Научная статья на тему 'Патриотизм как ценностный компонент духовно-нравственного воспитания личности'

Патриотизм как ценностный компонент духовно-нравственного воспитания личности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1453
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / INDIVIDUAL / ЦЕННОСТЬ / VALUE / ГУМАНИЗМ / HUMANISM / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / SPIRITUALLY-MORAL EDUCATION / ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / CITIZENSHIP

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Баркова И.Н., Барков К.И.

В статье анализируется ситуация духовно-нравственного обновления современного российского общества. С духовно-нравственным воспитанием связывается возможность сохранения как самой личности, так и всего общества в целом. Патриотизм и гражданственность рассматриваются как особая направленность самореализации личности и социального поведения гражданина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Patriotism as a valuable component of spiritually-moral education of the person

The article analyzes the problem of spiritual and moral renewal of modern Russian society. It is said that spiritual and moral education can save both the individual and the whole society. Patriotism and citizenship are considered as a special focus of self-realization of personality and social behavior of the citizen.

Текст научной работы на тему «Патриотизм как ценностный компонент духовно-нравственного воспитания личности»

Серия «Социально-гуманитарные науки».

19. Lucknam D. Refinement theorems in resolution theory // Proc. IRIA. 1970. P. 163-190.

20. Meltzer B. Theorem - proving for computes: some resolution and ranaming // Computer J. 1966. V. 8. P. 341-343.

21. Orlowska E. Logic for reasoning about knowledge. Warsaw. IPI. 1981. 19 p.

22. Orlowska E., Pawlak Zd. Logical foundations of knowledge representation. Warsaw. IPI. 1984. 106 p.

23. Prawitz D. An improved proof procedure // Theorie. 1960. V. 26. P. 102-139.

24. Robinson J.A. Theorem proving on the computer // J.ACM.1963.V.10. № 2. P. 163-174.

25. Robinson J.A. Automatic deduction with hyper - resolution // Internat. J. of Comput. Math. 1965. V.1. P. 227-234.

26. Robinson J.A. A review of automatic theorem proving // Proc. Symp. Appl. Math. Amer. Math. Soc. 1967. V.19. P. 1-18.

27. Slagle J. Automatic theorem proving with renamable and semantic resolution // J. ACM. 1967. V. 14. № 4. P. 687-697.

28. Wos L., Robinson G.A., Carson D.F. Efficiency and completeness of the set of support in the theorem proving // J. APM. 1965. V.12. № 4. P. 536-54

ОСМЫСЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА: ФИЛОСОФИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯ

Патриотизм как ценностный компонент духовно-нравственного

воспитания личности

к.ф.н. Баркова И.Н., Барков К.И. Университет машиностроения 8-499-267-16-40, e-mail:barkova.in@mail.ru

Аннотация. В статье анализируется ситуация духовно-нравственного обновления современного российского общества. С духовно-нравственным воспитанием связывается возможность сохранения как самой личности, так и всего общества в целом. Патриотизм и гражданственность рассматриваются как особая направленность самореализации личности и социального поведения гражданина.

Ключевые слова: личность, ценность, гуманизм, духовно-нравственное воспитание, патриотизм, гражданственность.

Высшее благо - это быть русским гражданином.

П.А. Столыпин

Проблема духовно-нравственного обновления Российского общества на форумах различного ранга определяется как проблема государственного значения. При этом признается, что решение данной проблемы возможно лишь в том случае, если она будет разрешаться на всех уровнях общественной жизни. Система образования в этом случае выступает фактором и педагогическим механизмом, способным охватить все слои общества в целенаправленном воспитательном процессе. Целью этого процесса является воспитание и обучение в интересах человека, общества и государства, а также создание благоприятных условий для разностороннего, гармоничного развития личности.

Как выясняется, ни наличие свободного времени, ни удовлетворение материальных потребностей не делают человека абсолютно счастливым. В наше время потребность в духовном не менее важна, чем в предыдущие эпохи. Постоянная борьба идей, выражающаяся как в столкновении малых групп, так и целых социальных образований, - свидетельство того, что потребность в духовном не только не снизилась, а, наоборот, возросла. «... Еще никогда ... не сочеталось в человеке столько готовности на отречение от всего и приятие всего, на всякое новое изведание и новый опыт - и столько душевной усталости, недоверчивости, равнодушия; никогда не был человек, казалось бы, столь расплавлен и текуч - и никогда не был он одновременно столь замкнут и замурован в своей самости, столь сердцем хладен, как ныне "126 Известия МГТУ «МАМИ» № 1(19), 2014, т. 5

Серия «Социально-гуманитарные науки». ...» [2]. Эти слова, написанные Вячеславом Ивановым в начале ХХ века, могут быть отнесены ко всему столетию. В современную эпоху многие философы, ученые, поэты заговорили о кризисе человека. Их высказывания были достаточно закономерными реакциями на происходившие события. Относительность ценности человеческой жизни в век социальных потрясений, растущее отчуждение человека, его потерянность среди конвейерных предметов потребления, растущая зависимость от производства и сознание полного безразличия к своей судьбе со стороны общества - все это не могло не отразиться на сферах культуры. Вопрос о месте человека в мире, вопрос о том, каким ему быть, стал особенно актуален.

В современных условиях, когда наша страна стоит на пути создания гражданского общества и правового государства, воспитание подрастающего поколения приобретает особую значимость, поскольку будущее нашей страны во многом зависит от того, выполняет ли система образования свое предназначение, состоящее в гуманизации, одухотворении личности, раскрытии человеческих качеств, приобщении к духовно-нравственным ценностям. В связи с этим, возрастает значимость формирования у молодежи не только интереса к национальной самобытности и историческим традициям своей Родины, но и формирования личностных духовно-нравственных качеств.

Следует признать бесспорным факт существования в нашем постоянно меняющемся относительном мире совершенно другого мира - вечных и абсолютных общечеловеческих ценностей и моральных норм. «В сознании человека есть какой-то совсем еще мало изученный механизм соотнесения индивидуального его поведения, совершаемого им всякий раз выбора, со всем общечеловеческим опытом, который как бы спрессован, отлит в некую незримую, но прочную основу, уходящую своими корнями в самые глубинные структуры, с одной стороны, человеческой психики, а с другой - человеческой истории и культуры» [Шевченко В.Н. Социальная философия в конце ХХ века. Сб. ст. М.: 1991. с. 47]. Поэтому именно ценности являются теми самыми инвариантами содержательного знания, которые должны составлять суть современного общекультурного воспитания.

Необходимо понимать, что дух нашего времени неизбежно оказывает влияние и на формирование духовно-нравственной культуры российской молодежи, которая развивается в один из самых непростых исторических периодов. Нравственные установки и моральные нормы деформируются, а духовные ценности активно вытесняются материальными, искажая представления развивающейся личности о доброте, патриотизме, милосердии и общественной нравственности, оказывая негативное влияние на гражданское самосознание, на отношение людей к обществу и государству, на отношение человека к человеку.

В таких условиях все острее ощущается потребность в воспитании духовно богатой, высоконравственной зрелой личности, способной созидать, а не только потреблять, способной нести моральную ответственность за принятые решения. Именно с духовно-нравственным воспитанием связана сегодня возможность сохранения как самой личности, так и всего общества.

Одними из наиболее значимых духовно-нравственных качеств личности являются гражданственность и патриотизм. Эти качества являются важнейшими условиями экономического, социального и политического развития России, её продвижения по пути демократии и строительства гражданского общества.

Понятие патриотизма неразрывно связано с историей России. Служение государю переросло в идею служения Отечеству. Понятия «патриотизм» и «гражданственность» из века в век расширялись и крепли, осознаваемые россиянами не только как чувство любви к Родине, но и что-то большее: желание гордиться своей страной, сделать полезные дела для нее, быть ответственным за нее, сплотиться в интересах достижения государственных целей. Богатство нашей страны - это огромный творческий потенциал нашего народа, его единство и любовь к Родине. Патриотизм не раз решал судьбу страны. Благодаря патриотизму Россия стала великой державой.

Широка история русского патриотизма. Во времена Петра I патриотизм считался выс-

Серия «Социально-гуманитарные науки».

шей из всех добродетелей, он становится российской государственной идеологией. Русский человек служил не ради почестей и славы, а в интересах Отечества. Патриотизм связан не только с военными периодами российской истории, широко был распространен гражданский патриотизм, сознательный по своей сути. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, он чужд национализму и сепаратизму.

Но это сложное чувство патриотизма не возникает само по себе, а специально воспитывается и формируется. Главная задача патриотического воспитания сегодня - формирование сознания в духе любви к Отечеству, активной жизненной позиции, стремлении отдать свои силы, знания, трудовые умения и навыки на благо Родины. Патриотизм - это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны, и сегодня основная задача патриотов - созидание собственной страны. Патриотизм проявляет себя в бережном отношении к историческому наследию, в добросовестном труде, в заботе о нравственном состоянии общества, в заботе о сохранении природы. Таким образом, патриотизм - это особая направленность самореализации личности и социального поведения гражданина.

Сегодня существуют разнонаправленные мнения по вопросам патриотизма, в обществе отсутствует единое понимание патриотического воспитания. И хотя многие из существующих проблем еще ждут своего решения, достигнуто главное: общество стало осознавать необходимость серьезного обновления целей, содержания и форм образования, а гуманизация начинает рассматриваться как важнейшее средство этого обновления. Ответы на вопросы, возникающие в связи с будущим образования и воспитания, далеко не просты и очевидны. Получить их можно в результате поиска, раздумий над сложившейся практикой воспитания, переживающей в наши дни процесс сложнейшего обновления.

В новых условиях развития образования вопрос об усилении гуманитарной подготовки приобретает особую актуальность, так как никакие точные науки не могут сравниться с гуманитарной подготовкой по значимости и эффективности в формировании культуры человека, его нравственного образования. Гуманитаризация должна способствовать увеличению «человеческого» в человеке. Человек XXI века должен быть, прежде всего, субъектом культуры, носителем гражданских и патриотических качеств, а значит, и социальной активности.

В словах Д.А. Медведева наиболее емко и глубоко выражена идея воспитания патриотизма, определен правильный вектор общественного развития: «...Вопросы патриотического воспитания должны оставаться в центре внимания нашей государственной деятельности. Причем эта работа должна вестись, что называется, с пониманием ответственности задачи, она не должна быть шаблонной, она должна доходить до сердца. <...> Вопрос патриотического воспитания не может быть формальным, он должен именно сообразовываться с личными представлениями каждого человека о его месте, с его восприятием страны, Родины. Поэтому, конечно, этим нужно заниматься, заниматься и в школе, и в студенческих коллективах, но заниматься так, чтобы это создавало соответствующее желание у наших молодых людей, школьников и студентов изучать историю страны, создавало ощущение причастности к сегодняшнему дню и гордости, конечно, за те события, которые были в прежний период» (Из видеоконференции в приемной Президента России, 9 апреля 2009г.).

Литература

1. Баркова И.Н. Детерминанты формирования творческой личности студента, Сб. ст. М.: РГТЭУ, 2009.

2. Иванов В. Родное и вселенское. - М.: 1994.

3. Кром М. Сколько лет патриотизму? Журнал «Родина», № 10. 1994.

4. Малахова Е.В. Эстетика символа в современной молодежной субкультуре. - М.: Известия МГТУ «МАМИ» № 4 (18), 2013, т. 2.

5. Шевченко В.Н. Социальная философия в конце XX века. Сб. ст. М.: 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.