Научная статья на тему 'Паттерны метаструктурной гармонии и архетипическое содержание некоторых из последних стихотворений М. Ю. Лермонтова'

Паттерны метаструктурной гармонии и архетипическое содержание некоторых из последних стихотворений М. Ю. Лермонтова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
110
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ / ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ / ЗЕРКАЛЬНАЯ СИММЕТРИЯ / ИНТРАВЕРТНОСТЬ / ЭКСТРАВЕРТНОСТЬ / M.JU. LERMONTOV / GOLD SECTION / MIRROR SYMMETRY / INTROVERSION / EXTRAVERSION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Абрамов М. А., Богачев И. А.

В статье даётся метаструктурный анализ последних стихотворений М.Ю. Лермонтова, имеющих непосредственное отношение к трагической гибели поэта, позволяющий выявить их архетипическую наполненность, и, исходя из семантики их метаструктуры, наиболее вероятное отношение к их содержанию самого поэта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATTERNS OF METASTRUCTURAL HARMONY AND THE ARHETYPICAL MAINTENANCE OF SOME OF M.JU.LERMONTOV''S LAST POEMS

In article the metastructural analysis of last poems of M.Ju.Lermontov directly related to tragical death of the poet, allowing to reveal them arhetypical fullness, proceeding from semantics of their metastructure, the most probable relation to their maintenance of the poet is given.

Текст научной работы на тему «Паттерны метаструктурной гармонии и архетипическое содержание некоторых из последних стихотворений М. Ю. Лермонтова»

7. Regional Governance in the EU: a comparative assessment. European Policies Research Centre. 2003 // Официальный сайт

Европейского Центра Политических исследований. // URL:

http://www.eprc.strath.ac.uk/eorpa/Documents/EoRPA_03_Papers/EoRPA_03-5(inc_G%26It_ES).pdf (дата обращения - 13.03.2013)

8. Дубатовка О.В. Теоретические основы управления региональными системами // сайт научно-технической конференции МГТУ // URL: http://www.mstu.edu.ru/science/conferences/11ntk/materials/section8/section8_3.html (дата обращения - 13.03.2013)

9. Малин А.С., Мухин В.И. Исследование систем управления. М.: ГУ-ВШЭ, 2002. - С. 215.

References

1. Regional governance districts. TACIR Staff Report, 2010 // Tennessee Advisory Commission on Intergovernmental Relations // URL: http://www.tn.gov/tacir/PDF_FILES/Other_Issues/regional_governance_districts.pdf (data obrashhenija - 11.03.2013)

2. Lippard C., Green H. Growth concentration in Tennessee regions. Nashville: TACIR, 2008. P.124.

3. Agranoff R., McGuire H. Collaborative public management: New strategies for local governments. Washington, D.C.: Georgetown University Press, 2008.

4. Bocher M. The concept of Regional Governance in different national funding programmes. Georg-August University Gottingen. 2005.

5. Benz A., Fuerst D. Policy Learning in regional networks // European Urban and Regional Studies. - 2002. - Vol.9. №1. - Pp. 2135.

6. Higgot R. The theory and practice of global and regional governance: accommodating American excepsionalism and European pluralism // GARNET Working Paper: No 01/05. - November 2005.

7. Regional Governance in the EU: a comparative assessment. European Policies Research Centre. 2003 // Oficial'nyj sajt Evropejskogo Centra Politicheskih issledovanij. // URL: http://www.eprc.strath.ac.uk/eorpa/Documents/EoRPA_03_Papers/EoRPA_03-5(inc_G%26It_ES).pdf (data obrashhenija - 13.03.2013)

8. Dubatovka O.V. Teoreticheskie osnovy upravlenija regional'nymi sistemami // sajt nauchno-tehnicheskoj konferencii MGTU // URL: http://www.mstu.edu.ru/science/conferences/11ntk/materials/section8/section8_3.html (data obrashhenija - 13.03.2013)

9. Malin A.S., Muhin V.I. Issledovanie sistem upravlenija. M.: GU-VShJe, 2002. - S. 215.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ / CULTURE STUDIES

Абрамов М.А.1, Богачев НА,2

'Профессор, доктор культурологии; 2Доцент, Федеральное государственное казённое военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовский военный институт внутренних войск Министерства внутренних дел

Российской Федерации»;

ПАТТЕРНЫ МЕТАСТРУКТУРНОЙ ГАРМОНИИ И АРХЕТИПИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НЕКОТОРЫХ ИЗ ПОСЛЕДНИХ СТИХОТВОРЕНИЙ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА

Аннотация

В статье даётся метаструктурный анализ последних стихотворений М.Ю. Лермонтова, имеющих непосредственное отношение к трагической гибели поэта, позволяющий выявить их архетипическую наполненность, и, исходя из семантики их метаструктуры, - наиболее вероятное отношение к их содержанию самого поэта.

Ключевые слова: М.Ю. Лермонтов, золотое сечение, зеркальная симметрия, интравертность, экстравертность

Abramov MA1, Bogachev IA2

'Professor, Grand PhD in culturology; 2associate professor, Federal state military educational institution of the higher vocational training «the Saratov military institute of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation»

PATTERNS OF METASTRUCTURAL HARMONY AND THE ARHETYPICAL MAINTENANCE OF SOME OF

M.JU.LERMONTOVS LAST POEMS

Abstract

In article the metastructural analysis of last poems of MJu.Lermontov directly related to tragical death of the poet, allowing to reveal them arhetypical fullness, proceeding from semantics of their metastructure, - the most probable relation to their maintenance of the poet is given.

Keywords: M.Ju. Lermontov, gold section, mirror symmetry, introversion, extraversion.

Пожалуй, наиболее драматичное из всех лермонтовских стихотворений - «Сон», относящееся к 1841 году - году гибели поэта. В связи с этим стихотворением великий русский мыслитель В.С. Соловьёв отмечал: «...За несколько месяцев до роковой дуэли Лермонтов видел себя неподвижно лежащим на песке среди скал в горах Кавказа, с глубокою раной от пули в груди, и видящим в сонном видении близкую его сердцу, но отделенную тысячами верст женщину, видящую в сомнамбулическом состоянии его труп в той долине.- Тут из одного сна выходит, по крайней мере, три: 1) сон здорового Лермонтова, который видел себя самого смертельно раненным,- дело сравнительно обыкновенное, хотя, во всяком случае, это был сон в существенных чертах своих вещий, потому что через несколько месяцев после того, как это стихотворение было записано в тетради Лермонтова, поэт был действительно глубоко ранен пулею в грудь, действительно лежал на песке с открытою раной, и действительно уступы скал теснилися кругом. 2) Но, видя умирающего Лермонтова, здоровый Лермонтов видел вместе с тем и то, что снится умирающему Лермонтову <. > Это уже достойно удивления. Я думаю, немногим из вас случалось, видя кого-нибудь во сне, видеть вместе с тем и тот сон, который видится этому вашему сонному видению. Но таким сном (2) дело не оканчивается, а является сон (3) <...>. Лермонтов видел, значит, не только сон своего сна, но и тот сон, который снился сну его сна - сновидение в кубе. Во всяком случае остается факт, что Лермонтов не только предчувствовал свою роковую смерть, но и прямо видел ее заранее. А та удивительная фантасмагория, которою увековечено это видение в стихотворении "Сон", не имеет ничего подобного во всемирной поэзии и, я думаю, могла быть созданием только потомка вещего чародея и прорицателя, исчезнувшего в царстве фей.

Одного этого стихотворения, конечно, достаточно, чтобы признать за Лермонтовым врожденный, через голову многих поколений переданный ему гений» [1, с. 282-283]. Стихотворение «Сон» - один из знаковых шедевров лермонтовской лирики, одна из вершин позднего этапа творчества поэта, и уже только это указывает, что мы можем ожидать наличия ярких проявлений золотого сечения в этом тексте, поскольку «.в целом ряде сильно одухотворённых созданий, порожденных мощным стремлением духа к правде и красоте, мы, несмотря на полную разнородность самих произведений по месту, времени и характеру происхождения обнаруживаем в них общую и притом скрытую от непосредственного сознания закономерность числовых отношений» [2, с. 120].

Число строф в стихотворении «Сон» равно пяти (число Фибоначчи, рациональное приближение золотого сечения). В золотом сечении стихотворение «Сон» подразделяется следующим образом: сначала идёт описание того, что В.С. Соловьёв назвал «сном № 1»: пророческого видения поэта, относящегося к его собственной судьбе (8 строк = ф2 от всего текста стихотворения). Затем - сон, который поэт видит в будущем, прозреваемом во сне («сон № 2» в терминологии Соловьёва) (также 8 строк = ф2 от текста

90

стихотворения). И завершает стихотворение сон, который снится женщине из его сновидения («сон № 3») (4 строки = ф3). Такое деление может иметь место, только в том случае, если мы отсчитаем ф от конца стихотворения.

Такого рода ряд золотого сечения можно обозначить как «обратный ряд». Точки золотого сечения, отсчитываемые от конца, а не от начала текста, характеризуют стихотворения драматического содержания, проникнутые духом фаталистического скептицизма, а порой и с нотами сарказма, столь характерными для лермонтовской поэзии (стихотворения «К другу», «Баллада» (1829 г.), «Кавказ», «Н.Ф. И...вой», «Прости мой друг!...» «Оставленная пустынь предо мной» «Благодарю!», Нередко люди и бранили», «Баллада», «Глупой красавице» (1830 г.), «Звезда», «Раскаяние», «Смерть», «1831-го января», «Видение», «К Л.», «Сентября 28-го» (1831 г.), «Я счастлив! - тайный яд течёт в моей крови» «Измученный тоскою и недугом», «Когда последнее мгновенье», «Нет, я не Байрон, я другой», «Безумец я! Вы правы, правы!» (1832 г.), «В рядах стояли безмолвной толпой.» (1833 г.), «Когда надежде недоступный» (1835 г.), «И скучно и грустно.» (1840 г.), «Листок» (1841 г.). Характерно, что мы не можем отметить ни одного исключения из отмеченного нами семантического правила. Поэтические тексты с тем, что мы называем «обратным рядом золотого сечения» [3, с. 36] - по тональности печальны (включая эмоциональную гамму от светлой печали до желчного сарказма), и, в значительной мере интравертны (передавая абстрагированную от мнения окружающих авторскую оценку и самооценку), что соответствует деятельности правого полушария мозга. Это, казалось бы, нехарактерно для семантики золотого сечения, связанной с позитивной эмоциональной наполненностью, динамизмом и экстравертностью. Разгадка такой семантики стихотворений с обратным рядом золотого сечения заключается в том, что в них присутствует своего рода математический переход от золотого сечения к зеркальной симметрии.

В подобных случаях мы наблюдаем с той или иной точностью проявления формулы единства золотого сечения и зеркальной симметрии. Применив коэффициент ф/ь мы получим следующее соотношение, объединяющее зеркальную симметрию и золотое сечение: ф2 • 2 = ф + ф4 или 2 - (ф2 • 2) = 2 - (ф • ф4), т.е. 2ф+(ф+ф4) = (ф+ф2) • 2, или 2=2.

Следовательно, если 2ф+(ф2+ф4)=2, а ф+ф2=1, то они соотносятся как 2:1 или как 2/3 к 1/3.

Итак, ф2+ф2 = ф+ф4.

Таким образом, если принять каждое из этих соотношений за 0,5 текста, а их вместе представить как 0,5=0,5, то ф4«19,12% от 0,5 текста, а ф«80,88% от 0,5 текста. Таким образом, всё данное соотношение можно приблизительно представить как 25% + 25% = 40% + 10%.

Следовательно, деление текста в золотом сечении, сочетающемся с зеркальной симметрией можно приблизительно представить как совмещение в нем четвертичных и десятичных частей. Итак, гармонические отношения в данном случае, возможно, представляют закономерное выражение ритма и рифмы в тексте, но на уровне творческого вдохновения, возвышающемся над простой ритмичностью и над простой рифмовкой, когда затрагиваются глубины подсознания.

В структуре стихотворения «Сон» можно усмотреть именно зеркально симметричное семантическое деление: в первой части речь идёт о самом поэте, а в другой - о том, что он видит во снах, находящихся внутри его первого сновидения. То, что золотое сечение и зеркальная симметрия совмещаются во многих стихотворениях с обратным рядом золотого сечения (более половины отмеченных нами примеров) не случайно: это произведения, в которых эмоциональный динамизм повествования достигает своего пика - драматической развязки: экстравертность переходит в интравертность, динамизм в статику, позитивные эмоции - в грусть. (С одной стороны, это соответствует семантике золотого сечения, а с другой - зеркальной симметрии). Однако, мы сталкиваемся в данном стихотворении не просто с бинарной оппозицией «интравертное-экстравертное» (как в некоторых других с подобной структурой), а с некоей запредельной реальностью, в которую поэт выходит сквозь внутренний мир. И то, что не передаётся зеркальной симметрией и золотым сечением по отдельности, передаётся ими вместе:

Соп

г В полдневный жар в долине Дагестас a 'l

С свинцом в груди лежал недвижим я;

Глубокая еще дымилась рана.

По капле кровь точилася моя.

Лежал один я па песке доли: па;

Уступы скал тсспилнся кругом,

И солнце жгло нк желтые вершины ,И жгло меня— но спал я мертвым асом.

Пророческое

снониденис

поэта

'll спился мссе сияющий огнями Вечерний пир в родимой стороне. Меж сонык жен, увенчан] пах цветами, Шел раз говор веселый обо мне.

Но в разговор веселый не вступая. Сидела там задумчиво одна,

И в грустный соп душа ее младая Лэог знает чем была погружена;

(И снилась ей долина Дагестана; Знакомый труп лежал в долине той; В его груди дымно, чернела рана,

И кровь лилась хладеющей струёй.

)

Оп исание сипы- поэта в проа-р&иа&мОм им грн-рмщём

J

Стихотворение «Сон», если называть вещи своими именами, есть поэтическое описание самого настоящего кошмара, но, тем не менее, странным образом оно содержит в себе катарсис. Возможно, ощущение катарсиса, связано с тем, что совершенно реальный (как мы это уже знаем) пророческий кошмар поэта оказывается только сном некой девушки. И это поневоле напоминает индуистское представление о том, что наша реальность только сон бога Брахмы (отождествляемого некоторыми богословами с Богом мусульман, иудеев и христиан (см., например, труды М.М. Нинан, отождествившего Иисуса Христа с Пуруши, то есть, с порождением и частью Брахмы)).

Здесь возникает вопрос - а обычный ли человек девушка лермонтовского «сна во сне», для которой наша реальность - только кошмарный сон? - С точки зрения психоанализа можно сказать, что поэт выходит через свой сон на некий архетип (как выражение образа бога или демона в человеческой психике), - на архетипическую реалию. То есть, вероятнее всего, - на образ Бога (так как видение «юных жён, увенчанных цветами» вряд ли демонической природы). Почему Бог предстаёт перед Лермонтовым в женском образе? -Вспомним здесь свойственный для русской культуры образ Софии - Премудрости Божьей, восседающей на троне хотя и ниже Иисуса Христа, но выше Богоматери и апостолов. В Софии - премудрости Божьей усматривали Третье лицо Троицы - Духа

91

Святого, российские пророки и гении - Д.Л. Андреев, Н.Ф. Фёдоров, П.А. Флоренский. А ведь Лермонтов был в Новгороде и мог видеть в новгородских храмах изображения Софии - Премудрости! И данное поэту во сне пророческое видение может рассматриваться как утешение, что земная жизнь - только сон Бога; что есть такая реальность, по сравнению с которой земная человеческая жизнь - только сон, и что вход в эту сверхреальность для Лермонтова всегда открыт, открыт через его внутренний мир. Так что речь в стихотворении «Сон», вероятно, не только и не столько о сне, сколько о реальном Богоявлении.

Кому-то сравнение видения поэта с Богоявлением Иисусу Христу может показаться кощунственным, но мы здесь только констатируем факт видения поэта и ищем историко-культурные аналогии, опираясь на опыт осмысления и изучения подобных явлений у К.Г. Юнга. Однако, даже самые ревностные поборники религиозного благочестия могут, наверное, согласиться с тем, что, вероятно, Бог более милосерден, чем люди. Так почему же Бог не может быть более милосерден к Лермонтову, чем люди, которые и при жизни и после смерти поэта создали целую палитру незаслуженно негативных трактовок личности и творчества поэта? Перед кем же Богу появляться и в каком виде - уместнее решать всё-таки Богу, а не людям, тем более тем из них, которые готовы в своей духовной гордыне предписывать Богу, что и как Ему делать. Так почему бы суду Божьему не быть таким, каков он в лермонтовском сне, - не только Страшным, но ещё, вместе с тем, утешающим и ободряющим? -Итак, яркое и глубокое проявление золотого сечения и зеркальной симметрии в стихотворении «Сон» обозначает не менее яркое и глубокое проявление в нём архетипов психики.

По сути, в стихотворении «Сон» поэт окончательно сбрасывает демоническую маску (принятую В.С. Соловьёвым за истинное лицо поэта). И не является ли «родимая сторона» той небесной Родиной поэта, откуда Ангел, о котором идёт речь в одноимённом стихотворении М.Ю. Лермонтова нёс его душу «для мира печали и слёз»? Как бы то ни было, две стороны истины, структурносемантически выраженные в этом стихотворении как золотое сечение и зеркальная симметрия, - в нём едины.

Следует отметить, что гибель Лермонтова была именно такой, какой он её предвидел: после дуэли так называемые «друзья» поэта (включая секундантов) покинули место поединка, не оказав раненому первой медицинской помощи (которая, может быть, если бы и не спасла поэту жизнь, то могла бы облегчить страдания умирающего) и не потрудились вызвать врача впоследствии, а Лермонтов три часа лежал в одиночестве под проливным дождем и когда за его телом приехала арба, он был ещё жив: «Актер и режиссер, постановщик фильма “Лермонтов” Николай Петрович Бурляев, много лет посвятивший изучению жизни и творчества великого русского поэта, считает, что Лермонтов был смертельно ранен не в грудь, а в спину. То есть погиб не от пули на дуэли, а подло убит еще до начала дуэли, после чего секунданты и Мартынов ушли, оставив умирать истекавшего кровью поэта одного, под проливным дождем. Он жил еще около трёх часов» [4, с. 538].

Чтобы прояснить обстоятельства, сопутствовавшие написанию последних стихотворений Лермонтова, ненадолго отойдём от основной (литературно-лирической) канвы нашего исследования. Безусловно, что обстоятельства, предшествующие дуэли, наводят на определённые подозрения. В частности, то, что Н.С. Мартынов, убийца поэта, собиравшийся служить на Кавказе до генеральского чина, вышел в отставку майором, и после выхода в отставку не уехал с Кавказа, а остался там. Его поведение также представляется странным: он вёл себя с Лермонтовым дерзко, открыто провоцируя ссору, отпуская такие шутки, как «Женись поскорее, чтобы я мог тебе наставить рога» (на что Лермонтов отвечал в том духе, что «тебе будет это не совсем удобно сделать, так как я намерен жениться на твоей сестре» [5]). То, что способностей Мартынова не хватало на подобные остроумные ответы, не оправдывает его обиды на слова, в сущности, отражавшие увиденное поэтом в мартыновском костюме на самом деле: «Горец с большим кинжалом». В качестве повода для дуэли эти слова не подходили, так как не содержали личного оскорбления. Характерно, что Мартынов пристально следил за Лермонтовым и ему были известны тщательно скрываемые подробности личной жизни поэта: его отношения с любимыми женщинами, в частности, с А. Оммер де Гелль, - с французской писательницей и дипломаткой (их Мартынов обыграл в своём стихотворении «Mon cher Michel», обращённом к Лермонтову) и которые, если бы они стали известными властям, могли бы повлечь негативные последствия для поэта.

Хотя некоторые лермонтоведы полагают, что Н.С. Мартынов был не боевым офицером, однако, тем не менее, он командовал кавалерийской сотней и участвовал в боевом походе за Кубань [6]. (Отметим здесь, что участие в боевых действиях не исключает того, что человек может оказаться отъявленным негодяем и трусом, и, более того - репутация участника боевых действий может быть для подобных людей удобной маской, скрывающей их истинную сущность). Разумеется, Мартынов не отличился в боях настолько, насколько отличился Лермонтов, командовавший сотней отчаянных удальцов-добровольцев, действовавшей в чеченском тылу. Однако, будучи на год моложе Лермонтова и учась с ним в военной школе одновременно, Мартынов, тем не менее, получил орден Св. Анны и ушёл в отставку майором, тогда как Лермонтов продолжал оставаться на службе поручиком, а все представления Лермонтова к орденам были отклонены Николаем I, в глазах которого стараниями А.Х. Бенкендорфа Лермонтов был представлен революционером (что действительности не соответствовало). (Вероятнее всего, преследования Лермонтова со стороны Бенкендорфа проистекали из-за враждебного отношения к родственникам Лермонтова - Столыпиным).

Возможно, в судьбе Мартынова мог сыграть роковую роль один из боевых эпизодов. Хотя достоверных свидетельств до нас не дошло, но московский почт-директор, который был обязан перлюстрировать и читать все письма упоминает о таком эпизоде, как переход Мартынова на сторону чеченцев [7, с. 82], полагая, что он имел место после дуэли. Однако, вероятнее всего, такой эпизод мог произойти ещё во время службы Мартынова, когда он командовал кавалерийской сотней (на момент же дуэли он уже был в отставке).

Притом, существует свидетельство, что некие высокопоставленные люди старались найти лицо, которое спровоцирует дуэль с Лермонтовым. Это свидетельство, в частности, приводит В.Ф. Михайлов: «“...К Лисаневичу приставали, уговаривали вызвать Лермонтова на дуэль — проучить. “Что вы, — возражал Лисаневич, - чтобы у меня поднялась рука на такого человека!”.

Есть полная возможность полагать, что те же лица, которым не удалось подстрекнуть на недоброе дело Лисаневича, обратились к другому поклоннику Надежды Петровны Н.С. Мартынову”.

Биограф не называет подстрекателей по именам, осторожны были и другие исследователи: прямых доказательств нет...

Очевидно, что ничего случайного не бывает, но и косвенные свидетельства были так подчищены во время следствия, что доказать ничего не возможно. Остаётся только предполагать, или же домысливать...» [8, с. 593].

В силу сказанного будет уместным предположить, что Мартынову было предложено уйти в отставку после некоей провинности и обещано её прощение на том условии, что он спровоцирует дуэль с Лермонтовым и убьёт поэта.

Всё сказанное проясняет мотивы написания следующего лермонтовского экспромта:

Мои друзья вчерашние — враги,

Враги — мои друзья,

Но, да простит мне грех господь благий,

Их презираю я.

Вы также знаете вражду друзей

И дружество врага,

Но чем ползущих давите червей?..

Подошвой сапога.

92

В первом четверостишии - 101 знак. Во втором - 96. Это - зеркально симметричное стихотворение. Если же отойти от строго формального подхода и оставить в аутентичном лермонтовском тексте (в дореволюционной орфографии) только знаки, несущие смысловую нагрузку (не считая пробелы, присутствующие между словами наряду со знаками препинания и завершающую стихотворение точку), то окажется, что в каждом из четверостиший ровно по 97 знаков! -И это далеко не единственный пример, когда зеркальная симметрия (как и золотое сечение) присутствует в лермонтовских стихотворениях с практически идеальной точностью, с точностью до знака. Зеркальная симметрия пронизывает и четверостишия экспромта: разделяющий союз «но» один из характерных признаков зеркально симметричного деления текста. Притом, на примерах многих других текстов мы знаем семантическое значение зеркальной симметрии, - грусть. Это говорит о том, что поэт не бравировал своим «презрением», что чувство это, поневоле испытываемое по отношению к окружавшим его людям доставляло ему грусть, даже - скорбь. Недооценка же опасности ситуации поэтом, выраженная в этом стихотворении состоит в том, что за червей он принял внешне похожих на них, но гораздо более опасных существ - змей.

Литература

1. Соловьёв В.С. Лермонтов // Соловьёв В.С. Литературная критика. - М.: Современник, 1990. - С. 274-291.

2. Розенов Э.К. Закон золотого сечения в поэзии и в музыке // Розенов Э.К. Статьи о музыке: Избранное. - М.: Музыка, 1982. - С. 119-156.

3. Абрамов М.А. Структурно-статистический анализ паттернов золотого сечения и зеркальной симметрии в стихотворениях А.С. Пушкина (опыт квантитативной культурологии). Дисс. на соиск. уч. ст. канд. культурологии / М.А. Абрамов. - Саратов, 1999. -185 с.

4. Бондаренко В.Г. Лермонтов: Мистический гений. - М.: Молодая гвардия, 2013. - 574 с.

5. Родин А.И. Каинова печать: Записки Н.С. Мартынова. Версия. - М.: СП «Слово», 1991. - 126 с.

6. Мартынов_Николай_Соломонович. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 19. 10.2014).

7. Очман, А.В. В чужом пиру. Михаил Лермонтов и Николай Мартынов. - М.: Гелиос АРВ, 2005. - 207 с.

8. Михайлов В.Ф. Лермонтов: Один меж небом и землёй. - 2-е изд. - М.: Молодая гвардия, 2013. - 618 с.

References

1. Solov'jov V.S. Lermontov // Solov'jov V.S. Literaturnaja kritika. - M.: Sovremennik, 1990. - S. 274-291.

2. Rozenov Je.K. Zakon zolotogo sechenija v pojezii i v muzyke // Rozenov Je.K. Stat'i o muzyke: Izbrannoe. - M.: Muzyka, 1982. -S. 119-156.

3. Abramov M.A. Struktumo-statisticheskij analiz patternov zolotogo sechenija i zerkal'noj simmetrii v stihotvorenijah A.S. Pushkina (opyt kvantitativnoj kul'turologii). Diss. na soisk. uch. st. kand. kul'turologii / M.A. Abramov. - Saratov, 1999. - 185 s.

4. Bondarenko V.G. Lermontov: Misticheskij genij. - M.: Molodaja gvardija, 2013. - 574 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Rodin A.I. Kainova pechat': Zapiski N.S. Martynova. Versija. - M.: SP «Slovo», 1991. - 126 s.

6. Martynov_Nikolaj_Solomonovich. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki (data obrashhenija: 19. 10.2014).

7. Ochman, A.V. V chuzhom piru. Mihail Lermontov i Nikolaj Martynov. - M.: Gelios aRv, 2005. - 207 s.

8. Mihajlov V.F. Lermontov: Odin mezh nebom i zemljoj. - 2-e izd. - M.: Molodaja gvardija, 2013. - 618 s.

НАУКИ О ЗЕМЛЕ / SCIENCES ABOUT THE EARTH

Ефимов С.А.

Научный сотрудник, институт вычислительной математики и математической геофизики СО РАН (ИВМиМГ СО РАН) ИССЛЕДОВАНИЕ СЕЙСМИЧЕСКОГО ШУМА КАК ФАКТОРА ДЕФОРМАЦИИ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ

Аннотация

В статье рассмотрены результаты экспериментальных исследований деформации поверхности земли методом пассивной сейсмологии. Представлена математическая модель взаимодействия крупных геологических блоков.

Ключевые слова: структура земной поверхности, сейсмический шум, математическая модель.

Efimov S.A.

Research, institute computing mathematicians and mathematical geophysics (ICMMG SB RAS)

THE STUDY OF SEISMIC NOISE AS A FACTOR OF DEFORMATION OF THE EARTH SURFACE

Abstract

The article describes the results of experimental studies of deformation of the surface land ofpassive seismology. A mathematical model of the interaction of major geological units.

Keywords: structure of the earth's surface, seismic noise, mathematical model.

Постановка задачи. В последние десятилетия геофизиками активно разрабатываются новые методы сейсмологии для исследования структуры земной поверхности. При этом особое внимание исследователей привлекают методы пассивной сейсмологии, т.е. те методы, в которых отсутствуют искусственные источники сейсмических волн. При этом отмечается, что техногенные источники сейсмического шума, являющиеся помехой при активной сейсмологии, при использовании пассивных методов приобретают позитивных фактор. Важной теоретической базой для объяснения эффектов геодинамики послужила концепция о блочно-иерархическом строении массивов горных пород академика М.А. Садовского [1]. Это современное научное направление, активно развиваемое во многих научных центрах, формирует методологию геофизического эксперимента, результаты которого прямо или косвенно подтверждают концепцию академика М.А. Садовского. В данной работе представлено исследование данных геофизического эксперимента с целью формирования адекватной математической модели взаимодействия геологических блоков (геоблоков). Математическая модель взаимодействия геоблоков основана на концепции: энергетическое взаимодействие геоблоков аналогично поведению связанных резонансных структур.

Анализ данных геофизического эксперимента. В 1996 году в рамах проекта РФФИ сотрудниками ИВМиМГ СО РАН в районе поселка Кайтанак Горного Алтая проведены вибросейсмические эксперименты, связанные с исследованием деформации литосферы. Технология вибросейсмического просвечивания земли предполагает периодическую регистрацию сейсмического шума для оценки точности и достоверности полученных сейсмограмм. Получаемые при этом данные использованы для изучения резонансных особенностей локальных неоднородностей литосферы. Поскольку вблизи локальных резонансных образований изменяется структура волнового поля [2], здесь должен изменяться и характер спектра сейсмического шума. Обработка периодических записей сейсмического шума позволила выделить ряд признаков, которые характеризуют, по мнению автора, движение крупных геоблоков. На рис.1 приведены графики спектральных характеристик сейсмического шума в период с 23 часов 5 октября до 7 часов 6 октября 1996 года.

93

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.