Научная статья на тему 'Патриотизм и формы его проявления у школьников города Куйбышев в период Великой Отечественной войны'

Патриотизм и формы его проявления у школьников города Куйбышев в период Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
223
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Великая Отечественная война / Куйбышев / тыловые процессы / педагогика / патриотизм. / Great Patriotic War / Kuybyshev / logistic processes / pedagogics / patriotism.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Д. А. Афанасьева

Статья посвящена исследованию патриотических настроений у школьников тылового города Куйбышева в период Великой Отечественной войны. Изучена система помощи детям в условиях войны, реализуемая через систему школ и пионерских организаций, а также способы формирования ими у школьников патриотических настроений. Сделан вывод о важности роли участия школьников в жизни города, области и страны в целом в военный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTISM AND FORMS OF IT’S MANIFESTATIONS OF SCHOOL PUPILS OF KUYBYSHEV-CITY DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

This article dedicated to exploring patriotic sentiments of school pupils in Kuybyshev-city during the Great Patriotic War. Author described the system of assistance to children by schools and pioneering organizations in situation of war, and also ways of pupil’s patriotic sentiments development. In this article it was found that help from school pupils was very important for the city, region and even whole country in years of WWII.

Текст научной работы на тему «Патриотизм и формы его проявления у школьников города Куйбышев в период Великой Отечественной войны»

ПАТРИОТИЗМ И ФОРМЫ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ ГОРОДА КУЙБЫШЕВ В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Д.А. Афанасьева, студент

Самарский национальный исследовательский университет им. академика Королева (Россия, г. Самара)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10101

Аннотация. Статья посвящена исследованию патриотических настроений у школьников тылового города Куйбышева в период Великой Отечественной войны. Изучена система помощи детям в условиях войны, реализуемая через систему школ и пионерских организаций, а также способы формирования ими у школьников патриотических настроений. Сделан вывод о важности роли участия школьников в жизни города, области и страны в целом в военный период.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, Куйбышев, тыловые процессы, педагогика, патриотизм.

Вне всякого сомнения, Великая Отечественная война (1941-1945 гг.) стала серьезным испытанием для СССР. Нападение нацистской Германии резко перевернуло жизнь населения страны, причем не только того, что оказалось в оккупации или соседствовало с линиями фронта, где шли бои, но и проживающего на территориях, расположенных в глубоком тылу. В условиях необходимости борьбы с захватчиком, все силы тыла были обращены на помощь фронту и стране - ударная работа на производствах, в полях, сбор денег на выпуск боевых машин, подготовка квалифицированных кадров.

Целью данной работы является освещение одного из аспектов тыловой жизни, а конкретно, проявления патриотических настроений у школьников и выявление аспектов их формирования и бытования.

Актуальность данной темы обусловлена ее утилитарностью - выяснение обстоятельств патриотического подъема и общей консолидации школьников во время Великой Отечественной войны может способствовать развитию современного воспитания учащихся и корректировке существующих педагогических методов и программ.

Хронологически исследование охватывает период с 22 июня 1941 года до 9 мая 1945 года, то есть, с нападения гитлеровской Германии на Советский Союз до объявления о подписания безоговорочной ка-

питуляции генерал-фельдмаршалом

В. Кейтелем. Географически - территорию Куйбышевской области. Подобный выбор обусловлен доступностью источниковой базы, а также определенной «образцовостью» региона. Так как Куйбышев был выбран «запасной столицей», куда были эвакуированы не только предприятия и культурные институты, но и иностранные посольства; логично предположить, что на контроль за населением области, и, в частности, за его настроениями, обращалось особое внимание.

Данное исследование опирается на несколько групп источников: это архивные документы - партийные отчеты, протоколы заседаний и служебные записки в рамках пионерских и партийных организаций, а также газетные статьи и положения о патриотическом воспитании в рамках школьного обучения.

Как известно, дети куда тяжелее переносят тяготы и лишения, избежать которых в ходе Великой Отечественной войны было практически невозможно. Школьники оказывались оторванными от родителей, которые работали на заводах, трудились на поприще сельского хозяйства или уходили на фронт. Многие оставались сиротами. Подобная ситуация требовала решительных мер для обеспечения школьников всем необходимым: жильем, теплой одеждой, едой, возможностью получать образования и общаться с учителями и

сверстниками, это должно было служить не только удовлетворению базовых биологических потребностей, но и способствовать пресечению развития у детей упаднических настроений, маргинального поведения. Эти функции выполняла школа и связанные с ней институты.

Рассматривая описанное выше явление на примере Куйбышевской области, следует отметить, что партийные органы оказывали существенную поддержку школам. Несмотря на военное положение, количество общеобразовательных учреждений в регионе не только не было сокращено, но и оказалось увеличено - во многом этого требовал поток эвакуированных, прибывающих в Куйбышев и иные населенные пункты области [1]. Соответственно, увеличились расходы на их содержание. Для того чтобы школы могли вместить всех учащихся, из ранее занятых зданий был перемещен ряд тыловых учреждений [2]. Кроме того, был частично компенсирован дефицит кадров, возникший ввиду отбытия части педагогов и учеников старших классов на фронт - из эвакуированных областей прибыли новые учителя, а ряд педагогов, работающих не по специальности, был отозван из армии и с производств [1]. Эти меры позволили не приостанавливать учебный процесс.

В условиях высокой занятости или отсутствия родителей и опекунов, школа и иные образовательно-воспитательные институты выполняли функцию надзора и заботы о детях. Соответственно, на передний план, помимо прочих равных, выходила задача устойчивого сплочения как можно большего количества детей вокруг школ. Для реализации этой функции был сделан особый упор на выполнение закона о всеобщем образовании. По решению правительства в школы можно было принимать детей с семилетнего возраста. Постановление от 1 июля 1951 года освобождало от платы за обучение детей рядового и младшего начальствующего состава из числа военнослужащих, призванных на фронт [3, с. 32].

Сама школьная программа оказалась адаптирована под нужды военного времени. Следует отметить, что изменения в

учебных программах школ СССР произошли еще до войны - на патриотическое воспитание молодежи положительно воздействовало возобновление преподавания истории, а также всесторонняя социалистическая пропаганда, которая проявлялась даже в оформлении школьных помещений: в 30-е годы многие классы были оснащены самодельными плакатами с коммунистическими лозунгами, знаменами, флагами [4]. Были изданы новые учебники, которые излагали материал с единой точки зрения, которая подчеркивала достижения и значимость России и СССР в мировом научном процессе [5].

С 1942 года было введено раздельное обучение с 5 класса для мальчиков и девочек - это было вызвано внедрением в учебные планы специальных дисциплин, которые были нацелены на подготовку квалифицированных армейских и тыловых кадров. Для мальчиков вводились дополнительные часы физической военной подготовки, им преподавали основы обращения с оружием, военной техникой, девочек обучали сестринскому делу [6, с. 28].

Предполагалось не просто искусственно-техническое сплочение детей на базе института школы, но консолидация школьников на основе действительной заинтересованности. Для этого на базе школы организовывались кружки прикладного искусства, мастерские, занятия в которых для детей от 12 до 15 лет были обязательными - по 2-3 часа в день [8], проводились мероприятия, посвященные военной подготовке и патриотическому воспитанию -собрания, соревнования, коллективное чтение газетных сводок и встречи с фронтовиками [9]. Примечательно, что содержание творческих занятий, проводимых со школьниками, также зачастую было посвящено теме Великой Отечественной войны [8].

Кроме того, активная помощь школьников фронту и тылу также была мотивирована тем, что члены семей учащихся часто являлись непосредственно вовлечены в военные действия - как в качестве военнослужащих, так и для оказания медицинской, продовольственной или иной помощи войскам [10]. Таким образом, и фронт

и тыл переставали быть чем-то обезличенным и содействие им приобретало личностный характер.

Руководство школы и пионерские организации должны были заботиться об увлекательности проводимых для школьников мероприятий - данные о заинтересованности учащихся тщательно фиксировались и, в случае низких показателей, в школьную администрацию поступали указания о необходимости пересмотра содержания принимаемых мер [11]. Кроме косвенных методов предотвращения разобщения школьников и способов организации их деятельности, проводились и вполне конкретные мероприятия, направленные на проверку мест скопления детей и, в некоторых случаях, их задержания до выяснения обстоятельств безнадзорного нахождения на улице [12].

Необходимо отметить, что направление интереса школьников в нужное русло давало положительные результаты: пионеры активно участвовали в акциях по сбору вещей для людей, пострадавших в ходе военных действий [13], принимали участие в операциях направленных на борьбу с безнадзорностью - следует и здесь уточнить, что для безнадзорных детей старались создать условия, которые бы естественным образом ликвидировали желание совершить побег и продолжить бродяжничество, производилась инспекция соответствующих комнат милиции, детских домов, с последующим устранением недочетов. Во многом этому способствовал соревновательный принцип - конкурсы на количество убранного урожая, собранного металлолома, произведенных простейших необходимых предметов быта подстегивали интерес школьников и придавали их труду дополнительный смысл, воздействуя на естественные потребности в самореализации.

Фактически благодаря проводимым мероприятиям и патриотическому коммунистическому воспитанию, которое находилось в центре учебных школьных программ еще до начала войны [14, с. 170], дети ощущали себя частью единого советского общества, сплотившегося для достижения общей цели. Через мотивы спасе-

ния родины, помощи родным и друзьям, оказавшимся на тыловых работах или на фронте, они осознавали свою причастность к тому, что происходило на фронтах и в тылу, что, вероятно, повышало собственную ценность их патриотической деятельности [15, с. 5].

Показателем действительной увлеченности и сознательности советских школьников могут служить данные по количеству пионеров в городе Куйбышев за 1943 год: на 28 446 учащихся 3-10 классов приходилось 22 000 пионеров, что свидетельствовало о высокой дисциплинированности и учебной трудоспособности учащихся [16]. Подобные качества проявлялись и в деятельности, направленной на помощь фронту и работникам тыла.

Ошибочным было бы полагать, что школа в годы войны являлась лишь объектом, требующим помощи от общества и государства - на деле она представляла собой субъект, использующий получаемые ресурсы для организации поддержки силам всей страны.

Как уже было указано выше, в первую очередь, школа готовила квалифицированные кадры для последующей работы на благо СССР, а также, для возможных участий в военных действиях или помощи населению при эвакуации, вероятность которой на ранних этапах войны исключать было все же нельзя.

Для этой цели проводились уроки военной подготовки - примечательно, что требование об увеличении количества часов, выделяемых на основы навыков обороны, поступило непосредственно от городского собрания учащихся г. Куйбышев - по воскресеньям устраивались так называемые «оборонные дни», которые включали в себя военные игры: вылазки, приближенные к боевой обстановке. Особое внимание уделялось на формирование у детей знаний и навыков противовоздушной обороны [17]. Подобные мероприятия проводились и вне школ - так в 1943 году в городском парке культуры и отдыха были организованы «военные городки» для школьников, где отрабатывались навыки оборонной работы, проводилось обучение основам строевого порядка, и устраивались

военные игры. Также среди школьников велась идеологическая работа: летом в парке проводились публичные чтения газетных сводок, устраивались встречи с героями войны и читались воспитательные лекции по истории России.

Также школьники часто привлекались для помощи колхозам в полевых работах и заготовке лекарственных трав, лесных ягод и грибов. Следует помнить, что используя силы учеников для осуществления необходимых сельскохозяйственных работ, администрация старалась создавать баланс между полевыми выездами и учебой, при котором первые не должны были мешать последней, потому количество трудодней было строго ограничено, а на работы ученики, чаще всего, выходили посменно. Количество часов обязательных работ было вариативным, трудодни, выработанные школьниками, включались в общий счет колхозов - это позволяло регулировать нагрузку, которую получали дети и подростки. Особая нагрузка ложилась на учащихся сельских школ - для них баланс между учебой и работой оказывался недостижимым, потому для осуществления непрерывного обучения по примеру «вечерних школ» с 1943 стали создаваться школы рабочей или колхозной молодежи очно-заочного типа обучения [6, с. 38]. Примечательно, что наиболее активно к работам привлекались учащиеся 9-10 классов, как наиболее подготовленные к физическому труду [18, с. 104].

Кроме того, уделялось время дополнительной мотивации школьников. Помимо традиционно-соревновательного характера сельскохозяйственных работ, что уже подстегивало интерес и усердие детей, в поля, где работали школьные коллективы отправлялись с концертами артбригады, а номера особо отличившихся школ и имена наиболее усердных учеников публиковались в газетах. Также, некоторым ученикам, проявившим себя наилучшим образом, выплачивались премии. К примеру, ученица школы №4 Куйбышевской области за отличные результаты по заготовке лекарственных растений получила ценный подарок в 200 рублей [19].

В целом, данные отчетов по результатам полевых работ позволяют судить об эффективности подобной политики, а также о высокой патриотической сознательности школьников: ряд учащихся старших классов вырабатывал за летний период от 200 до 350 трудодней [20, с. 33], причем одни только учащиеся старших классов Куйбышевской школы №73 во время работы в колхозе «Сене-Ял» собрали 900 арбузов и 2 тыс. ведер помидоров, что является достаточно высоким показателем [21, с. 104].

Помимо помощи колхозам, ученики школ также осуществляли вспомогательные работы на предприятиях области, организовывали отправку вещей для жителей пострадавших от военных действий регионов, беженцев и военнослужащих на фронтах. Зафиксированы случаи, когда пионерские школьные организации даже выступали инициаторами сбора средств на выпуск военной техники и иного оборудования.

Кроме проявлений патриотизма школьников в производстве материальных ценностей, можно также отметить их вклад в идеологическое воспитание своих сверстников и населения в целом: на школьных собраниях коллективно разрабатывались лозунги [22], учащиеся принимали участие в митингах [23] и соревнованиях [24], призванных поднять боевой настрой жителей города Куйбышев.

Рассматривая протоколы заседаний пионерских организаций и иных школьных объединений, можно отметить, что они придерживались принципа «Все для фронта, все для разгрома врага», хотя бы на уровне предложений и лозунгов. Например, городское собрание учащихся от 11.12.1941 года постановила, что необходимо привлечь больше людей на производства, где уже работали на тот момент учащиеся школ №1, №25 и №42 по Куйбышевской области. Собрание требовало от школьников отречься от мирных настроений, но, тем не менее, хорошо и отлично учиться, а также проводить повседневные массово-политические работы в школе.

Примечательно то, что и в административной работе на уровне постановлений партии и ГорОНО, и в пионерских организациях особая роль отводилась важности патриотического воспитания и контроля над всеми сферами жизни школьников. Их сплочение на базе институтов, предлагающих возможность самореализации путем выполнения вспомогательных тыловых работ, помимо очевидной материальной пользы, призвано было не допускать паники и создавать у младшего поколения ощущение «причастности» к событиям на фронте и предотвращало возможность разгула детской преступности и банального хулиганства на почве постоянной занятости родителей и опекунов.

Отсутствие контроля и недостаток обеспечения приводили к вполне ожидаемому разброду в среде несовершеннолетнего населения - это можно проследить на конкретных примерах. Недостаточное обеспечение детских комнат милиции, просчеты в работе пионерских организаций, скучные для школьников мероприятия вызывали широкий размах безнадзорности, что не только приводило к потере рабочей силы, но и к расшатыванию нравов у детей. Так показателен пример уча-

Фрунзе - детям при агитации было обещано обеспечение на высшем уровне, потому, при отправке на место работы они не взяли с собой практически никаких вещей, даже сменного белья. На месте их встретило невнимание со стороны рабочих и администрации завода, что в совокупности с отсутствием минимальных удобств вызвало, по свидетельству комиссии, среди школьников распространение воровства, сквернословия и увиливания от работы, а также высокую степень завшивленности [25].

Суммируя приведенные выше данные, можно заключить, что действительный патриотизм школьников города Куйбышева базировался на грамотной работе партии и администрации школ, детских домов, пионерских и городских организаций. Соблюдение дисциплина, а также четкое структурирование и упорядочивание жизни несовершеннолетнего населения города, в совокупности с возможностью самореализации, рядом поощрений и сохранением условий для нормальной жизни и деятельности детей вызывало у них ответный отклик в форме рвения при участии в тыловых работах и идеологической вовлеченности в военную жизнь страны.

стия учащихся в работе завода №24 им.

Библиографический список

1. Докладная записка облоно ВКП(б) о состоянии народного образования области в годы войны. 16 июня. 1945. СОГАСПИ. Ф. 2521. Оп. 1. Д. 76. Л. 125-130.

2. Распоряжение СНК СССР об освобождении школьных зданий, занятых организациями наркоматов. 2 января 1942 г. СОГАСПИ. Ф. 656. Оп. 20. Д. 44. Л.2.

3. Акимова Л.В. Борьба с беспризорностью в годы Великой Отечественной войны // Берегиня. 777. Сова. 2010. - №5 (7). - С. 32-33.

4. Александрова Л.А. История народного образования в посёлке Октябрьский Манту-ровского района Костромской области // Брантовка - вехи истории. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы^://ЬгаП;. ucoz.ru/index/0-6 (Дата обращения: 09.12.2019)

5. Советская школа в 1920-30-е годы // Из истории петербургского образования в ХУШ-ХХ вв. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://spbarchives.ru/spb_education_7 (Дата обращения: 09.12.2019)

6. Россинский Ю.Г. Система образования РСФСР в годы Великой отечественной войны // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2015. - №2 (23). - С. 24-39.

7. О мастерских для детей и подростков г. Куйбышева. 1943 г. СОГАСПИ. Ф. 2461. Оп. 1. Д. 689. Л. 108. Л. 69.

8. Докладная записка комиссии в составе: от Горкома комсомола - Т. Вабровицкий, от ГорОНО - Колоновский, от ВЦСПС - К.И. Рапопорт - по проверке детских площадок школ №63, №11, №26, №31. От 16. УП. 1943 г. СОГАСПИ. Ф. 2461. Оп. 1. Д. 689. Л. 82108.

9. Из протокола №289 заседания бюро ЦК ВЛКСМ от 6.09.1941 г. СОГАСПИ. Ф. 1683. Оп. 1. Д. 198. Л. 122.

10. О выплате стипендий детям фронтовиков. СОГАСПИ. Ф. 1683. Оп. 1. Д. 255. Л. 5.

11. Справка к докладу на городской комсомольской конференции отдела школ ГК ВЛКСМ о состоянии работы комсомольских и пионерских организаций города Куйбышева. 1943 г. СОГАСПИ. Ф. 2461. Оп. 1. Д. 689. Л. 33, 108.

12. Справка о внешкольной массовой работе. СОГАСПИ. Ф. 2461. Оп. 1. Д. 689. Л. 50.

13. Отчет о деятельности пионерских организаций. 1943 г. ЦГАСО. Ф. 2461. Оп. 1. Д. 689. Л. 2.

14. Вагин А. А. Методика преподавания истории в средней школе. - М., 1968. - 431 с.

15. Барбашева Л.Ю. Патриотическое воспитание: словом, делом, примером? // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. - 2017. - №2. - С. 263-279.

16. Справка о пионерах и комсомольцах города Куйбышева на 1943 г. СОГАСПИ. Ф. 2461. Оп. 1. Д. 689. Л. 28.

17. Протокол Городского собрания учащихся 8-9-10 классов от 11.12.1941. СОГАСПИ. Ф. 2461. Оп. 1. Д. 580. Л. 2.

18. Дорошева О. А. Подготовка учащихся к работам в аграрном секторе в годы Великой Отечественной войны // Известия ОГАУ. - 2005. - №6-1. - С. 103-106.

19. Список отдельных сборщиков, награжденных ценным подарком. 1944. СОГАСПИ. Ф. 1683. Д. 255. Оп. 1. Л. 52.

20. Храмков Л.В. Трудящиеся куйбышевской области в годы Великой Отечественной войны 1941-1945. Куйбышев. 1985. - 79 с.

21. Волжская коммуна. 1941. 9 октября. № 239.

22. Лозунги. СОГАСПИ. Ф. 1683. Оп. 1. Д. 198. Л. 230-231.

23. О проведении антифашистского митинга в клубе им. Дзержинского. СОГАСПИ. Ф. 2461. Оп. 1. Д. 579. Л. 1.

24. О проведении Дня физкультурника 16 июля 1944 г. СОГАСПИ. Ф. 1683. Оп. 1. Д. 24. Л. 82, 98.

25. Докладная записка товарищу Яковлеву. СОГАСПИ. Ф. 2461. Д. 2. Оп. 2. Л. 8.

PATRIOTISM AND FORMS OF IT'S MANIFESTATIONS OF SCHOOL PUPILS OF KUYBYSHEV-CITY DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

D.A. Afanasyeva, Student

Samara National Research University

(Russia, Samara)

Abstract. This article dedicated to exploring patriotic sentiments of school pupils in Kuyby-shev-city during the Great Patriotic War. Author described the system of assistance to children by schools and pioneering organizations in situation of war, and also ways of pupil's patriotic sentiments development. In this article it was found that help from school pupils was very important for the city, region and even whole country in years of WWII.

Keywords: Great Patriotic War, Kuybyshev, logistic processes, pedagogics, patriotism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.