenzen der Humanitat. Ein Kapitel zur Grund-legung der Sozialpadagogik. Freiburg; Leipzig, 1894b; 2. durchges. und um ein Nachwort verm. Aufl. Tubingen, 21908.

36. Natorp P. Platos Staat und die Idee der Sozialpadagogik / / Natorp P. Gesammelte Abhandlungen zur Sozialpadagogik. 1. Abt. Stuttgart, 1907. S. 1 — 36; 2. Aufl., 1. Abt. Stuttgart, 21922. S. 7—42.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

37. Natorp P. Natorp, Bernhard Christoph Ludwig // Encyklopadisches Handbuch der Padagogik / Hrsg. von W. Rein. 1. Aufl. Bd. 5. Langensalza, 1898a. S. 13 — 18.

38. Natorp P. Pestalozzis Sozialpadagogik // Encyklopadisches Handbuch der Pada-gogik / Hrsg. von W. Rein. Bd. 5. Langensalza, 1898b. S. 353 — 362.

39. Natorp P. Herbart, Pestalozzi und die heutigen Aufgaben der Erziehungslehre. Acht Vortrage gehalten in Marburger Ferienkursen 1897 und 1898. Stuttgart, 1899a; перепеч.: Natorp P. Gesammelte Abhandlungen zur Sozialpadagogik. 1. Abt.: Histori-sches. Stuttgart, 1907. S. 203 — 344; 2. Abt. Stuttgart, 21922. S. 7—146.

40. Natorp P. Kant oder Herbart? Eine Gegenkritik // Natorp P. Gesammelte Ab-handlungen zur Sozialpadagogik. 1. Abt. Stuttgart, 1907. S. 345 — 385; 2. Aufl., 2. Abt. Stuttgart, 21922. S. 147—187.

41. Natorp P. Sozialpadagogik. Theorie der Willenserziehung auf der Grundlage der Gemeinschaft. Stuttgart, 1899c; 2. verm. Aufl. Stuttgart, 21904; 3. verm. Aufl. Stuttgart, 31909; 4. durchges. Aufl. Stuttgart, 41920; 5. Aufl., Stuttgart, 51922.

42. Natorp P. Philosophische Propadeutik (Allgemeine Einleitung in die Philosophie und Anfangsgrunde der Logik, Ethik und Psychologie) in Leitsatzen zu akademischen Vorlesungen. Marburg, 1903а; 2. Aufl. Marburg, 21905; 3. Aufl. Marburg, 31909.

43. Natorp P. Platos Ideenlehre. Eine Einfuhrung in den Idealismus. Leipzig, 1903b; 2., durchges. und um einen metakritischen Anhang verm. Ausg. Leipzig, 21921.

44. Natorp P. Logik (Grundlegung und logischer Aufbau der Mathematik und mathe-matischen Naturwissenschaft) in Leitsatzen zu akademischen Vorlesungen. Marburg, 1904.

45. Natorp P. Neue Untersuchungen uber Herbarts Grundlegung der Erziehungslehre // Natorp P. Gesammelte Abhandlungen zur Sozailpadagogik. 1. Abt.: Historisches. Stuttgart, 1907. S. 387—510; 2. Aufl., 3. Abt. Stuttgart, 21922. S. 7—131.

46. Natorp P. Pestalozzis Prinzip der Anschauung / / Natorp P. Gesammelte Abhandlungen zur Sozailpadagogik. 1. Abt.: Historisches. Stuttgart, 1907. S. 129—201;

2. Aufl. Stuttgart, 21922. S. 161 — 236.

47. Natorp P. Platos Erziehungslehre // Encyklopadisches Handbuch der Padagogik / Hrsg. von W. Rein. 2. Aufl. Bd. 6. Langensalza, 1907c. S. 884 — 902.

48. Natorp P. Pestalozzi: sein Leben und seine Ideen. Leipzig, 1909b; 2. Aufl. Leipzig, 21912.

49. Natorp P. Philosophie und Padagogik. Untersuchungen auf ihrem Grenzgebiet. Marburg, 1909c; 2., verb. Aufl. Marburg, 21923.

50. Natorp P. Die logischen Grundlagen der exakten Wissenschaften. Leipzig; Berlin, 1910b; 2., durchges. Aufl. Leipzig; Berlin, 21921; 3. Aufl. Leipzig; Berlin, 31923.

51. Natorp P. Philosophie. Ihr Problem und ihre Probleme. Einfuhrung in den kriti-schen Idealismus. Gottingen, 1911e (Wege zur Philosophie, Erganzungsreihe: Einfuhrun-gen in die Philosophie der Gegenwart; Bd. 1).

52. Natorp P. Volkskultur und Personlichkeitskultur: sechs Vortrage. Leipzig, 1911f.

53. Natorp P. Allgemeine Psychologie nach kritischer Methode. 1. Buch : Objekt und Methode der Psychologie. Tubingen, 1912d.

54. Natorp P. Kant und die Marburger Schule / / Kant-Studien 1912e. Bd. 17. S. 193—221.

55. Natorp P. Recht und Sittlichkeit. Ein Beitrag zur kategorialen Begrundung der praktischen Philosophie. Mit besonderem Bezug auf Hermann Cohens «Ethik des reinen Willens» und Rudolf Stammlers «Theorie der Rechtswissenschaft» // Kant-Studien. 1913b. Bd. XVIII. H. 1 — 2. S. 1 — 79.

56. Natorp P. Uber Platos Ideenlehre. Vortrag gehalten am 8. December 1913 in der Berliner Abteilung der Kantgesellschaft. Berlin, 1914b. (Philosophische Vortrage, verof-fentlicht von der Kantgesellschaft. Nr. 5).

57. Natorp P. Die Einheitsschule / / Padagogische Blatter. Zeitschrift fur Lehrer-bildung und Schulaufsicht. 1916. 45. Jg. S. 253—267.

58. Natorp P. Hermann Cohen als Mensch, Lehrer und Forscher. Gedachtnisrede, gehalten in der Aula der Universitat Marburg, 4. Juli 1918. Marburg, 1918a. — (Marburger Akademische Reden, Nr. 39).

59. Natorp P. Hermann Cohens philosophische Leistung unter dem Gesichtspunkte des Systems. Berlin, 1918b. — (Philosophische Vortrage, veroffentlicht von der Kant-Gesellschaft. Nr. 21).

60. Natorp P. Der Idealismus Pestalozzis. Leipzig, 1919.

61. Natorp P. Sozialidealismus. Neue Richtlinien sozialer Erziehung. Berlin, 1920.

62. Natorp P. Stunden mit Rabindranath Thakkur. Jena, 1921.

63. Natorp P. Gesammelte Abhandlungen zur Sozialpadagogik. 2., verb. und verm. Aufl. In 3 Abteilungen. Stuttgart, 21922.

64. Natorp P. Fjedor Dostojewskis Bedeutung fur die gegenwartige Kulturkrisis: Mit einem Anhang zur geistigen Krisis der Gegenwart. Jena, 1923a.

65. Natorp P. Selbstdarstellung // Die deutsche Philosophie der Gegenwart in Selbst-darstellungen. Hrsg. von P. Schmidt. 2. Aufl. Bd. 1. Leipzig, 1923b. S. 161 — 190.

66. Natorp P. Uber den Ausgangspunkt der Philosophie // Die japanisch-deutsche Zeitschrift fur Wissenschaft und Technik. 1923c, Jg. 1, H. 4, Oktober. S. 121 —128.

67. Natorp P. Vorlesungen uber praktische Philosophie. Erlangen, 1925.

68. Natorp P. Philosophische Systematik / Aus dem Nachlass hrsg. von H. Natorp. Mit der Gedankrede zum 100. Geburtstag von H.-G. Gadamer sowie mit Einl. und textkri-tischen Anwerk. von H. Knittermeyer. Hamburg, 1958.

69. Ostwald W. Die logischen Grundlagen der exakten Wissenschaften (1911) // Ost-wald W. Der energetische Imperativ: Erste Reihe. Leipzig: Akademische Verlagsge-selschaft, 1912. S. 143—146.

70. Saltzman J. D. Paul Natorp's Philosophy of Religion within the Marburg Neokanti-an Tradition / Preface by W. H. Capps. Hildesheim; New York, 1981.

71. Schlick M. (Rez.:) Natorp, P., Die logischen Grundlagen der exakten Wissenschaften. Berlin und Leipzig 1910, B. G. Teubner. XX und 416 S. // Vierteljahrsschrift fur wissenschaftliche Philosophie und Soziologie. 1911. XXXV. Jg. (N.F. X), H. 2. S. 254 — 260.

72. Wilhelm Ostwald. Gesamtschriftenverzeichnis. Bd. 2: Referate und Rezensionen 1887—1932 / Hrsg. von K. Hansel. Grofibothen, 2003. — (Mitteilungen der Wilhelm-Ostwald-Gesellschaft zu e. V. 2003. Sonderheft 16).

73. Stolzenberg J. Selbsterkenntnis und Systemphilosophie. Hegel und der spate Paul Natorp // Systemphilosophie als Selbsterkenntnis. Hegel und der Neukantianismus / Hrsg. von H.-F. Fulda, Ch. Krijnen. Wurzburg, 2006. S. 95 — 111.

74. Stolzenberg J. Ursprung und System. Probleme der Begrundung systematischer Philosophie im Werk Herman Cohens, Paul Natorps und beim fruhen Martin Heidegger. Gottingen, 1995.

75. Wolzogen Ch. v. Die autonome Relation: zum Problem der Beziehung im Spatwerk Paul Natorps; ein Beitrag zur Geschichte der Theorien der Relation. Wurzburg, 1984.

О публикаторах

Нина Анатольевна Дмитриева — д-р филос. наук, проф. кафедры философии Московского педагогического государственного университета, [email protected]

Анастасия Алексеевна Сухих — студентка математического факультета Московского педагогического государственного университета, [email protected]

References

1. Belov, V.N., 2002, Neokantianstvo. II. Paul Natorp [Neo-Kantianism. Part 2: Paul Na-torp], Saratov, 108 p.

2. Gessen, S.I. (Sergius), 1924, Paul Natorp. Volja Rossii: Zhurnal politiki i kul'tury [Liberty of Russia: Journal of politics and culture] (Prague), no. 8—9 (May). (Section: Among books and journals), p. 263—268.

3. Gessen, S.I., 1998, Moje zhizneopisanije [My biography]. In: S. I. Gessen, 1998, Iz-brannyje sochinenija [Selected writings], ed. by A. Walicki, N. Chistyakova. Moscow, p. 723 — 782.

4. Gessen, S.I., 2001, Pedagogicheskije sochinenija [Pedagogical writings], ed. by Je. G. Osovskij, M. V. Boguslavskij, O. Je. Osovskij; preface of Je. G. Osovskij; commentaries of Je. G. Osovskij, V. P. Kirzhajeva, O. Je. Osovskij, Saransk.

5. Dmitrieva, N.A., 2007, Russkoje neokantianstvo: "Marburg" v Rossii. Istoriko-filosofskije ocherki [Russian Neo-Kantianism: "Marburg" in Russia. Historical-philosophical studies], Moscow.

6. Dmitrieva, N.A., 2008, Religija v predelah chelovechnosti: k istorii problemy religii v filosofii Paulja Natorpa [Religion within the bounds of humanity]. In: D. N. Razejev, ed.

2008, Vera i znanie: sootnoshenije ponjatij v klassicheskoj nemeckoj filosofii [Faith and knowledge: correlation of the concepts in the classical German philosophy], St. Petersburg, p. 260 — 270.

7. Zen'kovskij, V.V., 1908, Platon v istolkovanii P. Natorpa [Plato in the interpretation of P. Natorp], Voprosy filosofii i psichologii [Questions of philosophy and psychology], vol. 19, no. 5 (95), p. 588 — 619.

8. Natorp, P., 1909a, Logika. Obosnovanije i logicheskoje postrojenije matematiki i mate-maticheskogo estestvoznanija. (Szhatoje posobije k lekcijam) [Logic. Substantiation and logical construction of mathematics and mathematical natural science]. Translated by V. A. Rad-zievskij with introduction of I. I. Lapshin, St. Petersburg.

9. Natorp, P., 1910a, Filosofija kak osnova pedagogiki [Philosophy as the basis of pedagogy]. Translation and preface of G. G. Spet, Moscow.

10. Natorp, P., 1911a, Filosofskaja propedevtika. (Obshheje vvedenie v filosofiju i osnovnyje nachala logiki, etiki i psihologii) [Philosophical propaedeutics. (Common introduction in philosophy and basic elements of logic, ethics and psychology)]. Translation from the 3rd edition and preface of B. A. Focht, Moscow.

11. Natorp, P., 1911b, Princip otnositel'nosti [Principle of relativity]. In: H. Minkowski, 1911c, Prostranstvo i vremya [Space and time]. Translated by I. V. Jashunskij, St. Petersburg, p. 75 — 93.

12. Natorp, P., 1911c, Sozial'naja pedagogika. Teorija vospitanija voli na osnove obschhnosti [Social pedagogy. Theory of the upbringing of will on the basis of community]. Translated by A. A. Grombah after the 3rd added ed., St. Petersburg.

13. Natorp, P., 1912a, Kul'tura naroda i kul'tura lichnosti. Shest' lekcij [Culture of people and culture of personality. Six lectures]. Translated by M. M. Rubinstein, St. Petersburg.

14. Natorp, P., 1912b, Pestalocci. Ego zhizn' i ego idei [Pestalozzi. His life and his ideas]. Translated by M. A. Engelgardt, St. Petersburg; 21918, Petrograd; 31920, Petrograd.

15. Natorp, P., 1912c, Razvitije naroda i razvitije lichnosti [Development of people and development of personality]. Translated by A. Pal'chik, St. Petersburg.

16. Natorp, P., 1913a, Kant i Marburgskaja shkola [Kant and Marburg school], Novyje idei v filosofii [New ideas in philosophy], no. 5, St. Petersburg, p. 93—132.

17. Natorp, P., 1914a, Filosofija i psihologija [Philosophy and psychology], Logos, vol.

1, no. 1, p. 34 — 56.

18. Natorp, P., 1995, Social'nyj idealism (fragmenty) [Social idealism (fragments)]. Translated by M. I. Kagan, Dialog. Karnaval. Hronotop [Dialogue. Carnival. Chronotop], no.

1. p. 55 — 126. Reprinted in: Kagan, M.I., 2004, O hode istorii [About the motion of history], ed. by V. L. Mahlin, Moscow, p. 98 — 149.

19. Natorp, P., 2006, Izbrannyje raboty [Selected works], ed. by V. A. Kurennoj, Moscow.

20. Natorp, P., 2009, Ob iskhodnom punkte filosofii [About a starting point of philosophy]. Translation, commentaries and afterword of N. A. Dmitrieva, Kantovskij sbornik [Kantian collection], no. 1 (29), p. 110 — 121.

21. Focht, B.A., 2003, Izbrannoe (iz filosofskogo nasledija) [Selected writings (from philosophical heritage)]. Publication, preface, commentaries of N. A. Dmitrieva, Moscow.

22. Stolzenberg, J., 2008, Germenevtika i posledneje obosnovanije. Hans-Georg Gadamer i pozdnij Paul Natorp [Hermeneutics and the last substantiation. Hans-Georg Gadamer and Paul Natorp in his last period]. Translated by A. Ivanov, L. I. Tetjujev. In: V. N. Belov and L. I. Tetjujev, eds. 2008, Immanuil Kant i aktual'nyje problemy sovremennoj filosofii: Sbornik nauchnyh trudov [Immanuel Kant and topical problems of the modern philosophy: Collection of scientific works], vol. 2, Saratov, p. 168 — 179.

23. Bruhn, N., 2007, Vom Kulturkritiker zum "Kulturkrieger". Paul Natorps Weg in den "Krieg der Geister". Wurzburg.

24. Ferrari, M., 2002, Paul Natorp — 'The Missing Link" in der Davoser Debatte. In: D. Kaegi and E. Rudolph, eds. 2002, Cassirer - Heidegger: 70 Jahre Davoser Disputation, Hamburg, p. 215 — 233.

25. Hartmann, N., 1909, Platos Logik des Seins, Giessen. — (Philosophische Arbeiten, vol. III).

26. Hessen, S., 1933, Revolution und Tradition im Werke Georg Kerschensteiners, Die Erziehung: Monatsschrift fur den Zusammenhang von Kultur und Erziehung in Wissenschaft und Leben, vol. 8, p. 17—34. Reprinted in: G. Wehle, ed. 1979, Kerschensteiner, Darmstadt, p. 175 — 195. — (Wege der Forschung, vol. 199).

27. Holzhey, H., 1989, Cohen und Natorp, in 2 vol., vol. 1: Ursprung und Einheit. Die Geschichte der „Marburger Schule" als Auseinandersetzung um die Logik des Denkens; vol. 2: Der Marburger Neukantianismus in Quellen, Basel and Stuttgart.

28. Jegelka, N., 1992, Paul Natorp: Philosophie, Padagogik, Politik, Wurzburg. — (Episte-mata: Reihe Philosophie; vol. 109).

29. Kiuchi, Y., 2007, Unrequited love for Germany? Paradigm and ideology in educational research in Japan until 1945, Educational studies in Japan: International yearbook, no. 2 (December), p. 45—56.

30. Natorp Bunko, Universitare Sondersammlungen in Japan, [online] available at: Deutsches Institut fur Japanstudien website http://tksosa.dijtokyo.org/?page=collection_ detail.php&p_id=630 (accessed 10 December 2013).

31. Natorp, P., 1882, Descartes' Erkenntnislehre. Eine Studie zur Vorgeschichte des Kriticis-mus, Marburg.

32. Natorp, P., 1884, Forschungen zur Geschichte des Erkenntnisproblems im Alterthum. Protagoras, Demokrit, Epikur und die Skepsis, Berlin.

33. Natorp, P., 1888, Einleitung in die Psychologie nach kritischer Methode, Freiburg i. Br.

34. Natorp, P., 1894a, Condorcets Ideen zur Nationalerziehung. Ein Schulgesetzent-wurf vor hundert Jahren. In: P. Natorp, 1907, 21922, Gesammelte Abhandlungen zur Sozialpa-dagogik, part 1: Historisches, Stuttgart, S. 37—56; 2nd ed., Stuttgart, p. 71 — 90.

35. Natorp, P., 1894b, 21908, Religion innerhalb der Grenzen der Humanitat. Ein Kapitel zur Grundlegung der Sozialpadagogik, Freiburg and Leipzig; 2nd ed., mit einem Nachwort, Tubingen.

36. Natorp, P., 1895, Platos Staat und die Idee der Sozialpadagogik. In: P. Natorp, 1907, 21922, Gesammelte Abhandlungen zur Sozialpadagogik, part 1, Stuttgart, p. 1 — 36; 2nd ed., part 1, Stuttgart, p. 7—42.

37. Natorp, P., 1898a, Natorp, Bernhard Christoph Ludwig. In: W. Rein, ed. 1898, En-cyklopadisches Handbuch der Padagogik, vol. 5, Langensalza, p. 13—18.

38. Natorp, P., 1898b, Pestalozzis Sozialpadagogik. In: W. Rein, ed. 1898, Encyk-lopadisches Handbuch der Padagogik, vol. 5, Langensalza, p. 353—362.

39. Natorp, P., 1899a, Herbart, Pestalozzi und die heutigen Aufgaben der Erziehungslehre. Acht Vortrage gehalten in Marburger Ferienkursen 1897 und 1898, Stuttgart. Reprinted in: P. Natorp, 1907, Gesammelte Abhandlungen zur Sozialpadagogik, part 1, Stuttgart, p. 203 — 344; P. Natorp, 21922, ibid., 2nd ed., part 2, Stuttgart, p. 7—146.

40. Natorp, P., 1899b, Kant oder Herbart? Eine Gegenkritik. In: P. Natorp, 1907, Gesammelte Abhandlungen zur Sozialpadagogik, part 1, Stuttgart, p. 345—385; P. Natorp, 21922, ibid., 2nd ed., part 2, Stuttgart, p. 147—187.

41. Natorp, P., 1899c, 21904, 31909, 41920, 51922, Sozialpadagogik. Theorie der Wil-lenserziehung auf der Grundlage der Gemeinschaft, Stuttgart.

42. Natorp, P., 1903a, 21905, 31909, Philosophische Propadeutik (Allgemeine Einleitung in die Philosophie und Anfangsgrunde der Logik, Ethik und Psychologie) in Leitsatzen zu akademi-schen Vorlesungen, Marburg.

43. Natorp, P., 1903b, 21921, Platos Ideenlehre. Eine Einfuhrung in den Idealismus, Leipzig; 2nd ed., mit einem metakritischen Anhang, Leipzig.

44. Natorp, P., 1904, Logik (Grundlegung und logischer Aufbau der Mathematik und ma-thematischen Naturwissenschaft) in Leitsatzen zu akademischen Vorlesungen, Marburg.

45. Natorp, P., 1907a, Neue Untersuchungen uber Herbarts Grundlegung der Erziehungslehre. In: P. Natorp, 1907, 21922, Gesammelte Abhandlungen zur Sozailpadagogik, part 1, Stuttgart, p. 387—510; 2nd ed., part 3, Stuttgart, p. 7—131.

46. Natorp, P., 1907b, Pestalozzis Prinzip der Anschauung. In: P. Natorp, 1907, 21922, Gesammelte Abhandlungen zur Sozailpadagogik, part 1, Stuttgart, p. 129 — 201; 2nd ed., part 1, Stuttgart, p. 161 — 236.

47. Natorp, P., 1907c, Platos Erziehungslehre. In: W. Rein, ed. 1907, Encyklopadisches Handbuch der Padagogik, 2nd ed., vol. 6, Langensalza, p. 884 — 902.

48. Natorp, P., 1909b, 21912, Pestalozzi: sein Leben und seine Ideen, Leipzig.

49. Natorp, P., 1909c, 21923, Philosophie und Padagogik. Untersuchungen auf ihrem Grenz-gebiet, Marburg.

50. Natorp, P., 1910b, 21921, 31923, Die logischen Grundlagen der exakten Wissenschaften, Leipzig and Berlin.

51. Natorp, P., 1911e, Philosophie. Ihr Problem und ihre Probleme. Einfuhrung in den kriti-schen Idealismus, Gottingen. — (Wege zur Philosophie, Erganzungsreihe: Einfuhrungen in die Philosophie der Gegenwart; vol. 1).

52. Natorp, P., 1911f, Volkskultur und Personlichkeitskultur: sechs Vortrage, Leipzig.

53. Natorp, P., 1912d, Allgemeine Psychologie nach kritischer Methode. Book 1: Ob-jekt und Methode der Psychologie, Tubingen.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

54. Natorp, P., 1912e, Kant und die Marburger Schule, Kant-Studien, vol. 17, p. 193—221.

55. Natorp, P., 1913b, Recht und Sittlichkeit. Ein Beitrag zur kategorialen Begrundung der praktischen Philosophie. Mit besonderem Bezug auf Hermann Cohens «Ethik des rei-nen Willens» und Rudolf Stammlers «Theorie der Rechtswissenschaft», Kant-Studien, vol. XVIII, no. 1 — 2, p. 1 — 79.

56. Natorp, P., 1914b, Uber Platos Ideenlehre. Vortrag gehalten am 8. December 1913 in der Berliner Abteilung der Kantgesellschaft, Berlin. — (Philosophische Vortrage, veroffentlicht von der Kantgesellschaft, no. 5).

57. Natorp, P., 1916, Die Einheitsschule, Padagogische Blatter. Zeitschrift fur Leh-rerbildung und Schulaufsicht, vol. 45, p. 253—267.

58. Natorp, P., 1918a, Hermann Cohen als Mensch, Lehrer und Forscher. Gedachtnisrede, gehalten in der Aula der Universitat Marburg, 4. Juli 1918, Marburg. — (Marburger Akademi-sche Reden, no. 39).

59. Natorp, P., 1918b, Hermann Cohens philosophische Leistung unter dem Gesichtspunkte des Systems, Berlin. — (Philosophische Vortrage, veroffentlicht von der Kant-Gesellschaft, no. 21).

60. Natorp, P., 1919, Der Idealismus Pestalozzis, Leipzig.

61. Natorp, P., 1920, Sozialidealismus. Neue Richtlinien sozialer Erziehung, Berlin.

62. Natorp, P., 1921, Stunden mit Rabindranath Thakkur. Jena.

63. Natorp, P., 21922, Gesammelte Abhandlungen zur Sozialpadagogik, 2nd ed., in 3 parts, Stuttgart.

64. Natorp, P., 1923a, Fjedor Dostojewskis Bedeutung fur die gegenwartige Kulturkrisis: Mit einem Anhang zur geistigen Krisis der Gegenwart, Jena.

65. Natorp, P., 1923b, Selbstdarstellung. In: P. Schmidt, ed. 1923, Die deutsche Philoso-phie der Gegenwart in Selbstdarstellungen. 2nd ed., vol. 1, Leipzig, p. 161 — 190.

66. Natorp, P., 1923c, Uber den Ausgangspunkt der Philosophie, Die japanisch-deutsche Zeitschrift fur Wissenschaft und Technik, vol. 1, no. 4 (October), p. 121 — 128.

67. Natorp, P., 1925, Vorlesungen uber praktische Philosophie, Erlangen.

68. Natorp, P., 1958, Philosophische Systematik, aus dem Nachlass hrsg. von H. Natorp, mit der Gedankrede zum 100. Geburtstag von H.-G. Gadamer sowie mit Einl. und textkri-tischen Anwerk. von H. Knittermeyer, Hamburg.

69. Ostwald, W., 1912, Die logischen Grundlagen der exakten Wissenschaften (1911). In: W. Ostwald, 1912, Der energetische Imperativ: Erste Reihe, Leipzig, p. 143 — 146.

70. Saltzman, J.D., 1981, Paul Natorp's Philosophy of Religion within the Marburg Neokant-ian Tradition, preface by W. H. Capps, Hildesheim and New York.

71. Schlick, M., 1911, (Rez.:) Natorp, P., Die logischen Grundlagen der exakten Wissenschaften. Berlin und Leipzig 1910, B. G. Teubner. XX und 416 S., Vierteljahrsschrift fur wis-senschaftliche Philosophie und Soziologie, vol. XXXV (N.F. X), no. 2, p. 254 — 260.

72. Stolzenberg, J., 1995, Ursprung und System. Probleme der Begrundung systematischer Philosophie im Werk Herman Cohens, Paul Natorps und beim fruhen Martin Heidegger, Gottingen.

73. Stolzenberg, J., 2006, Selbsterkenntnis und Systemphilosophie. Hegel und der spate Paul Natorp. In: H.-F. Fulda and Ch. Krijnen, eds. 2006, Systemphilosophie als Selbster-kenntnis. Hegel und der Neukantianismus, Wurzburg, p. 95—111.

74. Hansel, K. ed., 2003, Wilhelm Ostwald. Gesamtschriftenverzeichnis. Bd. 2: Referate und Rezensionen 1887-1932, Grofibothen. — (Mitteilungen der Wilhelm-Ostwald-Gesellschaft zu Grofibothen e. V. Sonderheft 16).

75. Wolzogen, Ch. v., 1984, Die autonome Relation: zum Problem der Beziehung im Spat-werk Paul Natorps; ein Beitrag zur Geschichte der Theorien der Relation, Wurzburg.

About the publishers

Prof. Nina Dmitrieva, Department of Philosophy, Moscow State Pedagogical University, [email protected]

Anastasiya Sukhikh, Student, Faculty of Mathematics, Moscow State Pedagogical University, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.