Научная статья на тему 'Патронатное воспитание в Российской Федерации'

Патронатное воспитание в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
949
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
патронат / патронатное воспитание / патронатный воспитатель / опека и попечительство / органы опеки и попечительства / урегулирование патроната / характеристика патронатного воспитания. / patronage / foster care / fosters parents / guardianship and trusteeship / the guardianship and guardianship / and settlement of patronage / characteristic of foster care

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фатуллаева Амила Гафил Кызы

Статья направлена на изучение патронатной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации. Рассматривается важность и необходимость урегулирования патрона в России. Характеристика данной формы, анализ законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов, научных работ и проектов по данной теме. В статье выделяются основные проблемы в практике, их последствия и способы решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOSTER CARE IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article is aimed at studying the patronage form of children left without parental care in the Russian Federation. The importance and necessity of the patron settlement in Russia is considered. Characteristics of this form, analysis of the legislation of the Russian Federation and the legislation of the subjects, research papers and projects on this topic. The article highlights the main problems in practice, their consequences and solutions

Текст научной работы на тему «Патронатное воспитание в Российской Федерации»

ФАТУЛЛАЕВА Амила Гафил кызы

студентка кафедры гражданско-правовых дисциплин, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова,

Россия, г. Москва

ПАТРОНАТНОЕ ВОСПИТАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Статья направлена на изучение патронатной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации. Рассматривается важность и необходимость урегулирования патрона в России. Характеристика данной формы, анализ законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов, научных работ и проектов по данной теме. В статье выделяются основные проблемы в практике, их последствия и способы решения.

Ключевые слова: патронат, патронатное воспитание, патронатный воспитатель, опека и попечительство, органы опеки и попечительства, урегулирование патроната, характеристика патронат-ного воспитания.

Одной из самых главных функций нашего государства является защита самых маленьких граждан страны, так как они не способны защитить себя сами. Особенно в такой защите нуждаются те, кто обделен заботой родителей, кто не имеет поддержки со стороны взрослых людей. Сложная ситуация состоит с детьми, родители которых живы, но должным образом не выполняют своих обязанностей по отношению к своему ребёнку, не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем, другими словами социальное сиротство. Именно в таких ситуациях в помощь приходит государство и общество, пытаясь помочь ребенку в его воспитании, заботе, а также социализации. Так же, помощь в некоторых небезнадежных ситуациях затрагивает и родителей, чтобы помочь им наладить свою жизнь, встать на ноги и снова воссоединиться со своим ребёнком. Данная форма устройства детей в настоящее время именуется патронатом для несовершеннолетних.

Проанализировав законодательство Российской Федерации (далее - РФ), а именно Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 29.05.2019) "Об опеке и попечительстве", нельзя выделить какое-то единое определение патроната, но можно использовать определение, которое используется в законопроекте Федерального закона N 587253-5 "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации[1]. Там указано, что воспитание детей в патронатной семье (далее - патронат-

ное воспитание) является формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем их размещения органами опеки и попечительства в патронатную семью при разграничении прав и обязанностей в договоре о патронатной семье (патронате, па-тронатном воспитании) между родителями (законными представителями ребенка), органами опеки и попечительства и патронатными воспитателями. Хоть указанный законопроект был отклонен в 2017 году, по моему мнению, определение, которое в нем даётся все же имеет место при разъяснении этой формы устройства.

Упомянутый законопроект предлагал внести главу в Семейный кодекс, которая была бы посвящена воспитанию детей в патронатной семье. Целью данного законопроекта является обеспечение правовыми нормами по защите детей, которые нуждаются в государственной защите и регулировке отношений, которые возникают при устройстве детей по патронат-ное воспитание. По моему мнению, данный проект отвечает на такие вопросы, какие лица могут быть патронатными воспитателями, при каких условиях дети могут передаваться под такую форму устройства. Также законопроект разграничивает права и обязанности между органами опеки и воспитателями, а также детскими учреждениями, что как раз таки не хватает на данный момент в правовом регулировании данной формы патроната над детьми на федеральном уровне.

В Семейном кодексе РФ упоминается па-тронатное воспитание в ст. 145 в таком ключе, что это форма устройства полностью находится в ведении субъектов РФ, также этому свидетельствует тот факт, что в законодательных актах федерального уровня данная форма отсутствует [1]. Из этого можно сделать вывод, что отсутствует единая нормативно-правовая база, которая могла бы регулировать патро-натное воспитание как правовой институт.

Юридическая природа патронатного воспитания выделяет следующие признаки:

1) возмездная форма опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми;

2) договорный характер патронатного воспитания;

3) комплексная природа данного правого института, основанная на нормах гражданского, семейного и административного права [3].

Воспитание детей в патронате является целой системой, которая охватывает некую совокупность отношений ребенка со своей семьей, с патронатными воспитателями и с органами опеки, создавая определенные предпосылки для защиты законных прав несовершеннолетнего [4]. Как упоминалось в определении выше, данная форма строится на разграничении полномочий между родителями, органами опеки и патронатным воспитателем.

Каждый субъект, участвующий в патронат-ном воспитании, должен быть профессионально подготовлен этому, это является особенностью данной формы помощи. Являясь системой, она включает в себя обязанности по организации и проведению реабилитационной и воспитательной работы с ребенком, а также с родителями. Также обязательным является подготовка граждан, которые готовы стать патронатными воспитателями, например, в Москве такие граждане должны пройти обучение в школе приёмных родителей. После передачи ребёнка на такое воспитание, процесс сопровождается оценкой, поддержкой, вмешательством и изменениями в кровной семье ребёнка, способствуя налаживанию отношений между ребёнком и его родителями, ставя перед собой цель сохранения семьи [5].

Нужно отметить, что патронатный воспитатель не является его законным представителем в полной мере, эти функции возлагаются на орган опеки и попечительства, а также на учреждения, где числится ребёнок. Патронат-ный воспитатель находится с ребёнком большую часть времени, исполняя воспитательные функции и заботясь о нем.

Между патронатным воспитателем и учреждением, где числится ребенок, оставшийся без попечения родителей, заключается договор. Положение о патронатном воспитании утверждается органом государственного управления, ведающим вопросами образования субъектов. Например, в Москве действует Закон г. Москвы от 14.04.2010 N 12 (ред. от 05.06.2019) "Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве", документ детально, четко и ясно отражает все стороны организации патронатного воспитания детей, участие и функции сторон договора, механизм реализации.

В данном законе в ст. 13, посвященной договору о патронатном воспитании, указано, что в договор должен предусматривать условия содержания, воспитания и образования ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, меры по защите его прав и законных интересов, права и обязанности сторон. Также, патронатный воспитатель ведет учет расходов денежных средств, выделяемых на содержание ребенка, переданного на патронатное воспитание. Сведения об израсходованных денежных средствах представляются в письменной форме один раз в три месяца в уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа, если иное не установлено в договоре о патронатном воспитании [6].

Договор можно заключать на срок до шести месяцев (краткосрочный) и от полугода и более (долгосрочный). Проблему может вызвать тот факт, что договор можно расторгнуть досрочно по инициативе любой стороны. Несовершеннолетний может быть произвольно изъят у патронатного воспитателя, передан другому воспитателю или в учреждение. Проанализировав практику, можно отметить, что в старшем возрасте ребенок вполне осознает, почему он передан другому воспитателю или вернулся в детский дом, но малышам очень сложно понять этот факт. Как объяснить, что договор закончен или органы опеки и воспитатель не сошлись мнениями о вопросах воспитания, содержания и так далее. Такие обстоятельства наносят тяжелые моральные травмы ребёнку, особенно, если это происходит больше одного раза, такие моменты в жизни ребёнка могут привести к психологической травме и повлиять на будущее ребёнка, но ответственность за последствия такого вреда в законодательстве РФ не отмечено. Из этого следует, что законодатели субъектов долж-

ны учитывать возраст при заключении договора, внести поправки о регулировании вопросов воспитания и образования, если они возникают между органами опеки и попечительства и патронатным воспитателем.

Нужно определить, как решать такие вопросы, нанося меньший вред ребёнку, которому трудно будет адаптироваться в случае возвращения в детский дом или при смене воспитателя. У патронатных воспитателей же отсутствует осознание ответственности над несовершеннолетним, имеет место быть рассмотрение эту форму как непостоянную, потому что администрация учреждения, где числится ребёнок или органы опеки произвольно могут изъять ребенка из надзора патроната.

Патронат является некой новой формой устройства несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, но это не значит, что в стране отсутствует опыт такого устройства детей. Опыт есть, просто он не совсем удачный. Раньше патронатное воспитание никак не сопровождалось профессиональной подготовкой, отсутствовали профессиональные службы по устройству детей, не предусматривалась подготовка патронатных воспитателей. Таким образом, патронат был вытеснен усыновлением и опекунством.

Иная ситуация складывается в обществе сейчас, когда хотя бы на региональном уровне существует система организации патронатно-го воспитания, создаются профессиональные подготовки патронатных воспитателей (прим. Школа приемных родителей), существуют некие разграничения полномочий между органами опеки и попечительства, детскими учреждениями и патронатными воспитателями.

Практика других стран и профессиональные исследования показывают, что помещение ребёнка на патронатное воспитание будет вполне успешным, если воспитатель и ребёнок будут готовы к этому, также, если после устройства им будет оказана необходимая помощь, которая будет предусматривать предотвращение возвратов детей и, конечно же, воспитание детей будет осуществляться профессионально. Патронат предлагает детям условия в области проживания и образования лучше, чем детские дома. Данный институт позволяет усилить индивидуализацию по отношению к каждому ребёнку.

Существуют еще множество проблем в данной сфере, которые не урегулированы законо-

дательством нашей страны. Необходимо обратить внимание, что патронат имеет комплексный характер, который охватывает нормы гражданского, административного и семейного права, из этого следует, что необходимо урегулировать данный институт на федеральном уровне. Было бы полезным принять решение о добавление в Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» специальную главу о патронатном воспитании. В ней можно урегулировать патронатное воспитание основными принципами, правами и обязанности органов опеки и попечительства, детских учреждений и патронатных воспитателей, требования к патронатным воспитателям, уточнить правовую природу патроната, тем самым урегулировать его договорной характер, добавить пункт о льготах воспитателям, а также выделить виды и черты патроната [7]. Далее выделить компетенцию субъектов в данном вопросе, а именно регулировку размера выплат и создание достойных условий данной формы устройства несовершеннолетних.

Литература

1. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 02.12.2019) // Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, N 1, ст. 16.

2. Проект Федерального закона N 5872535 "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации" (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 01.08.2011).

3. Закон г. Москвы от 14.04.2010 N 12 (ред. от 05.06.2019) «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве» // Ведомости Московской городской Думы. 16.07.2010. N 6. ст.134.

4. Матюшева Т.Н. Правовое регулирование патроната как средства оптимизации образования детей-сирот (конституционный аспект) // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 8.

5. Семенова Е. Н. К вопросу о патронате // Молодой ученый. 2017. № 22. С. 353-355. URL https://moluch.ru/archive/156/44166/ (дата обращения: 20.12.2019).

6. Харчина Н.В. Правовая природа патро-натного воспитания // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(42). URL: https://sibac.info/archive/social/6(42).pdf (дата обращения: 21.12.2019).

AKTyaflLHbie HCC^egoBaHHa • 2019. №3

ГОрнспрygенцнa | 54

FATULLAEVA Amila Gafil kizi

Student of Civil Law disciplines, Plekhanov Russian University of Economics, Russia, Moscow

FOSTER CARE IN THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract. The article is aimed at studying the patronage form of children left without parental care in the Russian Federation. The importance and necessity of the patron settlement in Russia is considered. Characteristics of this form, analysis of the legislation of the Russian Federation and the legislation of the subjects, research papers and projects on this topic. The article highlights the main problems in practice, their consequences and solutions.

Keywords: patronage, foster care, fosters parents, guardianship and trusteeship, the guardianship and guardianship, and settlement of patronage, characteristic of foster care.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.