Научная статья на тему 'ПАТРИОТИЗМ ИСТИННЫЙ И ПСЕВДОПАТРИОТИЗМ'

ПАТРИОТИЗМ ИСТИННЫЙ И ПСЕВДОПАТРИОТИЗМ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
363
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ПСЕВДОПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ЕДИНСТВО НАЦИИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Игнатенко А.Н., Сакун С.А.

В статье рассматриваются основные признаки понятия патриотизма и его роли в обеспечении жизнеспособности государства. Определяется значимость сохранения и возрождения национальной силы духа, имеющая прямое влияние на развитие института гражданского общества. На основе анализа работ отечественных учёных, посвящённых изучению патриотического воспитания, проведено исследование, целью которого являлось выявление отличий истинного патриотизма от патриотизма ложного - псевдопатриотизма с его проявлениями на современном этапе развития российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRUE PATRIOTISM AND PSEUDOPATRIOTISM

The article discusses the main features of the concept of patriotism and its role in ensuring the viability of the state. The importance of preserving and reviving the national fortitude, which has a direct impact on the development of the institution of civil society, is determined. Based on the analysis of the works of domestic scientists devoted to the study of patriotic education, a study was conducted, the purpose of which was to identify the differences between true patriotism and false patriotism - pseudo-patriotism with its manifestations at the present stage of development of Russian society.

Текст научной работы на тему «ПАТРИОТИЗМ ИСТИННЫЙ И ПСЕВДОПАТРИОТИЗМ»

УДК 37.01

Игнатенко А.Н.

ДВОКУ г. Благовещенск, РФ Сакун С.А.

Доктор исторических наук, доцент ФГКУ «Военный университет»

г. Москва, РФ

ПАТРИОТИЗМ ИСТИННЫЙ И ПСЕВДОПАТРИОТИЗМ

Аннотация

В статье рассматриваются основные признаки понятия патриотизма и его роли в обеспечении жизнеспособности государства. Определяется значимость сохранения и возрождения национальной силы духа, имеющая прямое влияние на развитие института гражданского общества. На основе анализа работ отечественных учёных, посвящённых изучению патриотического воспитания, проведено исследование, целью которого являлось выявление отличий истинного патриотизма от патриотизма ложного -псевдопатриотизма с его проявлениями на современном этапе развития российского общества.

Ключевые слова

патриотизм, псевдопатриотизм, патриотическое воспитание, гражданское общество, единство нации.

Ignatenko A. N.

DVOKU

Blagoveshchensk, Russian Federation

Sakun S.A.

Doctor of Historical Sciences, Associate Professor FSPI "Military University"

Moscow, Russian Federation

Annotation

The article discusses the main features of the concept of patriotism and its role in ensuring the viability of the state. The importance of preserving and reviving the national fortitude, which has a direct impact on the development of the institution of civil society, is determined. Based on the analysis of the works of domestic scientists devoted to the study of patriotic education, a study was conducted, the purpose of which was to identify the differences between true patriotism and false patriotism - pseudo-patriotism with its manifestations at the present stage of development of Russian society.

Key words

patriotism, pseudo-patriotism, patriotic education, civil society, unity of the nation.

Патриотизм является основой жизнеспособности государства и выступает в качестве внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности её к служению на благо Отечества. Патриотизм как социальное явление - цементирующая основа существования и развития нации и государственности. В этой связи одним из условий стабильности государства является патриотическое воспитание молодёжи. Патриотизм, целенаправленно воспитанный в молодом поколении составляет духовно-нравственную основу личности, формирует ее гражданскую позицию и потребность в достойном и самоотверженном служении Родине. Воспитание патриотизма у студентов - процесс длительный и сложный. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к традициям, переданным старшим поколением нельзя вырастить достойных граждан.

Говорить об истинном патриотизме в современном мире становится всё сложнее, особенно в условиях процессов глобализации, когда страновые или государственные интересы подчиняются общемировым стандартам и требованиям. В такой ситуации целенаправленное формирование

патриотизма (в разных формах) становится естественной политической задачей, но подобная картина меняет привычную сущность патриотизма, сводя ее к искусственному конструированию чувства любви к родине.

Невнимание к понятию патриотизма является на наш взгляд одной из существенных причин неадекватного восприятия патриотизма. В результате чего человек становится равнодушным общности. Это является следствием духовной необразованности, приводящей к разложению национального духа, его философско-исторического и государственно-правового самосознания.

Французский философ и ученый Рене Декарт говорил: «Определите значение слов, и вы избавите человечество от половины его заблуждений». [4 С.19].

На наш взгляд, к этим словам стоит чаще обращаться при любом суждении, особенно, когда речь идёт о понятиях нетривиальных, ошибочное толкование которых может привести общество к последствиям неблагоприятным и даже опасным.

Патриотизм - от греческого pater (отец), patria - (Родина, Отечество). Отец, родитель означает родство, род - непосредственную связь двух объектов, воспринимаемую как духовно, так и физически. Однокоренное слову род - Родина. Что есть Родина? Мы знаем, что есть малая родина и Родина большая, всех нас объединяющая. В чем же принципиальная разница? И почему малая родина пишется со строчной буквы, а большая с заглавной, при том, что и та и другая духовно близки нам?

Познавая мир люди пользуются двумя способами: первый - с помощью органов чувств, т.е. непосредственно, путём опытного знания (зрение, слух и т.д.) Говоря о малой родине, мы подразумеваем восприятие окружающей действительности эмпирически - органами чувств. Именно потому в нашем сознании малая родина ассоциируется с родительским домом, с природой, которая многие годы радует глаз, с людьми, т.е. со всей той информацией, которая поступает нам посредством органов чувств. Эти ассоциации становятся привычными, желанными и, наконец, необходимыми. Мы дорожим ими и с болью воспринимаем возможное расставание. Возникает то, о чем говорят, как любовь к родине, забывая, однако, что речь идет именно о малой родине, т.е. о природном её воплощении. Но это не полное и не главное на наш взгляд, выражение сути патриотизма.

Есть второй вид познания мира - разумный. Святейший Патриарх Кирилл, во время одного из своих обращений поставил этот вопрос так: «Когда в Великую Отечественную войну погибали за Родину и воины, и мирные жители, они отдавали жизнь свою не только за землю, за воду, за воздух, за деревья. И не за фабрики, заводы или мосты они отдавали свою жизнь, ведь и фабрики, и заводы, и мосты с легкостью взрывались и нашими партизанами, и нашими войсками при отступлении, когда нужно было помешать врагу действовать эффективно. Что же тогда есть Родина? Родину осознавали, как некую великую святыню, а потому и были готовы отдать за нее жизнь. Родина воспринималась, во-первых, как место, овеянное памятью о родных и предках, населявших её на протяжении веков, и во-вторых, как место, где сформировалась нация, вернее, то лучшее, что этой нации присуще, ведь худшему не поклоняются и за худшее не отдают жизнь».» [6].

Следовательно, неизбежно и естественно, возникновение чувства любви к своей большой Родине возможно лишь после осознания непосредственной связи с ней в этом и есть рациональное понимание патриотизма - как осознание своего единства с родом тебя породившим и распоряжение своей жизнью во имя общей идеи. Русский философ А.Ф. Лосев так говорил о любви к Родине: «Это есть жертвенная любовь, а иной любви, без жертвы, быть и не может. Такая любовь к Родине открывает глаза человеку на то, что не видно ему обычно, что не видно никакому чужому и что вызывает насмешку у равнодушных и сытых. Но такова любовь вообще. Любящий всегда видит в любимом больше, чем нелюбящий» [3 С.173].

Немецкий философ Иоганн Фихте в своем произведении «Основные черты современной эпохи» так выразил состояние сознания современного человека: «Величайшее заблуждение и истинное основание всех остальных заблуждений, завладевших нашей эпохой, состоит в том, что индивидуум мнит, будто он может сам по себе существовать и жить, мыслить и действовать, и думает, будто он сам, данная определенная личность, есть мыслящее в его мышлении, тогда как на самом деле он - лишь единичная мысль единого всеобщего и необходимого мышления». [4 С.28].

Таким образом властвующая индивидуальность уничтожает идею единого рода, и как следствие,

у нашей эпохи может остаться лишь голая индивидуальность. Такая эпоха не способна видеть органического целого, кроме «целого» как конструкта, арифметически сложенного из частей и идея рода может стать пустой абстракцией.

Также современным обществом, считающим, что духовная суть народа определяется арифметической суммой мнений каждого из сограждан не сможет быть понята мысль Экзюпери «Умирают за дом, но не за вещи и стены. Умирают за собор - не за камни. Умирают за народ - не за толпу». [8 С.43].

На наш взгляд, очевидно, что к нации нельзя применять количественные естественно-научные характеристики, в гуманитарной сфере действует качественно другая логика. Для иллюстрации этой мысли уместно обратиться к яркому представителю русской философской школы Николаю Александровичу Бердяеву, который говорил: «В тысячу раз более народом был дворянин Пушкин или интеллигент Достоевский. Самого совершенного и высшего своего выражения нация достигает в гении. Гений всегда народен, национален, в нем всегда слышится голос из недр, из глубин национальной жизни. Дух нации всегда выражается через качественный подбор личностей, через избранные личности. Никакая рациональная демократия с её механикой количеств не может быть выразительницей духа наций. И воля нации невыразима арифметически, в количествах, не есть воля большинства. В воле нации говорят не только живые, но и умершие, говорит великое прошлое и загадочное будущее. В нацию входят не только человеческие поколения, но также камни церквей, дворцов и усадеб, могильные плиты, старые рукописи и книги. И чтобы уловить волю нации, нужно услышать эти камни, прочесть истлевшие страницы» [1 С.98].

В нашу эпоху ярко выраженной индивидуальности существует ещё один фактор, сужающий сферу нашего познания. Он базируется на мысли о том, что: «чего я не понимаю, то не существует». Именно такой образ мыслей не дает возможности понять себя, как производную единого рода. Немецкий философ Иоганн Фихте высказал эту мысль в аспекте разумности и неразумности жизни человека: «Сообразно с этим разумная жизнь состоит в том, что личность забывает себя в роде, связывает свою жизнь с жизнью целого и приносит первую в жертву последней; неразумная же, напротив, в том, что личность не думает ни о чем и не любит ничего, кроме себя самой, и посвящает свою жизнь единственно собственному личному благополучию...» [4 С.54].

Таким образом, отвечая на актуальный вопрос: «Патриотизм для России сегодня это мода или сущностная необходимость?» - можно дать однозначный ответ: все зависит от сущностного восприятия понятия патриотизма. На уровне ярко выраженного индивидуального сознания, можно определить патриотизм, например, как моду. На уровне рационального осмысления, которое раскрывает суть и смысл истинного патриотизма, это логически и исторически обоснованная необходимость для России, а также и в смысле необходимого условия для прогрессивного развития общества.

Чтобы в современном Российском обществе превалировало рациональное осмысление патриотизма необходимо в первую очередь, на наш взгляд соответствующее воспитание подрастающего поколения. Эта мысль коррелирует с мыслью Иоганна Фихте: «От всех гнетущих нас бед спасти нас может одно только воспитание». [4 С.23].

Здесь надо говорить не только о воспитании в семье, поскольку не все родители обладают необходимыми навыками и знаниями, и желанием воспитывать своих чад. В современном обществе, к сожалению, все чаще родительское внимание подменяется и нивелируется воздействием всемирной Сети.

На наш взгляд, воспитание истинного патриотизма, как государственной цели, обязательно должно стать общегосударственной задачей, охватывающей все гражданские и государственные институты. Однако государству, как организму воплощения созидательной идеи общественного сознания, уже на политическом уровне закрепить методы достижения цели, то есть механизм развития патриотического просвещения необходимо, чтобы само общество осознало необходимость достижения этой цели.

На наш взгляд, чтобы добиться названной цели каждому гражданину, прежде всего, предстоит серьезная работа в осмыслении сути истинного патриотизма на уровне индивидуума. По мере изменения индивидуального сознания, изменится и общественное сознание. Препятствующим фактором в этом

процессе является подмена сути и толкования истинного патриотизма ложным, т.е. -псевдопатриотизмом.

С точки зрения формальной логики всякая неистинность выступает в двух ипостасях: заблуждение и ложь. Заблуждение представляет собой непреднамеренную трактовку истинного знания как ложного, а ложного - как истинного, что вытекает как из сложности и неисчерпаемости самого познаваемого объекта, так и из исторической ограниченности субъекта познавательной деятельности.

Ложь - преднамеренное возведение неверных представлений в ранг истинных или преднамеренное сокрытие истины от других людей. В основе лжи всегда лежит субъективный и корыстный расчет, связанный с прагматичным использованием (сокрытием) знания в собственных целях. Социально-политической формой существования лжи является целенаправленная дезинформация, когда для обмана отдельного человека, конкурирующей фирмы, какой-то социальной группы или даже правительства враждебного государства используется специальный набор знаний и технических средств.

Ложь следует непримиримо дезавуировать, а от заблуждений терпеливо и методично избавляться, зная, что они воспроизведутся вновь. Без заблуждений невозможны нахождение истины и ее кристаллизация.

Для современной российской действительности можно привести ряд типичных случаев псевдопатриотизма, являющегося следствием заблуждений.

1. Материальное восприятие патриотизма.

Александр Сергеевич Пушкин написал: «Некоторые люди не заботятся ни о славе, ни о бедствиях отечества, его историю знают только со времени кн. Потемкина, имеют некоторое понятие о статистике только той губернии, в которой находятся их поместия, со всем тем почитают себя патриотами, потому что любят ботвинью и что дети их бегают в красной рубашке» [7 С. 29 ].

Дело здесь в индифферентном отношении к духовным ценностям, отсутствии желания их познать (это интеллектуальное напряжение), одновременном бравировании тем что есть в наличии, и обязательно в ярко выраженном индивидуальном смысле, ведёт к искаженному толкованию патриотизма.

Такого типа патриот будет гордиться до кичливости тем, что любит щи или бегает в национальной рубахе, не думая при этом - приносит ли он этим пользу обществу или государству. У такого «патриота» идея патриотизма перенесена с духовного единства рода на выражение материального аспекта общности.

В экстремальных случаях формируется гипертрофированный борец за народные особенности материального плана и отвергающего, а то и низвергающего все инородное. В итоге возникают процессы, ведущие к национализму, в самом плохом его проявлении.

2. Подмена всеобщности национального народного духа его природной особенностью.

Всякий народ обладает своей уникальной особенностью, своим духом, который формирует сознание индивида в соответствии с принятыми в этом сообществе ценностями. Возводить в ранг единственно истинного лишь дух своего народа, отвергая мировоззрение других наций - эгоцентристская общественная идеология. Так зарождается национализм, который скорее тяготеет к ненависти к чужому, чем к любви к своему. «Проявление национализма не допускает никакой критики и самокритики и может выражаться народным самодовольством» (Н.А.Бердяев) [1 С.32]. Национализм в большинстве случаев взрощен пропагандой или учением, а не является непосредственным чувством.

3. Эгоистическое восприятие патриотизма.

Существует мнение, что патриотизм - это пренебрежение целым во имя единичного, а значит патриотизм может возникнуть лишь при удовлетворении государством индивидуальных запросов гражданина. Приверженцами такой идеологии в основном являются люди с иждивенческой позицией. Они- утопают в своей индивидуальности, и как следствие, не ощущают своей ответственности за общественные запросы. Ошибочность такой позиции можно вскрыть несколькими изречениями Н.А. Бердяева: «германец чувствует, что его не спасет Германия, он сам должен спасти Германию. Русский же думает, что не он спасет Россию, а Россия его спасет»; в экономической сфере: «экономика относится к средствам, а не целям жизни. Когда же в ней видят смысл жизни, то личность деградирует»; «Государство не есть способ устройства ватерклозетов»; «Государство существует не для того, что превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помещать ей окончательно превратиться в ад». [1 С.53].

4. Публичное обсуждение не лучших особенностей своего народа.

Патриотизм - есть рациональное, даже, сокровенное, осознание единства со своим родом. То, что нас породило, при каких бы случаях это не произошло, достойно уважения. Изменить жизнь своего народа к лучшему можно, в первую очередь начиная с себя, а не только констатировать и высмеивать факты слабины и ущербности на историческом пути народа. Необходимо исходить из того, что совершенного земного мироустройства нет и не будет.

В развитие этой мысли можно привести изречение Иоганна Фихте, по поводу такого рода псевдопатриотизма: «Несовершенство, присущее всему роду, не должно быть предметом насмешек индивидуума, ибо последний есть член этого рода и, как бы не обособлялся, все же необходимо причастен к этому несовершенству» [4 С.73].

Великий русский писатель Алексей Николаевич Толстой» [5 с. 89], так высказался на эту тему: «Патриотизм - это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше. Это - сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание с ней её счастливых и её несчастных дней».

5. Отношение к патриотизму как к очередному мероприятию.

Одним из существенных препятствий и опасным заблуждением является сохранение у некоторых руководителей и граждан отношения к патриотизму как к очередному мероприятию. Патриотизм не может быть сезонным или календарным. Патриотизм - это не одолжение в почестях. Он не может появляться в праздник и исчезать на следующий день. Раз осмысленное не исчезает, оно становится частью нас.

Речь должна идти о долговременной стратегии развития общества на основе патриотически ориентированной мобилизации ресурсов. В силу этого требуется серьезная научно-методическая разработка подходов к пониманию феномена «патриотизм» и его оснований, актуального содержания и современных форм реализации. Речь идет об особом управлении обществом, которое до сих пор не было выявлено - управлении его мобилизационными ресурсами.

Завершая статью уместно, на наш взгляд, привести высказывание русского философа Алексея Фёдоровича Лосева на тему патриотизма «Мы знаем весь тернистый путь нашей страны; мы знаем многие и томительные годы борьбы, недостатка, страданий. Но для сына своей Родины - это свое, неотъемлемое, родное, он с этим живет и с этим погибает, он и есть это самое. Пусть в тебе Родина -Мать, много и слабого, больного, немощного, неустроенного, безрадостного. Но и рубища твои созерцаем как родные себе. И миллионы жизней готовы отдаться за тебя, хотя бы ты была и в рубищах». [3 С.87].

Список использованной литературы:

1. Бердяев Н.А. Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии. Собрание сочинений. Изд-во: Директ-Медиа Год: 2018 Москва С. 344

2. Декарт Р. Рассуждение о методе для верного направления разума и отыскания истины в науках Серия: Великие идеи Изд-тво: "Эксмо" Москва 2019 С. 128

3. Лосев А.Ф. Жизнь: повести, рассказы, письма. Изд-тво: "Комплект» СПб, 1993 С.377

4. Фихте И.Г. Основные черты современной эпохи. Изд-тво: Директ-Медиа Москва 2018 С.211

5. «Афоризмы и высказывания» Изд-тво: "Эксмо" Москва 2017 С. 298

6. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл «Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла по окончании Литургии на Бутовском полигоне» 16 мая 2015 года.

7. Пушкин А. С. Отрывки из писем, мысли и замечания // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 16 т. -- М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937--1959. С. 237

8. Экзюпери А. д. С «Военный летчик» Изд-тво: Эксмо-Пресс, 2010 г. ; С. 192.

© Игнатенко А. Н., Сакун С.А., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.