Научная статья на тему 'ПАТРИОТИЗМ В СТРУКТУРЕ ИДЕНТИЧНОСТИ И ОТНОШЕНИИ К СЕБЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА'

ПАТРИОТИЗМ В СТРУКТУРЕ ИДЕНТИЧНОСТИ И ОТНОШЕНИИ К СЕБЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
14
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
категории идентичности / патриотизм / студенты / эго-психология / когнитивная психология / categories of identity / patriotism / students / ego-psychology / cognitive psychology

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Колиниченко Ирина Александровна

В статье представлены результаты теоретического исследования идентичности студентов с позиции теории идентичности Э. Эриксона, теорий конгруэнтности личности и деятельности Дж. Сьюпера, профессиональной идентичности Л.Ю. Шнейдер. Выявлено, что для формирования чувства патриотизма необходимо осознавать свою принадлежность к группе патриотов, идентичность с ней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTISM IN THE STRUCTURE AND IDENTITY AND ATTITUDE OF UNIVERSITY STUDENTS

The article presents the results of a theoretical study of students’ identity from the perspective of E. Erickson’s theory of identity, theories of congruence of personality and activity of J. Super, professional identity L.Y. Schneider. It is revealed that in order to form a sense of patriotism, it is necessary to be aware of one’s belonging to a group of patriots, identity with it

Текст научной работы на тему «ПАТРИОТИЗМ В СТРУКТУРЕ ИДЕНТИЧНОСТИ И ОТНОШЕНИИ К СЕБЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА»

DOI: 10.17805Лг^у.2022.6Л0 ПСИХОЛОГИЯ

ПАТРИОТИЗМ В СТРУКТУРЕ ИДЕНТИЧНОСТИ И ОТНОШЕНИИ К СЕБЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА

И.А. Колиниченко Пятигорский государственный университет

Аннотация: В статье представлены результаты теоретического исследования идентичности студентов с позиции теории идентичности Э. Эриксона, теорий конгруэнтности личности и деятельности Дж. Сьюпера, профессиональной идентичности Л.Ю. Шнейдер. Выявлено, что для формирования чувства патриотизма необходимо осознавать свою принадлежность к группе патриотов, идентичность с ней.

Ключевые слова: категории идентичности; патриотизм; студенты; эго-психология; когнитивная психология

PATRIOTISM IN THE STRUCTURE AND IDENTITY AND ATTITUDE OF UNIVERSITY STUDENTS

I.A. Kolinichenko Pyatigorsk State University

Abstract: The article presents the results of a theoretical study of students' identityfrom the perspective of E. Erickson s theory of identity, theories of congruence ofpersonality and activity of J. Super, professional identity L.Y. Schneider. It is revealed that in order to form a sense ofpatriotism, it is necessary to be aware of one s belonging to a group ofpatriots, identity with it.

Keywords: categories of identity; patriotism; students; ego-psychology; cognitive psychology

Патриотизм выступает важной частью социальных концепций, нравственной ценностью личности, как указывает А.В. Юревич в статье о психологических аспектах патриотизма (Юревич, 2016). В ряде определений патриотизм включает политические, нравственные принципы любви к стране, Родине, гордость своей культурой и духовными традициями, отождествление себя с гражданами своей страны (А.В. Юревич, В.О. Зверев, А.А. Морозов и др.).

Идентификация личности с патриотами страны эмоционально переживается человеком как принадлежность к отечеству, истории, языку, традициям, народу. Психологическая категория идентификации включена в комплекс многоаспектного явления патриотизма (И.В. Бочарников) с его сложным комплексом свойств, характеристик, фактором эффективного развития государственности в стране. Патриотизм в современных описаниях студенческой молодежи занимает особое место (Юревич, 2016).

На протяжении обучения в вузе происходит динамика идеалов, принципов, направленности в сознании субъекта. Студента, в идеале, в современном обществе предпочли бы видеть развивающимся, с формирующимся мировоззрением, системой ценностей, владеющим навыками общения. Этот образ служит ориен-

тиром в вузовском обучении, как то, к чему стоит стремиться, с кем себя идентифицировать.

В структуре идентичности человека выделяют разные категории, например, социальную, групповую идентичность и другие. Описывая структуру идентичности, человек может идентифицировать себя в качестве студента, будущего специалиста, юношу и др., отождествлять себя с группой, показывать принадлежность к конкретной профессии, стране (гражданству) и многому другому. Недаром, анализируя профессиональную идентичность, пишут о ней как о высоком этапе самосознания специалиста, а сформированность профессиональной идентичности называют залогом профессиональной успешности.

А.В. Петровский механизмом возникновения идентичности назвал идентификацию.

Профессиональное становление специалиста в юношеском возрасте сопряжено с кризисами идентичности, выявленными в эго-психологии. Однако направленность личности помогает успешному прохождению социальных и индивидуальных этапов личностного роста.

Вообще, содержание профессии, если оно культурно обусловлено и социально значимо, становится источником профессиональной идентичности студентов, что схоже с интериоризацией в теории Л.С. Выготского.

Положения культурно-исторической теории Л.С. Выготского послужили идеей изучения соотношения внешней и внутренней реальности в управлении собственными психическими процессами как результат интериоризации взаимодействия людей при разрешении кризиса идентичности (Улыбина, Колотаев, 2016).

Интериоризован в профессиональной деятельности может быть поведенческий компонент, выраженный через мотивы и установки личности; в дальнейшем он способен преобразовать, совершенствовать представление специалиста.

Развитие групповой, профессиональной идентичности в структуре социальной идентичности личности связано с профессиональным ростом, постановкой цели, гибкостью в принятии решений. Осознанное внимание к собственной идентичности, понимание ее развития на протяжении жизни, помогает изменять отношение к себе и своей группе, с ее коллективным мнением о разных аспектах жизни страны, принимать ответственные решения.

Профессионально-образовательное развитие, идеальный образ группы как субъективно складывающийся образ системы когнитивно представленных в сознании человека ожиданий и предпочтений является фактором формирования групповой, профессиональной идентичности. Немаловажным становится признание субъекта значимыми другими и положительное восприятие себя как субъекта деятельности, принадлежащего к конкретному сообществу.

У человека имеется набор определенных осознаваемых или неосознаваемых потребностей (физиологических, материальных, духовных, социальных и т.д.). Выбирая определенную профессию, он надеется удовлетворить тем самым име-

ющиеся у него потребности. Когда студент начинает обучаться, более подробно знакомясь с содержанием профессии, он яснее представляет себе, насколько данная профессия способна удовлетворить его потребности и насколько он подходит для такой профессии.

Предпосылкой всякой деятельности является та или иная потребность, а учебно-профессиональной - те потребности, которые планируется удовлетворить в будущей профессии. Поэтому можно утверждать, что групповая идентичность студентов напрямую зависит от удовлетворения/неудовлетворения вызвавших учебно-профессиональную деятельность потребностей. Является ли потребностью современного студента проявлять патриотизм, чувствовать свою принадлежность к группе патриотов, предстоит выяснить в дальнейших исследованиях.

Зарубежные научные направления психоанализа и когнитивной психологии представляют различное исследование идентичности в представлении личности о себе; в них анализируется, возникает ли у современного человека кризис идентичности.

Основоположник эго-психологии Э. Эриксон понятие идентичности рассматривал как результат преодоления противоречий в сознании человека между представлениями о себе как о личности и окружающей средой (Эриксон, 1996). Дж. Мид, Х. Тэджфел, Д. Тернер под социальной идентичностью понимали результат тождественности субъекта с его биологическим, а также социальными условиями, включая пол, расу, группу и т.д.

Современные зарубежные исследования Т.Е. Серафини, Дж. Р. Адамс мало изменили представления об идентичности, выдвинутые Э. Эриксоном, под которой подразумевается чувство тождественности, цельности, непрерывности существования во времени (Серафини, 2002).

В отечественной психологии традиционно считают, что личное произрастает из социального и является куда более высоким уровнем развития субъекта. Являясь членом конкретной социальной группы, с ее правилами, ценностями, нормами, субъект мотивированно проигрывает принимаемые им социальные роли, исходя из системы правил группы, в которой происходит самоидентификация.

Возможно, для формирования чувства патриотизма необходимо чувствовать свою принадлежность к группе патриотов, идентичность с ней.

Продолжением теории Э. Эриксона в отечественной психологии стала дифференциация видов социальной идентичности.

Историю изучения, классификации и динамику идентичности личности рассматривают в разных теоретических подходах - в эго-психологии, психоанализе, когнитивных исследованиях. В современной науке исследования идентичности связывают с изучением личности будущих специалистов, взаимным влиянием и взаимозависимостью психологических условий становления профессиональной идентичности. В качестве предмета исследования выделяют идентичность, социально-профессиональную идентичность, профессиональную идентичность

личности (например, Дмитриенко, 2010; Улыбина, Колотаев 2016; Kolinichenko, Basanova, Niculina, Guzeva, Beregnaya, 2022 и т.д.).

Профессиональному становлению, по Е.В. Дмитриенко, сопутствует формирование социально-психологической идентичности. Последнее, как пишет автор, интегрирует ценностно-смысловые характеристики, мотивационную сферу личности, личностные особенности и профессиональные знания.

Мотивы к деятельности в соответствии с требованиями профессии, система представлений о себе специалиста и личностные качества - все это включается в социально-профессиональную идентичность. В период студенчества формируется идентичность, связанная с трудовой деятельностью, как узкая система социальных ролей и ценностей и широкая, социально-профессиональная идентичность (Дмитриенко, 2010).

Л.Ю. Шнейдер под профессиональной идентичностью понимает психологическую категорию принадлежности личности к конкретной профессии и профессиональному сообществу, итогом ее становления называет профессиональное осознание (Шнейдер, 2001: 113).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Дмитриенко Е.В. (2010) Социально-профессиональная идентичность психолога-консультанта на разных этапах профессионализации: автореф. дисс. ... канд. пси-хол. наук. Ярославль. 26 с. [Электронный ресурс] URL: http://elar.uniyar.ac.ru/jspui/ bitstream/123456789/1627/1/02100110.pdf (дата обращения: 21.09.2022).

Дружилов С.А. (2012) Обобщенный (интегральный) подход к обеспечению становления профессионализма человека // Психологические исследования. №1(21). [Электронный ресурс] URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2012n1-21/ 621-druzhilov21.html (дата обращения: 04.04.2020).

Ильин Е. П. (2011) Мотивация и мотивы. Мастера психологии. СПб.: Питер. 890 с.

Максимова Н.Ю. (2014) Психолого-педагогическое обеспечение мотиваци-онной готовности студентов к профессиональной деятельности // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 1(2). С. 37-41. [Электронный ресурс] URL:https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-obespechenie-motivatsionnoy-gotovnosti-studentov-k-professionalnoy-deyatelnosti/viewer (дата обращения: 18.09.2022).

Колиниченко И.А. Теоретико-методологические основы исследования идентичности личности в историческом аспекте // Университетские чтения - 2022. Материалы региональной межвузовской научно-практической конференции. 2022. С. 111-115. [Электронный ресурс] URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49510809 (дата обращения: 20.10.2022).

Кузьмина Е.И., Кузьмина З.В. (2018) Соотношение самооценки, уровня притязаний и ценностных ориентаций личности //Вестник Саратовского университета. Т.7. - вып. - 1(25). С. 30-43. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/

article/n/sootnoshenie-samootsenki-urovnya-prityazaniy-i-tsennostnyh-orientatsiy-lichnosti (дата обращения: 21.09.2022).

Улыбина Е.В., Колотаев В.А. (2016) Кризисы идентичности в ситуации неопределенности как варианты отношения к себе // Мир психологии. № 3. С.121-132. [Электронный ресурс] URL: https://www.studmed.ru/mir-psihologii-2016-03_ fbab7f15974.html (дата обращения: 15.10.2018).

Шнейдер Л.Б. (2001) Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления. М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс. 193 с.

Эриксон Э. (1996) Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс. 344 с.

Юревич А.В. (2016) Психологические аспекты патриотизма // Прикладная юридическая психология. №1. С. 5-21.

Kolinichenko I.A., Basanova E.E., Niculina S.A., Guzeva M.V., Beregnaya O.V. Identity of students wish different attitudes to their health in the context of digitalization of education/ Education in the Asia-Pacific Region. 2022. Т. 65. С. 39-46. [Электронный ресурс] URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48585925 (дата обращения: 21.09.2022).

Serafini Т.Е. (2002) Functions of identity: scale construction and validation / Т.Е. Serafini, G.R. Adams. Identity: an international journal of theory and research. № 2(4). P. 361-389.

Колиниченко Ирина Александровна - кандидат психологических наук, доцент кафедры инноватики, маркетинга и рекламы Пятигорского государственного университета. Адрес: Россия, Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Калинина, 9. Тел. +7 (961) 464-79-09. Эл. адрес: kolinicenkoi@yandex.ru

Kolinichenko Irina Aleksandrovna, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Innovation, Marketing and Advertising of the Pyatigorsk State University. Address: Russia, Stavropol Territory, Pyatigorsk, Kalinina str., 9. Tel. +7 (961) 464-79-09. Email: kolinicenkoi@yandex.ru

Для цитирования:

Колиниченко И.А. Патриотизм в структуре идентичности и отношении к себе студентов вуза. 2022. № 6. С. 88-92. DOI: https://www.doi.Org/10.17805/trudy.2022.6.10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.